Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная республиканская целевая программа
"Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия Республики Коми (2011-2015 годы)"
(утв. постановлением Правительства Республики Коми от 14 сентября 2010 г. N 308)
Паспорт
долгосрочной республиканской целевой программы "Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия Республики Коми (2011-2015 годы)"
Наименование Программы |
долгосрочная республиканская целевая программа "Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия Республики Коми (2011-2015 годы)" |
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Республики Коми от 26 августа 2010 г. N 379-р |
Заказчик Программы |
Министерство культуры Республики Коми |
Разработчик Программы |
Министерство культуры Республики Коми |
Исполнители Программы |
Министерство культуры Республики Коми; Министерство образования Республики Коми |
Цель Программы |
сохранение историко-культурного наследия - основы культурного потенциала, самобытности и самоидентификации Республики Коми как самостоятельного субъекта Российской Федерации и обеспечение доступа населения к объектам культурного наследия |
Задачи Программы |
обеспечение сохранности объектов культурного наследия и создание условий для их рационального использования и успешной интеграции в социально-экономическую и культурную жизнь; формирование системы государственного учета объектов культурного наследия Республики Коми; популяризация объектов культурного наследия регионального значения |
Сроки реализации Программы |
2011-2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
в целом на реализацию Программы потребуется 78484,0 тыс. рублей из республиканского бюджета Республики Коми, в том числе по годам: 2011 - 9097,0 тыс. рублей; 2012 - 10975,0 тыс. рублей; 2013 - 14460,0 тыс. рублей; 2014 - 19910,0 тыс. рублей; 2015 - 24042,0 тыс. рублей. |
Целевые показатели (индикаторы) Программы |
доля объектов культурного наследия, являющихся государственной собственностью Республики Коми и находящихся в удовлетворительном или хорошем состоянии (%); количество объектов, на которых проведены спасательные полевые археологические работы (единиц в год); количество обследованных памятников истории и культуры (единиц в год); количество подготовленных паспортов памятников истории и культуры (единиц в год); доля объектов, состоящих под государственной охраной, по которым в полном объеме предоставлена информация на интернет-сайте "Памятники истории и культуры Республики Коми" (%); количество мероприятий по пропаганде объектов культурного наследия, включенных в программы повышения квалификации учителей истории и других гуманитарных дисциплин (единиц в год); количество специализированных изданий научной, научно-популярной литературы, популяризирующих объекты историко-культурного наследия Республики Коми (единиц в год); количество телепередач, информационно-просветительских проектов по пропаганде объектов историко-культурного наследия Республики Коми (единиц в год). |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, оценка приоритетности и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Сохранение историко-культурного наследия (объектов недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектов науки и техники и иных предметов материальной культуры, возникших в результате исторических событий, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющихся подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры) как основного фактора духовного, культурного, социального и экономического капитала нации является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации и Республики Коми.
Материальные памятники истории и культуры, в которых воплощено общее прошлое народов России, являются одной из основ укрепления единого культурного пространства страны как фактора сохранения ее государственной целостности, преодоления изоляционистских и сепаратистских тенденций, и поэтому не случайно в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537) определено, что национальную безопасность обеспечивает в том числе и сохранение культурного и духовного наследия. Усиление направленности работы по повышению эффективности охраны памятников истории и культуры, их рационального использования, обеспечения доступности объектов культурного наследия для граждан, привлечения инвестиций для их реставрации подчеркнуто в поручении Президента Российской Федерации органам исполнительной власти Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и президиума Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству 18 сентября 2009 года.
Как первоочередные, приоритетные задачи, способствующие развитию культурного потенциала нашей республики в Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45, определены сохранение культурного наследия Республики Коми и обеспечение всеобщей доступности к культурным ценностям.
Важным шагом в сфере сохранения культурного наследия стало принятие федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. N 740, благодаря реализации которой удалось добиться расширения участия государства в финансировании реставрации объектов культурного наследия, что позволило предотвратить утрату целого ряда памятников истории и культуры в Республике Коми.
Указанная федеральная программа, прежде всего, направлена на сохранение, использование и популяризацию памятников, находящихся в федеральной собственности, государственную охрану объектов культурного наследия федерального значения, располагающихся на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе и в Республике Коми.
Вместе с тем в сохранении нуждается значительно большее количество памятников истории и культуры Республики Коми. Сегодня в республике зафиксировано 1345 объектов культурного наследия.
Основными проблемами в сфере сохранения и государственной охраны недвижимых памятников истории и культуры являются:
1. Высокая степень амортизации значительного числа зданий и сооружений (более 60 процентов - в целом по республике), являющихся объектами культурного наследия, что приводит к возникновению реальной угрозы утраты части памятников.
2. Почти полное отсутствие внимания к спасательным полевым археологическим работам, то есть исследованиям, направленным на сохранение объектов археологического наследия, - самых массовых в количественном отношении памятниках (1031 объект). Между тем памятники археологии, связанные с этногенезом народа коми, являются самыми уязвимыми по отношению к разрушительным силам природы и противоправным действиям человека.
3. Отсутствие налаженной системы государственного учета объектов культурного наследия - основы государственной охраны, сохранения, использования и популяризации памятников истории и культуры. Особенно актуальным является проведение мониторинговых исследований памятников истории и культуры для определения их реального состояния и количественного состава. Информация, которой сегодня располагают органы государственной власти о состоянии, месторасположении, правах собственности, аренды на памятники истории и культуры, не полная и требует существенного дополнения.
4. Эпизодичность и малочисленность мероприятий по популяризации и пропаганде объектов культурного наследия республики, включая отсутствие специальных обучающих курсов в рамках реализации общеобразовательных программ и программ повышения квалификации учителей истории, краеведения и других гуманитарных дисциплин, направленных на формирование чувства гордости за свое наследие. Как следствие, малая информированность значительной части молодежи, взрослого населения республики и ее гостей о памятниках Коми края.
Комплексное решение указанных проблем программно-целевым методом с учетом сложившейся ситуации в указанной области деятельности позволит избежать таких негативных последствий, как:
дальнейшее ухудшение технического состояния памятников истории и культуры, которое может повлечь в дальнейшем многократное увеличение затрат на их восстановление;
ухудшение материально-технической базы учреждений культуры и искусства (прежде всего - библиотек и музеев, в значительной мере располагающихся в исторических зданиях), учебных заведений, которое может повлечь за собой уменьшение возможностей в реализации населения права на получение культурных и образовательных услуг;
утрата объектов археологического наследия, включая утрату опорных для изучения дописьменной истории Коми края памятников, связанных с освоением Европейского Северо-Востока древним населением и этногенезом народа коми.
Кроме того, в результате несистематического выделения средств на мониторинг объектов культурного наследия по-прежнему будет отсутствовать полноценная информация о техническом состоянии памятников истории и культуры, что не позволит своевременно принимать оперативные меры по сохранению памятников, подвергающихся угрозе уничтожения, планировать работы по их сохранению.
Обязательность широкого взаимодействия в решении проблем сохранения культурного наследия органов государственной власти Республики Коми и органов местного самоуправления, культурных, научных и образовательных организаций, общественных объединений, других субъектов также обуславливает необходимость решения поставленных задач программными средствами. Кроме того, применение программно-целевого метода позволит усилить адресность мероприятий по сохранению и охране историко-культурного наследия на основе концентрации ресурсов на отдельных направлениях культурной деятельности, приоритетных объектах культурного наследия.
II. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является сохранение историко-культурного наследия - основы культурного потенциала, самобытности и самоидентификации Республики Коми как самостоятельного субъекта Российской Федерации и обеспечение доступа населения к объектам культурного наследия.
Задачи Программы:
1) обеспечение сохранности объектов культурного наследия и создание условий для их рационального использования и успешной интеграции в социально-экономическую и культурную жизнь;
2) формирование системы государственного учета объектов культурного наследия Республики Коми;
3) популяризация объектов культурного наследия регионального значения.
III. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2011-2015 годы.
IV. Система программных мероприятий
Таблица
V. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в 2011-2015 годах составит 78484,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
N п/п |
Наименование направления |
Объем финансирования из республиканского бюджета (тыс.руб.) |
|||||
всего |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Обеспечение сохранности объектов культурного наследия и создание условий для их рационального использования и успешной интеграции в социально-экономическую и культурную жизнь |
74434,0 |
8822,0 |
10700,0 |
13780,0 |
18780,0 |
22352,0 |
2. |
Формирование системы государственного учета объектов культурного наследия Республики Коми |
2850,0 |
250,0 |
250,0 |
500,0 |
750,0 |
1100,0 |
3. |
Популяризация объектов культурного наследия регионального значения |
1200,0 |
25,0 |
25,0 |
180,0 |
380,0 |
590,0 |
Всего |
78484,0 |
9097,0 |
10975,0 |
14460,0 |
19910,0 |
24042,0 |
VI. Оценка ожидаемой бюджетной, экономической и социальной эффективности Программы. Целевые индикаторы (показатели) Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
обеспечить сохранение 10 объектов культурного наследия, находящихся в республиканской собственности, включая 4 музейных здания, являющихся важнейшими объектами туристско-экскурсионного показа. Для современного использования в культурно-просветительных (музейных) целях будет приспособлен один объект культурного наследия в г. Инте;
провести аварийно-спасательные полевые исследования на 11 наиболее значимых объектах археологического наследия Республики Коми, что позволит ввести в научный, культурный оборот и образовательную деятельность новую информацию о характере и путях освоения человеком Европейского Северо-Востока, включая приарктические области, сохранить в музейных коллекциях Национального музея Республики Коми бесценные материальные свидетельства прошедших эпох;
расширить доступ пользователей различной удаленности к культурному наследию Республики Коми в интернет-пространстве;
включить в программы повышения квалификации учителей истории и других гуманитарных дисциплин мероприятия по пропаганде объектов культурного наследия;
подготовить и опубликовать 4 научных и научно-популярных издания, пропагандирующих объекты культурного наследия Республики Коми, подготовить 20 телепередач по популяризации историко-культурного наследия Республики Коми;
создать научно обоснованную учетно-информационную базу данных по имеющимся на территории республики объектам культурного наследия, довести долю паспортизированных памятников и объектов наследия, по которым проведены работы по мониторингу их состояния и использования, до 50 процентов.
Бюджетная эффективность Программы будет выражаться в снижении рисков увеличения бюджетных расходов на восстановление разрушенных и разрушающихся объектов культурного наследия Республики Коми, утрачиваемых вследствие своевременно не принятых мер по их сохранению, в оптимизации расходов на поддержание в эксплутационном состоянии объектов культурного наследия после завершения ремонтно-реставрационных работ, их полноценном использовании.
Экономическая эффективность Программы будет выражаться в улучшении финансово-экономических показателей деятельности государственных учреждений культуры и искусства, в повышении качества предоставляемых ими услуг населению, и, как следствие, увеличении доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в результате приведения в полностью работоспособное состояние зданий-памятников, в которых располагаются указанные учреждения.
Создание учетной базы данных, основанной на результатах работ по мониторингу и паспортизации памятников истории и культуры, будет способствовать более точному прогнозированию необходимых объемов финансирования работ по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране памятников истории и культуры Республики Коми на 2016 и последующие годы.
Социальная эффективность Программы будет выражаться:
в снижении риска утраты объектов культурного наследия и формировании благоприятной историко-архитектурной среды;
в создании условий для повышения доступности зданий-памятников;
в повышении привлекательности облика Республики Коми;
в повышении духовно-нравственного и образовательного уровня граждан, в воспитании патриотизма, в формировании чувства гордости за культурное наследие республики.
В целом реализация Программы позволит повысить доступность объектов культурного наследия для населения, даст возможность более рационально использовать памятники истории культуры, находящиеся в собственности республики, и в конечном итоге стать важным отправным шагом в направлении сохранения объектов историко-культурного наследия республики разного имущественного уровня.
Целевые показатели и индикаторы
Наименование целевого показателя (индикатора) |
2009 г. (оценка) |
2011 г. (прогноз) |
2012 г. (прогноз) |
2013 г. (прогноз) |
2014 г. (прогноз) |
2015 г. (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
доля объектов культурного наследия, являющихся в# государственной собственностью Республики Коми и находящихся в удовлетворительном или хорошем состоянии (%) |
45,5 |
59 |
63,5 |
77 |
86 |
91 |
количество объектов, на которых проведены спасательные полевые археологические работы (единиц в год) |
0 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
количество обследованных памятников истории и культуры (единиц в год) |
29 |
25 |
25 |
50 |
75 |
75 |
количество подготовленных паспортов памятников истории и культуры (единиц в год) |
3 |
25 |
25 |
50 |
75 |
75 |
доля объектов, состоящих под государственной охраной, по которым в полном объеме предоставлена информация на интернет-сайте "Памятники истории и культуры Республики Коми" (%) |
0 |
10 |
30 |
50 |
75 |
100 |
количество мероприятий по пропаганде объектов культурного наследия, включенных в программы повышения квалификации учителей истории и других гуманитарных дисциплин (единиц в год) |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
количество специализированных изданий научной, научно-популярной литературы, популяризирующих объекты историко-культурного наследия (единиц в год) |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
количество телепередач, информационно-просветительских проектов по пропаганде объектов историко-культурного наследия Республики Коми (единиц в год) |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
VII. Система управления и контроля
Министерство культуры Республики Коми является заказчиком Программы.
Заказчик Программы:
обеспечивает эффективное использование финансовых средств республиканского бюджета Республики Коми, выделяемых на реализацию программных мероприятий;
осуществляет ведение мониторинга хода реализации мероприятий Программы;
разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на финансирование из республиканского бюджета Республики Коми мероприятий Программы на очередной финансовый год;
ежегодно с учетом складывающейся социально-экономической ситуации производит уточнение мероприятий Программы на очередной календарный год;
ежеквартально и по итогам года в установленном порядке направляет информацию о ходе реализации Программы в Министерство экономического развития Республики Коми.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Коми от 14 сентября 2010 г. N 308 "О долгосрочной республиканской целевой программе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.