Постановление Правительства Оренбургской области
от 24 марта 2000 г. N 3-п
"Об областной целевой программе "Активизация жилищного
строительства на территории Оренбургской области в 2000-2002 годах"
Постановлением Правительства Оренбургской области от 1 сентября 2009 г. N 472-п настоящее постановление признано утратившим силу
Об областной целевой программе "Активизация жилищного строительства на территории Оренбургской области в 2000 - 2002 годах" см. постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 5 июня 2000 г. N 543/102-ПЗС
В целях активизации жилищного строительства, создания организационных, правовых и финансовых предпосылок обеспечения граждан доступным жильем на территории области правительство Оренбургской области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую областную целевую программу "Активизация жилищного строительства на территории Оренбургской области в 2000-2002 годах" (далее именуется - Программа);
2. Внести данную Программу на рассмотрение Законодательного Собрания Оренбургской области;
3. Определить единым заказчиком Программы на территории области управление администрации области по инвестициям в строительстве, жилищно-коммунальном и дорожном хозяйствах;
4. Возложить на управление администрации области по инвестициям в строительстве, жилищно-коммунальном и дорожном хозяйствах функции распорядителя активами внебюджетного фонда развития жилищного строительства и координатора его деятельности в соответствии с целевой Программой и положением о фонде;
5. Управлению администрации области по инвестициям в строительстве, жилищно-коммунальном и дорожном хозяйствах ежегодно при формировании прогноза (начиная с прогноза 2001 года) представлять в департамент администрации области по вопросам экономики бюджетные заявки на объемы финансирования из областного бюджета для реализации Программы.
6. Департаменту администрации области по вопросам экономики, после утверждения Программы Законодательным Собранием области:
- включить Программу в перечень областных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета;
- предусмотреть ежегодно, начиная с 2001 года, при формировании проекта прогноза социально-экономического развития Оренбургской области выделение лимитов капитальных вложений в объемах, необходимых для реализации Программы в соответствии с представленными бюджетными заявками.
7. Финансовому управлению администрации области при формировании проекта областного бюджета на прогнозируемый год (начиная с 22001 года) предусматривать в областном бюджете средства на финансирование Программы в пределах выделенных лимитов и представленных бюджетных заявок.
8. Управлению администрации области по инвестициям в строительстве, жилищно-коммунальном и дорожном хозяйствах, финансовому управлению администрации области, департаменту администрации области по вопросам экономики, ОАО "Оренбургагрострой", ОАО "Оренбургская ипотечно-жилищная корпорация" разработать до 15 апреля 2000 года положения:
- о порядке передачи внебюджетному фонду развития жилищного строительства недоимки в территориальный дорожный фонд и фонд занятости, погашения недоимки в территориальный дорожный фонд и фонд занятости предприятиям и организациям, осуществляющим отгрузку товаров, материалов, оказание услуг, передачу незавершенного строительства и иного имущества в счет недоимки;
- о порядке выдачи и погашения займов, предоставляемых ОАО "Сельский дом" для индивидуального жилищного строительства за счет средств территориального дорожного фонда и фонда занятости.
9. Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Зелепухина А.Г., заместителя главы администрации области - начальника управления администрации области по инвестициям в строительстве, жилищно-коммунальном и дорожном хозяйствах Карпова Ю.Н.
10. Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель правительства -
глава администрации области |
А.Чернышев |
Областная целевая программа
"Активизация жилищного строительства на территории
Оренбургской области в 2000-2002 годах"
(основные направления жилищного строительства в
Оренбургской области)
(одобрена постановлением Правительства Оренбургской области
от 24 марта 2000 г. N 3-п)
Пояснительная записка к областной целевой программе
"Активизация жилищного строительства на территории Оренбургской
области в 2000-2002 годах"
I. Введение
Жилищная проблема остается одной из наиболее актуальных в социальной сфере Оренбургской области. В настоящее время острый дефицит жилья является общей проблемой как для жителей городов, так и для сельских жителей области. Проводимые экономические и политические реформы не только не улучшили положение в жилищном строительстве, но и заметно осложнили и без того трудную ситуацию. Решение жилищного вопроса - это, прежде всего, решение многих социальных и экономических проблем.
Данная программа предполагает использовать существующие финансово-кредитные механизмы, а также новые финансовые источники для увеличения строительства жилья.
Сложное положение в жилищном секторе Оренбургской области определяется растущим спросом на доступное жильем и нехваткой его на рынке готовой строительной продукции. Для населения в настоящее время существует несколько возможностей улучшить свои жилищные условий:
- получить муниципальное (ведомственное) жилье;
- арендовать или приобрести жилье на рынке недвижимости;
- построить собственный дом.
Мизерные объемы государственного ведомственного строительства оставляют все меньше надежд на получение жилья за счет государства и предприятий. В Оренбургской области объемы строительства предприятиями и организациями всех форм собственности за последние 10 лет сократились более чем в 2 раза. Это явление отразилось на стоимости жилья и на вторичном рынке. В свою очередь, высокие цены на квартиры лишили семьи со средними доходами, а тем более с доходами ниже прожиточного минимума, возможности решить свои жилищные проблемы. Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация: потребность в жилье с каждым годом возрастает, а темпы жилищного строительства значительно отстают от увеличивающегося спроса. Вряд ли стоить ожидать мощного жилищного строительства за счет бюджетных средств, государство не в состоянии возродить былую строительную индустрию. Поэтому одним из наиболее реальных факторов, способных решить жилищную проблему в области, является увеличение объемов строительства индивидуального и многоэтажного жилья с использованием финансово-кредитного механизма, определенного в данной программе.
II. Состояние жилищной сферы Оренбургской области
Население Оренбургской области по отчетным данным облстатуправления на 01.01.2000 составляет 2223,6 тыс.человек. Население, проживающее в городах, составляет 1269,7 тыс.человек (57,1%), в сельской местности - 953,9 (42,9%).
Жилищный фонд области за 1998 год составляет 39 414 кв.м общей площади, в том числе:
- в городах - 25 919 тыс.кв.м (68%);
- в сельской местности - 13495 тыс.кв.м (32%).
В среднем на одного жителя приходится 17,7 кв.м общей площади. Из них на городского жителя приходится 18,3 кв.м, на сельского - 16,7 кв.м.
Число семей, состоящих на учете на 01.01.99 в организациях исполнительной власти, на предприятиях и в учреждениях (единиц), составляет 72185, из них:
- в городской местности - 67 442 (93%);
- в сельской местности - 4 743 (7%).
Число семей, получивших жилье и улучивших жилищные условия за 1998 год (единиц), составляет 3764 (5,2% от всего количества семей, состоящих на учете), из них:
- в городской местности - 3470;
- в сельской местности - 294.
То есть существующими темпами обеспечение семей жильем произойдет:
- в городской местности - в течение 19 лет;
- в сельской местности - в течение 16 лет.
Ввод в действие жилых домов за последние 5 лет
по отношению к 1990 году
тыс.кв.м
| 858,7
900 + /-----\
800 + | |
700 + | | 497,3
600 + | | /-----\ 443,4 459,5 393,8 375,2
500 + | | | | /-----\ /-----\
400 + | | | | | 167 | |166,8| /-----\ /-----\
300 + |49,6 | | 144 | |-----| |-----| |227,2| |229,7|
200 + |-----| |-----| |/////| |/////| |-----| |-----|
100 + |/////| |/////| |/////| |/////| |/////| |/////|
0 +----------+-----+---------------------------------------------
1990 ... 1995 1996 1997 1998 1999
годы
В том числе: Ввод в действие жилых домов в сельской местности
за последние 5 лет по отношению к 1990 году.
тыс.кв.м
|
350 + 327,4
| /-----\
300 + | |
| | |
250 + | |
| | |
200 + | | 159,9
| | | 150,8 /-----\
150 + | | /-----\ | | 125,5
| | | | | | | /-----\ 107,1
100 + | | | | |79,3 | | 79 | /-----\ 119,8
| | 23,7| |53,8 | |-----| |-----| |79,9 | /-----\
50 + |-----| |-----| |/////| |/////| |/////| |94,7 |
| |/////| |/////| |/////| |/////| |/////| |/////|
0 +----------+-----+---------------------------------------------
1990 ... 1995 1996 1997 1998 1999
годы
/-----\
| | За счет всех источников финансирования
\-----/
/-----\
|/////| в том числе населением за свой счет и с помощью кредитов
\-----/
Паспорт
областной целевой программы
"Активизация жилищного строительства на территории
Оренбургской области в 2000-2002 годах"
Заказчик Программы - Правительство Оренбургской области.
Директор Программы - Ю.Н.Карпов - заместитель главы администрации области, начальник управления администрации области по инвестициям в строительстве, жилищно-коммунальном и дорожном хозяйствах.
Цель и задачи Программы:
Активизация жилищного строительства, создание организационных, финансовых и правовых предпосылок для обеспечения граждан доступным жильем с привлечением личных сбережений и долгосрочных банковских кредитов:
- повышение доли индивидуального жилищного строительства до 70% от объемов жилья, вводимого за счет всех источников финансирования;
- внедрение новых архитектурно-строительных систем из энергоэффективных конструкций и строительных материалов, производимых в Оренбургской области;
- обеспечение ввода жилья за счет всех источников финансирования.
Сроки и этапы реализации Программы: 2000-22002 годы
2000 год - 455 тыс.кв.м общей площади, из них:
индивидуальное жилье - 277 тыс.кв.м,
в том числе: в сельской местности - 125 тыс.кв.м;
2001 год - 520 тыс.кв.м общей площади; из них:
индивидуальное жилье - 355 тыс.кв.м,
в том числе в сельской местности - 195 тыс.кв.м;
2002 год - 600 тыс.кв.м общей площади, из них:
индивидуальное жилье - 519 тыс.кв.м,
в том числе в сельской местности - 386 тыс.кв.м.
Перечень основных мероприятий:
- разработка финансово-кредитного и инвестиционного механизмов, обеспечивающих доступность индивидуального жилищного строительства;
- подготовка проектов малоэтажных домов, отвечающих требованиям доступности, энергоэффективности;
- выбор территорий строительства и осуществление строительства пилотных объектов на демонстрационных территориях;
- модернизация базы строительной индустрии и строительных материалов в области;
- адаптация проектов малоэтажных домов к конкретным условиям региона;
- разработка и внедрение нормативной правовой базы стимулирования индивидуального жилищного строительства;
- распространение механизмов финансирования и долгосрочного кредитования жилищного строительства с привлечением средств населения, ипотечных кредитов, внебюджетных средств.
Исполнители основных мероприятий:
Администрация области; корпорация "Росагропромстрой", ОАО "Сельский дом", ОАО "Оренбургская ипотечно-жилищная корпорация"; ГП "Оренбургоблпродконтракт"; администрации городов и районов области; строительные фирмы и организации области.
Объемы и источники финансирования:
В целом по области за счет всех источников - 6621 млн.рублей (в ценах 2000 года), в том числе:
- областной бюджет - 213 млн.рублей (из них на 2000 год - 53 млн.рублей включая ипотеку)
- бюджеты территорий - 60 млн.рублей (из них на 2000 год - 10 млн.рублей)
- внебюджетные источники - 462,6 млн.рублей (из них на 2000 год - 62,6 млн. рублей)
- личные средства граждан - 3865,4 млн.рублей
- средства предприятий и организаций - 1530 млн.рублей
- федеральный бюджет - 490 млн.рублей.
Из них по мероприятиям настоящей Программы:
- областной бюджет - 213 млн.рублей
- бюджеты территорий - 60 млн.рублей
- внебюджетные источники - 462,6 млн.рублей
- федеральный бюджет - 250 млн.рублей
- личные средства граждан - 549,3 млн.рублей.
Система организации контроля:
Контроль за выполнением Программы возлагается на:
- управление администрации области по инвестициям в строительстве, жилищно-коммунальном и дорожном хозяйствах;
- департамент администрации области по вопросам экономики;
- департамент агропромышленного комплекса администрации области;
- администрации городов и районов области.
1. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы включает финансово-кредитную и организационную базы.
Финансово-кредитная база Программы предусматривает комплексное использования для этих целей ипотечных кредитов и займов в виде строительных материалов, услуг и денежных средств.
Заем индивидуальным застройщикам жилья и подворья предоставляется на льготной основе, с учетом требований к застройке населенных пунктов и соблюдения принципов кредитования: целевого использования средств, обеспеченности, срочности, платности и возвратности.
В первоочередном порядке предоставляются займы на завершение строительства жилого дома. Выбор застройщиков производится по согласованию с администрациями населенных пунктов, организациями-операторами (ОАО "Оренбургская ипотечно-жилищная корпорация", ОАО "Сельский дом"), работающими по доверенности внебюджетного фонда развития жилищного строительства администрации области и конвертирующими недоимки предприятий и организаций в товарные активы.
Заем выдается сроком на 10 лет путем поэтапного финансирования строительства жилья согласно графику. Погашение займа и процентов по нему начинается через год после получения первой партии материалов, позволяющих завершить I этап намеченного объема работ. Заем может погашаться сельскохозяйственной продукцией.
В процессе финансирования строительства жилья осуществляется инспекция этапов работ и контроль за целевым использованием средств.
До полного погашения суммы займа и процентов по нему застройщик не имеет права продать или переуступить имущественное право на возводимое жилье третьему лицу.
Организационная база предусматривает добровольное объединение организационных и финансовых возможностей всех субъектов строительства индивидуальных жилых домов с учетом интересов каждого.
По результатам работы за год уточняются экономические результаты, производится корректировка и уточнение перечня мероприятий, объемов, источников финансирования Программы и участников работы.
программа предусматривает решение организационных и правовых вопросов, связанных с деятельностью внебюджетного фонда развития жилищного строительства.
2. Ресурсное обеспечение Программы
Для достижения плановых цифр ввода жилья в целом по области за счет всех источников финансирования потребуется 6,6 млрд.рублей (в ценах 2000 года), в том числе на 2000 год - 1,5 млрд.рублей.
Основными источниками финансирования жилищного строительства на территории области в 2000-2002 годах будут являться:
- средства федерального бюджета - 490 млн.рублей (7%);
- средства областного и местных бюджетов - 273 млн.рублей (4%);
- внебюджетные источники финансирования - 463 млн.рублей (7%);
- средства предприятий и организаций - 1530 млн.рублей (23%);
- личные средства граждан - 3865 млн.рублей (59%),
из них на мероприятия настоящей Программы потребуется 1,534 млрд.рублей (100%), в т.ч. на 2000 год - 208 млн.рублей.
Основными источниками финансирования мероприятий Программы в 2000-2002 годах будут являться:
- средства областного и местных бюджетов - 273 млн.рублей (18%);
- средства федерального бюджета - 250 млн.рублей (16%);
- внебюджетные источники - 462,6 млн.рублей (30%);
- личные средства граждан - 549,3 млн.рублей (36%).
Меры государственной поддержки осуществляются за счет финансирования мероприятий в соответствии с бюджетными заявками, предоставления ипотечных кредитов и льготных товарных займов индивидуальным застройщикам и юридическим лицам. В ходе реализации Программы объемы и источники финансирования корректируются и уточняются с учетом средств, утвержденных в областном бюджете на каждый последующий год по отрасли "Капитальные вложения" на жилищное строительство.
За счет средств внебюджетного фонда области будут финансироваться наиболее эффективные инвестиционные проекты на конкурсной основе. В первую очередь это касается технического перевооружения и реконструкции объектов, на которых создаются мощности по производству продукции, отвечающей целям Программы.
Объемы и источники финансирования жилищного строительства в 2000-2002 годах приведены в приложении 1 к Программе.
3. Основные исполнители программы
В целях повышения социальной защиты жителей села, углубления аграрных преобразований, а также насыщения рынка области дешевой, экологической чистой продукцией сельскохозяйственного производства выполняются рекомендации правительства об учреждении областными агропромышленными организациями открытого акционерного общества "Сельский дом" - специализированной организации, развивающей индивидуальное сельское строительство. Предложения об учреждении ОАО "Сельский дом" получены от корпорации "Росагропромстрой", ОАО "Оренбургагрострой", ЗАО "Оренбургагростройкомплект", ОАО "Оренбургагропромпроект".
ОАО "Сельский дом" будут являться одним из участников эксперимента, который проводит Правительство Российской Федерации по совершенствованию механизма реализации федеральной целевой программы "Свой дом" в сельской местности. Планируется корпоративное участие бюджетов в реализации мероприятий, направленных на поддержку сельских застройщиков, с обеспечением возврата предоставленных средств сельскохозяйственной продукцией: молоком, мясом скота и птицы, зерном и т.д. Это позволит уже в текущем году предоставить товарные ссуды в виде строительных материалов сельским застройщикам на обустройство подворий и ввести в эксплуатацию около 30000 кв.м общей площади жилья и 24000 кв.м хозяйственных построек.
ОАО "Оренбургская ипотечно-жилищная корпорация" в рамках программы ведет ипотечное кредитование достройки жилья высокой степени готовности в районах и городах области, а также его приобретение гражданами со вторичного рынка. На эти цели запланированы целевые средства из бюджета и внебюджетного фонда области в размере 55 млн.рублей (35 млн.рублей - из областного бюджета, 20 млн.рублей - из внебюджетного фонда), что позволит привлечь в жилищное строительство в текущем году 35 млн.рублей собственных средств граждан. Кредиты выделяются по 7-12% годовых и позволят ввести в 2000 году около 22 тыс.кв.м жилья. Но классическая ипотека при всей ее значимости не решает сегодня вопросы кредитования строительства доступного жилья. В этой связи разработан механизм социальной (доступной) ипотеки, позволяющей оказать сельским застройщикам поддержку строительными материалами в счет встречной поставки сельскохозяйственной продукции на льготной основе. Сельскому заемщику по данному варианту необходимо также соответствовать критериям платежеспособности, но условия предоставления товарного кредита и расчетов по нему стимулируют усилия крестьянской семьи на развитие подворья и производство сельскохозяйственной продукции. Финансирование по мероприятиям социальной ипотеки также проводится через внебюджетный фонд развития жилищного строительства.
Задания исполнителям программы - операторам внебюджетного фонда развития жилищного строительства приведены в приложении 3 к Программе.
Примечание: Привлечение в качестве исполнителей Программы местных администраций, иных служб, предприятий, организаций осуществляется по согласованию с ними либо на договорной основе.
4. Результаты реализации программы
В ходе реализации программы будет введено 1575 тыс.кв.м жилой площади, в том числе 424 тыс.кв.м многоэтажного и 1151 тыс.кв.м индивидуального домостроения.
Достигнутый в 2002 году уровень ввода жилья за счет источников финансирования превысит показатель 1999 года на 225 тысяч кв.м общей площади.
Задействованный финансово-кредитный механизм позволит вернуть в строго регламентированные сроки суммы просроченных платежей, заимствованных на возвратной основе у внебюджетных фондов.
Возможность возврата кредитов и займов не только денежными средствами позволит за 3 года поставить на внутренний рынок области высококачественную сельскохозяйственную продукцию в пересчете на мясо (говядина - живой вес) в количестве 1 тысячи тонн.
Развитие жилищного строительства неизбежно повлечет за собой подъем стройиндустрии, промышленности строительных материалов и всей экономики в целом, увеличит налогооблагаемую базу и объем налоговых платежей в бюджеты всех уровней.
Основные показатели Программы отражены в приложении 2.
Приложение 1 к Программе
Объемы и источники финансирования жилищного строительства
на территории Оренбургской области в 2000-2002 годах,
обеспечивающие достижение плановых показателей ввода
Млн.рублей, в ценах 2000 года
----------------------------------------------------------------------
Наименование источников |2000 г.|2001 г. |2002 г. |2000-2002 гг.
финансирования | | | |
----------------------------------------------------------------------
1. Областной бюджет 53 70 90 213
2. Бюджеты территорий 10 20 30 60
3. Средства предприятий 460 510 560 1530
и организаций
4. Внебюджетные средства, 62.6 141.4 258.6 462.6
в том числе:
- внебюджетный фонд развития 42.6 101.4 198.6 342.6
жилищного строительства
(недоимка)
- внебюджетный фонд области 20 40 60 120
5. Личные средства граждан, 861.4 1137.6 1866.4 3865.4
в том числе привлекаемые 82.8 169.3 297.2 549.3
настоящей Программой
6. Федеральный бюджет, 70 165 255 490
в том числе:
- по участию области в - 85 165 250
эксперименте по отработке
модели финансирования
строительства жилья в сельской
местности (Постановление
Правительства Российской
Федерации от 30.06.99 N 716)
ИТОГО: 1517 2044 3060 6621
в том числе: по мероприятиям 208.4 485.7 840.8 1534.9
настоящей Программы
Ввод жилья за счет всех 455 520 600 1575
источников (тыс.кв.м)
в том числе: 60 108.5 202.8 371.3
ввод жилья по мероприятиям
Программы
Примечание: Финансирование мероприятий Программы из горрайбюджетов, а также организациями, объединениями, не входящими в состав администрации области, производится по согласованию либо на договорной основе.
Приложение 2 к Программе
Основные показатели Программы
----------------------------------------------------------------------
Показатели |2000 г.|2001 г. |2002 г. |2000-2002 гг.
----------------------------------------------------------------------
1. Предоставление ссуд 300 700 1400 2400
сельским застройщикам (шт.)
1.1. Обеспечение ввода на селе:
- жилых домов _(шт.). 300 700 1400 2400
(кв.м) 30000 70000 140000 240000
- хозпостроек (кв.м) 24000 60000 120000 204000
1.2. Вложение средств в 42.6 101.4 198.6 342.6
сельское строительство
(за счет недоимок)
(млн.рублей), из них
- материалами, услугами 30.2 72.5 140.8 243.5
- денежными средствами 12.4 28.9 57.8 99.1
2. Привлечено личных средств 82.8 169.3 297.2 549.3
граждан (млн.рублей)
3. Объем финансирования 1517 2044 3060 6621
жилищного строительства в
области за счет всех
источников (млн.рублей),
в том числе по Программе 208.4 485.7 840.8 1534.9
4. Ввод жилья в области за 455 520 600 1575
счет всех источников
финансирования (тыс.кв.м),
- из них индивидуального, 277 355 519 1151
- в том числе в сельской 125 195 386 706
местности
- ввод жилья по мероприятиям 60.0 108.5 202.8 371.3
Программы (тыс.кв.м)
Приложение 3 к Программе
Задание
по привлечению средств внебюджетного фонда
развития жилищного строительства (недоимки) для возведения
индивидуального жилья на селе
----------------------------------------------------------------------
Наименование | Количество домов, шт. (тыс.кв.м)
оператора | --------------------------------
| Необходимые средства, млн.рублей
|---------------------------------------------------
| 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2000-2002
---------------------------------------------------------------------
ОАО "Оренбургская 100(10000) 200(20000) 400(40000) 700(70000)
ипотечно-жилищная ---------- ---------- ---------- ----------
корпорация" 34 68 132 234
ОАО "Сельский 200(20000) 500(50000) 1000(100000) 1700(170000)
дом" ---------- ---------- ------------ ------------
66 165 330 561
из них
федеральный бюджет - 85 165 250
ИТОГО: 300(30000) 700(70000) 1400(140000) 2400(240000)
---------- ---------- ------------ ------------
100 233 462 795
из них
федеральный бюджет - 85 165 250
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Оренбургской области от 24 марта 2000 г. N 3-п "Об областной целевой программе "Активизация жилищного строительства на территории Оренбургской области в 2000-2002 годах"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Оренбургской области от 1 сентября 2009 г. N 472-п настоящее постановление признано утратившим силу