Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета МОГО "Ухта"
от 28 сентября 2011 г. N 58
Программа
комплексного социально-экономического развития МОГО "Ухта" на 2011 - 2015 годы
Паспорт
Программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Ухта" на 2011 - 2015 годы
Наименование Программы |
Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Ухта" на 2011 - 2015 годы |
Основание для разработки Программы |
- Бюджетное послание Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах"; - Федеральный закон от 20.07.1995 N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации"; - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года; - Устав муниципального образования городского округа "Ухта"; - Концепция социально-экономического развития МОГО "Ухта" на период до 2020 года; - Основные направления бюджетной и налоговой политики МОГО "Ухта" на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов; - Постановление администрации МОГО "Ухта" от 25.11.2010 N 2684 "Об утверждении состава рабочей группы по разработке Программы комплексного социально-экономического развития МОГО "Ухта" на 2011 - 2015 годы". |
Разработчик Программы |
Администрация муниципального образования городского округа "Ухта" |
Цели и задачи программы |
Главная стратегическая цель: повышение уровня и качества жизни населения на основе устойчивого развития экономики. Цель на среднесрочную перспективу: создание благоприятных условий для проживания населения. Задачи Программы: - повышение муниципального менеджмента и качества оказываемых услуг; - содействие эффективной занятости трудоспособного населения и поддержание стабильного уровня регистрируемой безработицы; - содействие по обеспечению квалифицированными кадрами организаций отраслей экономики города; - повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса, в том числе посредством модернизации основных фондов и применения энергосберегающих технологий; - создание условий для обеспечения доступным жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде; - совершенствование системы медицинской помощи; - содействие в развитии образования, в создании и реализации механизмов, обеспечивающих доступность, качество и эффективность образовательных услуг; - формирование у населения устойчивой приверженности к здоровому образу жизни; - сохранение и развитие культурного потенциала; - укрепление безопасности жизнедеятельности населения; - содействие в организации мероприятий по охране окружающей среды; - создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства; - создание условий для развития туризма; - содействие профессиональной переподготовке и повышению квалификации граждан, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства; - содействие развитию инновационной инфраструктуры. |
Сроки реализации |
2011 - 2015 годы |
Перечень основных мероприятий и точек роста |
Основные мероприятия: - оптимизация сети муниципальных учреждений; - проведение инвентаризации муниципального имущества для выявления избыточного по отношению к вопросам местного значения городского округа; - содействие в создании многофункциональных центров и единого социального регистра населения; - внедрение стандартов качества предоставления муниципальных услуг; - анализ общегородского обследования транспортной сети города Ухты и пригородной зоны; - разработка документов территориального планирования; - развитие жилищно-коммунального строительства и строительства социально-значимых объектов; - создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания; - повышение эффективности использования энергоресурсов и снижение затрат на энергоресурсы в муниципальных учреждениях; - укрепление материально-технической базы объектов социального назначения (здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, культуры); - формирование здорового образа жизни населения; - развитие и совершенствование медицинской помощи; - модернизация системы образования. Точки роста: - развитие строительства объектов социального назначения и жилищного строительства; - внедрение и реализация мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности; - развитие высокотехнологичной медицинской помощи, оптимизация системы оказания помощи больным; - создание и функционирование на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ухтинский государственный технический университет" технического комплекса; - создание условий для развития туризма; - содействие развитию инновационно-активных организаций. |
Исполнители основных мероприятий |
1. Отраслевые (функциональные) органы и структурные подразделения администрации МОГО "Ухта": - МУ "Управление архитектуры, градостроительства, землепользования и охраны окружающей среды"; - МУ "Управление образования"; - МУ "Управление здравоохранения"; - МУ "Управление физкультуры и спорта"; - МУ "Управление культуры"; - МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства"; - Комитет по управлению муниципальным имуществом; - отдел промышленности, транспорта и связи; - отдел экономического развития; - отдел предпринимательства, торговли и бытового обслуживания населения; - Финансовое управление. 2. Предприятия и организации МОГО "Ухта": - МУ "Управление автоматизированных муниципальных систем"; - МУ "Управление по делам ГО и ЧС"; - МУ "Управление капитального строительства"; - МУП "Ухтаводоканал"; - ГКУ РК "Центр занятости населения города Ухты" и другие |
Объемы и источники финансирования |
Всего по Программе: 26 762 361,44 тыс. рублей, - в том числе по годам реализации: 2011 год - 1 715 768,23 тыс. рублей; 2012 год - 4 074 431,51 тыс. рублей; 2013 год - 3 326 015,05 тыс. рублей; 2014 год - 8 149 405,88 тыс. рублей; 2015 год - 9 496 740,76 тыс. рублей; - из них по источникам: средства бюджета МОГО "Ухта": 2 505 269,17 тыс. рублей, - в том числе по годам реализации: 2011 год - 385 041,21 тыс. рублей; 2012 год - 929 795,56 тыс. рублей; 2013 год - 910 341,75 тыс. рублей; 2014 год - 202 030,88 тыс. рублей; 2015 год - 78 059,76 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Коми: 136 621,00 тыс. рублей, - в том числе по годам реализации: 2011 год - 69 321,00 тыс. рублей; 2012 год - 67 300,00 тыс. рублей; 2013 год - 0,00 тыс. рублей; 2014 год - 0,00 тыс. рублей; 2015 год - 0,00 тыс. рублей; внебюджетные средства: 24 120 471,27 тыс. рублей, - в том числе по годам реализации: 2011 год - 1 261 406,02 тыс. рублей; 2012 год - 3 077 335,95 тыс. рублей; 2013 год - 2 415 673,30 тыс. рублей; 2014 год - 7 947 375,00 тыс. рублей; 2015 год - 9 418 681,00 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Реализация Программы позволит к 2015 году достичь таких показателей, как: - общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, - 22,7 кв.м; - количество муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями в электронном виде, - 37 единиц; - число врачей (физических лиц) в муниципальных учреждениях здравоохранения в расчете на 10 тыс. человек населения - 26,9 человек; - коэффициент посещаемости муниципальных дошкольных образовательных учреждений - 0,70 единиц; - удельный вес лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, - 33%; - уровень регистрируемой безработицы - 0,65%. |
Механизм управления реализацией Программы |
Общая координация и управление реализацией Программы возлагается на руководителя администрации МОГО "Ухта". |
Введение
Программа комплексного социально-экономического развития МОГО "Ухта" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) разработана в целях реализации Концепции социально-экономического развития МОГО "Ухта" на период до 2020 года, утвержденной решением Совета МОГО "Ухта" от 15.12.2010 N 479.
Основной правовой базой, регламентирующей разработку Программы, является:
- Бюджетное послание Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах";
- Федеральный закон от 20.07.1995 N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации";
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года;
- Устав муниципального образования городского округа "Ухта";
- Концепция социально-экономического развития МОГО "Ухта" на период до 2020 года;
- Основные направления бюджетной и налоговой политики МОГО "Ухта" на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов;
- Постановление администрации МОГО "Ухта" от 25.11.2010 N 2684 "Об утверждении состава рабочей группы по разработке Программы комплексного социально-экономического развития МОГО "Ухта" на 2011 - 2015 годы".
Программа исходит из уже достигнутого уровня развития экономики и инфраструктуры МОГО "Ухта", что отражается в ежеквартальных итогах социально-экономического развития муниципального образования, размещаемых на официальном Интернет-сайте МОГО "Ухта", и намечает перспективу на период до 2015 года, с учетом прогноза социально-экономического развития муниципального образования на 2011 год и на период до 2013 года.
Программа представляет собой взаимоувязанный комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач и достижение целей развития муниципального образования.
Целью разработки Программы является определение конкурентных преимуществ, резервов, приоритетов и задач социально-экономического развития МОГО "Ухта" на среднесрочную перспективу, разработка мероприятий и механизмов реализации Программы, связанных с их финансовым обеспечением.
Программа носит открытый характер, предполагает возможность ее дополнения другими направлениями (мероприятиями) и проектами при условии их соответствия цели и задачам Программы.
1. Конкурентные преимущества и резервы социально-экономического развития МОГО "Ухта"
Определить резервы социально-экономического развития муниципального образования, выявить конкурентные преимущества, а также сильные и слабые стороны позволил метод SWOT-анализа (приложение 1).
Сильными сторонами МОГО "Ухта" - конкурентными преимуществами являются:
- наличие инновационных проектов;
- наличие инновационно-активных организаций;
- наличие значительного объема муниципального имущества;
- наличие Генерального плана города Ухты и Правил землепользования и застройки МОГО "Ухта";
- наличие земель, которые могут быть вовлечены в градостроительную деятельность;
- богатый природно-ресурсный потенциал;
- выгодное географическое положение (расположение в центральной части Республики Коми);
- наличие развитой транспортной системы (автотранспортная система, наличие железнодорожной станции, аэропорта);
- наличие трудовых ресурсов;
- наличие производственной инфраструктуры;
- наличие крупных инвестиционных проектов;
- достаточно развитая система финансово-кредитных учреждений;
- достаточно развитое малое и среднее предпринимательство;
- наличие широкой сети образовательных учреждений всех уровней, в том числе базы для обучения кадров;
- наличие научно-исследовательских институтов;
- наличие памятников истории и культуры, музейных фондов, объектов туристской привлекательности.
Наряду с этим существуют и слабые стороны муниципального образования:
- недостаток у организаций собственных средств на инновационную деятельность;
- наличие бесхозяйного недвижимого имущества, не вовлеченного в хозяйственный оборот;
- длительная процедура оформления земельных участков;
- отсутствие Генерального плана МОГО "Ухта" и документов территориального планирования населенных пунктов, входящих в состав городского округа;
- несбалансированность спроса и предложения рабочей силы;
- дефицит квалифицированных кадров;
- высокий уровень преступности;
- высокая степень износа основных фондов в отраслях экономики;
- недостаточный уровень развития рынка доступного и комфортного жилья;
- неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;
- низкий уровень энергосберегающих технологий;
- высокий уровень общей заболеваемости;
- высокий уровень общей смертности населения, смертности населения в трудоспособном возрасте, невысокая средняя продолжительность жизни, низкие темпы рождаемости;
- нехватка мощностей и материально-технической базы учреждений социальной направленности, в том числе недостаточная обеспеченность местами в дошкольных образовательных учреждениях и спортивными сооружениями.
Внешняя среда оказывает существенное влияние на динамику социально-экономического развития муниципального образования, и к возможностям относятся:
- предоставление государственной поддержки в области инноваций;
- предоставление налоговых льгот физическим и юридическим лицам в рамках полномочий, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации;
- наличие спроса на жилищное строительство;
- наличие инвесторов для участия в долевом строительстве жилых домов;
- наличие федеральных, республиканских целевых программ, приоритетных национальных проектов;
- наличие спроса на товары и бытовые услуги;
- наличие спроса на строительные материалы;
- наличие спроса на разработку месторождений полезных ископаемых;
- наличие спроса на туруслуги.
При этом существуют угрозы внешней среды для муниципального образования:
- изменение законодательства;
- недостаток инвесторов в жилищном строительстве;
- отток квалифицированных кадров;
- несовершенство нормативно-правовых актов Российской Федерации и Республики Коми в сфере осуществления предпринимательской деятельности;
- угроза экологической катастрофы при нарушении технологического процесса производства и транспортировке аварийно-химически опасных веществ, нефтепродуктов, природного газа;
- высокие тарифы на жилищно-коммунальные услуги и на энергоносители;
- недостаточность нормативов отчислений от налогов, установленных бюджетным законодательством муниципальным образованиям, для самостоятельного решения ими всех вопросов местного значения в рамках реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- труднодоступный механизм предоставления финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства в кредитных организациях;
- высокие процентные ставки по банковским кредитам.
Выявленные с использованием SWOT-анализа возможности внешней среды позволяют укрепить сильные стороны муниципального образования.
Так, использование возможности получения государственной поддержки, налоговых льгот позволит повысить имеющийся потенциал в области инноваций.
Вовлечение свободных земель муниципального образования в градостроительную деятельность позволит удовлетворить спрос на жилищное строительство, строительные материалы, а также привлекать инвесторов для участия в долевом строительстве жилых домов.
Выгодное географическое положение МОГО "Ухта", наличие развитой транспортной системы, трудовых ресурсов позволит удовлетворить спрос на товары и бытовые услуги, строительные материалы, разработку месторождений полезных ископаемых, а также на туруслуги.
За счет наличия крупных инвестиционных проектов будет удовлетворен спрос на жилищное строительство, а также спрос на разработку месторождений полезных ископаемых, в том числе путем вхождения в федеральные, республиканские целевые программы и приоритетные национальные проекты в данной сфере.
Развитию малого и среднего предпринимательства будет способствовать предоставление налоговых льгот, вхождение в федеральные, республиканские целевые программы, а также наличие спроса на товары и бытовые услуги, на строительные материалы и туруслуги, что в свою очередь окажет положительное влияние на прибыльность бизнеса и жизнеспособность туризма в среднесрочной перспективе.
Кроме того, спрос на туруслуги можно удовлетворить за счет наличия памятников истории и культуры, музейных фондов, объектов туристской привлекательности.
Существующие возможности внешней среды в значительной степени влияют на слабые стороны муниципального образования и позволяют их нивелировать. Так, используя возможность внешней среды в виде получения государственной поддержки в области инноваций, можно в какой-то степени восполнить недостаток у субъектов инновационной деятельности собственных средств.
Дефицит квалифицированных кадров можно восполнить благодаря обучению, профессиональной переподготовке, повышению квалификации кадров на базе местных образовательных учреждений, а также используя возможность вхождения в республиканские целевые программы.
Недостаточный уровень развития рынка доступного и комфортного жилья можно нивелировать за счет наличия спроса на жилищное строительство, инвесторов для участия в долевом строительстве жилых домов, участия в реализации федеральных, республиканских целевых программ, приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье".
Высокий уровень общей заболеваемости и общей смертности населения можно снизить путем вхождения в федеральные, республиканские целевые программы в сфере здравоохранения, в приоритетный национальный проект "Здоровье".
Сильные стороны городского округа не могут полностью позволить исключить существующие угрозы внешней среды. Однако наличие инновационных проектов, инновационно-активных организаций, достаточно развитое малое и среднее предпринимательство позволяют снизить негативное влияние на развитие экономики муниципального образования таких факторов, как изменение законодательства, несовершенство нормативно-правовых актов Российской Федерации и Республики Коми в сфере осуществления предпринимательской деятельности, труднодоступный механизм предоставления финансово-кредитной поддержки малому и среднему предпринимательству в кредитных организациях, высокие процентные ставки по банковским кредитам.
Наличие крупных инвестиционных проектов позволит снизить недостаток инвесторов в жилищном строительстве.
В ходе анализа также определены слабые стороны, нивелирование которых позволит избежать угроз внешней среды. Выявлено, что необходимо обратить внимание на кадры и урегулирование спроса и предложения рабочей силы в организациях муниципалитета, чтобы избежать угрозы оттока квалифицированных кадров в другие регионы.
Разработка и принятие Генерального плана МОГО "Ухта" и документов территориального планирования, развитие в муниципальном образовании рынка доступного и комфортного жилья позволят не зависеть от такой угрозы внешней среды, как недостаток инвесторов в жилищном строительстве, а также высокие процентные ставки по банковским кредитам.
Решив вопрос неравномерного распределения коммунальных мощностей, приводящего к неэффективному испо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.