Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Оренбургской области
от 23 февраля 2001 г. N 19-п
Программа
по улучшению условий и охраны труда
в Оренбургской области
на 2001-2005 годы
Паспорт
программы по улучшению условий и охраны труда
в Оренбургской области на 2001-2005 годы
Наименование Программы - программа по улучшению условий и охраны труда в Оренбургской области на 2001-2005 годы
Основание для разработки Программы - Закон Оренбургской области "Об охране труда в Оренбургской области" от 21 июня 1996 года и распоряжение главы администрации области от 21.12.99 N 1147-р "О примерном перечне законодательных работ администрации области на 2000 год"
Заказчик Программы - администрация Оренбургской области
Исполнители и соисполнители Программы - главное управление по труду администрации Оренбургской области, центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Оренбургской области, Оренбургский центр стандартизации, метрологии и сертификации, Оренбургское управление Госгортехнадзора России и другие органы исполнительной власти и надзора, Совет федерации профсоюзов Оренбургской области
Разработчик Программы - главное управление по труду администрации Оренбургской области
Сроки реализации Программы - 2001-2005 годы
Основные мероприятия Программы - нормативно-правовое обеспечение условий и охраны труда;
организационное обеспечение охраны труда;
информационное обеспечение в области охраны труда. Обучение руководителей, специалистов и работников организаций, подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
обеспечение средствами индивидуальной защиты
Контроль за реализацией Программы - главное управление по труду администрации Оренбургской области
Ожидаемые конечные результаты Программы - снижение производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, сокращение расходов и улучшение социального положения работников
Список сокращений,
принятых в программе по улучшению условий и охраны труда
в Оренбургской области на 2001-2005 годы
СФПО - Совет федерации профсоюзов Оренбургской области
Программа - программа по улучшению условий и охраны труда в Оренбургской области на 2001-2005 годы
главное управление по труду - главное управление по труду администрации Оренбургской области
органы по труду - органы по труду администраций муниципальных образований
ЦГСЭН - центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Оренбургской области
Госгортехнадзор - Оренбургское управление Госгортехнадзора России
ГИТ - Государственная инспекция труда в Оренбургской области
Закон - Закон Оренбургской области "Об охране труда в Оренбургской области" от 21 июня 1996 года
ФЗ "Об обязательном социальном страховании..." - Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ
ОЦСМС - Оренбургский центр стандартизации, метрологии и сертификации
Введение
Основание для разработки программы по улучшению условий
и охраны труда в Оренбургской области на 2001-2005 годы
Программа разработана главным управлением по труду администрации Оренбургской области при участии заинтересованных органов исполнительной власти, органов управления, надзора и контроля, профсоюзов и организаций области в целях обеспечения реализации Закона Оренбургской области "Об охране труда в Оренбургской области" от 21 июня 1996 года и распоряжения главы администрации области от 21.12.99 N 1147-р "О примерном перечне законодательных работ администрации области на 2000 год".
Программа направлена на совершенствование системы государственного управления охраной труда, соответствующей действующему законодательству, новым экономическим и трудовым отношениям; обеспечение условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, государственных гарантий и правовой защиты работающих в области условий и охраны труда; предупреждение и профилактику производственного травматизма, профессиональных заболеваний.
Данная Программа обеспечивает преемственность программы по улучшению условий и охраны труда на 1998-2000 годы в Оренбургской области в части реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.
Приоритетные направления и отдельные разделы Программы могут подлежать ежегодному корректированию с учетом социально-экономического развития области, а также на основе полученных результатов различных разработок, проводимых по вопросам охраны и условий труда.
1. Характеристика состояния условий и охраны труда
в основных отраслях экономики области за 1999-2000 годы
Состояние условий труда работников в основных отраслях экономики области характеризуется следующими данными:
в промышленности, строительстве, транспорте и связи из 267 тысяч человек, занятых в производстве, 22,3 процента работают в неблагоприятных условиях;
из 60 тысяч человек, занятых в организациях государственной и муниципальной форм собственности, в неблагоприятных условиях работают 10,4 процента;
из 93,3 тысячи работников, занятых в организациях частной формы собственности, 31 процент заняты в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам;
в организациях других форм собственности заняты 113,7 тысячи работников, в том числе 21,3 процента работают в неблагоприятных условиях труда.
В основных отраслях экономики из 96,1 тысячи работающих женщин (36 процентов от общего числа работающих) 15 процентов трудятся в неблагоприятных условиях. В целом по области за работу в неблагоприятных условиях труда 121,4 тысячи человек получают компенсации, или 45,4 процента от работающих в основных отраслях экономики.
Основным показателем, характеризующим состояние охраны труда, является уровень производственного травматизма. В соответствии с данными Оренбургского областного комитета государственной статистики Госкомстата России в 1999 году в нашей области пострадало от несчастных случаев на производстве 3177 человек, в том числе 707 женщин и 22 подростка.
По основным отраслям экономики данные по общему травматизму следующие:
в промышленности численность пострадавших составила 898 человек;
в сельском хозяйстве - 1586 человек;
на транспорте - 199 человек;
в связи - 25 человек.
Уровень производственного травматизма (число пострадавших на 1000 работающих) в целом по области составляет 6,0, в промышленности - 4,8, в сельском хозяйстве - 11,2, транспорте - 4,3, связи - 1,8. За 1999 год на производстве погибло 110 человек, за 2000 год по оперативным данным погибло 100 человек.
Анализ состояния производственного травматизма в районах и городах области показывает, что наиболее высокий его уровень в Ташлинском районе - 27,6 (почти в 5 раз выше областного), Сакмарском районе - 16,8 (в 2,8 раза), Грачевском районе - 15,9 (в 2,7 раза), в Новосергиевском и Курманаевском районах - 12,6 (в 2,1 раза), Переволоцком районе - 12,3 (в 2 раза), в г.Орске - 6,1, г.Гае - 5,7, г.г.Абдулино, Оренбурге - 5,0, г.Сорочинске - 4,6.
В 1999 году наибольшее количество смертельных случаев имело место в промышленности (43) и сельском хозяйстве (40). За I полугодие 2000 года в этих отраслях погибло 13 и 7 человек, в 1999 году за этот период времени, соответственно, 19 и 14.
Наибольшее количество несчастных случаев со смертельным исходом произошло в городах Новотроицке - 18, Оренбурге - 16, Орске - 9, в районах: Кувандыкском - 6, Северном - 4, Тюльганском - 4, Оренбургском и Сорочинском по 3 случая.
Причин, способствующих сохранению высокого уровня производственного травматизма в нашей области, много, но главными из них являются такие, как неудовлетворительная организация работ, нарушение трудовой и производственной дисциплины, необученность исполнителей и организаторов работ, нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств и оборудования, неприменение средств индивидуальной защиты. Все это подтверждается многочисленными фактами, изложенными в актах расследования. А в целом - это свидетельство пренебрежения многими руководителями и работниками требованиями обеспечения и соблюдения безопасности при проведении работ.
Продолжает оставаться высоким число вновь выявленных профессиональных заболеваний. Профзаболевания в 1999 году впервые установлены у 46 работников (в 1998 году - 47). Ведущей патологией являются заболевания органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, болезни, связанные с повышенным шумом и вибрацией.
Наиболее высокие показатели профзаболеваемости на Гайском горнообогатительном комбинате (28 случаев) и организациях черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности.
Основными причинами высокого уровня профзаболеваний продолжают оставаться неудовлетворительное техническое состояние технологического и других видов оборудования, несвоевременный его ремонт, применение устаревших технологий.
Наряду с перечисленными причинами, устранение которых требует значительных капитальных вложений, решение многих проблем по охране труда сдерживается отсутствием во многих организациях служб охраны труда. Не отработан механизм, побуждающий организации принимать эффективные меры по обеспечению безопасных условий труда и создающий устойчивую финансово-экономическую основу для реализации требований законов, норм и правил по охране труда.
Не стимулирует работодателя к созданию безопасных условий труда действующая в стране система компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда. Тем или иным видом компенсаций по этим причинам пользуются на территории области более 45,5 процента работающих на производстве, в том числе 21,4 процента пользуются правом выхода на льготную пенсию по условиям труда.
В решении проблем охраны труда недостаточно используются возможности социального партнерства.
В целом для стабилизации создавшегося положения по охране и условиям труда, создания государственной системы обеспечения охраны труда работников на производстве нужны комплексные программные решения на уровне территорий.
2. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
обеспечение здоровых и безопасных условий труда на производстве;
предупреждение и профилактика производственного травматизма;
сохранение жизни и здоровья человека в процессе труда.
Основными задачами Программы являются:
подготовка и реализация нормативных правовых актов в области условий и охраны труда, совершенствование системы государственного управления охраной труда на территории области и методическое руководство работой служб охраны труда организаций;
контроль за соблюдением нормативных правовых актов по условиям и охране труда, предоставлением работникам организаций предусмотренных законодательством компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;
совершенствование системы обучения и проверки знаний руководителей и специалистов в области условий и охраны труда;
проведение совместных действий органов государственного управления охраной труда с работодателями, профсоюзами по улучшению условий и охраны труда.
3. Нормативное обеспечение условий и охраны труда
Мероприятия по этому разделу содержат конкретные предложения по созданию новой и совершенствованию действующей нормативной базы, направленной на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. В этот раздел включены мероприятия, направленные на стимулирование инициативы руководителей организаций в создании безопасных условий и охраны труда, на приведение нормативных актов, действующих на территории области, в соответствие с федеральным законодательством.
Механизм реализации мероприятий предусмотрен в приложении к Программе (раздел 1).
Финансирование мероприятий предусмотрено осуществить за счет средств областного бюджета, внебюджетного фонда области, средств организаций, фондов охраны труда и других источников финансирования.
Социальный эффект от реализации данного направления - создание законодательной и нормативной базы, соответствующей новым экономическим отношениям и надежно защищающей права и интересы работников в условиях рыночных отношений и закрепляющей законодательно функции и ответственность государства и работодателя за состояние охраны труда и безопасность работников на производстве.
4. Организационное обеспечение охраны труда
Главной целью данного раздела является совершенствование на территории области работы органов управления, надзора и контроля, профсоюзов и организаций системы государственного управления охраной труда областного, городского (районного) уровней.
В разделе отведено важное место контрольным, организационным и административным функциям государственных органов по охране труда, по реализации законодательных и нормативных актов в этой области.
Механизм реализации мероприятий предусмотрен в приложении к Программе (раздел 2).
Финансирование мероприятий предусмотрено осуществлять за счет средств областного бюджета, внебюджетного фонда области.
Реализация данного направления позволит проводить и осуществлять государственную политику по охране труда на территории области, повысить ответственность органов исполнительной власти и работодателей за состояние охраны труда и безопасность работников на производстве.
5. Информационное обеспечение в области охраны труда.
Обучение руководителей, специалистов и работников организаций,
подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда
Главная цель этого раздела - повышение информированности о состоянии условий и охраны труда работодателей и работников, уровня знаний по охране труда у всех участников производства и, как следствие, снижение травм и аварий.
Предполагается продолжить развитие сложившейся системы информационного обеспечения в области охраны труда за счет:
формирования и использования баз данных о состоянии условий и охраны труда;
совершенствования методов и углубления анализа информации по охране труда;
информирования работников и работодателей о состоянии условий и охраны труда, о возможностях и действиях главного управления по труду администрации Оренбургской области через средства массовой информации;
доведения до исполнителей создаваемой нормативно-правовой базы по охране труда;
методического обеспечения, обобщения и распространения опыта работы по охране труда.
Предусматривается создание системы непрерывного обучения в области охраны труда на всех уровнях образования и профессиональной деятельности работника, создание и организация работы областного, городских (районных) учебно-методических центров по обучению и проверке знаний по охране труда у руководителей и специалистов организаций, информации и обеспечению нормативными правовыми актами по охране труда.
Механизм реализации мероприятий предусмотрен в приложении к Программе (раздел 3).
Финансирование мероприятий предусмотрено осуществлять за счет средств областного бюджета, внебюджетного фонда области.
Социальный эффект от реализации данного направления - формирование квалифицированных специалистов по охране труда; распространение передового опыта по обеспечению безопасных условий труда на производстве; снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; удовлетворение потребности организаций в информации, документации по условиям и охране труда.
6. Обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты
Главными целями данного раздела являются:
улучшение обеспечения работников специальной одеждой и обувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты;
разработка новых видов и развитие производства высокоэффективных средств защиты.
Мероприятия предусматривают создание средств и методов защиты работников от воздействия опасных вибрационных и ударных нагрузок, электромагнитного излучения, шумового эффекта, сильнодействующих ядовитых веществ и других вредных или опасных производственных факторов.
Механизм реализации мероприятий предусмотрен в приложении к Программе (раздел 4).
Финансирование мероприятий предусмотрено осуществлять за счет средств областного бюджета, внебюджетного фонда области.
Социальный эффект от реализации данного направления - сохранение жизни, здоровья и повышение работоспособности работников; снижение производственного риска, травматизма и профессиональной заболеваемости.
7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Общее руководство, координацию и контроль за реализацией Программы осуществляет главное управление по труду администрации Оренбургской области. Ответственность за своевременное и полное выполнение конкретных мероприятий Программы несут исполнители и соисполнители.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.