Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Указу Главы администрации
Оренбургской области
от 9 июня 2001 г. N 17-ук
Положение
о территориальном центре мониторинга, лабораторного контроля и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций Оренбургской области
(далее именуется - Положение)
Настоящее Положение определяет задачи и порядок функционирования территориального центра мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций главного управления по делам ГОЧС Оренбургской области (далее именуется - ТЦМП ЧС).
1. Общие положения
1.1. В своей деятельности центр руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России и Оренбургской области, примерным Положением о территориальном центре мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и настоящим Положением.
1.2. ТЦМП ЧС является органом, координирующим деятельность территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера области (далее именуется - ТСМП ЧС), объединяющей структуры федеральных органов исполнительной власти и территориальных органов исполнительной власти, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и объединенных в ТСМП ЧС.
1.3. ТЦМП ЧС является структурным подразделением главного управления по делам ГОЧС Оренбургской области.
2. Цели и основные задачи
2.1. ТЦМП ЧС предназначен для заблаговременного получения качественной и количественной информации о возможном времени и месте природных и техногенных чрезвычайных ситуаций (далее именуются - ЧС), характере и степени связанных с ними опасностей для населения и территорий, и оценки возможных социально-экономических последствий ЧС; планирования мероприятий по повышению эффективности защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2.2. Основными задачами являются:
организационно-методическое руководство, координация деятельности территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществление контроля за состоянием ее готовности к работе в различных режимах функционирования;
сбор, анализ и представление информации о потенциальных источниках и причинах возникновения ЧС в региональные подразделения федеральных органов власти, функционирующие на территории Оренбургской области, а также в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления;
выявление и идентификация потенциально опасных зон с возможными источниками ЧС природного и техногенного характера;
разработка возможных вариантов (сценариев) возникновения и развития ЧС;
оценка вероятности (частоты) возникновения ЧС по различным сценариям;
моделирование полей поражающих факторов возможных источников ЧС;
прогнозирование обстановки (инженерной, пожарной, радиационной, химической, биологической, медицинской и др.) в районе возможной ЧС с целью планирования превентивных мер и необходимых сил и средств для проведения защитных мероприятий и ликвидации ЧС;
прогнозирование и оценка возможных социально-экономических и экологических последствий (потери, ущерб);
оценка риска и построение карт (полей) риска;
разработка предложений по повышению эффективности деятельности ТСМП ЧС и совершенствованию ее структуры;
организация взаимодействия по обмену информацией с РЦМП ЧС и ТЦМП ЧС соседних субъектов федерации;
проведение контрольных лабораторных анализов химико-радиологического и микробиологического состояния окружающей среды, продуктов питания, пищевого сырья и воды, представляющих потенциальную опасность возникновения ЧС;
создание, поддержание и развитие банка данных геоинформационной системы по ЧС;
создание информационной базы данных об источниках чрезвычайных ситуаций, имевших место чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
совершенствование нормативно-правовой и методической базы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
периодическое проведение заседаний экспертного совета ТЦМП ЧС.
3. Порядок функционирования
3.1. Функционирование ТЦМП ЧС осуществляется в одном из трех режимов: повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
3.2. В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая, гелиогеофизическая, сейсмическая и гидрометеорологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и очевидных условий их возникновения) ТЦМП ЧС решает все задачи прогнозирования, связанные с предупреждением и подготовкой к ликвидации возможных ЧС:
сбор, обработку и анализ информации, поступающей от организаций, входящих в ТСМП ЧС, и ее представление в соответствующие органы;
прогнозирование и оценку возможности возникновения ЧС;
совершенствование научно-методической, технологической и материально-технической базы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС;
повышение эффективности взаимодействия в ТСМП ЧС.
3.3. Целью прогнозирования в режиме повышенной готовности (ухудшение радиационной, химической, микробиологической, санитарно-эпидемиологической, гелиогеофизической, сейсмической, гидрометеорологической и социальной обстановки, угроза возникновения военного конфликта) является получение уточненного прогноза и масштабов последствий предполагаемой природной или техногенной ЧС с использованием реальных данных об источнике ЧС, условиях развития ЧС, имеющихся в распоряжении силах и средствах для предотвращения или смягчения тяжести последствий ЧС.
ТЦМП ЧС осуществляет выполнение функций, определенных режимом повседневной деятельности, и дополнительно:
формирует при необходимости оперативную дежурную смену с круглосуточным режимом работы;
проводит заседания территориального экспертного совета ТСМП ЧС;
организует дополнительные наблюдения за параметрами потенциальных источников ЧС, сбор и анализ информации, поступающей от организаций ТСМП ЧС, и представляет ее в соответствующие органы;
осуществляет оперативное и текущее прогнозирование ЧС;
проводит уточнение планов взаимодействия в ТСМП ЧС;
разрабатывает предложения по перечню мероприятий, направленных на предотвращение и смягчение возможных последствий при возникновении ЧС;
готовит (при необходимости) оперативную группу для проведения обследования зоны возможного возникновения ЧС.
3.4. В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение чрезвычайной ситуации) ТЦМП ЧС осуществляет:
круглосуточное функционирование оперативной дежурной смены;
сбор, обработку и анализ мониторинговой и прогностической информации в реальном масштабе времени и представление ее в соответствующие организации;
оперативное прогнозирование развития ЧС;
выдвижение при необходимости оперативной группы в район ЧС;
разработку предложений по перечню мероприятий, направленных на локализацию и смягчение последствий от ЧС.
4. Структура ТЦМП ЧС
4.1. В состав ТЦМП ЧС входят специалисты отделов: инженерно-технических мероприятий; радиационной, химической и биологической защиты; медицинской защиты; связи; мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отделения подвижной химико-радиометрической лаборатории и информационно-вычислительного центра.
4.2. На специалистов отделов, входящих в состав ТЦМП ЧС, в дополнение к основным функциональным обязанностям возлагаются следующие задачи:
отдела мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - организационно-методическое руководство мониторинговой и прогнозной сетью области, разработка нормативно-технических и нормативно-методических документов, содержащих общие организационные требования к порядку прогнозирования, содержанию и составу характеристик ЧС; обеспечение методиками прогнозирования; организация порядка взаимодействия субъектов прогнозирования территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; совместно с отделами главного управления и территориальными службами прогнозирования оценка потенциально опасных событий и составление прогнозных уровней техногенных и природных полей риска;
отдела предупреждения ЧС - ведение сводного реестра потенциально опасных объектов, мониторинг и прогнозирование ЧС природного (обусловленные гидрометеорологическими, геофизическими опасными явлениями) и техногенного характера (транспортные аварии, аварии на объектах жизнеобеспечения населения, гидродинамические аварии);
отдела инженерно-технических мероприятий - мониторинг и прогнозирование ЧС природного (обусловленных геологическими и гидрогеологическими опасными явлениями, природными пожарами) и техногенного (обрушение зданий и сооружений, пожары, взрывы) характера;
отдела радиационной, химической и биологической защиты - мониторинг и прогнозирование ЧС экологического и техногенного (аварии с выбросом химически опасных веществ, радиоактивных веществ, бактериологических средств) характера, организация лабораторного контроля;
отдела медицинской защиты - мониторинг и прогнозирование биолого-социальных ЧС;
отдела связи и информационно-вычислительного центра - сбор, обработка, передача информации, обеспечение информационно-аналитического взаимодействия, создание и поддержание геоинформационных систем и банков данных о ЧС в Оренбургской области;
О порядке сбора и обмена информацией по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Оренбургской области см. постановление Правительства Оренбургской области от 1 ноября 2007 г. N 375-п
отделения подвижной химико-радиометрической лаборатории - лабораторный контроль, подготовка и повышение квалификации специалистов в области мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС.
4.3. Для рассмотрения и выработки рекомендаций по решению задач, связанных с мониторингом, лабораторным контролем и прогнозированием ЧС и их последствий, при главном управлении по делам ГОЧС области на правах совещательного органа создается территориальный экспертный совет, состав которого утверждается комиссией по чрезвычайным ситуациям Оренбургской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.