Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к постановлению администрации
МОГО "Ухта"
от 23 января 2015 г. N 92
Примерная программа
обучения (подготовки) должностных лиц и специалистов муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования городского округа "Ухта" Республики Коми
1. Пояснительная записка
Примерная программа обучения должностных лиц и специалистов муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования городского округа "Ухта" Республики Коми, (далее - Примерная программа) является одним из составляющих элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны (далее - ГО) и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - защиты от ЧС).
Примерная программа регламентирует обучение должностных лиц и специалистов администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - МОГО "Ухта") и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории МОГО "Ухта".
Целью подготовки должностных лиц и специалистов по примерной программе является совершенствование знаний и умений по организации выполнения мероприятий ГО и защиты от ЧС, а также выработка у них готовности и способности использовать полученные знания в интересах защиты населения, материальных и культурных ценностей и территорий от опасностей мирного и военного времени.
Основными задачами данной примерной программы являются:
а) систематизация сведений по основным возможным опасностям, характерным для Республики Коми и МОГО "Ухта";
б) овладение знаниями, умениями и навыками по предупреждению чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), ликвидации и минимизации влияния на население МОГО "Ухта" опасностей, присущих ЧС; а также ЧС, возникающим в ходе военных действий или вследствие этих действий;
в) осознание обучаемыми важности своей деятельности, а также необходимости объединения всех сил и средств ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) для более эффективного выполнения задач по защите населения, материальных и культурных ценностей;
г) формирование личной и профессиональной культуры безопасности, воспитание готовности взять на себя ответственность за своевременное принятие адекватных решений и претворение их в жизнь в целях обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей мирного и военного времени.
На основе настоящей Примерной программы разрабатываются (с учетом местных условий, особенностей и степени подготовленности обучаемых, а также других факторов), рабочие программы обучения (подготовки) должностных лиц и специалистов. В рабочих программах, помимо прочего, определяется расчет времени, отводимого на изучение тем, уточняется содержание и последовательность изучения тем, а также формы и методы проведения занятий, без сокращения общего количества часов, предусмотренного настоящей Примерной программой. Указанные программы утверждаются в установленном порядке.
Перечень должностных лиц и работников ГО и РСЧС, подлежащих обучению в области ГО и ЧС, определен на основании приказов МЧС России N 19 от 19.01.2004 и N 646 от 13.11.2006.
Обучение должностных лиц и специалистов муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования городского округа "Ухта" Республики Коми организуется в соответствии с требованиями федеральных законов от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлений Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", приказов и организационно-методических указаний МЧС России, органов исполнительной власти, постановлений администрации МОГО "Ухта", в форме повышения квалификации в первый год назначения на должность и в дальнейшем - не реже одного раза в 5 лет.
Учебные группы для повышения квалификации комплектуются преимущественно из лиц сходных по своим функциональным обязанностям категорий обучаемых с учетом уровня их подготовки. Количество слушателей в группе не должно превышать количество посадочных мест в учебном помещении. Для проведения занятий по специальным темам и практических занятий разрешается учебную группу делить на подгруппы численностью 12-13 человек. При проведении занятий в форме деловых игр допускается деление группы на подгруппы, численность которых определяется штатной структурой создаваемых для проведения деловой игры органов управления ГО и РСЧС и замыслом используемой формы обучения.
На всех занятиях с использованием имитационных средств и радиоактивных источников руководитель занятия несет персональную ответственность за соблюдение мер безопасности.
В целях усиления практической направленности обучения отдельные темы Примерной программы рекомендуется отрабатывать на материальной базе соответствующих организаций (при условии достижения двусторонней договоренности).
Обучение слушателей завершается сдачей зачета. Форма проведения зачета и его содержание определяются локальными актами образовательного учреждения (подразделения).
2. Требования к уровню освоения курса обучения
Исходя из требований к уровню знаний и умений, необходимых для выполнения обязанностей по ГО и защите от ЧС обучающиеся по данной программе разделены на 6 групп:
1. Руководители организаций.
2. Должностные лица и специалисты сил муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования городского округа "Ухта" Республики Коми.
3. Руководители эвакуационных органов организаций.
4. Члены комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МОГО "Ухта", председатели и члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций (далее - КЧС и ОПБ).
5. Председатели и члены комиссий по повышению устойчивости функционирования организаций (далее - ПУФ).
6. Работники, осуществляющие обучение различных групп населения МОГО "Ухта" в области ГО и защиты от ЧС.
В результате прохождения курса повышения квалификации:
а) руководители организаций должны знать:
- требования нормативных правовых актов по организации и проведению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- структуру и задачи ГО и РСЧС, содержание, методику разработки и планирования мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- состав, задачи, возможности и порядок применения сил муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования городского округа "Ухта" Республики Коми (звена организации), а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности;
уметь:
- анализировать, оценивать обстановку и принимать решения в области ГО и защиты от ЧС в соответствии с занимаемой должностью;
- принимать решения, ставить задачи и координировать деятельность органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования городского округа "Ухта" Республики Коми и организации.
быть ознакомлены с:
- организацией взаимодействия с частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, привлекаемых для решения задач ГО и защиты населения от ЧС;
- реализацией государственных, республиканских, муниципальных программ, направленных на предотвращение ЧС, снижение ущерба от них, защиту населения;
- передовым опытом в области ГО, защиты от ЧС природного и техногенного характера, безопасности людей на водных объектах.
б) должностные лица и специалисты сил муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования городского округа "Ухта" Республики Коми должны знать:
- требования нормативных правовых актов по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
- структуру и задачи ГО и РСЧС, роль сил ГО и РСЧС в решении задач;
- состав, задачи, возможности и порядок применения сил муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования городского округа "Ухта" Республики Коми и звена организации;
- порядок действий сил при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС;
- виды ЧС, причины их возникновения, основные характеристики, возможные последствия, способы защиты населения от их воздействия и место сил ГО и РСЧС при их применении;
- порядок взаимодействия с органами управления;
- ЧС природного и техногенного характера, которые наиболее вероятны на территории Республики Коми и МОГО "Ухта", возможности подчиненных сил по их предотвращению и ликвидации последствий;
- порядок проведения специальной обработки, дозиметрического и химического контроля;
- способы оказания первой помощи;
- порядок применения сил муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования городского округа "Ухта" Республики Коми в ходе проведения АСДНР при ликвидации ЧС;
уметь:
- поддерживать в постоянной готовности подчиненные силы муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования городского округа "Ухта" Республики Коми;
- анализировать, оценивать обстановку и принимать решения в области ГО и защиты от ЧС в объеме занимаемой должности;
- осуществлять организацию проведения АСДНР, управление подчиненными силами при выполнении работ;
- организовывать и обеспечивать выполнение мер безопасности личным составом и окружающими при проведении АСДНР;
- осуществлять проведение мероприятий по предоставлению населению МОГО "Ухта" убежищ, средств индивидуальной защиты, эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- проводить подготовку подчиненных сил муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования городского округа "Ухта" Республики Коми к выполнению задач по их предназначению;
быть ознакомлены с:
- принципами построения и функционированием систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы;
- передовым опытом в области ГО, защиты от ЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
в) руководители эвакуационных органов организаций должны знать:
- требования нормативных правовых актов по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
- опасности мирного и военного времени и их основные поражающие факторы;
- порядок действий при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС;
- порядок и организацию проведения эвакуации в мирное и военное время;
- порядок применения, организацию хранения и поддержания в готовности к выдаче населению индивидуальных средств защиты;
- порядок организации создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств;
- порядок поддержания в готовности защитных сооружений; особенности эвакуации культурных и материальных ценностей;
уметь:
- анализировать, оценивать обстановку, готовить предложения и принимать решения в объеме занимаемой должности по вопросам эвакуации;
- разрабатывать планирующие и сопровождающие документы в области организации и проведения эвакуации;
- разрабатывать и осуществлять мероприятия по повышению эффективности проведения эвакуационных мероприятий;
- использовать медицинские средства защиты для оказания помощи пострадавшим.
быть ознакомлены с:
- принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения;
- организацией взаимодействия с частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, а также эвакоорганами других территорий, привлекаемых для решения задач ГО и защиты населения от ЧС.
г) члены комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МОГО "Ухта", председатели и члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций должны знать:
- требования нормативных правовых актов по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
- опасности мирного и военного времени и их основные поражающие факторы;
- порядок действий при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС;
- основные принципы и способы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ЧС мирного и военного времени;
- меры, направленные на реализацию единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
уметь:
- анализировать, оценивать обстановку, готовить предложения и принимать решения в объеме занимаемой должности;
- принимать решения, ставить задачи и координировать деятельность органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования городского округа "Ухта" Республики Коми, соответствующего звена организации;
- обеспечивать организацию и проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
быть ознакомлены с:
- принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения, работой единой дежурно-диспетчерской службы МОГО "Ухта";
- организацией взаимодействия с КЧС и ОПБ других муниципальных образований или организаций.
д) председатели и члены комиссий по повышению устойчивости функционирования организаций должны знать:
- требования нормативных правовых актов по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
- опасности мирного и военного времени и их основные поражающие факторы;
- порядок действий при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС;
- основные принципы и способы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ЧС мирного и военного времени;
- методы и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики;
- методики оценки устойчивости функционирования объекта экономики при угрозах и опасностях различного характера;
уметь:
- анализировать, оценивать обстановку, готовить предложения и принимать решения в объеме занимаемой должности по вопросам повышения устойчивости работы объектов экономики и жизнеобеспечения;
- разрабатывать планирующие документы в области повышения устойчивости функционирования объектов экономики;
- обеспечивать выполнение мероприятий по устойчивому функционированию объектов экономики в военное время и при ЧС;
быть ознакомлены с:
- принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы;
- передовыми технологиями в области производства, способствующими повышению устойчивости функционирования объекта экономики.
е) работники организаций, осуществляющие обучение различных групп населения МОГО "Ухта" в области ГО и защиты от ЧС, должны знать:
- требования нормативных правовых актов по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
- структуру и задачи ГО и РСЧС, содержание, методику разработки и планирования мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
- состав, задачи, возможности и порядок применения сил муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования городского округа "Ухта" Республики Коми и звена организации, а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности;
- виды ЧС, причины их возникновения, основные характеристики, возможные последствия, влияние негативных факторов, способы защиты от ЧС;
- характерные особенности экологической и техногенной обстановки на территории Республики Коми и МОГО "Ухта", наиболее вероятные ЧС природного и техногенного характера;
- порядок создания запасов (резервов) финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, их объемы, условия содержания и пополнения;
- организацию и порядок взаимодействия между органами управления и силами Коми республиканской подсистемы РСЧС и ГО;
- организацию и порядок проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС мирного и военного времени;
- порядок проведения специальной обработки, дозиметрического и химического контроля;
- способы оказания первой помощи;
- организацию и порядок обучения населения МОГО "Ухта" в области ГО и защиты от ЧС;
- организацию, формы и методы пропаганды знаний в области ГО и защиты от ЧС среди населения МОГО "Ухта";
уметь:
- организовывать и проводить подготовку различных групп населения МОГО "Ухта" в области ГО и защиты от ЧС;
быть ознакомлены с:
- принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения;
- реализацией государственных, республиканских, муниципальных программ, направленных на предотвращение ЧС, снижение ущерба от них, защиту населения;
- передовым опытом в области ГО, защиты от ЧС природного и техногенного характера, безопасности людей на водных объектах.
3. Учебно-тематический план
Цель обучения: получение слушателями знаний, умений и навыков по организации и выполнению мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей и территорий от опасностей мирного и военного времени.
Категории обучаемых:
1. Руководители ГО организаций.
2. Должностные лица и специалисты сил муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования городского округа "Ухта" Республики Коми.
3. Руководители эвакуационных органов организаций.
4. Члены комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МОГО "Ухта", председатели и члены КЧС и ОПБ организаций.
5. Председатели и члены комиссий по повышению устойчивости функционирования организаций (далее - ПУФ).
6. Работники, осуществляющие обучение различных групп населения МОГО "Ухта" в области ГО и защиты от ЧС.
Продолжительность обучения: 36 учебных часов.
Форма обучения: очная, а также с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: 5 дней, не более 8 учебных часов в день.
|
Наименование разделов и включенных в них тем |
Вид занятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Руководители организаций |
Должностные лица и специалисты органов управления РСЧС и ГО |
Должностные лица и специалисты сил РСЧС и ГО |
Руководители эвакуационных органов организаций |
Председатели и члены КЧС и ОПБ |
Председатели и члены комиссий ПУФ |
Работники, осуществляющие обучение различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС |
|||
|
I. Основы защиты населения и территорий в области ГО и защиты от ЧС |
||||||||
1. |
Организационные основы ГО и защиты населения и территорий от ЧС на территории РФ. Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах |
лекция |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2. |
Полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС |
лекция |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
3. |
Режимы функционирования органов управления и сил РСЧС и уровни реагирования, их введение и установление, а также мероприятия, выполняемые по ним |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4. |
Действия должностных лиц ГО и РСЧС при введении различных режимов функционирования органов управления и сил ГО и РСЧС, установлении соответствующих уровней реагирования, а также получении сигнала о начале проведения мероприятий ГО |
|
|
1 |
|
1 |
1 |
1 |
|
5. |
Деятельность должностных лиц ГО и РСЧС по организации и осуществлению надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС |
лекция |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
II. Планирование мероприятий гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Перевод ГО объекта с мирного на военное положение |
|
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2. |
Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка плана ГО и защиты населения (плана ГО) |
|
1 |
1 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
3. |
Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Содержание и разработка плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС |
|
1 |
1 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
4. |
Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности органов управления, сил ГО и РСЧС |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
5. |
Участие должностных лиц ГО и РСЧС в организации и выполнении мероприятий по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6. |
Организации создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО (предупреждения и ликвидации ЧС) |
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
III. Организация предупреждения ЧС мирного и военного времени и повышения устойчивости функционирования объектов экономики |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, и возможное воздействие их негативных и поражающих факторов |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2. |
ЧС природного характера и присущие им особенности. Возможные последствия их возникновения |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3. |
Техногенные ЧС и присущие им особенности. Возможные последствия их возникновения |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4. |
Требования пожарной безопасности и задачи должностных лиц и работников ГО и РСЧС по их выполнению |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5. |
Общие понятия об устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования при ЧС и в военное время. |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6. |
Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения |
|
|
1 |
|
|
1 |
2 |
|
7. |
Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения |
|
|
1 |
|
|
|
1 |
|
8. |
Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделяемых на эти цели |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
9. |
Организация обеспечения безопасности людей на водных объектах |
|
|
1 |
|
|
|
|
1 |
|
IV. Способы защиты населения, материальных, культурных ценностей и организация их выполнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2. |
Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
3. |
Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС |
|
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4. |
Сигналы оповещения об опасностях, их назначение, возможные способы доведения и действия населения (должностных лиц) по ним |
|
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5. |
Организация радиационной, химической и медико-биологической защиты населения и работников организаций |
|
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
6. |
Организация инженерной защиты населения и работников организаций |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7. |
Организация защиты населения, материальных и культурных ценностей путем эвакуации |
|
2 |
1 |
1 |
5 |
2 |
2 |
2 |
8. |
Организация и проведение специальной обработки |
|
1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
1 |
9. |
Оказание первой помощи пострадавшим |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
|
1 |
|
V. Организация выполнения мероприятий по ликвидации ЧС мирного и военного времени |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Организация работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности |
|
1 |
1 |
|
1 |
2 |
|
|
2. |
Организация работы комиссии по повышению устойчивости функционирования. |
|
1 |
1 |
|
|
1 |
2 |
|
3. |
Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления и сил ГО и РСЧС в готовность |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
4. |
Порядок создания спасательных служб и НАСФ и их применение при организации и проведении АСДНР |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5. |
Действия руководителей НАСФ и руководителей спасательных служб по организации и проведению АСДНР и выполнению задач |
|
1 |
1 |
6 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6. |
Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР |
|
1 |
1 |
|
|
|
|
1 |
7. |
Организация защиты личного состава сил ГО и РСЧС при выполнении задач |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
VI. Организация и осуществление подготовки населения МОГО "Ухта" в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Деятельность должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2. |
Организация обучения работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки спасательных служб и НАСФ |
|
1 |
|
|
|
|
|
1 |
3. |
Организация и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС |
|
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
4. |
Организация пропаганды и информирования населения в области ГО и защиты от ЧС. Деятельность должностных лиц и работников ГО и РСЧС по созданию и использованию технических средств информирования в местах массового пребывания людей |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
1 |
5. |
Особенности деятельности должностных лиц ГО и РСЧС по организации обучения неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС и участию в обучении подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
Зачёт по теме |
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Итого |
|
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
4. Содержание тем занятий
I. Основы защиты населения и территорий в области ГО и защиты от ЧС
Тема 1. Организационные основы ГО и защиты населения и территорий от ЧС на территории РФ. Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
История развития и становления ГО и РСЧС.
Структура и основные функции ГО и РСЧС.
Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Тема 2. Полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС
Полномочия органов государственной власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций. Права и обязанности граждан в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Тема 3. Режимы функционирования органов управления и сил РСЧС и уровни реагирования, их введение и установление, а также мероприятия, выполняемые по ним
Режимы функционирования органов управления и сил РСЧС. Порядок их введения. Установление уровней реагирования сил и средств РСЧС. Мероприятия, проводимые при различных режимах функционирования РСЧС. Их сущность и организация выполнения.
Тема 4. Действия должностных лиц ГО и РСЧС при введении различных режимов функционирования органов управления и сил ГО и РСЧС, установлении соответствующих уровней реагирования, а также получении сигнала о начале проведения мероприятий ГО.
Основные мероприятия, проводимые органами управления ГО и РСЧС в случае угрозы или возникновении ЧС мирного и военного времени.
Обязанности и действия председателя и членов комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) при различных режимах функционирования РСЧС.
Обязанности и действия председателя и членов комиссии по эвакуации населения в различных режимах функционирования РСЧС.
Обязанности и действия председателя и членов комиссии по устойчивости функционирования отраслей экономики (организаций) и жизнеобеспечения населения (работников организаций) в различных режимах функционирования РСЧС.
Обязанности и действия сотрудников органа управления ГО и РСЧС (изменить) при получении сигналов на проведение мероприятий ГО и введение различных режимов функционирования РСЧС.
Обязанности и действия руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб при получении сигналов о проведении мероприятий ГО и введении различных режимов функционирования РСЧС.
Тема 5. Деятельность должностных лиц ГО и РСЧС по организации и осуществлению надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС.
Полномочия и обязанности должностных лиц ГО и РСЧС в сфере осуществления надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС.
Мероприятия по организации и осуществлению надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС.
II. Планирование мероприятий гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Тема 1. Перевод ГО объекта с мирного на военное положение
Основные нормативные правовые акты, регламентирующие перевод ГО с мирного на военное положение. Порядок и последовательность перевода ГО с мирного на военное положение.
Основные мероприятия ГО, выполняемые по степеням готовности. Организация и временные показатели их выполнения. Работа должностных лиц при переводе ГО с мирного на военное положение.
Тема 2. Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка плана ГО и защиты населения (плана ГО)
Требования нормативных правовых актов по планированию мероприятий ГО и направления деятельности по их выполнению.
Организационные основы планирования мероприятий ГО. Участие должностных лиц в отработке планирующих документов.
Назначение плана ГО и защиты населения (плана ГО). Требования, предъявляемые к его разработке, исходные данные для планирования мероприятий ГО и этапы разработки плана, порядок утверждения.
Перечень документов, прилагаемых к плану ГО и защиты населения (плану ГО), их корректировка, хранение и порядок работы с ними.
Тема 3. Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Содержание и разработка плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Организационные основы планирования мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Требования нормативных актов по планированию мероприятий защиты населения и территорий от ЧС и направления деятельности по их выполнению.
Структура и содержание основных планирующих документов. Участие должностных лиц в отработке планирующих документов.
План действий по предупреждению и ликвидации ЧС, порядок его разработки, согласования и доведения до исполнителей. Изучение и обсуждение одного из вариантов плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС (на примере одной из существующих организаций).
Тема 4. Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности органов управления, сил ГО и РСЧС.
Основные нормативные правовые акты, определяющие порядок работы органов управления ГО и РСЧС. Задачи и основные функции органов управления ГО и РСЧС.
Планирующие и отчетные документы, разрабатываемые органами управления ГО и РСЧС, их содержание и предъявляемые к ним требования.
Практическая разработка документов соответствующего уровня.
Тема 5. Участие должностных лиц ГО и РСЧС в организации и выполнении мероприятий по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Правовые, нормативные и организационные основы противодействия терроризму. Общественная опасность терроризма.
Виды террористических актов, их общие и отличительные черты, возможные способы осуществления. Мероприятия по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Получение информации об угрозе террористического акта, порядок действия должностных лиц ГО и РСЧС, дежурно-диспетчерских служб.
Порядок и рекомендуемая зона эвакуации персонала организации (объекта). Правила и порядок поведения населения при угрозе или осуществлении террористического акта.
Тема 6. Организации создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО (предупреждения и ликвидации ЧС).
Виды, номенклатура, объем запасов (резервов) материальных и финансовых ресурсов, создаваемых в интересах ведения ГО (предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций). Порядок их создания и использования. Организация количественного и качественного учета запасов (резервов). Их техническое обеспечение, консервация при длительном хранении. Сроки освежения, проведения лабораторных испытаний.
Задачи органов управления и сил ГО и РСЧС по организации и осуществлению контроля за их созданием, хранением, использованием и восполнением.
Силы ГО и РСЧС, предназначенные для материального обеспечения, их состав и задачи.
Медицинские средства защиты, их состав, порядок накопления, хранения и выдачи.
III. Организация предупреждения ЧС мирного и военного времени и повышения устойчивости функционирования объектов экономики
Тема 1. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, возможное воздействие их негативных и поражающих факторов.
Опасности военного характера и присущие им особенности. Средства поражения, воздействие их поражающих факторов на людей.
Поражающие факторы ядерного оружия, их воздействие на объекты и человека. Понятие о дозах излучения и мощности дозы.
Поражающие факторы химического оружия. Характеристика зон химического заражения и очагов химического поражения. Предельно допустимые и поражающие концентрации, пороговые и смертельные токсодозы.
Проблемы хранения и уничтожения запасов отравляющих веществ.
Поражающие факторы биологического оружия. Классификация инфекционных болезней, действие на людей болезнетворных микробов и токсинов. Способы массового заражения населения. Характеристика очагов биологического поражения.
Тема 2. ЧС природного характера и присущие им особенности. Возможные последствия их возникновения.
Понятие чрезвычайной ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. ЧС природного характера, присущие Республике Коми и МОГО "Ухта", возможные последствия их возникновения.
Основные меры по предупреждению или смягчению возможных последствий ЧС природного характера.
Тема 3. Техногенные ЧС и присущие им особенности. Возможные последствия их возникновения.
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. ЧС техногенного характера, присущие Республике Коми и МОГО "Ухта", возможные последствия их возникновения.
Основные меры по предупреждению или смягчению возможных последствий ЧС техногенного характера.
Для категории 2 (руководители организаций, отнесённых к категориям по гражданской обороне):
Возможные последствия радиационного заражения. Допустимые дозы облучения для людей, допустимые уровни загрязнения различных объектов и поверхностей, продуктов питания, фуража и воды.
Номенклатура аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ), используемых в опасных производствах, их классификация. Воздействие токсических свойств основных АХОВ на производственный персонал и население в санитарно-защитной зоне.
Тема 4. Требования пожарной безопасности и задачи должностных лиц и работников ГО и РСЧС по их выполнению.
Законодательство РФ в области пожарной безопасности. Основные нормы и требования.
Разработка и реализация мер пожарной безопасности. Противопожарный режим и его установление. Система оповещения о пожаре. План (схема) эвакуации в случае пожара. Порядок учета пожаров и их последствий.
Особенности пожарной безопасности детских дошкольных и образовательных учреждений, культурно-просветительских и зрелищных учреждений, а также при организации и проведении мероприятий с массовым пребыванием людей.
Задачи и обязанности должностных лиц и работников ГО и РСЧС по исполнению требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Тема 5. Общие понятия об устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования при ЧС и в военное время.
Понятие устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики в военное время, а также при ЧС природного и техногенного характера, и основные пути ее повышения. Факторы, влияющие на устойчивость объектов в условиях военного времени, а также при ЧС природного и техногенного характера.
Основные направления деятельности органов местного самоуправления, администраций организаций по разработке и осуществлению мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения.
Организация и порядок проведения исследования устойчивости работы объекта.
Тема 6. Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения.
Комплекс заблаговременных организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости объектов экономики. Защита производственного персонала объекта, оценка надежности его защиты.
Рациональное размещение объектов экономики, их зданий и сооружений.
Повышение устойчивости зданий и сооружений. Защита технологического оборудования.
Повышение надежности систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения.
Повышение противопожарной устойчивости зданий, коммуникаций, технологического процесса.
Специальные мероприятия повышения устойчивости объекта при воздействии вторичных поражающих факторов.
Обеспечение надежности и оперативности управления и материально-технического снабжения. Светомаскировка объекта.
Подготовка объекта к восстановлению нарушенного производства и переводу на режим работы военного времени или на аварийный режим работы.
Тема 7. Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения.
Исходные положения для прогнозирования и оценки устойчивости функционирования объекта.
Методики оценки устойчивости объекта к воздействию поражающих факторов при военных действиях.
Оценка химической обстановки при разрушении (аварии) объектов, имеющих АХОВ.
Методика оценки устойчивости объекта при ЧС природного и техногенного характера.
Тема 8. Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделяемых на эти цели.
Планирование бюджетных финансовых средств на выполнение мероприятий ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
Порядок выделения финансовых средств на выполнение мероприятий ГО и защиты от ЧС.
Перечень, порядок разработки и представления необходимых документов, подтверждающих факт чрезвычайной ситуации и размер затрат на ликвидацию ее последствий.
Ведение учета, отчетности и финансового контроля за расходованием средств по мероприятиям гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС.
Тема 9. Организация обеспечения безопасности людей на водных объектах.
Нормативное регулирование использования водных объектов. Требования Правил охраны жизни людей на водных объектах. Организация общего водопользования и использования водных объектов на территории муниципального образования для рекреации.
Организация и осуществление технического освидетельствования переправ, пляжей и других мест массового отдыха людей на водных объектах. Порядок регистрации и эксплуатации маломерных судов.
IV. Способы защиты населения МОГО "Ухта", материальных, культурных ценностей и организация их выполнения
Тема 1. Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС.
Сущность, порядок и методика прогнозирования и оценки обстановки. Исходные данные для прогнозирования и оценки обстановки в интересах защиты населения и территорий.
Задачи, силы, средства и организация разведки в очагах поражения и районах ЧС.
Оценка радиационной обстановки.
Оценка химической обстановки.
Оценка инженерной и пожарной обстановки.
Оценка медицинской обстановки.
Оценка обстановки при аварии на химически опасном объекте.
Тема 2. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля
Классификация приборов радиационной разведки (РР) и дозиметрического контроля (ДК). Принцип действия и основные характеристики приборов РР и ДК, состоящих на оснащении сил ГО и РСЧС, подготовка их к работе, проверка работоспособности. Практическая работа с приборами РР и ДК.
Приборы химической разведки (ХР), их принцип действия и основные характеристики. Подготовка приборов ХР к работе, определение в атмосфере отравляющих веществ и аварийных химически опасных веществ. Практическая работа с приборами химической разведки.
Тема 3. Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС
Порядок работы должностных лиц органов управления ГО и РСЧС по организации управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС.
Предназначение, оборудование, размещение и организация работы пунктов управления. Порядок работы дежурных смен, их обязанности. Меры, повышающие устойчивость управления ГО и РСЧС.
Организация связи, использование государственных, ведомственных и коммерческих сетей связи в интересах управления ГО и защиты населения от ЧС.
Принципы построения и использования системы централизованного оповещения. Средства и порядок оповещения. Локальные системы оповещения. Комплексная система экстренного оповещения населения.
Тема 4. Сигналы оповещения об опасностях, их назначение, возможные способы доведения и действия населения (должностных лиц) по ним
Сигнал "Внимание всем!", его назначение и способы доведения до населения (должностных лиц). Действия населения (должностных лиц) при получении сигнала "Внимание всем!" в различных условиях обстановки.
Сигналы экстренного оповещения населения, их назначение и способы доведения до населения (должностных лиц).
Действия населения (должностных лиц) при получении сигнала экстренного оповещения об угрозе распространения лесного пожара на населенный пункт.
Действия населения (должностных лиц) при получении сигналов экстренного оповещения о стихийных бедствиях гидрологического характера (наводнение, паводок, затопление и др.).
Действия населения (должностных лиц) при получении сигналов экстренного оповещения об авариях на потенциально-опасных объектах.
Другие сигналы оповещения, их назначение, возможные способы доведения и действия населения (должностных лиц) по ним.
Тема 5. Организация радиационной, химической и медико-биологической защиты населения и работников организаций
Особенности воздействия на население ионизирующего излучения. Основные мероприятия по защите населения от радиационного воздействия при угрозе и (или) возникновении радиационной аварии.
Виды аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Их воздействие на организм человека. Основные мероприятия химической защиты, осуществляемые в случае угрозы и (или) возникновения химической аварии. Оказание первой помощи при поражении АХОВ.
Сущность, задачи и основные мероприятия медико-биологической защиты в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации биологического характера. Карантин и обсервация.
Средства индивидуальной защиты, классификация, назначение, порядок использования, хранение и поддержание их в готовности.
Тема 6. Организация инженерной защиты населения и работников организаций
Современная нормативная правовая база в области инженерной защиты. Требования Норм проектирования инженерно-технических мероприятий ГО и предупреждения ЧС.
Классификация защитных сооружений (ЗС), их устройство и внутреннее оборудование. Убежища. Противорадиационные укрытия. Простейшие укрытия. Порядок приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.
Порядок укрытия населения и работников организации в защитных сооружениях. Содержание и использование ЗС ГО в мирное время.
Тема 7. Организация защиты населения, материальных и культурных ценностей путем эвакуации.
Эвакуация и ее цели. Принципы и способы эвакуации. Организация и порядок проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей.
Эвакуационные органы, их задачи, состав и порядок создания.
Обеспечение эвакомероприятий: транспортное, медицинское, охраны общественного порядка, связи и оповещения, организация питания и обогрева.
Организация и поддержание взаимодействия эвакоорганов территорий, отнесенных к группам по ГО и сельских районов.
Особенности организации и проведения эвакомероприятий при ЧС природного и техногенного характера.
Для категорий 2 и 5:
Назначение Плана эвакуации. Требования, предъявляемые к его разработке, исходные данные для планирования мероприятий по эвакуации и этапы разработки плана, порядок утверждения.
Для категории 5 (СЭП, ПЭП):
Организация работы сборного (приемного) эвакуационного пункта, его оборудование, документация, порядок работы.
Тема 8. Организация и проведение специальной обработки
Сущность и способы частичной и полной специальной обработки. Понятие о дезактивации, дегазации и дезинфекции. Вещества, растворы и технические средства, применяемые для этих целей.
Действия спасательных служб и НАСФ при проведении обеззараживания. Меры безопасности.
Санитарная обработка личного состава сил ГО и населения. Действия спасательных служб и НАСФ по организации и проведению полной санитарной обработки.
Тема 9. Оказание первой помощи пострадавшим.
Средства индивидуальной медицинской защиты. Правила пользования ими.
Приемы и способы остановки кровотечений и наложения повязок на раны. Основные правила оказания первой помощи при переломах, вывихах и ушибах, ожогах (термических и химических), шоке, обмороке, поражении электрическим током, обморожении.
Первая помощь при отравлениях и поражениях отравляющими и аварийно химически опасными веществами.
Методы элементарной сердечно-легочной реанимации. Проведение искусственного дыхания и массажа сердца.
V. Организация выполнения мероприятий по ликвидации ЧС мирного и военного времени
Тема 1. Организация работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
Назначение, задачи и состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ). Правовые основы деятельности КЧС и ОПБ. Примерное Положение о КЧС и ОПБ.
Планирование работы КЧС и ОПБ (перспективное и текущее). Перечень разрабатываемых документов и их содержание. Алгоритм работы КЧС и ОПБ и ее председателя при угрозе и возникновении ЧС.
Тема 2. Организация работы комиссии по повышению устойчивости функционирования.
Назначение, задачи и состав комиссии по повышению устойчивости функционирования. Правовые основы деятельности комиссии по повышению устойчивости функционирования. Примерное Положение о комиссии по повышению устойчивости функционирования.
Планирование работы комиссии по повышению устойчивости функционирования (перспективное и текущее). Перечень разрабатываемых документов и их содержание. Алгоритм работы комиссии по повышению устойчивости функционирования и ее председателя при угрозе и возникновении ЧС мирного и военного времени.
Тема 3. Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления и сил ГО и РСЧС в готовность.
Понятие о готовности органов управления, сил ГО и РСЧС, степени их готовности, порядок приведения их в готовность.
Порядок и сроки оповещения, сбора личного состава, получения табельного имущества, средств индивидуальной защиты, выдвижения в район расположения.
Обязанности председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления, руководителя органа управления ГО и РСЧС, руководителей спасательных служб и НАСФ при приведении сил ГО и РСЧС в готовность.
Мероприятия, проводимые в целях повышения готовности органов управления, сил ГО и РСЧС.
Практические действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления, сил ГО и РСЧС в готовность.
Тема 4. Порядок создания спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ), их применение при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР).
Нормативное правовое регулирование создания и применения НАСФ и спасательных служб. Предназначение, порядок создания, виды и организационная структура спасательных служб и НАСФ. Комплектование личным составом, обеспечение техникой и имуществом спасательных служб и НАСФ. Организация подготовки к выполнению задач.
Тема 5. Действия руководителей НАСФ и руководителей спасательных служб по организации и проведению АСДНР и выполнению задач.
Получение и уяснение задач, оценка обстановки, принятие решения, распределение основных сил и средств.
Порядок разработки и содержание приказа (распоряжения) на выполнение задач. Доведение задач до исполнителей. Выбор маршрута выдвижения, порядок построения колонны, организация движения, управление на марше.
Организация выдвижения спасательных служб и НАСФ в район выполнения задачи.
Организация взаимодействия с воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
Смена в очаге поражения и вывод из него подразделений спасательных служб и НАСФ. Организация и проведение специальной обработки. Восстановление готовности спасательных служб и НАСФ к дальнейшим действиям.
Тема 6. Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР.
Основные составляющие всестороннего обеспечения действий сил ГО и РСЧС в ходе АСДНР и их краткая характеристика.
Особенности организации материально-технического обеспечения при проведении АСДНР.
Современные инструменты и технологии, используемые при проведении АСДНР. Их назначение, правила эксплуатации и меры безопасности при использовании.
Определение основ взаимодействия при проведении АСДНР, оформление решения о порядке взаимодействия на картах и в других документах по взаимодействию. Практическое доведение намеченного порядка взаимодействия до подчиненных.
Тема 7. Организация защиты личного состава сил ГО и РСЧС при выполнении задач.
Цель и основные мероприятия по защите личного состава. Обязанности руководителей спасательных служб и руководителей НАСФ по организации и выполнению мероприятий по защите личного состава.
Порядок и способы рассредоточения личного состава и техники в загородной зоне, инженерное оборудование районов, занимаемых силами ГО и РСЧС. Организация разведки.
Использование защитных свойств местности, коллективных и индивидуальных средств защиты, средств связи и оповещения. Организация дозиметрического, химического и биологического контроля.
Проведение противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специальных профилактических мероприятий.
VI. Организация и осуществление подготовки населения МОГО "Ухта" в области ГО и защиты от ЧС
Тема 1. Деятельность должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС
Сущность и задачи обучения населения Российской Федерации в области ГО и защиты от ЧС. Нормативная правовая база по организации и осуществлению обучения населения в области ГО и защиты от ЧС. Основные положения нормативных документов.
Структура единой системы подготовки населения в области ГО и защиты населения от ЧС. Формы обучения и перечень групп населения, подлежащих подготовке.
Состав учебно-материальной базы для обучения различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС. Назначение основных элементов и требования, предъявляемые к ней.
Мероприятия по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС. Полномочия и обязанности должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
Тема 2. Организация обучения работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки спасательных служб и НАСФ.
Планирование и организация обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, руководителей и личного состава спасательных служб и НАСФ, а также работников организаций. Документы по планированию и учету процесса обучения, их содержание и порядок ведения.
Оценки степени обученности работников организаций в области ГО и защиты от ЧС.
Тема 3. Организация и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС.
Виды учений и тренировок, основы их организации и проведения.
Сущность и цели командно-штабных учений (КШУ). Подготовка учений, разработка учебно-методических документов. Методика проведения учения.
Сущность и цели тактико-специальных учений (ТСУ). Подготовка ТСУ. Руководство учением. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения учения.
Сущность и цели комплексного учения (КУ). Подготовка КУ. Руководство учением. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения учения. Критерии оценки учения. Разбор КУ.
Сущность и цели объектовых тренировок. Подготовка объектовой тренировки. Руководство тренировкой. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения объектовой тренировки.
Сущность и цели проведения "Дня защиты детей", соревнований "Школа безопасности" и полевых лагерей "Юный спасатель". Планирование, подготовка и методика проведения. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения.
Тема 4. Организация пропаганды и информирования населения МОГО "Ухта" в области ГО и защиты от ЧС. Деятельность должностных лиц и работников ГО и РСЧС по созданию и использованию технических средств информирования в местах массового пребывания людей.
Задачи пропаганды и информирования населения в области ГО и защиты от ЧС.
Организация и содержание пропаганды и информирования населения.
Порядок взаимодействия со средствами массовой информации.
Организация и порядок использования технических средств информирования в местах массового пребывания людей. Деятельность должностных лиц и работников ГО и РСЧС по созданию и использованию технических средств информирования в местах массового пребывания людей. Контроль за их состоянием и функционированием.
Тема 5. Особенности деятельности должностных лиц ГО и РСЧС по организации обучения неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС и участию в обучении подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности.
Планирование и контроль за проведением мероприятий по обучению неработающего населения. Комплексный план мероприятий по обучению неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС.
Координация деятельности органов, управлений и организаций, участвующих в обучении неработающего населения.
Обеспечение учебно-материальной базы процесса обучения неработающего населения.
Организация разработки, издания и распространения наглядных пособий, памяток, листовок и другой пропагандистской литературы для проведения обучения неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС.
Мероприятия, направленные на повышение охвата обучением неработающего населения, подрастающего поколения и качества их обучения.
Взаимодействие должностных лиц ГО и РСЧС с должностными лицами органов управления образованием по подготовке подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности.
5. Учебно-методическое обеспечение курса обучения
5.1. Список литературы
1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
3. Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения".
4. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
5. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
6. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
7. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года".
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны".
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
10. Постановление правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
12. Приказ МЧС России от 28 февраля 2003 г. N 105 "Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения".
13. Приказ МЧС России от 19.01.2004 N 19 "Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований".
14. Приказ МЧС России от 25.09.2004 N 484 "Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "25.10.2004"
15. Приказ МЧС России от 25.07.2006 N 422 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".
16. Приказ МЧС России от 13.11.2006 N 646 "Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований".
17. Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности" (НРБ-99/2009).
18. Санитарные правила и нормативы СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)".
19. Методические рекомендации Роспотребнадзора "Санитарно-просветительская работа с целью коррекции защитного поведения лиц из групп риска населения территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению" (20 февраля 2008 г. N 01/1318-8-34).
20. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев, и др. Издание 2-е, переработанное. - М.: Высшая школа, 2007.
21. Организация и ведение ГО и защиты населения и территорий от ЧС: Учебное пособие Под ред. Г.Н. Кирилова. - М.: ИРБ, 2011.
22. Перевозщиков В.Я. и др. Настольная книга руководителя (работника) структурного подразделения по ГОЧС. - М.: ИРБ, 2012.
23. Безопасность в чрезвычайных ситуациях в природно-техногенной сфере. Прогнозирование последствий: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Б.С. Мастрюков. - М.: Издательский центр "Академия", 2011.
24. Аверьянов В.Т. и др. Прогнозирование устойчивости функционирования объектов отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / Под общ. ред. B.C. Артамонова. - СПб.: Изд-во СПбУ ГПС МЧС России, 2011.
25. Современные технологии защиты и спасения / Под общ. ред. Р.Х. Цаликова; МЧС России. - М.: Деловой экспресс, 2007.
26. Белокрылова Е.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения". - М.: Ай Пи Эр Медиа, 2009.
27. Введение в дозиметрию и защита от ионизирующих излучений. - СПб.: Изд-во СПб ГПУ, 2008.
28. Владимиров В.А., Измалков В.И., Измалков А.В. Радиационная и химическая безопасность населения. - М.: Деловой экспресс, 2005.
29. Гладков С.А., Федянин В.И. Ликвидация последствий радиационных аварий: Учебное пособие. - Воронеж: Воронежский гос. технический ун-т, 2010.
30. Камышанский М.И. и др. Оповещение и информирование в системе мер гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Действия должностных лиц и населения. - М.: ИРБ, 2008. - 320 с.
31. Камышанский М.И. и др. Организация работы комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. - М.: ИРБ, 2010.
32. Коллективные и индивидуальные средства защиты. Контроль защитных свойств. - М.: Деловой экспресс, 2002.
33. Максимов М.Т., Ожагов Г.О. Радиоактивные загрязнения и их измерения. - М., 1989.
34. Аверьянов В.Т. и др. Прогнозирование устойчивости функционирования объектов отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / Под общ. ред. B.C. Артамонова. - СПб.: Изд-во СПб УГПС МЧС России, 2011.
35. Организация и ведение аварийно-спасательных работ: Учебное пособие / Г.Х. Харисов, А.Н. Калайдов, А.В. Фирсов. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2011.
36. Актуальные вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций / Под общей редакцией В.А. Акимова; МЧС России. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010.
37. Калайдов А.Н., Неровных А.Н., Заворотный А.Г., Симонов В.В. Тактика сил РСЧС и ГО: Учебное пособие / Под общ. ред. Овсяника А.И. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2010.
38. Афлятунов Т.И. и др. Действия пожарных, спасателей и участников дорожного движения при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. - М.: ИРБ, 2012.
39. Владимиров В.А., Лукьянченков А.Г., Павлов К.Н., Пучков В.А., Садиков Р.Ф., Ткачев А.И. Методические рекомендации по ликвидации последствий радиационных и химических аварий. Часть 1. Ликвидация последствий радиационных аварий / Под общ. ред. доктора технических наук В.А. Владимирова. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2004.
40. Методики оценки рисков чрезвычайных ситуаций и нормативы приемлемого риска чрезвычайных ситуаций. Руководство по оценке рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в т.ч. при эксплуатации критически важных объектов Российской Федерации (утв. Первым заместителем МЧС России 9 января 2008 г. N 1-4-60-9). - М.: МЧС России, 2008.
41. Демиденко Г.П. Повышение устойчивости работы объектов народного хозяйства в военное время. - Киев, 1984.
42. Корольков А.П., Терехин С.Н., Смирнов А.С., Таранцев А.А. Автоматизированные системы управления и связь. Учебное пособие, часть 2. - СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2010.
43. Информационно-коммуникационные технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности / Коллектив авторов под общей редакцией П.А. Попова, МЧС России. - М.: ФГУ НИИ ГОЧС (ФЦ), 2009.
44. Котик М.А. Психология и безопасность (2-е изд.). - Таллин.: Валгус, 1987.
45. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - М.: Эксимо, 2008.
46. Проведение занятий с работающим населением в области ГО, защиты от ЧС по пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Учебно-методическое пособие для руководителей занятий. - М.: ИРБ, 2011.
5.2 Средства обеспечения курса обучения
1. Технические средства обучения: компьютер, проекционное оборудование, телевизор, видеомагнитофон, DVD проигрыватель и др.
2. Видео- и DVD фильмы.
3. Презентации лекций.
4. Плакаты.
5. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.
6. Образцы средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожи, медицинских средств защиты, средств спасения, противопожарных средств, средств связи и оповещения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.