Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Порядок
предоставления социального обслуживания на дому
(утв. приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 1 марта 2016 г. N 567)
1. Общие положения
1.1. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, имеющим полную или частичную утрату способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.
1.2. Порядок предоставления социального обслуживания на дому (далее - Порядок) распространяется на деятельность поставщиков социальных услуг по предоставлению социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в Республике Коми.
1.3. Порядок обязателен для исполнения поставщиками социальных услуг.
1.4. Разъяснения по применению Порядка осуществляются Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
1.5. При предоставлении социального обслуживания на дому получатели социальных услуг имеют право на:
уважительное и гуманное отношение;
получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;
выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;
отказ от предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу предоставления социальных услуг);
защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной при оказании социальных услуг в форме социального обслуживания на дому;
социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации.
1.6. Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от социального обслуживания, социальной услуги освобождает поставщика социальных услуг от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги.
1.7. При предоставлении социального обслуживания на дому получатели социальных услуг обязаны:
представлять в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Коми сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;
в письменной форме информировать поставщика социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, влияющих на размер среднедушевого дохода, в течение пяти дней со дня таких изменений;
соблюдать условия договора, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.
1.8. При предоставлении социального обслуживания на дому поставщик социальных услуг обеспечивает открытость и доступность информации, в том числе посредством размещения ее на информационных стендах в помещениях поставщика социальных услуг, в средствах массовой информации, в сети "Интернет", в том числе на официальном сайте поставщика социальных услуг.
2. Наименования социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому
2.1. В форме социального обслуживания на дому предоставляются следующие виды социальных услуг:
а) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
б) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
в) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
г) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
д) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
е) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.
2.2. Наименования социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, с учетом перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Коми, утверждаемого Законом Республики Коми, указаны в приложении 1 к настоящему Порядку.
3. Стандарты социальных услуг
3.1. Стандарты социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, указаны в приложении 1 к настоящему Порядку.
4. Правила предоставления социальной услуги бесплатно либо за плату или частичную плату
4.1. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, входящие в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Коми, утверждаемый Законом Республики Коми, предоставляются поставщиками социальных услуг бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.
4.2. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно:
а) гражданам, имеющим среднедушевой доход ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми на душу населения по основным социально-демографическим группам населения и природно-климатическим зонам за IV квартал предыдущего года (далее - прожиточный минимум), или равный полуторной величине прожиточного минимума;
б) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
в) участникам и инвалидам Великой Отечественной войны.
4.3. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются на условиях частичной оплаты:
гражданам, имеющим среднедушевой доход в размере от 151 до 200 процентов включительно прожиточного минимума.
4.4. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются на условиях полной оплаты:
гражданам, имеющим среднедушевой доход в размере свыше 200 процентов прожиточного минимума.
4.5. Гражданам из числа лиц, указанных в подпункте "а" пункта 4.2., пункте 4.3, настоящего Порядка, не представившим документы, подтверждающие доход (среднедушевой доход семьи), социальные услуги предоставляются на условиях полной оплаты, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В случае невозможности представления гражданином по объективным причинам документов о доходах членов его семьи (выезд за пределы населенного пункта, в котором проживает гражданин, что подтверждается проездными билетами, или болезнь, что подтверждается заключением лечебно-профилактического учреждения либо больничным листом, или инвалидность, что подтверждается справкой федерального учреждения медико-социальной экспертизы, или алкоголизм, наркомания члена(ов) семьи, что подтверждается справкой нарколога), решение об условиях оплаты гражданином социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой) принимается организацией социального обслуживания по результатам рассмотрения специальной комиссией, созданной в организации социального обслуживания, в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов, подтверждающих вышеуказанные причины, одновременно с принятием решения о предоставлении социального обслуживания.
4.6. Принятие решения об условиях оплаты социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой) осуществляется одновременно с принятием решения о предоставлении социальных услуг.
4.7. В случае выявления в ходе осуществления контрольных проверок качества социального обслуживания либо на основе письменных или устных обращений граждан (организаций) изменения обстоятельств, влияющих на условия оплаты социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой), организация социального обслуживания в течение 3 рабочих дней со дня выявления указанных обстоятельств принимает решение об изменении условий оплаты социальных услуг и письменно в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения уведомляет об этом граждан или лиц, являющихся их представителями в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - граждане).
4.8. Расчет стоимости социальных услуг, предоставляемых гражданам на условиях частичной оплаты, осуществляется на основе тарифов, установленных в определенном законодательством порядке, и с учетом положений настоящего пункта.
Ежемесячный размер частичной оплаты социальных услуг для граждан, указанных в пункте 4.3. настоящего Порядка, имеющих среднедушевой доход:
а) от 151 до 175 процентов (включительно) величины прожиточного минимума - размер оплаты составит 60 процентов от утвержденных тарифов на социальную услугу;
б) от 176 до 200 процентов величины прожиточного минимума - размер оплаты составит 80 процентов от утвержденных тарифов на социальную услугу.
4.9. На основании письменного заявления гражданина об отказе от социальных услуг, предоставляемых на условиях частичной или полной оплаты, ему в течение 7 рабочих дней со дня поступления указанного заявления возвращается плата за не предоставленные социальные услуги.
4.10. При изменении размеров доходов (среднедушевого дохода семьи) граждан, величины прожиточного минимума поставщиком социальных услуг принимается решение об изменении условий оплаты социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой):
а) в течение 3 рабочих дней со дня уведомления гражданином поставщика социальных услуг об изменении размеров доходов (среднедушевого дохода семьи) граждан;
б) в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу нормативного правового акта, утверждающего величину прожиточного минимума на соответствующий квартал (в случае, если гражданин не уведомил поставщика социальных услуг).
Гражданин обязан не позднее чем в 3-х дневный срок со дня изменения размеров доходов (среднедушевого дохода семьи) гражданина сообщить поставщику социальных услуг об изменении размеров доходов (среднедушевого дохода семьи), влекущих изменение условий оплаты социальных услуг.
Поставщик социальных услуг письменно уведомляет граждан об изменении условий оплаты социальных услуг в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об этом.
4.11. Дополнительные социальные услуги сверх объемов, определяемых индивидуальной программой предоставления социальных услуг, предоставляются получателям социальных услуг на условиях полной оплаты.
4.12. Споры по вопросам, связанным с оплатой социальных услуг, разрешаются в установленном законодательством порядке.
5. Перечень документов, необходимых для предоставления социального обслуживания на дому
5.1. Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому является поданное в письменной или электронной форме заявление о предоставлении социальных услуг, составленное по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
5.2. Решение о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому принимается на основании следующих документов:
1) документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг (представителя);
2) документ, подтверждающий полномочия представителя (при обращении представителя);
3) документ, подтверждающий место жительства и (или) пребывания, фактического проживания получателя социальных услуг (представителя);
4) документы об условиях проживания и составе семьи (при ее наличии) получателя социальных услуг, доходах получателя социальных услуг и членов его семьи (при наличии), принадлежащем ему (им) имуществе, необходимые для определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;
5) документы (сведения), подтверждающие наличие у получателя социальных услуг обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, послуживших основанием для признания гражданина нуждающимся в социальных услугах в форме социального обслуживания на дому;
6) индивидуальная программа предоставления социальных услуг;
7) заявитель, проживающий в семье или имеющий родственников и (или) иных членов семьи, обязанных в соответствии с законодательством его содержать, представляет заявление от родственников и (или) членов семьи с указанием причины невозможности оказания ими необходимого ухода.
При отказе родственников и (или) членов семьи предоставить заявление возможность (невозможность) оказания ими помощи определяется решением комиссии, созданной в организации социального обслуживания.
Доход гражданина (семьи гражданина) для предоставления социальных услуг бесплатно определяется на основании следующих документов:
- справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ либо справка о заработной плате за 12 месяцев;
- справка, выданная органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, о размере пенсии;
- справка организации, осуществляющей образовательную деятельность о размере выплачиваемой стипендии;
- справка Центра по предоставлению социальных услуг в сфере социальной защиты населения по месту жительства о назначении выплате мер социальной поддержки;
справка о размере денежного довольствия военнослужащего, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и других органов правоохранительной службы, а также дополнительных выплат, имеющих постоянный характер, и продовольственного обеспечения (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), выданная по месту службы;
- договор об осуществлении опеки или сведения органа опеки и попечительства по месту жительства подопечного или опекуна.
- договоры аренды или купли-продажи имущества гражданина, иные гражданско-правовые договоры, в результате исполнения, которых гражданин получает доход в денежной форме;
- иные документы, подтверждающие получение гражданином доходов в денежной форме.
5.3. Документы, прилагаемые к заявлению, представляются в подлинниках (заверенных в установленном порядке копиях) либо в копиях с предъявлением подлинников.
5.4. Гражданин несет ответственность за достоверность и полноту представленных сведений и документов.
5.5. Документы, необходимые для принятия решения о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, представляются получателем социальных услуг лично либо подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
5.6. Решение об отказе в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому принимается в следующих случаях:
отсутствие права на предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому;
представление неполного пакета документов, указанных в пункте 5.2. настоящего Порядка;
представление недостоверных сведений;
представление документов и сведений с истекшим сроком действия, наличие в документах подчисток, приписок, зачеркнутых слов и исправлений, не заверенных в установленном порядке;
Гражданин имеет право повторно обратиться к поставщику социальных услуг после устранения оснований для отказа.
5.7. Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.
6. Порядок предоставления социальных услуг на дому
6.1. Порядок предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому включает в себя следующие действия:
1) принятие заявления с документами, указанными в пунктах 5.1, 5.2 настоящего Порядка, и регистрацию данного заявления;
2) информирование о порядке предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, видах социальных услуг, сроках, условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно;
3) разъяснение получателю социальных услуг или его представителю порядка приема документов, которые должны быть представлены для предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому;
4) анализ представленных документов, необходимых для принятия решения о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому;
5) принятие решения о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому либо решения об отказе в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в соответствии с действующим законодательством, информирование получателя социальных услуг (его представителя) письменно или электронной форме;
6) формирование личного дела получателя социальных услуг на основании представленных документов;
7) заключение договора о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг (представителем) (далее - договор);
8) предоставление получателю социальных услуг социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в соответствии с заключенным договором;
9) прекращение предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в связи с возникновением оснований, предусмотренных пунктом 7.1 настоящего Порядка.
6.2. Максимально допустимое время реализации подпунктов 1-3 пункта 6.1 настоящего Порядка не должно превышать 15 минут с момента поступления заявления.
Максимально допустимый срок реализации подпунктов 4-7 пункта 6.1 настоящего Порядка не должен превышать 1 суток с даты представления поставщику социальных услуг индивидуальной программы и документов, необходимых для принятия решения о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.
Максимально допустимый срок реализации административных действий, предусмотренных подпунктами 8-9 пункта 6.1 настоящего Порядка, определяется в договоре с учетом положений настоящего Порядка и действующего законодательства.
6.3. Договор, указанный в подпункте 7 пункта 6.1, составляется с учетом формы, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.11.2014 N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг".
6.4. Изменение и расторжение договора осуществляются в соответствии с действующим законодательством и настоящим Порядком.
7. Прекращение предоставления социальных услуг на дому
7.1. Прекращение предоставления социальных услуг на дому производится в следующих случаях:
- на основании заявления гражданина (его законного представителя) об отказе в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому;
- окончание срока предоставления социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг и (или) истечение срока договора о предоставлении социальных услуг;
- при нарушении гражданином (его законным представителем) условий заключенного договора о социальном обслуживании в порядке, установленном договором;
- смерти получателя социальных услуг или ликвидации поставщика социальных услуг;
- на основании решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим;
- осуждения получателя социальных услуг к отбыванию наказания в виде лишения свободы.
7.2. Решение о прекращении предоставления социального обслуживания на дому оформляется распорядительным документом поставщика социальных услуг.
8. Требования к деятельности поставщиков социальных услуг
8.1. Условия размещения поставщика социальных услуг, оснащения приборами и оборудованием:
- размещение в специально предназначенном (приспособленном) здании (зданиях) или помещениях, доступных для всех категорий обслуживаемых граждан, в том числе для инвалидов и других маломобильных групп населения. Помещения должны быть обеспечены средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью;
- по размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, безопасности труда, защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенные температура воздуха, влажность воздуха, запыленность, загазованность, шум, вибрация и т.д.);
- площадь помещений при предоставлении социальных услуг должна соответствовать утвержденным нормативам;
- оснащение специальным и табельным оборудованием, аппаратурой и приборами должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивать надлежащее качество предоставляемых услуг. Оборудование, приборы и аппаратура должны использоваться строго по назначению в соответствии с документацией на их функционирование и эксплуатацию, содержаться в технически исправном состоянии, систематически проверяться.
8.2. Укомплектованность поставщика социальных услуг специалистами и их квалификация:
- необходимое для предоставления социальных услуг число специалистов, имеющих соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладающих знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на них обязанностей; постоянное повышение их квалификации, в том числе на курсах переподготовки и повышения квалификации или иными способами;
- четкое распределение обязанностей специалистов, изложенных в должностных инструкциях, методиках и других документах, регламентирующих их обязанности, права и ответственность;
- обязательная аттестация специалистов в установленном порядке;
- обладание высокими моральными и морально-этическими качествами, чувством ответственности и необходимость руководствоваться в своей работе с клиентами принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности, учитывая их физическое и психическое состояние.
9. Показатели качества предоставления социального обслуживания на дому
9.1. При предоставлении социального обслуживания на дому поставщиком социальных услуг формируется в установленном законодательством порядке регистр получателей социальных услуг.
9.2. Показателями, определяющими качество социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, предоставляемых получателям социальных услуг, являются:
1) удовлетворенность получателей социальных услуг в оказанных социальных услугах;
2) укомплектование организации специалистами, оказывающими социальные услуги;
3) результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания.
9.3. При оценке качества социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, предоставляемых получателям социальных услуг, используются следующие критерии:
1) полнота предоставления социальной услуги в форме социального обслуживания на дому с учетом договора о предоставлении социальных услуг и индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
2) своевременность предоставления социальной услуги, в том числе с учетом степени нуждаемости получателя социальных услуг;
3) результативность (эффективность) предоставления социальной услуги (улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
9.3. Результатом предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому является улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг.
10. Контроль за предоставлением социального обслуживания на дому
10.1. Контроль за предоставлением социальных услуг на дому поставщиками социальных услуг осуществляется в формах внутреннего и внешнего контроля.
10.2. Внутренний контроль осуществляется поставщиком социальных услуг.
10.3. Внешний контроль осуществляется в следующих формах:
а) государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, осуществляемый в порядке, предусмотренном законодательством;
б) мониторинг качества социального обслуживания;
в) общественный контроль в сфере социального обслуживания, осуществляемый гражданами, общественными и иными организациями в соответствии с законодательством о защите прав потребителей, в том числе независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.