Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Оренбургской области
от 16 марта 2001 г. N 32-п
Программа
сохранения и повышения плодородия почв
Оренбургской области
на 2001-2005 годы
4 октября 2004 г.
См. Закон Оренбургской области от 22 декабря 2005 г. N 2867/507-III-ОЗ "О программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Оренбургской области на 2006-2010 годы"
О государственном регулировании обеспечения плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области см. Закон Оренбургской области от 21 ноября 2005 г. N 2728/480-III-ОЗ
Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2001 г. N 780 утверждена Федеральная целевая программа "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы"
Программа сохранения и повышения плодородия почв Оренбургской области на 2001-2005 годы "Плодородие" разработана департаментом администрации области по вопросам агропромышленного комплекса и согласована с:
департаментом администрации области по вопросам экономики
(директор департамента Н.А.Прокофьева) 22.12.2000
финансовым управлением администрации области
(начальник управления В.М.Бачурин) 12.01.2001
комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Оренбургской области
(председатель комитета И.А.Новоженин) 05.10.2000
Комитетом природных ресурсов по Оренбургской области
(председатель М.В.Кирсанов) 20.10.2000
управлением "Оренбургмелиоводхоз"
(начальник управления М.М.Пеннер) 17.10.2000
Всероссийским научно-исследовательским институтом
мясного скотоводства
(заместитель директора В.И.Левахин) 24.10.2000
Оренбургским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства
(директор Г.И.Бельков) 09.10.2000
Государственным центром агрохимической службы "Оренбургский"
(директор И.А.Батурин) 16.10.2000
Оренбургским землеустроительным проектно-изыскательским предприятием
(директор Н.В.Клевцов) 05.10.2000
комитетом по природоохранной деятельности и мониторингу окружающей
среды администрации области
(председатель В.Ф.Куксанов) 12.10.2000
Содержание
Паспорт программы
сохранения и повышения плодородия почв Оренбургской области на
2001-2005 годы "Плодородие"
Наименование программы - программа сохранения и повышения плодородия почв Оренбургской области на 2001-2005 годы "Плодородие"
Дата принятия решения о разработке программы - приказ по департаменту администрации области по вопросам АПК N 35 от 24.07.2000
Заказчик программы - департамент администрации области по вопросам АПК
Основные разработчики программы - департамент администрации области по вопросам АПК; комитет по земельным ресурсам и землеустройству Оренбургской области; управление "Оренбургмелиоводхоз"; государственный центр агрохимической службы "Оренбургский"; Оренбургское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие
Цель программы - сохранение и повышение природно-ресурсного потенциала сельского хозяйства области для восстановления и увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции
Сроки реализации программы - 2001-2005 годы
Основные мероприятия программы - внутрихозяйственное землеустройство на адаптивной основе - 305 проектов; контурно-ландшафтное земледелие - 35 проектов; залужение малопродуктивной пашни - 300 тыс. га; лесомелиорация - 13,8 тыс. га; комплексное агрохимическое обследование почв - 3710 тыс. га; комплексное агрохимическое окультуривание полей - 150 тыс. га; мелиорация земель - 14,8 тыс. га; противоэрозионные сооружения - 5 проектов; научное обеспечение - 10000 тыс. рублей
Исполнители основных мероприятий - департамент администрации области по вопросам АПК; финансовое управление администрации области; управление "Оренбургмелиоводхоз"; государственный центр агрохимической службы "Оренбургский"; Оренбургское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие; Комитет природных ресурсов по Оренбургской области; другие организации и творческие коллективы
Источники и объемы финансирования - всего - 1822790,3 тыс. рублей, в т.ч.: федеральный бюджет - 304685,9 тыс. рублей, областной бюджет - 242904,4 тыс. рублей, местный бюджет - 582150,0 тыс. рублей, средства хозяйств - 693050,0 тыс. рублей
Основные результаты реализации программы (прогноз) - повышение жизненного уровня населения;
обеспечение экологической и продовольственной безопасности области;
увеличение производства сельскохозяйственной продукции;
предотвращение снижения плодородия почв;
ослабление отрицательного влияния природных факторов на сельскохозяйственное производство;
повышение устойчивости агроландшафтов к природно-антропогенным нагрузкам;
снижение сроков окупаемости затрат на комплекс мер по улучшению сельскохозяйственных угодий
Организация контроля за исполнением программы - общий контроль за ходом исполнения программы "Плодородие" осуществляет департамент администрации области по вопросам АПК, а по отдельным мероприятиям - соответствующие службы в пределах их компетенции
1. Обоснование, цель и задачи программы
Агропромышленный комплекс области располагает 10628,5 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, в том числе 6105,8 тыс. гектаров пашни. Однако значительная часть этой площади находится в достаточно жестких климатических условиях и имеет низкое естественное почвенное плодородие.
Почти половина пашни характеризуется низким содержанием гумуса. В результате эрозионных процессов наблюдается резкое уменьшение мощности гумусного горизонта и содержания в нем гумуса. По содержанию питательных элементов около 2000 тыс. гектаров пашни имеют очень низкое и низкое содержание фосфора, а 2500 тыс. гектаров обеспечены им в недостаточной степени. Около 600 тыс. гектаров имеют очень низкое и низкое содержание калия. Более 700 тыс. гектаров солонцовых или засоленных почв. На значительных площадях активно проявляются процессы водной и ветровой эрозий. Все это лимитирует урожайность сельскохозяйственных культур, выращиваемых на этих землях.
Поэтому необходима программа, предусматривающая на государственном уровне мероприятия по сохранению и повышению плодородия почв области и их выполнение.
Программа сохранения и повышения плодородия почв Оренбургской области на 2001- 2005 годы "Плодородие" (далее именуется - программа "Плодородие") разработана на 2001-2005 годы и представляет собой дальнейшее развитие Государственной комплексной программы повышения плодородия почв Оренбургской области на 1997-2000 годы. В программу включены материалы, представленные Оренбургским землеустроительным проектно-изыскательским предприятием, государственным центром агрохимической службы "Оренбургский", управлением "Оренбургмелиоводхоз", комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Оренбургской области, другими организациями.
Программа разработана на основе Федерального закона "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ, рекомендаций Минсельхозпрода России "О финансировании мероприятий Программы "Плодородие" в 2000 году N 2-22/1913 от 28 октября 1999 года. В ней учтены основные положения Системы устойчивого ведения сельского хозяйства Оренбургской области, одобренной постановлением правительства области от 29.01.99 N 2-п, агроэкологические условия, особенности современного состояния, необходимость стабилизации и развития агропромышленного производства в области. Цель программы заключается в сохранении и повышении природно-ресурсного потенциала сельского хозяйства Оренбургской области для восстановления и увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции.
Основные задачи программы:
1. Определение приоритетов и внедрение комплекса мероприятий, обеспечивающих сохранение и повышение природно-ресурсного потенциала сельского хозяйства Оренбургской области.
2. Стабилизация и увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции на основе применения комплекса агроэкологических мероприятий.
2. Основные итоги выполнения Государственной
комплексной программы повышения плодородия
почв Оренбургской области за 1997-1999 годы
Государственная комплексная программа повышения плодородия почв Оренбургской области на 1997-2000 годы была разработана главным управлением сельского хозяйства, рассмотрена и одобрена коллегией управления (протокол N 4 от 09.04.97) и утверждена распоряжением главы администрации области (от 26.08.97 N 750-р), в котором были утверждены основные направления, объемы работ по годам и источники финансирования мероприятий по поддержанию и восстановлению плодородия почв.
Реализация программы позволила обеспечить необходимую координацию работ по сохранению и повышению плодородия почв между сельхозтоваропроизводителями, землеустроительными, агрохимическими, мелиоративными, научными и другими организациями и в основном сохранить научно-производственный потенциал.
Основными подрядчиками по разработке проектно-сметной документации были государственный центр агрохимической службы "Оренбургский", управление "Оренбургмелиоводхоз", Оренбургское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие. Работы выполняли подразделения ассоциации "Агропромхимия", сельхозтоваропроизводители и другие организации.
По залужению малопродуктивной пашни при задании разработки проектов на площади 16,5 тыс. гектаров их было составлено на 26,2 тыс. гектаров и освоено на площади 24,3 тыс. гектаров. Стоимость работ, выполненных по освоенным проектам, составила 48847 тыс. рублей. В 2000 году планировалось разработать и освоить проекты на площади 25,0 тыс. гектаров (таблица 1).
По комплексному агрохимическому окультуриванию полей (далее именуется - КАХОП) из запланированных проектов на площади 49,0 тыс. гектаров их было составлено на 67,6 тыс. гектаров, а освоено на площади 38,7 тыс. гектаров. Стоимость работ, выполненных по освоенным проектам, составила 46579 тыс. рублей. На 2000 год планировалось разработать и освоить проекты на площади 14,0 тыс. гектаров.
Проектно-изыскательские работы по комплексному агрохимическому обследованию почв проведены на площади 2630,7 тыс. гектаров, при задании 2589,0 тыс. гектаров.
Стоимость выполненных работ составляет 15700 тыс. рублей. В 2000 году планировалось выполнение работ на площади 860 тыс. гектаров общей стоимостью 5500 тыс. рублей.
В рамках выполнения работ по программе выявлено 612,7 тыс.гектаров малопродуктивных и сильно эродированных земель, которые в первую очередь подлежат залужению. По этим площадям определена потребность в удобрениях и семенах многолетних трав. Стоимость выполненных работ составила 1078 тыс.рублей. В 2000 году по 35 районам области выполнены работы по выявлению ограниченно пахотопригодных земель. Стоимость работ составила 1000 тыс.рублей.
Работы по реконструкции оросительных систем проведены на площади 750 гектаров на сумму 17600 тыс. рублей. Построено противоэрозионных гидросооружений на сумму 17000 тыс. рублей. В 2000 году планировалось выполнить эти работы на площади 917 гектаров. Общая стоимость работ составляет 25450 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий по повышению плодородия почв областного значения и научно-исследовательских работ носило разовый характер (1997 год - договор с Московской сельскохозяйственной академией им. К.А. Тимирязева, 1998 год - договоры с ОНИИСХ, ОГАУ, ВНИИМС, 1999 год - договор с Оренбургским землеустроительным проектно-изыскательским предприятием и т.д.).
В 1999 году поступление земельного налога и арендной платы за землю в консолидированный бюджет составило 197025 тыс. рублей. На работы, связанные с повышением плодородия почв, израсходовано 76052 тыс.рублей, или 38,6% поступивших средств.
Из общей суммы земельного налога и арендной платы за землю в областной бюджет поступило 31248 тыс. рублей. На работы, связанные с повышением плодородия почв, израсходовано 7998 тыс. рублей, или 25,6% поступивших средств. Из 7998 тыс. рублей расходы на проектно-изыскательские работы по комплексному агрохимическому обследованию почв составили 5237,5 тыс. рублей, или 65,5%. Оставшиеся средства использованы в основном на реконструкцию Городищенской государственной оросительной системы (1068 тыс. рублей) и составление областной карты деградированных земель на изъятие из севооборотов малопродуктивных и сильно эродированных земель (1078 тыс. рублей).
В 1997-1998 годах было аналогичное распределение средств областного бюджета на финансирование работ, запланированных в программе.
Но такие приоритетные мероприятия программы, как залужение 700 тыс. гектаров, оставление в обработке не более 5,0 млн. гектаров не нашли необходимой финансовой поддержки и не были выполнены.
Целенаправленную работу по сохранению и повышению плодородия почв области сдерживали:
1. Низкие ставки земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения, что не способствовало эффективному использованию земель.
2. Отсутствие нормативов использования средств земельного налога и арендной платы за землю на мероприятия по повышению плодородия почв, что не исключало их нецелевого использования на различных уровнях.
3. Отсутствие нормативов использования средств по отдельным мероприятиям программы, что не исключало их выборочного или разового финансирования.
4. Отсутствие четкой системы финансирования работ, оформления договоров, перечня и порядка прохождения различных документов. В программе, разработанной на 2001-2005 годы, и законодательных актах по ее выполнению заложены источники и объемы финансирования мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв, что позволило наполнить ее конкретным содержанием и исполнением.
3. Комплекс приоритетных мероприятий
по сохранению и повышению плодородия почв
Оренбургской области на 2001-2005 годы
Программой "Плодородие" предусматривается сосредоточение основного производства продукции растениеводства на пахотопригодных землях равнинных ландшафтов с полнопрофильными зональными почвами (плакорные агроландшафты). Именно на равнинной пашне в первую очередь возможна интенсификация растениеводства на основе углубленного подхода к агрохимическим показателям почвы (содержание гумуса, NРК, макроэлементов и дефицитных для территории микроэлементов).
На ограниченно пахотопригодных землях склоновых ландшафтов со сложной структурой почвенного покрова, характеризующихся слабой агроэкологической устойчивостью и пониженной биологической продуктивностью, возможности интенсификации невелики. Поэтому на этих почвах производство продукции растениеводства будет обусловлено временной необходимостью, связанной с внедрением интенсивных технологий на равнинной пашне, а в дальнейшем, возможно, и с ростом населения или нехваткой продовольствия.
Непахотопригодные, малопродуктивные в агропроизводственном и биологическом отношениях земли планируется вывести из пашни путем их залужения или залесения. Целесообразность вывода непахотопригодных земель обусловлена тем, что других приемов, позволяющих без значительных затрат восстановить плодородие таких почв, кроме предоставления им периода длительного покоя, пока не существует.
При выборе приоритетных мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв учитывались необходимость защиты почв от эрозии, проведения агрохимических и мелиоративных работ, коренного улучшения сельскохозяйственных угодий, восстановления и улучшения нарушенных угодий, научного обеспечения работ по программе "Плодородие".
Внедрение мероприятий основано на концепции адаптивного растениеводства с соответствующей адаптацией технологий. Объем работ определялся необходимостью выполнения комплекса мероприятий, позволяющих не допустить дальнейшего снижения плодородия почв. Потребность в средствах на программу приведена в таблицах 2 и 3.
В связи с тем, что реконструкция нарушенных земель, рекультивация и восстановление земель, загрязненных нефтью, нефтепродуктами, другими химическими веществами, производится за счет средств виновных юридических и физических лиц, эти вопросы отдельно в программе не рассматриваются.
3.1. Защита почв от эрозии и природоохранные мероприятия
Эрозия является одним из самых опасных негативных процессов, вызывающих деградацию и уничтожение почвенного покрова и наносящих невосполнимый ущерб земельным ресурсам и окружающей среде.
В области более 4 млн. гектаров пашни расположены на склонах от 1 до 7 градусов и нуждаются в противоэрозионной защите. Идет оврагообразование в северных, западных, центральных и опустынивание в южных и восточных районах области.
Отсутствие эффективных мер по регулированию стока и накоплению почвенной влаги, физическая деградация почв от интенсивной механической обработки и тяжелой техники являются основными причинами развития эрозионных процессов и деградации почв.
В комплексе мер по борьбе с эрозией почв первостепенное место отводится организационно-хозяйственным, агротехническим и лесомелиоративным мероприятиям.
Основные принципы организации территории, оптимальная структура посевных площадей и особенности построения севооборотов, система почвозащитной, ресурсосберегающей обработки почвы и другие мероприятия, позволяющие уменьшить негативное влияние эрозионных процессов, изложены в системе устойчивого ведения сельского хозяйства Оренбургской области. Затраты на указанные мероприятия относятся на себестоимость получаемой продукции и отдельно в программе "Плодородие" не выделяются.
Для защиты почв от эрозии планируется внедрение внутрихозяйственных проектов на основе адаптивного растениеводства и контурно-ландшафтного земледелия, залужение низкопродуктивной пашни и защитное лесонасаждение.
3.1.1. Внутрихозяйственное землеустройство
на адаптивной основе
При разработке и внедрении проектов внутрихозяйственного землеустройства на адаптивной основе решаются задачи по составлению экономически и экологически сбалансированных систем использования земель в процессе сельскохозяйственного производства, включая установление состава и размещения земельных угодий, структуры их использования; составлению системы мелиоративных и природоохранных мероприятий, требующих капитальных вложений в землю; определению приоритетных направлений, объемов, стоимости, экономической и экологической эффективности и очередности осуществления этих мероприятий; расчету проектной мощности земель сельскохозяйственных предприятий и уточнению перспектив их развития; рациональному размещению объектов производственной и социальной инфраструктуры (населенные пункты, производственные центры, дорожная сеть и т.д.); совершенствованию организационно-производственной структуры сельскохозяйственных предприятий; уточнению земель по материалам инвентаризации; по разработке систем севооборотов и земельно-оценочных нормативов, необходимых для решения вопросов, связанных с учетом количества и местоположения земель. На основании проектов внутрихозяйственного землеустройства разрабатываются рабочие проекты на проведение мелиоративных работ по освоению новых земель, улучшению сельскохозяйственных угодий, созданию природоохранных систем.
Необходимость проведения этой работы обусловлена тем, что с 1991 года в ходе земельной реформы произошло значительное перераспределение земель. Сельским администрациям для огородничества, сенокошения и пастьбы индивидуального скота переданы земли площадью 2 млн. гектаров; организовано более 7000 крестьянских и фермерских хозяйств с площадью землепользования 630 тыс. гектаров; создан специальный фонд для беженцев, переселенцев и организации новых крестьянских (фермерских) хозяйств. Перераспределения земель нарушили систему севооборотов, которая предусматривалась разработанными в 1984-1986 годах системами земледелия и землеустройства. В связи с этим планируется в 2001-2005 годах разработать и внедрить 305 проектов внутрихозяйственного землеустройства на сумму 64050 тыс. рублей с финансированием работ за счет средств областного бюджета и хозяйств (таблица 4).
3.1.2. Контурно-ландшафтное земледелие
Мероприятия по организации и ведению контурно-ландшафтного земледелия выделены в отдельный раздел в связи с тем, что имеют самостоятельное почвосберегающее значение и могут осуществляться на уровне водосборов, отдельных ландшафтов и крупных фрагментов ландшафтов с целью их противоэрозионной защиты, а так же сохранения и повышения земельно-ресурсного потенциала склоновой пашни. В области разработаны проекты-модели контурно-ландшафтного земледелия для пахотных эродированных земель, расположенных на склонах крутизной до 5 градусов, обеспечивающие уменьшение эрозионных процессов, стабилизацию гумусового состояния, повышение экологической устойчивости агроландшафтов.
За 2001-2005 годы планируется разработать 35 проектов внутрихозяйственного землеустройства с элементами контурно-ландшафтного земледелия, в том числе 5 проектов по Ташлинскому району, остальные 30 проектов планируется выполнить по заказам хозяйств, расположенных в разных природно-сельскохозяйственных районах области, для выявления эффективности мероприятий в зональном аспекте и достижения максимального демонстрационного эффекта. Объемы работ по разработке проектов приведены в таблице 5. По этим проектам противоэрозионная защита будет выполнена на площади 350 тыс. гектаров.
3.1.3. Лесомелиорация
По материалам государственного учета лесного фонда лесистость области составляет 4,4%. Ниже этот показатель только в Республике Калмыкия (0,2%), Ставропольском крае (1,5%), Астраханской (1,9%), Ростовской (2,4%) и Волгоградской (4,3%) областях. Для восстановления климаторегулирующей и защитной функций доля защитных и иных насаждений (включая естественные леса области) должна быть доведена как минимум до 10%.
Лесхозы области имеющимися силами и средствами способны ежегодно осуществлять защитное лесоразведение на площади 1800 гектаров. Для защиты территории от эрозии и остановки прогрессирующего иссушения такими темпами потребуется более 250 лет. Поэтому необходимо в ближайшие 3-5 лет решить вопрос улучшения материально-технической базы лесхозов области, чтобы ежегодно увеличивать площадь защитных насаждений в пределах 5 тыс. гектаров.
Объемы лесомелиоративных работ и источники финансирования приведены в таблицах 6 и 6.1. За 2001-2005 годы в области планируется увеличить площадь лесонасаждений, включая закладку лесов при организации контурно-ландшафтного земледелия, на 13,8 тыс. гектаров. Стоимость лесомелиоративных работ составит 117107 тыс. рублей. Дополнительно будет разработано 68 проектов общей стоимостью 3372,8 тыс. рублей.
3.1.4. Залужение низкопродуктивной пашни
Правовой основой для перевода низкопродуктивной пашни в пастбищно-сенокосные угодья и восстановления степного ландшафта является постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 555 "Об утверждении Положения о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами".
В 1989 году Оренбургским землеустроительным предприятием была проведена инвентаризация всех земель области в соответствии с Указаниями Минсельхозпрода России о порядке проведения инвентаризации земель в РСФСР. По результатам инвентаризации было выявлено 281,3 тыс. гектаров низкопродуктивной пашни.
В 1999 году по заказу департамента администрации области по вопросам АПК, Оренбургским землеустроительным предприятием проведена работа по выявлению и изъятию из севооборотов площадей низкопродуктивной пашни по всем категориям землепользователей с учетом данных последних почвенных обследований и применением современной методики определения низкопродуктивной пашни. Было выявлено 612,7 тыс. гектаров низкопродуктивной пашни, из них 611,6 тыс. гектаров подлежат залужению, а 1,1 тыс. гектаров - залесению. Для залужения низкопродуктивной пашни на этой площади необходимо 200 тыс. тонн минеральных удобрений в физическом весе и 14,5 тыс. тонн семян многолетних трав.
Перевод низкопродуктивной пашни в улучшенные сенокосы и пастбища осуществляется в области с 1968 года. За период 1968-1999 годов переведено в кормовые угодья 292,3 тыс. гектаров низкопродуктивной пашни, в том числе за 1990-1999 годы - 143,6 тыс. гектаров. В 2000 году планировалось эти работы выполнить на площади 25,0 тыс. гектаров.
За 2001-2005 годы планируется залужить 300,0 тыс. гектаров низкопродуктивной пашни. Стоимость работ составляет 701400 тыс. рублей. (таблицы 7, 7.1, 7.2, 7.3). На эту площадь необходимо разработать 1200 рабочих проектов общей стоимостью 3600 тыс. рублей (таблица 7.4).
При залужении низкопродуктивной пашни составление рабочих проектов и проведение агротехнических работ планируется за счет средств хозяйств, а оплата стоимости минеральных удобрений и семян многолетних трав - за счет средств, поступающих от платы за землю, из местных бюджетов. Стоимость минеральных удобрений учитывается по отпускной цене завода - изготовителя за вычетом компенсации из федерального бюджета.
3.2. Агрохимическое обеспечение почв
Резервы естественного плодородия почв в основном исчерпаны. Без использования удобрений и средств защиты растений практически невозможно получать необходимое количество сельскохозяйственной продукции. В засушливых условиях Оренбургской области применение удобрений является одновременно средством увеличения урожайности и способом борьбы с засухой, так как удобренные посевы лучше переносят неблагоприятные погодные условия.
При возделывании сельскохозяйственных культур без применения удобрений в почву возвращается только 15-20% основных элементов питания растений от вынесенных с урожаем и восстанавливается 35-40% минерализованного гумуса. Достижение бездефицитных баланса гумуса и основных элементов питания возможно прежде всего за счет внесения органических и минеральных удобрений. Правильно рассчитать дозы их применения можно только по результатам комплексного агрохимического обследования почв.
Примерные нормы элементов питания, их распределение на дозы по срокам и способам внесения под ведущие полевые культуры в условиях области приведены в системе устойчивого ведения сельского хозяйства Оренбургской области. Поэтому особенности применения удобрений в программе не рассматриваются, а обосновано только выполнение работ по комплексному агрохимическому окультуриванию полей.
3.2.1. Комплексное агрохимическое обследование почв
Комплексное агрохимическое обследование почв сельскохозяйственных угодий проводится с целью контроля и оценки изменения плодородия почв, характера и уровня загрязнения под воздействием антропогенных факторов и создания банка данных полей согласно Методическим указаниям по проведению комплексного агрохимического обследования почв сельскохозяйственных угодий.
По данным агрохимических обследований за 1965-1997 годы процент содержания гумуса в почвах области снизился: по северной зоне на 0,7%, западной - 0,4%, центральной - 0,5%, юго-западной, южной и восточной зонах - 0,2%; в среднем по области - на 0,4%. Обеспеченность почв общим азотом составляет - 102 мг (низкая), подвижным фосфором - 23 мг (средняя) и обменным калием - 331 мг (повышенная) на 1 кг почвы. По зонам области содержание общего азота изменяется от 81 мг до 125 мг, подвижного фосфора от 16 мг до 27 мг и обменного калия от 275 мг до 422 мг на 1 кг почвы.
Учет этих показателей необходим при разработке системы внесения удобрений, обеспечивающей сохранение и повышение плодородия почв, получение высоких и стабильных урожаев сельскохозяйственных культур. Кроме того, эти материалы необходимы для разработки технологии производства продукции высокого качества, выявления реальных и потенциальных источников загрязнения почв агрохимическими токсикантами и технологическими загрязнителями с целью предотвращения или снижения их негативного воздействия на состояние агроценозов и качество сельскохозяйственной продукции.
В 2001-2005 годах планируется продолжить проектно-изыскательские работы по комплексному агрохимическому обследованию почв и выполнить их на площади 3710 тыс. гектаров. Общая стоимость работ составляет 53790,5 тыс. рублей (таблица 8).
3.2.2. Комплексное агрохимическое окультуривание полей
До 1991 года за счет внесения органических и минеральных удобрений в области поддерживался положительный или близкий к положительному баланс питательных веществ в почве. Но в последующие годы применение удобрений резко сократилось. Так, за 1991-1995 годы среднегодовой объем внесения органических удобрений составил - 2,7 млн. тонн, а за 1996-1999 годы - 0,7 млн. тонн в физическом весе, минеральных удобрений - 39,5 и 5,3 тыс. тонн в действующем веществе, соответственно по годам. В среднем за 1991-1999 годы на 1 гектаре пашни внесено по 0,3 тонн органических удобрений и по 4 кг в действующем веществе минеральных удобрений.
По данным научных учреждений и государственного центра агрохимической службы "Оренбургский" для обеспечения бездефицитных баланса гумуса и основных питательных веществ необходимо ежегодно вносить не менее 4-8 тонн на 1 гектар пашни навоза и 30 кг по действующему веществу минеральных удобрений.
В области имеется возможность ежегодного внесения в почву 5 млн. тонн навоза и до 1 млн. тонн соломы.
Наилучшие результаты в сохранении и повышении плодородия почв дает комплексный подход, основанный на максимально полном использовании ресурсов органических удобрений, рациональном применении минеральных туков и проведении необходимых мелиоративных мероприятий. Эти задачи решаются при полном выполнении технологии КАХОП.
За 2001-2005 годы работы по комплексному агрохимическому окультуриванию полей планируется выполнить на площади 150 тыс. гектаров. Общая стоимость работ составляет 443700 тыс. рублей (таблица 9). Затраты на отдельные виды работ приведены в таблицах 9.1, 9.2 и 9.3. На эту площадь необходимо разработать 600 рабочих проектов общей стоимостью 1800 тыс. рублей (таблица 9.4).
При выполнении работ по комплексному агрохимическому окультуриванию полей внесение органических удобрений планируется финансировать за счет средств, поступающих от платы за землю в доход местных бюджетов, а остальные работы и составление рабочих проектов - за счет средств землепользователей.
3.3. Мелиорация земель и противоэрозионные сооружения
В засушливых условиях орошение является самым эффективным средством развития растениеводства. В то время, когда система агроприемов смягчает влияние засухи, поливное земледелие обеспечивает получение высоких урожаев независимо от климатических условий.
В области имеется 73,4 тыс. гектаров орошаемых земель. В обычные по увлажнению годы продуктивность орошаемого гектара в 4,5-5,0 раз превышает продуктивность богарного гектара, а в сухие годы с поливного гектара получают кукурузы в 10-15 раз, сеяных трав в 5-10 раз и картофеля в 7-12 раз больше, чем с богарного гектара.
Но за последние годы произошло довольно резкое снижение эффективности орошаемого земледелия в области. Практически прекращены работы по реконструкции и ремонту оросительных систем, не обновляется парк дождевальных машин и насосно-силового оборудования, в хозяйствах не хватает средств для оплаты за электроэнергию и ГСМ для полива. В результате 60% площадей исключено из полива, а полив основной площади проводится оросительными нормами, заниженными в 2-3 раза, и без применения минеральных удобрений. Орошаемые площади под картофелем и овощами сократились с 11,0 до 4,2 тыс. гектаров, а производство продукции на этих землях - более чем в 3 раза.
В 2001-2005 годах основное внимание будет уделено качественному улучшению имеющегося мелиоративного фонда. Планируется провести реконструкцию орошаемых земель на площади 14,8 тыс. гектаров. При этом основной объем финансирования из областного бюджета предусматривается на внутрихозяйственные системы. Объемы работ по годам и источники финансирования приведены в таблице 10.
В общий комплекс по мелиорации земель входит строительство противоэрозионных гидротехнических сооружений, предназначенных для предотвращения водной эрозии почв. Эти работы планируется в 2001-2005 годах выполнить на сумму 35000 тыс. рублей (таблица 10.1).
3.4. Научное обеспечение
Проводимые в рамках реализации программы "Плодородие" мероприятия нуждаются в глубоком научном обосновании. В 1999 году постановлением правительства области одобрена система устойчивого ведения сельского хозяйства Оренбургской области. Но в ней не отражены особенности адаптивно-ландшафтных систем земледелия области; структура посевных площадей составлена без учета последних данных по изъятию из пашни деградированных и уточнению площадей ограниченно-пахотопригодных земель.
Необходима научная проработка вопросов эффективного залужения и мелиорации выводимых из пашни деградированных земель, рационального использования ограниченно пахотопригодной пашни.
Недостаточное внимание уделялось оценке земельных ресурсов области в соответствии с современными требованиями по их охране и рациональному использованию. Последний обобщенный материал о состоянии почв по зонам области приведен в монографии "Почвы Оренбургской области", изданной в 1972 году.
Специалисты департамента администрации области по вопросам АПК и соответствующих служб, не имея обобщенных данных о состоянии почв, не всегда могут принимать правильные решения, а сельхозтоваропроизводители - эффективно внедрять мероприятия по сохранению и повышению плодородия почв. Поэтому планируется целенаправленная работа по научному обеспечению программы "Плодородие".
Основное внимание будет уделяться разработке новых методов и систем управления плодородием почв, созданию и освоению перспективных ресурсосберегающих технологий и техники, внедрению ландшафтных систем земледелия и другим разработкам, обеспечивающим устойчивое получение сельскохозяйственной продукции высокого качества, сохранение и повышение плодородия почв. При формировании тематики исследований предпочтение будет отдаваться завершению ранее начатых работ, обобщению имеющихся и вновь полученных материалов, подготовке и изданию научной продукции (книг, карт, рекомендаций и т.д.), доведению информации до непосредственных исполнителей работ. На эти цели ежегодно планируется 2000 тыс. рублей (таблица 11).
4. Организация выполнения мероприятий программы,
финансирование и оплата работ
Выполнение программы сохранения и повышения плодородия почв Оренбургской области на 2001-2005 годы "Плодородие" организуется департаментом администрации области по вопросам АПК, органами управления агропромышленным комплексом администраций районов и городов, при непосредственном участии землепользователей. Департамент администрации области по вопросам АПК является генеральным заказчиком и координирует работу всех организаций, участвующих в выполнении заложенных в программу "Плодородие" мероприятий.
Генеральный заказчик определяет на конкурсной основе подрядчиков по выполнению мероприятий программы "Плодородие" с правом привлечения, в случае необходимости, субподрядчиков. Привлечение в качестве исполнителей настоящей программы предприятий, учреждений и организаций, не являющихся структурными подразделениями администрации Оренбургской области, осуществляется по согласованию или на договорной основе.
Финансирование программы "Плодородие" осуществляется за счет средств платы за землю, зачисляемых в доходы бюджетов всех уровней (федеральный, областной, местный), и средств хозяйств. Финансирование мероприятий программы из областного бюджета осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели Законом Оренбургской области "Об областном бюджете" по разделу "Сельское хозяйство и рыбоводство", подразделу "Земельные ресурсы", код 802, статья 1 "Мероприятия по улучшению землеустройства и землепользования", за счет средств земельного налога, вид расходов 212, целевая статья 344. В 2001 году на эти цели предусмотрены расходы в сумме 40200 тыс. рублей.
Привлечение средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, а также средств предприятий, учреждений и организаций, не являющихся структурными подразделениями администрации Оренбургской области, осуществляется по согласованию или на договорной основе.
Мероприятия программы "Плодородие" реализуются департаментом администрации области по вопросам АПК путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых на эти цели средств из бюджетов всех уровней (федерального, областного и местного). Оплата работ, предусмотренных программой "Плодородие", осуществляется генеральным заказчиком в соответствии с заключенными договорами, утвержденными сметами и актами сдачи-приемки выполненных работ в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального, областного и местного бюджетов.
Отчетность об использовании выделяемых на выполнение мероприятий программы "Плодородие" средств осуществляется в установленные для принятия отчетов об исполнении бюджетов сроки.
Генеральный заказчик несет ответственность за целевое использование бюджетных средств в установленном законодательством порядке, а исполнители - в соответствии с заключенными договорами.
Средства, использованные не по назначению, изымаются в соответствующие бюджеты с дальнейшим направлением их на выполнение мероприятий программы "Плодородие".
5. Контроль за исполнением программы
Общий контроль за реализацией программы "Плодородие" осуществляет департамент администрации области по вопросам АПК.
Контроль за исполнением мероприятий, предусмотренных программой "Плодородие", осуществляется соответствующими организациями в пределах их компетенции, определенной Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 года N 1362, а также органами местного самоуправления.
Контроль за целевым использованием средств, выделяемых на выполнение мероприятий, предусмотренных программой "Плодородие", осуществляется финансовыми органами и счетной палатой области.
1. Основные итоги
выполнения Государственной комплексной программы повышения
плодородия почв Оренбургской области за 1997-1999 годы
----------------------------------------------------------------------------------------------------
|1997 год | 1998 год | 1999 год |Всего за 1997- | 2000 год
| | | |1999 годы | (план)
|-------------+-------------+-------------+---------------+------------------
Мероприятия |Объем |Стои- |Объем |Стои- |Объем |Стои- |Объем |Стои- | Объем |Стои-
|работ,|мость |работ,|мость |работ,|мость |работ,|мость | работ,|мость
|тыс.га|работ,|тыс.га|работ,|тыс.га|работ,|тыс.га|работ, | тыс.га|работ,
| |тыс. | |тыс. | |тыс. | |тыс. | |тыс.
| |рублей| |рублей| |рублей| |рублей | |рублей
----------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Залужение мало- * * * * *
продуктивной паш-
ни - всего (1.1. +
1.3.), 1903 3570 43522 48995 47650
в том числе:
1.1. Составлено ра-
бочих проектов 2,0 3 3,8 23 20,4 122 26,2 148 25,0 150
1.2. Стоимость залу-
жения по проектам 2,0 1900 3,8 4302 20,4 43600 26,2 49802 25,0 47500
1.3.Стоимость залу-
жения по освоенным
проектам 2,0 1900 3,6 3547 18,7 43400 24,3 48847 25,0 47500
2. Изъятие из сево-
оборотов малопро-
дуктивных и сильно-
эродированных
земель - - - - 612,7 1078 612,7 1078 - -
3. Выявление огра-
ниченно пахотных
земель - - - - - - - - - 1000
4. Почвенное обсле-
дование 37,8 300 - - - - 37,8 300 - -
5. Комплексное аг- * * * * *
рохимическое оку-
льтуривание полей -
всего (5.1. + 5.3.), 12448 8953 25584 46985 10000
в том числе:
5.1. Составлено ра-
бочих проектов 18,9 114 21,4 128 27,3 164 67,6 406 14,0 100
5.2. Стоимость оку-
льтуривания по про-
ектам 18,9 17836 21,4 20664 27,3 30212 67,6 68712 14,0 9900
5.3. Стоимость оку-
льтуривания по ос-
военным проектам 13,5 12334 10,4 8825 14,8 25420 38,7 46579 14,0 9900
6. Проектно-изыска-
тельские работы по
комплексному агро-
химическому обс-
ледованию почв 969,0 5800 853,6 5100 808,1 4800 2630,7 15700 860 5500
7. Мелиорация зе-
мель - всего (7.1. +
7.2.), 10000 6800 17800 34600 25450
в том числе:
7.1. Реконструкция
оросительных систем 0,2 4500 0,2 4300 0,35 8800 0,75 17600 0,9 13450
7.2. Строительство
противоэрозионных
гидросооружений 5500 2500 9000 17000 12000
8. Научно-исследо-
вательские работы
по договору с Мос-
ковской с/х акаде-
мией имени
К.А. Тимирязева - 200 - - - - - 200 - -
9. Мероприятия по
повышению плодо-
родия почв област-
ного значения и
научно-исследова-
тельские работы - 755,0 50,0 - -
Итого: - 30651 - 25178 - 92834 - 147858 89600
2. Объемы работ по программе сохранения и повышения
плодородия почв Оренбургской области на 2001-2005 годы
-------------------------------------------------------------------------------
Мероприятия |Объем | Требуется средств, тыс. рублей
|работ, |---------------------------------------------
|всего | всего| в том числе
| | |--------------------------------------
| | |федера-|областной|местный |средства
| | |льный |бюджет |бюджет |хозяйств
| | |бюджет | | |
-------------------------------------------------------------------------------
1. Внутрихозяйственное 305 64050,0 - 32025,0 - 32025,0
землеустройство проектов
2. Контурно-ландшафтное 35 18270,0 - 18270,0 - -
земледелие проектов
3. Лесомелиорация,
всего 68 120479,8 84335,9 36143,9 - -
в том числе: проектов,
составление проектов 13,8 3372,8 2360,9 1011,9
закладка лесов тыс. га 117107,0 81975,0 35132,0
4. Залужение низкопро- 1200
дуктивной пашни, всего проектов, 705000,0 - - 282900,0 422100,0
в том числе: 300
составление проектов тыс. га 3600,0 - 3600,0
залужение 701400,0 282900,0 418500,0
5. Комплексное 3710
агрохимическое тыс. га 53790,5 - 53790,5 - -
обследование почв
6. Комплексное 600
агрохимическое проектов,
окультуривание полей 150 445500,0 - - 299250,0 146250,0
(КАХОП), всего тыс. га
в том числе: 1800,0 1800,0
составление проектов 443700,0 299250,0 144450,0
КАХОП
7. Мелиорация земель,
всего 14,8
в том числе: тыс.га, 405700,0 220350,0 92675,0 - 92675,0
мелиорация 5 соору- 370700,0 185350,0 92675,0 - 92675,0
противоэрозионные жений 35000,0 35000,0 - - -
сооружения
8. Научное обеспечение
программы - 10000,0 - 10000,0 -
Всего: - 1822790,3 304685,9 242904,4 582150,0 693050,0
3. Потребность в средствах по годам на программу "Плодородие"
--------------------------------------------------------------------------------------
Мероприятия |Объем | Требуется средств, тыс. рублей
|работ, |----------------------------------------------------
|всего | всего| в том числе
| | |---------------------------------------------
| | |2001 год|2002 год |2003 год|2004 год|2005 год
| | | | | | |
| | | | | | |
--------------------------------------------------------------------------------------
1. Внутрихозяйственное 305
землеустройство, всего проек- 64050,0 10980,0 12810,0 12810,0 13725,0 13725,0
в том числе: тов
областной бюджет 32025,0 5490,0 6405,0 6405,0 6862,5 6862,5
средства хозяйств 32025,0 5490,0 6405,0 6405,0 6862,5 6862,5
2. Контурно-ландшафтное 35
земледелие: проек-
областной бюджет тов 18270,0 3654,0 3654,0 3654,0 3654,0 3654,0
3. Лесомелиорация, всего 68 120479,8 15473,4 17269,6 21760,6 26251,6 39724,6
в том числе: проектов,
федеральный бюджет 13,8 84335,9 10831,9 12088,3 15231,9 18376,5 27807,3
областной бюджет тыс. га. 36143,9 4641,5 5181,3 6528,7 7875,1 11917,3
4. Залужение низкопро- 1200
дуктивной пашни, всего проек- 705000,0 94000,0 117500,0 141000,0 164500,0 188000,0
в том числе: тов,
местный бюджет 300 282900,0 37720,0 47150,0 56580,0 66010,0 75440,0
средства хозяйств тыс.га 422100,0 56280,0 70350,0 84420,0 98490,0 112560,0
5. Комплексное агрохими- 3710
ческое обследование почв: тыс.га
областной бюджет 53790,5 10592,0 10758,0 10758,0 10841,25 10841,25
6. Комплексное агрохи- 600
мическое окультуривание проек-
полей, всего тов, 445500,0 59400,0 74250,0 89100,0 103950,0 118800,0
в том числе: 150
местный бюджет тыс.га 299250,0 39900,0 49875,0 59850,0 69825,0 79800,0
средства хозяйств 146250,0 19500,0 24375,0 29250,0 34125,0 39000,0
7. Мелиорация земель, 14,8
всего тыс.га, 405700,0 65000,0 82500,0 98100,0 75100,0 85000,0
в том числе: 5
федеральный бюджет соору- 220350,0 37500,0 46250,0 51550,0 40050,0 45000,0
областной бюджет жений 92675,0 13750,0 18125,0 23275,0 17525,0 20000,0
средства хозяйств 92675,0 13750,0 18125,0 23275,0 17525,0 20000,0
8. Научное обеспечение
программы: -
областной бюджет 10000,0 2000,0 2000,0 2000,0 2000,0 2000,0
9. Всего - 1822790,3 261099,4 320741,6 379182,6 400021,85 461744,85
в том числе:
федеральный бюджет 304685,9 48331,9 58338,3 66781,9 58426,5 72807,3
областной бюджет 242904,4 40127,5 46123,3 52620,7 48757,85 55275,05
местный бюджет 582150,0 77620,0 97025,0 116430,0 135835,0 155240,0
средства хозяйств 693050,0 95020,0 119255,0 143350,0 157002,5 178422,5
4. Объемы работ по внутрихозяйственному
землеустройству на адаптивной основе
--------------------------------------------------------------------
Годы|Кол-во|Стои- |Стои- | Источники финансирования
|проек-|мость 1 |мость |-------------------------------------
|тов |проек- |всех |областной бюджет | средства хозяйств
| |та, тыс.|проек- |-----------------+-------------------
| |рублей |тов, тыс.|тыс. | % | тыс. | %
| | |рублей |рублей | | рублей |
--------------------------------------------------------------------
2001 52 210 10980 5490,0 50 5490,0 50
2002 61 -//- 12810 6405,0 -//- 6405,0 -//-
2003 61 -//- 12810 6405,0 -//- 6405,0 -//-
2004 65 -//- 13725 6862,5 -//- 6862,5 -//-
2005 66 -//- 13725 6862,5 -//- 6862,5 -//-
Итого: 305 - 64050 32025,0 50 32025,0 50
Ответственные за исполнение: департамент администрации области по
вопросам агропромышленного комплекса;
финансовое управление администрации
области;
Оренбургское землеустроительное
предприятие;
землепользователи.
5. Объемы работ по разработке проектов
контурно-ландшафтного земледелия
----------------------------------------------------------
Годы|Кол-во|Стои- |Стои- | Источники финансирования
|проек-|мость 1 |мость |---------------------------
|тов |проек- |всех |областной бюджет
| |та, тыс.|проек- |---------------------------
| |рублей |тов, тыс.|тыс. | %
| | |рублей |рублей |
----------------------------------------------------------
2001 7 522 3654 3654 100
2002 7 -//- 3654 3654 -//
2003 7 -//- 3654 3654 -//-
2004 7 -//- 3654 3654 -//-
2005 7 -//- 3654 3654 -//-
Итого: 35 - 18270 18270 100
Ответственные за исполнение: департамент администрации области по
вопросам агропромышленного комплекса;
финансовое управление администрации
области;
Оренбургский НИИСХ;
Оренбургское землеустроительное
предприятие;
землепользователи.
6. Объемы работ по лесомелиорации
--------------------------------------------------------------------
Годы|Площадь|Стои- |Стоимость| Источники финансирования
|лесона-|мость |всего |-------------------------------------
|сажде- |заклад-|объема |федеральный бюджет|областной бюджет
|ний, |ки 1 га|работ, |------------------+------------------
|тыс.га |тыс. |тыс. |тыс. | % | тыс. | %
| |рублей |рублей |рублей | | рублей |
--------------------------------------------------------------------
2001 1,8 8,486 15275 10693 70 4582 30
2002 2,0 -//- 16972 11880 -//- 5092 -//-
2003 2,5 -//- 21215 14850 -//- 6365 -//-
2004 3,0 -//- 25458 17821 -//- 7637 -//-
2005 4,5 -//- 38187 26731 -//- 11456 -//-
Итого: 13,8 - 117107 81975 70 35132 30
Ответственные за исполнение: департамент администрации области по
вопросам агропромышленного комплекса;
финансовое управление администрации
области;
Комитет природных ресурсов по
Оренбургской области;
землепользователи.
6.1. Объемы работ по составлению рабочих проектов
на лесомелиорацию
--------------------------------------------------------------------
Годы|Кол-во|Стои- |Стои- | Источники финансирования
|проек-|мость 1 |мость |-------------------------------------
|тов |проек- |всех |федеральный бюджет|областной бюджет
| |та, тыс.|проек- |------------------+------------------
| |рублей |тов, тыс.|тыс. | % | тыс. | %
| | |рублей |рублей | | рублей |
--------------------------------------------------------------------
2001 4 49,6 198,4 138,9 70 59,5 30
2002 6 -//- 297,6 208,3 -//- 89,3 -//-
2003 11 -//- 545,6 381,9 -//- 163,7 -//-
2004 16 -//- 793,6 555,5 -//- 238,1 -//-
2005 31 -//- 1537,6 1076,3 -//- 461,3 -//-
Итого: 68 - 3372,8 2360,9 -//- 1011,9 30
Ответственные за исполнение: департамент администрации области по
вопросам агропропромышленного комплекса;
финансовое управление администрации
области;
Комитет природных ресурсов по
Оренбургской области;
Оренбургское землеустроительное
предприятие;
землепользователи.
7. Объемы работ по залужению низкопродуктивной пашни
--------------------------------------------------------------------
Годы|Площадь|Стои- |Стоимость| Источники финансирования
|залуже-|мость |залужения|-------------------------------------
|ния, |залуже-|всей пло-| местный бюджет|средства хозяйств
| |ния 1 |щади, |------------------+------------------
|тыс.га |га,тыс.|тыс. |тыс. | % | тыс. | %
| |рублей |рублей |рублей | | рублей |
--------------------------------------------------------------------
2001 40 2,338 93520 37720 40 55800 60
2002 50 -//- 116900 47150 -//- 69750 -//-
2003 60 -//- 140280 56580 -//- 83700 -//-
2004 70 -//- 163660 66010 -//- 97650 -//-
2005 80 -//- 187040 75440 -//- 111600 -//-
Итого: 300 - 701400 282900 40 418500 60
Ответственные за исполнение: департамент администрации области по
вопросам агропромышленного комплекса;
государственный центр агрохимической
службы "Оренбургский";
Оренбургское землеустроительное
предприятие;
администрации городов и районов области;
землепользователи.
7.1. Объемы работ по внесению минеральных удобрений
при залужении низкопродуктивной пашни
4 октября 2004 г.
---------------------------------------------------------------------
Годы|Площадь |Норма внесения|Потребность в|Цена 1 тонны|Стоимость
|залужения,|удобрений, |удобрениях, |удобрений, |удобрений,
|тыс. га |тонн на 1 га |тыс. тонн |тыс. рублей |тыс. рублей
---------------------------------------------------------------------
2001 40 0,2 8,0 3,29 26320
2002 50 -//- 10,0 -//- 32900
2003 60 -//- 12,0 -//- 39480
2004 70 -//- 14,0 -//- 46060
2005 80 -//- 16,0 -//- 52640
Итого: 300 - 60,0 - 197400
Постановлением администрации Оренбургской области от 4 октября 2004 г. N 194-п настоящее Примечание изложено в новой редакции
Примечание. При залужении низкопродуктивной пашни минеральные удобрения
вносятся согласно разработанной проектно-сметной документации;
источник финансирования - местный бюджет.
7.2. Потребность в семенах на залужение низкопродуктивной пашни
---------------------------------------------------------------------
Годы|Площадь |Норма высева |Потребность в|Цена 1 тонны|Стоимость
|залужения,|семян, |семенах, |семян, |семян,
|тыс. га |тонн на 1 га |тонн |тыс. рублей |тыс.рублей
---------------------------------------------------------------------
2001 40 0,019 760 15 11400
2002 50 -//- 950 -//- 14250
2003 60 -//- 1140 -//- 17100
2004 70 -//- 1330 -//- 19950
2005 80 -//- 1520 -//- 22800
Итого: 300 - 5700 - 85500
Примечание. На посев используются семена злаково-бобовых культур;
источник финансирования - местный бюджет.
7.3. Объемы агротехнических работ по залужению
низкопродуктивной пашни
----------------------------------------------------------------------
Годы | Площадь залужения,|Затраты на 1 га,|Всего затрат,
| тыс. га |рублей |тыс. рублей
----------------------------------------------------------------------
2001 40 1395 55800
2002 50 -//- 69750
2003 60 -//- 83700
2004 70 -//- 97650
2005 80 -//- 111600
Итого: 300 - 418500
Примечание. В затраты включены работы по лущению, вспашке,
боронованию, культивации, прикатыванию, посеву многолетних
трав, внесению органических и минеральных удобрений;
источник финансирования - средства хозяйств.
7.4. Объемы работ по составлению рабочих проектов
на залужение низкопродуктивной пашни
----------------------------------------------------------
Годы|Кол-во|Стои- |Стои- | Источники финансирования
|проек-|мость 1 |мость |---------------------------
|тов |проек- |всех | средства хозяйств
| |та, тыс.|проек- |---------------------------
| |рублей |тов, тыс.|тыс. | %
| | |рублей |рублей |
----------------------------------------------------------
2001 160 3,0 480 480 100
2002 200 -//- 600 600 -//-
2003 240 -//- 720 720 -//-
2004 280 -//- 840 840 -//-
2005 320 -//- 960 960 -//-
Итого: 1200 - 3600 3600 100
Ответственные за исполнение: департамент администрации области по
вопросам агропромышленного комплекса;
государственный центр агрохимической
службы "Оренбургский";
Оренбургское землеустроительное
предприятие;
администрации городов и районов области;
землепользователи.
8. Объемы работ по комплексному агрохимическому
обследованию почв
----------------------------------------------------------
Годы|Пло- |Стои- |Стои- | Источники финансирования
|щадь, |мость |мость |---------------------------
|тыс.га|обследо-|всех | областной бюджет
| |вания |работ, |---------------------------
| |1 га, |тыс. |тыс. | %
| |рублей |рублей |рублей |
----------------------------------------------------------
2001 730 14,50 10592,0 10592,0 100
2002 742 -//- 10758,0 10758,0 -//-
2003 742 -//- 10758,0 10758,0 -//-
2004 748 -//- 10841,25 10841,25 -//-
2005 748 -//- 10841,25 10841,25 -//-
Итого 3710 - 53790,5 53790,5 100
Ответственные за исполнение: департамент администрации области
по вопросам агропромышленного комплекса;
финансовое управление администрации
области;
государственный центр агрохимической
службы "Оренбургский";
землепользователи.
9. Объемы работ по комплексному агрохимическому
окультуриванию полей
--------------------------------------------------------------------
Годы|Площадь|Стои- |Стоимость| Источники финансирования
|тыс.га |мость |всего об-|-------------------------------------
| |окульту|ема работ| местный бюджет|средства хозяйств
| |ривания| |------------------+------------------
| |1га,тыс|тыс. |тыс. | % | тыс. | %
| |рублей |рублей |рублей | | рублей |
--------------------------------------------------------------------
2001 20,0 2,958 59160 39900 67 19260 33
2002 25,0 -//- 73950 49875 -//- 24075 -//-
2003 30,0 -//- 88740 59850 -//- 28890 -//-
2004 35,0 -//- 103530 69825 -//- 33705 -//-
2005 40,0 -//- 118320 79800 -//- 38520 -//-
Итого: 150,0 - 443700 299250 67 144450 33
Ответственные за исполнение: департамент администрации области по
вопросам агропромышленного комплекса;
государственный центр агрохимической
службы "Оренбургский";
администрации городов и районов области;
землепользователи.
9.1. Объемы работ по внесению органических удобрений
при комплексном агрохимическом окультуривании полей
----------------------------------------------------------------------
Годы|Площадь,|Норма внесения|Потребность| Затраты по внесению
|тыс.га |удобрений, |в удобре- |-----------------------------
| |тонн на 1 га |ниях, тыс. | на 1 га, | на всю
| | |тонн | рублей | площадь,
| | | | | тыс. рублей
----------------------------------------------------------------------
2001 20,0 50 1000 1995 39900
2002 25,0 -//- 1250 -//- 49875
2003 30,0 -//- 1500 -//- 59850
2004 35,0 -//- 1750 -//- 69825
2005 40,0 -//- 2000 -//- 79800
Итого: 150,0 - 7500 - 299250
Примечание. В затраты по внесению органических удобрений включена
стоимость работ по буртовке, погрузке, перевозке и
внесению органических удобрений;
источник финансирования - местный бюджет.
9.2. Объемы работ по внесению минеральных удобрений при
комплексном агрохимическом окультуривании полей
-------------------------------------------------------------------------
Годы|Пло- |Норма |Потреб- |Цена за|Стои- |Затраты по внесению|Всего
|щадь, |внесе- |ность в |1 |мость |-------------------|затрат,
|тыс.га|ния, |удобре- |тонну, |удобре-|на 1 га,|на всю |тыс.
| |тонн |ниях,тыс.|тыс. |ний, |рублей |площадь, |рублей
| |на 1 га|тонн |рублей |тыс. | |тыс.рублей|
| | | | |рублей | | |
-------------------------------------------------------------------------
2001 20,0 0,2 4,0 3,29 13160 50 1000 14160
2002 25,0 -//- 5,0 -//- 16450 -//- 1250 17700
2003 30,0 -//- 6,0 -//- 19740 -//- 1500 21240
2004 35,0 -//- 7,0 -//- 23030 -//- 1750 24780
2005 40,0 -//- 8,0 -//- 26320 -//- 2000 28320
Итого 150,0 - 30,0 - 98700 - 7500 106200
Примечание. В затраты по внесению минеральных удобрений включены
стоимость работ по погрузке, перевозке и внесению
минеральных удобрений;
источник финансирования - средства хозяйств.
9.3. Объемы агротехнических работ при комплексном
агрохимическом окультуривании полей
----------------------------------------------------------------------
Годы | Площадь, |Затраты на 1 га,|Всего затрат,
| тыс. га |рублей |тыс. рублей
----------------------------------------------------------------------
2001 20,0 255 5100
2002 25,0 -//- 6375
2003 30,0 -//- 7650
2004 35,0 -//- 8925
2005 40,0 -//- 10200
Итого: 150,0 - 38250
Примечание. В затраты включены работы по лущению, задержанию снега и
талых вод, боронованию, культивации, посеву озимых культур
и прикатыванию;
источник финансирования - средства хозяйств.
9.4. Объемы работ по составлению рабочих проектов на
комплексное агрохимическое окультуривание полей
----------------------------------------------------------
Годы|Кол-во|Стои- |Стои- | Источники финансирования
|проек-|мость 1 |мость |---------------------------
|тов |проек- |всех | средства хозяйств
| |та, тыс.|проек- |---------------------------
| |рублей |тов, тыс.|тыс. | %
| | |рублей |рублей |
----------------------------------------------------------
2001 80 3,0 240 240 100
2002 100 -//- 300 300 -//-
2003 120 -//- 360 360 -//-
2004 140 -//- 420 420 -//-
2005 160 -//- 480 480 -//-
Итого: 600 3,0 1800 1800 100
Ответственные за исполнение:департамент администрации области по
вопросам агропромышленного комплекса;
государственный центр агрохимической
службы "Оренбургский";
администрации городов и районов области;
землепользователи.
10. Объемы работ по реконструкции орошаемых земель
----------------------------------------------------------------------
Годы|Пло- |Стоимость |Стои- | Источники финансирования
|щадь |реконструк-|мость |--------------------------------
|реконст-|ции 1 га, |всего |федеральный|областной|средства
|рукции, |тыс.рублей |объема |бюджет |бюджет |хозяйств
|тыс. га | |работ, тыс.|-----------+---------+----------
| | |рублей |тыс. | % |тыс. |% |тыс. | %
| | | |рублей| |рублей| |рублей|
----------------------------------------------------------------------
2001 2,2 25,0 55000 27500 50 13750 25 13750 25
2002 2,9 -//- 72500 36250 -//- 18125 -//- 18125 -//-
2003 3,7 -//- 93100 46550 -//- 23275 -//- 23275 -//-
2004 2,8 -//- 70100 35050 -//- 17525 -//- 17525 -//-
2005 3,2 -//- 80000 40000 -//- 20000 -//- 20000 -//-
Итого: 14,8 - 370700 185350 -//- 92675 -//- 92675 -//-
Ответственные за исполнение: департамент администрации области по
вопросам агропромышленного комплекса;
финансовое управление администрации
области;
управление "Оренбургмелиоводхоз";
землепользователи.
10.1. Объемы работ по строительству противоэрозионных сооружений
----------------------------------------------------------------------
Годы|Количество |Стоимость 1|Стоимость всех|Источник финансирования
|сооружений,|сооружения,|сооружений, |--------------------------
|штук |тыс. рублей|тыс. рублей | федеральный бюджет
| | | |--------------------------
| | | |тыс.рублей | %
----------------------------------------------------------------------
2001 1 10000 10000 10000 100
2002 1 10000 10000 10000 100
2003 1 5000 5000 5000 100
2004 1 5000 5000 5000 100
2005 1 5000 5000 5000 100
Итого: 5 - 35000 35000 100
Ответственные за исполнение: департамент администрации области по
вопросам агропромышленного комплекса;
управление "Оренбургмелиоводхоз";
землепользователи.
11. Стоимость работ по научному обеспечению программы
-----------------------------------------------------------------------
Годы |Затраты на научное обеспечение, |Источник финансирования
|тыс. рублей |--------------------------
| | федеральный бюджет
| |--------------------------
| |тыс.рублей | %
-----------------------------------------------------------------------
2001 2000 2000 100
2002 2000 2000 100
2003 2000 2000 100
2004 2000 2000 100
2005 2000 2000 100
Итого: 10000 10000 100
Ответственные за исполнение: департамент администрации области по
вопросам агропромышленного комплекса;
финансовое управление администрации
области;
научные, учебные и другие организации,
творческие коллективы;
землепользователи.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Оренбургской области от 16 марта 2001 г. N 32-п "О программе сохранения и повышения плодородия... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.