Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приложение N 2
к постановлению администрации
МО ГО "Сыктывкар"
от 29 июня 2012 г. N 6/2281
Методические указания
по разработке и реализации муниципальных программ МО ГО "Сыктывкар"
I. Общие положения
1. Настоящие Методические указания по разработке и реализации муниципальных программ МО ГО "Сыктывкар" (далее соответственно - Методические указания, муниципальные программы) содержат руководство по разработке проектов муниципальных программ, подготовке годовых отчетов о ходе реализации муниципальных программ и оценке эффективности реализации муниципальных программ, а также порядок проведения мониторинга реализации муниципальных программ.
2. Основные понятия, используемые в Методических указаниях:
подпрограмма муниципальной программы (далее - подпрограмма) - комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, выделенный исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках муниципальной программы;
сфера реализации муниципальной программы (подпрограммы) - сфера социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар", на решение проблем в которой направлена соответствующая муниципальная программа (подпрограмма);
основные параметры муниципальной программы (подпрограммы) - цели, задачи, целевые показатели (индикаторы), конечные результаты реализации муниципальной программы (подпрограммы), сроки их достижения, объем ресурсов, необходимый для достижения целей муниципальной программы (подпрограммы);
проблема социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" - противоречие между желаемым и текущим (действительным) состоянием сферы реализации муниципальной программы;
цель - планируемый конечный результат решения проблемы социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" посредством реализации муниципальной программы (подпрограммы), достижимый за период ее реализации;
задача - результат выполнения совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления функций, направленных на достижение цели (целей) реализации муниципальной программы (подпрограммы);
мероприятие - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи;
основное мероприятие - комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающий переход к новому этапу решения задачи и характеризуемый значимым вкладом в достижение целей муниципальной программы (подпрограммы);
контрольное событие - общественно значимое событие, оказывающее существенное влияние на сроки и результаты реализации основного мероприятия программы (подпрограммы) и решения соответствующих задач;
целевой показатель (индикатор) - количественно выраженная характеристика достижения цели и решения задачи (в исключительных случаях при целесообразности применяется значение "да" или "нет");
конечный результат - характеризуемое количественными и/или качественными показателями состояние (изменение состояния) социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар", которое отражает выгоды от реализации муниципальной программы (подпрограммы);
непосредственный результат - характеристика объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации муниципальной программы (подпрограммы);
участники муниципальной программы - ответственный исполнитель, соисполнители и исполнители мероприятий муниципальной программы (подпрограммы);
ответственный исполнитель муниципальной программы - отраслевой (функциональный) орган администрации МО ГО "Сыктывкар", определенный ответственным в соответствии с перечнем муниципальных программ МО ГО "Сыктывкар", утвержденным постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" (далее - Перечень), и обладающий полномочиями, установленными Порядком разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ МО ГО "Сыктывкар" (далее - Порядок);
соисполнители муниципальной программы - отраслевые (функциональные) органы администрации МО ГО "Сыктывкар", администрация Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар", участвующие в разработке, реализации и оценке эффективности реализации муниципальной программы и определенные в качестве соисполнителей муниципальной программы в Перечне;
исполнители мероприятий муниципальной программы (подпрограммы) - отраслевые (функциональные) органы администрации МО ГО "Сыктывкар", администрация Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар", юридические и (или) физические лица, определенные администрацией МО ГО "Сыктывкар" в качестве исполнителей мероприятий муниципальной программы (подпрограммы);
мониторинг - процесс наблюдения за реализацией основных параметров муниципальной программы.
Иные понятия, используемые в Методических указаниях, применяются в значениях, установленных Порядком и в значениях, принятых в законодательстве Российской Федерации и Республики Коми, в муниципальных правовых актах МО ГО "Сыктывкар".
3. Основанием для разработки муниципальных программ является Перечень, формируемый в соответствии с Порядком.
При этом основные направления реализации муниципальных программ, отраженные в Перечне, состав соисполнителей муниципальной программы могут быть изменены в ходе разработки проекта муниципальной программы.
4. Формирование муниципальных программ осуществляется исходя из принципов:
формирования муниципальных программ на основе долгосрочных целей социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" и целевых показателей (индикаторов) их достижения и учета положений действующей Стратегии социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар", одобренной представительным органом местного самоуправления, основных направлений деятельности администрации МО ГО "Сыктывкар", администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" на соответствующий период, муниципальных правовых актов МО ГО "Сыктывкар";
наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар";
установления для муниципальных программ измеримых результатов ее реализации (конечных и непосредственных результатов);
определения отраслевого (функционального) органа администрации МО ГО "Сыктывкар", ответственного за реализацию муниципальной программы (достижение конечных результатов) в качестве ответственного исполнителя муниципальной программы;
наличия у участников муниципальной программы полномочий, необходимых и достаточных для достижения целей муниципальной программы;
проведения регулярного мониторинга, оценки эффективности реализации муниципальных программ, оценки их вклада в решение вопросов развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установления ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
II. Разработка проекта муниципальной программы
5. Муниципальная программа разрабатывается в соответствии с Типовой формой проекта муниципальной программы МО ГО "Сыктывкар" (Приложение 1 к Методическим указаниям) и включает в себя:
- паспорт муниципальной программы МО ГО "Сыктывкар";
- текстовая часть муниципальной программы (Раздел 1 "Приоритеты, цели и задачи реализуемой политики в соответствующей сфере социально-экономического развития");
- паспорта подпрограмм муниципальной программы МО ГО "Сыктывкар";
- приложения к паспорту и текстовой части муниципальной программы МО ГО "Сыктывкар" (Таблицы 1-6 Приложения 1 к Методическим указаниям).
6. Подпрограмма является неотъемлемой частью муниципальной программы и формируется с учетом согласованности основных параметров подпрограммы и муниципальной программы. Муниципальная программа может включать подпрограмму, которая направлена на обеспечение создания условий для реализации муниципальной программы - подпрограмму "Обеспечение создания условий для реализации муниципальной программы".
При формировании данной подпрограммы можно использовать следующие положения:
цель подпрограммы - обеспечение реализации муниципальной программы, подпрограмм в соответствии с установленными сроками и задачами.
задача подпрограммы - обеспечение управления реализацией муниципальной программы, подпрограмм.
целевой показатель подпрограммы - уровень ежегодного достижения целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы, подпрограмм (в %).
основной ожидаемый результат подпрограммы - обеспечение выполнения задач муниципальной программы, подпрограмм и достижения предусмотренных муниципальной программой и подпрограммами целевых показателей (индикаторов).
Кроме того, рекомендуется указать другие важные результаты реализации подпрограммы, в том числе в части управления в сфере реализации муниципальной программы, подпрограмм.
7. Муниципальная программа может содержать:
а) в случае оказания муниципальными учреждениями МО ГО "Сыктывкар" муниципальных услуг юридическим и (или) физическим лицам - прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации муниципальной программы (Таблица 6 Приложения 1 к Методическим указаниям);
б) в случае участия в реализации муниципальной программы общественных, научных и иных организаций - соответствующую информацию, включая данные о прогнозных расходах указанных организаций на реализацию муниципальной программы.
8. В муниципальную программу не рекомендуется включать положения, регламентирующие порядок взаимодействия ответственных исполнителей и соисполнителей по разработке, реализации и оценке эффективности реализации муниципальной программы.
9. Титульный лист муниципальной программы МО ГО "Сыктывкар" подписывается руководителем отраслевого (функционального) органа администрации МО ГО "Сыктывкар", определенного администрацией МО ГО "Сыктывкар" в качестве ответственного исполнителя, а также курирующим заместителем главы администрации МО ГО "Сыктывкар".
10. Оценка планируемой эффективности реализации муниципальной программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки и осуществляется в целях оценки планируемого вклада результатов муниципальной программы в социально-экономическое развитие МО ГО "Сыктывкар".
11. Обязательным условием оценки планируемой эффективности реализации муниципальной программы является успешное (полное) выполнение запланированных на период ее реализации целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы, а также мероприятий в установленные сроки.
12. В качестве основных критериев планируемой эффективности реализации муниципальной программы применяются:
а) критерии экономической эффективности, учитывающие оценку вклада муниципальной программы в экономическое развитие МО ГО "Сыктывкар", оценку влияния ожидаемых результатов муниципальной программы на различные сферы экономики МО ГО "Сыктывкар";
б) критерии социальной эффективности, учитывающие ожидаемый вклад реализации муниципальной программы в социальное развитие МО ГО "Сыктывкар", показатели которого не могут быть выражены в стоимостной или количественной оценке.
13. Ответственный исполнитель - разработчик проекта муниципальной программы в течение рабочего дня, соответствующего дню направления проекта муниципальной программы на согласование в отраслевые (функциональные) органы администрации МО ГО "Сыктывкар", в администрацию Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар", организации (при необходимости), размещает проект на своем официальном сайте (официальном сайте администрации МО ГО "Сыктывкар") в сети "Интернет" с указанием дат начала и окончания приема замечаний и предложений по проекту муниципальной программы.
Проект муниципальной программы направляется на согласование соисполнителям на бумажном носителе и в электронном виде.
14. Ответственным исполнителем может проводиться общественное обсуждение проекта муниципальной программы.
III. Дополнительные и обосновывающие материалы, представляемые с муниципальной программой
15. Дополнительные и обосновывающие материалы представляются в виде следующих приложений к пояснительной записке, которая прикладывается к проекту нормативного правового акта об утверждении муниципальной программы:
а) характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар";
б) прогноз конечных результатов муниципальной программы;
в) обоснование набора подпрограмм;
г) основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов муниципальной программы;
д) обоснование необходимых финансовых ресурсов на реализацию муниципальной программы.
16. Дополнительные и обосновывающие материалы не входят в состав материалов, утверждаемых нормативным правовым актом муниципального образования.
17. При формировании приложения "Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" учитывается следующее.
В рамках характеристики текущего состояния сферы реализации муниципальной программы предусматривается проведение анализа ее текущего (действительного) состояния, включая выявление основных проблем, в том числе состояния рынка услуг (товаров, работ), оказываемых (осуществляемых, реализуемых) организациями различных форм собственности, включая состояние сети указанных организаций, их ресурсное обеспечение (кадровое, финансовое, материально-техническое и т.д.).
Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации муниципальной программы должен содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" и указывать на потенциал развития анализируемой сферы.
18. При формировании приложения "Прогноз конечных результатов муниципальной программы" учитывается следующее.
Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" должен определять тенденции ее развития по итогам реализации муниципальной программы.
При описании прогноза конечных результатов реализации муниципальной программы необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации муниципальной программы. Такая характеристика должна включать обоснование:
изменения состояния сферы реализации муниципальной программы, а также в сопряженных сферах при реализации муниципальной программы;
выгоды от реализации муниципальной программы.
Характеристикой конечных результатов муниципальной программы являются целевые показатели (индикаторы) муниципальной программы.
Целевые показатели (индикаторы) муниципальной программы должны количественно характеризовать ход ее реализации, решение основных задач и достижение целей муниципальной программы, а также:
а) отражать специфику развития конкретной области, проблем и основных задач, на решение которых направлена реализация муниципальной программы;
б) иметь количественное значение;
в) непосредственно зависеть от решения основных задач и реализации муниципальной программы.
Предлагаемый целевой показатель (индикатор) должен являться количественной характеристикой наблюдаемого социально-экономического явления.
В перечень целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы подлежат включению показатели, значения которых удовлетворяют одному из следующих условий:
а) определяются на основе данных государственного статистического наблюдения, иной отраслевой и ведомственной отчетности, предоставляемой в органы власти и управления Республики Коми;
б) рассчитываются по методикам, утвержденным актом ответственного исполнителя (соисполнителя) или включенным в состав муниципальной программы (при необходимости).
Целевые показатели (индикаторы), характеризующие достижение целей или решение задач, должны обеспечить возможность проверки и подтверждения достижения или решения этих целей и задач.
Используемые целевые показатели (индикаторы) должны соответствовать следующим требованиям:
адекватность (целевой показатель (индикатор) должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи программы (подпрограммы));
точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации программы (подпрограммы));
объективность (не допускается использование целевых показателей (индикаторов), улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые целевые показатели (индикаторы) должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей программы (подпрограммы) к искажению результатов реализации программы (подпрограммы));
достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки программы (подпрограммы));
однозначность (определение целевого показателя (индикатора) должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных целевых показателей (индикаторов) и целевых показателей (индикаторов), не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые целевые показатели (индикаторы) должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
сопоставимость (выбор целевых показателей (индикаторов) следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) подпрограмм);
своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год и не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным).
В число используемых целевых показателей (индикаторов) должны включаться показатели, характеризующие конечные общественно значимые результаты, непосредственные результаты и уровень удовлетворенности потребителей оказываемыми (финансируемыми) исполнителями муниципальными услугами (работами), их объемом и качеством, включая целевые показатели (индикаторы), используемые для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в соответствии с Указом Президента РФ от 28.04.2008 N 607.
В случае целесообразности целевые показатели могут иметь буквенное значение ("да", "нет").
Перечень целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы должен быть представлен в разрезе подпрограмм.
Целевые показатели (индикаторы) подпрограмм муниципальной программы должны быть увязаны с целевыми показателями (индикаторами), характеризующими достижение целей и решение задач муниципальной программы.
Целевые показатели (индикаторы) должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые по утвержденным методикам и определяться на основе данных государственного статистического наблюдения, иной отраслевой и ведомственной отчетности, представляемой в органы государственной власти Республики Коми.
Для целевого показателя (индикатора) указываются периодичность (годовая, квартальная, месячная и т.д.) и вид временной характеристики (за отчетный период, на начало отчетного периода, на конец периода, на конкретную дату и т.д.).
Сведения о целевых показателях приводятся в Таблице 1 Приложения 1 к Методическим указаниям.
19. При формировании приложения "Обоснование набора подпрограмм" учитывается следующее.
В качестве обоснования выделения подпрограмм может использоваться, в том числе, вклад подпрограммы в достижение целей муниципальной программы. В приложении приводится перечень подпрограмм муниципальной программы с указанием целей и задач подпрограмм.
Составной частью подпрограммы является основное мероприятие. Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля хода выполнения муниципальной программы, но не усложнять систему контроля и отчетности.
В состав подпрограмм могут входить ведомственные целевые программы.
Перечень подпрограмм, ведомственных целевых программ и основных мероприятий приводится в Таблице 2 Приложения 1 к Методическим указаниям.
20. При формировании приложения "Основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов муниципальной программы" учитывается следующее.
Характеристика мер правового регулирования, а также других мер регулирования приводится на основе интеграции соответствующих сведений по подпрограммам муниципальной программы при соблюдении краткости изложения.
Сведения об основных мерах правового регулирования приводятся в Таблице 3 Приложения 1 к Методическим указаниям.
21. При формировании приложения "Обоснование необходимых финансовых ресурсов на реализацию муниципальной программы" учитывается следующее.
Планирование бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы осуществляется с учетом положений муниципальных правовых актов МО ГО "Сыктывкар", регулирующих порядок составления проекта бюджета МО ГО "Сыктывкар".
Объем бюджетных ассигнований указывается по муниципальной программе в целом, а также по каждой подпрограмме муниципальной программы и основному мероприятию по годам реализации муниципальной программы в разрезе источников финансирования.
Если в реализации муниципальной программы участвуют организации (в том числе муниципальные учреждения), а также предполагается использование средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми, то в муниципальной программе должна содержаться прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми, бюджета МО ГО "Сыктывкар", оценка расходов за счет муниципальных учреждений от приносящей доход деятельности и юридических лиц, участвующих в реализации муниципальной программы, и других источников, выделенных на реализацию целей муниципальной программы.
В приложении должны быть представлены материалы, содержащие обоснование необходимых финансовых ресурсов по каждому основному мероприятию в соответствии с муниципальными правовыми актами МО ГО "Сыктывкар", регулирующими порядок составления проекта бюджета МО ГО "Сыктывкар" и планирование бюджетных ассигнований.
Расходы бюджета МО ГО "Сыктывкар" на содержание ответственного исполнителя, соисполнителей отражаются в подпрограмме "Обеспечение создания условий для реализации муниципальной программы".
Расходы бюджета МО ГО "Сыктывкар" на содержание отраслевых (функциональных) органов администрации МО ГО "Сыктывкар", администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар", являющихся соисполнителями муниципальной программы и не являющихся ответственными исполнителями и (или) соисполнителями других муниципальных программ, могут отражаться в составе подпрограммы муниципальной программы в соответствующей сфере ее реализации.
В случае возможного привлечения средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми, организаций на реализацию основных мероприятий муниципальной программы представляются соответствующие подтверждения: реквизиты соответствующих нормативных правовых актов, копии соглашений, протоколов и т.д.
Информация о ресурсном обеспечении реализации муниципальной программы приводится в Таблицах 4 (расходы за счет бюджета МО ГО "Сыктывкар" и 5 (расходы за счет всех источников финансирования) Приложения 1 к Методическим указаниям.
22. Оценка планируемой эффективности реализации муниципальной программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки в составе обосновывающих материалов и основывается на оценке планируемого вклада результатов муниципальной программы в социально-экономическое развитие МО ГО "Сыктывкар", содержащей количественное, а при обосновании невозможности его проведения, качественное описание связи динамики значений целевых показателей (индикаторов) реализации муниципальной программы с динамикой уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар".
23. В случае внесения изменений в муниципальную программу состав и содержание дополнительных и обосновывающих материалов для пояснительной записки к проекту постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" о внесении изменений в муниципальную программу формируются в соответствии с вносимыми изменениями.
IV. Разработка Плана реализации муниципальной программы
24. Проект Плана реализации муниципальной программы разрабатывается согласно Приложению 2 к Методическим указаниям.
25. План реализации муниципальной программы содержит перечень основных мероприятий, мероприятий и контрольных событий в разрезе подпрограмм муниципальной программы, с указанием сроков их выполнения, ответственных исполнителей, ожидаемых непосредственных результатов, объемов финансирования мероприятий муниципальной программы.
V. Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы)
26. Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы) представляет собой алгоритм оценки ее фактической эффективности в процессе и по итогам реализации муниципальной программы и основана на оценке результативности муниципальной программы с учетом общего объема финансовых ресурсов, направленного на ее реализацию.
27. Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы) учитывает необходимость проведения следующих оценок:
оценки степени реализации основных мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации (далее - оценка степени реализации основных мероприятий);
оценки степени соответствия запланированному уровню затрат;
оценки эффективности использования финансовых ресурсов, направленных на реализацию подпрограммы;
оценки степени достижения целей и решения задач подпрограмм;
оценки степени достижения целей и решения задач муниципальной программы.
28. Оценка эффективности реализации муниципальных программ осуществляется в два этапа.
29. На первом этапе осуществляется оценка эффективности реализации подпрограмм, которая определяется с учетом оценки степени реализации основных мероприятий, оценки степени соответствия запланированному уровню затрат, оценки эффективности использования финансовых ресурсов, направленных на реализацию подпрограммы, и оценки степени достижения целей и решения задач подпрограмм.
30. На втором этапе осуществляется оценка эффективности реализации муниципальной программы, которая определяется с учетом оценки степени достижения целей и решения задач муниципальной программы и оценки эффективности реализации подпрограмм.
V.I. Оценка степени реализации основных мероприятий
31. Степень реализации основных мероприятий оценивается для каждой подпрограммы как доля основных мероприятий, выполненных в полном объеме по следующей формуле:
, где:
- степень реализации основных мероприятий;
- количество основных мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа основных мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
- общее количество основных мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.
32. Основное мероприятие может считаться выполненным в полном объеме при достижении следующих результатов:
- основное мероприятие, результаты которого оцениваются на основании числовых (в абсолютных или относительных величинах) значений показателей (индикаторов), с которыми установлена взаимосвязь основного мероприятия, считается выполненным в полном объеме, если фактически достигнутое значение показателя (индикатора) составляет не менее 95% от запланированного и не хуже, чем значение показателя (индикатора), достигнутое в году, предшествующем отчетному, с учетом корректировки объемов финансирования по мероприятию*. В том случае, когда для описания результатов реализации основного мероприятия используется несколько показателей (индикаторов), для оценки степени реализации мероприятия используется среднее арифметическое значение отношений фактических значений показателей к запланированным значениям, выраженное в процентах;
- основное мероприятие, предусматривающее оказание услуг (работ) на основании муниципальных заданий, считается выполненным в полном объеме в случае выполнения сводных показателей муниципальных заданий по объему и по качеству муниципальных услуг (работ) не менее чем на 95% от установленных значений на отчетный год;
- по иным основным мероприятиям результаты реализации могут оцениваться как:
достижение количественного значения результата выполнения основного мероприятия;
достижение качественного результата (оценка ответственным исполнителем проводится экспертно).
Для оценки степени реализации основных мероприятий используется информация, содержащаяся в Приложении 4 к Методическим указаниям.
V.II. Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат
33. Степень соответствия запланированному уровню затрат оценивается для каждой подпрограммы как отношение фактически произведенных в отчетном году расходов на реализацию подпрограммы к их плановым значениям по следующей формуле:
, где:
- степень соответствия запланированному уровню расходов;
- фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию подпрограммы в отчетном году;
- плановый объем финансовых ресурсов, направляемый на реализацию подпрограммы в отчетном году.
Для оценки степени соответствия запланированному уровню затрат используется информация, содержащаяся в Приложении 6 к Методическим указаниям.
V.III. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов, направленных на реализацию подпрограммы
34. Эффективность использования финансовых ресурсов, направленных на реализацию подпрограммы, рассчитывается для каждой подпрограммы как отношение степени реализации основных мероприятий к степени соответствия запланированному уровню затрат по следующей формуле:
, где:
- эффективность использования финансовых ресурсов, направленных на реализацию подпрограммы;
- степень реализации основных мероприятий;
- степень соответствия запланированному уровню затрат.
V.IV. Оценка степени достижения целей и решения задач подпрограмм
35. Для оценки степени достижения целей и решения задач (далее - степень реализации) подпрограмм определяется степень достижения плановых значений каждого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы.
36. Степень достижения планового значения показателя (индикатора) рассчитывается по следующим формулам:
- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
;
- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
, где:
- степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы;
- значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
- плановое значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы.
37. Степень реализации подпрограммы рассчитывается по формуле:
, где:
- степень реализации подпрограммы;
- степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы;
- число показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи подпрограммы.
При использовании в данной формуле в случаях, если > 1, значение принимается равным 1.
Для оценки степени достижения целей и решения задач подпрограмм используется информация, содержащаяся в Приложении 3 к Методическим указаниям.
V.V. Оценка эффективности реализации подпрограммы
38. Эффективность реализации подпрограммы оценивается в зависимости от значений оценки степени реализации подпрограммы и оценки эффективности использования средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" (эффективности использования финансовых ресурсов) по следующей формуле:
, где:
- эффективность реализации подпрограммы;
- степень реализации подпрограммы;
- эффективность использования финансовых ресурсов, направленных на реализацию подпрограммы.
Если финансовое обеспечение реализации подпрограммы не предусмотрено, эффективность реализации подпрограммы оценивается в зависимости от значений оценки степени реализации подпрограммы и степени реализации всех мероприятий подпрограммы по следующей формуле:
, где:
- эффективность реализации подпрограммы;
- степень реализации подпрограммы;
- степень реализации всех основных мероприятий подпрограммы.
Вывод об эффективности реализации подпрограммы |
Критерий оценки эффективности |
Неэффективная |
менее 0,5 |
Уровень эффективности удовлетворительный |
0,5 - 0,79 |
Эффективная |
0,8 - 1 |
Высокоэффективная |
более 1 |
39. Подпрограмма муниципальной программы может быть признана эффективной при достижении плановых значений показателя без 100% освоения планового объема финансовых ресурсов при условии предоставления подробной пояснительной записки ответственного исполнителя муниципальной программы, в которой должны быть указаны:
- причины неосвоения планового объема финансовых ресурсов;
- методы достижения плановых значений целевых показателей (индикаторов) при экономии финансовых ресурсов;
- оценка потребности в финансовых ресурсах на следующий финансовый год.
V.VI. Оценка степени достижения целей и решения задач муниципальной программы
40. Для оценки степени достижения целей и решения задач (далее - степень реализации) муниципальной программы определяется степень достижения плановых значений каждого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи муниципальной программы.
41. Степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи муниципальной программы, рассчитывается по следующим формулам:
- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
, где:
- степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи муниципальной программы;
- значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи муниципальной программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
- плановое значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи муниципальной программы.
42. Степень реализации муниципальной программы рассчитывается по формуле:
где
- степень реализации муниципальной программы;
- степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи муниципальной программы;
- число показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи муниципальной программы.
При использовании в данной формуле в случаях, если > 1, значение принимается равным 1.
Для оценки степени достижения целей и решения задач муниципальной программы используется информация, содержащаяся в Приложении 3 к Методическим указаниям.
V.VII. Оценка эффективности реализации муниципальной программы
43. Эффективность реализации муниципальной программы оценивается в зависимости от значений оценки степени реализации муниципальной программы и оценки эффективности реализации входящих в нее подпрограмм (за исключением подпрограммы, которая направлена на обеспечение реализации муниципальной программы) по следующей формуле:
где
- эффективность реализации муниципальной программы;
- степень реализации муниципальной программы;
- эффективность реализации подпрограммы;
- коэффициент значимости подпрограммы для достижения целей муниципальной программы.
Коэффициент определяется по формуле:
, где:
- фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию j-ой подпрограммы в отчетном году;
- фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию муниципальной программы (без объема финансирования подпрограммы, которая направлена на обеспечение реализации муниципальной программы);
- количество подпрограмм (без подпрограммы, которая направлена на обеспечение реализации муниципальной программы).
Вывод об эффективности (неэффективности) реализации муниципальной программы может определяться на основании следующих критериев:
Вывод об эффективности реализации муниципальной программы |
Критерий оценки эффективности |
Неэффективная |
менее 0,5 |
Уровень эффективности удовлетворительный |
0,5 - 0,79 |
Эффективная |
0,8 - 1 |
Высокоэффективная |
более 1 |
VI. Подготовка годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности реализации муниципальной программы и докладов о ходе реализации муниципальной программы
44. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности реализации муниципальной программы (далее - годовой отчет) формируется ответственным исполнителем с учетом информации, полученной от соисполнителей, и представляется курирующему заместителю главы администрации МО ГО "Сыктывкар", в управление экономики и анализа и Департамент финансов в порядке и в сроки, установленные Порядком.
45. При описании конкретных результатов реализации муниципальной программы, достигнутых за отчетный год, следует привести:
основные результаты, достигнутые в отчетном году;
характеристику вклада основных результатов в решение задач и достижение целей муниципальной программы;
сведения о достижении значений целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы (указываются согласно Приложению 3 к Методическим указаниям), с обоснованием отклонений по целевым показателям (индикаторам), плановые значения по которым не достигнуты);
запланированные, но недостигнутые результаты с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий;
анализ факторов, повлиявших на ход реализации муниципальной программы;
анализ фактических и вероятных последствий влияния указанных факторов на основные параметры муниципальной программы.
46. Описание результатов реализации основных мероприятий подпрограмм, входящих в состав подпрограммы муниципальной программы, реализация которых предусмотрена в отчетном году, включает:
описание наиболее значимых результатов реализации основных мероприятий, входящих в состав подпрограммы муниципальной программы, в отчетном году;
анализ исполнения контрольных событий, включенных в План реализации муниципальной программы в отчетном году, с указанием причин их неисполнения (при необходимости);
перечень нереализованных или реализованных частично основных мероприятий, входящих в состав подпрограммы муниципальной программы (из числа предусмотренных к реализации в отчетном году), с указанием причин их реализации не в полном объеме;
анализ факторов, повлиявших на их реализацию;
анализ последствий нереализации основных мероприятий подпрограмм, входящих в состав подпрограммы муниципальной программы, на реализацию муниципальной программы;
К описанию результатов выполнения мероприятий муниципальной программы в отчетном году прикладывается информация согласно Приложению 4 Методическим указаниям.
К описанию результатов выполнения Плана реализации муниципальной программы в отчетном году прикладывается информация согласно Приложению 8 Методическим указаниям.
47. При представлении сведений об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на реализацию муниципальной программы в разрезе подпрограмм, реализация которых предусмотрена в отчетном году, необходимо представить:
а) данные о расходах на реализацию муниципальной программы согласно Приложениям 5 и 6 к Методическим указаниям;
б) фактические сводные показатели муниципальных заданий согласно Приложению 7 к Методическим указаниям;
48. Информация об изменениях, внесенных ответственным исполнителем в муниципальную программу, должна содержать перечень изменений, их обоснование и реквизиты соответствующих муниципальных правовых актов МО ГО "Сыктывкар".
49. Оценка эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы) осуществляется в соответствии с Разделом V настоящих Методических указаний.
50. Для выявления степени достижения запланированных результатов муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году фактически достигнутые значения показателей сопоставляются с их плановыми значениями.
51. Для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически произведенные затраты на реализацию муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году сопоставляются с их плановыми значениями.
52. Для выявления степени исполнения плана по реализации муниципальной программы (подпрограммы) проводится сравнение фактических сроков реализации мероприятий плана реализации с запланированными, а также сравнение фактически полученных результатов с ожидаемыми.
53. В случае выявления отклонений фактических результатов в отчетном году от запланированных на этот год по всем вышеуказанным направлениям рекомендуется с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий представлять аргументированное обоснование причин:
отклонения достигнутых в отчетном периоде значений целевых показателей (индикаторов) от плановых, а также изменений в этой связи плановых значений целевых показателей (индикаторов) на предстоящий период;
значительного недовыполнения одних целевых показателей (индикаторов) в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения по большинству плановых показателей в отчетном периоде;
возникновения экономии бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году;
перераспределения бюджетных ассигнований между мероприятиями муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году;
исполнения плана по реализации муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном периоде с нарушением запланированных сроков.
54. В случае отклонений от плановой динамики реализации муниципальной программы или ожидаемого воздействия факторов риска, способных оказать негативное влияние на основные параметры муниципальной программы, в годовой отчет включаются предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы и их обоснование.
55. В рамках представления сведений об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на реализацию муниципальной программы в разрезе подпрограмм в отчетном периоде необходимо указать следующие сведения:
а) запланированные и фактические объемы бюджетных ассигнований и иных средств на выполнение мероприятий муниципальной программы;
б) предложения по корректировке объема бюджетных ассигнований и иных средств на выполнение мероприятий муниципальной программы с обоснованием и оценкой их планируемого влияния на эффективность реализации муниципальной программы.
56. Предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы и их обоснование должны включать оценку необходимости корректировки муниципальной программы.
57. Титульный лист к годовому отчету должен содержать следующую информацию:
наименование муниципальной программы;
наименование ответственного исполнителя;
отчетная дата (для годового отчета - отчетный год);
дата составления годового отчета;
должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.
Титульный лист подписывается руководителем отраслевого (функционального) органа администрации МО ГО "Сыктывкар", определенного администрацией МО ГО "Сыктывкар" в качестве ответственного исполнителя, а также курирующим заместителем главы администрации МО ГО "Сыктывкар".
VII. Мониторинг реализации муниципальной программы
58. Мониторинг реализации муниципальной программы ориентирован на предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации муниципальной программы от запланированного.
Объектом мониторинга являются наступление контрольных событий муниципальной программы в установленные сроки, ход реализации основных мероприятий и мероприятий муниципальной программы, финансовое обеспечение основных мероприятий и мероприятий муниципальной программы, оценка влияния исполнения контрольных событий, мероприятий и основных мероприятий на достижение значений целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы (подпрограмм), установленных на текущий год, информация о внесенных ответственными исполнителями изменениях в муниципальную программу, а также иная информация.
59. Мониторинг реализации муниципальных программ проводится на основе данных официального статистического наблюдения, иной отраслевой и ведомственной отчетности, представляемой в органы власти и управления Республики Коми, отчетов о ходе реализации и оценке эффективности реализации муниципальных программ, докладов ответственного исполнителя о ходе реализации муниципальной программы, иных отчетов.
60. По результатам мониторинга и оценки эффективности реализации муниципальных программ ответственным исполнителем готовятся предложения о сокращении или перераспределении между участниками муниципальной программы на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или о досрочном прекращении реализации, как отдельных мероприятий муниципальной программы, так и муниципальной программы (подпрограммы) в целом, начиная с очередного финансового года.
61. Управление экономики и анализа на основе квартального мониторинга реализации муниципальных программ, осуществляемого ответственными исполнителями и соисполнителями, подготавливает сводный отчет о ходе реализации муниципальных программ.
Сводный отчет о ходе реализации муниципальных программ за первый квартал, первое полугодие и девять месяцев текущего года до 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, направляется главе администрации МО ГО "Сыктывкар" для принятия управленческих решений, копия направляется в Департамент финансов.
62. В рамках квартального мониторинга (отчеты за первый квартал, первое полугодие и девять месяцев текущего года) осуществляется оценка информации об исполнении контрольных событий, мероприятий и основных мероприятий муниципальной программы в установленные сроки, дается оценка влияния исполнения контрольных событий, мероприятий и основных мероприятий на достижение значений целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы (подпрограмм), установленных на текущий год, кроме того, при необходимости предоставляется другая информация.
Данные по квартальному мониторингу заполняются по форме согласно Приложению 8 к Методическим указаниям.
Ответственный исполнитель ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, вводит данные по квартальному мониторингу в отчетную форму и представляет отчет по квартальному мониторингу в управление экономики и анализа на бумажном носителе и в электронном виде.
Отчеты за первый квартал, первое полугодие и девять месяцев текущего года подписываются курирующим заместителем главы администрации МО ГО "Сыктывкар".
Отчет по квартальному мониторингу представляется вместе с пояснительной запиской, в которой должна содержаться следующая информация:
а) уровень достигнутых запланированных результатов на отчетную дату и оценка перспектив выполнения плана реализации муниципальной программы на текущий год;
б) анализ внутренних и внешних факторов, повлиявших на исполнение контрольных событий, мероприятий и основных мероприятий плана реализации муниципальной программы на текущий год;
в) оценка влияния исполнения контрольных событий, мероприятий и основных мероприятий на достижение значений целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы (подпрограмм), установленных на текущий год;
г) предложения по корректировке (в случае необходимости) плана реализации муниципальной программы на текущий год, муниципальной программы и дальнейшему финансированию муниципальной программы.
63. По отдельным запросам управления экономики и анализа ответственный исполнитель и соисполнители муниципальной программы представляют дополнительную (уточненную) информацию о ходе реализации муниципальной программы.
64. Ответственные исполнители и соисполнители муниципальной программы несут персональную ответственность за достоверность и полноту информации, соответствие ее муниципальным нормативным правовым актам.
------------------------------
* Выполнение данного условия подразумевает, что в случае, если степень достижения показателя (индикатора) составляет менее 100%, проводится сопоставление значений показателя (индикатора), достигнутого в отчетном году, со значением данного показателя (индикатора), достигнутого в году, предшествующем отчетному. В случае ухудшения значения показателя (индикатора) по сравнению с предыдущим периодом (т.е. при снижении значения показателя (индикатора) по показателю (индикатору), желаемой тенденцией развития которого является рост и при росте значения показателя (индикатора), желаемой тенденцией развития которого является снижение), проводится сопоставление темпов роста данного показателя (индикатора) с темпами роста объемов расходов по рассматриваемому мероприятию. При этом основное мероприятие может считаться выполненным только в случае, если темпы ухудшения значений показателя ниже или на уровне темпов сокращения расходов на реализацию мероприятия (например, допускается снижение на 1% значения показателя, если расходы сократились не менее чем на 1% в отчетном году по сравнению с годом, предшествующим отчетному).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.