Конституционный Суд Республики Коми в составе Председателя Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова, С.Г.Толстова,
с участием представителей Главы Республики Коми А.Н.Лукиной - заведующей отделом социального законодательства Государственно-правового управления Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, Е.А.Романец - начальника правового отдела Агентства Республики Коми по социальному развитию, Н.А.Разумовской - заместителя начальника юридического отдела Министерства финансов Республики Коми,
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 32, 90, 91 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности части второй статьи 11 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Т.В.Кудрявцевой. Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Коми часть вторая статьи 11 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
Заслушав сообщение судьи-докладчика Л.В.Батмановой, выступление участников процесса, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
1. Т.В.Кудрявцева обратилась в Конституционный Суд Республики Коми с жалобой о несоответствии Конституции Республики Коми, ее статье 17 (часть 1), статьи 11 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (далее - Закон Республики Коми N 55-РЗ). В обоснование жалобы заявительница указала, что она, являясь ветераном труда как лицо, награжденное нагрудным знаком "Почетный работник общего образования Российской Федерации" и имеющее стаж работы 29 лет, имеет право на меры социальной поддержки, установленные названным Законом Республики Коми. Однако объем мер, на которые имеет право ветеран труда той категории, к которой она относится (часть 2 статьи 11), значительно отличается от объема мер, предоставляемых ветеранам труда, которые названы в части первой статьи 11. В частности, она не имеет право на:
1) 50-процентное освобождение от оплаты за пользование жилым помещением (платы за наем) в домах государственного, муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций, в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения;
2) 50-процентное освобождение от оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за вывоз бытовых и других отходов, содержание и текущий ремонт лифтов;
3) 50-процентное освобождение от оплаты коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.
Тем самым нарушен, по мнению заявительницы, конституционный принцип равенства всех перед законом, в связи с чем она просит признать статью 11 Закона Республики Коми N 55-РЗ неконституционной.
Представители Главы Республики Коми в судебном заседании ходатайствовали о прекращении производства по делу на том основании, что Конституция Республики Коми не содержит конкретных мер по социальной защите ветеранов труда, в связи с чем дело по жалобе Т.В.Кудрявцевой Конституционному Суду Республики Коми неподведомственно.
Вопрос, поставленный в обращении, относится к предмету совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Коми (пункты "б" и "ж" части 1 статьи 64 Конституции Республики Коми) и поэтому в соответствии со статьей 96 (часть 3) Конституции Республики Коми, статьями 3 (часть 1, пункт 2), 32, 90, 91 Закона Республики "О Конституционном Суде Республики Коми", обжалуемая норма, как затрагивающая конституционные права граждан, подлежит проверке Конституционным Судом Республики Коми на соответствие нормам Конституции Республики Коми и федеральному закону.
Конституционный Суд в силу части третьей статьи 68 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" выносит решения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, которая подвергается сомнению в обращении, при этом он не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
По смыслу обращения, заявительница оспаривает статью 11 Закона Республики Коми N 55-РЗ не в полном объеме, а её часть вторую, как предоставляющую меньший объем мер социальной поддержки ветеранам труда, то есть лицам, награжденным орденами и медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо - награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Следовательно, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Коми является часть вторая статьи 11 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
2. В соответствии со статьей 64 Конституции Республики Коми вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина (пункт "б" части 1), социальной защиты (пункт "ж" части 1) находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми, по предметам совместного ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми Республика Коми осуществляет правовое регулирование (часть 2).
Меры социальной поддержки ветеранов труда и их правовой статус определяются Федеральным законом "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ. На основании статьи 7 этого Закона: "Ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, дающий право на пенсии по старости или за выслугу лет". Для указанной категории лиц устанавливается звание "Ветеран труда". Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются Президентом Российской Федерации.
Действующая редакция статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" устанавливает:
"1. Ветеранами труда являются лица:
1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";
2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
4. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2005 года N 163-ФЗ)".
В Республике Коми вопросы социальной поддержки ветеранов труда регулируются с 1 января 2005 года Законом Республики Коми N 55-РЗ, в частности, статьей 11 этого Закона. В соответствии с названной статьей ветераны труда разделены на две категории с различным объемом предоставляемых мер поддержки.
Представители Главы Республики Коми, обосновывая идею предоставления мер социальной защиты ветеранам труда в зависимости от их категории, исходили из того, что согласно преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ объем мер социальной поддержки, предоставляемый федеральным законом ветеранам труда на 31 декабря 2004 года, не должен быть снижен республиканским законодателем. Поэтому для ветеранов труда, имевших уже в соответствии с федеральным законодательством определенный объем мер социальной поддержки, он был сохранен. Объем мер социальной поддержки, предоставляемый после 1 января 2005 года определяется республиканским законодателем исходя из бюджетной обеспеченности соответствующих расходных обязательств Республики Коми.
Однако, такая позиция не соответствует конституционно-правовому смыслу проводимой реформы разграничения полномочий между Российской Федерацией и её субъектами.
Поскольку вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми, законодатель Республики Коми мог и должен был осуществлять собственное регулирование по данному вопросу. Однако законы Республики Коми должны соответствовать Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Коми, общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 15 Конституции Республики Коми).
Редакция статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", определяющая категории лиц, которые являются ветеранами труда, установлена в результате перехода Российской Федерации к системе социальной защиты, основанной на положениях Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривающего разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а именно передачу регулирования и финансирования мер социальной поддержки ветеранов труда на уровень субъекта Российской Федерации.
Смысл, по которому федеральный законодатель, произвел градацию ветеранов труда заключается в том, что при передаче полномочий Российской Федерации по регулированию вопросов социальной защиты ветеранов труда субъектам Российской Федерации остались за пределами законодательного регулирования ветераны труда, уже имевшие удостоверение "Ветеран труда", выданное им в соответствии с ранее установленным порядком (Указ Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 года N 1270), и поэтому законодатель закрепил их правовой статус в подпункте 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", но это ни в коей мере не разграничивает категории ветеранов труда по их статусу.
Какое-либо иное истолкование данного положения федеральной нормы законодателем Республики Коми противоречило бы конституционному принципу равенства всех перед законом (статья 17, часть 1, Конституции Республики Коми), и конституционно-значимым целям социальной защиты граждан.
Отказ в предоставлении некоторых видов социальной поддержки ветеранам труда, перечисленным в части второй статьи 11 Закона Республики Коми N 55-РЗ не соответствует принципу справедливости (преамбула Конституции Республики Коми). Эти ветераны имеют не меньше заслуг перед государством и обществом, чем перечисленные в части первой статьи 11 оспариваемого Закона.
Более того, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27 декабря 2005 года N 502-О по жалобе гражданина С.В.Зимницкого, указал, что законодатель, располагая достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации) и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки. Частью второй статьи 11 Закона Республики Коми N 55-РЗ статус ветерана труда для отдельной категории лиц, имеющих право на звание "Ветеран труда", изменен. Между тем, государство не может произвольно изменять уже признанный им статус таких лиц и уменьшать обусловленный этим статусом объем социальных гарантий, поскольку в противном случае подрывается авторитет государственной власти, уважение граждан к закону, умаляется достоинство личности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-0).
Законодатель субъекта Российской Федерации должен исходить, кроме того, из принципа непротиворечия закона субъекта Российской Федерации федеральному закону (статья 64, часть 2; статья 65, часть 1, Конституции Республики Коми) и принципа возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (статья 18, часть 3, Конституции Республики Коми). Законодатель Республики Коми частью второй статьи 11 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ недопустимо внес изменения в действующую систему стабильности правового регулирования статуса ветеранов труда, необоснованно выделив лиц с ограниченным объемом мер социальной поддержки, которых федеральный законодатель также называет ветеранами труда, тем самым нарушил принцип равенства граждан перед законом (статья 17, часть 1, Конституции Республики Коми).
Таким образом, Конституционный Суд Республики Коми приходит к выводу, что республиканский законодатель неправомерно ограничил в мерах социальной поддержки ветеранов труда из числа лиц, награжденных орденами или медалями, либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, но не имеющих удостоверения "Ветеран труда", по сравнению с лицами, имеющими удостоверение "Ветеран труда", и в этой связи часть вторая статьи 11 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" не соответствует Конституции Республики Коми, ее статьям 17, (часть 1); 18 (часть 3), 64 (часть 2); 65 (часть 1), как устанавливающая меньший объем мер социальной поддержки ветеранам труда, перечисленным в ней, не имеющим удостоверения "Ветеран труда".
3. Признание части второй статьи 11 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ неконституционной влечет за собой пересмотр предоставления мер социальной поддержки в отношении заявительницы гражданки Т.В.Кудрявцевой (часть 2 статьи 94 Закона Республики Коми "О конституционном Суде Республики Коми"), но для присвоения звания "Ветеран труда" и для получения мер социальной поддержки необходимо решение органа государственной власти Республики Коми в соответствии с порядком, установленным нормативным правовым актом Республики Коми (пункт 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").
В настоящее время в Республике Коми порядок присвоения звания "Ветеран труда" на законодательном уровне не установлен. На практике Агентство Республики Коми по социальному развитию в силу подпункта 25 пункта 9 Положения об Агентстве Республики Коми по социальному развитию, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 24 декабря 2004 года N 248, организует выдачу справок, удостоверяющих право на получение мер социальной поддержки ветеранам труда, названным в части второй статьи 11 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ. Оценивать порядок оформления статуса "Ветеран труда" в Республике Коми на предмет конституционности Конституционный Суд Республики Коми не может, поскольку это выходит за предмет обращения гражданки Т.В.Кудрявцевой.
На основании изложенного, руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, частью первой статьи 66, статьями 68, 69, 93, 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми постановил:
1. Признать часть вторую статьи 11 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 17 (часть 1), 18 (часть 3), 64 (часть 2), 65 (часть 1), как устанавливающей меньший объем мер социальной поддержки ветеранам труда, перечисленным в ней, по сравнению с ветеранами труда, имеющими удостоверение "Ветеран труда".
2. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее постановление подлежит опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".
Конституционный Суд
Республики Коми
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 1 марта 2007 г. "По делу о проверке конституционности части второй статьи 11 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми в связи с жалобой гражданки Т.В.Кудрявцевой"
Текст постановления опубликован в газете "Республика" от 20 марта 2007 г. N 49, в Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми от 25 июня 2007 г. N 6 ст.4906