Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния отрасли "образование" на территории муниципального района "Троицко-Печорский"
Муниципальная программа муниципального района "Троицко-Печорский" "Развитие образования" разработана в целях повышения доступности, качества и эффективности системы образования с учетом потребностей граждан, общества, государства, создания условий для социализации обучающихся и воспитанников, обеспечения реализации прав детей, проживающих на территории района, на оздоровление и отдых.
В муниципальной системе отрасли "Образование" на 01.01.2014 функционирует сеть муниципальных образовательных организаций (далее - ОО), состоящая из 21 образовательной организации (дошкольные ОО - 7 (33%); ОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста - 2 (10%); общеобразовательные учреждения - 10 (6 СОШ + 4 ООШ) (48%); ОО дополнительного образования детей - 1 (5%); вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение - 1 (5%)).
С целью рационального использования финансирования муниципальной системы отрасли "Образование" Управлением образования ежегодно ведется работа по реализации плана оптимизации сети образовательных организаций; так в 2012 - 2013 учебном году МБОУ СОШ N 2 пгт. Троицко-Печорск преобразовано в основную общеобразовательную школу; МДОУ "Детский сад" пст. Приуральский - в структурное звено МОУ "СОШ" пст. Приуральский; МОУ "НШ - ДС" с. Покча - в структурное звено МБОУ СОШ N 1 пгт. Троицко-Печорск.
По состоянию на 01.09.2013 муниципальные дошкольные ОО посещает 753 воспитанника, из них на территории пгт. Троицко-Печорск - 490; функционирует 36 групп, из них - 2 разновозрастные группы в образовательных организациях для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа - детский сад", 4 - при средних общеобразовательных школах, 2 - при основных общеобразовательных школах.
Контингент обучающихся муниципальных образовательных организаций на начало 2013 - 2014 учебного года составляет 1358 учащихся, из них 23 обучающихся вечерней (сменной) общеобразовательной школы. В дневных общеобразовательных школах обучается 1335 учащихся, из них в начальных классах (1 - 4 классы) - 552 чел., в 5 - 9 классах - 631, в 10 - 11 классах - 152.
Сохраняется тенденция снижения количества обучающихся в школах района; в большей степени это проявляется на II и III ступенях обучения.
Проводимая работа по оптимизации сети ОО не улучшает показатель по наполняемости классов в ОО, увеличению доли учащихся, приходящихся на одного учителя, снижению неэффективных бюджетных расходов. Средняя наполняемость классов по району составляет - 10 чел.: в пгт. Троицко-Печорск - 20 чел., по сельским школам - 5 человек; численность учащихся, приходящихся на 1 учителя, составляет 7 человек. Из 12 образовательных организаций 10 - малокомплектные (83,3%).
На территории муниципального района сохраняется проблема дефицита мест в дошкольные ОО на территории пгт. Троицко-Печорск, по состоянию на 01.11.2013 очередность составляет 56 человек, решить данную проблему возможно за счет строительства на территории Троицко-Печорска малокомплектного детского сада. Содержание дошкольного образования, организация образовательного процесса требует обновления и совершенствования, устранение разрыва между требованиями к подготовке дошкольников к продолжению обучения в школе и предлагаемыми услугами детского сада, обеспечения преемственности дошкольного и начального звена. Не внедряются новые технологии, развивающие программы обучения, низкий процент участия педагогов дошкольных ОО в конкурсах педагогического мастерства; одной из причин является старение кадров. Снижается процент образовательных организаций, обеспечивающих дополнительное образование дошкольников. Недостаточное материально-техническое оснащение; отсутствует компьютерное оборудование, выход в сеть Интернет.
Не выполняется Закон РФ N 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" в части предоставления льгот детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с туберкулезной интоксикацией по оплате за посещение дошкольных образовательных организаций.
Определенное развитие за последние 3 года можно отметить в системе общего образования. В образовательных организациях района продолжается работа по организации предпрофильной подготовки и профильному обучению. Предпрофильная подготовка организована в 7 муниципальных общеобразовательных учреждениях, охвачено 120 обучающихся 9-х классов (93%). Вместе с тем Управление образования отмечает недостаточную эффективность организованной предпрофильной подготовки и отсутствие ощутимых результатов от проводимой работы, т.к. выпускники затрудняются в выборе профиля обучения и в профессиональном самоопределении. В МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" пгт. Троицко-Печорск организовано профильное обучение в 10 - 11 классах. Обучение ведется по 2 профилям: естественно-математический, социально-гуманитарный - с охватом обучающихся в количестве 95 человек (61,2%).
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования обучается 387 учащихся 1 - 3 классов (100%), 123 - учащихся первых классов, 142 - вторых, 122 - третьих классов. Для всех обучающихся 1 - 3 классов организована внеурочная деятельность.
Анализ работы образовательных организаций за 3 последних года свидетельствует о стабильных результатах: уровень и качество знаний имеют небольшую положительную динамику. По итогам 2012 - 2013 учебного года уровень обученности составляет 98,2% (2012 г. - 97,6%), по дневным школам 98,9% (2012 г. - 98,2%), качество знаний обучающихся 34% (2012 г. - 32%), по дневным школам 34,7%.
Отсутствует за последние 2 года положительная динамика по результатам государственной (итоговой) аттестации: количество обучающихся, закончивших школу со справкой - 12, из них 1 обучающийся 9 класса, 1 обучающийся 11 класса, 10 чел. - 12-го класса вечерней школы.
Исходя из анализа результатов учебной деятельности общеобразовательных учреждений, следует, что не на должном уровне ведется работа по управлению качеством образования, проводимая профилактическая работа со слабоуспевающими учащимися недостаточна и нерезультативна.
Содержание образования на всех ступенях обучения в основном обеспечено учебниками. Комплектование школьных библиотек района учебниками осуществляется за счет республиканского и муниципального бюджетов. По итогам инвентаризации 2013 года обеспеченность учебниками ОУ района составляет 98,6% (2011 - 2012 годы в среднем 96%), что выше республиканского, вместе с тем из них морально устаревших учебников 33,3%.
По результатам ЕГЭ уровень обученности выпускников 11-х классов дневных ОО - 98% (2012 г. - 97,7%). В целом анализ организации и проведения ЕГЭ в 2013 году выявил проблему сохранения количества обучающихся, не преодолевших минимальный порог баллов по обязательным предметам (выпускники вечерней школы).
Государственная (итоговая) аттестация обучающихся IX классов, проводимая с участием РЭК, в 2013 г. позволяет сделать вывод о повышении качества знаний по алгебре и предметам по выбору. Вместе с тем, анализ ГИА обучающихся IX классов, проводимой с участием РЭК, выявил проблемы: сроки ГИА для 23,9% выпускников основной школы продлены в связи с повторной государственной (итоговой) аттестацией в традиционной форме.
Одной из приоритетных задач системы образования республики и района является создание условий для реализации основных общеобразовательных программ в части этнокультурного образования, учета региональных особенностей.
Показатель охвата обучающихся изучением коми языка в ОО района за последний год незначительно увеличился, на 5,3%, по сравнению с прошлым учебным годом: 850 обучающихся изучают коми язык как государственный; коми язык как родной - 30 чел.; коми литературу - 33 ученика; коми язык факультативно - 98 обучающихся.
В районе функционирует 1 организация дополнительного образования: МОУДОД "Центр внешкольной работы" пгт. Троицко-Печорск, которая ежегодно обеспечивает охват учащихся дополнительным образованием около 650 человек (48,7% от количества школьников). Дополнительное образование организовано по 4 направлениям: художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное, социально-педагогическое. Вместе с тем, по-прежнему в центре внешкольной работы отсутствуют объединения технического направления. Дополнительное образование учащихся осуществляется на базе образовательных учреждений: 44 объединения, из них 23 спортивные секции (204 уч-ся), 21 творческое объединение (208 об-ся), в т.ч. 8 предметных кружков, 13 творческих объединений. В 4 - 11 классах школ обучается 952 учащихся, из них 412 (43%) заняты во вторую половину дня общедоступными кружками и секциями, организованными на базе школ. Небольшой процент организации кружков на базе школ из-за отсутствия ставок педагогов дополнительного образования. Кружки и секции посещают обучающиеся, состоящие на профилактических учетах. Всего на внутришкольном учете состоит 53 обучающихся, в том числе в ТКпДН и ЗП - 31 человек. Заняты дополнительным образованием 34 (64%) об-ся, состоящих на профилактическом учете, из них 21 (68%) - состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Обучающиеся, посещающие объединения дополнительного образования, активно и успешно участвуют в творческих конкурсах районного и республиканского, а также и всероссийского уровней.
Одной из главных задач ОО является сохранение и укрепление здоровья детей. В образовательных учреждениях проводится определенная работа по здоровьесбережению воспитанников и обучающихся. Внедряются здоровьесберегающие технологии, ведется третий час физкультуры. В 85% ОО имеются программы "Здоровья". С целью сохранения и укрепления здоровья детей функционируют оздоровительные группы (подготовительные) на базе МДОУ пгт. Троицко-Печорск.
Анализ состояния здоровья детей показывает низкий процент детей с первой группой здоровья (до 10%), 50% - имеющие отклонения в здоровье, 40% - хронические заболевания.
В течение 2012 - 2013 учебного года в соответствии с нормативными требованиями обучающиеся получали горячее полноценное питание из различных источников финансирования. Показатель охвата организованным питанием обучающихся на конец 2012 - 2013 учебного года составил 1112 чел. (82%), по сравнению с прошлым учебным годом данный показатель остался на прежнем уровне.
В районе организуется круглогодичный труд, отдых и оздоровление обучающихся, мероприятия предусматривают целевое финансирование. Ежегодно проводится районный Слет трудовых объединений школьников, обеспечивается участие делегации в республиканском мероприятии.
На территории района 100% образовательных организаций обеспечивают организацию лагерей с дневным пребыванием в течение года с оптимальным охватом детей.
В течение 2 последних лет отмечена положительная динамика показателя "Эффект оздоровления", снижение правонарушений, отсутствие несчастных случаев.
Несмотря на проводимую работу по обеспечению доступности качественного круглогодичного оздоровления, труда и отдыха детей и подростков на территории муниципального района, существуют проблемы, которые требуют решения с использованием программных методов.
Отсутствует должное медицинское сопровождение оздоровительных лагерей в летний период, а также сопровождение организованных групп педагогическими и медицинскими кадрами. Наличие предписаний Роспотребнадзора по итогам плановых проверок лагерей по фактам невыполнения санитарного законодательства. Недостаточная сумма на организацию круглогодичного труда, отдыха и оздоровления обучающихся в части организации питания, оплаты труда медицинского и педагогического сопровождения. Не обеспечен подвоз детей до г. Ухты в соответствии с нормативными требованиями. Не выполняется республиканская квота путевок в выездные лагеря.
Управлением образования, образовательными организациями продолжена работа по укреплению материальной базы учреждений, в пределах выделенных денежных средств осуществляется проведение капитальных и ремонтных работ. Принимаемые меры по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений дают результаты, вместе с тем по итогам республиканского мониторинга соответствия образовательных организаций современным требованиям одна ОО района по показателям мониторинга отвечает современным требованиям к организации образовательного процесса. Требует обновления в школах и детских садах учебно-лабораторное оборудование, мебель, мягкий инвентарь, технологическое оборудование, электрооборудование. Более 40% ОУ требуют капитальных вложений для проведения ремонтных работ системы канализации, отопления. Необходимы мероприятия по проведению антитеррористической защищенности ОО.
Управлением образования проводится работа, направленная на поддержку талантливой молодежи. Предусмотрены расходы из средств местного бюджета на поощрение молодежи премией главы муниципального района "Троицко-Печорский". Ежегодно дети из числа одаренных и талантливых направляются на мероприятия российского, республиканского и муниципального уровня, посвященные празднованию Нового года. Из средств республиканского бюджета РК выделяются путевки для категории "одаренные дети" в детские оздоровительные лагеря на побережье Черного моря.
Вместе с тем в работе с одаренными детьми отсутствует должная система по поиску и поддержке талантливых детей, включающая мероприятия по психологическому сопровождению, организации мониторинга достижений и т.д., в связи с отсутствием специалистов, в том числе психологов.
В ОО района, МОУ ДОД "Центр внешкольной работы" пгт. Троицко-Печорск нет достаточной материальной базы и финансирования (для оснащения) для работы с одаренными детьми (отсутствие необходимого оборудования для исследований, платные конкурсы, расходы на пересылку и качественное оформление работ). Необходимо активизировать работу по участию обучающихся школ в дистанционных конкурсах.
Качество предоставляемых образовательных услуг зависит от квалификации педагогических работников. Анализ показывает крайне незначительное количество педагогов высшей категории в ДОУ; к сожалению, большое количество педагогов без категории в образовательных учреждениях района. В целом, квалификационный уровень педагогического состава района невысок, на что влияют возрастные показатели педагогов, отсутствие в ОУ должной работы по обеспечению профессионального развития педагогов. Отсутствие стремления к повышению квалификационной категории зависит от возраста педагогов.
Анализ возрастного состава педагогических кадров показывает, что в районе из общего количества педагогических работников 162 человека (62%) работают в течение 20 и более лет. За 2 последних учебных года в ОО района прибыли 7 молодых специалистов.
На территории района сохраняется серьезный дефицит педагогических кадров. Одним из направлений по решению данной проблемы должна стать целенаправленная профориентационная работа с обучающимися на педагогические профессии.
Указанные проблемы отрасли "Образование" на территории муниципального района свидетельствуют о необходимости комплексного решения обозначенных проблем и требуют системного подхода в решении поставленных задач программными методами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.