Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния социальной сферы муниципального образования муниципального района "Прилузский"
По состоянию на 01 августа 2014 года в Прилузском районе оказанием медицинской помощи населению занимается государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Прилузская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ РК "Прилузская ЦРБ"), которая имеет статус юридического лица. В ее состав входят: Летская районная больница, 4 амбулатории, 33 ФАПа и 2 поликлиники. Так же в районе функционирует 2 аптеки государственного унитарного предприятия "Государственные аптеки Республики Коми" с 4 филиалами, ООО "Новая аптека" и 1 Филатовская аптека. Лекарственные средства населению реализуют и на 28 ФАПах, которые имеют лицензию на данный вид деятельности. Средний возраст специалистов, реализующих лекарственные средства, 45 лет, 16 работников старше 50 лет. Кадровый вопрос в аптечной сети стоит остро. Молодые специалисты, получив соответствующее образование, предпочитают найти работу и остаться работать в городе, так как уровень жизни и зарплата в городе выше, чем в селе.
Укомплектованность специалистами отрасли "здравоохранение" на 01.01.2014 года составила: врачи - 60 чел (95,5%), средний медицинский персонал - 224 чел (102%). Ежегодно в район прибывают молодые специалисты отрасли "здравоохранение". Так в 2011 году прибыл 1 врач и 4 специалиста со средним образованием, убыло: 1 врач и 4 специалиста со средним образованием, в 2012 году прибыло 5 врачей и 1 специалист со средним образованием, убыло 3 врача и 6 специалистов со средним образованием, в 2013 году прибыло 6 врачей и 8 специалистов со средним образованием, убыло 5 врачей и 5 специалистов со средним образованием, в 2014 году прибыло 5 врачей и 1 специалист со средним образованием. Причинами выбытия врачей и среднего персонала является пенсионный возраст, семейные обстоятельства, переезд в другую местность.
Культура.
Штатная численность основного персонала без внешних совместителей в муниципальных учреждениях культуры составила на конец 2014 года 148 человек.
Из них: до 30 лет - 34 работника (22,9%); от 30- 50 лет - 58 (39,1%); свыше 50 - 56 (37,8%).
Из них по данным за 2013 год:
- высшее образование (профессиональное и непрофессиональное) имеют: 40 человек
- среднее специальное профессиональное образование имеют: 74
В учебных заведениях заочно обучаются 6 человек библиотечной и культурно-досуговой деятельности. В 2015 году запланировано поступление двух специалистов библиотечной деятельности в Сыктывкарский государственный университет на информационно-библиотечный факультет.
Кадровые проблемы: включая невысокий престиж профессии работников сферы культуры, до недавнего времени низкий уровень заработной платы, слабый приток молодых специалистов в отрасль и как следствие, старение кадров. Проблемы, связанные с финансированием сферы культуры, в том числе: бюджетное финансирование по остаточному принципу, неразвитость механизмов привлечения внебюджетного финансирования, низкий уровень доходов от собственной деятельности учреждений культуры сказываются и на уровне обучения кадров - нет возможности профессиональной переподготовки. Кадровые проблемы в отрасли "Культура" планируется решить программными методами, в том числе: проведение профориентационной работы со старшеклассниками, встреч руководителей муниципальных учреждений культуры со студентами учебных заведений на территории Республики Коми и Кировской области, проведение пропагандистских мероприятий по созданию положительного имиджа профессий отрасли "Культура".
Образование.
В образовательных учреждениях района работает 609 педагогических работников, из них 297 учителей, 152 работников дошкольных учреждений, 48 педагогов дополнительного образования. 70% педагогических работников имеют высшее профессиональное образования, 45% имеют высшую и 1 квалификационные категории. Специалистов в возрасте до 30 лет 21%, 37% от работающих педагогических работников пенсионного возраста. В образовательных учреждениях происходит "старение кадров". В образовательных учреждениях имеются вакансии учителей иностранного языка, математики, истории, музыкального руководителя в дошкольные образовательные учреждения. Закрытие вакансий происходит за счет перераспределения учебной нагрузки и приема молодых специалистов. С целью решения кадрового вопроса руководители образовательных учреждений проводят работу по целевому отбору выпускников для поступления в высшие учебные заведения, в последующем трудоустройстве в учреждение. Так по целевой подготовке кадров в Сыктывкарском государственном университете обучается выпускник школы по специальности "Физическая культура и спорт".
Для решения кадровых вопросов отрасли "Образование" в рамках программных мероприятий:
1. С целью оказания профессиональной поддержки обучающимся, в процессе выбора обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, организуются элективные курсы, профессиональные ориентационные уроки, экскурсии, психологические тестирование и тренинги.
2. В целях организации работы по профессиональной ориентации и предоставления старшеклассникам полной информации о рынке труда, учебных заведениях в с. Объячево проводятся ярмарка учебных мест, выездные профессиональные ориентационные десанты.
3. Организована работа по отбору выпускников на целевую подготовку в высшие учебные заведения с дальнейшим трудоустройством в учебные организации Прилузского района.
Профориентационная работа по совместному приказу ГБУЗ РК "Прилузская ЦРБ" и управления образования ежегодно проводится в школах района с приглашением специалистов отрасли "здравоохранение". Кроме того, кадровая служба ГБУЗ РК "Прилузская ЦРБ" ежегодно выезжает г. Сыктывкар и г. Киров для приглашения на работу студентов, заканчивающих обучение в медицинских ВУЗах. Информация об имеющихся свободных вакансиях размещается на официальном сайте ГБУЗ РК "Прилузская ЦРБ", информация об имеющихся вакансиях в отраслях "Образование" и "Культура" размещается на официальном сайте администрации муниципального района "Прилузский".
Ежегодно в район приезжают педагоги из ведущих ВУЗов и средних учебных заведений Республики Коми для проведения профориентационной работы с выпускниками школ.
Согласно официальной статистике, в Прилузском районе в 2014 году за 5 месяцев (с января по май) умерло 143 человека. В рейтинге смертности населения на 1 месте - 37 чел. (25,9%) от болезней системы кровообращения, на 2 месте - 26 чел (18,2%) от внешних причин, на 3 месте - 23 чел. (16,1%) от новообразований. По Республике Коми смертность от внешних причин стоит на 3 месте после смертности от новообразований. В структуре смертности от внешних причин: травмы (в том числе при ДТП), отравления (в том числе алкоголем), суициды, утопление, общее переохлаждение, отравление угарным газом. Согласно статистике, суицидальное поведение характерно для людей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. К тому же существует такая проблема, как недостаточная работа по выявлению лиц в кризисном состоянии и профилактическая работа с контингентами риска суицидального поведения. Употребление алкоголя и спиртосодержащих жидкостей на протяжении многих лет является основной причиной демографической катастрофы в Прилузском районе.
Согласно экспертным оценкам, алкоголь является прямой или косвенной причиной от 350 тыс. до 700 тыс. смертей россиян ежегодно. Трагизм избыточной смертности усугубляется ее концентрацией в молодых и зрелых возрастах, прежде всего среди мужчин. По данным Росстата, алкоголь - вторая по размеру статья личных расходов среднестатистического россиянина (7%), на первом месте - продукты питания (11%). Экспертная оценка соответствует и Прилузскому району. Родившихся в Прилузском районе за период с января по май 2014 года - 116 человек. Коэффициент естественной убыли населения за 5 месяцев 2014 года составляет - 3,5 на 1000 населения.
По состоянию на 1 августа 2014 года в Прилузском районе имеется 107 торговых точек и предприятий общепита, реализующих алкогольную и спиртосодержащую продукцию. Количество зарегистрированного населения по состоянию на 01 января 2014 года - 19037 человек. В районе на 157 человек (в возрасте от 0 до 100 лет) приходится 1 торговая точка, реализующая алкогольную продукцию.
Администрациями сельских поселений приняты нормативные акты "Об установлении границ прилегающих территорий к некоторым организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции". Расстояние от торговой точки, реализующей алкогольную продукцию, до социальных объектов составляет не менее 25 метров.
Администрацией района приняты нормативные правовые акты "О межведомственном взаимодействии" по вопросам демографической политики, профилактике пьянства и алкоголизма, ряд других. Администрацией муниципального района "Прилузский" направлены законодательные инициативы по введению в Республике Коми "Дней трезвости", ограничению продажи алкогольных напитков с 22.00 до 8.00 и другие. Чтобы переломить ситуацию со смертностью населения от внешних причин необходимо системное взаимодействие и налаживание диалога с представителями бизнес-сообщества. Мероприятия программы помогут достичь хороших результатов в этом направлении.
Одними из важнейших задач государства и общества является обеспечение долголетия граждан старшего поколения, защита их прав и законных интересов, поддержание их социального статуса. Это является приоритетным направлением в современном мире, поскольку старшее поколение внесло неоценимый вклад в становление и развитие нашей страны. Поэтому уважение к пожилым людям, забота о них должны стать нормой для каждого человека и общества в целом.
Сегодня необходимо дать возможность пожилым людям активно участвовать в жизни общества, обеспечить заботой со стороны общественных и государственных институтов, создать условия для удовлетворения их потребностей и реализации накопленного потенциала.
В условиях модернизации старшему поколению трудно ориентироваться в активно меняющихся экономических и социальных условиях. В результате этого возникают множество проблем и трудностей, в решении которых им требуется помощь.
Необходимо учитывать и проблемы, присущие гражданам старшего возраста. Это ухудшение состояния здоровья, снижение способности к самообслуживанию, "предпенсионная безработица", отсутствие близких родственников, либо нежелание их заботиться о пожилых, и как следствие, одиночество.
Современная демографическая ситуация в Прилузском районе и в целом по Российской Федерации характеризуется тенденцией увеличения доли пожилых людей, что соответствует общемировому процессу старения населения.
В таких условиях необходимо создание достойных условий проживания пожилых граждан. На территории Прилузского района функционируют 2 стационарных учреждения социального обслуживания населения:
Психоневрологический интернат в с. Черемуховка на 300 коек;
Отделение временного проживания для граждан пожилого возраста в с. Летка на 15 коек.
Для максимально возможного продления пребывания пожилого человека в привычной социальной среде организовано социальное обслуживание на дому. Социальным обслуживанием на дому охвачено 257 пожилых граждан, которых обслуживают 46 социальных работников.
С целью создания доступности и качества оказания медицинской помощи населению в 2014 году построено 4 новых фельдшерско-акушерских пункта (далее - ФАПа) в п.с.т. Кыддзявидзь, с. Гурьевка, п.с.т. Гуляшор, п.с.т. Якуньель. В 2015 - 2020 годы году планируется строительство нового ФАПа в п. Ваймес, и в 2019 году - еще 7-ми ФАПов в с. Верхолузье, с. Занулье, с. Читаево, с. Черемуховке, с. Слудке, д. Поруб-Кеповская и амбулатории в п.с.т. Вухтым, при сохранении численности постоянно проживающего населения в данных территориях.
Повышение уровня и качества жизни пожилых людей - сложный комплексный процесс, в ходе которого достигается физическое и духовное здоровье, удовлетворенность условиями жизни, обеспеченность необходимыми благами, установление гармоничных отношений пожилых людей с социальным окружением.
Актуальной проблемой на сегодняшний день является низкая активность граждан в решении социальных проблем. Необходима консолидация имеющихся в районе общественных институтов, в том числе ТОСов, в решении социальных проблем общества. Для активизации работы общественных организаций, им необходима поддержка органов местного самоуправления и программный подход.
Наиболее болезненная и трудно решаемая проблема, с которой сталкивается население - это проблема бедности. Жизненный уровень населения напрямую зависит от количества работающих членов семьи. В Прилузском районе большое количество малоимущих семей. На 1.01.2014 года статус малоимущей семьи (с доходами ниже прожиточного уровня) по району присвоен 998 семьям, в которых проживает 3702 человек, в том числе воспитывается 1488 детей.
Бедность, материальные трудности, не готовность молодых людей нести ответственность за семью, влекут за собой еще одну проблему - большое количество разводов. По состоянию на 01.01.2014 года на каждые 5,8 браков на 1000 населения (46) приходится 5,0 разводов на 1000 населения (39).
Проведение в рамках программы мероприятий по пропаганде семейных ценностей, оказанию поддержки нуждающимся семьям с детьми (проведение различных акций, таких как "Здравствуй, школа", "Подари мечту ребенку", поддержка лауреатов республиканских конкурсов среди семей) позволит оказать реальную поддержку семьям, в том числе семьям с детьми, находящимися в трудном психологическом, материальном положении.
В районе на учете в органах социальной защиты населения состоят 69 семей, находящихся в социально-опасном положении, в которых воспитывается 110 детей. Кроме того, на постоянном контроле находятся 47 семей социального риска, воспитывающих 80 детей.
Реализация муниципальной Программы позволит реализовать мероприятия по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни и, таким образом, сократить смертность населения на 16,9%. Уменьшить потребление алкоголя можно путем воздействия не только на население, но и на алкогольный бизнес. В первом случае особое место отводится пропаганде и агитации населения, в том числе через средства массовой информации и в образовательных организациях. У молодежи планируется развить способности эффективно противостоять употреблению алкогольной продукции, наркотических и психоактивных веществ и воспитывать здоровьесберегающее поведение. Предусмотрены также профилактические меры "в местах работы граждан", привлечение психологов и наркологов.
Особое место отводится в программе популяризации здорового образа жизни. Направленно воздействовать на руководителей предприятий и организаций в плане общей и противоалкогольной культуры.
Смертность населения, безработица, низкое качество жизни населения взаимосвязаны и являются одними из самых острых проблем для сельской местности.
На территории района функционируют 308 предприятий и организаций, 17 малых предприятий (без микропредприятий), 386 индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. В 2013 году количество организаций по сравнению с 2012 годом уменьшилось на 4%. Соответственно уменьшились рабочие места на предприятиях района.
С учетом Всероссийской переписи населения 2010 года численность постоянного населения на 1 января 2012 года составляла - 20,3 тыс. чел. На 1 января 2013 года - 19,7 тыс. чел. На 1 января 2014 года - 19037 человек. Отмечается сокращение численности населения на 2,7%. Общее снижение численности населения в полной мере обусловлено миграционным оттоком населения за пределы района и преобладанием смертности населения над рождаемостью.
Ситуация в сфере занятости в 2012 году характеризовалась уменьшением среднесписочной численности работников организаций на 4,3%. На конец 2012 года данный показатель составлял 4,9 тыс. чел. (2011 год - 5,1 тыс. чел). В 2013 году среднесписочная численность работников незначительно увеличилась и составила 5,0 тыс. чел.
В процессе сокращения численности либо ликвидации предприятий в течение 2013 года высвобожден 105 человек.
Уменьшилась численность официально зарегистрированных безработных, по состоянию на 01.11.2013 года составила 445 человек. Уровень безработицы составляет 4,1%. В 2012 году уровень составлял 5,5% - 602 человек).
Снижение уровня безработицы обусловлено в значительной мере уменьшением численности постоянного населения, миграционного оттока, естественной убыли населения. Существенное влияние на снижение уровня безработицы имеют мероприятия:
- по организации трудоустройства безработных граждан на общественные работы;
- по организации трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте 14-18 лет в свободное от учебы время;
- содействие трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе инвалидов, родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей.
При этом социально-экономические проблемы в районе являются достаточно острыми. Удаленность крупных городов с их емким рынком труда подталкивает молодежь к выезду из района, а низкие доходы в сельском хозяйстве и лесной отрасли не стимулируют трудовую активность. В связи с этим, предлагается комплексный программно-целевой подход к решению всех вышеперечисленных социальных проблем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.