Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
к Программе
Паспорт
подпрограммы "Развитие системы дошкольного образования"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Департамент социально-культурных и дошкольных образовательных учреждений администрации муниципального образования городского округа "Воркута" |
|||||
Соисполнители подпрограммы |
|
|||||
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
Подпрограмма не предусматривает реализацию долгосрочных целевых программ муниципального образования городского округа "Воркута" и ведомственных целевых программ |
|||||
Цель подпрограммы |
Повышение доступности и качества образовательных услуг, эффективности работы системы дошкольного образования. |
|||||
Задачи подпрограммы |
1. Обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования. 2. Создание условий для повышения качества услуг дошкольного образования. 3. Создание условий для повышения эффективности системы дошкольного образования. |
|||||
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы |
Целевыми индикаторами подпрограммы являются: 1) удельный вес дошкольных образовательных учреждений, использующих вариативные формы дошкольного образования, в общем количестве дошкольных образовательных учреждений; 2) удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей в возрасте от 1 до 7 лет; 3) доступность предшкольного образования (отношение численности детей 5-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школах); 4) удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей в возрасте от 3 до 7 лет; 5) доступность дошкольного образования для детей, имеющих отклонения в здоровье (увеличение показателя охвата детей с ограниченными возможностями здоровья, услугами дошкольного образования); 6) охват детей дошкольного возраста услугами Центра поддержки и развития одаренных детей образовательных учреждений ДСК и ДОУ; 7) размер средней заработной платы педагогических работников дошкольных и образовательных организаций в городском округе. 8) удовлетворенность населения качеством дошкольного образования от общего числа опрошенных родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения; 9) удельный вес дошкольных образовательных учреждений, в которых реализуются основные образовательные программы дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в общем количестве дошкольных образовательных учреждений; 10) укомплектованность дошкольных образовательных учреждений кадрами в соответствии с требованиями к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования; 11) удельный вес дошкольных образовательных учреждений, в которых условия пребывания воспитанников в полной мере соответствуют современным требованиям к обеспечению комплексной безопасности объектов образования, в общем количестве дошкольных образовательных учреждений; 12) уменьшение показателей заболеваемости детей дошкольного возраста; 13) удельный вес численности педагогических работников системы дошкольного образования, использующих здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе, в общей численности педагогических работников; 14) охват воспитанников дополнительными образовательными услугами; 15) удельный вес численности воспитанников, принявших участие в муниципальных, региональных, всероссийских интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах, фестивалях, в общей численности воспитанников. 16) удельный вес численности педагогических работников системы дошкольного образования, использующих современные образовательные (в том числе ИКТ-технологии) и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе, в общей численности педагогических работников; 17) удельный вес численности педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, имеющих высшую и первую квалификационные категории, в общей численности педагогов дошкольных образовательных учреждений; 18) удельный вес дошкольных образовательных учреждений, в которых реализуются инновационные программы и проекты в сфере дошкольного образования (в том числе экспериментальные, пилотные, опорно-методические площадки, ресурсные центры), в общем количестве дошкольных образовательных учреждений; 19) удельный вес численности педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений, в течение года повысивших свою профессиональную компетентность, в общем числе педагогических и руководящих работников системы дошкольного образования. |
|||||
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в период с 2014 по 2020 годы. |
|||||
Объемы финансирования подпрограммы |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Подпрограммы за счет средств федерального, республиканского, муниципального бюджета, внебюджетных источников составляет 1 958 124,2 тыс. рублей, в том числе по годам и источникам финансирования: |
|||||
Наименование муниципальной подпрограммы |
Источник финансирован я |
2014, тыс. руб. |
2015, тыс. руб. |
2016, тыс. руб. |
Всего, тыс. руб. |
|
Развитие системы дошкольного образования |
Всего: |
667 242,0 |
648 941,1 |
641 941,1 |
1 958 124,2 |
|
местный бюджет |
87 702,2 |
52 295,7 |
45 295,7 |
185 293,6 |
||
за счет средств: республиканского бюджета Республики Коми |
579 539,8 |
596 645,4 |
596 645,4 |
1 772 830,6 |
||
федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
государственные внебюджетные фонды |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
юридические лица |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0 |
||
средства от приносящей доход деятельности |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
В ходе реализации подпрограммы будет обеспечен рост доступности и качества дошкольного образования на территории муниципального образования городского округа "Воркута", обеспечено выполнение стратегических проектов развития по направлению: 1) удовлетворение потребности населения города в услугах дошкольного образования за счет развития вариативных форм образования. К 2020 году потребность населения города Воркуты в услугах дошкольных образовательных учреждений будет удовлетворена в полном объеме за счет открытия дополнительных дошкольных групп в дошкольных образовательных учреждениях центральной части города и развития вариативных форм дошкольного образования. Во всех дошкольных образовательных учреждениях города основные образовательные программы и условия их реализации будут соответствовать требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что обусловит повышение качества услуг дошкольного образования. Проведение системных мероприятий по развитию инновационного потенциала педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений, а также действенные меры морального и материального стимулирования педагогов и руководителей, грантовая поддержка реализации инновационных проектов повысят эффективность функционирования системы дошкольного образования. В результате системной работы повысится уровень профессиональной компетенции педагогических кадров. В результате реализации Подпрограммы будет создана безопасная комфортная образовательная среда, обеспечивающая доступность и вариативность услуг, а также развитие личности каждого ребенка и равные стартовые возможности подготовки к школе. |
1. Характеристика текущего состояния сферы Подпрограммы 1, описание основных проблем в сфере дошкольного образования и прогноз ее развития
1. Настоящая Подпрограмма 1 устанавливает меры по реализации образовательной политики Республики Коми и городского округа "Воркута" в области дошкольного образования. В сферу действия Подпрограммы входят дошкольные образовательные учреждения и образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста в муниципальном образовании городского округа "Воркута", находящиеся в муниципальной собственности и подведомственные департаменту социально-культурных и дошкольных образовательных учреждений (далее - ДСК и ДОУ).
Модернизация системы дошкольного образования в Республике Коми направлена на гармоничное и соответствующее возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее для каждого ребенка тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным в школе. Деятельность ДСК и ДОУ и подведомственных дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию комплексных мер по обеспечению государственных гарантий доступности дошкольного образования для всех слоев населения и повышению качества предоставляемых услуг.
Важнейшим показателем состояния системы дошкольного образования является доступность получения дошкольного образования и степень развития сети образовательных организаций дошкольного образования. Система дошкольного образования МО ГО "Воркута" представлена всеми типами и видами образовательных учреждений, что позволяет обеспечивать конституционные права граждан городского округа "Воркута" на получение бесплатного дошкольного образования с учетом различных социальных потребностей населения:
- 3 негосударственных дошкольных образовательных учреждения ОАО "РЖД";
- 38 образовательных учреждений, подведомственных ДСК и ДОУ. Из них:
Детский сад - 11
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением развития - 8
Детский сад компенсирующего вида - 2
Центр развития ребенка - детский сад - 8
Детский сад присмотра и оздоровления - 3
Детский сад комбинированного вида - 3
Начальная школа - детский сад компенсирующего вида - 1
Прогимназия - 2.
Доля детей в возрасте до 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях дошкольного образования от общей численности детей городского округа "Воркута" в возрасте 1-7 лет в 2011 году составляла 77,50%, в 2012 году увеличилась и составила 79,30% (за счет открытия дополнительных групп для детей раннего возраста на 180 мест в 5 дошкольных образовательных учреждениях), в 2012-2013 учебном году охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1-го года до 7-ми лет в среднем по городу составил 69,5% (5 154 детей).
В течение 2012-2013 учебного года в ДОУ принято 1 102 ребенка. Количество выпускников составило 897 человек (в 2012 году - 928 человек). В 2012-2013 учебном году проектная мощность образовательных учреждений использовалась на 81% от общей проектной мощности (6.144 места), так как сохраняется тенденция уменьшения количества детей в микрорайоне "Советский", поселках "Северный", "Воргашор", "Заполярный", где наполняемость детьми составляет от 25% до 75% от первоначальной проектной мощности учреждений.
На сегодняшний день на территории муниципального образования городского округа "Воркута" отсутствует дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. Число нуждающихся в устройстве ребенка в дошкольное образовательное учреждение составляют родители, желающие оформить ребенка в конкретный детский сад. В целях повышения уровня доступности дошкольного образования в центральной части города ежегодно в систему образования возвращаются дошкольные группы для детей раннего возраста (2010 год - 3 группы для детей двухлетнего и трехлетнего возраста, 2011 год - 4 группы для детей раннего возраста, 2012 год - 9 групп для детей раннего возраста).
В целях удовлетворения различных социальных потребностей населения на базе 10 образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, организованы вариативные формы дошкольного образования (26% от общего количества образовательных учреждений дошкольного образования): 3 группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста (МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 55", МБОУ "Начальная школа - детский сад компенсирующего вида N 1", МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 53), группа раннего развития (МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 11"), клуб родителей будущих воспитанников (МБДОУ "Детский сад N 33"), 5 консультативных пунктов для родителей (законных представителей) и детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения и воспитывающихся в условиях семьи (МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида N 24, "Центр развития ребенка - детский сад N 34, "Детский сад комбинированного вида N 55, "Детский сад общеразвивающего вида N 81", МБОУ "Прогимназия N 2").
Создана система воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими отклонения в развитии. В системе воркутинского дошкольного образования функционирует 9 специализированных комбинированных и компенсирующих образовательных учреждений, что позволяет данной категории воспитанников проходить социализацию и получать предшкольное образование. Охват услугами дошкольного образования в данных учреждениях составляет 558 воспитанников (в 2011 - 2012 году - 489 воспитанников).
Одним из основных направлений развития дошкольного и начального общего образования является переход на новые образовательные стандарты и требования. В соответствии с этим реализуется комплекс мероприятий, направленных на введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федеральных государственных требований к структуре и условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
В дошкольных образовательных учреждениях педагогами используются методы и технологии развивающего обучения, ИКТ-технологии, метод проектов, интегративный, деятельностный, личностно ориентированный подход к построению образовательного процесса. Уровень освоения основной образовательной программы дошкольного образования по наиболее значимым образовательным областям (познание, художественное творчество, физическая культура, здоровье, социализация, безопасность) у воспитанников в среднем превышает 90%. Уровень готовности выпускников детских садов к школе по результатам обследования специалистами МУ "Психолого-медико-педагогическая комиссия" г. Воркуты уровня развития познавательных процессов составил по итогам 20102011 учебного года 87,3%, 2011-2012 учебного года - 89,1%, 2012-2013 учебного года - 87,9%.
На протяжении ряда лет в ДСК и ДОУ складывается система работы с талантливыми и одаренными детьми, которая является частью единой социально-педагогической системы, ориентированной на формирование социально активной, творческой личности. Накоплен положительный опыт работы с одаренными детьми. Обучающиеся, воспитанники принимают активное участие в конкурсах, проектах, олимпиадах республиканского и всероссийского уровней: "Русский медвежонок", "Кенгуру", "Энергия детства", "Безопасность глазами детей", "Разноцветный детский мир" и др.; в муниципальном фестивале "Воркутинские звездочки", включающем шахматный турнир "Дебют", спартакиады "Веселые старты", "Старты на воде", "Спорт без границ", парафестиваль и творческий конкурс; в муниципальном фестивале "Моя дорогая Коми земля", состоящем из творческого конкурса "Менам муса коми му", конкурса познавательно-исследовательской направленности "Юные знатоки родного края" и выставки-конкурса творческих работ воспитанников "Республика Коми глазами детей" и других мероприятиях.
В целях стимулирования инновационной деятельности образовательных учреждений дошкольного образования в вопросах выявления, поддержки и развития талантливых и одаренных детей создан Центр поддержки и развития одаренных детей образовательных учреждений ДСК и ДОУ, деятельность которого направлена на создание среды успеха для развития личностного потенциала, индивидуальных способностей одаренных детей, оказание психолого-педагогической поддержки в осмыслении, проектировании и самореализации в соответствии со способностями одаренных детей, их жизненной стратегией, ориентированной на успешную деятельность в контексте современной среды и современной культуры.
С целью повышения качества дошкольного образования и удовлетворения спроса родителей на дополнительные услуги учреждения оказывают для детей и их родителей дополнительные образовательные услуги художественно-эстетической, социально-педагогической, эколого-биологической, физкультурно-спортивной направленностей. В образовательных учреждениях, реализующих программы дополнительного образования, разработано программно-методическое обеспечение, созданы материально-технические, кадровые условия реализации программ дополнительного образования. Охват детей дошкольного и младшего школьного возраста в 2012-2013 учебном году, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, составил - 1.920 детей, что составляет 37% от общей численности.
Ежегодно осуществляется целенаправленная систематическая деятельность в части создания безопасной среды жизнедеятельности в образовательных учреждениях путем обеспечения соблюдения стандартов, регламентирующих необходимые и достаточные материально-технические нормы и правила организации образовательной деятельности, в части внедрения инновационных технологий сохранения и укрепления здоровья воспитанников, в части внедрения оптимальных схем организации высококачественного питания дошкольников на основе медико-экологических рекомендаций с использованием современной техники и технологий. Основными мероприятиями в реализации задач сохранения и укрепления здоровья детей является создание необходимых условий для организации физкультурно-оздоровительной работы, охранительного режима, проведения специфической и неспецифической профилактики острой и инфекционной заболеваемости, организации питания. В образовательных учреждениях реализуются здоровьесберегающие программы и рекомендованные Министерством образования и науки РФ здоровьесберегающие технологии. За последние 3 года снизилась общая заболеваемость детей в дошкольных образовательных учреждениях: пропущено одним ребенком по болезни в 2010 году - 14 дней, в 2011 году - 12,6 дней, 2012 году - 10 дней. На основе мониторинговых исследований выявлены данные о состоянии здоровья детей дошкольного возраста на начало 2013 года: 3,1% часто болеющих детей, 2,9% детей с I группой здоровья, 88,1% детей со II группой здоровья, 8,5% детей с III группой здоровья, 0,5% детей с IV группой здоровья и отсутствие детей с V группой здоровья.
В образовательных учреждениях дошкольного образования организовано сбалансированное и полноценное питание воспитанников и учащихся. Значительно расширился ассортимент продуктов детского питания и улучшилось качество поступающих продуктов. Мониторинг выполнения натуральных норм по питанию на одного ребенка за три последних года выявил положительную динамику по всем основным позициям от 91% до 100%.
В муниципальных образовательных учреждениях дошкольного образования создаются современные условия организации образовательного процесса, отвечающие требованиям и нормам действующего законодательства. При этом первостепенное значение уделяется комплексной безопасности и укреплению материально-технической базы образовательных учреждений. Общий объем расходов бюджета муниципального образования городского округа "Воркута" на дошкольное образование на 2012-2013 учебном году составил 473.752.700 рублей (в 2011 - 2012 году - 452.416.598,52 руб.). В целях развития материально-технической базы в 2012-2013 учебном году реализован комплекс мер на общую сумму 630.476.938,0 рублей, из которых 628.680.148,25 рублей за счет средств местного бюджета. На данные нужды было выделено 1.297.810,00 рублей за счет денежных средств ОАО "Воркутауголь" (в рамках Соглашения между администрацией города и ОАО "Воркутауголь"); в том числе приобретено компьютерное оборудование на сумму 2.722.708,00 рублей, медицинское оборудование на сумму 3.784.726,00 рублей за счет средств местного бюджета. В соответствии с планом капитального ремонта на 2012 - 2013 год проведены (за счет бюджетных средств) ремонты на общую сумму бюджетных затрат по программе капитального ремонта 400.000 рублей и 4.500.000,00 рублей, перенаправленных на капитальный ремонт из средств ведомственной целевой программы "Развитие муниципальной системы дошкольного образования в муниципальном образовании городского округа "Воркута" (2012 - 2015 годы)".
На укрепление материально-технической базы образовательных организаций израсходовано в 2012-2013 учебном году - 41.334.715,00 рублей из средств местного бюджета и 6.799.326,00 рублей за счет внебюджетных средств (в 2011-2012 учебном году 9.226.846,8 рублей). Кроме этого, средства от организации платных дополнительных образовательных услуг, оказываемых образовательными учреждениями дошкольного образования, на общую сумму 2.875.258,39 рублей, направлены в 2012-2013 учебном году на развитие материально-технической базы и совершенствование предметно-развивающей среды образовательных учреждений.
Образовательные учреждения, подведомственные ДСК и ДОУ, активно используют современные информационные технологии и оснащены современным компьютерным оборудованием. В каждом образовательном учреждении в пользовании руководителей и педагогов имеются персональные компьютеры, ноутбуки (144 шт.), в 22 образовательных учреждениях имеется в наличии и используется мультимедийное оборудование (33 шт.), 16 образовательных учреждений оснащены интерактивным оборудованием. Все образовательные организации подключены к сети Интернет и имеют официальные сайты.
В образовательных учреждениях дошкольного образования работают квалифицированные воспитатели и специалисты, 37% которых имеют высшее профессиональное образование. В ДСК и ДОУ и образовательных учреждениях создаются необходимые условия для повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников. В качественном составе педагогических работников преобладает доля работников, имеющих стаж педагогической деятельности более 15 лет (41%), и доля педагогов, находящихся в возрастной группе от 25 до 40 лет (44%). Высшую и первую квалификационные категории имеют 276 педагогов, что составляет 42% от общей численности педагогических работников. Созданы условия для повышения профессиональной компетентности педагогов, позволяющие ежегодно обучаться на курсах повышения квалификации более 20% педагогов; за последние три учебных года прошли курсы повышения квалификации 615 педагогических и руководящих работников.
Образовательные учреждения дошкольного образования в основном укомплектованы педагогическими кадрами на 90%.
В целях повышения качества образования деятельность образовательных учреждений направлена на поиск новых современных средств совершенствования профессионализма педагогических работников и развитие педагогического потенциала: формирование творческого мышления педагогов через включение в проектную, исследовательскую деятельность; участие в проблемных муниципальных, республиканских, международных семинарах, конференциях; участие в работе методических объединений с обобщением практико-ориентированных материалов с последующим распространением в печати и электронных банках данных; участие в работе экспериментальных площадок "Особенности работы с ослабленным ребенком в образовательных учреждениях разного вида в условиях Заполярья" - научное руководство РАО "Институт психолого-педагогических проблем детства" г. Москва (МБДОУ N 53, N 63, МБОУ "НШДС N 1"), "Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС и ФГТ" (МБОУ Прогимназия N 1, Прогимназия N 2); грантовая поддержка инновационных проектов в сфере дошкольного образования; участие в работе ресурсных центров по реализации национально-регионального и этнокультурного компонента дошкольного образования и опорных учреждений Центра поддержки и развития одаренных детей образовательных учреждений ДСК и ДОУ и др. Эффективное методическое сопровождение инновационной деятельности позволяет педагогическим работникам ежегодно транслировать свой опыт работы на форумах республиканского, общероссийского и международного уровней по различным темам.
Изучение вопроса удовлетворенности населения качеством предоставляемых образовательными учреждениями ДСК и ДОУ образовательных услуг посредством анкетирования и социологического опроса родителей детей, посещающих образовательные учреждения в черте города, позволяет выявить степень удовлетворенности по основным направлениям деятельности. По итогам 2012-2013 учебного года полностью удовлетворены состоянием материальной базы - 33% опрошенных родителей, организацией питания - 63%, работой воспитателей - 87%, взаимоотношениями сотрудников с родителями - 76%, оздоровлением детей - 71%, используемыми образовательными программами - 82% родителей.
2. Вместе с достигнутыми успехами и ростом показателей качества образования в системе дошкольного образования муниципального образования городского округа "Воркута" имеется ряд проблем, требующих решения программно-целевым методом.
Потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях центральной части города обусловлена активным переселением жителей отдаленных поселков в город, увеличением количества приезжих и проживающих в городском округе "Воркута" граждан, получением разнообразных дополнительных образовательных услуг для детей дошкольного возраста, увеличением числа родителей, желающих пользоваться услугами дошкольных учреждений до достижения детьми трехлетнего возраста. Существующие организационные формы дошкольного образования не удовлетворяют полностью растущие потребности населения. Проблемным вопросом остается ежегодное увеличение количества воспитанников, имеющих речевые нарушения, и невозможность оказания коррекционно-развивающих услуг всем детям, нуждающимся в профилактике и коррекции нарушений развития речи, в имеющихся специализированных образовательных учреждениях.
Для увеличения фактического количества мест в образовательных организациях в центральной части города, мест в специализированных детских садах, реализующих программу дошкольного образования, необходимо открывать дополнительные группы для детей раннего возраста и специализированные речевые группы, вводить ставки учителей-логопедов в штатное расписание детских садов общеразвивающего вида, внедрять альтернативные и вариативные формы дошкольного образования в образовательных учреждениях дошкольного образования за счёт рационального использования и оснащения в соответствии с требованиями и нормами имеющихся помещений. Кроме этого развивать систему информирования родителей раннего и дошкольного возраста о предоставляемых услугах дошкольного образования и вариативности его форм с учетом различных социальных запросов.
В системе дошкольного образования существует угроза "старения кадров". По состоянию на 01.09.2013 года численность работающих педагогических работников пенсионного возраста (свыше 50 лет) составила 22% от общего количества. Несмотря на то, что на муниципальном уровне разработаны и реализуются меры по сохранению и развитию кадрового потенциала (проведение профессиональных конкурсов, выплата именных премий, системы морального и материального стимулирования педагогических работников и коллективов, система информационно-консультативно-методической поддержки осуществления образовательного процесса), они не могут предотвратить отток специалистов из отрасли.
Для решения проблемы кадрового обеспечения дошкольных образовательных учреждений требуется планирование и реализация комплексных эффективных мероприятий, направленных на повышение престижа профессии воспитателя в обществе и статуса педагогических кадров путем совершенствования механизмов оплаты труда. Улучшить обеспеченность детских садов педагогическими кадрами возможно путем привлечения молодых специалистов, стимулирования инновационной деятельности педагогов и грантовой поддержки лучших образовательных организаций и лучших педагогических работников.
С 1 сентября 2013 года в связи с вступлением в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" вводится федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В связи с введением ФГОС дошкольного образования и удаленностью муниципалитета от центров повышения квалификации проблема организации повышения квалификации педагогических работников по вопросам реализации принципов и подходов нового стандарта становится актуальной. Кроме этого, в соответствии с квалификационными характеристиками должностей работников образования 60% руководителей образовательных учреждений дошкольного образования, имеющих педагогическое образование, нуждаются в получении высшего профессионального образования или профессиональной переподготовки по направлениям "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент".
Проблемой остается ежегодное увеличение количества детей, имеющих отклонения в развитии и здоровье, требующей от коллективов образовательных учреждений дошкольного образования осуществления поиска и внедрения в образовательный процесс более эффективных здоровьесберегающих технологий, форм и методов сохранения и укрепления здоровья дошкольников во взаимодействии и сотрудничестве с семьями воспитанников.
Проблема оснащения образовательных учреждений дошкольного образования, в том числе поселковых малокомплектных дошкольных образовательных учреждений, современной полифункциональной мебелью, развивающими играми и игрушками, технологическим, медицинским, спортивным, компьютерным оборудованием в связи с введением ФГОС дошкольного образования и требований к развивающей предметно-пространственной среде и материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования приобретает особую актуальность. Укомплектованность дошкольных образовательных учреждений компьютерной техникой остается низкой и составляет 25%. Соответствующая требованиям времени инфраструктура дошкольного образования предполагает изменение облика образовательных учреждений, совершенствование оснащения групповых комнат, кабинетов, столовых, актовых, музыкальных и спортивных залов, школьных библиотек, оснащение компьютерами, мультимедийным оборудованием, интерактивными досками за счёт бюджетных и внебюджетных средств.
3. Приоритетными направлениями развития системы дошкольного образования МО ГО "Воркута" должны стать обеспечение комплексной безопасности (пожарной, криминальной, антитеррористической, дорожного движения и др.) пребывания воспитанников в образовательных учреждениях, создание условий сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, создание современной предметно-развивающей среды, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, обеспечение дошкольного образования педагогическими кадрами и внедрение эффективных механизмов поддержки развития педагогического потенциала.
Введение ФГОС дошкольного образования и создание в дошкольных образовательных учреждениях соответствующих требованиям психолого-педагогических, кадровых, материально-технических, финансовых условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования - центральное направление в решении задач повышения качества дошкольного образования.
Дошкольное образование позволяет обеспечить ребенку полноценное детство, социальную адаптацию, качественную подготовку к обучению в школе, а родителям - реализовать право на труд, участие в общественной жизни. Оно востребовано родителями, поэтому должно быть гибким, многомодельным, многовариативным, отвечающим социальным запросам населения.
Существующие проблемы системы дошкольного образования требуют комплексного решения. Это решение будет достигнуто с использованием программно-целевого метода, обеспечивающего взаимосвязь целей и задач, комплексный характер и единые подходы к решению имеющихся проблем.
Подпрограмма 1, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на повышение доступности и качества образовательных услуг, эффективности работы системы дошкольного образования на территории муниципального образования городского округа "Воркута" в 2014 - 2020 годах.
2. Приоритеты развития муниципальной системы дошкольного образования, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Подпрограммы 1, сроков и контрольных этапов реализации Подпрограммы 1
1. Основными приоритетами государственной политики Республики Коми в сфере реализации Подпрограммы 1 с учетом положений, определенных в Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45 (далее - Стратегия) являются:
1) создание среды, обеспечивающей доступность образовательных услуг и равные стартовые возможности подготовки детей к школе;
2) создание гибких и разнообразных форм предоставления услуг дошкольного образования, в том числе создание системы поддержки детей раннего возраста и их родителей, организации предшкольного образования детей с учетом социально-культурных и этнокультурных особенностей;
3) реализация федеральных государственных требований и создание условий для реализации основной образовательной программы в дошкольных образовательных учреждениях.
2. В соответствии с приоритетами государственной политики в области дошкольного образования определена цель Подпрограммы 1 - повышение доступности и качества образовательных услуг, эффективности работы системы дошкольного образования на территории муниципального образования городского округа "Воркута".
3. Достижение цели Подпрограммы 1 обеспечивается путем решения следующих задач:
1) обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования;
2) создание условий для повышения качества услуг дошкольного образования;
3) создание условий для повышения эффективности системы дошкольного образования.
4. Перечень показателей (целевых индикаторов) Подпрограммы 1:
1) задача "Обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования":
а) удельный вес дошкольных образовательных учреждений, использующих вариативные формы дошкольного образования, в общем количестве дошкольных образовательных учреждений;
б) удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей в возрасте от 1 до 7 лет;
в) доступность предшкольного образования (отношение численности детей 5-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школах);
г) удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей в возрасте от 3 до 7 лет;
д) доступность дошкольного образования для детей, имеющих отклонения в здоровье (увеличение показателя охвата детей с ограниченными возможностями здоровья, услугами дошкольного образования);
е) охват детей дошкольного возраста услугами Центра поддержки и развития одаренных детей образовательных учреждений ДСК и ДОУ;
ж) размер средней заработной платы педагогических работников дошкольных и образовательных организаций в городском округе.
2) задача "Создание условий для повышения качества услуг дошкольного образования":
а) удовлетворенность населения качеством дошкольного образования от общего числа опрошенных родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения;
б) удельный вес дошкольных образовательных учреждений, в которых реализуются основные образовательные программы дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в общем количестве дошкольных образовательных учреждений;
в) укомплектованность дошкольных образовательных учреждений кадрами в соответствии с требованиями к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
г) удельный вес дошкольных образовательных учреждений, в которых условия пребывания воспитанников в полной мере соответствуют современным требованиям к обеспечению комплексной безопасности объектов образования, в общем количестве дошкольных образовательных учреждений;
д) уменьшение показателей заболеваемости детей дошкольного возраста;
е) удельный вес численности педагогических работников системы дошкольного образования, использующих здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе, в общей численности педагогических работников;
ж) охват воспитанников дополнительными образовательными услугами;
з) удельный вес численности воспитанников, принявших участие в муниципальных, региональных, всероссийских интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах, фестивалях, в общей численности воспитанников.
3) задача "Создание условий для повышения эффективности системы дошкольного образования":
а) удельный вес численности педагогических работников системы дошкольного образования, использующих современные образовательные (в том числе ИКТ-технологии) и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе, в общей численности педагогических работников;
б) удельный вес численности педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, имеющих высшую и первую квалификационные категории, в общей численности педагогов дошкольных образовательных учреждений;
в) удельный вес дошкольных образовательных учреждений, в которых реализуются инновационные программы и проекты в сфере дошкольного образования (в том числе экспериментальные, пилотные, опорно-методические площадки, ресурсные центры), в общем количестве дошкольных образовательных учреждений;
г) удельный вес численности педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений, в течение года повысивших свою профессиональную компетентность, в общем числе педагогических и руководящих работников системы дошкольного образования;
5. Основными ожидаемыми конечными результатами реализации комплекса мероприятий Подпрограммы 1 является:
- обеспечение соответствия муниципальной системы дошкольного образования современным требованиям социально-экономического развития;
- повышение качества муниципальной системы дошкольного образования, отвечающей разным социальным запросам населения муниципального образования городского округа "Воркута";
- развитие вариативных форм предоставления дошкольного образования;
- отсутствие очередности на предоставление мест в дошкольных учреждениях детям в возрасте от 3-х до 7-ми лет;
- повышение уровня удовлетворенности населения качеством дошкольного образования;
- повышение уровня готовности выпускников образовательных учреждений дошкольного образования к школе;
- активное внедрение и использование педагогическими работниками в образовательном процессе современных образовательных технологий (в том числе ИКТ-технологий);
- доведение материально-технического состояния медицинских кабинетов образовательных учреждений дошкольного образования до полного соответствия требованиям законодательства;
- доведение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования до полного соответствия требованиям ФГОС дошкольного образования;
- доведение состояния материально-технической базы и развивающей предметно-пространственной среды образовательных учреждений дошкольного образования до полного соответствия требованиям ФГОС дошкольного образования и СанПиН;
- внедрение инновационных программ и проектов в сферу дошкольного образования;
- повышение уровня укомплектованности образовательных организаций кадрами в соответствии с требованиями к кадровым условиям реализации ФГОС дошкольного образования;
- обеспечение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям ФГОС дошкольного образования;
- повышение престижа профессии педагога дошкольного образования за счет развития системы поддержки педагогических работников и вовлечения в профессиональное конкурсное движение;
- создание условий для повышения качества дополнительного образования детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях и в сетевом взаимодействии с организациями дополнительного образования;
- развитие системы выявления, развития и поддержки талантливых и одаренных детей;
- создание в образовательных учреждениях современной здоровьесберегающей среды;
- повышение индекса здоровья воспитанников;
- увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья, охваченных услугами дошкольного образования;
- обеспечение соответствия уровня комплексной безопасности (пожарной, технической, криминальной, антитеррористической, дорожного движения и др.) образовательных организаций современным требованиям и нормам.
6. Перечень и сведения о плановых значениях показателей (целевых индикаторов) Подпрограммы 1 (с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации) представлены в приложении 1 к Подпрограмме 1.
Подпрограмма 1 реализуется в 2014 - 2020 годах.
В соответствии с мероприятиями Подпрограммы 1 в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях будут созданы современные психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые условия для реализации основных образовательных программ дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
В дошкольных образовательных учреждениях будет создана среда, обеспечивающая доступность образовательных услуг и равные стартовые возможности подготовки детей к школе. Будут реализовываться гибкие и разнообразные формы предоставления услуг дошкольного образования, особое внимание будет уделено заботе о раннем развитии детей, системе поддержки детей раннего возраста и их родителей.
Разработка и реализация основных образовательных программ дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования обеспечат целостность педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Создание комплекса условий реализации основных образовательных программ позволит обеспечить новое качество дошкольного образования. Увеличится возможность выбора образовательных ресурсов, будет обеспечена широкая вариативность образовательных траекторий.
Дальнейшее развитие получит система организации предшкольного образования и дополнительного образования детей.
Реализация комплекса мероприятий по выявлению, развитию и поддержке талантливых и одаренных детей будет способствовать созданию многофункциональной образовательной среды для проявления и развития индивидуальных способностей воспитанников.
Значительно улучшится материально-техническая база и пространственная предметно-развивающая образовательная среда дошкольных образовательных учреждений, будут созданы условия комплексной безопасности, антитеррористической защищенности образовательных учреждений, условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Будет продолжаться развитие профессиональной квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, что обеспечит деятельность педагогов в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Эффективные меры поддержки воспитателей дошкольных образовательных учреждений и развития педагогического потенциала позволят привлечь в систему дошкольного образования новых высококвалифицированных и профессиональных работников.
Повысится уровень удовлетворения потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений и уровень удовлетворенности качеством дошкольного образования, будет обеспечено информирование потребителей образовательных услуг и общественности о деятельности дошкольных образовательных учреждений.
3. Характеристика основных мероприятий Подпрограммы 1
1. Перечень основных мероприятий Подпрограммы 1 (с указанием сроков их реализации, объемов финансирования (в разрезе главных распорядительных средств республиканского бюджета Республики Коми)) и ожидаемых результатов реализации Подпрограммы 1 изложен в приложении 1 к Программе.
Перечень основных мероприятий сформирован с учетом обеспечения решения задач Подпрограммы.
2. В решении задачи "Обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования" запланированы следующие основные мероприятия:
2.1. Развитие форм и моделей предоставления дошкольного образования;
2.2. Сопровождение семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями (талантливые, одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды).
3. Решение задачи "Создание условий для повышения качества услуг дошкольного образования" предусматривает реализацию следующих мероприятий:
3.1. Обновление содержания дошкольного образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
3.2. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
3.3. Развитие воспитательной системы дошкольных образовательных учреждений;
3.4. Развитие современной комфортной и безопасной инфраструктуры образовательных учреждений дошкольного образования.
4. Решению задачи "Создание условий для повышения эффективности системы дошкольного образования" способствуют следующие мероприятия:
4.1. Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования;
4.2. Развитие инновационной деятельности образовательных учреждений дошкольного образования и педагогического потенциала.
4. Характеристика мер правового регулирования реализации Подпрограммы 1
Правовое регулирование в сфере реализации Подпрограммы 1 осуществляется в соответствии с:
1) Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2) Законом Республики Коми от 6 октября 2006 года N 92-РЗ "Об образовании";
3) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Коми.
Оценка применения мер правового регулирования в сфере реализации Подпрограммы 1 представлена в приложении 3 к Программе.
Правовое регулирование в перспективе будет совершенствоваться путем разработки локальных правовых актов, регулирующих деятельность в системе дошкольного образования.
5. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации Подпрограммы 1
Прогноз сводных показателей муниципальных заданий реализации Подпрограммы 1 приводится в приложении 4 к Программе.
6. Ресурсное обеспечение Подпрограммы 1
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Подпрограммы за счет средств федерального, республиканского, муниципального бюджета, внебюджетных источников составляет 1 958 124,2 тыс. руб., в том числе:
2014 г. - 667 242,0 тыс. руб.
2015 г. - 648 941,1 тыс. руб.
2016 г. - 641 941,1 тыс. руб.
Ресурсное обеспечение Подпрограммы на 2014,2015, 2016 годы:
- по главным распорядителям средств бюджета МО ГО "Воркута", основным мероприятиям в приложении N 5 к Программе;
- по источникам финансирования - в приложении N 6 к Программе.
7. Методика оценки эффективности Подпрограммы 1
Оценка эффективности Подпрограммы 1 производится в соответствии с методикой оценки эффективности реализации Программы, изложенной в разделе 9 Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.