Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная республиканская целевая программа
"Развитие научной и инновационной деятельности в Республике Коми на 2010-2012 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Коми от 14 сентября 2009 г. N 260)
Паспорт
долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие научной и инновационной деятельности в Республике Коми на 2010-2012 годы"
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, оценка приоритетности и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Главным приоритетным направлением экономического и социального развития страны, повышения национальной конкурентоспособности, значительного улучшения качественного уровня жизни населения, обозначенным во всех стратегических документах Российской Федерации и Республики Коми, является переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития.
Концепцией долгосрочного социально экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, одним из направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития обозначена структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, в том числе формирование национальной инновационной системы, инновационной инфраструктуры, институтов рынка интеллектуальной собственности, механизмов стимулирования инноваций, формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям.
В Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45, одной из приоритетных задач признана активизация инновационной деятельности в республике. При этом одним из главных факторов экономического роста станет формирование инновационной системы в республике.
В настоящее время ситуация в инновационной сфере Республики Коми складывается неоднозначно.
Из 257 обследуемых Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми крупных и средних организаций инновационно-активными в 2008 году были 25 организаций. Технологические инновации осуществляли 20 организаций с основным видом деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства" и "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" (11% от общего количества таких организаций). При этом на одну инновационно-активную организацию приходилось 8 организаций, не занимавшихся нововведениями.
В последние годы среди регионов Северо-Западного федерального округа Республика Коми отличалась незначительной долей организаций, осуществлявших технологические инновации в общем числе обследованных организаций. Уровень вовлеченности организаций в разработку и внедрение технологических инноваций был ниже только в Республике Карелия, Ленинградской и Мурманской областях.
Затраты на технологические инновации в 2008 году составили 754,6 миллиона рублей. Из них затраты, выполненные собственными силами организаций, равнялись 88% от общего объема затрат против 82% в 2007 году. В 2008 году основные затраты на технологические инновации осуществлялись в такие виды инновационной деятельности, как приобретение программных средств (37% всех затрат на технологические инновации), приобретение машин и оборудования (33%), исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов (19%). Наряду с этим на маркетинговые исследования, обучение и подготовку персонала приходилось в совокупности менее 1%.
В 2008 году основной объем затрат на технологические инновации (99,6%) был сосредоточен в организациях добывающих, обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды. Среди них лидирующее положение, как и в 2007 году, занимали организации с основным видом деятельности "добыча топливно-энергетических полезных ископаемых". Процессные инновации в 2008 году, как и годом ранее, составляли большую часть затрат на технологические инновации. В 2007-2008 годах среди источников финансирования затрат на технологические инновации организаций добывающих, обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды наблюдалось снижение роли собственных средств организаций (с 96% в 2006 году до 48% в 2008 году), одновременно заметно возросла доля прочих затрат (привлечённых кредитов), составив в 2008 году 45%. Остается незначительным государственное участие в инновационных затратах: доля республиканского и местных бюджетов в 2008 году составила 2,4%.
Одним из важнейших результатов развития науки, научных исследований и разработок является патентная активность и создание передовых производственных технологий. В 2008 году, по информации Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, было подано 40 заявок на изобретения, 9 заявок на полезные модели. Всего в деятельности организаций в 2008 году было использовано 49 объектов интеллектуальной собственности, в том числе 17 изобретений, 12 полезных моделей, 20 программ для ЭВМ.
В последние годы организациями республики было использовано 258 передовых технологий, создано 18 передовых производственных технологий, 11 из которых являются новыми для России.
Несмотря на наметившиеся положительные тенденции в инновационной сфере Республики Коми, в том числе возрастающий объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг (в 2008 году объем составил 10,8 млрд. рублей, что почти на 1 млрд. рублей больше, чем в 2007 году), постепенное увеличение количества инновационно-активных организаций (в 2008 году в сравнении с 2007 годом на 6 единиц), а также имеющийся в республике научно-инновационный потенциал, уровень научного и инновационного развития в Республике Коми не достаточен для достижения поставленных задач. Это обусловлено прежде всего:
недостатком у предприятий собственных средств на инновации;
недостаточной финансовой поддержкой со стороны государства;
недостатком инвестиционного и венчурного капитала;
неразвитостью инновационной инфраструктуры;
слабо развитым взаимодействием между наукой и бизнесом;
неразвитостью системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы;
неразвитостью "инновационной культуры" республики;
отрицательным влиянием внешних факторов (в том числе мирового финансового кризиса).
В последние годы Правительством Республики Коми был принят ряд мер по укреплению научного и инновационного потенциала:
принят Закон Республики Коми "О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Республики Коми";
утвержден план мероприятий по его реализации;
в целях реализации механизмов финансовой поддержки инновационной деятельности принято постановление Правительства Республики Коми от 7 июля 2008 г. N 167 "О порядке и условиях предоставления отдельных форм государственной поддержки инновационной деятельности на территории Республики Коми".
В 2008 году впервые 5 субъектам инновационной деятельности оказана финансовая поддержка.
В течение 2009 года в рамках реализации ведомственной целевой программы "Развитие научной и инновационной деятельности в 2009 году" финансовую поддержку инновационной деятельности планируется оказать не менее чем 17 субъектам инновационной деятельности.
Создана Межведомственная комиссия по развитию науки и инновационной деятельности при Экономическом совете Республики Коми. Прикладные научные исследования, финансируемые из республиканского бюджета Республики Коми, фокусируются на актуальных проблемах экономического и социального развития Республики Коми. Отработаны механизмы взаимодействия с Российским гуманитарным научным фондом и Российским фондом фундаментальных исследований, совместно с которыми финансируются научные проекты Республики Коми.
Проводятся республиканские конкурсы инновационных проектов по различным номинациям в различных отраслях экономики и социальной сферы.
За научные исследования в области естественных, точных, гуманитарных и технических наук, имеющие фундаментальное и (или) прикладное значение для развития социально-экономической сферы Республики Коми, для научно-педагогических работников из числа научных сотрудников, профессорско-преподавательского состава научных организаций или образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Республики Коми, для аспирантов и докторантов и для студентов присуждаются премии Правительства Республики Коми в области научных исследований.
Необходима дальнейшая реализация мер по поддержке научной и инновационной деятельности. В сложившихся условиях, в том числе в условиях мирового финансового кризиса, одним из основных факторов развития науки и инноваций в республике должна стать системная, целенаправленная государственная поддержка научной и инновационной деятельности.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное решение наиболее актуальных и острых проблем за счет:
определения конкретных целей, задач, мероприятий, ожидаемых результатов и необходимых для достижения этих результатов ресурсов Программы;
консолидации бюджетных и внебюджетных финансовых и иных ресурсов поддержки научной и инновационной деятельности;
повышения эффективности и результативности государственной поддержки научной и инновационной деятельности;
привлечения к реализации Программы как органов исполнительной власти Республики Коми, так и инфраструктурных организаций, научных и образовательных учреждений, средств массовой информации и других заинтересованных лиц и организаций;
осуществления мероприятий по формированию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;
обеспечения финансовой, правовой, кадровой, организационной, информационной и иной поддержки инновационной деятельности.
При этом повышению эффективности решения проблем методом программно-целевого планирования будут способствовать:
всестороннее изучение мнения заинтересованных органов исполнительной власти Республики Коми, научных, образовательных, общественных организаций, государственных учреждений в сфере образования и здравоохранения и иных организаций;
четкая координация действий участников Программы, обеспечение их взаимодействия при решении задач Программы;
комплексный подход к решению всех поставленных задач Программы;
обеспечение оперативной корректировки Программы с целью достижения максимального эффективного результата.
Программа позволит сконцентрировать меры государственной поддержки научной и инновационной деятельности на решение базовых проблем, консолидировать бюджетные и внебюджетные ресурсы для решения этих проблем, объединить усилия всех заинтересованных участников научного и инновационного развития региона.
2. Цели и задачи Программы
Цель Программы: развитие научной и инновационной деятельности как одного из приоритетных направлений экономического и социального развития Республики Коми.
Задачи Программы:
организационная поддержка научной и инновационной деятельности;
информационно-консультационная поддержка организаций, осуществляющих инновационную деятельность;
содействие кадровому обеспечению в инновационной сфере;
привлечение молодежи к научной и инновационной деятельности;
поддержка и развитие научных исследований в Республике Коми;
содействие внедрению передовых технологий и инноваций в экономику и социальную сферу.
3. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2010-2012 годы.
4. Система программных мероприятий
5. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы в 2010-2012 годах составит 37800 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств республиканского бюджета Республики Коми 33600 тыс. рублей, в том числе по годам:
2010 год - 8400 тыс. рублей;
2011 год - 12600 тыс. рублей;
2012 год - 12600 тыс. рублей;
из внебюджетных средств на 2010 год - 4200 тыс. рублей (в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Коми и Российским фондом фундаментальных исследований о совместном региональном конкурсе проектов научных исследований Республики Коми и Российского фонда фундаментальных исследований на 2008-2010 годы и Соглашением между Правительством Республики Коми и Российским гуманитарным научным фондом о конкурсах научных проектов в области гуманитарных наук "Русский Север: история, современность, перспективы" по Республике Коми на 2006-2010 годы).
6. Оценка ожидаемой бюджетной, экономической и социальной эффективности Программы. Целевые индикаторы (показатели) Программы
Реализация мероприятий Программы позволит к концу 2012 года достичь следующих результатов:
сформировать базы данных инновационных проектов (технологий), продукции, реализуемых организациями, действующими на территории Республики Коми, инновационно-активных предприятий, изобретателей и рационализаторов, а также базу данных научно-исследовательских работ, выполненных за счет средств республиканского бюджета Республики Коми;
повысить привлекательность профессиональной деятельности в сфере исследований и разработок, инновационной деятельности;
сформировать позитивное общественное мнение в пользу инновационного развития;
повысить уровень информированности организаций о существующих формах государственной поддержки научной и инновационной деятельности;
привлечь молодежь к научной и инновационной деятельности;
профинансировать не менее 15 фундаментальных научных исследований по приоритетным для республики направлениям и привлечь внебюджетные средства для их финансирования;
ежегодно выполнять не менее 5 прикладных научных исследований;
ежегодно предоставлять государственную поддержку в среднем не менее чем 5 предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность;
содействовать в обучении специалистов, занятых в научной и инновационной сфере или планирующих открыть дело в сфере инновационного бизнеса, по различным направлениям инновационной деятельности;
содействовать в участии субъектов инновационной деятельности в выставочно-ярмарочных и информационно-рекламных мероприятиях;
содействовать в привлечении инвестиции в инновационную сферу, в том числе за счет заключаемых договоров финансовой аренды (лизинга), увеличения объемов кредитования субъектов инновационной деятельности;
содействовать внедрению передовых технологий и инноваций в экономику и социальную сферу;
содействовать формированию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности на территории Республики Коми.
От реализации Программы ожидается экономическая, бюджетная, социальная эффективность.
Экономическая эффективность выражается:
в увеличении объема выпуска (продаж) инновационной продукции (работ, услуг) субъектами инновационной деятельности и вклада субъектов научной и инновационной деятельности в валовый региональный продукт;
в росте прибыли предприятий от реализации произведенной продукции (работ, услуг);
в улучшении финансово-экономических показателей деятельности предприятий за счет повышения эффективности использования производственных мощностей, повышения организационного уровня производства и труда, ускорения оборачиваемости оборотных средств.
Кроме того, исходя из условий предоставления государственной поддержки инновационной деятельности, вложенные бюджетные средства позволят стимулировать предприятия вкладывать собственные средства и привлекать внебюджетные средства для реализации инновационных проектов.
Социальная эффективность выражается в повышении квалификации работников, создании новых рабочих мест вследствие развития инновационной деятельности, что будет способствовать увеличению уровня занятости населения.
Бюджетная эффективность выражается в увеличении налоговых отчислений инновационно-активными организациями во все уровни бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, на уровень доходной части бюджета повлияет внедрение научных разработок. Использование научных исследований в практической деятельности органов исполнительной власти позволит принимать эффективные управленческие решения.
В целом влияние результатов программных мероприятий на научную и инновационную сферу будет заключаться в формировании благоприятных организационных, экономических, правовых и иных условий для развития научной и инновационной деятельности, эффективном использовании научно-инновационного потенциала Республики Коми для обеспечения перехода экономики региона на инновационный путь развития.
Целевые индикаторы (показатели) Программы
N п/п |
Наименование индикатора (показателя) |
2009 г. (оценка) |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
1. |
Количество инновационно-активных организаций, единиц |
17 |
18 |
19 |
22 |
2. |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в сфере инновационной деятельности, млн. рублей |
9200 |
10000 |
12000 |
14000 |
3. |
Количество инновационных проектов, реализуемых субъектами инновационной деятельности с помощью мер государственной поддержки, единиц |
3 |
4 |
6 |
6 |
4. |
Количество выполненных за счет средств республиканского бюджета Республики Коми прикладных научных исследований, имеющих важное значение для экономического и социального развития республики, единиц |
2 |
- |
5 |
5 |
7. Система управления и контроля
Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Коми.
Заказчик Программы, Министерство экономического развития Республики Коми, осуществляет мониторинг хода реализации Программы в целом и формирует в установленном порядке сводный отчет о выполнении Программы.
Органы исполнительной власти Республики Коми, являющиеся ответственными за исполнение мероприятий Программы, организуют реализацию мероприятий и представляют информацию о выполнении мероприятий Программы в Министерство экономического развития Республики Коми в установленные сроки.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Коми от 14 сентября 2009 г. N 260 "О долгосрочной республиканской целевой программе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.