Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Главы
администрации Оренбургской области
от 11 августа 2000 г. N 926-р
Областная программа
неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний
на 2001 - 2004 годы
I. Обоснование программы
Областная целевая программа неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний на 2001 - 2004 годы (далее именуется - Программа) сформирована с учетом положений Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
В области продолжает оставаться напряженной санитарно-эпидемиологическая обстановка, наблюдаются негативные тенденции к ухудшению состояния здоровья населения и демографической ситуации. Снижается рождаемость (в 1995 г. - 10,3 на 1000 населения, в 1999 г. - 9,1) растет общая смертность (в 1995 г. - 13,4 на 1000 населения, в 1999 г. - 13,6).
Основными причинами смертности населения являются заболевания органов кровообращения, травмы и отравления, опухоли, инфекционные и паразитарные болезни.
Заболеваемость населения остается на высоком уровне и превышает среднероссийские и по Уральскому региону показатели. Отмечается высокий уровень заболеваемости среди детей.
Основными медико-социальными факторами, определяющими распространение неинфекционной заболеваемости, являются загрязнения окружающей среды, неудовлетворительные условия труда и обитания человека, недостаточное внимание к вопросам формирования здорового образа жизни.
До настоящего времени не решена в области проблема обеспечения населения доброкачественной питьевой водой и в первую очередь сельских населенных мест.
Качество воды источников централизованного водоснабжения не улучшается.
Удельный вес проб воды, не отвечающих нормативам по показателям эпидемиологической безопасности, увеличился с 8,4 в 1996 г. до 9,9 в 1999 г. По этой причине в области стали регистрироваться водные вспышки острых кишечных инфекционных заболеваний. В 1998 - 1999 годах таких вспышек зарегистрировано 10.
В последние годы не достигнуто улучшения качества питания населения. Ежегодно 7% исследованных проб пищевых продуктов по санитарно-химическим показателям не отвечают гигиеническим нормативам. Приобретение современных приборов по обнаружению, идентификации и количественному определению загрязнителей продовольствия, изучение влияния их на состояние здоровья является одним из основных в решении данной проблемы.
Не решены вопросы организации рационального питания детей, профилактической витаминизации, восстановления йодной недостаточности, а также улучшения материально-технической базы общеобразовательных школ. 19,6% учащихся занимаются в 2 смены и этот показатель практически в последние годы не снижается. Школы и другие образовательные учреждения недостаточно обеспечены мебелью в соответствии с ростом детей, необходимым искусственным освещением.
Комплексное воздействие этих факторов ведет к росту заболеваемости костно-мышечной системы и патологии органов зрения. За время обучения в школе число детей с нарушением осанки увеличилось с 2,1% до 4,4%, с понижением зрения с 5,4% до 15,7%. В учебном процессе используются компьютеры без учета гигиенических требований к их размещению.
Строительство и реконструкция жилых и общественных зданий осуществляются без учета возможного вредного воздействия физических факторов - электромагнитных полей, шума. Шумовые и энергетические карты в городах области не разработаны.
Требуется дальнейшее проведение исследований содержания естественных радионуклидов в жилых и производственных зданиях, детских дошкольных учреждениях и школах с целью оценки радиационной гигиенической обстановки.
Для выявления причинно-следственных связей между состоянием здоровья и среды обитания человека, оценки и анализа наблюдаемых изменений в состоянии здоровья населения под влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды, определения неотложных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье ведется социально-гигиенический мониторинг. Однако недостаточные компьютеризация и программное обеспечение центров госсанэпиднадзора сдерживают выполнение этой работы в полном объеме.
Остается актуальной проблемой инфекционная заболеваемость. Ежегодно регистрируется 450 - 495 тысяч случаев этих заболеваний.
Продолжает оставаться напряженной ситуация по острым кишечным инфекциям, дизентерии, сальмонеллезу. Ежегодно отмечается неуклонный рост вирусного гепатита В, однако из-за недостаточного финансирования учреждений здравоохранения объемы проводимой вакцинопрофилактики против гепатита В неадекватны в сложившейся эпидемиологической ситуации.
Не решенными остаются вопросы профилактики природно-очаговых заболеваний (геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, туляремия, лептоспироз), социально обусловленных болезней: туберкулеза, педикулеза, венерических болезней.
Прогноз по заболеваемости карантинными инфекциями с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации в мире и сопредельных государствах остается неблагоприятным, и сохраняется постоянно угроза завоза и распространения их на территории области.
II. Основная цель и задачи Программы
Основной целью программы являются продолжение государственного курса неотложных мер по стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки, снижение вредного воздействия на здоровье человека неблагоприятных факторов среды его обитания, предупреждение инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
- обеспечение безопасности водопользования населения;
- охрана водоемов и почвы;
- создание благоприятных условий воспитания, обучения, отдыха детей;
- охрана здоровья населения от неблагоприятного влияния вредных факторов окружающей среды;
- профилактика инфекционных заболеваний;
- совершенствование государственного надзора за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения;
- снижение уровня облучения населения от природных источников ионизирующего излучения;
- проведение социально-гигиенического мониторинга.
III. Система программных мероприятий
- обеспечение безопасности водопользования населения (приложение 1 к Программе);
- охрана водоемов и почвы (приложение 2 к Программе);
- создание благоприятных условий воспитания, обучения, отдыха детей (приложение 3 к Программе);
- охрана здоровья населения от неблагоприятного влияния вредных факторов окружающей среды (приложение 4 к Программе);
- профилактика инфекционных заболеваний (приложение 5 к Программе);
- совершенствование государственного надзора за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения (приложение 6 к Программе);
- снижение уровня облучения населения от природных источников ионизирующего облучения (приложение 7 к Программе);
- обеспечение социально-гигиенического мониторинга (приложение 8 к Программе).
IV. Источники финансирования Программы
Финансирование мероприятий будет осуществляться из федерального, областного бюджетов, внебюджетного фонда области, местных бюджетов, средств предприятий и иных внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий из федерального бюджета, бюджетов городов и районов, а также организациями, объединениями, не входящими в структуру администрации области, производиться по согласованию или на договорной основе.
V. Управление и механизм реализации Программы
Государственными заказчиками Программы являются центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Оренбургской области, главное управление здравоохранения Оренбургской области, государственное предприятие "Облжилкомхоз".
Соисполнителями Программы являются Оренбургская государственная медицинская академия, главное управление образования Оренбургской области, главное управление профессионального образования Оренбургской области, областное управление ветеринарии.
Привлечение федеральных органов, местных администраций и организаций в качестве исполнителей осуществляется по согласованию либо на договорной основе.
VI. Последствия реализации Программы
Выполнение целей и задач позволит улучшить демографическую ситуацию в области, снизить инфекционную и неинфекционную заболеваемость, преждевременную смертность населения, предотвратить завоз и распространение на территории Оренбургской области особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений.
Экономический эффект от реализации Программы ожидается в виде сокращения прямых и косвенных, текущих и ожидаемых экономических потерь в результате улучшения состояния здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.