Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная республиканская целевая программа
"Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов в Республике Коми (2011-2013 годы)"
(утв. постановлением Правительства Республики Коми от 14 сентября 2010 г. N 305)
Паспорт
долгосрочной республиканской целевой программы "Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов в Республике Коми (2011-2013 годы)"
Наименование Программы |
долгосрочная республиканская целевая программа "Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов в Республике Коми (2011-2013 годы)" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Республики Коми от 9 сентября 2010 г. N 409-р |
Заказчик Программы |
Комитет лесов Республики Коми |
Разработчик Программы |
Комитет лесов Республики Коми |
Исполнители Программы |
Комитет лесов Республики Коми, Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми |
Цель Программы |
сохранение экологической, экономической и социальной ценности лесов, создание условий для рационального и неистощительного использования лесных ресурсов |
Задачи Программы |
внедрение инноваций в сферу лесоустройства; интенсификация ведения лесного хозяйства и лесопользования; обеспечение защиты лесов, населенных пунктов и объектов экономики на территории Республики Коми от лесных пожаров; создание условий для своевременного и качественного воспроизводства лесов, поддержания состава и структуры лесного фонда |
Сроки реализации Программы |
2011-2013 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
на реализацию Программы потребуется 168600 тыс. рублей из республиканского бюджета Республики Коми, в том числе по годам: 2011 год - 33300 тыс. рублей; 2012 год - 40700 тыс. рублей; 2013 год - 94600 тыс. рублей |
Целевые индикаторы (показатели) Программы |
площадь лесного фонда, на которой проведено лесоустройство на основе инновационных методик (нарастающим итогом) (тыс.га); прирост объема заготовки древесины за счет интенсификации с 1 га покрытой лесом площади (куб.м); количество специалистов лесного хозяйства и лесопользователей, прошедших обучение в учебном центре "Модельный лес "Прилузье" (чел.); доля пожаров, ликвидированных в первые сутки после возникновения (в общем количестве лесных пожаров) (проценты); площадь лесов, пройденная пожарами (га); доля произведенных семян с улучшенными наследственными свойствами в общем объеме производства семян (проценты); площадь молодняков, введенных в категорию ценных за счет рубок ухода. |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, оценка приоритетности и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Одним из основных богатств Республики Коми являются леса. Общая площадь земель лесного фонда в Республике Коми на 1 января 2010 г. составляет 36262,3 тыс.га, или 87,2 процента территории республики.
В лесах Республики Коми произрастает 8 видов хвойных и 20 видов лиственных пород. Основной лесообразующей породой в Республике Коми является ель, на долю которой приходится 53,7 процента покрытой лесом площади. Сосна занимает 25,3 процента покрытой лесом площади. Из мягколиственных пород наиболее широко распространена береза, удельный вес которой составляет 16,7 процента общей покрытой лесом площади.
Общая площадь эксплуатационных лесов и объем древесины в них достигают более 50 процентов всех промышленных запасов леса Европейского Севера Российской Федерации. Главными объективными факторами, влияющими на динамику изменения лесных пространств и характеристик древесных лесных ресурсов, являются лесозаготовки и лесные пожары.
Состояние лесопользования на территории Республики Коми не отвечает требованиям непрерывного, неистощительного и многоцелевого пользования лесом, повышения доходности от использования лесных ресурсов, своевременного качественного их воспроизводства, сохранения ресурсного и экологического потенциала лесов и их биоразнообразия.
На сегодняшний день при ежегодной расчетной лесосеке 27,2 млн.куб.м фактически вырубается только 7,5 млн.куб.м. Однако последнее не свидетельствует о резервах лесных ресурсов, которые могли бы быть основой для наращивания объемов заготовки древесины в регионе. Это связано с тем, что запасы неосвоенных лесов при экстенсивном ведении лесного хозяйства конечны, то есть рано или поздно они закончатся. Эти леса имеют низкую продуктивность, товарность и концентрацию запасов древесины. Они удалены от центров переработки, расположены на периферии региона и практически не имеют развитой транспортной инфраструктуры. Для сравнения следует отметить, что плотность дорог с твердым покрытием в Республике Коми составляет 13 км на 1000 кв.км, тогда как в регионах Северо-Западного федерального округа этот показатель достигает 159-180 км на 1000 кв.км. Таким образом, экономически доступная лесосека с поправкой на перечисленные выше факторы существенно меньше расчетной лесосеки, при обосновании которой учитываются насаждения низкой производительности, удаленные от путей транспорта, и иное. Все это свидетельствует о том, что, несмотря на наличие достаточно больших площадей, не освоенных ранее лесных массивов, в том числе с запасами хвойной древесины, вовлечение их в лесоэксплуатацию, в том числе по причине отсутствия дорожной сети, нельзя рассматривать как основной путь развития лесного комплекса в Республике Коми. В связи с этим разумной альтернативой такому варианту могло бы быть направление интенсификации лесопользования и лесного хозяйства на ранее освоенных территориях со средневозрастными и приспевающими лесами.
В последние годы в динамике лесного фонда в Республике Коми проявились негативные тенденции, связанные с последствиями лесных пожаров. В 2000 году, когда отмечался наиболее высокий уровень возгораний, площадь пожаров составила 200000 га. По ситуации на начало августа 2010 года площадь лесных пожаров в Республике Коми составила более 15500 га, затраты на их обнаружение и тушение превысили 80 млн. рублей. Ущерб, нанесенный лесному хозяйству, оценивается более чем в 530 млн. рублей (без учета гибели недревесных лесных ресурсов, флоры и фауны). Предварительный анализ проведенной работы, направленной на тушение лесных пожаров в текущем году, показал отсутствие необходимого оборудования и инвентаря, средств связи, экипировки и иного.
В настоящее время в Республике Коми не существует надежной, постоянно действующей системы обнаружения лесных пожаров и их своевременного тушения. Обнаружение и тушение лесных пожаров только авиационными методами затратно и не в полной мере оправдывает себя.
При значительных затратах не гарантируется ни обнаружение, ни тушение лесных пожаров в кратчайшие сроки. Для решения этой проблемы необходимо создание системы, которая включала бы в себя обнаружение лесных пожаров с высотных объектов, естественных возвышенностей на основе видеонаблюдения, космическим и авиационным способами.
Поскольку совершенствование системы обнаружения лесных пожаров, обновление и содержание средств пожаротушения требуют консолидации усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также комплексности указанных мероприятий, данную проблему необходимо решать путем принятия долгосрочной республиканской целевой программы.
В результате проведения ежегодных лесовосстановительных работ удается обеспечить сохранение и увеличение покрытых лесом земель. За последние годы происходит постепенное увеличение площади лесов (в основном за счет ценных пород) с одновременным сокращением не покрытых лесом земель, увеличивается площадь лесных культур.
Учитывая, что лесные культуры, созданные посадкой, более устойчивы к неблагоприятным погодным условиям, имеют лучшие качественные показатели и менее требовательны к агротехническому уходу, основной объем лесных культур в настоящее время в республике создается именно этим способом. В 2009 году весь объем лесных культур был создан путем посадки сеянцев деревьев хвойных пород.
В 2009 году лесовосстановление было проведено на площади 35,5 тыс.га (при плановом показателе 32,7 тыс.га), это на 1,7 тыс.га больше, чем в 2008 году, в том числе создано лесных культур 2,3 тыс.га, из них 62 га посадочным материалом, выращенным из улучшенных семян. В 2010 году в питомниках Республики Коми планируется вырастить 10 млн.шт. посадочного материала сосны и ели. К 2017 с учетом роста объемов лесопользования потребуется 32 млн.шт. Таким образом, за 6 лет объемы выращивания посадочного материала необходимо увеличить в три раза при цикле выращивания ели три года, сосны два года. В указанных целях предлагается строительство в Республике Коми современного тепличного комплекса по выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой, позволяющего получать стандартный качественный посадочный материал в течение одного года. Для выращивания посадочного материала с закрытой корневой системой предлагается осуществлять сбор шишек с лесосеменных плантаций, находящихся на территории Республики Коми, и их переработку. Из этих семян будет получен посадочный материал с улучшенными наследственными свойствами.
Кроме того, с целью получения качественных хвойных лесов необходимо проведение рубок ухода в молодняках, что является важнейшим лесохозяйственным мероприятием, направленным на формирование устойчивых высокопродуктивных хозяйственно-ценных насаждений, сохранение и усиление их полезных функций и своевременное использование древесины.
Республика Коми характеризуется большими площадями вырубок и гарей, что делает проблему лесовосстановления особенно важной. Учитывая, что воспроизводство лесов является многоэтапным, длительным, последовательным процессом, выполнение мероприятий по воспроизводству лесов целесообразно в рамках долгосрочной республиканской целевой программы.
Особое значение в плане неистощительного и многоцелевого использования лесов имеет лесоустройство, так как в результате его проведения создается повыдельная таксационная и картографическая информация, которая является информационной базой данных для всех последующих проектных расчетов. От ее корректности и достоверности зависит качество разработки лесного плана Республики Коми, лесохозяйственных регламентов лесничеств, определения расчетных лесосек, объемов заготовки древесины при различных видах рубок, качество проектов освоения лесов. В то же время отсутствие актуальной лесоустроительной информации препятствует эффективному, многоцелевому использованию лесных ресурсов. Крайне важным является постоянное пополнение и таксационной лесоустроительной базы данных, необходимых для оперативного и перспективного направления и управления лесопользованием.
Предлагаемое Программой инновационное лесоустройство основано на автоматизации обработки данных, получаемых в процессе анализа спутниковых снимков высокого разрешения.
В основе обработки данных лежит корреляция между переменными величинами, получаемыми из спутниковых снимков, и переменными данными о древостое на основе пробных площадей. Экстраполяция данных с пробных площадей на всю территорию лесоустройства является основным отличием от традиционного метода лесоустройства, основанного на проведении длительных полевых работ.
Программный механизм по интенсификации лесопользования и ведения лесного хозяйства с системным подходом к планированию для каждого муниципального образования в разрезе лесничеств позволит увеличить процент освоения расчетной лесосеки и освоения новых лесных массивов.
Программа направлена на достижение приоритетных целей и задач Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45, в том числе обеспечение эффективного использования природно-ресурсного потенциала, развитие лесного комплекса Республики Коми.
II. Цели и задачи Программы
Цель Программы - сохранение экологической, экономической и социальной ценности лесов, создание условий для рационального и неистощительного использования лесных ресурсов.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
внедрение инноваций в сферу лесоустройства;
интенсификация ведения лесного хозяйства и лесопользования;
обеспечение защиты лесов, населенных пунктов и объектов экономики на территории Республики Коми от лесных пожаров;
создание условий для своевременного и качественного воспроизводства лесов, поддержания состава и структуры лесного фонда.
III. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2011-2013 годы.
IV. Система программных мероприятий
V. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в 2011-2013 годах составит 168600 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 33300 тыс. рублей;
2012 год - 40700 тыс. рублей;
2013 год - 94600 тыс. рублей.
VI. Оценка ожидаемой бюджетной, экономической и социальной эффективности Программы. Целевые индикаторы (показатели) Программы
Эффективность и результативность реализации Программы будет выражаться в следующем:
выполнение лесоустроительных работ на территории лесного фонда в Республике Коми, снижение себестоимости лесоустройства;
создание и поддержка повыдельной таксационной и картографической информации о лесном фонде в актуальном состоянии;
получение информации для разработки и корректировки Лесного плана Республики Коми, лесохозяйственных регламентов, определения расчетных лесосек, объемов заготовки древесины при различных видах рубки, проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов;
разработка и утверждение в разрезе лесничеств моделей (планов) интенсификации ведения лесного хозяйства;
зонирование территории лесного фонда в Республике Коми по интенсивности ведения лесопользования;
возможность разработки сценариев (системы) лесохозяйственных мероприятий по зонам, учитывающим тип леса, тип лесорастительных условий, бонитет, условия заготовки и лесоводственный результат, моделирование и апробация системы лесохозяйственных мероприятий;
внедрение региональных нормативов в области освоения лесов, позволяющих сократить сроки выращивания крупномерной хозяйственно-ценной древесины;
увеличение объема заготавливаемой древесины с гектара до 1,5-2 раз за цикл хозяйства, увеличение товарной стоимости древесины за счет выращивания ценных сортиментов от 1,5 до 3 раз;
усиление средообразующих и защитных функций леса;
создание новых рабочих мест, подготовка квалифицированных кадров в области лесного хозяйства;
обнаружение лесных пожаров на минимальных площадях сразу после их возникновения, снижение стоимости затрат на обнаружение лесных пожаров, снижение опасности лесных пожаров для населенных пунктов и объектов экономики;
сокращение затрат на тушение лесных пожаров и ликвидацию последствий возгораний за счет повышения производительности труда на тушении лесных пожаров при наличии специального инструмента, снаряжения и техники, сокращения количества людей, которых необходимо завозить на пожары транспортом;
увеличение на 2000 га в год площади молодняков, введенных в категорию ценных;
обеспечение перехода на выращивание саженцев с закрытой корневой системой, увеличение сроков посадки саженцев и сокращение периода их выращивания до 1 года, минимизация рисков гибели сеянцев от болезней и вредителей.
Целевые индикаторы Программы
N п/п |
Наименование индикатора |
Единица измерения |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Площадь лесного фонда, на котором проведено лесоустройство на основе инновационных методик (нарастающим итогом) |
тыс.га |
|
420 |
890 |
1720 |
2. |
Прирост объема заготовки древесины за счет интенсификации с 1 га покрытой лесом площади (ежегодно) |
куб.м |
|
|
20 |
35 |
3. |
Количество специалистов лесного хозяйства и лесопользователей, прошедших обучение в учебном центре "Модельный лес "Прилузье" (ежегодно) |
чел. |
|
20 |
20 |
20 |
4. |
Доля пожаров, ликвидированных в первые сутки после возникновения (в общем количестве лесных пожаров) |
проценты |
18 |
20 |
25 |
30 |
5. |
Площадь лесов, пройденная пожарами |
га |
15570 |
10000 |
8000 |
5000 |
6. |
Доля произведенных семян с улучшенными наследственными свойствами в общем объеме производства семян |
проценты |
2 |
4 |
6 |
8 |
7. |
Площадь молодняков, введенных в категорию ценных за счет рубок ухода |
га |
4507 |
6000 |
6500 |
7000 |
VII. Система управления и контроля
Заказчиком Программы является Комитет лесов Республики Коми.
Заказчик Программы:
1) обеспечивает эффективное использование средств республиканского бюджета Республики Коми, выделяемых на реализацию программных мероприятий;
2) ежегодно, до 1 февраля, разрабатывает и утверждает план-график по реализации мероприятий Программы с указанием сроков и ответственных исполнителей;
3) осуществляет ведение мониторинга хода реализации мероприятий Программы;
4) формирует и представляет Министерству экономического развития Республики Коми отчет о ходе реализации Программы по форме, установленной Министерством экономического развития Республики Коми, по итогам первого квартала, первого полугодия, девяти месяцев - до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года - до 15 февраля года, следующего за отчетным;
5) при возникновении необходимости изменений мероприятий Программы представляет в Министерство экономического развития Республики Коми предложения о внесении изменений в Программу с указанием положений, требующих изменений, в форме проектов постановлений Правительства Республики Коми с пояснительной запиской и финансово-экономическим обоснованием расходов, возникающих в результате принятия указанных изменений.
Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми представляет в Комитет лесов Республики Коми отчет о ходе реализации Программы по итогам первого квартала, первого полугодия, девяти месяцев - до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года - до 10 февраля года, следующего за отчетным.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Коми от 14 сентября 2010 г. N 305 "Об утверждении долгосрочной республиканской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.