Методические указания по применению закона
Оренбургской области "О налоге с продаж"
(утв. УМНС России по Оренбургской области N 04-38/819,
финансовым управлением администрации Оренбургской области N 03-02
19 февраля 2002 г.)
Методические указания разработаны в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 ноября 2001 года N 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и законом Оренбургской области от 27 декабря 2001 года N 402/348-II-ОЗ "О налоге с продаж".
I. Налогоплательщики
1. Налогоплательщиками налога с продаж (далее - налогоплательщики) признаются:
организации;
индивидуальные предприниматели.
2. Организации и индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории Оренбургской области.
3. При реализации товаров обособленными подразделениями налогоплательщиком является головная организация по месту нахождения обособленных подразделений.
4. Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не являются плательщиками налога с продаж.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 вышеназванного закона применение упрощенной системы налогообложения учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. Поэтому индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками налога с продаж.
5. Согласно статье 1 Федерального закона от 31.07.1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, не являются плательщиками налога с продаж.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, которые не подпадают под налогообложение единым налогом на вмененный доход, являются плательщиками налога по этим видам деятельности.
II. Объект налогообложения
Объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории Оренбургской области. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
Реализация товаров (работ, услуг) за наличный расчет индивидуальным предпринимателям подлежит обложению налогом с продаж в общеустановленном порядке, так как согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом изменений и дополнений) индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Не являются объектом налогообложения операции:
- по выдаче заработной платы работникам в натуральной форме;
- по продаже товаров (работ, услуг) с проведением расчетов посредством перечисления со счетов в банках по поручениям физических лиц, по расчетным чекам банков;
- по передаче товаров (работ, услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги);
- по продаже товаров (работ, услуг), оплата за которые производится векселями.
Для целей налогообложения:
товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации;
работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц;
услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и употребляются в процессе этой деятельности.
III. Операции, не подлежащие налогообложению
(освобождаемы от налогообложения)
1. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам следующих товаров (работ, услуг):
хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные, бараночные изделия, пироги, пирожки, пончики, хлебцы; коды товаров в соответствии с ОК 005-93: 91 1006 - 91 1009; 911300-911985)*;
молока и молокопродуктов (включая масло сливочное, сыры, мороженое; ОК 005-93: 92 2001 - 92 2711, 92 2714 - 92 2721, 92 2800 - 92 2932, 98 1112, 98 1212, 98 1512, 98 1712, 981912, 983112,983122,983132, 983142, 983152, 983712, 983722, 983732, 983742, 983912. 98 3932, 98 3952, 98 5112, 98 5212, 98 5912, 98 6112, 98 6712, 98 6722, 98 6932, 98 9212,989412,989610,989612-989616);
масла растительного (включая подсолнечное, конопляное, хлопковое, горчичное, соевое, арахисовое, оливковое и др. (ОК 005-93: 91 4011 - 91 4196);
маргарина (ОК 005-93: 91 4204-91 4213);
муки (ОК 005-93: 92 9300-92 9357; 92 9026-92 9042);
яйца птицы (ОК 005-93: 98 4115, 98 4125, 98 4135, 98 4245, 98 4155, 98 4165, 98 4215, 98 4315, 98 4415, 98 4515, 98 4615, 98 4716, 98 4736, 98 4746, 98 4756, 98 4766, 98 4776, 98 4786, 984910-984919,984939);
круп (включая бобовые (ОК 005-93:91 9604,91 9605,92 9051 - 92 9070,92 9400 - 92 9498);
сахара (ОК 005-93: 91 1001,91 1002,91 1100-91 1112,91 1120-91 1123,91 1130-91 1143,91 1190,91 1191);
соли (ОК 005-93: 91 9011 - 91 9013,91 9201 - 91 9244, 91 9270 - 91 9273);
картофеля (ОК 005-93: 97 3110 - 97 3112, 97 3931);
продуктов детского и диабетического питания (ОК 005-93: 91 0014, 91 1009, 91 6011 - 91 6014, 91 6160 - 91 6164, 91 6201, 91 6202, 91 6218, 91 6302, 91 6361 - 91 6363, 91 6365, 91 9701 - 91 9703, 91 9710 - 91 9714, 91 9723,91 9724,92 1701,92 2006, 92 2340 - 92 2342);
детской одежды и обуви (включая меховые изделия, головные уборы, верхний и бельевой трикотаж, чулочно-носочные изделия (см. Приложение N 1);
лекарств (указанная льгота распространяется на отечественные и зарубежные лекарственные средства, перечисленные в главах 1, 2 (за исключением лечебно-профилактических пищевых добавок), 5, 6 (за исключением репелентов) части 1 и главах 1, 2, 3, 4, 5, 6 (за исключением репелентов) и 7 части 2 второго издания Государственного реестра лекарственных средств (Москва, Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, 1995 г., с учетом последующих изменений и дополнений к Реестру) и реализуемые налогоплательщиками.);
протезно-ортопедических изделий (ОК 005-93 : 93 9600 - 93 9797);
* Коды продукции приведены в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. N 301 и введенным в действие с 01.07.1994 г. (с учетом последующих изменений и дополнений);
жилищно-коммунальных услуг, услуг по сдаче в наем населению жилых помещений, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях;
К жилищно-коммунальным услугам относятся содержание и ремонт жилья (включая капитальный ремонт, обслуживание лифтов), газоснабжение (в том числе реализация сжиженного газа для бытовых нужд населения), водоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, канализация, вывоз мусора и другие услуги согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (код 04 0000)*;
зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, в том числе квартир (пункт 1 статьи 130 ГК РФ), а также ценных бумаг (статья 143 ГК РФ);
товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых образовательными учреждениями;
При осуществлении образовательными учреждениями предпринимательской деятельности, в частности торговли покупными товарами, оборудованием, не связанным с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом, оказанием посреднических услуг и др., налог с продаж уплачивается в общеустановленном порядке;
учебной и научной книжной продукции (ОК 005-93);
периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера (при этом услуги по доставке периодических печатных изданий облагаются налогом с продаж в общеустановленном порядке);
услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями и организациями культуры и искусства (театрами, кинотеатрами, концертными организациями и коллективами, клубными учреждениями, в том числе сельскими библиотеками, цирками, лекториями, планетариями, парками культуры и отдыха, ботаническими садами, зоопарками) при проведении ими театрально-зрелищных, культурно-просветительных мероприятий, в том числе операции по реализации входных билетов и абонементов; *
услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;
В стоимость услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях включается размер фактической платы родителей за содержание детей в детских яслях, яслях-садах, садах; в стоимость услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях не включается плата работников дошкольных учреждений за предоставленное им в этих учреждениях питание, а также размер средств предприятий, направленных на содержание этих учреждений (пункт 6 инструкции по учету платных услуг населению, утвержденной постановлением Госкомстата России от 24.09.92 N 156);
услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом; Освобождение распространяется на организации транспорта общего пользования при исполнении муниципального задания, соблюдающие единые условия перевозок пассажиров в рамках одного муниципального образования, в число которых прежде всего входит установление единых тарифов, а также возможность пользования установленной законодательством Российской Федерации социальной льготой, действующей на транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан;
услуг, оказываемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными Пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг, оказываемых коллегиями адвокатов;
ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, услуг по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями (код 019500 Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93);
услуг, оказываемых уполномоченными организациями государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов; (услуги, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами при предоставлении налогоплательщикам определенных прав);
путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых инвалидам.
* Коды услуг приведены в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 г. N 163 (с учетом последующих изменений и дополнений);
2. В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
При отсутствии раздельного учета товаров (работ, услуг), стоимость которых не подлежит налогообложению налогом с продаж, налогоплательщик уплачивает налог с продаж с общей суммы реализации.
Перечисленные выше операции не подлежат налогообложению при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
IV. Налоговая база
Налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом налога на добавленную стоимость и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее налога.
В случае частичной оплаты за наличный расчет реализуемых товаров (работ, услуг) облагается часть стоимости товаров (работ, услуг), оплаченная за наличный расчет в том отчетном периоде, в котором произошла оплата.
При реализации товаров (работ, услуг) в рамках совместной деятельности в случае, если участники простого товарищества поручили одному из товарищей получать денежные средства от реализации товаров (работ, услуг), осуществляемой в рамках совместной деятельности, указанный участник товарищества должен уплачивать налог с продаж в установленном порядке от всей выручки по реализации этих товаров (работ, услуг). Остальные участники товарищества от распределенной выручки по реализации товаров (работ, услуг), полученной в рамках совместной деятельности, налог с продаж не уплачивают.
Для строительных, строительно-монтажных и ремонтных организаций облагаемым оборотом является стоимость реализованной строительной продукции (работ, услуг) за наличный расчет.
При реализации билетов на проезд автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом налог с продаж исчисляется со стоимости этих билетов за исключением сумм страхового сбора, перечисляемых страховым организациям.
В предприятиях и организациях общественного питания налог с продаж исчисляется исходя из стоимости готовых блюд или изделий с учетом наценок и надбавок за обслуживание.
Доходы (проценты), получаемые ломбардами от предоставления кредитов гражданам, налогом с продаж не облагаются.
При реализации за наличный расчет заложенного имущества, не выкупленного в установленный срок, стоимость этого имущества облагается надетом с продаж. Стоимость услуг по хранению вещей граждан (в том числе являющихся предметом залога), а также услуг по оценке этих вещей, оплачиваемых наличными денежными средствами, подлежит обложению налогом с продаж.
Объектом обложения по налогу с продаж при реализации комиссионером вещей, принятых на комиссию от граждан, является сумма комиссионного вознаграждения (в виде процентов, надбавок, разницы в цене и т.д.), полученного комиссионером от собственника товара - физического лица, не являющегося согласно закону плательщиком налога с продаж.
В том случае, если комиссионер, покупая товары у населения, становится их собственником, объектом налогооблажения# по налогу с продаж будет являться конечная стоимость реализуемых в дальнейшем комиссионером товаров за наличный расчет.
V. Налоговый период
Налоговый период равен календарному месяцу.
VI. Налоговая ставка
Налоговая ставка устанавливается в размере 5 процентов.
VII. Порядок исчисления налога
1. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику, отправителю).
Сумма налога с продаж в квитанциях, кассовых чеках, приходных кассовых ордерах отдельной строкой может не выделяться.
Если стоимость товаров, реализуемых в упаковке, установлена с учетом стоимости упаковки, налог с продаж исчисляется со стоимости, включающей в себя стоимость упаковки.
Для начисления налога с продаж датой реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения, следует считать:
- при расчетах наличными денежными средствами - день поступления выручки в кассу;
- при расчетах посредством расчетных или кредитных банковских карт, день поступления средств на счета в банке за товары (работы, услуги);
- день передачи товаров (работ, услуг), если за них ранее внесена предоплата.
При возврате покупателями в установленном порядке продукции, товаров, проездных билетов, либо возмещения заказчикам стоимости работ, услуг, по которым уплачен налог с продаж, суммы этого налога подлежат возврату покупателям (заказчикам) за счет уменьшения плательщиком очередных платежей в бюджет налога с продаж.
Индивидуальные предприниматели ведут учет реализации товаров (работ, услуг) в книге учета доходов и расходов по форме, согласованной с налоговым органом по месту своей регистрации.
Совокупный доход, полученный индивидуальными предпринимателями за отчетный период, уменьшается на сумму фактически уплаченного в бюджет налога с продаж.
В случае, если налогоплательщик реализует товары (работы, услуги) за пределами Оренбургской области, облагаемые налогом с продаж, налоговые органы по месту осуществления налогоплательщиком деятельности без предъявления требования постановки в них на учет вправе взимать налог с продаж с оборотов по реализации продукции (работ, услуг) за наличный расчет, если на указанной территории налог с продаж введен.
Если налог с продаж с наличных оборотов при реализации товаров (работ, услуг) уплачен налогоплательщиком в другом субъекте Российской Федерации, то по месту регистрации налогоплательщика с указанных оборотов налог второй раз не уплачивается. При этом у налогоплательщика должны быть в наличии подтверждающие документы об уплате налога с продаж по месту осуществления деятельности (реализации товаров, работ, услуг).
Если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом, и денежные средства за реализованные товары (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который признается в этом случае налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется исходя из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера (поверенного, агента) налог не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером (поверенным, агентом).
Если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), а денежные средства за реализованные товары (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комитента (доверителя, принципала), налог уплачивается в бюджет комитентом (доверителем, принципалом). При этом сумма налога исчисляется комитентом (доверителем, принципалом) исходя из полной цены товара.
VIII. Порядок и сроки уплаты налога и представления расчетов
(налоговых деклараций)
Налог с продаж уплачивается налогоплательщиками ежемесячно исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики в обязательном порядке представляют в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Внесение изменений и дополнений в налоговую декларацию при обнаружении в текущем налоговом периоде ошибок (искажений), допущенных в прошлых налоговых периодах при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, производится путем представления налоговой декларации с внесенными в нее изменениями и дополнениями. Указанная декларация представляется за те налоговые периоды, в которых были допущены ошибки (искажения).
Вновь созданные организации, а также организации (предприятия), которые не являлись плательщиками, уплачивают налог исходя из фактического оборота за истекшие дни месяца.
Срок уплаты налога, приходящийся на выходной (не рабочий) или праздничный день, переносится на первый рабочий день после выходного или праздничного дня.
Налогоплательщики представляют в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые декларации по налогу с продаж по форме, указанной в приложении.
В графе 1 налоговой декларации следует указывать стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых за наличный расчет.
При отсутствии объектов налогообложения представляется налоговая декларация с прочерками.
Учитывая то, что в соответствии со статьей 9 вышеуказанного закона организация, осуществляющая операции по реализации товаров (работ, услуг) через свои обособленные подразделения, находящиеся вне местонахождения головной организации, уплачивает налог на той территории, на которой осуществляются операции по реализации товаров (работ, услуг), исходя из стоимости реализованных через это обособленное подразделение товаров (работ, услуг), организация должна представлять декларацию в налоговые органы и уплачивать налог по месту нахождения обособленных подразделений.
Уплата налога с продаж налогоплательщиками производится на балансовый счет 40101 "2" Управления (отделения) федерального казначейства.
Управление (отделение) федерального казначейства поступившую на балансовый счет 40101 "2" сумму налога распределяет 40% в областной бюджет, 60% в местные бюджеты.
IX. Порядок ведения бухгалтерского учета
Учет расчетов с бюджетом по налогу с продаж осуществляется на счете 68 на отдельном субсчете "Расчеты по налогу с продаж".
Отражение в бухгалтерском учете операций по начислению и уплате налога с продаж производится по следующей схеме:
Условный пример
N | Корреспондирующие счета | Сумма | Содержание хозяйственной операции |
|
Дебет | Кредит | |||
1 | 5090 | 252 | Поступление денег в кассу за реализованные товары, работы, услуги, основные средства, прочие активы, от сдачи имущества в аренду |
|
2 | 90 | 68 Налог с продаж |
12 | Начисление налога с продаж со стоимости реализации (252 х 5%) 105% |
3 | 68 Налог 51 с продаж |
12 | Перечисление налога с продаж |
X. Порядок ведения в налоговых органах лицевых счетов
Учет поступления налога с продаж по каждому налогоплательщику ведется в лицевых счетах по форме N 6 (приложение N 9 к инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15.04.94 N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей").
По каждому индивидуальному предпринимателю открывается лицевой счет.
XI. Ответственность налогоплательщиков и контроль налоговых
органов
Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога возлагается на налогоплательщиков и их должностных лиц.
За нарушение настоящего закона налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за полнотой, правильностью и своевременностью внесения налога осуществляется налоговыми органами в соответствии с налоговым законодательством.
XII. Заключительные положения
Со дня введения налога с продаж на территории Оренбургской области не взимаются с юридических лиц и физических лиц следующие налоги и сборы, введенные на территории области:
- сбор на нужды образовательных учреждений;
- сбор за право торговли;
- налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;
- сбop с владельцев собак;
- лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями;
- лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
- сбор за выдачу ордера на квартиру;
- сбор за парковку автотранспорта;
- сбор за уборку территории;
- сбор за открытие игорного бизнеса.
Заместитель руководителя Управления МНС России
по Оренбургской области -
советник налоговой службы РФ I ранга |
А.А.Соломин |
Заместитель главы администрации Оренбургской области
- начальник финансового управления |
В.М.Бачурин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические указания по применению закона Оренбургской области "О налоге с продаж" (утв. УМНС России по Оренбургской области N 04-38/819, финансовым управлением администрации Оренбургской области N 03-02 19 февраля 2002 г.)
Текст методических указаний опубликован в газете "Оренбуржье" от 12 марта 2002 г.
Настоящие Методические указания фактически прекратили действие
Законом Оренбургской области от 13 января 2004 г. N 735/102-III-ОЗ Закон Оренбургской области от 27 декабря 2001 г. N 402/348-II-ОЗ признан утратившим силу с 1 января 2004 г.