Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Указу Главы администрации
Оренбургской области
от 6 декабря 2001 г. N 40-ук
Положение
о центре управления в кризисных ситуациях при главном управлении
по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
Оренбургской области
I. Общие положения
1. Центр управления в кризисных ситуациях при главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области (далее именуется - ЦУКС) осуществляет функции головного органа управления Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется - ОТП РСЧС).
ЦУКС осуществляет мероприятия по координации деятельности органов управления (звеньев ОТП РСЧС), управлению силами и средствами ОТП РСЧС при проведении аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Оренбургской области, а также по поручению руководства МЧС России и Приволжско-Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее именуется - ПУрРЦ), при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории сопредельных субъектов Российской Федерации и Республики Казахстан. Готовит, при необходимости, проекты приказов и решений главы администрации области - начальника гражданской обороны, председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям области по ликвидации чрезвычайных ситуаций территориального и высших уровней. По особому распоряжению осуществляет сбор, анализ и обобщение информации о чрезвычайных ситуациях местного и объектового уровней и мероприятиях по их ликвидации, а также о силах ОТП РСЧС и гражданской обороны.
2. ЦУКС в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, приказами, директивами и указаниями МЧС России, ПУрРЦ, главы администрации области - начальника гражданской обороны, а также настоящим Положением.
3. По вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ЦУКС осуществляет согласованную деятельность со структурными подразделениями 151 ЦУКС МЧС России, ПУрРЦ, администрации Оренбургской области, органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти сопредельных субъектов Российской Федерации и Республики Казахстан, органах местного самоуправления, с органами управления систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, аварийно-спасательными формированиями.
II. Основные задачи
4. Основными задачами ЦУКС являются:
оперативное реагирование на угрозу и возникновение чрезвычайных ситуаций;
поддержание устойчивого, непрерывного и оперативного управления силами и средствами ОТП РСЧС в период угрозы и ликвидации чрезвычайной ситуации;
координация деятельности органов повседневного управления Оренбургской территориальной подсистемы РСЧС при ликвидации чрезвычайной ситуации;
сбор и обработка оперативной информации о прогнозе чрезвычайной ситуации и о ходе проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ при ее ликвидации;
участие в мероприятиях по созданию, развитию и обеспечению устойчивого функционирования автоматизированной информационно-управляющей системы ОТП РСЧС;
организация развертывания оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций и его оперативных групп и оперативно-техническое обеспечение их работы;
координация деятельности органов управления (звеньев ОТП РСЧС) при ликвидации чрезвычайных ситуаций, требующих усилий различных ведомств и структур.
III. Основные функции
5. ЦУКС выполняет следующие основные функции в соответствии с возложенными на него задачами:
5.1. Вырабатывает и готовит предложения в план ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5.2. Участвует в проведении штабных тренировок и тренировок с органами повседневного управления, дежурными силами и средствами ОТП РСЧС, сопредельных субъектов Российской Федерации и Республики Казахстан.
5.3. Оповещает в установленном порядке руководящий состав администрации области, членов комиссии по чрезвычайным ситуациям области, руководителей областных служб ГОЧС, офицерский состав и служащих главного управления по делам ГОЧС Оренбургской области (далее именуется - ГУ ГОЧС), руководителей учреждений и организаций в случае угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций.
5.4. Осуществляет:
несение оперативной дежурной службы для поддержания устойчивого управления силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации чрезвычайной ситуации;
сбор оперативной информации о фактах или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
развертывание оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций и формирование его выездных оперативных групп;
предварительную оценку масштабов и характера возникшей чрезвычайной ситуации территориального, регионального и федерального уровней;
сбор, анализ и обобщение информации о ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций локального и местного уровней;
уведомление в установленном порядке соответствующих органов управления о чрезвычайных ситуациях трансграничного характера, происшедших на территории области;
контроль выполнения перспективных планов предупреждения (смягчения последствий) прогнозируемых чрезвычайных ситуаций, связанных с сезонными природными климатическими явлениями;
эксплуатацию вычислительных сетей, обеспечивающих информационное взаимодействие участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание и совершенствование банка данных о страховании гражданской ответственности предприятий и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте;
формирование банка данных о страховых организациях, предоставляющих услуги на территории Оренбургской области.
5.5. Обеспечивает:
прием и своевременное доведение до руководящего состава области, областных служб ГОЧС, органов местного самоуправления распоряжений (сигналов) на перевод в повышенные режимы функционирования;
отображение поступающей оперативной информации на технических средствах коллективного пользования (при необходимости);
хранение информационных ресурсов администрации области и ГУ ГОЧС области;
надежное функционирование программно-технических средств ЦУКС;
оперативные группы оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководство администрации области и ГУ ГОЧС области соответствующей информацией при их выездах в районы чрезвычайных ситуаций;
обмен информацией в сети специальной связи с использованием всех имеющихся сетей передачи информации;
выполнение требований и мероприятий по сохранению государственных секретов, защите информации от технических разведок, от ее утечки по техническим каналам связи и от несанкционированного доступа в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" и руководящими документами Гостехкомиссии России.
5.6. Доводит:
сигналы (распоряжения) боевого управления, а также сигналы (распоряжения) на перевод гражданской обороны в высшие степени готовности до органов управления ОТП РСЧС;
данные прогноза о возможных чрезвычайных ситуациях до ПУрРЦ, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, до сопредельных субъектов Российской Федерации и Республики Казахстан;
5.7. Поддерживает:
постоянное взаимодействие и обмен оперативной информацией с органами повседневного управления ОТП РСЧС;
в постоянной готовности геоинформационную систему поддержки решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5.8. Приводит в готовность дежурные силы и средства и организует их ориентирование по задачам, которые предстоит решать.
5.9. Проводит анализ обстановки в районе чрезвычайной ситуации и прорабатывает возможные варианты развития событий совместно со структурными подразделениями администрации области, заинтересованными учреждениями и организациями, органами местного самоуправления.
5.10. Готовит предложения в проекты решений главы администрации области - начальника гражданской обороны, председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям области по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5.11. Готовит и представляет в установленном порядке информационные материалы о территориальных, региональных, федеральных и трансграничных чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по их ликвидации в соответствии с табелем срочных донесений МЧС России.
5.12. Организует:
выполнение мероприятий плана ликвидации чрезвычайной ситуации и непосредственное управление силами и средствами, выделенными для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
информационное обеспечение деятельности руководства по управлению силами и средствами и структурных подразделений ОТП РСЧС;
ведение служебного и секретного делопроизводства в части, касающейся ликвидации ЧС.
5.13. Ведет:
оперативный учет сил и средств ОТП РСЧС;
аналитическую работу, направленную на повышение эффективности действий сил и средств, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и гражданских организаций гражданской обороны;
обработку поступившей оперативной информации с целью экспресс - прогноза и оценки обстановки в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
5.14. Участвует:
в формировании информационной базы администрации области и ГУ ГОЧС области;
в разработке проектов организационных, нормативных правовых и методических документов, определяющих порядок информационного обеспечения деятельности ОТП РСЧС, совместно с заинтересованными учреждениями и организациями;
в подготовке статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях - совместно со структурными подразделениями ГУ ГОЧС, заинтересованными учреждениями и организациями;
в мероприятиях по планированию и доставке гуманитарных и чрезвычайных грузов - совместно с соответствующими структурными подразделениями ГУ ГОЧС;
в планировании и проведении учений, тренировок и других комплексных мероприятий по плану основных мероприятий ОТП РСЧС;
в разработке основных требований к организации обеспечения оперативных групп оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций автомобильной и специальной техникой, материально-техническими средствами - совместно с заинтересованными структурными подразделениями;
в организации и проведении плановых и внеплановых тренировок с подразделениями, обеспечивающими деятельность оперативных групп и оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций в целом.
5.15. Обрабатывает и готовит картографическую информацию, сопровождает и редактирует электронные карты, создает и своевременно обновляет библиотеку электронных карт.
IV. Полномочия ЦУКС
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
7. ЦУКС в пределах своей компетенции:
7.1. Привлекает по решению главы администрации области - начальника гражданской обороны или председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям области в установленном порядке силы и средства ОТП РСЧС, а также организации и учреждения, имеющие соответствующие лицензии, к проведению аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций территориального, регионального, федерального и трансграничного уровней.
7.2. Запрашивает и получает в установленном порядке оперативную информацию, документы, материалы, справки и другие сведения от соответствующих служб, учреждений и организаций о состоянии дежурных сил и средств, сил и средств постоянной готовности ОТП РСЧС.
7.3. Запрашивает от органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, от органов местного самоуправления и структурных подразделений администрации области отчеты о проведенных работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций локального и местного уровней с целью обобщения и распространения положительного опыта.
7.4. Готовит в установленном порядке предложения главе администрации области - начальнику гражданской обороны по совершенствованию системы реагирования на чрезвычайные ситуации, финансированию мероприятий по технической эксплуатации средств вычислительной техники.
7.5. Участвует:
в разработке методических рекомендаций по планированию и руководству аварийно-спасательными и аварийно-восстановительными работами в районе чрезвычайной ситуации;
в осуществлении контроля (в установленном порядке) состояния готовности дежурных сил и средств ОТП РСЧС, предназначенных для выполнения задач оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации;
в разработке нормативных правовых актов по вопросам своей компетенции.
7.6. Контролирует (в пределах полномочий) деятельность органов повседневного управления ОТП РСЧС по вопросам обмена оперативной и повседневной информацией, форм и сроков ее представления.
V. Организация деятельности ЦУКС
8. Выполнение задач, возложенных на центр управления в кризисных ситуациях, обеспечивается путем поддержания его штатного состава рабочих групп, создаваемых на период введения высших режимов функционирования, и дежурно-диспетчерских служб в постоянной готовности к приему и выдаче информации (сигнала) о происшедших (возникших) чрезвычайных ситуациях, к всесторонней оценке их последствий, организованному и своевременному проведению комплекса мероприятий по адекватному реагированию на чрезвычайные ситуации.
9. В зависимости от условий обстановки функционирование ЦУКС осуществляется в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
Режим повседневной деятельности. Функционирование ЦУКС осуществляется при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической) и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, ведении долгосрочных работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий.
Штатный состав ЦУКС в соответствии с возложенными на него задачами:
поддерживает постоянную готовность ЦУКС к выполнению поставленных задач;
через дежурную смену единой дежурно-диспетчерской службы области (далее именуется - ЕОДДС) осуществляет сбор оперативной информации об угрозе или фактах возникновения чрезвычайных ситуаций;
поддерживает постоянное информационное взаимодействие и обмен оперативной информацией между вышестоящими, подчиненными, взаимодействующими органами управления.
Круглосуточное дежурство в системе ОТП РСЧС, в соответствии с распоряжением главы администрации области от 25.05.98 N 516-р "О создании единой дежурно-диспетчерской службы области", несет дежурная смена ЕОДДС.
Режим повышенной готовности. Усиленный режим работы ЦУКС с круглосуточным дежурством руководящего состава вводится при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической) и гидрометеорологической обстановки при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации.
К работе в данном режиме функционирования в зависимости от вида чрезвычайной ситуации для выявления причин ухудшения обстановки в районе ЧС и выработки предложений по ее нормализации привлекаются:
мобильные оперативные группы;
оперативные группы комиссии по чрезвычайным ситуациям и ГУ ГОЧС области;
оперативная группа ЦУКС области;
дежурная смена ЕОДДС.
С введением режима чрезвычайной ситуации при возникновении и ликвидации ЧС круглосуточное функционирование оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций ЦУКС обеспечивается за счет создания рабочих групп:
обобщения обстановки и планирования;
направлений и информации;
эвакотранспортной;
оперативного дежурства;
представителей служб ГОЧС и взаимодействующих органов управления по делам ГОЧС;
обеспечения работы ЦУКС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.