Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 27 декабря 2000 г. N 13-п
Программа
государственной поддержки малого предпринимательства
в Оренбургской области на 2001-2002 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы - программа государственной поддержки малого
предпринимательства в Оренбургской области на
2001-2002 годы
Основание разработки - Федеральный закон N 88-ФЗ "О государственной
поддержке малого предпринимательства в
Российской Федерации";
Закон Оренбургской области "О государственной
поддержке малого предпринимательства в
Оренбургской области" от 29.10.97;
постановление Правительства Российской
Федерации от 14 февраля 2000 года N 121 "О
федеральной программе государственной
поддержки малого предпринимательства в
Российской Федерации на 2000-2001 годы";
решение третьей областной конференции
представителей малых предприятий от 07.10.99
Государственные - администрация Оренбургской области;
заказчики Программы Оренбургский областной фонд поддержки малого
предпринимательства
Основные разработчики - комитет по поддержке и развитию малого
Программы предпринимательства администрации
Оренбургской области; областной фонд
поддержки малого предпринимательства
Сроки реализации - 2001-2002 годы
Программы
Объем и источники - на 2001 год:
финансирования общий объем финансирования составляет 30
Программы миллионов 339 тысяч рублей, в том числе:
областной бюджет (по статье "малый бизнес и
предпринимательство" - 4,0 миллиона рублей;
по статье "капитальное строительство"
("Сельский дом" - госзаказ) - 5,0 миллионов
рублей; экологический фонд - 1,0 миллион
рублей);
собственные средства МП - 1 миллион 839 тысяч
рублей;
средства международного фонда "Евразия"
(проекты на представление грантов) - 120
тысяч долларов США;
привлеченные средства федерального фонда -
10,0 миллионов рублей (согласовано
предварительно);
кредитные средства из фонда развития области
под инвестиционные проекты (на основании
распоряжения главы администрации области от
01.11.2000 N 1203 "О финансировании
инвестиционных программ") в сумме 70
миллионов 383 тысячи рублей.
Финансирование мероприятий производится в
объеме средств, выделяемых в бюджете на 2002
год:
общий объем финансирования планируется в
сумме 27 326,6 тысяч рублей и 100 тысяч
долларов США
Ожидаемые конечные - поддержание общего количества устойчиво
результаты Программы работающих предприятий на уровне не менее
7600 малых предприятий;
достижение темпов экономического роста в
секторе малого бизнеса на уровне 6 процентов
в год;
увеличение объема производимой продукции
малыми предприятиями до 9 миллиардов рублей;
увеличение доли налоговых поступлений в
бюджеты всех уровней от субъектов МП.
Сохраняется преемственность программы государственной поддержки малого предпринимательства на 1999- 2000 годы, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 14 апреля 1999 года.
Список сокращений
Программа - программа государственной поддержки малого
предпринимательства в Оренбургской области на
2001-2002 годы;
МП - малое предпринимательство;
СМИ - средства массовой информации;
Комитет поддержки МП - комитет по поддержке и развитию малого
предпринимательства администрации области;
Фонд поддержки МП - областной фонд поддержки малого
предпринимательства;
Агентство поддержки МП - ЗАО "Оренбургское региональное агентство
поддержки малого и среднего бизнеса";
ОТУ МАП РФ - Оренбургское территориальное управление
Министерства Российской Федерации по
антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства;
Управление МиВЭС - управление международных и
внешнеэкономических связей администрации
области;
Главное управление по - главное управление по труду администрации
труду Оренбургской области;
Департамент экономики - департамент администрации области по вопросам
экономики;
Управление - управление профессионального образования
профессионального Оренбургской области;
образования
Комитет по делам - комитет администрации области по делам
молодежи молодежи;
АККОР - ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и
сельхозкооперативов Оренбургской области;
Департамент АПК - департамент администрации области по
вопросам агропромышленного комплекса;
УДЦ "Морозовский - ОАО "Учебно-деловой центр Морозовского
проект" проекта";
ИАУ - информационно-аналитическое управление
администрации области;
Комитет по науке - комитет администрации области по науке,
высшей и средней профессиональной школе;
ТПП - торгово-промышленная палата Оренбургской
области;
ФФПМП - федеральный фонд поддержки малого
предпринимательства;
Финансовое управление - финансовое управление администрации области;
Комитет по - комитет по строительству администрации
строительству области;
Областной комитет - Оренбургский областной комитет
государственной государственной статистики;
статистики
Технопарк ОГУ - автономная некоммерческая организация научно-
технологический парк Оренбургского
государственного университета "Технопарк ОГУ"
1. Развитие малого предпринимательства
в Оренбургской области
В последние годы отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. После августа 1998 года около 30% малых предприятий практически прекратили свою деятельность. Резко сократилось число предпринимателей без образования юридического лица.
Распределение субъектов малого предпринимательства представлено в таблицах 1, 2.
Малые предприятия по отраслям экономики
Таблица 1
-----------------------------------------------------------------------
Отрасль |1997 г.|в % от|1998 г.|в % от|1999 г.|в % от|На |в % от
| |общего| |общего| |общего|01.10. |общего
| |числа | |числа | |числа |2000 г.|числа
-----------------------------------------------------------------------
Всего 5055 7586 7580 7576
в т.ч.:
промышлен-
ность 1060 20,9 1631 21,5 1311 17,3 1306 17,24
строитель-
ство 938 18,6 1393 18,4 1537 20,3 1446 19,08
транспорт
и связь 155 3,1 161 2,1 143 1,9 182 2,4
торговля и
бытовое
обслужи-
вание 2304 45,6 3267 43,1 3555 46,9 3701 48,85
сельское
хозяйство 170 3,3 236 3,1 255 3,4 260 3,43
прочие виды
деятель-
ности 428 8,5 898 11,8 779 10,2 681 8,99
Предприниматели без образования юридического лица
и крестьянские (фермерские) хозяйства
Таблица 2
---------------------------------------------------------------------
|1997 г. | 1998 г. | 1999 г.
---------------------------------------+--------+---------+----------
индивидуальные предприниматели |45808 | 50088 | 48399
КФХ: юридические лица |5351 | 5351 | 5351
индивидуальные предприниматели |917 | 1169 | 1498
---------------------------------------------------------------------
По состоянию на 1 октября 2000 года количество занятых в малом бизнесе составило 184341 человек, в том числе 48399 предпринимателей без образования юридического лица, 14383 человека, работающих в фермерских хозяйствах. Основная масса предпринимателей сосредоточена в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, торговле и бытовом обслуживании. При незначительном изменении количества предприятий в промышленности отмечается стабильное увеличение численности работающих в этой отрасли экономики.
Распределение работающих по отраслям экономики представлено в таблице 3.
Таблица 3
(человек)
----------------------------------------------------------------------
Отрасль 1997 г. 1998 г. 1999 г. На 01.10.2000 г.
----------------------------------------------------------------------
Всего: 70259 102832 112994 121559
в т.ч.: промышленность 17233 27141 23462 36343
строительство 14633 27690 33205 24530
транспорт и связь 4763 2797 3574 2750
торговля и бытовое
обслуживание 24568 30383 36220 34065
сельское хозяйство 4412 4020 6225 15207
прочие виды
деятельности 4650 10801 10308 8664
Объем производимой продукции по отраслям МП представлен в таблице 4 в действующих ценах каждого года, процентное отношение указано от общего объема произведенной продукции малыми предприятиями.
Таблица 4
(млн.рублей)
-----------------------------------------------------------------------
Отрасль |1997 г.|в % от|1998 г.|в % от|1999 г.|в % от|На |в % от
| |общего| |общего| |общего|01.10. |общего
| |числа | |числа | |числа |2000 г.|числа
-----------------------------------------------------------------------
Всего 2525,1 4221,4 7135,6 6357,9
в т.ч.:
промышлен-
ность 706,1 28,0 1064,7 25,2 3238,8 45,4 2137,9 33,63
строитель-
ство 1196,6 47,4 982,2 23,3 1080,5 15,1 1096,4 17,24
транспорт
и связь 134,5 5,3 771,9 18,3 146,8 2,1 167,5 2,63
торговля и
бытовое
обслужи-
вание 360,1 14,3 858,9 20,3 1942,1 27,2 1680,7 26,43
сельское
хозяйство 54,1 2,2 63,8 1,5 194,9 2,7 578,6 9,10
прочие виды
деятель-
ности 73,7 2,9 479,9 11,4 532,5 7,5 696,8 10,96
И все же достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства недостаточен для активного создания новых рабочих мест, оживления спроса-предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет предпринимательской инициативы у значительной части экономически активного населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней. Основными проблемами, сдерживающими развитие МП являются: несовершенство системы налогообложения; неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки; отсутствие механизмов самофинансирования; ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий; отсутствие социальной защищенности и безопасности предпринимателей; организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с государственными структурами, выражающиеся в административных барьерах.
2. Цель и задачи Программы и основные направления их реализации
Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на областном уровне. Основные задачи заключаются в создании благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий: преодолении административных барьеров при организации и осуществлении предпринимательской деятельности; отработке и внедрении прогрессивных финансовых технологий поддержки МП, гибких форм кредитования; консолидации средств и инструментов для финансирования приоритетных направлений развития малого предпринимательства; создании новых рабочих мест, производстве продукции, обеспечивающей импортозамещение; адресной методической, информационной, консультационной, учебно-образовательной и юридической поддержки, предоставляемой инфраструктурой поддержки МП.
Каждая из задач имеет взаимообусловленные связи с другими задачами, которые в зависимости от функций государственной поддержки решаются по следующим направлениям:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы.
2. Финансово-кредитная поддержка.
3. Информационная поддержка.
4. Кадровое обеспечение.
5. Административно-организационная поддержка и развитие инфраструктуры.
Преимущественная государственная поддержка осуществляется по приоритетным направлениям развития малого предпринимательства на основе прогноза социально-экономического развития области в следующих отраслях:
производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
ремонт сельскохозяйственной техники;
бытовые услуги населению;
производство строительных материалов из местного сырья;
дорожное хозяйство и придорожный сервис;
автотранспортные услуги населению;
топливно-энергетический комплекс;
металлургический комплекс, включающий развитие сырьевой базы;
машиностроение, включающее в себя: выпуск новых видов конкурентоспособной продукции, производство экспорто- и импортозамещающей продукции, продукции для сельхозтоваропроизводителей;
легкая промышленность;
пищевая промышленность;
инновационная деятельность, а также субъекты малого предпринимательства, аттестовавшие свою продукцию на областной рекламный знак "Оренбуржье".
Сохраняется преемственность с ранее изданными правовыми актами и не допускается принятие документов, потенциально ухудшающих условия для МП.
При выделении кредитных средств на реализацию инвестиционного проекта приоритетом пользуются проекты, обеспеченные собственными ресурсами на 50 процентов и более. Для выполнения условий эффективного развития малого предпринимательства, формирования гибкой системы государственной поддержки МП необходимо скоординированное взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей.
3. Организация управления Программой,
контроль и механизм реализации
Организация управления, координация деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, инфраструктуры поддержки МП, а также общественных объединений предпринимателей по реализации Программы и определении первоочередности выполнения мероприятий Программы с учетом приоритетных направлений осуществляется комитетом по поддержке и развитию малого предпринимательства администрации области. Привлечение в качестве исполнителей настоящей Программы предприятий, учреждений и организаций, не являющихся структурными подразделениями администрации Оренбургской области осуществляется по согласованию или на договорной основе.
Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства осуществляет контроль за целевым использованием средств областного бюджета, размещает государственный заказ, подготавливает обоснования, соглашения и договоры с коммерческими и иными организациями, заинтересованными в выполнении мероприятий Программы, предусматривающих их долевое участие. Финансирование осуществляется на договорной основе после оценки финансового и экономического обоснования и юридической экспертизы.
Участие организаций в подготовке и выполнении мероприятий Программы и их финансирование осуществляются в основном на конкурсной основе. Порядок проведения конкурса определяет коллегия комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства администрации области.
Порядок проведения конкурса инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства определен распоряжениями главы администрации Оренбургской области от 26 ноября 1999 года N 1065-р и от 1 июня 2000 года N 657-р. Контроль за целевым использованием средств, поступающих в Фонд поддержки малого предпринимательства для финансирования инвестиционных проектов и развития фонда, осуществляется попечительским советом фонда.
Постановлением администрации Оренбургской области от 12 августа 2003 г. N 150-п распоряжение Главы администрации Оренбургской области от 1 июня 2000 г. N 657-р признано утратившим силу
Ход выполнения Программы рассматривается на заседаниях общественного совета предпринимателей при главе администрации области, с участием всех организаций, включенных в состав исполнителей Программы. Государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области.
Основой ресурсного обеспечения реализации областной Программы являются:
выделение ежегодных бюджетных ассигнований в размере 0,5 процента годового дохода областного бюджета 2001, 2002 годов на основании ст.2, ст.6 Закона Оренбургской области от 29 октября 1997 года "О государственной поддержке малого предпринимательства в Оренбургской области" путем прямого финансирования исполнителей Программы из областного бюджета или через механизм аккумулирования финансовых средств в областном фонде поддержки малого предпринимательства;
выделение средств из внебюджетного фонда области на основании ст.6 Закона Оренбургской области от 29 октября 1997 года "О государственной поддержке малого предпринимательства в Оренбургской области"; предоставление гарантии администрации области для субъектов МП не менее 5 процентов от общей суммы государственных гарантий Оренбургской области;
привлечение на паритетной основе средств федерального бюджета, коммерческих банков, инвестиционных фондов и институтов, в том числе международных и зарубежных, собственных средств предпринимательских структур и организаций, участвующих в реализации Программы;
привлечение собственных средств предприятий, получающих кредитное финансирование на реализацию инвестиционного проекта.
Привлечение средств федерального бюджета, местных бюджетов городов и районов, средств предприятий, учреждений и организаций, не являющихся структурными подразделениями администрации Оренбургской области осуществляется по согласованию или на договорной основе.
Механизм реализации Программы - это система скоординированных по срокам, объему и направлениям мероприятий, обеспечивающая достижение намеченных результатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.