Постановление Конституционного Суда Республики Коми
от 31 мая 2013 г.
"По делу о проверке конституционности Постановления Правительства Республики Коми от 3 апреля 2012 года N 116 (в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 25 июня 2012 года N 259) "О порядке предоставления социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья" и утвержденного им Порядка предоставления из республиканского бюджета Республики Коми социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья, по жалобе гражданки И.Г. Мунтяну"
Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего В.В. Кретова, судей М.Г. Аграновича, А.В. Проскурова, П.Ф. Пунегова,
с участием С.Л. Гобанова, представляющего интересы заявителя И.Г. Мунтяну, представителей Правительства Республики Коми О.А. Казариновой - консультанта-эксперта отдела бюджетного и гражданского законодательства Государственно-правового управления Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, А.В. Шабанова - консультанта юридического отдела Министерства экономического развития Республики Коми, руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 90, 91, 92 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности Постановления Правительства Республики Коми от 3 апреля 2012 года N 116 (в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 25 июня 2012 года N 259) "О порядке предоставления социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья" и утвержденного им Порядка предоставления из республиканского бюджета Республики Коми социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья.
Поводом к рассмотрению настоящего дела явилась жалоба гражданки И.Г. Мунтяну, а основанием для рассмотрения - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми указанные выше Постановление и утвержденный им Порядок.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.В. Кретова, объяснения С.Л. Гобанова, представляющего интересы гражданки И.Г. Мунтяну, объяснения представителей Правительства Республики Коми, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 3 апреля 2012 года N 116 (в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 25 июня 2012 года N 259) "О порядке предоставления социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья" и утвержденным им Порядком предоставления из республиканского бюджета Республики Коми социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья, граждане, заключившие в период с 1 января по 31 декабря 2012 года с кредитной организацией кредитный договор в целях получения средств на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми и на момент заключения кредитного договора состоявшие на учете и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, или признанные после 1 марта 2005 года в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или состоявшие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" имеют право на получение социальных выплат в виде компенсации 2/3 фактических затрат на уплату процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья, но не более суммы, рассчитанной исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
При этом социальная выплата предоставляется в случае, если среднемесячный доход гражданина (либо совокупный среднемесячный доход гражданина и иных лиц, чей доход учитывался при определении размера кредита и которые в кредитном договоре зафиксированы в качестве созаемщиков) составляет не более 45 тыс. рублей.
Заявитель по настоящему делу И.Г. Мунтяну через своего представителя С.Л. Гобанова оспаривает конституционность Постановления и утвержденного им Порядка в той мере, в какой они исключают возможность предоставления социальных выплат в виде компенсации 2/3 фактических затрат на уплату процентов за пользование заемными денежными средствами, полученными на строительство или приобретение жилья в организациях, не имеющих статуса кредитных.
В обоснование жалобы указано, что 22 августа 2012 года гражданка И.Г. Мунтяну заключила договор целевого займа с ЗАО "Коми Регион Ипотека" на сумму 1602000 рублей, сроком на 300 месяцев и под 13% годовых с целью приобретения конкретного жилого помещения на вторичном рынке жилья. Однако решением комиссии при Министерстве экономического развития Республики Коми заявительнице было отказано в предоставлении указанной выше социальной выплаты в связи с тем, что ею заключен договор целевого займа, а не кредитный договор, как того требуют Постановление и утвержденный им Порядок, а также по причине отсутствия у ЗАО "Коми Регион Ипотека" статуса кредитной организации. Такое правовое регулирование, по мнению И.Г. Мунтяну, противоречит положениям Конституции Республики Коми и нарушает ее право на предоставление мер социальной поддержки в сфере жилищных отношений.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является Постановление Правительства Республики Коми от 3 апреля 2012 года N 116 (в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 25 июня 2012 года N 259) "О порядке предоставления социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья" и утвержденный им Порядок предоставления из республиканского бюджета Республики Коми социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья, в той мере, в какой они исключают возможность предоставления гражданам социальных выплат в виде компенсации 2/3 их фактических затрат на уплату процентов за пользование заемными денежными средствами, полученными на строительство или приобретение жилья в организациях, не имеющих статуса кредитных, а именно проверка соответствия данных нормативных положений Конституции Республики Коми, гарантирующей признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (статьи 4, 10), равенство прав и свобод граждан независимо от их должностного положения, социального статуса и других обстоятельств (статья 17), право граждан на жилище, социальное обеспечение и достойную жизнь (статьи 11, 40, 41).
Согласно пунктам "б", "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и корреспондирующим им пунктам "б", "ж" и "к" статьи 64 Конституции Республики Коми защита прав и свобод человека и гражданина, жилищное законодательство и социальная защита отдельных категорий граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом в силу положений статьи 76 Конституции Российской Федерации и норм Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих такое право.
Предусмотренная Постановлением Правительства Республики Коми и утвержденным им Порядком социальная выплата в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми, является ничем иным как дополнительной мерой социальной поддержки имеющих невысокий доход лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принявших решение о самостоятельном строительстве или приобретении жилого помещения за счет заемных денежных средств (кредитов).
Предоставление же указанной меры социальной поддержки направлено на реализацию долгосрочной республиканской целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Коми (2011-2015 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Республики Коми от 22 июля 2011 года N 321, которая, в частности, предусматривает создание условий для повышения доступности ипотечных жилищных кредитов для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и самостоятельно решающих свои жилищные проблемы, в том числе за счет ресурсов кредитных организаций и соответствующих социальных выплат.
Таким образом, Постановление Правительства Республики Коми от 3 апреля 2012 года N 116 и утвержденный им Порядок предоставления из республиканского бюджета Республики Коми социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья, преследуют конституционно-значимую цель создания органами государственной власти Республики Коми необходимых условий для осуществления гражданами права на жилище и, как следствие, на достойную жизнь (статьи 11, 41 Конституции Республики Коми).
Поскольку данная социальная выплата является дополнительной мерой социальной поддержки и относится к расходным обязательствам Республики Коми, то в силу этих обстоятельств, норм Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти Республики Коми при установлении порядка и условий предоставления приведенной выше меры социальной поддержки обладают определенной свободой усмотрения.
Вместе с тем это не означает, что при осуществлении собственного правового регулирования органами государственной власти Республики Коми не должны учитываться принципы государственной социальной политики, которые, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях и определениях, базируются на поддержании доверия граждан к закону и его правовой определенности в виде основанной на действующем законодательстве разумности правового регулирования и его предсказуемости с точки зрения соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина, являющихся высшей и непосредственно действующей ценностью.
Соблюдение же и защита гарантированных Конституцией Республики Коми прав и свобод человека и гражданина это непреложная обязанность Республики Коми, заключающаяся в направленности ее социальной и экономической политики на создание необходимых условий, обеспечивающих право граждан на жилище, социальную защиту и создающих предпосылки для их достойной жизни (статьи 4, 10, 11, 40, 41 Конституции Республики Коми).
Однако предусмотренные Постановлением Правительства Республики Коми и утвержденным им Порядком правила предоставления социальной выплаты в виде компенсации гражданам части их фактических затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья, не в полной мере отвечают приведенным выше принципам, поскольку исключают возможность заключения договоров целевого жилищного займа между гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, и организациями, не имеющими статуса кредитных.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" деятельность кредитных организаций по предоставлению кредитов на строительство или приобретение жилья не подлежит лицензированию и регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и другими федеральными законами.
Согласно же нормам Гражданского кодекса Российской Федерации организация (юридическое лицо), не являющаяся кредитной, не вправе заключать кредитные договоры, но при этом в пределах своей правоспособности, предусмотренной действующим законодательством и учредительными документами, может совершать любые не запрещенные законом сделки, в том числе и по заключению договоров целевого займа на строительство или приобретение жилья, где организация выступает заимодавцем, а гражданин заемщиком.
Настоящим Кодексом также установлено, что наряду с соблюдением обязательных требований закона стороны самостоятельно определяют условия таких сделок и могут принять решение о заключении смешанного договора, содержащего элементы различных договоров, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
К таким сделкам, в частности, можно отнести договоры целевого займа на строительство или приобретение жилья, которые по своему содержанию и условиям, как
правило, аналогичны договорам ипотечного жилищного кредитования, являющихся консенсуальными и влекущими за собой залог приобретаемого жилого помещения (ипотеку в силу закона).
Таким образом, заключение договоров целевого жилищного займа на указанных выше условиях нивелирует различия между договорами займа и кредитными договорами, которые в связи с единой правовой природой данных сделок не относятся к существенным, и дает возможность отдельным категориям гражданам построить или приобрести жилье за счет заемных денежных средств, предоставленных организациями, не имеющими статуса кредитных.
Поскольку в соответствии с Постановлением и утвержденным им Порядком получателем социальной выплаты является гражданин, то в силу этого обстоятельства взаимоотношения органов государственной власти Республики Коми с кредитными организациями носят опосредованный характер и заключаются в сотрудничестве с этими организациями в части формирования расчетов социальных выплат и уведомления кредитных или ипотечных организаций по поводу принятого решения о предоставлении гражданину данной меры социальной поддержки.
Правовых препятствий для такого сотрудничества с организацией, не имеющей статуса кредитной, но предоставившей гражданину целевой заем, отвечающий требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к договорам ипотечного жилищного кредитования, не имеется и поэтому, с учетом изложенного, следует признать, что понуждение к заключению именно кредитных договоров и только с кредитными организациями необоснованно лишает граждан свободы усмотрения при осуществлении ими своих гражданских прав в части выбора организации-заимодавца, создает определенные препятствия для реализации гражданами своего конституционного права на жилище и без законных оснований исключает возможность предоставления им соответствующих мер социальной поддержки в сфере жилищных отношений.
При таких обстоятельствах Постановление Правительства Республики Коми от 3 апреля 2012 года N 116 (в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 25 июня 2012 года N 259) "О порядке предоставления социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья" и утвержденный им Порядок предоставления из республиканского бюджета Республики Коми социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья, в той мере, в какой они исключают возможность предоставления гражданам социальных выплат в виде компенсации 2/3 их фактических затрат на уплату процентов за пользование заемными денежными средствами, полученными на строительство или приобретение жилья в организациях, которые хотя и не имеют статуса кредитных, но в силу закона и учредительных документов наделены правом на заключение с гражданами договоров целевого займа, отвечающих требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к договорам ипотечного жилищного кредитования, нарушают конституционный принцип равенства прав и свобод граждан независимо от их должностного положения, социального статуса и других обстоятельств, умаляют их право на жилище и соответствующее социальное обеспечение, а следовательно, и на достойную жизнь, и поэтому не могут быть признаны соответствующими Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 10, 17, 40, 41.
На основании изложенного, руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, частью первой статьи 66, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 91, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми постановил:
1. Признать Постановление Правительства Республики Коми от 3 апреля 2012 года N 116 (в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 25 июня 2012 года N 259) "О порядке предоставления социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья" и утвержденный им Порядок предоставления из республиканского бюджета Республики Коми социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья не соответствующими Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 10, 17, 40, 41, в той мере, в какой Постановление и утвержденный им Порядок исключают возможность предоставления гражданам социальных выплат в виде компенсации 2/3 их фактических затрат на уплату процентов за пользование заемными денежными средствами, полученными на строительство или приобретение жилья в организациях, которые хотя и не имеют статуса кредитных, но в силу закона и учредительных документов наделены правом на заключение с гражданами договоров целевого займа, отвечающих требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к договорам ипотечного жилищного кредитования.
2. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. В соответствии со статьей 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".
Конституционный Суд Республики Коми |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 31 мая 2013 г. "По делу о проверке конституционности Постановления Правительства Республики Коми от 3 апреля 2012 года N 116 (в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 25 июня 2012 года N 259) "О порядке предоставления социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья" и утвержденного им Порядка предоставления из республиканского бюджета Республики Коми социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья, по жалобе гражданки И.Г. Мунтяну"
Текст постановления размещен (опубликован) на Интернет-портале Республики Коми в Internet (http://www.rkomi.ru) 6 июня 2013 г., в журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" от 10 июня 2013 г. N 15 ст. 317, в газете "Республика" от 15 июня 2013 г. N 106-107