Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная республиканская целевая программа
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2010-2012 годы)"
(утв. постановлением Правительства Республики Коми от 14 сентября 2009 г. N 261)
31 мая, 4 июня, 8 октября, 10, 30 декабря 2010 г., 20 апреля, 20 сентября, 18 ноября, 19 декабря 2011 г.
Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2011 г. N 568 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2010-2012 годы)"
Наименование Программы |
долгосрочная республиканская целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2010-2012 годы)" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Республики Коми от 24 апреля 2009 г. N 148-р |
Заказчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми |
Разработчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми |
Исполнитель Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми |
Цели Программы |
повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, производимой на территории Республики Коми, и обеспечение финансовой устойчивости сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов; увеличение объемов переработки сельскохозяйственной продукции в Республике Коми |
Задачи Программы |
улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства; обеспечение развития животноводства и растениеводства как приоритетных отраслей сельского хозяйства; создание условий для обеспечения финансовой устойчивости сельского хозяйства; содействие продвижению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, производимых организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными и осуществляющими деятельность на территории Республики Коми, на республиканский и межрегиональные рынки; поддержание плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения; улучшение баланса питательных веществ в почвах без отрицательного воздействия на все компоненты агроландшафтов; содействие организациям агропромышленного комплекса, крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим строительство, реконструкцию и модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции; обеспечение кадровой, организационной и информационно-консультационной поддержки организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции |
Сроки реализации Программы |
2010-2012 годы |
Перечень подпрограмм |
"Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения"; "Развитие производств по переработке сельскохозяйственной продукции" |
Объемы и источники финансирования Программы |
в целом на реализацию Программы потребуется 1179180,3 тыс. рублей из средств республиканского бюджета Республики Коми, в том числе по годам: 2010 год - 166329,5 тыс. рублей; 2011 год - 348527,5 тыс. рублей; 2012 год - 664323,3 тыс. рублей |
Целевые индикаторы (показатели) Программы |
прирост производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий к предыдущему году (в сопоставимых ценах); объемы поставок на республиканский рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе молока, скота и птицы (в живом весе), яиц; удельный вес племенного скота в общем поголовье; поголовье северных оленей в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей; удельный вес площади посадок картофеля с использованием элитного посадочного материала в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах к общей площади посадок картофеля; площадь посева кормовых культур, картофеля и овощей; рост объема реализации продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами (в сопоставимых ценах); удельный вес площади, удобренной минеральными удобрениями, к общей посевной площади; удельный вес площади, удобренной органическими удобрениями, к общей посевной площади; предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий; внесение минеральных удобрений; удельный вес производства продукции растениеводства на улучшенной пашне к общему объему продукции растениеводства на пашне; объем производства (выпуска) мяса и мясопродуктов из оленины (в пересчёте на мясо) в организациях агропромышленного комплекса, крестьянских (фермерских) хозяйствах, получивших финансовую поддержку в рамках подпрограммы и осуществляющих строительство, реконструкцию и модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции; объем производства (выпуска) мяса и мясопродуктов из мяса крупного рогатого скота (в пересчете на мясо) в организациях агропромышленного комплекса, получивших финансовую поддержку в рамках подпрограммы и осуществляющих строительство, реконструкцию и модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции; объем производства (выпуска) молочных продуктов (в пересчете на молоко) в организациях агропромышленного комплекса, крестьянских (фермерских) хозяйствах, получивших финансовую поддержку в рамках подпрограммы и осуществляющих строительство, реконструкцию и модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции; количество созданных рабочих мест в организациях агропромышленного комплекса, крестьянских (фермерских) хозяйствах, получивших финансовую поддержку в рамках подпрограммы и осуществляющих строительство, реконструкцию и модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции; количество руководителей и специалистов перерабатывающей промышленности, прошедших повышение квалификации и переподготовку. |
Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2011 г. N 568 в паспорт настоящей подпрограммы внесены изменения
Паспорт подпрограммы
"Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и обеспечение финансовой устойчивости сельского хозяйства" долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2010-2012 годы)"
31 мая, 4 июня, 8 октября, 10, 30 декабря 2010 г., 20 апреля, 20 сентября, 18 ноября, 19 декабря 2011 г.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма, оценка приоритетности и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Конкурентоспособность с позиции производителей сельскохозяйственной продукции означает реальную возможность с прибылью продать произведенный ими продукт. Для этого должны быть созданы соответствующие условия, которые формируются посредством аграрной политики государства.
В 2008 году по предварительным расчетам в республике произведено сельскохозяйственной продукции на 5,9 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке на 5 процентов больше, чем в 2007 году. Из них сельскохозяйственными организациями продукции произведено больше на 4 процента, хозяйствами населения - на 5,9 процента, а фермерами - на 13,8 процента.
Либерализация основных межотраслевых отношений в период аграрных преобразований, приведшая к длительному диспаритету цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, не дает возможности закрепить положительные тенденции в отрасли. Темпы развития сельского хозяйства уступают росту экономики в целом по республике, развитию перерабатывающей и пищевой промышленности. Финансово-экономические показатели сельского хозяйства в республике характеризуются низкой рентабельностью продукции животноводства, неустойчивым финансовым состоянием и низким производственным потенциалом производителей. С учетом субсидий рентабельность по молоку составляет 5-6 процентов, по мясу скота (-) 40 процентов. Но при этом следует учесть, что в себестоимость продукции включена заработная плата в два раза ниже, чем в среднем по республике. Кроме того, в большинстве хозяйств нет расхода комбикормов или он минимальный, что крайне негативно сказывается на продуктивности животных. Затраты по амортизации незначительны, так как обновление техники проходит медленными темпами, а износ старой приближается к 100 процентам. Отсутствие или недостаток оборотных средств приводит к нарушениям технологии производства на всех его стадиях, и, как следствие, к снижению продуктивности животных и птицы, удорожанию продукции.
Благодаря применяемым Правительством Республики Коми мерам, направленным на совершенствование государственной поддержки и в целом на финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей, в последние пять лет наблюдается тенденция улучшения экономических показателей в сельском хозяйстве. При сокращении общего количества сельскохозяйственных организаций с 88 до 73 количество прибыльных увеличилось на 19 единиц, а доля убыточных сократилась с 60 до 26 процентов.
В то же время слабое финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей привело к сокращению числа рабочих мест в отрасли и низкому уровню заработной платы. Экономическая ситуация на селе остается сложной, здесь идет процесс контрастного разделения. Низкая доходность в аграрном секторе формирует высокий уровень бедности в сельском хозяйстве, что, в свою очередь, приводит к деградации сельских территорий. Сельскохозяйственные организации испытывают дефицит квалифицированных кадров всех профессий и специальностей. Низкий уровень заработной платы не поддерживает конкурентоспособность сельскохозяйственных организаций на рынке труда. Не созданы условия для устойчивого развития традиционной для малочисленных народов Севера отрасли - оленеводства.
Существенным фактором, сдерживающим развитие сельского хозяйства в республике, является отсутствие государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. За годы реформ значительно сократилась доля собственного производства на рынке таких видов продовольствия, как молоко и молочные продукты, мясо и мясопродукты, яйцо. Продовольствие, завозимое из-за пределов республики, в силу низкой стоимости, хотя не всегда отвечающее требованиям стандартов качества, пользуется более высоким покупательским спросом у населения. Реализация продукции, производимой товаропроизводителями республики, становится затруднительной. Снижение ее конкурентоспособности во многом определяется ценовым фактором. Реализация продукции по ценам, которые определяет рынок, не позволяет окупить затраты местных товаропроизводителей.
В современных условиях развития системы кредитования, в том числе ипотечного, серьезного внимания требуют вопросы землеустройства и оформления землепользования земель сельскохозяйственного назначения.
Анализируя сложившуюся ситуацию в отрасли, можно сделать вывод, что без особого подхода к сельскохозяйственному производству в условиях Севера его сохранить невозможно.
Решение проблемы повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции требует программного подхода, так как ее следует решать комплексно, она имеет особую значимость и затрагивает интересы всего населения республики.
Раздел 2. Цели и задачи подпрограммы
Основными целями подпрограммы являются повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, производимой на территории Республики Коми, и обеспечение финансовой устойчивости сельского хозяйства.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленных целей:
1) улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства;
2) обеспечение развития животноводства и растениеводства как приоритетных отраслей сельского хозяйства;
3) создание условий для обеспечения финансовой устойчивости сельского хозяйства;
4) содействие продвижению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, производимой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными и осуществляющими деятельность на территории Республики Коми, на республиканский и межрегиональные рынки.
Раздел 3. Сроки реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы рассчитана на трехлетний период - 2010-2012 годы.
Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2011 г. N 568 раздел 4 настоящей подпрограммы изложен в новой редакции
Раздел 4. Система подпрограммных мероприятий
Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2011 г. N 568 раздел 5 настоящей подпрограммы изложен в новой редакции
Раздел 5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми составит 977245,6 тыс. рублей,
в том числе:
Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2011 г. N 568 в раздел 6 настоящей подпрограммы внесены изменения
Раздел 6. Оценка ожидаемой бюджетной, экономической и социальной эффективности подпрограммы. Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы позволит к концу 2012 года:
1) сохранить существующее сельскохозяйственное производство в минимально допустимых объемах, исходя из потребностей проживающего в республике населения;
2) сосредоточить агропромышленное производство в республике на производстве социально значимых продуктов питания, прежде всего молока, мяса, яиц, овощей, в том числе картофеля;
3) сохранить традиционные отрасли сельскохозяйственного производства, имеющие не только экономическое значение, но и определяющие образ жизни для сельского населения республики;
4) повысить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции, производимой на территории Республики Коми;
5) увеличить доходы производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Бюджетная и социальная эффективность реализации мероприятий подпрограммы соответствуют бюджетной и социальной эффективности Программы.
Реализация подпрограммы позволит привлечь средства федерального бюджета на реализацию следующих мероприятий:
1) поддержка племенного животноводства;
2) поддержка северного оленеводства;
3) поддержка элитного семеноводства;
4) поддержка завоза семян для выращивания кормовых культур в районах Крайнего Севера, включая производство продукции растениеводства на низкопродуктивных пашнях;
5) предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Целевой характер подпрограммы позволит добиться повышения (стабилизации) результатов, характеризующих экономическую эффективность сельскохозяйственного производства.
Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы
N п/п |
Наименование показателя (индикатора) |
2009 год (оценка) |
2010 год (прогноз) |
2011 год (прогноз) |
2012 год (прогноз) |
1. |
Прирост производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий к предыдущему году (в сопоставимых ценах), в процентах |
103,7 |
101,9 |
102,2 |
101,8 |
2. |
Объем поставок молока на республиканский рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, тысяч тонн |
- |
- |
- |
36,9 |
3. |
Объем поставок скота и птицы (в живом весе) на республиканский рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, тысяч тонн |
19,0 |
18,7 |
18,7 |
24,5 |
4. |
Объем поставок яиц на республиканский рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, млн. штук |
130,4 |
123,1 |
120,8 |
118,0 |
5. |
Удельный вес племенного скота в общем поголовье, в процентах |
9,5 |
9,5 |
11,0 |
12,0 |
6. |
Поголовье северных оленей в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, тысяч голов |
68,9 |
63,0 |
66,2 |
- |
7. |
Удельный вес площади посадок картофеля с использованием элитного посадочного материала в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах к общей площади посадок картофеля, в процентах |
2,3 |
3,1 |
3,4 |
4,0 |
8. |
Потребность в семенах, тысяч тонн |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
9. |
Площадь посева кормовых культур, картофеля и овощей, тысяч гектаров |
6,0 |
6,5 |
6,5 |
6,5 |
10. |
ГАРАНТ:См. текст позиции 10 |
|
|
|
|
Раздел 7. Система управления и контроля
Система управления и контроля подпрограммы соответствует системе управления и контроля Программы.
Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2011 г. N 568 в паспорт настоящей подпрограммы внесены изменения
Паспорт подпрограммы
"Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения" долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2010-2012 годы)"
8 октября, 10 декабря 2010 г., 18 ноября, 19 декабря 2011 г.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма, оценка приоритетности и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
По данным проводимого в регионах Российской Федерации мониторинга земель, их использование в настоящее время характеризуется двумя негативными особенностями: деградацией качественного состава сельскохозяйственных земель и постоянным ростом площади неиспользуемых земель.
Общая площадь деградированных земель составляет 130 млн. гектаров, а удельный вес пахотных земель, имеющих отрицательный баланс гумуса, по оценкам ученых, превышает 97 процентов всей их площади.
В Республике Коми за последние 15 лет выведены из обработки 21,9 тыс. гектаров пашни, или 21,3 процента, а посевная площадь за последние 10 лет уменьшилась с 99,6 до 44,0 тыс. гектаров. Площади естественных сенокосов и пастбищ, дающих самые дешевые и полноценные корма для животноводства, зарастают кустарником, мелколесьем, становятся непригодными для машинной уборки, снижается их продуктивность.
Большая часть сельскохозяйственных угодий переувлажнена, что затрудняет проведение посевных, уборочных и других работ, снижает урожайность и качество продукции. На 1 января 2009 г. в республике имеется 51,3 тыс. гектаров осушенных сельхозугодий, из них с закрытым дренажом - 23,9 тыс. гектаров, в том числе системами, находящимися в республиканской собственности, - 45,6 и 19,3 тыс. гектаров соответственно.
С 1992 г. мелиоративные работы практически не проводятся. Это привело к тому, что мелиоративная сеть заилилась, а осушительные каналы зарастают кустарником. На сегодняшний день необходима реконструкция мелиоративных систем на площади 5,3 тыс. гектаров, требуется капитальный ремонт 11,5 тыс. гектаров и текущий ремонт 11,1 тыс. гектаров мелиорированных земель.
В Республике Коми в конце 80-х годов прошлого столетия на гектар пашни вносили до 200 кг действующего вещества минеральных удобрений, что было близко к научно обоснованной потребности и в 1,7 раза больше, чем в среднем по Российской Федерации.
За последние годы произошло резкое сокращение количества вносимых в почву удобрений и мелиорантов. В 2008 году на гектар посева внесено всего 9 кг минеральных удобрений, что меньше по сравнению со средним показателем за 1985-1990 гг. в 46 раз. Объемы известкования уменьшились в 34 раза, фосфоритования - в 23 раза. Значительно сократились и удобряемые площади. Если в дореформенный период удобрения вносились на 90 процентов посевной площади, то в 2008 году были удобрены только 18 процентов посевной площади.
Следствием подобного отношения к земле стало снижение содержания в почве основных элементов питания и гумуса.
В течение последних лет вынос питательных веществ с урожаем не компенсируется внесением органических и минеральных удобрений, а сложившийся отрицательный баланс ведет к истощению почв.
В 2007 году вынос элементов питания с урожаем в 3,7 раза превышал их внесение в почву с удобрениями, а по калию этот коэффициент составил 5,3 раза. На сегодняшний день это основной фактор снижения почвенного плодородия, а также урожайности и качества сельскохозяйственной продукции.
О снижении плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения свидетельствуют результаты агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий, подтверждающие, что площадь пашни с повышенной кислотностью почв составила 75,7 процента. За последнее десятилетие она увеличилась на 3,6 процента. Площадь почв с низкой обеспеченностью обменным калием возросла с 30,2 до 41,6 процента.
Проведение работ по восстановлению и сохранению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения - задача общегосударственная, решение которой необходимо проводить программно-целевым методом.
Раздел 2. Цели и задачи подпрограммы
Основной целью подпрограммы являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
1) поддержание плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
2) улучшение баланса питательных веществ в почвах без отрицательного воздействия на все компоненты агроландшафтов.
Раздел 3. Сроки реализации подпрограммы
Срок реализации подпрограммы - 2010-2012 годы.
Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2011 г. N 568 в раздел 4 настоящей подпрограммы внесены изменения
Раздел 4. Система подпрограммных мероприятий
N п/п |
Наименование подпрограммных мероприятий |
Сроки исполнения |
Источники финансирования |
Объемы финансирования, тыс. рублей |
Исполнители (бюджетополучатели) |
|||
всего |
в том числе по годам |
|||||||
2010 |
2011 |
2012 |
||||||
Подраздел 1. Поддержание плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения | ||||||||
1. |
Предоставление организациям, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, крестьянским (фермерским) хозяйствам государственной поддержки мероприятий по повышению плодородия почв путем предоставления субсидий на: 1) выполнение комплекса работ по торфу, сапропелю и использованию отходов деревообработки; 2) известкование кислых почв; 3) фосфоритование земель; 4) содержание и ремонт мелиоративных систем |
2010-2012 годы |
республиканский бюджет Республики Коми |
75721,2 |
22600,0 |
27732,2 |
25389,0 |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми |
2. |
Информационно-консультационная поддержка организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, и крестьянских (фермерских) хозяйств по механизмам государственной поддержки мероприятий по повышению плодородия почв |
2010-2012 годы |
|
|
|
|
|
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми |
|
Итого по подразделу I |
|
|
75721,2 |
22600,0 |
27732,2 |
25389,0 |
|
Подраздел II. Улучшение баланса питательных веществ в почвах без отрицательного воздействия на все компоненты агроландшафтов | ||||||||
3. |
Предоставление организациям, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, крестьянским (фермерским) хозяйствам субсидий на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации |
2010-2012 годы |
республиканский бюджет Республики Коми |
30350,5 |
8006,0 |
11544,5 |
10800,0 |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми |
4. |
Предоставление организациям, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, крестьянским (фермерским) хозяйствам субсидий на агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование земель сельскохозяйственного назначения |
2010-2012 годы |
республиканский бюджет Республики Коми |
4550,0 |
1400,0 |
1575,0 |
1575,0 |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми |
5. |
Организация и проведение работы по привлечению средств федерального бюджета на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года" на территории Республики Коми |
2010-2012 годы |
|
|
|
|
|
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми |
|
Итого по подразделу II |
|
|
34900,5 |
9406,0 |
13119,5 |
12375,0 |
|
|
Всего по подпрограмме |
|
|
110621,7 |
32006,0 |
40851,7 |
37764,0 |
|
Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2011 г. N 568 раздел 5 настоящей подпрограммы изложен в новой редакции
Раздел 5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми составит 110621,7 тыс. рублей, в том числе по годам:
Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2011 г. N 568 в раздел 6 настоящей подпрограммы внесены изменения
Раздел 6. Оценка ожидаемой бюджетной, экономической и социальной эффективности подпрограммы. Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы позволит приостановить снижение и стабилизировать почвенное плодородие, предотвратить выбытие земель из сельскохозяйственного оборота и увеличить валовое производство растениеводческой и животноводческой продукции. Это в свою очередь приведет к уменьшению завоза сельскохозяйственной продукции из других регионов страны, увеличению доли собственного производства в общем объеме потребления продуктов питания. Из-за нерегулярного и несвоевременного проведения мероприятий по поддержанию почвенного плодородия деградация почв становится необратимой. Для восстановления деградированных сельхозугодий в дальнейшем потребуются более значительные финансовые вложения.
Бюджетная и социальная эффективность реализации подпрограммы соответствуют бюджетной и социальной эффективности Программы.
Получение качественной и безопасной собственной продукции сельского хозяйства позволит сократить заболеваемость населения республики.
Выполнение мероприятий подпрограммы будет способствовать развитию не только агропромышленного комплекса, но и других отраслей экономики.
Реализация подпрограммы позволит привлечь в установленном порядке средства федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 99.
Государственная поддержка мероприятий по повышению плодородия почв позволит сдержать темпы деградации почв сельскохозяйственных угодий в целом, а также восстановить и повысить плодородие почв на тех сельхозугодиях, где проводятся данные мероприятия.
Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы
Раздел 7. Система управления и контроля
Система управления и контроля подпрограммы соответствует системе управления и контроля Программы.
Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2011 г. N 568 в паспорт настоящей подпрограммы внесены изменения
Паспорт подпрограммы
"Развитие производств по переработке сельскохозяйственной продукции" долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2010-2012 годы)"
20 апреля, 20 сентября, 18 ноября, 19 декабря 2011 г.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма, оценка приоритетности и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Обеспечение населения республики продуктами питания невозможно без стабильного функционирования и развития продовольственного комплекса, что обуславливает его приоритетную роль в экономике. Однако итоги работы продовольственного комплекса за годы рыночного реформирования позволяют сделать вывод о том, что Республика Коми теряет объемы производимой продукции и, как следствие, все в большей мере попадает в зависимость от поставок продовольствия из других регионов и из-за рубежа. Местные товаропроизводители вытесняются с внутреннего рынка республики. В 2009 году в Республике Коми собственное производство мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, овощей составляло четверть от общего объема их потребления.
Анализ динамики производства пищевых продуктов показал, что выработка колбасных изделий и мясных полуфабрикатов в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 11-13 процентов, цельномолочной продукции - на 7 процентов, масла животного - на 25 процентов.
Наиболее сложная ситуация наблюдается в области переработки мясной продукции. Рынок переработки мяса в разрезе республики сложился преимущественно в городах (Сыктывкар, Ухта, Воркута, Инта, Усинск) и трех районах (Сыктывдинский, Прилузский и Усть-Цилемский) Республики Коми. Наибольший удельный вес мяса и мясопродуктов (87 процентов) перерабатывается в Сыктывдинском районе, 4 процента - в г. Инта и незначительная доля - в других городах и районах.
Ранее во всех городах республики были мясокомбинаты, в структуру которых входили бойни, на сегодняшний день все эти производства закрыты или морально и технически устарели и не соответствуют современным требованиям. В настоящее время только в 8 из 20 муниципальных образований имеются мясокомбинаты и цеха по переработке мяса, а глубокая переработка мяса осуществляется всего в 4 муниципальных образованиях в Республике Коми (в городах Сыктывкар, Воркута, Инта и Сыктывдинском районе). 90 процентов от общего объема глубокой переработки мяса перерабатывается в Сыктывдинском районе и г. Сыктывкар, а это переработка мяса птицы и свинины. Следует отметить, что в республике мощностей по переработке мяса крупного рогатого скота практически нет.
Основные проблемы развития перерабатывающих производств мясного направления связаны:
с отсутствием убойных пунктов, отвечающих санитарным и ветеринарным требованиям, обеспечивающих современный и качественный убой выращенного скота и необходимых в условиях ввода обязательного декларирования мяса;
со слабо развитой сетью первичной и последующей промышленной переработки мяса крупного рогатого скота, позволяющей реализовывать мясо не только в тушах и полутушах, но и с учетом возросшего спроса торговли охлажденное мясо и мясные полуфабрикаты.
Строительство убойных пунктов и современных цехов по убою скота и переработке мяса позволит приблизить убойные пункты к сельхозпроизводителям и тем самым сократить время и финансовые расходы на транспортировку продукции, а также расширить ассортимент и повысить качество выпускаемой продукции, ее конкурентоспособность.
Инвестиции в строительство и модернизацию современных предприятий по убою и первичной переработке скота вполне эффективны. Рынок мясной продукции сегодня перенасыщен, импортируется мясо из Европы, Америки, Австралии. Однако российский потребитель стремится покупать мясо российского производства, доверие к которому гораздо выше, чем к импортному. Именно предприятия по убою и первичной переработке скота должны способствовать развитию мясной отрасли в целом.
В области переработки молочной продукции в настоящее время из 20 районов и городов республики молочные заводы или цеха по переработке молока имеются только в 12. Основной объем молочного сырья перерабатывается в городах Сыктывкар и Ухта (60 процентов), по 8-9 процентов в Усть-Цилемском и Прилузском районах, по 5-4 процента - в Ижемском, Корткеросском, Усть-Куломском районах и 9 процентов - в других районах.
Основные проблемы развития перерабатывающих производств молочного направления связаны:
с недостаточной загруженностью большинства перерабатывающих предприятий;
с высокой степенью сезонности поступления сырья на переработку, что создает проблемы с разработкой ассортимента и реализацией продукции;
со слабой материально-технической базой (износ оборудования составляет более 50 процентов);
с отсутствием перерабатывающих производств в отдаленных районах и северных городах республики (Печора, Удорский, Интинский, Усинский, Княжпогостский районы).
Реконструкция и модернизация существующих цехов по переработке молока и применение современного оборудования, использование новых упаковочных материалов позволят не только расширить ассортимент выпускаемой молочной продукции, но и вывести переработку молока в республике на качественно новый уровень.
В современных условиях, связанных с введением в действие технических регламентов и ужесточением требований к безопасности пищевых продуктов, а также постоянно меняющейся нормативно-правовой базой, особого внимания требует развитие системы информационно-консультационной поддержки производителей продуктов питания. В этих целях необходимо осуществление мероприятий по их организационному, нормативному, методическому и научно-техническому обеспечению, расширению доступа к консультационным услугам, обеспечению переподготовки специалистов перерабатывающей промышленности.
Применение программно-целевого метода позволит добиться наибольшей эффективности и результативности в решении задач, направленных на развитие производств по переработке сельскохозяйственной продукции и увеличение объемов ее производства в Республике Коми.
Раздел 2. Цели и задачи подпрограммы
Целью подпрограммы является увеличение объемов переработки сельскохозяйственной продукции в Республике Коми.
Для достижения намеченной цели требуется решение следующих задач:
1) содействие организациям агропромышленного комплекса, крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим строительство, реконструкцию и модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции;
2) обеспечение кадровой, организационной и информационно-консультационной поддержки организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции.
Раздел 3. Сроки реализации подпрограммы
Срок реализации подпрограммы - 2010-2012 годы.
Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2011 г. N 568 в раздел 4 настоящей подпрограммы внесены изменения
Раздел 4. Система подпрограммных мероприятий
Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2011 г. N 568 раздел 5 настоящей подпрограммы изложен в новой редакции
Раздел 5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в 2010-2012 годах составит 91313,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2011 г. N 568 в раздел 6 настоящей подпрограммы внесены изменения
Раздел 6. Оценка ожидаемой бюджетной, экономической и социальной эффективности подпрограммы. Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы
Экономическая эффективность подпрограммы будет выражаться в увеличении объемов переработки сельскохозяйственной продукции, расширении ассортимента и повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Оценка ожидаемой экономической эффективности будет определяться на основании достижения плановых значений следующих показателей:
объем производства (выпуска) мяса и мясопродуктов из оленины (в пересчете на мясо) в организациях агропромышленного комплекса, получивших финансовую поддержку в рамках подпрограммы и осуществляющих строительство, реконструкцию и модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции;
объем производства (выпуска) мяса и мясопродуктов из мяса крупного рогатого скота (в пересчете на мясо) в организациях агропромышленного комплекса, крестьянских (фермерских) хозяйствах, получивших финансовую поддержку в рамках подпрограммы и осуществляющих строительство, реконструкцию и модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции;
объем производства (выпуска) молочных продуктов (в пересчете на молоко) в организациях агропромышленного комплекса, крестьянских (фермерских) хозяйствах, получивших финансовую поддержку в рамках подпрограммы и осуществляющих строительство, реконструкцию и модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции;
количество руководителей и специалистов перерабатывающей промышленности, прошедших повышение квалификации и переподготовку.
Социальная эффективность реализации мероприятий подпрограммы будет заключаться в сохранении и создании новых рабочих мест в организациях, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции.
Оценка ожидаемой социальной эффективности будет определяться на основании достижения плановых значений следующего показателя:
количество созданных рабочих мест в организациях агропромышленного комплекса, получивших финансовую поддержку в рамках подпрограммы и осуществляющих строительство, реконструкцию и модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции.
Бюджетная эффективность реализации мероприятий подпрограммы будет определяться ростом налоговых поступлений в местные бюджеты, республиканский бюджет Республики Коми и внебюджетные фонды за счет увеличения доходов от реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы
Раздел 7. Система управления и контроля
Система управления и контроля подпрограммы соответствует системе управления и контроля Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.