Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, оценка приоритетности и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Система профессионального образования является приоритетным направлением государственного управления. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Актуальность данной проблемы обусловлена неполным соответствием состояния профессионального образования перспективным потребностям инновационной экономики, повышением его роли в ускорении процессов модернизации российского общества, в наращивании и совершенствовании инновационного потенциала, его эффективной реализации как необходимой предпосылке выхода российской и региональной экономики на передовые технологические позиции в мировом сообществе.
В соответствии со Стратегией экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года (далее - Стратегия), одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45, задачами эффективного кадрового обеспечения экономического развития в республике являются развитие системы профессионального образования в Республике Коми, повышение его эффективности в обеспечении секторов экономики востребованными кадрами необходимой квалификации, формирование оптимальной сети государственных и иных учреждений профессионального образования.
Согласно Стратегии достижению поставленных задач будет способствовать разработка и реализация целевых республиканских программ по развитию системы профессионального образования.
Программа разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшегося 31 августа 2010 года, а также в целях достижения задач Стратегии.
В настоящее время структура профессионального образования в Республике Коми представлена тремя уровнями.
Шесть образовательных учреждений начального профессионального образования, находящихся на территории Республики Коми, находятся в государственной собственности Республики Коми, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство образования Республики Коми; два образовательных учреждения начального профессионального образования имеют статус автономных.
Из двадцати девяти самостоятельных образовательных учреждений среднего профессионального образования двадцать два находятся в государственной собственности Республики Коми, пять являются федеральными образовательными учреждениями среднего профессионального образования, два являются негосударственными.
В отношении шестнадцати образовательных учреждений среднего профессионального образования функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования Республики Коми (из них пятнадцать являются автономными), в отношении трех учреждений - Министерство культуры Республики Коми, в отношении трех - Министерство здравоохранения Республики Коми (все в статусе автономных).
В республике функционируют пять самостоятельных образовательных учреждений высшего профессионального образования (в том числе одно находится в государственной собственности Республики Коми, одно является негосударственным), а также 17 филиалов образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Число обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования составляет 6700 человек по шестидесяти шести программам начального профессионального образования, 16900 человек - по семидесяти восьми программам среднего профессионального образования и 35400 человек - по ста четырем программам высшего профессионального образования.
В период с 2006 года по настоящее время потенциал системы профессионального образования в Республике Коми был направлен на решение следующих основных задач:
1) проведение оптимизации республиканской сети образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
2) открытие подготовки по новым образовательным программам, соответствующим потребностям рынка труда, перспективам развития экономики и социальной сферы республики;
3) создание социальных и организационно-педагогических условий для реализации в полном объеме права граждан на профессиональное образование;
4) разработка и формирование государственного задания на подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена совместно с Министерством экономического развития Республики Коми и Управлением Республики Коми по занятости населения;
5) расширение практики договоров с предприятиями и частными лицами, службами занятости муниципальных образований;
6) совершенствование мер по трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников образовательных учреждений профессионального образования;
7) совершенствование воспитательного процесса в образовательных учреждениях профессионального образования, создание условий для развития личности и реализации её индивидуальных возможностей;
8) внедрение в учебный процесс новых информационных технологий;
9) сохранение и укрепление учебно-материальной базы образовательных учреждений профессионального образования;
10) совершенствование системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений профессионального образования.
На основании распоряжения Правительства Республики Коми от 25 декабря 2007 г. N 492-р изменена структура подготовки кадров в образовательных учреждениях. В результате реструктуризации тридцати трех образовательных учреждений начального профессионального образования и пяти образовательных учреждений среднего профессионального образования, находившихся в ведении Министерства образования Республики Коми, в настоящее время функционируют шесть учреждений начального профессионального и шестнадцать учреждений среднего профессионального образования. Это позволило ликвидировать избыточную сеть образовательных учреждений, дублирующих профили и направления подготовки трудовых ресурсов, повысить качество обучения специалистов. Ежегодно вводятся не менее четырех новых образовательных программ (профессий) в системе начального профессионального образования и двух новых специальностей в системе среднего профессионального образования. Прекращен прием по невостребованным профессиям: "Бухгалтер", "Оператор ЭВМ", "Коммерсант в торговле". Сокращены контрольные цифры приема абитуриентов на обучение по профилю "Экономика и управление" и "Гуманитарные науки".
Ежегодно приказом Министерства образования Республики Коми утверждаются контрольные цифры приема в подведомственные государственные образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования на подготовку кадров за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
Таким образом, в результате проведенной целенаправленной работы изменился количественный и качественный состав подготовки кадров, а также структура сети образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.
Большое внимание уделяется профориентационной работе, направленной, в первую очередь, на формирование положительного имиджа образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, пропаганду рабочих профессий и специальностей, востребованных на рынке труда республики, а также вопросам трудоустройства через создание при образовательных учреждениях профессионального образования центров по содействию трудоустройства выпускников.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 8 ноября 2010 г. N 486-р одобрена Концепция модернизации профессионального образования в Республике Коми до 2015 года (далее - Концепция). Концепция направлена на совершенствование республиканской системы профессионального образования и подготовки кадров всех уровней и направлений, адекватной потребностям рынка труда Республики Коми, что является базовым условием успешного и устойчивого развития экономики.
Несмотря на ряд позитивных тенденций в развитии профессионального образования Республики Коми, для реализации Стратегии требуются квалифицированные кадры и специалисты нового качества, требуется дальнейшее изменение профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в условиях разработки и реализации современных образовательных программ.
Проведенный комплексный анализ ситуации позволил сформулировать следующие проблемы, подлежащие разрешению в ходе реализации настоящей Программы и охватывающие смежные сферы экономики, образования и рынка труда:
1) вследствие ведомственной разобщенности и разных каналов финансирования не произошло выстраивания системы подготовки по интегрированным (сопряженным) программам: общеобразовательное учреждение - образовательное учреждение начального профессионального образования - образовательное учреждение среднего профессионального образования - образовательное учреждение высшего профессионального образования - образовательное учреждение дополнительного профессионального образования;
2) реализация Концепции требует решения вопросов по дальнейшей оптимизации сети образовательных учреждений профессионального образования;
3) профессионально-квалификационная структура подготовки кадров не удовлетворяет инновационным запросам экономики. По одним и тем же специальностям и профессиям одновременно имеется неудовлетворенный спрос и избыточное предложение рабочей силы в разрезе территорий;
4) отсутствует механизм формирования прогноза в кадрах со средним профессиональным и высшим профессиональным образованием на долгосрочную перспективу;
5) имеющиеся в республике структуры государственно-частного партнерства органов власти, образования и бизнеса не в полной мере реализуют функции формирования обоснованного прогноза региональной экономики в квалифицированных кадрах;
6) не развиты механизмы участия работодателей в формировании современного содержания профессионального образования;
7) не развита инфраструктура переподготовки взрослого населения под инновационные запросы экономики;
8) востребованные на региональном рынке труда профессии и специальности часто не пользуются спросом в среде выпускников школ и их родителей. При этом отсутствует целостная система профориентационной работы, единая политика в области профориентации со стороны Министерства образования Республики Коми, Управления Республики Коми по занятости населения, муниципальных образований, работодателей, образовательных учреждений;
9) инновационное развитие региона, модернизация производства требуют повышения уровня квалификации преподавательского состава системы профессионального образования;
10) слабость системы воспроизводства руководящих и педагогических кадров системы профессионального образования и, как следствие, активно протекающие процессы старения кадров и кадровый дефицит;
11) устаревшая материально-техническая база большинства образовательных учреждений, реализующих программы профессионального образования, не позволяет готовить кадры, удовлетворяющие потребностям инновационно развивающейся экономики Республики Коми;
12) управление кадровым потенциалом Республики Коми требует постоянного мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг, в том числе данных о соответствии спроса и предложения рабочей силы по профилю и уровню квалификации в разрезе специальностей (профессий), отраслей, территорий;
13) рынок труда и рынок образовательных услуг не имеют постоянных информационных взаимосвязей.
Использование программно-целевого метода при решении указанных проблем обеспечивает единство четко структурированной и сформулированной содержательной части Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами Программы.
Реализация Программы позволит выстроить систему профессионального образования в соответствии с потребностями инновационной экономики, реализацией инвестиционных проектов в республике, возможностями развития непрерывного образования и обеспечением профессионального самоопределения обучающихся.
Комплексный подход к решению указанных проблем предполагает использование программно-целевых методов, увязывающих мероприятия по срокам, ресурсам, а также организацию процесса управления и контроля.
Программа сохранит преемственность ранее действовавших программ развития системы профессионального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.