Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего - Председателя Конституционного Суда Республики Коми Ю.В. Гаврюсова, судей Л.В. Батмановой, Т.А. Кырнышевой, С.Г. Толстова.
с участием стороны, обратившейся с жалобой в Конституционный Суд Республики Коми А.Ф. Щиголева, а также представителей Государственного Совета Республики Коми как стороны, принявшей оспариваемый акт, председателя Комитета Государственного Совета Республики Коми по законодательству и депутатской этике В.А. Потолицина, заведующего организационным отделом С.И. Корзова,
руководствуясь статьей 100 (часть 4) Конституции Республики Коми, пунктом 3 части 1, частью 3 статьи 3, статьями 32, 68, 80, 90, 91, 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 69, пункта 2 статьи 81, пункта 2 статьи 85 и статьи 89 Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина А.Ф. Щиголева на нарушение его конституционных прав и свобод подпунктом 1 пункта 4 статьи 69, пунктом 2 статьи 81, пунктом 2 статьи 85 и статьей 89 Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми, на основании которых были проведены выборы в Государственный Совет Республики Коми и органы местного самоуправления в феврале 1999 года.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми оспариваемые в жалобе нормы.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Ю.В. Гаврюсова, объяснения сторон, выступления приглашенных в заседание: заведующей отделом конституционного законодательства и государственного строительства Государственно-правового управления Главы Республики Коми Е.В. Шабаршиной, прокурора отдела прокуратуры Республики Коми А.В. Юдина, а также заключение специалиста-консультанта Конституционного Суда Республики Коми, кандидата юридических наук, профессора Н.Т. Арапова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
1. В Конституционный Суд Республики Коми обратился с жалобой гражданин А.Ф. Щиголев, который был зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Коми по Эжвинскому территориальному избирательному округу N 6 (удостоверение N 40), однако не был избран. Кроме того, он принимал участие в выборах в городской совет муниципального образования г. Сыктывкара.
По мнению заявителя статьи 69, 81, 85, 89 Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми, введенного в действие Законом Республики Коми от 28 мая 1998 года, противоречат Конституции Республики Коми и нарушают его конституционное право избирать и быть избранным. В соответствии с этими правовыми нормами в Республике Коми выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, при которой избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов относительно других кандидатов. В результате применения этой избирательной системы подавляющее большинство депутатов избирается меньшинством избирателей, принявших участие в выборах. На прошедших 7 февраля 1999 года выборах в Государственный Совет Республики Коми из 50 депутатов 40 были избраны меньшинством избирателей, принявших участие в выборах, а 16 из них набрали менее одной трети голосов.
Выборы по мажоритарной системе относительного большинства, по мнению заявителя, не обеспечивают в полной мере участие народа в управлении государством через своих представителей, что противоречит статьям 1, 2, 4, 15, 16, 18, 33, 49, 50 Конституции Республики Коми.
2. Кроме того, А.Ф. Щиголев просит дать толкование статьям 1 и 92 Конституции Республики Коми.
Правом на обращение в Конституционный Суд Республики Коми с запросом о толковании Конституции Республики Коми в соответствии с частью 5 статьи 100 Конституции Республики Коми и статьей 99 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" обладают Государственный Совет Республики Коми, Глава Республики Коми, представительные и исполнительные органы местного самоуправления.
Таким образом, гражданин не может инициировать процесс толкования Конституции Республики Коми в Конституционном Суде Республики Коми, поэтому обращение гражданина А.Ф. Щиголева в этой части подлежит прекращению производством.
3. Предметом разбирательства Конституционного Суда Республики Коми на основании пункта 3 статьи 68 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" является рассмотрение вопроса о соответствии Конституции Республики Коми подпункта 1 пункта 4 статьи 69, пункта 2 статьи 81, пункта 2 статьи 85 и статьи 89 Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми.
Учитывая, что в соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции Республики Коми: "В Республике Коми признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституции Российской Федерации, а также закрепленные настоящей Конституцией", то оспариваемые акты должны быть проверены также на соответствие Конституции Российской Федерации и нормам международного права.
4. Оспариваемые нормы устанавливают, что при определении результатов выборов, в том числе в представительные органы местного самоуправления, избранным считается кандидат, получивший наибольшее количество голосов избирателей, то есть применяется мажоритарная система относительного большинства.
Проведение выборов на основании мажоритарной системы относительного большинства не противоречит Конституции Республики Коми, Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права.
В соответствии с частью 2 статьи 71 Конституции Республики Коми: "Государственный Совет состоит из 50 депутатов, избираемых по административно-территориальным и территориальным избирательным округам на основе мажоритарной системы относительного большинства". Конституция Республики Коми непосредственно не закрепляет тот или иной вид избирательной системы для выборов Главы Республики Коми и представительных органов местного самоуправления, но в статьях 81 и 93 определяет, что выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Конституция Российской Федерации и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумах граждан Российской Федерации" оставляют право устанавливать избирательную систему за законодательными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусматривая проведение выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
По данным Межпарламентского союза мажоритарную избирательную систему относительного большинства применяют в качестве единственной для выборов какой-либо палаты парламента (или обеих палат) 43 государства. Эта система совместима с общепризнанными принципами и нормами международного права, относящимися к избирательному праву и закрепленными Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 года (статья 3 Протокола N 1 от 20 марта 1952 года) и Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года (статья 25).
Такая система соответствует предназначению выборов как высшего непосредственного выражения власти народа. Через свободные выборы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании она позволяет выразить разделяемые гражданами убеждения и сформировать в соответствии с их волей органы государственной власти и местного самоуправления.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 63, частью 1 статьи 66, статьями 67, 68, 69, 73 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми постановил:
1. Признать положения подпункта 1 пункта 4 статьи 69, пункта 2 статьи 81, пункта 2 статьи 85, статьи 89 Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми соответствующими Конституции Республики Коми.
2. Прекратить производство по делу в части, касающейся толкования статей 1 и 92 Конституции Республики Коми.
3. Согласно частям первой и второй статьи 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения.
4. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 25 мая 1999 г. "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 69, пункта 2 статьи 81, пункта 2 статьи 85 и статьи 89 Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми в связи с жалобой гражданина А.Ф. Щиголева"
Текст постановления опубликован в сборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992-2008", том 1