Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к муниципальной программе
муниципального образования
городского округа "Воркута"
"Развитие социальной сферы"
25 июня 2015 г.
Паспорт изменен. - Постановление Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" Республики Коми от 25 июня 2015 г. N 1059
Паспорт
подпрограммы "Доступная среда"
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы "Доступная среда", описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Основу политики Российской Федерации как социального государства составляет создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан, поддержание стабильности в обществе. Соответственно, одним из направлений социальной политики становится установление и поддержание баланса между интересами различных возрастных и социальных групп. Это предполагает комплексное решение проблем повышения уровня и качества жизни населения наряду со специально разработанными мерами социальной поддержки в отношении инвалидов и других маломобильных групп населения.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, одними из приоритетных направлений долгосрочной политики социальной поддержки населения являются реабилитация и социальная интеграция инвалидов.
В целях реализации указанных направлений постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. N 297 утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, которая содержит комплекс мероприятий, направленных на формирование условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Стратегией социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27.03.2006 г. N 45, в качестве первостепенных задач определены повышение эффективности мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и развитие социального обслуживания семей с детьми, пожилых граждан и инвалидов.
В третьем тысячелетии население планеты должно осознать наличие инвалидов и необходимость создания для них нормальных условий жизни. По данным ООН, каждый десятый человек (более 500 млн чел.) на планете имеет инвалидность, один из десяти человек страдают от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения страдают расстройствами здоровья. Примерно, одна семья из четырех имеет в своем составе инвалида. По официальной статистике, в России сейчас 10 млн инвалидов (около 7% населения). По оценке Агентства социальной информации, их не меньше 15 млн. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей. Выделяют основные критерии развития политики государств в отношении инвалидов:
- наличие официально признанной политики в отношении инвалидов;
- наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов;
- судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов;
- наличие неправительственных (общественных) организаций инвалидов;
- доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав;
- наличие безбарьерной физической и социальной среды.
Данные критерии были заложены в нормативные правовые акты Российской Федерации, Республики Коми. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. N 297 утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, а Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 N 564 - программа Республики Коми "Доступная среда" на 2013 - 2015 годы.
Подпрограмма "Доступная среда" реализуется на нормативно-правовой базе, основанной на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, Правительства Республики Коми, администрации муниципального образования городского округа "Воркута" по вопросам решения системных проблем социально-экономического развития городского округа "Воркута" и страны в целом.
Ключевым принципом механизма реализации подпрограммы "Доступная среда" является принцип, обеспечивающий соблюдение интересов федеральных органов власти, исполнительных органов власти Республики Коми, администрации муниципального образования городского округа "Воркута", инвалидов и маломобильных групп населения города Воркуты, а также предприятий и организаций различных форм собственности, участвующих в реализации подпрограммы.
Реализация подпрограммы предусматривает использование следующих средств и методов муниципального регулирования:
- нормативное правовое регулирование;
- административные меры;
- бюджетно-финансовую поддержку;
- организационную, политическую и информационную поддержку.
Механизм реализации подпрограммы "Доступная среда" предполагает:
- комплексный подход к формированию системы программных мероприятий, предусматривающий совокупность взаимосвязанных мер, проектов и действий соисполнителей подпрограммы в решении системной проблемы;
- разработку и внедрение новых технологий управления проектами на основе различных форм государственного, муниципального и частного партнерства;
- обоснованность инвестиционных и инновационных мероприятий;
- широкое привлечение общественных объединений инвалидов к участию в реализации подпрограммы, гласность, регулярное информирование общественности о целях и ходе ее выполнения, открытый доступ к плановым материалам и отчетам об исполнении в рамках подпрограммы.
Содержание и объемы финансирования мероприятий, реализуемых в течение нескольких лет, будут уточняться ежегодно на основе контроля выполнения программных мероприятий и оценки их эффективности.
Для устойчивого финансирования мероприятий подпрограммы за счет внебюджетных средств и средств бюджета Республики Коми ответственный исполнитель муниципальной программы подписывает с соответствующими организациями протоколы (соглашения) о намерениях или получает другие документы, подтверждающие финансирование мероприятий за счет внебюджетных средств и средств бюджета Республики Коми.
Одной из основных задач подпрограммы является обеспечение формирования и реализации единой скоординированной муниципальной социальной политики в области организации доступа инвалидов и маломобильных групп населения городского округа "Воркута" к объектам социальной инфраструктуры города.
Инвалидность - сложный феномен, который является проблемой как на уровне организма человека, так и на социальном уровне. Инвалидность всегда представляет собой взаимодействие между свойствами человека и свойствами окружения, в котором человек проживает, но некоторые аспекты инвалидности являются полностью внутренними для человека, другие же, наоборот, только внешними.
Инвалиды в Республике Коми используют для передвижения кресла-коляски, костыли, другие специальные средства или постороннюю помощь и зачастую лишены возможности беспрепятственно пользоваться объектами социальной инфраструктуры в силу различных заболеваний опорно-двигательной системы или травм нижних конечностей. Кроме того, следует учитывать интересы людей с инвалидностью по слуху и зрению, престарелых граждан, значительная часть которых имеет заболевания опорно-двигательного аппарата и испытывает затруднения при пользовании приоритетными объектами. Граждане пожилого возраста и инвалиды составляют более 7,7 процента населения Республики Коми, и поэтому вопрос обеспечения им беспрепятственного доступа к социально значимым объектам имеет первоочередное значение.
Масштабность проблем инвалидов и необходимость их приоритетного решения обусловлена устойчивой тенденцией к увеличению доли инвалидов в структуре населения. В городе Воркуте в 2014 году зарегистрировано 5 437 инвалидов, в том числе 386 детей с инвалидностью (в 2012 году - 7,3 тыс. человек, в том числе детей с инвалидностью 300 человек), что составляет около 7% от числа жителей городского округа. Незначительное уменьшение числа инвалидов на территории МО ГО "Воркута" обусловлено выездом за пределы города Воркуты в рамках действия программы по переселению из районов Крайнего Севера, при этом число детей с инвалидностью увеличивается.
Все эти воркутинцы нуждаются в специально приспособленных условиях и требуют повседневной помощи в бытовой и общественной жизни. Причинами нерешенности проблемы создания доступной среды для МГН являются снижение ответственности собственников социально-значимых объектов к исполнению требований действующих нормативных документов в строительстве на территории городского округа "Воркута", дотационность городского бюджета, недостаточная активность самих инвалидов в работе с представителями власти, собственниками жилья, законодательными органами. Все эти факторы препятствуют процессу приспособления городской среды к потребностям людей с различными ограничениями.
Нерешенность проблемы доступа инвалидов и МГН к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий:
- дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;
- равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний;
- ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).
В этой связи в среднесрочном периоде ответственному исполнителю и соисполнителям подпрограммы необходимо:
- реорганизовать деятельность структурных подразделений администрации МО ГО "Воркута" и перейти от "заявительного" принципа работы с инвалидами к адресному выявлению их потребностей в реабилитации для устранения или возможно полной компенсации имеющихся ограничений жизнедеятельности;
- обеспечить безусловное предоставление инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности в полном объеме установленных действующим законодательством государственных гарантий по комплексной медико-социальной реабилитации, образовательных услуг;
- создать межведомственную систему постоянного мониторинга потребностей инвалидов (особенно детей-инвалидов и лиц молодого возраста) и других лиц с ограничениями жизнедеятельности с привлечением общественных объединений инвалидов в реабилитации и адаптации среды жизнедеятельности, объема и качества предоставляемых реабилитационных услуг.
Для этого ответственный исполнитель муниципальной программы совместно с соисполнителями организуют:
- разработку нормативных правовых актов, необходимых для реализации подпрограммы;
- проведение общегородского мониторинга по определению приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, для первоочередного обустройства доступности для инвалидов и маломобильных групп населения;
- разработку методического обеспечения, утверждение типовых документов, создание банка данных приоритетных объектов городской инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения;
- организацию при необходимости проведения специализированной экспертизы проектов и по результатам экспертизы;
- согласование с основными заинтересованными участниками и исполнителями программы "Развитие социальной сферы" возможных сроков выполнения мероприятий, объемов и источников финансирования;
- разработку и выбор наиболее актуальных форм и механизмов привлечения средств из бюджета Республики Коми и внебюджетных источников для финансирования подпрограммы;
- создание ответственным исполнителем подпрограммы комиссии по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения с привлечением представителей общественных объединений инвалидов;
- ведение ежеквартальной отчетности по реализации подпрограммы;
- подготовку ежегодного доклада о ходе реализации подпрограммы.
Еще одной основной задачей является создание новой, эффективной системы государственной поддержки инвалидов на рынке труда.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на органы местного самоуправления возложено исполнение мероприятий по социальной защите инвалидов, согласно ст. 14 в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации и ст. 15 - беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Доступная среда может определяться как физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей.
В 2013 году завершен капитальный ремонт здания аэровокзала города Воркуты, выполненный с учетом требований доступа маломобильных групп населения к услугам аэровокзала, а именно:
- приобретен гусеничный подъемник Т-09 "Робби" производства ООО "Роллифт" для подъема маломобильных групп населения и инвалидов по лестнице входного крыльца;
- расширен дверной проем на входе в аэровокзал, приобретены и устанавливаются двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 секунд.
Обслуживание данной категории пассажиров в аэропорту производится вне очереди, доставка и посадка на борт осуществляются до посадки остальных пассажиров, оказывается необходимая помощь при посадке на борт самолетов. Для организации встречи пассажиров в аэропорты пути следования пассажира направляются радиограммы. При получении информации о прибытии пассажиров с ограниченными возможностями назначаются ответственные лица, организующие встречу данной категории пассажиров.
Особого внимания требуют инвалиды, пользующиеся креслами-колясками. В 2014 году на территории городского округа "Воркута" зарегистрировано около 36 детей-колясочников и более 60 инвалидов-колясочников взрослых, испытывающих трудности при передвижении. Не оснащенность специальными приспособлениями и оборудованием при входе и внутри жилых помещений, многих объектов социальной инфраструктуры создает непреодолимую преграду для передвижения инвалидов. Нерешенность проблемы формирования доступной среды для инвалидов порождает серьезные социально-экономические последствия, среди них - снижение трудовой и социальной активности.
В рамках реализации подпрограммы на период до 2020 года планируется сформировать единый информационный банк данных инвалидов, нуждающихся в обустройстве жилого помещения пандусом. Характеризуя в настоящее время доступность объектов социальной инфраструктуры на территории МО ГО "Воркута", следует отметить следующие достигнутые положительные результаты: с 1999 года были оборудованы пандусами и поручнями более пятнадцати городских учреждений социальной направленности, из них: учреждения социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры и другие. Были оборудованы специальными приспособлениями и проведены реконструкции в пяти квартирах инвалидов-колясочников. Исходя из невозможности обустроить пандус внутри жилого дома в 2013 году для инвалидов-колясочников были приобретены и подарены 2 портативных подъемника, которые подходят для транспортировки большинства стандартных инвалидных кресел, планируется приобретение еще одного портативного подъемника. Для одного инвалида по личному заявлению был приобретен и установлен пандус откидной складной с поручнями у подъезда жилого дома. В технико-экономическом обосновании и проектно-сметной документации на строительство в строящемся спортивном комплексе и МАУ "МФЦ" содержатся документы, предполагающие полную доступность этих объектов для МГН. Администрацией муниципального образования городского округа "Воркута" в летний период 2015 года запланирована реконструкция и приведение в соответствие с законодательством тамбура, предполагающая оснащение хромированными двухуровневыми перилами и специальным подъемником или эскалатором для инвалидов-колясочников. В настоящее время осуществляется деятельность по оформлению технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации на строительство одного из двух вариантов - подъемника или эскалатора. Кроме того, реконструкции подвергнется крутой ненормативный пандус к зданию администрации муниципального образования городского округа "Воркута", а в настоящее время на входе установлена кнопка вызова охранника для осуществления помощи МГН в подъеме по лестнице, что обеспечивает условную доступность здания администрации муниципального образования городского округа "Воркута".
Мероприятия по реконструкции застройки существующих зданий и сооружений осуществляются по согласованию с общественными организациями инвалидов с целью обеспечения удовлетворения минимальных потребностей людей с инвалидностью, которые сами определяют критерии своих минимальных потребностей и предлагают свои мероприятия уже не для свободного доступа, а для облегчения доступа в здания.
Исходные данные
для оценки эффективности и ожидаемые результаты реализации подпрограммы (по состоянию на август 2014 года)
На момент начала реализации подпрограммы, доступность объектов социальной инфраструктуры представлена следующим образом:
N |
Наименование учреждений |
Общее кол-во (ед.) |
из них: |
|||||
Доступные (ед.) |
Условно доступные (ед.) |
Недоступные (ед.) |
||||||
Кол-во |
Процент |
Кол-во |
Процент |
Кол-во |
Процент |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Учреждения общего и профессионального образования |
24 4 |
0 1 |
0 25 |
23 3 |
96 75 |
1 0 |
4 0 |
2. |
Учреждения дошкольного образования |
30 |
0 |
0 |
28 |
93 |
2 |
7 |
3. |
Учреждения культуры |
30 |
14 |
47 |
16 |
53 |
0 |
0 |
4. |
Учреждения спорта и физической культуры |
9 |
5 |
55 |
4 |
45 |
0 |
0 |
5. |
Организации, находящиеся в ведении отдела городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" |
139 |
42 |
30 |
21 |
15 |
76 |
55 |
6. |
Учреждения занятости |
2 |
0 |
0 |
2 |
100 |
0 |
0 |
7. |
Учреждения средств массовой информации |
3 |
0 |
0 |
3 |
100 |
0 |
0 |
8. |
Учреждения социальной защиты |
4 |
2 |
50 |
2 |
50 |
0 |
0 |
9. |
Объекты транспортной инфраструктуры |
2 |
1 |
50 |
1 |
50 |
0 |
0 |
10. |
Учреждения здравоохранения |
17 |
7 |
41 |
10 |
59 |
0 |
0 |
|
Итого: |
264 |
72 |
37 |
113 |
73,6 |
79 |
22 |
Целевой показатель - доля доступных для инвалидов и других МГН объектов (услуг) в социальной, транспортной, инженерной и других приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в общем количестве (объеме) приоритетных объектов и услуг (в процентах) рассчитывается на основании собранных сведений по следующей формуле:
, где:
- доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры для инвалидов и других МГН;
- количество доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры для инвалидов и других МГН;
- общее количество приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры для инвалидов и других МГН.
Повышение доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов инженерной, транспортной, инженерной в общем количестве приоритетных объектов на территории городского округа "Воркута" является приоритетной задачей подпрограммы. К 2020 году эта доля должна вырасти до 38%.
На территории городского округа "Воркута" у людей с инвалидностью широко востребованы социальные услуги. В 2013 году получили социальные услуги в количестве 21 292 единиц 929 человек из семей, имеющих детей-инвалидов, дети с ограниченными возможностями здоровья в Территориальном реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями; одинокие пожилые и престарелые граждане, нуждающиеся в социальной помощи; пожилые, престарелые и инвалиды, оставшиеся без поддержки родственников и нуждающиеся в посторонней помощи и социальных услугах (пенсионеры, инвалиды, лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации) - 4069 человек, 195 203 единицы услуг в Территориальном Центре социального обслуживания населения ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты".
В 2014 году на территории городского округа Воркута был создан Общественный совет при администрации городского округа "Воркута", в комитет "Социальная сфера" которого вошли представители общественных объединений инвалидов. Комитет "Социальная сфера" рассматривает проблемы, касающиеся вопросов материнства, инвалидов, пенсионеров. На заседаниях Общественного совета озвучиваются и решаются ключевые вопросы в области здравоохранения, социального развития, образования и другие социально-значимые вопросы, работают экспертные группы из активистов общественных движений в комиссиях. Общественный контроль за реализацией мероприятий по решению проблем интеграции и социализации инвалидов, а также других МГН включает в себя организацию и проведение совместных мероприятий (семинаров, проблемных дискуссий, "горячих линий", конференций, "круглых" столов). Деятельность Общественного совета освещается в прессе, на официальном сайте "Воркута.рф".
Важным аспектом социальной поддержки инвалидов является организация и проведение социально значимых мероприятий, направленных на интеграцию инвалидов в общество. Значительную помощь в решении этих вопросов оказывают общественные организации инвалидов, действующие на территории МО ГО "Воркута". Проведение мероприятий с общественными организациями позволяет гражданам с инвалидностью адаптироваться в повседневную жизнь общества. Налаженное конструктивное взаимодействие с общественными объединениями инвалидов на территории городского округа "Воркута" имеет вектор на потенциальную возможность ликвидации общественно-социальной дискриминации по признаку инвалидности.
Самыми многочисленными объединениями инвалидов на территории городского округа "Воркута" являются: воркутинская местная организация "Всероссийское общество слепых" численностью 157 человек; воркутинская местная организация "Всероссийское общество глухих" - численностью 47 человек; воркутинская городская организация Коми регионального отделения "Всероссийское общество инвалидов" численностью 48 человек. Общественные организации инвалидов при посильной поддержке администрации городского округа "Воркута" ведут работу по организации различных видов и форм досуга инвалидов, в том числе и обучающего:
- творческая и социальная реабилитация людей с инвалидностью;
- оказание правовой и психологической помощи;
- реабилитационно-оздоровительная работа;
- культурно-досуговая деятельность;
- развитие туристической деятельности.
В своей работе общественные объединения инвалидов часто используют мейнстриминг - общение людей с инвалидностью с людьми без ограничений здоровья на праздниках, в различных досуговых программах для того, чтобы расширить возможности социальных контактов инвалидов и сформировать позитивное отношение к проблемам инвалидов со стороны людей без ограничений здоровья.
В настоящее время на территории МО ГО "Воркута" недостаточно исполняются требования доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов - большая доля приоритетных объектов ограниченно или условно доступны, не все имеют паспорта доступности.
Значительная часть ранее введенных в эксплуатацию магазинов, поликлиник, больниц, других объектов социальной сферы, транспортных сооружений улично-дорожной сети не учитывает посещение их МГН. В сложившихся условиях наиболее актуально стоит задача по адаптации и дооборудованию наиболее приоритетных объектов образования, физической культуры и спорта, культуры, транспорта, занятости, информации и связи техническими средствами для облегчения доступа и передвижения инвалидов и маломобильных групп населения.
В 2012 году из средств бюджета администрацией городского округа "Воркута" закуплено 7 низкопольных автобусов с аппарелями, 4 автобуса приобретено транспортной компанией, осуществляющей пассажирские перевозки. Доля городского автомобильного транспорта в части низкопольных и полунизкопольных автобусов, доступных для перевозки МГН от общего числа автобусного парка составила 10,4%.
Центр социокультурной реабилитации инвалидов по зрению при муниципальной библиотеке города Воркуты оснащен специальными техническими средствами и адаптивными программами для самостоятельной работы незрячих пользователей на компьютере. Для читателей, не владеющих персональным компьютером, организовано обучение. Необходимо модернизировать существующий тифлоцентр "Мир" брайлевским принтером и дисплеем.
В аэропорту "Воркута" в зале ожидания предусмотрены места для инвалидов, на первом этаже имеются специально оборудованные туалетные комнаты, со стороны привокзальной площади установлена кнопка вызова, помощь в проезде инвалидам-колясочникам до стойки регистрации оказывает контролер КПП.
В городе успешно развиваются два направления: спорт для каждого и спорт для людей с ограниченными возможностями. Проводится активная пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.
Ежегодно проводится около 400 спортивных мероприятий, в их числе впервые стартовала спартакиада для детей с ограниченными возможностями здоровья ("Спорт без границ"). В спорткомплекс "Юбилейный" в 2013 году приобретено специальное тренажерное оборудование для людей с ограниченными возможностями.
Реализация комплексных мероприятий подпрограммы позволит улучшить условия жизни граждан и создать равные права и возможности для жизнедеятельности инвалидов.
В соответствии с Законом Российской Федерации N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на территории МО ГО "Воркута" по данным Министерства образования Республики Коми созданы наиболее благоприятные условия для пребывания детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста в детских дошкольных учреждениях. Создана система воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими отклонения в развитии. На сегодняшний день функционирует 9 специализированных комбинированных и компенсирующих образовательных учреждений. Интеграция системы общего и дополнительного образования обеспечивает реализацию индивидуальных образовательных планов, в том числе приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие со сложившейся системой образования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья получают образование на дому и в общеобразовательных классах. В образовательных организациях в 2013 году обучались 83 ребенка с инвалидностью и 135 учащихся с ограниченными возможностями, из них 114 обучались с использованием дистанционных технологий.
Сеть образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования администрации МО ГО "Воркута" позволяет обеспечить конституционное право граждан на получение общедоступного бесплатного общего образования с учетом потребностей различных категорий граждан.
В 2013-2014 учебном году в подведомственных образовательных организациях обучается 85 детей с инвалидностью школьного возраста.
62 ребенка с инвалидностью посещают образовательные учреждения и полностью включены в образовательный процесс и охвачены различными формами получения образования, что позволяет детям осваивать общеобразовательные программы с учетом их потребностей и возможностей.
Индивидуально на дому обучаются 23 ребенка с инвалидностью. Освоение образовательных программ этими детьми осуществляется с учетом особенностей их развития в щадящем режиме.
С целью создания условий и развития возможностей для обучения детей с инвалидностью Воркута включилась в проект по организации дистанционного образования данной категории детей на базе "Республиканского центра образования".
Охват детей с инвалидностью, не имеющих противопоказаний по работе за компьютером и обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, составляет в 2013 году 4 человека.
Кроме того, в 2013 году между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Республики Коми было заключено Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Коми на проведение мероприятий по формированию в субъекте Российской Федерации сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.
В рамках реализации соглашения в 2 базовых образовательных организациях на территории МО ГО "Воркута" создается универсальная безбарьерная доступная образовательная среда с учетом категории детей с инвалидностью: МОУ "СОШ N 12" г. Воркуты - с инвалидностью по слуху, зрению, МОУ "СОШ N 40 с УИОП" г. Воркуты - с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Термин "предупреждение инвалидности", согласно Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов, означает осуществление комплекса мер, направленных на предупреждение возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня).
В результате целенаправленной работы в 2013 году значительно улучшилась материально-техническая база в соответствии с современными требованиями образовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.
Несмотря на большую проделанную работу, существуют проблемы, которые требуют решения в ближайшей перспективе с использованием программных методов.
Недостаточное количество базовых образовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.
Материально-техническая база образовательных учреждений не в полной мере соответствует современным требованиям образовательного процесса для создания универсальной безбарьерной среды с учетом индивидуальных возможностей детей с инвалидностью.
Отмечается недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогических работников, педагогов - психологов, обучающих и обеспечивающих социальной интеграцией детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Существует необходимость в улучшении современной доступной инфраструктуры образовательных учреждений дошкольного образования в части оснащения дошкольных образовательных учреждений современным реабилитационным медицинским, развивающим оборудованием. Медицинское оборудование, соответствующее требованиям коррекционно-реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в дошкольных образовательных учреждениях поможет увеличить количество воспитанников, которые посещают дошкольные образовательные учреждения, а также обеспечить качество оказываемых услуг дошкольных образовательных учреждений.
В настоящее время имеется потребность в организации обучения специалистов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений по вопросам коррекционной и реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми с инвалидностью, в создании условий для повышения качества услуг доступного дошкольного образования в части обеспеченности педагогическими кадрами дошкольных образовательных учреждений, владеющими вопросами коррекционно-реабилитационной работы с детьми.
Проблема доступности гарантированных государством услуг для инвалидов и маломобильных групп населения на территории отделов администрации муниципального образования городского округа "Сивомаскинский", "Елецкий" включает в себя 2 основные составляющие - доступность объектов социальной и транспортной инфраструктур, а также доступность услуг в достаточном объеме и соответствующего качества.
Численность лиц с ограниченными возможностями здоровья на территории отделов администрации муниципального образования городского округа "Воркута" составляет:
- "Сивомаскинский" - 14 человек, или 4% от общего числа проживающих в поселке.
- "Елецкий" - 13 человек, или 4% от общей численности населения, детей с инвалидностью в поселке нет.
В общественной среде наблюдается недостаточная информированность населения о правах и возможностях инвалидов, не достаточно сформировано необходимое толерантное отношение к ним.
Мероприятия подпрограммы направлены на создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в том числе государственным (муниципальным) учреждениям культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, спортивным сооружениям, а также на создание условий для обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями в реализации избирательных прав, для беспрепятственного получения транспортных услуг и информации, социальной адаптации, реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
Мероприятия подпрограммы "Доступная среда" реализуются в целях обеспечения людям с инвалидностью равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, повышения доступности системы образования с учетом потребностей граждан, общества, государства, создания условий для социализации обучающихся и воспитанников с инвалидностью, проживающих на территории муниципального образования городского округа "Воркута".
Реализация мероприятий подпрограммы "Доступная среда" осуществляется отраслевыми, функциональными органами администрации муниципального образования городского округа "Воркута" и муниципальными подведомственными учреждениями в сотрудничестве с общественными организациями инвалидов.
Выполнение мероприятий подпрограммы обеспечит комплексный подход к решению вопросов, направленных на формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировать их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем в долгосрочной перспективе, а также обеспечить взаимосвязь между проводимыми мероприятиями с результатами их выполнения. Необходимость комплексного решения программно-целевым методом проблем, связанных с формированием доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, обусловлена рядом причин, в том числе:
1) формированием эффективной комплексной системы муниципальной поддержки инвалидов как одной из категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включающей в себя создание для них оптимальной среды жизнедеятельности с целью повышения качества предоставляемых им услуг;
2) масштабностью, сложностью и многообразием проблем по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимодействующих по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
3) потребностью в координации усилий исполнительных органов муниципальной власти различных ведомств и общественных организаций инвалидов.
Применение программно-целевого метода позволит на долгосрочный период сконцентрировать организационные и финансовые ресурсы, обеспечить комплексный подход к решению проблем интеграции и социализации инвалидов, а также других МГН и в результате в значительной степени улучшить качество их жизни.
Решение обозначенной проблемы, долгосрочным программно-целевым методом, сопряжено с макроэкономическими, финансовыми и организационными рисками. Которые в свою очередь, негативно влияют на реализацию поставленных целей и задач Программы. Тем не менее, возможность предусмотреть негативные факторы, а также предотвратить их пагубное влияние на поэтапные и конечные результаты исполнения Программы, возможно с помощью мероприятий, направленных на сглаживание инфляционных процессов в муниципальном образовании городского округа "Воркута", укрепления нормативно-правовой базы межведомственного взаимодействия и систематического экономического анализа поэтапного выполнения подпрограммы "Доступная среда".
Реализация мероприятий подпрограммы "Доступная среда" - информация более крупным шрифтом, снижение барьеров, пандусы, перила, более четкие обозначения текстов, озвучивание, усиление информации в учреждениях культуры, здравоохранения, образования направлена на адаптацию окружающей среды не только для инвалидов, но и для пожилых людей.
Повышение социальной защищенности людей старшего поколения было и остается одним из основных приоритетов государственной политики, реализуемой в Республике Коми. В 2014 году на территории городского округа "Воркута" зарегистрировано 29,5 тыс. пенсионеров - это составляет около 40% населения. С целью повышения уровня и качества жизни граждан пожилого возраста, проживающих на территории городского округа "Воркута", создания положительного морально-психологического климата у граждан "третьего возраста", на территории МО ГО "Воркута" развивается система дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
С апреля 2005 года неработающим гражданам пожилого возраста, не попавшим ни в одну из льготных категорий, предоставляется дополнительная мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты. В 2005 году размер ежемесячной денежной выплаты был утвержден в размере 150 рублей, что составляло 94% от размера ежемесячной денежной выплаты ветерана труда Республики Коми (160 рублей), с января 2007 года размер выплаты из средств бюджета городского округа "Воркута" увеличился до 300 рублей, с июля 2014 года - до 400 рублей, что составило 140% от ЕДВ ветерана труда Республики Коми (284,68 рубля). Получателями данного вида мер социальной поддержки ежемесячно являются около 800 граждан пожилого возраста.
В 1968 году исполнительный комитет городского Совета депутатов трудящихся установил звание "Почетный гражданин города Воркуты" за весомый вклад в развитие города, повышение его статуса в Республике, стране, в знак большого уважения за выдающиеся личные достижения в различных областях деятельности, как исключительную форму выражения признательности и благодарности общества за деятельность на пользу города. С июля 2006 года на территории муниципального образования городского округа "Воркута" неработающим гражданам, имеющим звание "Почетный гражданин города Воркуты" Советом муниципального образования городского округа "Воркута" была установлена ежемесячная денежная выплата в размере 1000 рублей. С января 2012 года размер выплаты увеличился до 3000 рублей, что составляет 142% республиканской ЕДВ неработающим гражданам, удостоенным почетных званий Республики Коми. Получателями данного вида мер социальной поддержки ежемесячно являются 10 "Почетных граждан города Воркуты".
На территории городского округа "Воркута" обеспечивается комплексный подход к решению приоритетных городских социальных задач, ежегодно предусматривая объемы необходимой муниципальной социальной поддержки жителям города Воркуты, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в целях повышения уровня их социальной защищенности.
Согласно статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава МО ГО "Воркута", в 2006 году Советом муниципального образования городского округа "Воркута" было принято решение "Об оказании социальной помощи в муниципальном образовании городского округа "Воркута", которым регламентировалось предоставление материальной помощи гражданам, которые находятся в сложной жизненной ситуации и не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. Материальная помощь оказывалась в денежном выражении перечислением на лицевой счет заявителя в кредитном учреждении числе в натуральном виде - восстановление утраченных, обмен недействительных (в т. ч. СССР) паспортов, восстановление утраченных документов (ИНН, военный билет, свидетельства о рождении, браке, разводе и т.д.), приобретение носильных вещей, лекарственных средств, продуктовых наборов, оплата услуг (прохождение медицинских комиссий).
Статистика по предоставлению материальной помощи за последние 5 лет выглядит следующим образом:
Проведенный анализ обращений граждан показывает, что в наиболее трудной жизненной ситуации оказываются следующие категории граждан: неполные семьи с детьми, многодетные семьи с детьми, одиноко проживающие пенсионеры. Большая часть населения обращается также за помощью по причине инвалидности, внезапной или длительной болезни. Для большинства из них стали менее доступными получение высокотехнологичной медицинской помощи, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, предметов первой необходимости, в том числе и продуктов питания. Ежегодно в администрацию МО ГО "Воркута" обращаются граждане и семьи, пострадавшие в результате пожара или затопления.
Востребованность оказания материальной поддержки гражданам, постоянно проживающим на территории МО ГО "Воркута" и находящимся в трудной жизненной ситуации очень велика и снимает долю социального напряжения в обществе, способствует реализации гражданами категорий социального риска их конституционных прав, применяя такие Конституционные и фактические индикаторы социального общества как социальные обязанности и социальная ответственность - моральная обязанность помогать низкооплачиваемым и обездоленным.
Анализ данных по категориям граждан, которым была оказана материальная помощь из средств местного бюджета за 2013 год и 2014 год, приведен в таблице. Все обозначенные категории граждан, находящиеся в трудной жизненной ситуации, не могли получить государственную социальную помощь из средств Республиканского бюджета по закону Республики Коми от 12.11.2004 г. N 56-РЗ "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" и закону Республики Коми от 30.04.2008 г. N 22-РЗ "О социальной выплате на оказание единовременной материальной помощи гражданам, оказавшимся по независящим от них обстоятельствам в тяжелом материальном положении", по причине несоответствия ситуации заявителей ограниченным условиям предоставления государственной социальной помощи.
В связи с изменением законодательства в сфере социального обслуживания населения и расширения полномочий государственных учреждений социальной защиты населения, с июля 2014 года предоставление материальной помощи из средств местного бюджета не предусмотрено.
2. Приоритеты реализуемой на территории МО ГО "Воркута" политики в сфере реализации подпрограммы, цель (цели), задачи и показатели (индикаторы) достижения цели (целей) и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
1. Основными приоритетами государственной политики Республики Коми в сфере реализации подпрограммы с учетом положений, определенных в Конвенции ООН "О правах инвалидов", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, Концепцией социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Воркута" на 2010 - 2015 годы и на период до 2020 года являются:
1) поддержка людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, повышение уровня жизни, формирование комфортной среды жизнедеятельности;
2) обеспечение инвалидов равными с другими гражданами возможностями в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
2. Данные приоритеты определили цель подпрограммы - обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) на территории муниципального образования городского округа "Воркута".
3. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории муниципального образования городского округа "Воркута";
2) реализация законных прав и интересов отдельных категорий граждан, преодоление социальной разобщенности в обществе.
4. Перечень целевых показателей (индикаторов) достижения цели и решения задач:
Задача 1: "Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории муниципального образования городского округа "Воркута":
а) удельный вес дошкольных образовательных учреждений, в которых медицинское, развивающее оборудование полностью соответствует требованиям коррекционно-реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общем количестве дошкольных образовательных учреждений;
б) доля детей с инвалидностью, обучающихся в общеобразовательных организациях, в которых создана универсальная безбарьерная среда, от общего количества детей с инвалидностью;
в) удельный вес численности педагогов дошкольных образовательных учреждений, имеющих специальное образование и повысивших свою профессиональную компетентность по вопросам коррекционно-реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми с инвалидностью, в общем числе педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми с инвалидностью.
г) доля педагогических работников, педагогов-психологов образовательных организаций, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам обучения и социальной интеграции инвалидов, от общего количества педагогических работников и педагогов-психологов, работающих с детьми с инвалидностью.
Задача 2: "Реализация законных прав и интересов отдельных категорий граждан, преодоление социальной разобщенности в обществе":
а) удельный вес участников с ограниченными возможностями здоровья, участвующих в муниципальных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах, фестивалях, в общем количестве людей с ограниченными возможностями здоровья;
б) удельный вес детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью, участвующих в муниципальных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах, фестивалях, в общем количестве детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью, посещающих дошкольные образовательные учреждения;
в) доля базовых образовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования;
г) доля инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся физической культурой и спортом в общей численности данной категории населения;
д) повышение общего объема финансирования дополнительных мер социальной поддержки по сравнению с 2014 годом.
Подпрограмма реализуется в период с 2015 по 2020 годы.
5. В ходе реализации Подпрограммы будут обеспечены:
1) повышение доступности наиболее приоритетных объектов образования, физической культуры и спорта, культуры, транспорта, занятости, информации и связи для инвалидов и маломобильных групп населения;
2) полное соответствие медицинского, развивающего оборудования требованиям коррекционно-реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, формирование условий доступности образовательных услуг в базовых образовательных организациях;
3) обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работы органов исполнительной власти, органов местного самоуправления при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в городе Воркуте;
4) создание условий для преодоления социальной разобщенности в обществе и формирования позитивного отношения к проблемам инвалидов, пожилых людей, к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в городе Воркуте;
5) создание условий для обучения и повышения квалификации 100% педагогических работников по вопросам коррекционно-реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми с инвалидностью;
6) обеспечение информационно-методического и кадрового потенциала системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов, осуществление взаимодействия с общественными объединениями инвалидов;
7) преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе; повышение социальной активности инвалидов;
8) Создание условий для развития личности и способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в здоровье и детей с инвалидностью.
Таким образом, ожидаемый эффект от реализации Подпрограммы носит социальный характер. Реализация мероприятий Подпрограммы позволит на долгосрочный период сконцентрировать организационные и финансовые ресурсы, обеспечить комплексный подход к решению проблем интеграции и социализации инвалидов, а также других маломобильных групп населения и в результате в значительной степени улучшить качество их жизни.
3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы "Доступная среда"
Для достижения поставленной цели Программы необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня и качества жизни, уровня конкурентоспособности людей с ограниченными возможностями на рынке труда, эффективности их реабилитации за счет повышения доступности объектов культуры, а также повышение социальной активности, преодоление самоизоляции людей с ограниченными возможностями, воспитание толерантного отношения к ним, рост уровня социальной сплоченности и социальной стабильности в обществе; повышение уровня и качества жизни отдельных категорий граждан, (приложение N 1 к Программе).
4. Характеристика мер правового регулирования в сфере реализации подпрограммы "Доступная среда"
Правовое регулирование в сфере реализации подпрограммы осуществляется в соответствии с действующим федеральным, республиканским законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами.
5. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации подпрограммы "Доступная среда"
Доведение муниципального задания не предполагается.
Раздел 6 изменен. - Постановление Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" Республики Коми от 25 июня 2015 г. N 1059
6. Ресурсное обеспечение подпрограммы "Доступная среда"
Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального, республиканского, муниципального бюджета, внебюджетных источников на 2015 - 2017 годы:
Общий объем финансирования подпрограммы "Доступная среда" составляет 22,0 тыс. руб.:
- за счет средств бюджета муниципального образования городского округа "Воркута":
2015 год - 22,0 тыс. руб.
2016 год - 0,0 тыс. руб.
2017 год - 0,0 тыс. руб.
7. Методика оценки эффективности реализации подпрограммы "Доступная среда"
Оценка эффективности реализации подпрограммы производится в соответствии с методикой оценки эффективности реализации муниципальной программы, изложенной в разделе 9 программы "Развитие социальной сферы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.