Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Оренбургской области
от 4 июля 2001 г. N 257/293-II-ОЗ
Областная программа
"Здоровое питание населения
Оренбургской области на 2001 - 2005 годы"
(далее - Программа)
г. Оренбург
2001 год
Обоснование Программы
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде.
Вместе с тем в последнее десятилетие качество питания и состояние здоровья населения характеризуются негативными тенденциями. Две трети населения области, в том числе детского, питается нерационально, не получает необходимого сбалансированного количества питательных веществ, витаминов и микроэлементов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья. Это в первую очередь приводит к отставанию физического и нервно-психического развития детей (число таких сегодня колеблется от 20,8 процента до 32,0 процента), а также гиперплазии щитовидной железы у 60 - 70 процентов детей. Особенностью заболеваемости детей и подростков является учащение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические. За последние пять лет в 1,6 раза возросла патология органов пищеварения, а в структуре заболеваемости она составляет 14,2 процента и занимает 2-е место.
Среди взрослого населения увеличилось число сердечно-сосудистых и онкозаболеваний, которые в определенной степени связаны с нарушением питания.
Нарушения полноценного, рационального питания вызваны как кризисным состоянием производства продовольственного сырья и пищевых продуктов, так и резким снижением покупательной способности большей части населения. Остро стоит проблема качества пищевых продуктов, продовольственного сырья и биологически активных добавок (далее - БАД), поступающих в область из других регионов страны и из-за рубежа. Весьма низок уровень образования населения в вопросах здорового, рационального питания. В области нет согласованности между организациями и ведомствами в вопросах, касающихся укрепления здоровья населения и здорового питания.
Цель и задачи Программы
Целью Программы является сохранение и укрепление здоровья населения области, профилактика заболеваний, связанных с неправильным питанием детей и взрослых.
Основные задачи Программы:
освоение пищевыми предприятиями области выпуска продуктов, обогащенных микронутриентами: витаминами, макро- и микроэлементами (железом, кальцием, йодом и др.);
включение в рацион питания в детских, школьных и лечебных учреждениях обогащенных микронутриентами продуктов с высокой пищевой и биологической ценностью;
внедрение на предприятиях производственного контроля за качеством поступающего сырья, готовой продукции и соответствия ее состава утвержденной рецептуре;
проведение государственного контроля за качеством пищевых продуктов, изготовляемых и находящихся в обороте на территории области;
проведение среди населения пропаганды продуктов здорового питания и использования БАД;
укрепление материальной базы научных, лечебно-профилактических учреждений, центров госсанэпиднадзора для проведения научных исследований о состоянии здоровья населения, создания эффективной системы мониторинга качества и безопасности продовольственного сырья, пищевых продуктов и БАД.
Структура Программы
Программа состоит из 5 разделов:
1. Совершенствование законодательной базы области (приложение 1).
2. Мероприятия по обеспечению населения пищевыми продуктами с высокой пищевой и биологической ценностью (приложение 2).
3. Создание эффективной системы мониторинга объектов окружающей среды, качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов на 2001 - 2005 годы (приложение 3).
4. Использование БАД для профилактики и лечения заболеваний населения, формирование у населения навыков здорового питания для преодоления дефицита микронутриентов (приложение 4).
5. Организация сбалансированного питания в детских, школьных и лечебных учреждениях (приложение 5).
В первом разделе Программы предусмотрена разработка системы экономического стимулирования производства продовольственного сырья и обогащенных продуктов питания.
Мероприятия второго раздела Программы направлены на увеличение производства предприятиями области продуктов массового потребления с высокой пищевой и биологической ценностью для здорового питания населения.
В третьем разделе содержатся мероприятия, направленные на совершенствование системы государственного контроля качества сырья и пищевых продуктов на всех стадиях производства и продуктов, поступающих в торговую сеть.
В четвертом разделе представлены мероприятия по обучению специалистов основам здорового питания и применения БАД, информированию населения через средства массовой информации о роли микронутриентов в питании и правильном применении БАД и научные исследования по влиянию добавок на здоровье.
В пятом разделе представлены мероприятия по обеспечению обогащенными продуктами, напитками детских, школьных, оздоровительных, лечебно-профилактических и лечебных учреждений для питания детей и больных.
Источники финансирования Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Предусматривается финансирование Программы в объеме 373895 тыс. рублей (в ценах II квартала 2000 года), в том числе из областного бюджета - 1940 тыс. рублей, внебюджетного фонда - 1505 тыс. рублей, областного валютного фонда - 450 тыс. рублей, бюджетов муниципальных образований - 370000 тыс. рублей.
Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации
Государственный заказчик Программы - главное управление здравоохранения Оренбургской области.
Основными исполнителями Программы являются департамент администрации области по вопросам АПК, центр госсанэпиднадзора в Оренбургской области, главное управление здравоохранения Оренбургской области, Оренбургская государственная медицинская академия, предприятия пищевой промышленности области, главное управление образования Оренбургской области, средства массовой информации.
Для координации деятельности по реализации мероприятий Программы на общественных началах создается межведомственный совет, состоящий из специалистов заинтересованных ведомств. Основными его функциями должны быть контроль за реализацией Программы, подготовка и внесение предложений по ее корректировке, оценка эффективности программных мероприятий.
Ожидаемые результаты
Реализация Программы позволит:
снизить уровень и тяжесть заболеваемости населения области, в первую очередь алиментарно-зависимой;
повысить эффективность оздоровления детей дошкольного и школьного возраста;
снизить бюджетные затраты на лечение населения области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.