Постановление Конституционного суда Республики Коми
от 10 сентября 1996 г.
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 18 Закона Республики Коми от 12 октября 1994 года "Об органах исполнительной власти в Республике Коми"
Конституционный Суд Республики Коми в составе: председательствующего Председателя Суда Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова,
с участием представителя стороны, направившей жалобу в Конституционный Суд Республики Коми, А.А.Бахтина - генерального директора АО "Бакалея"; представителей стороны, принявшей оспариваемый акт: В.А.Потолицына - председателя Комитета по законодательству и депутатской этике Государственного Совета Республики Коми, С.К.Елькина - заведующего сектором отдела законодательства государственного Совета Республики Коми, руководствуясь частью 4 статьи 100 Конституции Республики Коми, пунктом 3 части 1, частями 2 и 3 статьи 3, статьями 32, 68, 90, 91 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде республики Коми",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности части 1 статьи 18 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми".
Поводом к рассмотрению дела явилась коллективная жалоба акционеров АО "Бакалея" на нарушение их конституционных прав и свобод частью 1 статьи 18 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми". По мнению заявителей, данная форма не соответствует статье 80 Конституции Республики Коми, так как лишает их права обратиться с иском к Правительству Республики Коми о возмещении причиненного ущерба.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемая заявителем норма Конституции Республики Коми.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Ю.В.Гаврюсова, объяснения представителей сторон, а также приглашенных на заседание представителей Главы Республики Коми, Прокуратуры, Высшего арбитражного суда Республики Коми, исследовав имеющиеся материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
1. В 1995 году АО "Бакалея" обратилось с иском в Высший арбитражный суд Республики Коми о взыскании с Правительства Республики Коми 45632,5 млн. рублей убытков в виде неполученной прибыли, причиненных невыделением кредитов под завоз товаров народного потребления, распределяемых в централизованном порядке, а также закупаемых в счет федеральных продовольственных фондов.
Решением Высшего арбитражного суда Республики Коми от 15 июня 1995 года в иске отказано, так как в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" Правительство Республики Коми является совещательным органом при Главе Республики Коми и не может являться ответчиком в судебном заседании.
Полагая, что часть 1 статьи 18 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" противоречит статье 80 Конституции Республики Коми и нормам Конституции Российской Федерации, граждане - акционеры АО "Бакалея" обратились в Конституционный Суд Республики Коми с жалобой на нарушение своих конституционных прав на справедливое разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом.
2. В соответствии со статьей 90 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" жалоба граждан - акционеров АО "Бакалея" является допустимой, поскольку сложившаяся неопределенность в понимании статуса Правительства Республики Коми не позволила им определить бесспорного ответчика по делу и реализовать право на судебную защиту.
Право на обращение в суд за защитой своих прав и свобод является конституционным правом. Оно предусмотрено статьей 50 Конституции Республики Коми, статьей 46 Конституции Российской Федерации, статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, который на основании пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации является составной частью российской правовой системы.
3. Структура и полномочия органов исполнительной власти Республики Коми существенно отличаются от федеральной, но такое положение не противоречит Конституции Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
На основании статьи 80 Конституции Республики Коми исполнительную власть в Республике Коми осуществляют Глава Республики Коми, возглавляемое им Правительство, а также входящие в систему исполнительной власти Республики Коми местные администрации как органы государственного управления, осуществляющие исполнительные и распорядительные функции и обеспечивающие права и законные интересы граждан на соответствующей территории. Глава Республики Коми является главой государства. Таким образом, Глава Республики Коми одновременно является главой исполнительной власти. В соответствии с Конституцией он возглавляет систему органов государственного управления Республики Коми; с согласия Государственного Совета назначает и освобождает от должности заместителей Главы Республики Коми, министра финансов Республики Коми; формирует Правительство, назначает и освобождает от должности министров и руководителей иных органов государственного управления республики; в пределах своих полномочий издает указы и распоряжения.
По мнению авторов Конституции Республики Коми, исполнительная власть в Республике Коми строится на принципе единоначалия, поэтому в Основном Законе не изложены полномочия Правительства. Они отражены в Законе Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми".
В соответствии с частью 1 статьи 18 этого Закона Правительство Республики Коми является совещательным органом при главе Республики Коми и образуется в целях предварительного рассмотрения наиболее важных и сложных проблем жизни республики. На основании частей 2 и 3 статьи 21 данного Закона решения Правительства Республики Коми носят рекомендательный характер и реализуются в форме указов и распоряжений Главы Республики Коми. В случае разногласия между Главой Республики Коми и Правительством Республики Коми Глава Республики Коми проводит в жизнь свое решение.
О том, что Правительство Республики Коми имеет иной статус, чем ранее существовавший Совет Министров Республики Коми свидетельствует статья 13 Закона Республики Коми "О порядке введения в действие Конституции Республики Коми", часть 2 которой гласит: "Глава Республики Коми является правопреемником Совета Министров Республики Коми".
Таким образом, часть 1 статьи 18 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" не противоречит статье 80 Конституции Республики Коми. Статья 18 указанного Закона лишь развивает соответствующие положения Конституции Республики Коми.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 66, статьями 67, 69, 73, 74, и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми постановил:
1. Признать часть 1 статьи 18 Закона Республики Коми от 12 октября 1994 года "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" соответствующей Конституции Республики Коми, ее статье 80.
2. Настоящее постановление окончательно, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Коми.
Конституционный Суд
Республики Коми
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 10 сентября 1996 г. "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 18 Закона Республики Коми от 12 октября 1994 года "Об органах исполнительной власти в Республике Коми"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 1996 г., N 4