Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 16 мая 2018 г. по делу N 33-2642/2018
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Устаевой Н.Х.,
судей Абдулаева М.М. и Магадовой А.В,
при секретаре Джамалдиновой С.А,
с участием прокурора Исмаиловой С.Г,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гапизова Х. С. к Министерству по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли РД о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула по апелляционной жалобе заместителя Министра по земельным и имущественным отношениям и вопросам торговли РД Кехлерова В. на решение Советского районного суда г.Махачкала Республики Дагестан от 11 января 2018 года, которым постановлено:
"Исковые требования Гапизова Х. С. к Министерству по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли РД о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, удовлетворить.
Восстановить Гапизова Х. С. на работе в Министерство по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли РД.
Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с Министерства по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли РД в пользу Гапизова Х. С. среднюю заработную плату за время вынужденного прогула, с 14 июля 2016 года по 11 января 2018 года".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Устаевой Н.Х, выслушав объяснения представителя Министерства по земельным и имущественным отношениям и вопросам торговли РД по доверенности Бабаханова М.С, просившего решение суда отменить, в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, возражения истца Гапизова Х.С. и его представителя по доверенности Султанова А.И, просивших решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия,
Установила:
Гапизов Х.С. обратился в суд с иском к Министерству по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли РД о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.
Иск мотивирован тем, что он работал в Комитете по земельным и имущественным отношениям РД с 19 февраля 2009 года в должности ведущего специалиста-эксперта Отдела распоряжения и управления республиканскими землями.
Приказом N от "дата" он был уволен с работы в связи с сокращением численности и штата работников. Увольнение считает незаконным, поскольку ему не были предложены имеющиеся при увольнении все вакантные должности, а также не учтено его преимущественное право на оставление на работе.
На основании изложенного, просит восстановить его на работе в Комитете по земельным и имущественным отношениям РД в должности ведущего специалиста-эксперта отдела распоряжения и управления республиканскими землями и взыскать в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула по день восстановления на работе.
В ходе рассмотрения дела Гапизов Х.С. уточнил исковые требования, дополнив их требованием о признании незаконным Приказа Комитета по земельным и имущественным отношениям РД N от "дата".
В обоснование указывая, что в соответствии с п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N2 "О применении судами РФ Трудового кодекса РФ" при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального Закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ".
В нарушение ч.5 ст.31 Федерального Закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", ст.29 Закона РД "О государственной гражданской службе Республики Дагестан" и ст. 180 Трудового кодекса РФ, ему не были предложены имевшиеся на момент увольнения вакантные должности в Комитете по земельным и имущественным отношениям РД, которые он мог занимать с учетом его квалификации, хотя Приказом председателя Комитета по земельным и имущественным отношениям РД N от "дата" было утверждено новое штатное расписание, которым предусматривалось сокращение старых должностей и введение новых.
В уточненном исковом заявлении истец просил признать незаконным Приказ Комитета по земельным и имущественным отношениям РД от "дата" N, восстановить его на работе в Комитете по земельным и имущественным отношениям РД в должности ведущего специалиста-эксперта отдела распоряжения и управления республиканскими землями и взыскать в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула по день восстановления на работе.
В последующем, в ходе рассмотрения дела, Гапизов Х.С. дополнил (изменил) заявленные исковые требования, просил восстановить его на работе во вновь преобразованное Министерство по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан и взыскать в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула. Дополнения к иску мотивировал тем, что он был принят в Агентство по управлению государственной собственностью Республики Дагестан приказом N от "дата", затем его перевели в Министерство по управлению государственной собственностью Республики Дагестан. Министерство по управлению государственной собственностью Республики Дагестан было переименовано в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Дагестан.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Дагестан было переименовано в Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан.
Указом Главы Республики Дагестан N от "дата" Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан преобразовано в Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.
Постановлением Правительства Республики Дагестан N от "дата" было утверждено Положение о Комитете по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан с штатной численностью работающих 25 единиц.
Приказом N от "дата" управление делами и управление финансов подготовили приказ об утверждении штатного расписания согласно утвержденной структуры Комитета.
Приказом N от "дата" было утверждено штатное расписание, и 13 мая 2016 года он получил уведомление о предстоящем сокращении должности и по истечении 2-х месяцев уведомление о прекращении с ним трудовых отношений.
Полагает, что до 6 мая 2016 года должны были переименовать учреждение и перевести работников в переименованное учреждение и после этого провести процедуру сокращения, чего не было сделано.
Освобожден от занимаемой должности и уволен с гражданской службы согласно пункту 8.2. статьи 35 Закона РД от 12 октября 2005года N 32 "О государственной гражданской службе РД" приказом от "дата" N Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.
О предстоящем сокращении численности или штата работников должны также информировать профсоюзный комитет, тем более, при массовом сокращении. Этого также не было сделано.
Таким образом, его приняли в Агентство по управлению государственной собственностью Республики Дагестан, перевели в Министерство по управлению государственной собственностью Республики Дагестан. Министерство по управлению государственной собственностью Республики Дагестан было переименовано в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Дагестан.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Дагестан было переименовано в Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан.
Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан преобразовано в Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.
В Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан он не был переведен, но освободили от занимаемой должности и уволили с гражданской службы согласно пункту 8.2. статьи 35 Закона РД от 12 октября 2005года N 32 "О государственной гражданской службе РД" уже приказом от "дата" N Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.
Указом Главы Республики Дагестан N от "дата" Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан преобразован в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.
Указом Главы Республики Дагестан N от "дата" Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан преобразовано в Министерство по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан.
Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе заместитель Министра по земельным и имущественным отношениям и вопросам торговли РД по доверенности Кехлеров В. просит отменить решение суда, как незаконное, по следующим основаниям.
Указом Главы Республики Дагестан N от "дата" "Вопросы структуры органов исполнительной власти Республики Дагестан" Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан преобразовано, а не переименовано в Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, так как изменилась организационно -правовая форма организации, чего при переименовании не происходит.
Так, в соответствии со статьей 4 Закона Республики Дагестан от "дата" N "О системе исполнительных органов Республики Дагестан" в систему органов исполнительной власти Республики Дагестан позицию 3 занимают Министерства Республики Дагестан, а позицию 4 Комитеты Республики Дагестан.
В Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан, утвержденном Указом Президента Республики Дагестан от "дата" N, разделом 8 утверждены перечни должностей в министерствах Республики Дагестан, а разделом 10 - перечни должностей в комитетах Республики Дагестан и иных органах исполнительной власти Республики Дагестан.
Указом Главы Республики Дагестан от "дата" N Правительству Республики Дагестан поручено в двухнедельный срок разработать и утвердить положение о Комитете по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан и структуру его аппарата.
Во исполнение данного Указа постановлением Правительства РД от 6 мая 2016 года N 120 утверждено Положение о Комитете по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, его структура, предельная численность работников аппарата в количестве 25 единиц, годовой фонд оплаты труда, количество заместителей председателя Комитета и лимит служебных автомобилей. После утверждения Положения о Комитете существенно сократилась его штатная численность, до начала организационно-штатных мероприятий штатная численность аппарата составляла 81 единицу.
Таким образом, необходимость проведения сокращения штатной численности государственных гражданских служащих была обусловлена принятием указанного нормативного правового акта.
Приказом Комитета от "дата" N утверждено штатное расписание Комитета, в котором управления как структурные подразделения отсутствуют.
Уведомлением от "дата" истец был предупрежден под роспись о том, что замещаемая им должность сокращается и после истечения двух месяцев со дня получения уведомления трудовые отношения с истцом могут быть прекращены.
Уведомлением от "дата" истец был уведомлен ответчиком об отсутствии вакансий, соответствующих квалификации истца, а также вакантных нижестоящих должностей. При этом вопрос о наличии или отсутствии у истца преимущественного права Комиссией для определения преимущественного права на оставление на работе, в состав которой для подтверждения наличия законных оснований для увольнения и соблюдения установленного порядка увольнения были включены представитель Министерства юстиции Республики Дагестан, начальник Правового управления администрации МО "город Махачкала", начальник отдела Управления по вопросам государственной службы, кадров и государственным наградам Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан, а также заместитель руководителя Государственной инспекции труда Республики Дагестан, рассматривался (протокол заседания Комиссии N).
Согласно части 3.1. статьи 35 Закона "О государственной гражданской службе Республики Дагестан" в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1-8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Компенсация в связи с расторжением служебного контракта выплачена истцу в полном размере.
В соответствии со статьей 29 Закона Республики Дагестан от 12 октября 2005 года N 32 "О государственной гражданской службе Республики Дагестан" при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;
уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы (часть 1).
Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (часть 4).
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 5).
Кроме того, в соответствии со статьей 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Отдел землеустроительной и кадастровой деятельности, как и Управление земельной политики и контроля, были исключены из структуры Комитета по земельным и имущественным отношениям РД, в связи с чем данные структурные подразделения с предусмотренными в них должностями гражданской службы были исключены из штатного расписания, в связи с этим истец был уволен в связи с сокращением штатов.
Кроме этого, должность, замещаемая истцом в соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан, утвержденным Указом Президента Республики Дагестан от "дата" N, относится к старшей группе должностей.
Указанных должностей в штатном расписании Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан предусмотрено в количестве 3-х единиц Отдела управления и распоряжения земельными ресурсами должности главного специалиста - эксперта 2 единицы, в Отделе по работе с государственными учреждениями и предприятиями должность главного специалиста - эксперта - 1 единиц, на которые с учетом преимущественного права оставления на работе переведены работники, имеющие более высокую квалификацию, уровень профессионального образования и большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности (протокол Комиссии от "дата" N).
При этом в соответствии с утвержденным приказом от "дата" N "Об утверждении результатов аттестации гражданских служащих" Гапизов X. С. соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования, а стаж государственной гражданской службы Гапизова X.С. составляет всего лишь 7 лет 2 месяца.
В решении суда от 11 января 2018 года и в заключении прокурора в соответствии с частью 3 статьи 45 ГПК РФ указано, что ответчиком Министерством не представлены доказательства об уведомлении профсоюзного органа о предстоящем увольнении истца и получении мнения профсоюзного органа.
В соответствии с постановлением Правительства РД от 6 мая 2016 года N 120 издан приказ Комитета от "дата" N "О проведении организационно - штатных мероприятий (в связи с сокращением должностей)", в котором поручено Управлению делами и Управлению финансового учета и программно - технического обеспечения подготовить приказ об утверждении штатного расписания в соответствии с утвержденной структурой Комитета, приказ об образовании Комиссии для определения преимущественного права на оставление на работе, о предупреждении всех государственных гражданских служащих, включая заместителей министра, о предстоящем сокращении должностей, о направлении персональных уведомлений каждому высвобождаемому работнику за два месяца до издания последующего приказа об увольнении, информировании выборного профсоюзный органа о предстоящем сокращении, подготовке информации для предоставления в ГУ "Центр занятости населения г. Махачкала" для постановки на учет, о подготовке писем в органы исполнительной власти Республики Дагестан по вопросу возможного трудоустройства высвобождаемых в связи с сокращением гражданских служащих в соответствии с пунктом 5 статьи 29 Закона Республики Дагестан от 12 октября 2005 года N 32 "О государственной гражданской службе Республики Дагестан" и Правилами предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности в иных государственных органах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2013 года N 822.
Приказ Комитета от "дата" N согласован с выборным профсоюзным комитетом Минимущества РД, в частности с председателем профкома Гусейновым А.Б, соответствующая запись и подпись Гусейнова А.Б. от "дата" имеются на оборотной стороне приказа.
Заверенная копия приказа от "дата" N представлена суду первой инстанции вместе с возражениями Министерства на исковые требования Гапизова Х.С. 8 сентября 2016 году (исх. письмо N).
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" части 23 пункт "в" указано увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 Кодекса, производится с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 Кодекса (часть вторая статьи 82 ТК РФ).
При этом исходя из содержания части второй статьи 373 Кодекса увольнение по указанным основаниям может быть произведено без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, если он не представит такое мнение в течение семи рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа и копий документов, а также в случае если он представит свое мнение в установленный срок, но не мотивирует его, т.е. не обоснует свою позицию по вопросу увольнения данного работника.
Таким образом, доводы суда первой инстанции, прокурора, истца о том, что выборный профсоюзный комитет не был проинформирован, являются необоснованными.
Суд в решении указывает, что ответчиком не представлены возражения на дополнительные исковые требования Гапизова Х.С.
В дополнении к исковому заявлению, поступившему по почте в Министерство 8 декабря 2017 года не изменились требования истца, а лишь изменилось наименование Министерства на Министерство по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан, а требования о восстановлении на работе Гапизова Х.С. и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула остались неизменными.
Судом первой инстанции во исполнение Постановления Президиума Верховного Суда Республики Дагестан от 18 октября 2018 года рассмотрены сведения о девяти должностях, относящихся к старшей группе должностей в соответствии со штатным расписанием Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, информация представлена суду Министерством 29 ноября 2018 года:
Управление и распоряжение земельными ресурсами должность главный специалист-эксперт 1 единица Сулейманова Т.М. в декрете (на должности Абаев М.А.).;
1 единица Магомедова P.M. перевели согласно протоколу преимущественного права;
1 единица Раджабов К.М. перевели согласно протоколу преимущественного права.
Отдел по работе государственными учреждениями и предприятиями должность главный специалист-эксперт 1 единица Мирзаханов Г.Д. в декрете (на должности Абдуллаев А.К.). 1 единица Хадисов PC. в декрете (на должности Рустамова М.М.). 1 единица Шабанов К.З. перевели согласно протоколу преимущественного права.
Правовой отдел должность главный специалист-эксперт 1 единица Баратова А.Р. в декрете (на должности Алиев СР.). Отдел делопроизводства и кадровой политики должность главный специалист-эксперт 1 единица Мехтиева М.Н. в декрете (на должности Ахмедова З.Н.). Ахмедова З.Н. в декрете (на должности Ахмедова Х.А.). 1 единица Бахтанова Л.З. в декрете (на должности Гамаскова Ю.Ю.).
Судом первой инстанции изучены сведения о девяти должностях относящихся к старшей группе должностей, в частности суд в решении ссылается на часть 5 статьи 29 Закона РД "О государственной гражданской службе Республики Дагестан", согласно которой представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах.
Однако суд первый инстанции пришел к ошибочному выводу, что девять должностей, относящихся к старшей группе должностей, которые были на тот момент в Комитете по земельным и имущественным отношениям РД, должны были быть предложены истцу Гапизову Х.С.
По мнению суда девять должностей, относящихся к старшей группе должностей, являются вакантными должностями гражданской службы.
Не может считаться вакантной должность, замещаемая временно отсутствующим работником, за которым в соответствии с законодательством эта должность сохраняется, в том числе и в случае нахождения в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком. Вакантными должности являются только такие позиции, которые не заняты оформленными в установленном порядке сотрудниками.
В решении суда также указывается, что преобразование Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан в Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в соответствии с Указом Главы РД от "дата" N и сокращение штатов с 81 единицы до 25 единиц является массовым увольнением.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Трудового кодекса Российской Федерации критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях. Таким образом, при решении вопроса о том, является ли высвобождение массовым, необходимо обращаться к содержанию данных соглашений. В случае если соответствующее отраслевое соглашение не принято или не регулирует данные вопросы, следует руководствоваться Положением об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденным постановлением Совета Министров -Правительства РФ от 5 февраля 1993 года N 99. Пунктом 1 данного Положения устанавливаются следующие общие критерии массового высвобождения:
а) ликвидация предприятия любой организационно-правовой формы с
численностью работающих 15 и более человек;
б) сокращение численности или штата работников предприятия в
количестве:
50 и более человек в течение 30 календарных дней; 200 и более человек в течение 60 календарных дней; 500 и более человек в течение 90 календарных дней;
в) увольнение работников в количестве 1 процента от общего числа,
работающих в связи с ликвидацией предприятий либо сокращением численности или штата, в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.
При преобразовании Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан в Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в соответствии с Указом Главы РД от "дата" N было уволено следующее количество работников: в апреле 2016 года уволено - 2 работника; в мае 2016 года уволено - 2 работника; в июне 2016 года уволено - 8 работников; в июле 2016 года уволено - 40 работников; в августе 2016 года уволено - 7 работников; в сентябре 2016 года уволено - 0; в октябре 2016 года уволен - 1 работник; в ноябре 2016 года уволено - 4 работника; в декабре 2016 года уволено - 1 работник, итого: уволено 65 работников.
В связи с чем сокращение со
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.