Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Муниципальная программа
муниципального образования городского округа "Воркута" "Развитие социальной сферы"
(утв. постановлением администрации городского округа "Воркута" от 17 февраля 2015 г. N 250)
25 июня, 14 августа, 30 октября 2015 г.
Паспорт изменен. - Постановление Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" Республики Коми от 30 октября 2015 г. N 1844
Паспорт
муниципальной программы муниципального образования городского округа "Воркута" "Развитие социальной сферы"
1. Характеристика текущего состояния развития социальной сферы муниципального образования городского округа "Воркута"
Социальная сфера представляет собой сложную систему, единую в своем качестве и назначении и многофункциональную в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства, дифференцированных субъектов жизнедеятельности с их потребностями, способностями, многообразием интересов. Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека - от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых и национальных отношений.
Одним из Конституционных и фактических индикаторов социального государства является социальная справедливость, которая тесно связана с решением вопросов социальной инфраструктуры - образования, медицинского обслуживания, жилья, пенсий, доступа к достижениям культуры, регулированиям вопросов труда, пособиями по безработице.
В основе доктрины общественного развития страны в постиндустриальной фазе должна быть заложена система сбалансированных между собой принципов, отношений и механизмов реализации социальных и экономических приоритетов, обеспечивающих динамичное и согласованное развитие экономики и социальной сферы.
Социальное развитие - совокупность концепций и практики, законодательства и политики современного государства в отношении социального благосостояния населения. При этом под социальными понимаются отношения и результат этих отношений между индивидами как носителями разнокачественных видов труда и положения в обществе; как отношения равенства и неравенства по положению в обществе; как вид общественных отношений, связанных с воспроизводством, поддержанием и развитием сущностных сил человека как субъекта и объекта труда, познания и общественной деятельности. Как показывает практика, успешное применение политики социального развития позволяет решать многие политические проблемы консолидации общества, снижения социальной напряженности.
Переход на новую модель развития возможен только на основе форсированного включения человеческого потенциала, для чего потребуется создать соответствующие социальные, социально-психологические и экономические условия жизнедеятельности для семьи и хозяйственной деятельности. Как свидетельствует опыт экономически развитых стран на протяжении последних 50 лет вложения "в человека", "в семью", практическая реализация государством и структурами гражданского общества интересов и возможностей широких слоев населения позволяют достигать высоких и динамических темпов развития, консолидировать общество, преодолеть социальную апатию, сформировать атмосферу доверия между гражданами и структурами государства.
Крайне актуальной остается проблема реабилитации инвалидов, направленная на устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов и интеграции их в социальную среду.
Проблема доступности гарантированных государством услуг для инвалидов и МГН включает в себя две основные составляющие: доступность объектов социальной и транспортной инфраструктур, а также доступность услуг в достаточном объеме и соответствующего качества.
Для обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти при проведении мероприятий по инвентаризации и паспортизации объектов социальной инфраструктуры на предмет их доступности для инвалидов и решения комплекса вопросов по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в республике образована Межведомственная комиссия по координации деятельности в сфере создания доступной среды для людей с инвалидностью и других МГН при Совете по делам инвалидов при Главе Республики Коми.
Для организации работы по инвентаризации объектов на территории муниципального образования городского округа "Воркута" (далее по тексту МО ГО "Воркута") создана муниципальная рабочая группа.
В городе Воркуте в 2011 - 2013 годах уже осуществлялась реализация мероприятий по обеспечению доступности среды жизнедеятельности для инвалидов и МГН. Паспортизация социально значимых объектов на предмет доступности осуществляется в городе Воркуте с привлечением представителей общественных организаций инвалидов с целью обеспечения адаптации среды жизнедеятельности инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха.
Привлечение общественных объединений инвалидов в работу комиссий по введению в эксплуатацию готовых социально-значимых объектов на территории МО ГО "Воркута", согласование паспортов доступности объекта является положительным фактором в создании условий для развития доступной среды. В настоящее время на территории МО ГО "Воркута" выделяют 264 объекта в социальной, транспортной, инженерной и других приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, при этом доля доступных для инвалидов и других МГН объектов в общем количестве (объеме) приоритетных объектов и услуг составляет 37%.
В целях удовлетворения различных социальных потребностей населения на базе дошкольных образовательных организаций создана система воспитания детей с ограниченными возможностями.
Система образования на территории МО ГО "Воркута" широко использует инклюзию - реформирование дошкольных учреждений и школ, включая перепланировку помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения. Инклюзивное образование предполагает процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
Несмотря на проведенные мероприятия, остается острая необходимость обустройства пандусами объектов социальной инфраструктуры и жилых помещений, подготовки спортивных сооружений для занятий адаптивной физической культурой и спортом спортсменов-инвалидов, оснащения лечебно-профилактических учреждений реабилитационным оборудованием, средствами малой механизации и специализированной мебелью для инвалидов, создания безбарьерного доступа в общеобразовательные учреждения, с целью реализации образовательных потребностей детей с инвалидностью. Кроме этого, социальной интеграции инвалидов препятствует эмоциональный барьер, что затрудняет социальные контакты инвалида и его окружения, что обуславливает сниженную социальную активность инвалидов и ограниченные возможности для реализации личного потенциала этих людей. Недостаточно обеспечена возможность для самореализации и социализации инвалидов, детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья через включение в социально значимые события и различные виды социокультурной, творческой деятельности. Спортивные объекты, учреждения культуры не имеют специальных приспособлений, облегчающих доступ и передвижение маломобильных граждан, ограничена доступность учреждений спорта и культуры для инвалидов.
В настоящее время назрела необходимость решения данной проблемы программными методами. Настоящая программа объединяет усилия всех заинтересованных органов исполнительной власти муниципального образования городского округа "Воркута" в решении проблем инвалидов, а также определяет направления деятельности по созданию условий для реабилитации граждан с инвалидностью.
Социальные реформы в области доходов населения являются фундаментом социальных и экономических реформ. Повышение социальной защищенности людей старшего поколения было и остается одним из основных приоритетов государственной политики, реализуемой в Республике Коми. С целью повышения уровня и качества жизни граждан пожилого возраста, проживающих на территории городского округа "Воркута", создания положительного морально-психологического климата у граждан "третьего возраста", на территории МО ГО "Воркута" развивается система дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. С апреля 2005 года неработающим гражданам пожилого возраста, не попавшим ни в одну из льготных категорий, предоставляется дополнительная мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты. С июля 2006 года на территории муниципального образования городского округа "Воркута" неработающим гражданам, имеющим звание "Почетный гражданин города Воркуты" Советом муниципального образования городского округа "Воркута" была установлена ежемесячная денежная выплата. С сентября 2006 года выплачивается материальная помощь гражданам, постоянно проживающим на территории городского округа "Воркута", не имеющим статус малоимущий, которые находятся в сложной жизненной ситуации. Дополнительные меры социальной поддержки граждан на территории МО ГО "Воркута" периодически увеличиваются в денежном эквиваленте, растет число получателей данных мер.
Защита прав и законных интересов граждан старшего поколения, поддержание их социального статуса и обеспечение активного долголетия является одним из важнейших задач государства и общества.
В настоящее время наблюдается недостаточная информированность населения о правах и возможностях инвалидов и ветеранов, не сформировано необходимое толерантное отношение к ним. Необходимо расширить участие общественных организаций и объединений в создании адаптивной среды для инвалидов, проведении социально значимых мероприятий и акций.
Недостаточно обеспечена возможность для самореализации и социализации инвалидов, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через включение в социально значимые события и различные виды социальной деятельности. Эта проблема требует расширения спектра новых форм оказания социальных услуг с участием социально ориентированных некоммерческих организаций.
Решение указанных проблем повлечет за собой развитие некоммерческого сектора, повысит профессиональный уровень сотрудников некоммерческих организаций, а также качество предоставляемых ими социальных услуг. Необходимость развития и совершенствования механизмов предоставления социальных услуг диктуется изменениями законодательства и связана с вступлением в действие с 01.01.2015 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", согласно которому некоммерческие организации смогут стать поставщиками таких услуг.
Таким образом, к положительным факторам, влияющим на развитие социальной сферы на территории МО ГО "Воркута" относятся:
1. Наличие внутренних резервов и предпосылок для восстановления социального статуса инвалидов и других МГН и интеграции их в социальную среду.
2. Создание Общественного совета при администрации городского округа "Воркута" с участием представителей общественных объединений инвалидов, привлечение их к работе комиссий по введению в эксплуатацию готовых социально-значимых объектов, проведению реабилитационно-оздоровительных мероприятий, проводимых отраслевыми (функциональными), территориальными органами администрации МО ГО "Воркута" и их подразделениями.
3. Создание континуума сервисов, в том числе образовательной среды, соответствующих разнообразию потребностей учащихся с инвалидностью (инклюзивное образование).
4. Развитие системы дополнительных мер социальной поддержки, направленных на повышение уровня и качества жизни отдельных категорий граждан.
5. Информированность жителей о проблемах муниципалитета, путях их решения, а также возможных формах участия граждан в их решении.
6. Развитие существующих и создание новых социально ориентированных некоммерческих организаций на территории городского округа "Воркута".
Тем не менее, в системе создания условий для развития социальной сферы на территории МО ГО "Воркута" накопился ряд нерешенных проблем:
1. Отсутствие комплекса программных мероприятий, взаимодействующих по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям с учетом масштабности, сложности и многообразия проблем по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН.
2. Недостаточная сформированность эффективной комплексной системы муниципальной поддержки инвалидов как одной из категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включающей в себя создание для них оптимальной среды жизнедеятельности с целью повышения качества предоставляемых им услуг.
3. Отсутствие устойчивой взаимосвязи между органами местного самоуправления и некоммерческими организациями, что приводит к информационному вакууму между властью и населением.
4. Отсутствие доходов у подавляющего большинства некоммерческих организаций города является сдерживающим фактором в достижении уставных целей.
Применение программно-целевого метода позволит наряду с обеспечением функционирования муниципальной системы создания условий для развития социальной сферы сконцентрировать средства на развитие системы, обеспечить формирование новых качественных связей для достижения системных эффектов новых результатов.
II. Приоритеты реализуемой на территории МО ГО "Воркута" политики в развитии социальной сферы, описание основных целей и задач муниципальной программы. Прогноз развития социальной сферы МО ГО "Воркута"
Приоритетными направлениями муниципальной политики в сфере развития социальной сферы станут достижение целей и решение задач муниципальной программы "Развитие социальной сферы".
Цель муниципальной программы: обеспечение условий для повышения социальной защищенности граждан.
Задачи муниципальной программы:
1) обеспечение возможности социальной интеграции и оказание поддержки отдельным категориям граждан;
2) содействие деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в муниципальном образовании городского округа "Воркута".
В соответствии с задачами муниципальной программы как механизм ее реализации определены подпрограммы "Доступная среда" и "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в муниципальном образовании городского округа "Воркута".
В ходе реализации подпрограмм муниципальной программы процесс развития социальной сферы приобретет новые качественные характеристики, соответствующие требованиям инновационной экономики по обеспечению социальной справедливости, получения возможности реализации обозначенных прав и свобод для ряда социальных групп, достижения позитивных социальных изменений и, как следствие, положительной социальной динамики на территории городского округа "Воркута".
Реализация программы позволит обеспечить устойчивость необходимых условий для развития социальной сферы и выйти на новый уровень обеспечения реализации законных прав и интересов граждан.
III. Этапы и сроки реализации муниципальной программы "Развитие социальной сферы"
Программа реализуется в период с 2015 по 2020 годы, этапы не выделяются.
IV. Перечень основных мероприятий муниципальной программы "Развитие социальной сферы" с указанием сроков их реализации, объемов финансирования в разрезе главных распорядителей бюджетных средств МО ГО "Воркута" и ожидаемых результатов
Перечень основных мероприятий муниципальной программы с указанием ответственных исполнителей, сроков реализации, ожидаемых результатов, последствий не реализации основных мероприятий, связь с целевыми показателями (индикаторами) муниципальной программы и подпрограмм представлен в приложении N 1 к программе "Развитие социальной сферы".
V. Основные меры правового регулирования в сфере развития социальной сферы, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов муниципальной программы "Развитие социальной сферы"
Правовое регулирование в сфере реализации программы осуществляется в соответствии с федеральным, республиканским законодательством, муниципальными правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Конституцией Республики Коми;
- Уставом муниципального образования городского округа "Воркута";
- Решением Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 23.12.2014 г. N 638 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Воркута" на период до 2020 года";
- Постановлением администрации муниципального образования городского округа "Воркута" от 09.08.2013 г. N 2725 "О Перечне муниципальных программ муниципального образования городского округа "Воркута", реализация которых планируется с 2014 года".
VI. Прогноз конечных результатов муниципальной программы "Развитие социальной сферы"
Перечень целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы
Перечень и сведения о плановых значениях показателей (целевых индикаторов) программы (с расшифровкой плановых значений по годам реализации) представлены в приложении N 3 к программе.
Состав целевых показателей и индикаторов программы определен таким образом, чтобы обеспечить:
1) наблюдаемость значений показателей (индикаторов) в течение срока реализации программы;
2) охват всех наиболее значимых результатов реализации мероприятий программы;
3) минимизацию количества показателей (индикаторов);
4) наличие формализованных методик расчета значений показателей (индикаторов).
Состав показателей (индикаторов) муниципальной программы и подпрограмм увязан с задачами и основными мероприятиями и структурирован с учетом минимизации количества показателей (индикаторов) при сохранении полноты информации о достижении целей (задач) программы. По остальным показателям (индикаторам), включенным в вышеуказанный перечень, расчет значений указанных показателей производится по результатам мониторинга и отчетности.
Перечень показателей и индикаторов носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях потери информативности показателей (достижение максимального значения или насыщения), изменения приоритетов государственной политики, появления новых технологических и социально-экономических обстоятельств, существенно влияющих на достижение цели программы.
В перечень показателей (индикаторов) включены показатели (индикаторы) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов".
Целевыми индикаторами муниципальной программы являются:
1. Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в муниципальном образовании городского округа "Воркута".
2. Количество некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории муниципального образования городского округа "Воркута" за год.
В ходе реализации программы "Развитие социальной сферы" будут обеспечены возможности социальной интеграции отдельным категориям граждан:
сформированы условия устойчивого развития доступной среды - обеспечен беспрепятственный доступ (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН на территории МО ГО "Воркута";
обеспечено межведомственное взаимодействие и координация работы органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления МО ГО "Воркута" при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в городе Воркуте;
созданы условия для преодоления социальной разобщенности в обществе и формирования позитивного отношения к проблемам инвалидов, пожилых людей, к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в городе Воркуте;
развита система дополнительных мер социальной поддержки населения, направленных на улучшение уровня и качества жизни отдельных категорий граждан;
создана система многоуровневого партнерства широких слоев населения с органами местного самоуправления МО ГО "Воркута" и между собой;
объединены ресурсы муниципалитета и общества в решении социально значимых проблем;
развит некоммерческий сектор.
VII. Перечень и краткое описание подпрограмм, входящих в муниципальную программу "Развитие социальной сферы"
Масштаб задач муниципальной программы предусматривает выделение подпрограмм:
Целью подпрограммы "Доступная среда" является обеспечение возможности социальной интеграции и оказание поддержки отдельным категориям граждан.
Данная программа направлена на решение следующих задач:
1) повышение уровня доступности приоритетных объектов и качества услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории муниципального образования городского округа "Воркута";
2) реализация законных прав и интересов отдельных категорий граждан, преодоление социальной разобщенности в обществе.
Целью подпрограммы "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в муниципальном образовании городского округа "Воркута" является содействие деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в муниципальном образовании городского округа "Воркута".
Данная программа направлена на решение следующих задач:
1) оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям;
2) обеспечение взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими общественными организациями.
Раздел VIII изменен. - Постановление Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" Республики Коми от 25 июня 2015 г. N 1059
VIII. Ресурсное обеспечение муниципальной программы "Развитие социальной сферы"
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств муниципального бюджета составляет 1 522,0 тыс. руб., в том числе:
2015 г. - 522,0 тыс. руб.
2016 г. - 500,0 тыс. руб.
2017 г. - 500,0 тыс. руб.
По подпрограммам Муниципальной программы:
Всего - 22,0 тыс. руб., в том числе:
2015 г. - 22,0 тыс. руб.
2016 г. - 0,0 тыс. руб.
2017 г. - 0,0 тыс. руб.
Всего - 1 500,0 тыс. руб., в том числе:
2015 г. - 500,0 тыс. руб.
2016 г. - 500,0 тыс. руб.
2017 г. - 500,0 тыс. руб.
Ресурсное обеспечение программы на 2015, 2016, 2017 гг.:
- по главным распорядителям средств бюджета "Воркута", основным мероприятиям, кодам классификаций представлено в приложении N 4 к Программе;
- по источникам финансирования - в приложении N 5 к Программе.
IX. Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы "Развитие социальной сферы"
Методика оценки эффективности программы учитывает необходимость проведения следующих оценок:
1) степень достижения целей и решения задач программы.
Оценка степени достижения целей и решения задач программы может определяться путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей (индикаторов) Программы, и их плановых значений по формуле:
, где
- степень достижения целей (решения задач),
- степень достижения показателя (индикатора) Программы (подпрограммы),
- количество показателей (индикаторов) Программы (подпрограммы).
Степень достижения показателя (индикатора) Программы рассчитывается по формуле:
, где
- фактическое значение показателя (индикатора) Программы,
- плановое значение показателя (индикатора) Программы (для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является рост значений) или
(для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений);
2) степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Коми.
Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Коми определяется путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования Программы по формуле:
, где
- уровень финансирования реализации Программы,
- фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию Программы,
- плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период.
Эффективность реализации Программы рассчитывается по следующей формуле:
.
Вывод об эффективности (неэффективности) реализации Программы определяется на основании следующих критериев:
Вывод об эффективности реализации муниципальной программы |
Критерий оценки эффективности |
Неэффективная |
менее 0,5 |
Уровень эффективности удовлетворительный |
0,5-0,79 |
Эффективная |
0,8-1 |
Высокоэффективная |
более 1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.