Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Административный регламент
исполнения государственной функции по проведению проверок при осуществлении контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности
(утв. Указом Главы Республики Коми от 15 сентября 2011 г. N 136)
I. Общие положения
1. Административный регламент исполнения государственной функции по проведению проверок при осуществлении контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности (далее соответственно - государственная функция, лицензионный контроль) устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий Министерства образования Республики Коми, порядок взаимодействия между должностными лицами Министерства образования Республики Коми и юридическими лицами при осуществлении полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 28.1 Закона Российской Федерации "Об образовании".
2. Исполнителем государственной функции является Министерство образования Республики Коми (далее - Министерство).
2.1. Исполнение государственной функции осуществляется должностными лицами Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства (далее - Управление) в соответствии с утвержденными в установленном порядке должностными регламентами специалистов Управления.
К должностным лицам, уполномоченным приказом Министерства на проведение проверки, относятся начальник Управления, руководители структурных подразделений Управления и специалисты Управления, должностными регламентами которых предусмотрено проведение проверки, лицензионного контроля.
2.2. К проведению мероприятий по лицензионному контролю привлекаются эксперты и экспертные организации, аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании приказа Министерства и в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами.
Решение о привлечении экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по лицензионному контролю принимается Министерством на основании результатов их отбора из числа экспертов и экспертных организаций, аккредитованных на соответствующий вид деятельности. Отбор экспертов и экспертных организаций для привлечения их к проведению мероприятий по лицензионному контролю осуществляется в соответствии с критериями отбора, установленными Министерством и размещенными на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" не позднее 5 дней со дня установления их Министерством.
В соответствии с условиями гражданско-правового договора, заключенного с экспертом, эксперту выплачивается вознаграждение и возмещаются расходы по проезду до места нахождения организации, в отношении которой проводится мероприятие по лицензионному контролю, и обратно до места жительства эксперта, а также расходы по найму жилого помещения за период проживания вне постоянного места жительства в связи с проведением мероприятия по лицензионному контролю.
В соответствии с условиями гражданско-правового договора, заключенного с экспертной организацией, экспертной организации возмещаются расходы на проведение ее представителями мероприятий по лицензионному контролю.
Требования к экспертам и экспертным организациям, привлекаемым к проведению мероприятий по лицензионному контролю, утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.
3. Исполнение государственной функции обеспечивается в соответствии с:
1) Конституцией Российской Федерации (Российская газета, 1993, 25 декабря; Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 1, ст. 2);
2) Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 18, ст. 1721; 2003, N 27, ст. 2700, ст. 2717; N 46, ст. 4440; N 50, ст. 4847; 2004, N 31, ст. 3229; 2005, N 13, ст. 1077; N 30, ст. 3131; N 50, ст. 5247; 2006, N 31, ст. 3420; 2007, N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007; N 41, ст. 4845; 2008, N 52, ст. 6227; 2009, N 23, ст. 2776);
3) Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 6, ст. 793);
4) Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060);
5) Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140);
6) Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2716);
7) постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5824);
8) постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 г. N 164 "Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 12, ст. 1641);
9) постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N 174 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 54);
10) приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141) (Российская газета, 2009, N 85, 14 мая);
11) Законом Республики Коми от 6 октября 2006 г. N 92-РЗ "Об образовании" (Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми, 2007, N 2, ст. 4695);
12) Законом Республики Коми от 6 июля 2009 г. N 66-РЗ "О некоторых вопросах в области организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территории Республики Коми" (Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми, 2009, N 21, ст. 372);
13) Законом Республики Коми от 23 декабря 2009 г. N 133-РЗ "О некоторых вопросах в сфере регулирования государственных услуг (функций) в Республике Коми" (Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми, 2009, N 49, ст. 996; 2010, N 44, ст. 1018);
14) Законом Республики Коми от 11 мая 2010 г. N 47-РЗ "О реализации права граждан на обращение в Республике Коми" (Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми, 2010, N 17, ст. 387);
15) Указом Главы Республики Коми от 19 апреля 2010 г. N 54 "О Министерстве образования Республики Коми" (Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми, 2010, N 15, ст. 276);
16) постановлением Правительства Республики Коми от 19 апреля 2010 г. N 101 "О наделении Министерства образования Республики Коми отдельными полномочиями в области образования и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Коми" (Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми, 2010, N 14, ст. 266).
4. Государственная функция исполняется специалистами Управления посредством проведения плановых и внеплановых проверок в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Законом Российской Федерации "Об образовании".
5. В ходе проверки устанавливаются следующие лицензионные требования и условия при осуществлении образовательной деятельности:
1) наличие лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
2) наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
3) наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
4) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
5) соблюдение лицензиатом установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к организации образовательного процесса.
6. Плановые проверки лицензиатов проводятся на основании включения их в ежегодный план проведения плановых проверок, который согласовывается с органами прокуратуры.
6.1. Внеплановые проверки в отношении лицензиатов проводятся при наличии оснований, указанных в подпункте 15.2 пункта 15 настоящего Административного регламента.
6.2. Плановые и внеплановые проверки по исполнению государственной функции проводятся в форме выездной проверки и (или) документарной проверки.
7. Результатом исполнения государственной функции является обеспечение соблюдения законодательства в области образования при осуществлении образовательной деятельности лицензиатом, лицензионных требований и условий.
Конечным результатом исполнения государственной функции является составление по результатам проверок актов, а в случае выявления в ходе проверок нарушений - выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных в результате проверок нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности и контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки, принятие мер по контролю за устранением выявленных нарушений, а также мер по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
8. Описание результатов исполнения государственной функции.
8.1. По результатам проведенной проверки (плановой или внеплановой) лицензиату выдается акт проверки лицензионных требований и условий (далее - акт проверки), к которому прилагаются экспертные заключения, подготовленные экспертами и представителями экспертных организаций, принимавших участие в проверке.
В случае выявления в ходе проверки нарушений (грубых нарушений) лицензионных требований и условий Министерство выдает лицензиату и (или) его учредителю предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, срок исполнения которого не может превышать 6 месяцев.
Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются:
а) нарушение лицензионных требований и условий, установленных подпунктами 1, 2 и 4 пункта 5 настоящего Административного регламента;
б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий подпунктов 3 и 5 пункта 5 настоящего Административного регламента, а также перечень нарушений, установленных частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
8.2. Лицензиат и (или) его учредитель представляют в Министерство отчет об исполнении предписания до истечения срока, указанного в предписании, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие его исполнение.
В случае неисполнения указанного предписания лицензиатом и (или) его учредителем (в том числе если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в Министерство до истечения срока, установленного в предписании, или представленный отчет не подтверждает исполнение в указанный в предписании срок) Министерство возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и приостанавливает действие лицензии полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности филиала лицензиата на срок, не превышающий 6 месяцев.
II. Требования к порядку исполнения государственной функции
9. Информирование о правилах исполнения государственной функции осуществляется специалистами Управления:
1) непосредственно в отделе лицензирования и государственной аккредитации и в отделе надзора и контроля в сфере образования при личном обращении граждан;
2) с использованием средств телефонной, факсимильной и почтовой связи (по письменным обращениям граждан);
3) посредством электронной почты;
4) посредством издания информационных материалов;
5) на официальном сайте Министерства в сети "Интернет".
9.1. График (режим) работы специалистов Управления:
понедельник - четверг с 9 часов 00 минут до 17 часов 15 минут, пятница с 9 часов 00 минут до 15 часов 45 минут;
перерыв с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут;
выходные дни - суббота и воскресенье. Телефон Управления: (8212) 25-70-30.
9.2. Местонахождение Управления:
167982, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Карла Маркса, д. 210.
Почтовый адрес Управления:
167982, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Карла Маркса, д. 210, Министерство образования Республики Коми, Управление по надзору и контролю в сфере образования.
Адрес электронной почты: Министерства - minedukomi@yandex.ru, Управления - obrnadzorkomi@yandex.ru.
Адрес официального сайта Министерства: www.komiedu.ru.
9.3. При ответах на телефонные звонки и устные обращения граждан специалисты Управления подробно и в вежливой (корректной) форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании отдела Управления, в который позвонил гражданин, фамилии, имени, отчестве и должности специалиста Управления, принявшего звонок. При невозможности специалиста Управления, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы телефонный звонок должен быть переадресован заведующему сектором или начальнику Управления.
9.4. Если обращение за информацией или консультацией осуществляется в письменной форме, то ответ на обращение направляется по почте в адрес заявителя в срок, не превышающий 30 дней с даты регистрации письменного обращения в Министерстве. Ответ на письменное обращение дается в форме делового письма с указанием фамилии, имени и отчества, номера телефона специалиста Управления, оформившего проект ответа. Ответ на письменное обращение подписывает начальник Управления (в период отсутствия - лицо, его замещающее) (далее - начальник Управления).
9.5. Информация об исполнении государственной функции, размещаемая на информационных стендах в Управлении, на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" (www.komiedu.ru), на портале государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Коми (pgu.rkomi.ru) и на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (gosuslugi.ru):
а) извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность Министерства по исполнению государственной функции;
б) текст настоящего Административного регламента.
10. Сроки исполнения государственной функции.
10.1. Продолжительность проверки лицензиата не может превышать 20 рабочих дней.
10.2. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц Министерства, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен министром образования (лицом, его замещающим) (далее - министр образования), но не более чем на 20 рабочих дней.
11. Основания для приостановления или прекращения исполнения государственной функции.
11.1. Оснований для приостановления исполнения государственной функции законодательством не предусмотрено.
12. Требования к местам исполнения государственной функции.
12.1. Вход в здание оборудуется табличкой с полным наименованием Министерства.
12.2. В помещении, предназначенном для исполнения государственной функции (или в холле здания), располагаются информационные стенды, на которых размещается необходимая информация по вопросам исполнения государственной функции, в том числе извлечения из нормативных правовых актов, содержащие нормы, регулирующие исполнение государственной функции, блок-схема последовательности действий при исполнении государственной функции.
12.3. Кабинеты обеспечиваются необходимым оборудованием (компьютерами, средствами электронно-вычислительной техники, средствами связи, оргтехникой), канцелярскими принадлежностями, информационными и справочными материалами, стульями и столами; места ожидания обеспечиваются стульями, столом для заполнения документов.
12.4. Все кабинеты (помещения) в здании обозначаются информационными табличками с указанием номеров кабинетов и названий структурных подразделений Управления.
12.5. В здании предусматриваются места общественного пользования (туалеты) и хранения верхней одежды посетителей.
13. Исполнение государственной функции осуществляется бесплатно.
III. Административные процедуры
14. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
1) планирование и подготовка к проведению проверки;
2) проведение проверки;
3) оформление результатов проверки;
4) принятие мер в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки;
5) внесение сведений в федеральную информационную систему учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования.
Блок-схема исполнения государственной функции приводится в приложении 1 к настоящему Административному регламенту.
14.1. Административная процедура проведения Управлением проверок при осуществлении государственной функции проводится в форме плановых и внеплановых проверок.
Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Организация документарной проверки (плановой, внеплановой) проводится по месту нахождения Министерства путем изучения документов и сведений, имеющихся в Министерстве, представленных лицензиатами и другими лицами, а также путем анализа информации, размещенной на официальных сайтах образовательных учреждений в сети "Интернет" в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Выездные проверки проводятся по месту нахождения, ведения деятельности лицензиатов.
15. Планирование и подготовка к проведению проверки.
15.1. Плановая проверка проводится на основании ежегодного плана проведения плановых проверок, являющегося составной частью Плана работы Министерства, утвержденного министром образования на очередной календарный год, в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является:
1) истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;
2) истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;
3) истечение установленного Правительством Российской Федерации срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сфере образования.
Утвержденный министром образования и согласованный в установленном порядке с органами прокуратуры план проведения проверок (до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок) доводится до сведения лицензиата посредством размещения в сети "Интернет" не позднее 1 января года, следующего за отчетным годом.
В плане проведения проверок указываются:
1) наименования лицензиата и (или) его учредителя, деятельность которых подлежит плановой проверке;
2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;
3) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;
4) полное наименование Управления с указанием должностного лица (лиц), ответственного(ных) за проведение плановой проверки.
15.2. Внеплановые выездные проверки лицензиата проводятся по решению министра образования при наличии одного из следующих оснований:
1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) министра образования, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
5) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа.
Организация подготовки проведения внеплановой проверки осуществляется в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
15.3. Не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Министерство, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в подпункте 15.2 пункта 15 настоящего Административного регламента.
15.4. При подготовке к проведению плановой проверки издается приказ Министерства о ее проведении (далее - приказ), который подписывается министром образования.
При подготовке к проведению внеплановой проверки приказ министра образования издается в течение 1 рабочего дня, следующего за днем, когда Министерству стало известно о наличии обстоятельств, указанных в подпункте 15.2 пункта 15 настоящего Административного регламента.
В приказе указываются:
1) полное наименование Министерства и Управления;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов и представителей экспертных организаций, отвечающих требованиям подпункта 2.2 пункта 2 настоящего Административного регламента;
3) наименование лицензиата и фамилия, имя, отчество должностного лица (должностных лиц) его возглавляющего(их);
4) цели, задачи, предмет проверки, срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;
6) даты начала и окончания проверки;
7) сроки проведения и перечень мероприятий по лицензионному контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
8) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля;
9) перечень документов, представление которых лицензиатом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
15.5. О проведении плановой проверки лицензиат уведомляется Управлением не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии приказа министра образования о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении согласно приложению 2 к настоящему Административному регламенту или иным доступным способом.
15.6. О проведении внеплановой проверки лицензиат уведомляется Управлением в порядке, установленном статьей 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
15.6.1. Внеплановая выездная проверка может быть проведена Управлением по основанию, указанному в подпункте 2 подпункта 15.2 пункта 15 настоящего Административного регламента, после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту лицензируемого вида деятельности.
15.6.2. Управление проводит внеплановую выездную проверку по основанию, указанному в подпункте 2 подпункта 15.2 пункта 15 настоящего Административного регламента, без направления предварительного уведомления лицензиату.
15.7. Результат административной процедуры:
1) утвержден министром образования согласованный с органами прокуратуры план проведения плановых проверок либо получена от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, от организаций и граждан информация, подтверждаемая документами, свидетельствующими о наличии признаков грубых нарушений лицензиатами лицензионных требований и условий;
2) издан приказ министром образования о проведении плановой или внеплановой проверки;
3) лицензиат уведомлен о начале проведения плановой или внеплановой проверки.
16. Проведение проверки.
16.1. Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проверки (как плановой, так и внеплановой), является приказ министра образования.
Копия приказа, заверенная печатью Министерства, вручается под роспись должностным лицом Управления, проводящим проверку, руководителю или иному уполномоченному должностному лицу лицензиата (его представителю) одновременно с предъявлением служебного удостоверения.
16.2. Проверка осуществляется должностным лицом (лицами) Управления, указанным(ми) в приказе.
16.3. Проверка проводится в сроки, указанные в приказе.
Продолжительность проверки лицензиата не может превышать 20 рабочих дней.
В случае, указанном в подпункте 10.2 пункта 10 настоящего Административного регламента, срок проверки продлевается министром образования не более чем на 20 рабочих дней.
16.4. Предметом проверки соблюдения лицензионных требований и условий является изучение, анализ и экспертиза сведений, содержащихся в документах лицензиата, экспертиза объектов, осмотр объектов (при выездной проверке), используемых при осуществлении образовательной деятельности.
16.5. Лица, уполномоченные на проведение проверки, с целью проведения мероприятий по лицензионному контролю запрашивают документы и материалы по вопросам, указанным в приказе, а также устные и письменные объяснения уполномоченных должностных лиц и иных работников лицензиата по вопросам, подлежащим проверке, и имеют право:
1) посещать лицензиата в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при предъявлении копии приказа министра образования о проведении проверки и служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);
2) осуществлять анализ и экспертизу документов и материалов, характеризующих деятельность лицензиата по вопросам, подлежащим проверке, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов;
3) проводить осмотр и экспертизу объектов, используемых при осуществлении образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий);
4) проводить рассмотрение и экспертизу учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса;
5) проводить наблюдение за ходом образовательного процесса, в том числе за использованием в образовательном процессе указанных в подпунктах 3 и 4 настоящего пункта объектов, документации, литературы, иных ресурсов и средств;
6) проводить беседы с обучающимися, воспитанниками лицензиата, их родителями (законными представителями) и работниками лицензиата по вопросам, подлежащим проверке. При этом беседы с несовершеннолетними обучающимися или воспитанниками проводятся в присутствии их родителей (законных представителей).
16.6. Должностные лица Управления, уполномоченные на проведение проверки, эксперты и представители экспертных организаций обязаны соблюдать ограничения при проведении проверки, установленные статьей 15 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
16.7. Результат административной процедуры - проверка проведена.
17. Оформление результатов проверки.
17.1. Результаты проверки оформляются актом проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности (далее - акт проверки) по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141, в двух экземплярах, к которому прилагаются экспертные заключения, подготовленные экспертами и представителями экспертных организаций, принимавшими участие в проверке.
В акте проверки указываются следующие сведения:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) полное наименование Министерства и Управления;
3) дата и номер приказа министра образования, на основании которого проведена проверка;
4) фамилия, имя, отчество, должность специалиста(ов) Управления, проводившего(их) проверку;
5) наименование лицензиата, фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя лицензиата, присутствовавших при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя лицензиата, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у лицензиата указанного журнала;
9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
17.2. К акту проверки прилагаются заключения (протоколы) проведенных экспертиз, объяснения должностных лиц, ответственных за нарушения лицензионных требований и условий, и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
17.3. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю или уполномоченному представителю лицензиата под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя организации, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется в течение одного рабочего дня с даты его оформления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в лицензионном деле Министерства.
17.4. В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных испытаний, исследований специальных экспертиз или расследований, акт проверки составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения мероприятий проверки, и вручается руководителю или уполномоченному представителю лицензиата под расписку либо направляется в течение одного рабочего дня с даты его составления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в лицензионном деле Министерства.
17.5. Лицензиат, в отношении которого проводилась проверка, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 (пятнадцати) дней с даты получения акта проверки вправе представить в Управление в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.
При этом лицензиат вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Управление.
17.5.1. Письменное возражение лицензиата в день его получения регистрируется в Управлении и рассматривается начальником Управления в течение 3 рабочих дней со дня его регистрации.
По результатам рассмотрения возражения лицензиату в течение 3 рабочих дней со дня его рассмотрения направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении информация о результатах рассмотрения возражения.
Информация прилагается к отчету о проведении проверки и учитывается при принятии Министерством решения по результатам проверки.
17.6. По завершении плановой или внеплановой проверки проверяющий(ие) производит(ят) запись о результатах проведенной проверки в журнале учета проверок в течение 1 дня со дня завершения указанных проверок.
17.7. На основании акта проверки и экспертных заключений в течение 5 дней со дня его подписания составляется отчет о проведении проверки, который утверждается министром образования в пределах указанного срока. В отчете о проведении проверки указываются нарушения, выявленные при проведении проверки, и меры, которые необходимо принять в отношении фактов таких нарушений и совершивших их должностных лиц.
17.8. Результат административной процедуры:
1) составление акта проверки и внесение записи в журнал учета проверок;
2) экземпляр акта проверки вручен лицензиату, в отношении которого проводилась проверка, или направлен ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
3) составление отчета о проведении проверки.
18. Принятие мер в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки.
18.1. По результатам проверки Министерство принимает меры, предусмотренные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", Законом Российской Федерации "Об образовании" и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
18.2. По решению министра образования информация о нарушении лицензионных требований и условий и материалы проверки направляются в соответствующие правоохранительные органы, в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми и учредителю лицензиата.
18.3. По результатам проверки в случае выявления нарушений лицензионных требований и условий должностное лицо Управления в течение 5 дней со дня подписания акта проверки выдает лицензиату предписание об устранении выявленных нарушений (далее - предписание) по форме согласно приложению 3 к настоящему Административному регламенту.
18.4. Предписание является обязательным для исполнения лицензиатом. В предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать 6 месяцев. Лицензиат в случае выдачи предписания представляет в Управление отчет об исполнении предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие его исполнение.
18.4.1. В случае неисполнения указанного предписания лицензиатом и (или) его учредителем (в том числе если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в Министерство до истечении срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнением в установленный срок указанного предписания) Министерство возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и приостанавливает действие лицензии полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности филиала лицензиата, места осуществления образовательной деятельности на срок, не превышающий шести месяцев.
18.5. Приостановление, возобновление действия лицензии осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
18.6. В случае если до истечения срока приостановления действия лицензии лицензиат и (или) его учредитель представили в Министерство документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которых явилось основанием для приостановления действия лицензии, Министерство возобновляет действие лицензии.
18.7. В случае, если такие документы не представлены лицензиатом и (или) его учредителем в Министерство до истечения срока приостановления действия лицензии или представленные документы не подтверждают исполнение указанного предписания, Министерство обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Приостановление действия лицензии продлевается на период до вступления в законную силу решения суда.
Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления Министерства.
18.8. Результат административной процедуры:
1) приняты меры в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки;
2) выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) отчет лицензиата об исполнении предписания об устранении выявленных нарушений.
19. Внесение сведений в федеральную информационную систему учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования.
19.1. Министерство в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии направляет копию документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по месту нахождения лицензиата.
19.2. Запись о приостановлении действия лицензии вносится в реестр лицензий Министерства в течение 3 дней со дня принятия Министерством такого решения.
19.3. Результаты плановой и внеплановой проверки вносятся в течение 10 дней после ее завершения специалистом Управления в федеральную информационную систему учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования.
19.4. Управление осуществляет наблюдение, анализ и прогнозирование состояния исполнения лицензионных требований и условий, анализ публикаций в средствах массовой информации, на официальном сайте в сети "Интернет".
19.5. Итоговая информация об исполнении лицензионных требований и условий готовится не позднее 15 января года, следующего за отчетным годом, начальником отдела надзора и контроля в сфере образования на основании свода и анализа информации, содержащейся в федеральной информационной системе учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования и в актах проверок, проведенных Управлением.
19.6. Проект информации согласовывается начальником Управления, обобщается в докладе об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования, представляется на коллегии Министерства не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, и утверждается министром образования.
19.7. Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования размещается на официальном сайте Министерства в сети "Интернет".
19.8. Результат административной процедуры:
1) внесение в реестр лицензий информации о приостановлении действия лицензии;
2) внесение результатов проверок в федеральную информационную систему учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования.
IV. Порядок и формы контроля за исполнением Административного регламента
20. Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами Управления положений Административного регламента, а также принятием решений должностными лицами Управления в ходе исполнения государственной функции.
Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению государственной функции, и принятием решений осуществляется министром образования.
21. Ежеквартально, по мере предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки и Прокуратуру Республики Коми отчетов о результатах проверки, министром образования осуществляется текущий контроль исполнения государственной функции.
22. Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством исполнения государственной функции.
Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав заявителей, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц Управления.
По результатам проверок в случае выявления нарушений прав заявителей осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проверка полноты и качества исполнения государственной функции осуществляется на основании приказов министра образования.
При проверке рассматриваются все вопросы, связанные с исполнением государственной функции, или отдельные вопросы по ее предоставлению.
Плановые проверки полноты и качества исполнения государственной функции осуществляются путем проведения анализа еженедельных отчетов Министерства и ежеквартальных отчетов для Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), а также заслушивания начальника Управления на совещаниях Министерства о выполнении ежемесячного плана-графика осуществления лицензионного контроля.
Внеплановые проверки за полнотой и качеством исполнения государственной функции проводятся министром образования (уполномоченным им лицом) в случае поступления в Министерство соответствующих жалоб на действия (бездействие) должностных лиц и специалистов Управления.
23. Ответственность должностных лиц за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе исполнения государственной функции.
Должностные лица Управления в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявление об обжаловании действий (бездействия) Управления и его должностных лиц подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
V. Порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции
24. Лицензиаты, в отношении которых проводится (проводилась) проверка, либо их уполномоченные представители, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане, направившие информацию о наличии признаков нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности (далее - заявители), имеют право на обжалование действий или бездействия, а также принимаемых при исполнении государственной функции решений должностных лиц Министерства в досудебном и судебном порядке.
25. Заявители могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях или бездействии должностных лиц и специалистов Управления, нарушении положений настоящего Административного регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики, а также о принимаемых при исполнении государственной функции решениях должностных лиц и специалистов Управления министру во время личной встречи (приема), путем направления письменного обращения, жалобы (претензии).
26. Основанием для начала процедуры досудебного обжалования является устная жалоба заявителя на личном приеме у министра образования или направление заинтересованным лицом письменной жалобы, в том числе в форме электронного документа по адресу электронной почты, на действия (бездействие) должностных лиц Управления министру образования.
Рекомендуемая форма письменной жалобы приведена в приложении 4 к настоящему Административному регламенту.
27. Специалист Министерства, осуществляющий запись заявителя на личный прием к министру образования, его заместителю, начальнику Управления, информирует о дате, времени, месте приема, фамилии, имени и отчестве должностного лица, осуществляющего личный прием.
При личном приеме заявитель предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
Содержание устной жалобы, а также сведения о заявителе, обратившемся с устной жалобой, заносятся в карточку личного приема заявителя. Если изложенные в устной жалобе факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на жалобу с согласия заявителя дается устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема заявителя.
В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов.
28. При обращении заявителей в письменной форме срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней со дня регистрации такого обращения.
Письменное обращение (жалоба) подлежит обязательной регистрации в течение одного дня со дня поступления обращения в Министерство.
29. По результатам рассмотрения обращения (жалобы) министром образования принимается решение об удовлетворении требований заявителя, об отказе в удовлетворении жалобы либо решение о прекращении рассмотрения обращения в связи с заявлением гражданина о прекращении рассмотрения обращения.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения обращения (жалобы), направляется по почтовому адресу, в том числе и в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.
30. Если в письменном обращении (жалобе) не указаны фамилия заявителя, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
31. При получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, министр образования вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заявителю в пятидневный срок со дня регистрации обращения о недопустимости злоупотребления правом.
В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения в Министерстве сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
В случае, если в письменном обращении заявителя содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направленными обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, министр образования вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении заявитель, направивший обращение, уведомляется Министерством в пятидневный срок со дня регистрации такого обращения.
Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, заявителю, направившему обращение, в течение 5 дней со дня регистрации обращения сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить обращение в Министерство.
32. Заявитель вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, а также действия или бездействие должностных лиц Министерства и Управления в судебном порядке в установленные законодательством Российской Федерации сроки.
Порядок подачи, рассмотрения и разрешения жалоб, направляемых в суды, определяются Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.