Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Главного управления
здравоохранения Оренбургской области
и Центра государственного
эпидемиологического надзора
в Оренбургской области
от 6 января 2004 г. N 3
Программа
ликвидации кори в Оренбургской области к 2010 году
Об усилении мероприятий по профилактике кори см. постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 9 марта 2004 г. N 13
В соответствии с резолюцией Всемирной организации здравоохранения о глобальной ликвидации кори в Европейском регионе к 2010 году Министерством здравоохранения Российской Федерации разработана и утверждена программа ликвидации кори на территории Российской Федерации к 2010 году.
Минздрав России приказом от 19.08.2002 г. N 270 "Об утверждении "Программы ликвидации кори на территории Российской Федерации к 2010 году" сообщает, что специфическая профилактика кори в России, осуществляемая в стране более 30 лет, а также проведение эпидемиологического надзора за инфекцией привели к резкому снижению заболеваемости корью (в 620 раз по сравнению с довакцинальным периодом), практически полной ликвидации смертности и летальности.
Анализ динамики заболеваемости корью на территории Российской Федерации за период с 1986 по 2000 год свидетельствует о четкой тенденции к ее неуклонному снижению. Каждый последующий периодический подъем заболеваемости ниже предыдущего в 1,7 раза.
Последние 6 лет регистрируются низкие показатели заболеваемости, в среднем не превышая 4,1 на 100 тыс. населения. Преобладающими являются территории (75%) с низким уровнем заболеваемости - менее 5,0 на 100 тыс. населения.
Стабилизация показателей заболеваемости корью на большинстве территорий России на спорадическом уровне, повсеместное и неуклонное повышение охвата вакцинацией и ревакцинацией живой коревой вакциной (ЖКВ) детей в декретированные сроки, наличие в России высокоэффективной ЖКВ позволило разработать национальную программу элиминации кори в России и включиться в программу Европейского Регионального Бюро ВОЗ по глобальной элиминации этой инфекции.
В Оренбургской области, как и в целом по России, созданы предпосылки для элиминации коревой инфекции.
В 2002 г. показатели охвата вакцинацией и ревакцинацией детей в декретированные сроки составили соответственно 99,2% и 97,6% против 88,5% и 60,8% в 1995 году. Охвачено двукратной прививкой против кори учащихся школ, средних специальных учебных заведений и студентов 1-2 курсов вузов соответственно 99,8 - 99,6 - 99,5%.
В результате в последние 6 лет на территории области регистрируются низкие показатели заболеваемости корью, в среднем не превышая 1,2 на 100 тыс. населения. В большинстве административных территорий отмечается длительное прерывание эпидемического процесса кори.
В этих условиях реальной становится постановка вопроса об элиминации коревой инфекции на территории Оренбургской области к 2010 году.
Целью национальной программы является ликвидация кори в Российской Федерации к 2007 году и сертификация территорий, свободных от этой инфекции, к 2010 году.
Мероприятия, предусмотренные национальной программой ликвидации кори, планируется осуществить в три этапа:
Первый этап (2002-2004 г.г.) - достижение повсеместной стабилизации показателей заболеваемости корью на спорадическом уровне на всех территориях России.
Второй этап (2005-2007 г.г.) - создание условий для предупреждения возникновения случаев кори и полного искоренения коревой инфекции в России.
Третий этап (2008-2010 г.г.) - сертификация территорий, свободных от кори.
Основными принципами ликвидации кори являются:
- достижение высокого уровня (не менее 95-98%) охвата населения прививками иммуногенной ареактогенной ЖКВ;
- эффективный эпидемиологический надзор за корью, предусматривающий полное и активное выявление всех случаев кори и их лабораторное подтверждение, а также своевременное принятие управленческих решений и контроль их выполнения.
Исходя из основных принципов, для достижения ликвидации кори в Оренбургской области необходимо решение следующих основных задач:
- обеспечение высокого уровня (не менее 98%) охвата детей вакцинацией и ревакцинацией ЖКВ в декретированные сроки в разрезе каждой административной территории и по области в целом;
- совершенствование системы эпидемиологического надзора за корью и другими экзантемными заболеваниями с активным выявлением всех случаев кори и их обязательным лабораторным подтверждением;
- обеспечение эффективной системы транспортировки и хранения вакцин для профилактики кори;
- повышение квалификации медицинских работников по вопросам клиники, диагностики, эпидемиологии и профилактики кори;
- развитие информационно-мобилизационной системы по проблеме ликвидации кори.
Решение поставленных задач ликвидации кори в Оренбургской области требует координации деятельности учреждений здравоохранения и госсанэпидслужбы.
1. Обеспечение высокого уровня (не менее 98%) охвата населения
Оренбургской области профилактическими прививками против кори
Ликвидация кори может быть достигнута только при условии создания у населения надежного коллективного иммунитета против этой инфекции.
Предупреждение коревой инфекции основывается на успешном применении высокоэффективной ЖКВ, индуцирующей напряженный иммунитет, сохраняющийся в течение длительного времени.
Высокий охват прививками детского населения на каждом педиатрическом участке, в каждом населенном пункте будет препятствовать распространению возбудителя среди населения.
Охват прививками ЖКВ не должен снижаться при достижении низкого уровня заболеваемости или при полном отсутствии регистрируемых случаев заболеваний корью на территории.
На разных этапах реализации программы ликвидации кори, возможно, потребуется разработка и внедрение дополнительных стратегий, основой которых является постоянное поддержание высокого уровня коллективного иммунитета.
Основными направлениями реализации задачи является:
- проведение плановой вакцинации и ревакцинации детей в декретированные сроки с охватом не менее 95-98% на каждом педиатрическом участке, в каждом населенном пункте;
- проведение ревакцинирующих прививок учащимся ПТУ, техникумов, колледжей и 1-х курсов вузов, не болевших корью и не получивших ранее второй дозы коревой вакцины;
- своевременное проведение прививок в очагах кори не иммунным детям, подросткам и взрослым, ранее не болевшим корью, не имеющих сведений о прививках или имеющим только одну прививку.
Обязательными мероприятиями, направленными на повышение невосприимчивости населения к вирусу кори являются:
- совмещение прививок коревой вакциной с другими прививками национального календаря профилактических прививок;
- сокращение необоснованных медицинских отводов от прививок против кори за счет подготовки детей из "групп риска" для иммунизации в кабинетах специфической иммунопрофилактики;
- совершенствование системы учета и отчетности о профилактических прививках населения области;
- учет и анализ поствакцинальных осложнений;
- внедрение в практику здравоохранения прививочного сертификата;
- проведение ежегодного расчета потребности территорий в живой коревой вакцине;
- обеспечение в полном объеме лечебно-профилактических учреждений живой коревой вакциной, приобретенной за счет средств федерального бюджета.
2. Совершенствование системы эпидемиологического надзора за корью
Для достижения поставленной цели необходим эффективный эпидемиологический надзор за корью, в ходе которого разрабатывается прогноз заболеваемости, и планируются оперативные мероприятия по предупреждению распространения инфекции с последующей ее ликвидацией.
Для объективной оценки сложившейся на территории эпидемической ситуации в отношении кори, чрезвычайную актуальность приобретает активное выявление всех случаев заболевания корью и их обязательное лабораторное подтверждение.
Учитывая трудности, возникающие при постановке диагноза кори у ранее привитых против этой инфекции, которые нередко (50%) переболевают корью в легкой, трудно диагностируемой форме, важно проводить лабораторное обследование всех случаев заболевания корью или подозрительных на эту инфекцию.
В условиях низкой заболеваемости корью существенно возрастает значимость серологического мониторинга, позволяющего своевременно определить группы "риска" и выяснить причины увеличения числа серонегативных к вирусу кори лиц.
Важным элементом надзора является получение полной и своевременной информации о больном и его окружении в целях принятия экстренных управленческих решений по недопущению последующего распространения коревой инфекции. Быстрая локализация очагов коревой инфекции свидетельствует об эффективном эпидемиологическом надзоре на территории.
Для эффективного проведения эпидемиологического надзора необходимо четкое взаимодействие специалистов разного профиля - эпидемиологов, инфекционистов, педиатров, иммунологов и вирусологов.
Основными направлениями реализации задачи являются:
- обеспечение выявления всех случаев кори и их лабораторное подтверждение;
- проведение эпидемиологического анализа заболеваемости корью, привитости, состояния специфического иммунитета населения по области в целом и в разрезе административных территорий;
- составление прогноза заболеваемости, разработка и реализация дополнительных мероприятий по предупреждению вспышек кори.
Обязательными мероприятиями при проведении эпидемиологического надзора за корью являются:
- внедрение стандартного определения "случая кори" с целью повышения оперативности противоэпидемических мероприятий;
- обеспечение лабораторного обследования всех случаев кори и подозрительных на эту инфекцию с целью подтверждения диагноза "корь";
- внедрение дополнительных форм и схем эпидемиологического анализа, обеспечивающих полноту и высокую достоверность информации о развитии эпидемического процесса;
- проведение анализа клинических проявлений коревой инфекции (учет различных форм и тяжести течения заболеваний, частоты возникновения осложнений);
- проведение выборочных серологических обследований с целью оценки коллективного иммунитета и принятие оперативных решений по его коррекции;
- внедрение критериев оценки эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий;
- разработка и реализация областной и территориальных программ ликвидации кори.
3. Обеспечение эффективной системы транспортировки
и хранения вакцин для профилактики кори
Соблюдение условий транспортировки и хранения ЖКВ от момента изготовления до использования в учреждениях здравоохранения, является важной задачей в решении вопросов ликвидации кори.
Температурные условия транспортировки и хранения препаратов, предназначенных для иммунопрофилактики кори в значительной степени определяют их качество и эффективность вакцинопрофилактики.
Программой предусматривается:
- обеспечение лечебно-профилактических учреждений, а также складов хранения вакцины термоконтейнерами, термоиндикаторами, стационарным холодильным оборудованием (холодильные камеры, холодильники);
- осуществление контроля за выполнением действующих санитарно-эпидемиологических правил "Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов" на всех этапах - от предприятия производителя вакцины до прививочных кабинетов лечебно-профилактических учреждений.
4. Повышение квалификации медицинских работников по вопросам клиники,
диагностики, эпидемиологии и профилактики кори
Высокая квалификация врачей (педиатров, инфекционистов, эпидемиологов, иммунологов) и средних медицинских работников является гарантией успешного выполнения программы ликвидации кори в Оренбургской области.
Приоритетными в обучении должны быть вопросы организации и проведения эпидемиологического надзора, стратегии и тактики вакцинопрофилактики, современной лабораторной диагностики и санитарного просвещения населения.
Программой предусматривается:
- организация и проведение семинаров и совещаний для специалистов госсанэпидслужбы и здравоохранения по вопросам эпидемиологии, профилактики, клиники и диагностики кори;
См. указание Минздрава РФ от 20 января 2004 г. N 38-У "О проведении семинаров по совершенствованию эпидемиологического надзора за корью в период спародической заболеваемости"
- проведение учебных курсов по "холодовой цепи" с медицинским персоналом лечебно-профилактических учреждений;
- внедрение системы тестового контроля знаний врачей по вопросам клиники, диагностики, эпидемиологии и профилактики кори;
- участие специалистов учреждений здравоохранения и госсанэпидслужбы в Республиканских конференциях, совещаниях по проблемам ликвидации кори;
- подготовка публикаций в медицинских изданиях по вопросам эпидемиологического надзора за корью и ее вакцинопрофилактики;
- включение в программы подготовки студентов государственной медицинской академии и медицинских училищ, врачей постдипломного образования вопросов глобальной ликвидации кори;
- проведение рабочих совещаний с руководителями органов и учреждений здравоохранения и госсанэпидслужбы по вопросам реализации программы ликвидации кори;
- подготовка и издание тематических аналитических обзоров, информационных бюллетеней о ходе реализации программы ликвидации кори.
5. Развитие информационно-мобилизационной системы
по проблеме ликвидации кори
Для реализации программы ликвидации кори необходима мобилизация медицинскими работниками населения по вопросам эпидемиологии, профилактики, клиники и диагностики кори с использованием для этих целей всех средств массовой информации.
Программой предусматривается:
- подготовка и организация трансляций по телевидению и радиовещанию тематических программ, интервью специалистов по вопросам ликвидации кори;
- публикация в средствах массовой информации статей и интервью практических работников здравоохранения и госсанэпидслужбы на тему ликвидация кори в Оренбургской области и Российской Федерации;
- подготовка пресс-релизов о ходе реализации программы ликвидации кори с оценкой эпидемиологической обстановки, состояния вакцинопрофилактики, проводимых противоэпидемических мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.