Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Главы
администрации Оренбургской области
от 29 декабря 2000 г. N 1600-р
Организационные указания
начальника гражданской обороны
Оренбургской области
на 2001 год
г. Оренбург
2000 г.
В 2000 году главной задачей руководящего состава гражданской обороны, органов управления Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее звеньев было совершенствование системы защиты населения и территорий от опасностей природного и техногенного характера мирного и военного времени на основе консолидации усилий федерального центра и субъектов Российской Федерации по дальнейшему развитию комплекса сил и средств, осуществляющих мониторинг, прогнозирование и своевременное проведение мероприятий, предупреждающих либо смягчающих чрезвычайные ситуации, а также ликвидацию их последствий в кратчайшие сроки при сохранении устойчивого управления.
Основные усилия руководящего состава, органов управления Оренбургской территориальной подсистемы РСЧС в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера были сосредоточены на реализации следующих направлений:
I. Организационная деятельность в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
В 2000 году в Оренбургской территориальной подсистеме РСЧС проводилась целенаправленная работа по наращиванию нормативной правовой базы, а также взаимодействия Оренбургской подсистемы РСЧС с подсистемами соседних субъектов Российской Федерации и соответствующими структурами приграничных областей Республики Казахстан.
Имеющаяся нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций пополнилась 19 распоряжениями главы администрации и 14 приказами начальника гражданской обороны Оренбургской области.
Проверки, проведенные в течение года главным управлением по делам ГОЧС совместно с органами, уполномоченными на осуществление госнадзорной деятельности, показали, что наиболее успешно задачи обеспечения безопасности и защиты населения, объектов экономики и окружающей среды решались в Северном административном округе г. Оренбурга (начальник ГО Иванченко В.И, начальник отдела по делам ГОЧС Ольденбург А.Б.), ОАО "Оренбургнефть" (начальник ГО Ткачев В.В., начальник штаба по делам ГОЧС Денисов В.В.), ОАО "Электросвязь Оренбургской области" (начальник ГО Зиновьев А.Н., начальник штаба по делам ГОЧС Василенко О.И.), в управлении по эксплуатации соединительных газоконденсатопроводов ООО "Оренбурггазпром" (начальник ГО Курносов Г.Н., начальник штаба по делам ГОЧС Климов А.И.), на базе производственно-технического обслуживания и комплектования ООО "Оренбурггазпром" (начальник ГО Волжинцев А.И., начальник штаба ГО - инженер по делам ГОЧС Онищук Ю.С.), в нефтегазодобывающем управлении "Сорочинскнефть" (начальник ГО Серов И.В., начальник штаба по делам ГОЧС Борисов И.С.).
В апреле 2000 года главным управлением по делам ГОЧС области под руководством главы администрации - начальника гражданской обороны области была проведена командно-штабная тренировка с органами управления ООО "Оренбурггазпром" и ОАО "Оренбургнефть" с привлечением оперативных групп от министерств по делам ГОЧС Республик Башкортостан и Татарстан, главного управления по делам ГОЧС Самарской области, управлений по делам ГОЧС Западно-Казахстанской, Актюбинской и Костанайской областей Республики Казахстан, отдельного контрольно-пропускного пункта Федеральной пограничной службы Российской Федерации.
В ходе тренировки, которая в таком составе проходила впервые, в полном объеме отработаны вопросы действий руководящего состава органов управления ГОЧС при возникновении на объектах нефтегазового комплекса чрезвычайных ситуаций регионального (трансграничного) характера, оказания помощи в проведении аварийно-спасательных работ на территориях сопредельных республик и областей. За счет использования средств электронной почты значительно расширены возможности взаимного обмена информацией.
Отработан механизм пропуска через государственную границу сил и средств, выделяемых Республике Казахстан в соответствии с заключенными соглашениями для участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На командно-штабном учении областной службы медицины катастроф и поисково-спасательной службы Оренбургской области были отработаны вопросы практического взаимодействия этих служб, а также службы охраны общественного порядка и противопожарной службы, аварийно-спасательных ведомственных формирований при возникновении чрезвычайной ситуации в результате террористического акта на объекте экономики города Оренбурга.
Многое сделано в 2000 году и в плане совершенствования системы гражданской обороны Оренбургской области.
Главным управлением по делам ГОЧС разработано методическое пособие для органов управления по делам ГОЧС городов, районов области по организации планирования, проведения и обеспечения эвакуации населения в военное время и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
С целью автоматизированного управления решением задач эвакуации (отселения) населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера разработан программный комплекс "Эвако", который позволяет в кратчайшие сроки принимать решения по вопросам обеспечения эвакуации, осуществлять почасовой расчет и контроль проведения эвакомероприятий при прогнозируемых чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
II. Организация работы по предупреждению чрезвычайных
ситуаций и повышению устойчивости функционирования
организаций в чрезвычайных ситуациях
В 2000 году главным управлением по делам ГОЧС области совместно с надзорными органами с целью выявления всех потенциально опасных объектов и оценки их влияния на население и территорию проводилась работа по созданию областного сводного реестра потенциально опасных объектов.
Органами управления по делам ГОЧС городов и районов области проведена регистрация 181 потенциально опасного объекта на подведомственных территориях.
Анализ хода декларирования безопасности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, показал, что из 19-ти объектов, подлежащих декларированию в 1996-1997 годах, 11 предприятий разработали декларации и получили экспертные заключения; 2 предприятия разработали декларации, но не получили экспертных заключений; 5 объектов экономики по согласованию с Оренбургским управлением Госгортехнадзора России исключены из перечня объектов, подлежащих декларированию. До 2002 года запланирована разработка деклараций безопасности еще 7 предприятий, эксплуатирующих 47 потенциально опасных объектов.
Нужно отметить, что не все руководители с должной ответственностью относятся к декларированию. Так, Степная геологоразведочная экспедиция представила декларацию безопасности расходного склада взрывчатых материалов, которая не дает ответа о достаточности на данном предприятии сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС. Государственным унитарным предприятием "479 комбинат нерудоископаемых" (пос. Гранитный) сорваны сроки разработки декларации безопасности расходного склада взрывчатых материалов.
Были организованы целевые проверки использования финансовых средств областного резервного фонда по ЧС администрациями Оренбургского района, Соль-Илецкого района, г. Медногорска, управлением "Оренбургмелиоводхоз", комитетом по природоохранной деятельности и мониторингу окружающей среды администрации области. Из областного резервного фонда по ЧС на подготовку к паводку выделено 600 тыс. рублей. Но, как показали проверки, не все выделенные деньги израсходованы по целевому назначению. Так, например, на момент проверки администрацией Первомайского поселкового совета финансовые средства вообще не были использованы.
Для реализации разработанных органами исполнительной власти городов и районов области (за исключением Грачевского района) превентивных мероприятий, направленных на снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, в 2000 году было запланировано 2 454 590 тыс. рублей. Однако непростое экономическое положение муниципальных образований области на современном этапе приводит к тому, что предупредительные мероприятия финансируются, как показывает анализ, на 28 - 30 % от необходимых объемов.
Органами исполнительной власти 26 районов области проработаны программы мероприятий, которые могут быть реализованы за счет внебюджетных средств. Потребность районов во внебюджетных средствах для финансирования превентивных мероприятий на 2000 - 2005 годы составляет 938 513,2 тыс. рублей.
В связи с этим главным управлением по делам ГОЧС проведен конкурс на право осуществления аудиторской и оценочной деятельности в области предупреждения ЧС. Признаны победителями и имеют право работать в области предупреждения ЧС следующие организации: ЗАО "Оренбуржье", ООО "Оренбургская оценка", Институт "Южуралагротехпроект" (оценка возможного и фактического ущерба), ООО фирма "Аудитинкон" (аудиторская деятельность).
Во исполнение распоряжения главы администрации области от 30.08.99 N 780-р "О страховании организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц и окружающей природной среде" ведется работа со страховыми компаниями по заключению соглашений о сотрудничестве в области создания страховой защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
За 2000 год заключены соглашения с двенадцатью страховыми организациями: Российским страховым народным обществом "РОСНО", ОАО "Муниципальная страховая компания "Наш город", ОАО "Оренбургская страховая губернская компания", ОАО "Чрезвычайная страховая компания", СОАО "Росгосстрах-Оренбург", АСО ОТ "Виктория" в гг. Оренбурге и Орске, ОАО "Военно-страховая компания", ЗАО САК "Информстрах", ОАСО "Континент-Полис", САК "Энергогарант" и ОАО "Страховая компания правоохранительных органов". В стадии согласования находятся договоры с рядом других страховых компаний.
По представленным данным, страховыми компаниями за истекший период 2000 года заключены договоры о страховании гражданской ответственности с 794 предприятиями и организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты. Наблюдается тенденция снижения количества заключенных договоров в сравнении с тем же периодом 1999 года.
С целью реализации требований распоряжений главы администрации области от 06.06.2000 N 675-р "Об организации проверок в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 08.09.2000 N 999-р "Об организации проверок в области страхования гражданской ответственности предприятий, эксплуатирующих потенциально опасные объекты" организованы проверки страховых компаний и предприятий по вопросам страхования ответственности за причинение вреда жизни и здоровью, имуществу других лиц и окружающей среде при возможных авариях и катастрофах.
В сентябре 2000 года главным управлением по делам ГОЧС Оренбургской области был проведен семинар-совещание по теме "Формирование экономических механизмов снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций". На семинаре, в котором приняли участие руководители департаментов и комитетов администрации области, надзорных и контролирующих органов, страховых организаций, ученые вузов, были обсуждены вопросы формирования централизованного резерва для финансирования предупредительных мероприятий из отчислений страховых компаний, совершенствования механизма защиты населения и территорий области от ЧС путем введения новой системы налогообложения предприятий, эксплуатирующих потенциально опасные объекты.
III. Готовность систем управления, связи, оповещения
и информирования к действиям в чрезвычайных ситуациях
С целью информационного обеспечения функционирования областной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сформированы компьютерная база данных по административно-территориальному делению Оренбургской области, а также информационно-справочная система "Организации и предприятия Оренбургской области". В категорированных городах Оренбургской области в основном завершено создание абонентских пунктов автоматизированной информационно-управляющей системы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) и сопряжение абонентских пунктов с локальной вычислительной сетью главного управления по делам ГОЧС. В течение года велось совершенствование программных комплексов по оценке последствий ЧС на объектах нефтегазового комплекса Оренбуржья "Выброс", "Учет и анализ чрезвычайных ситуаций в Оренбургской области", "Щит". Продолжается работа над созданием программно-технического комплекса по химически опасным предприятиям г. Оренбурга.
Анализ состояния областной системы оповещения и связи за 2000 год показывает, что существующая система управления и связи с использованием сетей общего пользования в основном обеспечивает выполнение мероприятий по защите населения в условиях ЧС мирного и военного времени.
Проделана определенная работа по совершенствованию системы оповещения и связи в городах Новотроицке и Сорочинске, где в дополнение к уже имеющимся закуплены электросирены "С-40".
Вместе с тем выявлены следующие недостатки:
аппаратура системы централизованного оповещения 5Ф88, спроектированная в 1974 году и введенная в эксплуатацию в 1977 году, функционирует неустойчиво и требует замены на более совершенную;
не имеют электрических сирен Акбулакский, Матвеевский, Оренбургский, Октябрьский районы.
С целью повышения эффективности функционирования системы управления в экстремальных условиях в Оренбургской области осуществляется совершенствование областной единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС).
Во исполнение распоряжения главы администрации области от 25.05.98 N 516-р "О создании единой дежурно-диспетчерской службы области" в 2000 году в основном завершен первый этап создания ЕДДС г.Оренбурга, т.е. организована радио- и телефонная связь с аварийными и диспетчерскими службами города, подключенными к транкинговой системе связи, определен порядок взаимодействия между аварийными службами города. Проводится работа с потенциально опасными объектами города на предмет участия в долевом финансировании ЕДДС.
Однако в полном объеме мероприятия первого этапа создания единой областной дежурно-диспетчерской службы не выполнены из-за отсутствия финансовых и материальных средств.
В целом оперативность в представлении докладов начальниками отделов ГОЧС городов и районов о происшедших чрезвычайных ситуациях повысилась. Тем не менее срывы сроков сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях продолжаются. Так, задержки докладов о фактах чрезвычайных ситуаций от 7 часов до 6 суток имели место в Матвеевском и Домбаровском районах, на Газоперерабатывающем и Гелиевом заводах.
Более того, в Тюльганском районе на угольном разрезе 18-25 апреля 2000 года произошел оползень восточного борта разреза, повлекший прямой материальный ущерб в сумме 1,638 млн. рублей, а затраты на ликвидацию его последствий составили 25 млн. рублей. Комиссия по чрезвычайным ситуациям области и главное управление по делам ГОЧС области о факте чрезвычайной ситуации были извещены только в конце октября, когда получили от администрации Тюльганского района (председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям Чахеев М.И.) пакет документов для возмещения материального ущерба от оползня.
Таким образом, задерживая доклады о фактах чрезвычайных ситуаций, руководители игнорируют требования распоряжения главы администрации области от 14.04.98 N 344-р "О порядке сбора и обмена информацией по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Оренбургской области" и автоматически лишаются права на возмещение материального ущерба.
IV. Готовность сил и средств ОТП РСЧС к выполнению задач
по предназначению
Профессиональные аварийно-спасательные силы группировки сил и средств Оренбургской территориальной подсистемы РСЧС насчитывают в своем составе 21 формирование общей численностью 1295 человек, 184 ед. техники.
Укомплектованность профессиональных аварийно-спасательных формирований личным составом поддерживается на уровне не ниже 90%, а техникой, спецоборудованием и имуществом - не ниже 75%. Отмечается недостаточная укомплектованность формирований приборами разведки и контроля окружающей среды, средствами малой механизации, снаряжением и оборудованием для проведения водолазных работ.
В текущем году поисково-спасательная служба Оренбургской области при главном управлении по делам ГОЧС 833 раза привлекалась к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, выполнила большой объем аварийно-спасательных и других неотложных работ, спасено 92 человека, 1544 жителям области оказана помощь.
Создана и функционирует территориальная комиссия по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке на территории Оренбургской области, организовано ее взаимодействие с ведомственными аттестационными комиссиями. Аттестованы 205 спасателей, из них 39 человек - первично и 166 - в ходе периодической аттестации. Аттестованы вновь созданные ООО "Аварийно-спасательная служба" г. Оренбурга и ООО "Сова" г. Новотроицка, прошли периодическую аттестацию 3-й Гайский военизированный горноспасательный отряд ГП ВГСЧ Урала "Металлургбезопасность" и филиал - Оренбургская военизированная часть ООО "Газобезопасность".
На базе Оренбургского государственного университета, Оренбургских государственных педагогического и аграрного университетов и медицинской академии развернута работа по формированию студенческих отрядов спасателей.
Специалисты органов управления по делам ГОЧС оказывают методическую помощь в проведении занятий в школе "Юный спасатель", созданной на базе Оренбургского клуба "Подросток", в привитии юным спасателям практических навыков в выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Большая работа в области защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проделана в 2000 году силами и средствами сети наблюдения и лабораторного контроля.
Региональным центром наземно-аэрокосмического экологического мониторинга администрации области в весенний период проводился мониторинг паводковой обстановки с использованием материалов дистанционного зондирования из космоса. Летом 2000 года начата работа по отслеживанию чрезвычайных ситуаций в растениеводстве. Из специалистов регионального центра наземно-аэрокосмического экологического мониторинга и департамента администрации области по вопросам агропромышленного комплекса создана рабочая группа по контролю и оценке воздействий стихийных природных явлений на сельскохозяйственные угодья. Получены и обработаны материалы съемки полей, пораженных градобоем. В дальнейшем работа по отслеживанию чрезвычайных ситуаций с использованием космосъемки будет продолжена.
На основании договора администрации области с научно-производственным объединением "Тайфун" ведется разработка технического задания по созданию Оренбургской подсистемы Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки.
V. Создание и использование резервов финансовых и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
В соответствии с постановлением правительства Оренбургской области от 11.04.97 N 13-п "О создании и использовании резервов материальных ресурсов на случай ликвидации ЧС на территории Оренбургской области" и распоряжениями глав администраций городов и районов области "О создании, накоплении и использовании материально-технических ресурсов на случай ликвидации ЧС на территории города, района", в 1997-1999 годах закуплено и заложено на хранение в областной резерв материальных средств на сумму 275 тыс. рублей, созданы местные резервы материальных ресурсов на общую сумму 32,26 млн. рублей, в том числе:
----------------------------------------------------------------------
N | Наименование материальных |Количество,
п/п | средств |млн. рублей
----------------------------------------------------------------------
1 Средства индивидуальной защиты 3,247
2 ГСМ 2,856
3 Продовольственные товары 9,641
4 Непродовольственные товары 3,455
5 Медицинское имущество 2,859
6 Средства малой механизации 2,833
7 Строительные материалы 4,7
8 Средства связи 1,83
9 Средства защиты животных и растений 0,838
----------------------------------------------------------------------
Наиболее успешно данный вопрос решается в Кувандыкском, Бузулукском, Новотроицком и Ясненском городских и Новосергиевском, Переволоцком и Северном районных звеньях ОТП РСЧС, а в Оренбургском и Гайском городских, Адамовском, Асекеевском и Илекском районных звеньях ОТП РСЧС созданы только ведомственные и объектовые резервы.
В связи с отсутствием финансирования закупка материальных ресурсов в областной резерв в 2000 году не проводилась.
Во исполнение указаний начальника Приволжского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и в целях удовлетворения мобилизационных потребностей воинских частей и учреждений ГО, формируемых в особый период на территории Оренбургской области, главным управлением по делам ГОЧС области и управлениями по делам ГОЧС городов Орска и Новотроицка заключены договоры с предприятиями-изготовителями и поставщиками продукции: ОАО "Оренбургнефтепродукт", ООО "Бакалея Торг-98", ЗАО "Хлебопродукт-1", ЗАО "Продтовары" (г. Орск), ОАО "Новотроицкий цементный завод", ОАО "Новотроицкий комбинат хлебопродуктов" - о создании запасов и поставках в особый период горюче-смазочных материалов и продовольствия из расчета потребности на 30 суток.
VI. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
Анализ показывает, что задачи подготовки всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 1998-2000 годы в основном выполнены.
В 1999/2000 учебном году около 348 тыс. учащихся изучали курс "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) в 1606 общеобразовательных учреждениях области и свыше 20 тыс. учащихся в 59 учреждениях начального профессионального образования.
С 1997 года главное управление образования совместно с главным управлением по делам ГОЧС Оренбургской области ежегодно проводят областную олимпиаду по ОБЖ среди учащихся 9-11-х классов общеобразовательных школ на приз начальника главного управления по делам ГОЧС области.
В 2000 году главным управлением образования Оренбургской области совместно с областным военным комиссариатом и главным управлением по делам ГОЧС области проведен смотр-конкурс на лучший кабинет по ОБЖ в общеобразовательных учреждениях области, созданы образцово-показательные кабинеты по ОБЖ на базе средней школы N 52 г. Оренбурга.
Наряду с положительными моментами, в вопросах обучения курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" существует ряд нерешенных вопросов:
отсутствие предмета "ОБЖ" в федеральном базисном учебном плане;
укомплектованность преподавателями-организаторами ОБЖ общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования, их подготовка и переподготовка.
С 1995 года в Российской Федерации организуются Всероссийские слеты-соревнования "Школа безопасности", а с 1997 года - Всероссийские полевые лагеря "Юный спасатель", однако команды области ни разу не приняли участия в данных мероприятиях, т.к. детско-юношеское движение "Школа безопасности" и полевые лагеря "Юный спасатель" не имеют массового распространения среди учащихся и поддержки со стороны органов образования городов и районов области.
С 1997 года на территории области в дошкольных образовательных учреждениях внедрена и успешно работает программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста". Наиболее успешно эта работа проводится в дошкольных учреждениях городов Оренбурга, Орска, Бузулука, Новотроицка, Гая, Кувандыка, Матвеевского, Октябрьского и Ясненского районов.
Слабым звеном в общей системе подготовки продолжает оставаться работа с населением, не занятым в сфере производства и обслуживания.
Не в полном объеме исполняется органами местного самоуправления приказ начальника гражданской обороны области от 07.07.99 N 24 "О дальнейшем совершенствовании организации обучения населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания".
Проверки исполнения данного приказа выявили серьезные недостатки в подготовке неработающего населения в городах Медногорске, Кувандыке, Шарлыкском районе и в ряде муниципальных унитарных предприятий управления жилищно-коммунального хозяйства г. Оренбурга.
Несмотря на имеющиеся трудности и недостаточное финансирование, успешно решаются вопросы подготовки рабочих и служащих предприятиями, организациями, учреждениями и органами местного самоуправления в городах Оренбурге, Новотроицке, Орске, Октябрьском и Переволоцком районах.
Подготовка руководящего и командно-начальствующего состава в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций успешно осуществлялась в городах Оренбурге, Орске, Бузулуке, Бугурусланском, Курманаевском, Ташлинском, Тюльганском и Ясненском районах, а также в областной службе связи и оповещения ГОЧС.
Вместе с тем имеют место серьезные недостатки в подготовке данной категории в областной инженерной службе ГОЧС (начальник службы Артамонов А.М.), где прошли подготовку 45 человек (48,8%) из 92 запланированных.
Низкая требовательность руководящего состава ГО сельских территорий к вопросам подготовки приводит к тому, что руководящий состав ГО сельскохозяйственных объектов практически не обучается в 407 учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.
В целом же план подготовки руководящего, командно-начальствующего состава, специалистов ГО и РСЧС в 407 УМЦ по ГО и ЧС и его филиалах в 2000 году выполнен на 91,9 %.
Для освещения событий, касающихся деятельности Оренбургской подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в 2000 году по областным, городским, районным и объектовым теле- и радиоканалам передано более 550 сообщений и выступлений должностных лиц, производились фото- и видеосъемки, съемки более 60 телевизионных сюжетов по тематике ГОЧС. В областной и местной печати, многотиражных газетах было опубликовано более 500 статей по вопросам защиты от различных чрезвычайных ситуаций.
По инициативе главного управления по делам ГОЧС области была создана внештатная группа поиска, оказывающая помощь не только жителям Оренбургской области, но и гражданам, проживающим за ее пределами, потерявшим своих близких в ходе военных действий, межнациональных конфликтов, в результате распада Советского Союза. В результате обращений службы поиска "Надейся и верь" к коллегам из МЧС Чеченской Республики, Республики Узбекистан, Грузии, Украины, Республик Белоруссия, Таджикистан, Кабардино-Балкарской Республики была выяснена судьба двадцати четырех человек, проживающих на всем пространстве бывшего Советского Союза.
VII. Состояние защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Продолжают иметь место факты нарушения распоряжения главы администрации области от 26.04.96 N 347-р "О порядке проведения государственной экспертизы проектной документации объектов промышленного и гражданского назначения по вопросам гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций", СНиП II-11-77* "Защитные сооружения гражданской обороны", СП 11-107-98 "Порядок разработки и состав раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства". Так, например, в г. Оренбурге начато строительство двухэтажных гаражей по переулку Телевизионному. В результате самовольного начала строительства защитное сооружение, находящееся на балансе ГТРК "Оренбург", пришло в негодность. Такое положение дел стало возможным вследствие низкого контроля со стороны должностных лиц органов управления ГОЧС всех уровней.
Продолжается строительство зданий и сооружений в охранных зонах магистральных трубопроводов, поймах рек и озер без согласования с главным управлением по делам ГОЧС области, что свидетельствует о невыполнении приказа начальника гражданской обороны области от 28.10.97 N 36 "Об утверждении порядка взаимодействия территориальных органов государственного управления и служб, осуществляющих функции надзора (контроля) и оказания услуг участникам инвестиционно-строительной деятельности" органами архитектуры городов и районов при выдаче исходных данных на проектирование объектов. Более того, разработка разделов инженерно-технических мероприятий гражданской обороны проводится без лицензий на право проектирования по данному направлению.
За отчетный период на территории области введено в эксплуатацию одно защитное сооружение - на железнодорожной станции Оренбург.
Строительство новых защитных сооружений практически не ведется. Начальники гражданской обороны - руководители предприятий и организаций не уделяют должного внимания вопросам поддержания в готовности к приему укрываемых существующего фонда защитных сооружений и восполнения его за счет строительства новых. Иной подход к решению данной проблемы - в ГП "Оренбургавтодор" (начальник ГО Любимов Е. А.), где ведется строительство убежища на 60 человек. В ОАО "Оренбургнефть" (начальник ГО Ткачев В.В.) закончены строительство и оборудование фильтровентиляционными установками двух противорадиационных укрытий общей вместимостью 350 человек.
Во исполнение постановления правительства Оренбургской области от 29.09.95 N 37-п и реализации целевой программы "Развитие сети гидрологических наблюдений за загрязнением природной среды на территории Оренбургской области на 1996-2000 годы" в 2000 году открыты 10 гидрологических постов и метеорологическая станция в г. Абдулино. Открытие новых гидропостов позволило более оперативно оценивать обстановку в период весеннего паводка.
Спланированная и заблаговременно выполненная администрацией г.Орска работа по подготовке к паводку позволила своевременно провести эвакуационные мероприятия, отселив население из затапливаемых районов до начала наводнения, что в противном случае привело бы к необходимости проведения широкомасштабных аварийно-спасательных работ. С другой стороны, сложившаяся ситуация с затоплением города Орска явилась следствием неоправдавшегося прогноза по развитию паводковой ситуации в бассейне р.Урал и интенсивности прихода талых вод в Ириклинское водохранилище.
Службой водного хозяйства Комитета природных ресурсов по Оренбургской области закончены обследование технического состояния и инвентаризация гидротехнических сооружений и накопителей жидких отходов. Результаты обследования показали, что свыше 40% всех водохранилищ, находящихся на территории области, не соответствует требованиям безаварийной эксплуатации. По-прежнему медленно решаются вопросы ликвидации водохранилищ, утративших хозяйственное значение (распоряжение главы администрации области от 15.07.98 N 694-р "О состоянии гидротехнических сооружений и эксплуатации водохранилищ и прудов на территории области").
В части радиационной и химической защиты населения и территорий области в 2000 году активизировалась работа учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля.
С целью совершенствования сети наблюдения и лабораторного контроля и выполнения договора с Росгидрометом "Обеспечение проведения наблюдения в атмосферном воздухе городов Оренбургской области" областным центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды за счет федерального бюджета приобретено 2 комплекта переносных лабораторий экспресс-анализа "Пчелка" для измерения концентраций аварийно химически опасных веществ, таких как хлор, аммиак, сероуглерод, сероводород, окись углерода и других.
Вместе с тем из-за финансовых трудностей не проведены работы по оснащению сети метеостанций области современными приборами для измерения уровня радиации вместо имеющихся ДП-24 и ДРГ-06 и по обеспечению приборов радиационной и химической разведки средствами индикации и элементами питания.
В плане накопления, хранения и поддержания в готовности к использованию имущества ГО мобрезерва проделана следующая работа:
согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1985-р разбронировано имущество ГО, утратившее защитные и эксплуатационные свойства по истечении установленных сроков хранения;
проведены проверки условий хранения и инвентаризация на 01.04.2000 и на 01.10.2000 имущества ГО мобрезерва, хранящегося на складах ГУ ГОЧС;
в соответствии с положением о мобрезерве на 2000 год в финансовое управление администрации области заявлена смета расходов на хранение и содержание имущества ГО, где на проведение технической реконструкции и ремонта складских помещений предусмотрено выделение 4,5 млн. рублей.
Вследствие недостаточного финансирования остается нерешенной проблема поверки приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля, приобретения индикаторных средств и элементов питания для приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля мобрезерва.
Крайне медленно проводится инвентаризация средств индивидуальной защиты и приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля на объектах экономики согласно приказу начальника гражданской обороны Оренбургской области от 02.03.99 N 2 (срок представления - к 1 сентября ежегодно).
Анализ чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом аварийно химически опасных веществ, показывает, что в городах и районах области не в полном объеме учтены химически опасные объекты. Так, в Беляевском районе 25 апреля 2000 г. произошел выброс аммиака на складе райпо, а 10 мая 2000 г. - на предприятии "Айсберг" Оренбургского района, которые не были учтены как химически опасные объекты.
В 2000 году 30 коммунально-технических служб ГОЧС городов и районов области провели работы по переоборудованию бань под санитарно-обмывочные пункты на сумму более 1 млн. рублей и переоборудованию прачечных под санитарно-обмывочные пункты на сумму 90 тыс. рублей.
По данным статистической отчетности качество питьевой воды ухудшилось по бактериологическим показателям по сравнению с прошлым годом.
За допущенные нарушения в вопросах обеспечения качественного водоснабжения на ответственных лиц наложено 74 штрафа на сумму 134 тыс. рублей, внесено 25 постановлений о приостановке эксплуатации объектов водоснабжения, отстранено от работы 40 человек, оформлено 67 предупредительных протоколов.
Для контроля качества питьевой воды в семи городах (Оренбург, Орск, Бузулук, Медногорск, Соль-Илецк, Кувандык, Сорочинск) и в двух райцентрах (Новосергиевка, Тюльган) имеются ведомственные лаборатории, а в остальных городах и райцентрах предприятия жилищно-коммунального хозяйства заключили договоры с учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля на выполнение работ по ежедневному контролю качества питьевой воды и состояния очистных сооружений.
В 2000 году в результате целенаправленной профилактической работы в области медико-биологической защиты населения удалось сдержать рост количества инфекционных и неинфекционных массовых заболеваний.
Предотвращены завозы карантинных инфекций на территорию области, не регистрировалась заболеваемость брюшным и сыпным тифом, сибирской язвой.
Проводимая работа по созданию благоприятных условий жизнедеятельности населения, обеспечению его безопасными для здоровья пищевыми продуктами позволила добиться некоторых положительных результатов в борьбе с кишечными инфекциями. В 2000 году заболеваемость дизентерией снизилась на 5%. Вместе с тем за прошедший период зарегистрированы вспышки сальмонеллеза среди школьников в с.Скворцовка (Курманаевский район), дизентерии в детских садах N 33 (заболело 17 детей) и N 31 (заболело 7 детей) г. Бузулука.
В области продолжает ухудшаться эпидемическая обстановка по ВИЧ-инфекции. За 2000 год количество заболеваний увеличилось в 50 раз. Среди заразившихся 86% составляют молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет.
Эпидемическая и эпизоотическая обстановка с заболеваемостью зооантропонозными и природно-очаговыми инфекциями продолжает оставаться напряженной. Зарегистрирован рост заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом в 7 раз, бруцеллезом - в 6 раз.
Эпизоотическая обстановка в области в 2000 году складывалась из локальных очагов заболеваний. По туберкулезу крупного рогатого скота в области существует 19 неблагополучных пунктов: в Бугурусланском районе - 7, Северном - 1, Ташлинском - 5, Первомайском - 1, Акбулакском - 1, Сорочинском районе - 4. По бруцеллезу зарегистрировано 2 неблагополучных пункта в Тоцком и Кувандыкском районах.
Последние три года в Оренбургской области идет резкое увеличение площади заселения и численности саранчовых вредителей. В 2000 году было обследовано 2 465 604 га сельскохозяйственных угодий. На 1177,7 тыс. гектаров численность личинок превышала пороговую. Для предотвращения гибели сельскохозяйственных культур проведена химическая обработка на площади 62 220 га, агротехническая - на площади 577,7 тыс. гектаров. На приобретение инсектицидов из различных фондов было выделено 33,04 млн. рублей. Благодаря своевременно проведенным мероприятиям, в текущем году посевы сохранены, фактически материального ущерба нет.
В 2000 году специалистами службы медицины катастроф оказана помощь более чем трем тысячам пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях.
В плане выполнения областной целевой программы "Совершенствование службы медицины катастроф Оренбургской области на 2001-2005 годы" (распоряжение главы администрации области от 20.09.2000 N 1030-р):
начато создание неснижаемого запаса лекарственных препаратов Центра медицины катастроф для оказания медицинской помощи 500 пострадавшим в течение 72 часов;
подготовлена учебная программа, по которой ведется преподавание курса "Медицина катастроф" на факультете последипломной подготовки врачей всех специальностей в Оренбургской государственной медицинской академии и фельдшеров - в Оренбургском областном медицинском колледже;
в сети Интернет размещен сайт, содержащий справочно-информационные материалы Центра медицины катастроф;
начата работа по созданию учебно-методического класса для подготовки аварийно-спасательных формирований. В последующем на его базе будет создан областной телемедицинский пункт для проведения видео-конференций, обучения, экстренного консультирования пострадавших;
в 2001 году планируются создание и открытие филиалов Центра медицины катастроф в гг. Орске и Бузулуке с обязательным круглосуточным режимом работы оперативно-диспетчерской службы.
В завершающей стадии находятся строительство и оборудование областного медицинского реабилитационного центра при главном управлении по делам ГОЧС области, предназначенного для проведения экспертизы профессиональной трудоспособности, профилактики и восстановления здоровья спасателей, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В целом план основных мероприятий Оренбургской области по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организационные указания начальника гражданской обороны Оренбургской области на 2000 год выполнены.
Оренбургская территориальная подсистема РСЧС отмечена Правительством Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий как одна из четырех самых благополучных, развивающихся и отвечающих современным требованиям подсистем РСЧС.
В целях дальнейшего повышения уровня подготовки органов управления, сил гражданской обороны и областной территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям в чрезвычайных ситуациях
Предлагаю
главной задачей на 2001 год в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций считать дальнейшее совершенствование системы защиты населения и территорий от опасностей природного и техногенного характера мирного и военного времени на основе консолидации усилий федерального центра, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по развитию сил и средств, осуществляющих мониторинг, прогнозирование и своевременное проведение мероприятий, предупреждающих либо смягчающих чрезвычайные ситуации, а также ликвидацию их последствий в кратчайшие сроки при сохранении устойчивого управления.
Начальникам гражданской обороны, председателям комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней в 2001 году сосредоточить основные усилия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на реализации следующих направлений:
I. Организационная деятельность в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Главам городов и районов области, руководителям организаций, учреждений и предприятий, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, председателям комиссий по чрезвычайным ситуациям обеспечить дальнейшую реализацию положений Федеральных законов "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", а также других нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
С целью дальнейшего развития нормативной правовой базы Оренбургской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в 2001 году главному управлению по делам ГОЧС области разработать проекты:
постановления правительства Оренбургской области "Об утверждении программы "Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера на территории Оренбургской области до 2005 года" (II квартал);
постановления правительства Оренбургской области "Об утверждении программы страховой защиты населения и территорий Оренбургской области" (февраль);
распоряжения главы администрации области "Об утверждении положения об Оренбургской территориальной подсистеме РСЧС" (переработка существующего Положения) (I квартал);
распоряжения главы администрации области "О создании областной постоянно действующей комиссии по определению готовности организаций по гражданской обороне" (март);
распоряжения главы администрации области "Об организации обучения руководящего состава и специалистов Оренбургской территориальной подсистемы РСЧС в 407 Учебно-методическом центре по ГО и ЧС действиям в чрезвычайных ситуациях" (II квартал);
распоряжения главы администрации области "О системах оповещения гражданской обороны" (август);
распоряжения главы администрации области "О введении световой и других видов маскировки на территории Оренбургской области" (IV квартал).
Надзорным органам области, входящим в координационный совет надзорных органов по промышленной и экологической безопасности, во взаимодействии с главным управлением по делам ГОЧС области при осуществлении государственного контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления, организаций, объектов экономики основное внимание уделять выполнению возложенных на них задач подготовки к ведению гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Начальникам гражданской обороны, начальникам органов управления по делам ГОЧС городов и районов спланировать и организовать в 2001 году:
проверку 100% потенциально опасных объектов экономики. На потенциально опасных объектах с большим количеством аварийно химически опасных веществ, сетях нефте-, газо-, продуктопроводов проводить совместные комплексные проверки по вопросам предупреждения аварий, катастроф и готовности к их ликвидации;
проверки состояния объектов экономики по вопросам подготовки к ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (не менее 20% объектов экономики, организаций, учреждений, сельских администраций); комплексные проверки служб ГОЧС городов и районов (не менее двух).
II. Организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций
и повышению устойчивости функционирования организаций
в чрезвычайных ситуациях
Руководителям контрольных и надзорных органов, муниципальных образований, организаций, учреждений и предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, председателям комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителям органов управления по делам ГОЧС:
обеспечить дальнейшее совершенствование процедур декларирования безопасности промышленных объектов и лицензирования опасных видов деятельности;
разработать и принять меры по сохранению объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
обеспечить выполнение мероприятий по созданию, сохранению и использованию системы страхового фонда документации объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения.
С целью осуществления контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера главному управлению по делам ГОЧС Оренбургской области совместно с финансовым управлением администрации области, департаментом администрации области по вопросам экономики организовать проверки использования финансовых средств областного резервного фонда по чрезвычайным ситуациям.
Рекомендовать главному управлению по делам ГОЧС Оренбургской области совместно с Оренбургским управлением Госгортехнадзора России и Комитетом природных ресурсов по Оренбургской области проработать вопрос дальнейшего декларирования потенциально опасных объектов на территории области. Перечень объектов, подлежащих декларированию, утвердить распоряжением главы администрации области.
Главному управлению по делам ГОЧС области:
организовать выдачу заключений о готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предприятиям, подлежащим декларированию;
продолжить исследование влияния механизма страхования на снижение риска и смягчение последствий ЧС на территории области.
Администрациям городов и районов области организовать разработку и реализацию комплексов мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Согласованные с председателями комиссий по чрезвычайным ситуациям и утвержденные главами городов и районов планы предупреждения чрезвычайных ситуаций представить в срок до 15 января 2001 года в главное управление по делам ГОЧС области. Отчет о выполнении вышеуказанных планов представлять к 10 апреля, 10 июля, 10 октября, 10 января.
С целью снижения нагрузки на областной и местные бюджеты рекомендовать администрациям городов и районов области создавать внебюджетные фонды поддержки программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Начальникам органов управления по делам ГОЧС городов и районов области откорректировать паспорта безопасности территорий в соответствии с ГОСТ Р 22.2.03-97 и представить в главное управление по делам ГОЧС области к 1 апреля 2001 года.
Руководителям хозяйств при подготовке документов на возмещение ущерба от чрезвычайных ситуаций природного характера привлекать оценочные организации, аккредитованные при главном управлении по делам ГОЧС, для осуществления достоверной оценки ущерба.
Департаменту администрации области по вопросам агропромышленного комплекса представлять документы на возмещение ущерба от чрезвычайных ситуаций природного характера на рассмотрение комиссии по чрезвычайным ситуациям области с заключениями вышеуказанных организаций.
С целью дальнейшей реализации перспективных направлений деятельности в области страховой защиты населения и территорий Оренбургской области начальнику главного управления по делам ГОЧС области:
1. Взять под контроль разработку и дальнейшую реализацию программы страховой защиты населения и территорий Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Направить деятельность координационного центра страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на решение приоритетных вопросов:
осуществление контроля выполнения федеральных и областных нормативных правовых актов в области страховой защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций;
проведение не менее 1 раза в год расширенных заседаний координационного центра в форме семинара (совещания) с участием специалистов заинтересованных ведомств, страховых организаций, научных и научно-исследовательских учреждений.
Начальникам гражданской обороны городов, районов, объектов экономики, председателям комиссий по чрезвычайным ситуациям, начальникам органов управления по делам ГОЧС городов и районов области активизировать работу по созданию системы страхования на опасных производственных объектах.
III. Готовность систем управления, связи, оповещения
и информирования к действиям в чрезвычайных ситуациях
С целью повышения готовности систем управления, связи, оповещения и информирования к действиям в чрезвычайных ситуациях начальникам ГО, начальникам органов управления по делам ГОЧС городов и районов области, начальникам служб связи и оповещения ГОЧС:
принять необходимые меры к поддержанию в постоянной готовности систем управления, связи и оповещения;
активизировать работу по созданию локальных систем централизованного оповещения на потенциально опасных объектах в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178 "О локальных системах оповещения" и их сопряжению с соответствующими городскими системами централизованного оповещения населения;
повышать слаженность работы узлов связи при обеспечении действующей связи в повседневных условиях, на командно-штабных, тактико-специальных учениях, на штабных тренировках, в чрезвычайных ситуациях;
улучшить техническую оснащенность служб связи и оповещения области и муниципальных образований, изыскать способы сокращения сроков приведения в готовность к действиям по предназначению;
с целью повышения оперативности, устойчивости и непрерывности управления при ликвидации ЧС продолжить работы по оснащению комиссий по чрезвычайным ситуациям подвижными пунктами управления, оборудованными современными средствами связи.
Начальнику главного управления по делам ГОЧС области, продолжая техническую реконструкцию пункта управления ГУ ГОЧС, предусмотреть создание и техническое оснащение Центра управления объединенной системы оперативно-диспетчерского управления Оренбургской области.
Во исполнение распоряжения главы администрации области от 25.05.98 N 516-р "О создании единой дежурно-диспетчерской службы области" обеспечить дальнейшее проведение мероприятий по совершенствованию единой областной дежурно-диспетчерской службы (ЕОДДС) на базе дежурно-диспетчерских служб и пунктов управления ГОЧС категорированных городов. С этой целью продолжить:
оборудование автоматизированных рабочих мест диспетчеров персональными ЭВМ, объединение их в локальные компьютерные сети управлений и ведомств;
до 31 мая 2001 года провести совещания служб городов, имеющих дежурные (диспетчерские) службы, с целью их объединения, заключения договоров о намерениях по созданию ЕДДС и о взаимодействии служб постоянной готовности;
наращивание прямых телефонных связей с дежурными службами и объектами области;
совершенствование нормативной правовой и методической документации, для чего к концу рекомендовать главам городов Орска, Бузулука и Новотроицка к концу первого квартала 2001 года своими распоряжениями определить этапы, задачи дежурно-диспетчерских служб, состав и порядок их функционирования. Разработать техническую концепцию аппаратно-программного комплекса ЕДДС, в которой определить состав оборудования и функциональные задачи системы, организационно-штатную структуру, рассчитать смету расходов на создание ДДС и эксплуатацию, смету затрат на их ежемесячное содержание;
разработку и внедрение программного обеспечения, сопряжение ведомственных компьютерных сетей ДДС в единую информационно-управленческую сеть города;
строительство и оборудование пункта управления ЕДДС области.
Продолжить целенаправленную деятельность по подготовке органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС в вопросах организации планирования и практического выполнения комплекса мероприятий по инженерной, радиационной, химической и медико-биологической защите населения, его первоочередному жизнеобеспечению в мирное и военное время, повышению готовности подчиненных органов управления и аварийно-спасательных формирований к выполнению возложенных задач по ликвидации последствий террористических актов, а также согласование вопросов совместных действий и обмена информацией между органами управления, специально уполномоченными решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, соседних субъектов Российской Федерации и Республики Казахстан, органами местного самоуправления, другими административными образованиями и организациями, расположенными на территории области.
IV. Готовность сил и средств ОТП РСЧС к выполнению задач
по предназначению
Особое внимание в 2001 году в вопросе совершенствования системы сил и подразделений, предназначенных для выполнения первоочередных аварийно-спасательных работ по снижению тяжести последствий чрезвычайных ситуаций, уделять повышению готовности имеющихся аварийно-спасательных формирований к экстренному реагированию на чрезвычайные ситуации и качественному выполнению аварийно-спасательных работ.
В ходе профессиональной подготовки аварийно-спасательных, поисково-спасательных и других формирований основные усилия руководящего состава сосредоточить на отработке практических навыков спасателей в выполнении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Главному управлению по делам ГОЧС Оренбургской области:
продолжить работу по повышению эффективности деятельности созданных ассоциаций профессиональных аварийно-спасательных формирований и общественных организаций спасателей;
в первом квартале 2001 года спланировать работу по созданию Оренбургского областного студенческого добровольного спасательного отряда;
расширить перечень услуг, оказываемых организациям, учреждениям и населению на платной основе;
в летнем периоде 2001 года организовать учебные сборы аварийно-спасательных формирований в полевых условиях, в ходе которых провести соревнования по прикладным видам спорта и другим учебным дисциплинам на звание "Лучший спасатель", "Лучший расчет", "Лучшее аварийно-спасательное формирование Оренбургской области".
Главам категорированных городов до 30 июня 2001 года решить вопрос о создании профессиональных поисково-спаса-тельных отрядов поисково-спасательной службы Оренбургской области, выделении для их размещения необходимых помещений, укомплектовании личным составом и оснащении необходимой аварийно-спасательной техникой, оборудованием и инструментом, выделении необходимых каналов проводной и радиосвязи.
Главам городов и районов в ходе проводимых учений, тренировок и других практических мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций проверять готовность аварийно-спасательных формирований к выполнению возложенных на них задач и реальность имеющихся планов действий и взаимодействия.
Руководителям организаций, учреждений и предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, председателям комиссий по чрезвычайным ситуациям совершенствовать работу ведомственных систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на основе повышения уровня их методического и технического обеспечения.
V. Создание и использование резервов финансовых
и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Во исполнение федерального и областного законодательства и в целях материально-технического обеспечения мероприятий гражданской обороны, аварийно-спасательных работ, проводимых при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций и направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также для обеспечения личного состава аварийно-спасательных формирований и пострадавшего населения в зоне ЧС питанием и непродовольственными товарами первой необходимости главному управлению по делам ГОЧС области совместно с департаментом администрации области по вопросам экономики, начальникам гражданской обороны городов и районов области приступить, после разработки и утверждения методических рекомендаций Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, к накоплению, хранению и использованию в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Финансовому управлению администрации области:
активно использовать бюджетные и внебюджетные средства для создания резервов материальных и финансовых ресурсов на случай ликвидации ЧС;
предусмотреть в расходной части бюджета на 2001 год финансирование следующих мероприятий:
- ремонт складов хранения имущества ГО II группы;
- хранение и содержание имущества ГО области;
- освежение элементов питания и индикаторных средств приборов, хранящихся на складах;
- проведение плановых осмотров, инвентаризации и перескладирования имущества ГО II группы;
проведение лабораторных испытаний противогазов (производства 1981-1985 годов), поверка приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.
Начальникам гражданской обороны городов, районов и объектов экономики области:
продолжить работу по созданию и содержанию в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
предусмотреть в местных бюджетах отдельной строкой расходы на мероприятия гражданской обороны, а также финансирование расходов организаций в интересах гражданской обороны за счет средств организаций;
в течение 2001 года завершить разработку нормативных правовых документов по вопросам создания, накопления, использования и восполнения местных и объектовых резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обеспечить реальное накопление указанных резервов, а также их использование по назначению.
Службам торговли и питания ГОЧС городов и районов Оренбургской области:
рекомендовать заключить договоры с предприятиями-поставщиками, производителями продукции и райпо на оказание взаимопомощи при организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава аварийно-спасательных формирований продуктами питания, обменной одеждой и обувью при возникновении и ликвидации ЧС;
продолжать работу по оснащению специальных подвижных подразделений (ППП, ПППС, ППВС) табельным оборудованием и имуществом.
Службе горюче-смазочных материалов ГОЧС области:
продолжать развитие сети автозаправочных станций;
совершенствовать систему охранной пожарной сигнализации на объектах хранения и реализации горюче-смазочных материалов;
завершить установку подслойной системы пожаротушения на всех нефтебазах области.
VI. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
Руководителям муниципальных образований, организаций, учреждений и предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности принять меры по активизации работы по подготовке (переподготовке) вновь назначенных руководителей структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, созданных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны".
Главному управлению по делам ГОЧС области:
усилить контроль над ходом проведения учений и тренировок в городских, районных и объектовых звеньях областной подсистемы РСЧС по вопросам предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
вести постоянный надзор за ходом обучения всех групп населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, оказывать методическую и иную помощь органам управления по делам ГОЧС городов и районов, объектов экономики в организации проведения учебных мероприятий;
осуществлять методическую помощь в развитии и совершенствовании учебно-материальной базы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций на объектах экономики, уделяя особое внимание созданию учебно-консультационных пунктов для обучения неработающего населения;
разработать мультимедийную обучающую программу по дисциплине "Основы безопасности жизнедеятельности" для заведений среднего и высшего образования;
подготовить компьютерную обучающую игру для детей дошкольного возраста на основе книги "Басенки-безопасенки" (по программе "Основы безопасности детей дошкольного возраста").
Главному управлению по делам ГОЧС области совместно с главным управлением образования области:
проводить целевые проверки образовательных учреждений с целью определения состояния и качества обучения студентов, учащихся дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" и курсу "Основы безопасности жизнедеятельности", а также обеспеченности их учебно-методической и учебной литературой и наличия учебно-материальной базы;
работать над дальнейшим развитием и совершенствованием регионального детско-юношеского движения "Школа безопасности" и расширением сети школ, классов (кружков, секций) "Юный спасатель".
Начальникам гражданской обороны городов, районов и объектов экономики:
усилить контроль над планированием, комплектованием и ходом обучения всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, организацией учета подготовки по всем категориям;
организовать тесное взаимодействие со средствами массовой информации, оперативно, достоверно и своевременно информировать граждан о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, о приемах и способах защиты от них.
Органам местного самоуправления, образовательным учреждениям городов и районов области шире использовать возможность детско-юношеского движения "Школа безопасности" и полевые лагеря "Юный спасатель" в подготовке подрастающего поколения к действиям в экстремальных ситуациях.
Председателям комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней ежегодно рассматривать на заседаниях комиссий вопросы подготовки и обучения руководящего состава, специалистов органов управления по делам ГОЧС, населения и сил областной подсистемы РСЧС по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принимать меры по совершенствованию системы подготовки и обучения.
Руководителям органов управления по делам ГОЧС городов, районов и объектов экономики осуществлять поиск новых форм работы с руководителями предприятий, организаций и учреждений, направленных на необходимость создания (совершенствования) новой учебно-материальной базы.
VII. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Руководителям муниципальных образований, организаций, учреждений и предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, председателям комиссий по чрезвычайным ситуациям:
не допускать сокращения существующего фонда убежищ и противорадиационных укрытий;
принять меры к освежению средств индивидуальной защиты и приборов радиационной и химической разведки;
продолжать совершенствование приемов и способов эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
Вести активную работу по поиску путей возможного сокращения сроков проведения эвакомероприятий, особенно в районах с потенциально опасными объектами экономики.
Во исполнение Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и в целях повышения качества разделов инженерно-технических мероприятий ГОЧС проектно-сметной документации главному управлению по делам ГОЧС совместно с областным центром лицензирования строительной деятельности организовать предоставление проектным организациям области лицензий на право разработки раздела инженерно-технических мероприятий ГОЧС.
Начальнику областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:
продолжить обеспечение метеостанций, находящихся на территории области, современными приборами для измерения уровней радиации взамен устаревших;
завершить освежение комплектов индикаторных средств и элементов питания для приборов радиационной и химической разведки.
Комитету по природоохранной деятельности и мониторингу окружающей среды администрации области:
проводить анализ и оценку влияния стихийных бедствий (засуха, ураганы, град) и их последствий на сельское хозяйство с использованием космической съемки;
продолжить работу по формированию Оренбургской территориальной подсистемы Единой государственной системы контроля радиационной обстановки в соответствии с техническим заданием;
провести в марте-мае 2001 года оперативную съемку паводковых территорий области, с предоставлением информации для работы противопаводковой комиссии администрации области, анализ паводковых ситуаций.
Начальнику коммунально-технической службы ГОЧС области:
в 2001 году продолжить подготовку объектов, приспосабливаемых для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и автотранспорта, к выполнению работ;
осуществлять постоянный контроль состояния канализационных очистных сооружений.
Начальнику службы медицины катастроф:
продолжать пополнение резерва лекарственных средств и расходного медицинского имущества для ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций, в частности, приобрести лекарственные препараты для йодопрофилактики и антидоты;
не допускать перераспределения финансовых средств, выделенных для Центра медицины катастроф;
организовать взаимодействие Орского филиала Центра медицины катастроф с поисково-спасательной службой г.Орска и ООО "Сова" (поисково-спасательное подразделение г.Новотроицка).
Начальникам гражданской обороны городов и районов области во исполнение требований "Временной инструкции о порядке учета и содержания защитных сооружений гражданской обороны", утвержденной Министром МЧС России от 27 августа 1998 г. N 33-2273-8, организовать в I квартале 2001 года:
учет защитных сооружений ГО с присвоением инвентарных номеров в соответствии с нумерацией защитных сооружений городов (районов) области;
повторную ревизию всего имеющегося фонда убежищ V класса, подвальных помещений, включая подземные гаражно-строительные кооперативы и стоянки автотранспорта, с целью приспособления их для укрытия населения.
Начальникам гражданской обороны химически опасных объектов:
обеспечить работающий персонал средствами индивидуальной защиты;
организовать проведение занятия с начальниками постов радиационно-химического наблюдения;
обеспечить оснащение дежурных диспетчерских служб метеокомплектами для определения направлений и скорости ветра, средствами связи и оповещения, средствами индивидуальной защиты и стендами с необходимой документацией;
дооборудовать системы постановки водяных завес;
установить ограждения мест хранения аварийно химически опасных веществ;
оборудовать компрессорные цеха системами контроля уровня загазованности.
Начальникам гражданской обороны объектов экономики, предприятий и учреждений области в течение года провести оснащение постов радиационного и химического наблюдения приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, метеокомплектами, средствами индивидуальной защиты.
Начало учебного года определить с 3 января 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.