Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 15 мая 2006 г. N 166-п в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к постановлению администрации
Оренбургской области
от 29 сентября 2001 г. N 163-п
Положение
о территориальной системе мониторинга, лабораторного
контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
(далее именуется - Положение)
15 мая 2006 г.
См. Положение об Оренбургской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением администрации Оренбургской области от 30 ноября 2009 г. N 593-п
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основе методических рекомендаций МЧС России и указа главы администрации области от 09.06.2001 N 17-ук и определяет организацию, основные задачи, состав сил и средств, а также порядок функционирования территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуется - ТСМП ЧС) на территории Оренбургской области.
1.2. ТСМП ЧС является информационно-аналитической составной частью Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется - ОТП РСЧС).
1.3. ТСМП ЧС объединяет усилия и распространяется на сферы деятельности всех звеньев ОТП РСЧС и гражданской обороны в части, касающейся вопросов мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий.
Требования Положения обязательны для всех организаций и предприятий, расположенных на территории Оренбургской области, входящих в ТСМП ЧС или принимающих участие в ее работе, вне зависимости от их ведомственной принадлежности и формы собственности.
2. Основные понятия, термины и определения
2.1. Чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного действия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
2.2. Источник ЧС - опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть ЧС.
2.3. Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного и транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.
2.4. Потенциально опасный объект - объект экономики (предприятие, учреждение или организация), на котором используются, хранятся, перерабатываются, перевозятся пожаро- и взрывоопасные, химические, биологические, радиоактивные или другие вещества, создающие угрозу возникновения ЧС.
2.5. Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
2.6. Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
2.7. Риск возникновения чрезвычайной ситуации (риск ЧС) - вероятность или частота возникновения источников чрезвычайных ситуаций, определяемая соответствующими показателями риска.
2.8. Оценка риска возникновения ЧС - определение численного показателя риска, представляющего совместную количественную оценку показателя тяжести последствий ЧС и вероятности ее повторения.
2.9. Мониторинг - наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, иных геосфер, почвенно-растительного покрова, животного мира, объектов техносферы) с целью контроля и прогноза ее состояния, а также охраны. Различают глобальный, региональный и локальный уровни мониторинга. Проводится с помощью космических, воздушных, наземных и морских средств.
2.10. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций - опережающее отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа возможных причин источника ее возникновения в прошлом и настоящем.
В соответствии с нормативными документами установлены следующие уровни прогнозирования чрезвычайных ситуаций: локальный, местный и территориальный. Типы прогнозов: долгосрочные - на год; среднесрочные - на месяц; краткосрочные (оперативные) - на сутки (часы).
2.11. Наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными (РВ), отравляющими (ОВ), химическими (ХОВ) опасными веществами и бактериологическими и биологическими средствами (БС) с помощью технических устройств.
2.12. Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды, клиническом материале искомого агента (для БС - после проведения специфической индикации).
2.13. Индикация - комплекс мероприятий, позволяющих подтвердить факт заражения (загрязнения) РВ, ОВ, ХОВ, БС и определить их вид.
3. Структура и состав ТСМП ЧС
3.1. Территориальная система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает:
отдел управления рисками чрезвычайных ситуаций Оренбургской области;
региональную систему экологического мониторинга Оренбургской области;
вузы, научно-исследовательские и научно-производственные организации, иные структуры, расположенные на территории Оренбургской области, независимо от их организационно-правовых форм, в функции которых входит сбор, обработка, научно-исследовательский анализ и представление информации прогностического типа о потенциально опасных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и биолого-социального характера;
структурные подразделения центра по обеспечению мероприятий гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций: отдел управления рисками чрезвычайных ситуаций; отдел организации территориального взаимодействия сил и средств РСЧС, объектов экономики, муниципальных образований; информационный отдел; пункт управления; отдел инженерно-технических мероприятий; отдел предупреждения ЧС; отдел медицинской защиты.
3.2. Общее руководство ТСМП ЧС возлагается на комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Оренбургской области.
Координацию деятельности и информационно-аналитическое взаимодействие ТСМП ЧС осуществляет отдел управления рисками чрезвычайных ситуаций Оренбургской области.
4. Основные цели и задачи ТСМП ЧС
4.1. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории Оренбургской области организуются и проводятся в целях:
своевременного выявления причин, способствующих возникновению природных, техногенных и биолого-социальных чрезвычайных ситуаций;
заблаговременного определения масштабов и характера возможного развития чрезвычайных ситуаций;
выдачи рекомендаций для принятия мер по предупреждению и локализации чрезвычайных ситуаций и смягчению их социально-экономических последствий.
4.2. В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Положением "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113, Положением "О сети наблюдения и лабораторного контроля", утвержденным Председателем ГКЧС России 30 октября 1993 г., Министром здравоохранения Российской Федерации 27 октября 1993 г., председателем Госкомсанэпиднадзора России 27 октября 1993 г., Министром охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 29 октября 1993 г., первым заместителем Министра сельского хозяйства Российской Федерации 29 октября 1993 г. и руководителем Росгидромета 20 октября 1993 г., и указом главы администрации области от 09.06.2001 N 17-ук основными задачами ТСМП ЧС являются:
сбор, анализ и представление информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций в региональные подразделения федеральных органов власти, а также в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления для принятия управленческих решений и своевременного выявления причин возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Оренбургской области;
О порядке сбора и обмена информацией по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Оренбургской области см. постановление Правительства Оренбургской области от 1 ноября 2007 г. N 375-п
разработка и составление прогнозов чрезвычайных ситуаций и их последствий для территории Оренбургской области. Принятие экстренных мер по защите населения, сельского хозяйства от радиоактивных веществ, отравляющих веществ, сильнодействующих ядовитых веществ, биологических (бактериологических) средств-возбудителей инфекционных заболеваний;
создание и поддержание геоинформационной системы и банка данных по чрезвычайным ситуациям на территории Оренбургской области;
проведение лабораторного контроля, своевременное обнаружение и индикация радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.).
5. Порядок функционирования ТСМП ЧС
5.1. В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуаций функционирование ТСМП ЧС Оренбургской области осуществляется:
в режиме повседневной деятельности - при отсутствии признаков и условий, свидетельствующих о возникновении чрезвычайных ситуаций;
в режиме повышенной готовности - при возникновении и прогрессирующем развитии источников чрезвычайных ситуаций;
в режиме чрезвычайной ситуации - при возникновении, развитии и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5.2. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании ТСМП ЧС, являются:
в режиме повседневной деятельности:
осуществление мероприятий по сбору, обработке и анализу информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций;
прогнозирование обстановки и оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
совершенствование научно-методической, технологической и материально-технической базы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
повышение эффективности межведомственного и межуровневого взаимодействия в ТСМП ЧС;
в режиме повышенной готовности:
формирование оперативно-аналитических групп для углубленного анализа и оценки обстановки, выработки пакетов оперативных превентивных мер по предотвращению, локализации и смягчению последствий возможных чрезвычайных ситуаций в зависимости от вероятных сценариев развития ситуации;
образование дежурных лабораторных бригад для проведения при необходимости обследования зоны возможного возникновения и развития чрезвычайной ситуации;
организация при необходимости учащенных наблюдений за параметрами потенциальных источников возможных чрезвычайных ситуаций;
уточнение планов взаимодействия и усиление дежурно-диспетчерских служб ТСМП ЧС;
в режиме чрезвычайной ситуации:
организация непрерывной работы по оперативному прогнозированию и контролю параметров развития чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий, в том числе с использованием аэрокосмических технологий;
выдвижение оперативных групп и лабораторных бригад в район чрезвычайной ситуации и организация непрерывного контроля за параметрами чрезвычайной ситуации и ее источниками;
разработка мероприятий по локализации чрезвычайной ситуации с учетом вероятных сценариев развития обстановки и прогнозируемой динамики параметров источников чрезвычайных ситуаций.
5.3. Связь и оповещение ТСМП ЧС базируются на существующих сетях связи государственных и ведомственных организаций в соответствии с их функциями по мониторингу, прогнозированию, защите населения и территорий от ЧС.
5.4. Информационное обеспечение ТСМП ЧС осуществляется через отдел управления рисками чрезвычайных ситуаций Оренбургской области. Состав и содержание информационных сообщений в рамках ТСМП ЧС определяются в соответствии с требованиями положения "О порядке сбора и обмена информацией по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Оренбургской области", утвержденного распоряжением главы администрации области от 14.04.98 N 344-р.
6. Финансовое обеспечение ТСМП ЧС
6.1. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности организаций, учреждений и иных структур, формирующих ТСМП ЧС, осуществляются:
соответствующими федеральными органами исполнительной власти из средств, выделенных на их содержание, в соответствии с ведомственной подчиненностью организаций, учреждений и иных структур, входящих в состав ТСМП ЧС;
за счет средств, выделяемых бюджетом Оренбургской области на финансирование мероприятий по обеспечению функциональных звеньев территориальной подсистемы РСЧС.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Оренбургской области от 29 сентября 2001 г. N 163-п "О создании территориальной системы мониторинга,... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.