Методические указания по применению закона
Оренбургской области "О едином налоге на вмененный доход для
определенных видов деятельности"
(утв. УМНС России по Оренбургской области N 03-10,
финансовым управлением администрации Оренбургской области N 03.02
12 марта 2001 г.)
Настоящие Методические указания разработаны на основании:
закона Оренбургской области от 06.10.98 N 116/19-ОЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (с изменениями и дополнениями от 24.06.99 N 284/56-ОЗ);
закона Оренбургской области от 24.06.99 N 284/56-ОЗ "О внесении изменений и дополнений, приостановлении действия отдельных пунктов закона Оренбургской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности";ё
закона Оренбургской области от 24.09.99 N 357/75-03 "О приостановлении действия отдельных пунктов статьи 3 закона Оренбургской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности";
постановления Законодательного Собрания Оренбургской области от 29.06.99 N 296/59-ПЗС "О Положении о механизме реализации закона Оренбургской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности";
постановления Законодательного Собрания Оренбургской области от 24.09.99 N 358/72-ПЗС "О внесении изменений в Положение о механизме реализации закона Оренбургской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности";
постановления Законодательного Собрания Оренбургской области от 31.03.00 N 487/92-ПЗС "О внесении изменений и дополнений в Положение о механизме реализации закона Оренбургской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности";
постановления Законодательного Собрания Оренбургской области от 12.09.00 N 669/115-ПЗС "О внесении изменений и дополнений в Положение о механизме реализации закона Оренбургской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности";
закона Оренбургской области от 09.01.01 N 747/ 214-03 "О внесении дополнений в закон Оренбургской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности";
постановления Законодательного Собрания Оренбургской области от 22.12.00 N 746/125-ПЗС "О внесении изменений и дополнений в Положение о механизме реализации закона Оренбургской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности";
закона Оренбургской области от 22.03.00 N 496/112-03 "О приостановлении действия отдельных пунктов статьи 3 и внесении изменения в закон Оренбургской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности";
закона Оренбургской области от 28.02.01 "О внесении изменений в Положение о механизме реализации закона Оренбургской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
I. Общие положения
1. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее единый налог) вводится на всей территории Оренбургской области и обязателен к уплате субъектами предпринимательской деятельности в сферах, установленных законодательными актами Оренбургской области.
1.1. Для целей настоящих Методических указаний используются следующие основные понятия:
- вмененный доход - потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода;
- базовая доходность - условная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (единица площади, численность работающих, единица производственной мощности и другие), характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях;
- повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора (место деятельности, вид деятельности) на результат предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога;
- деятельность на основе свидетельства - деятельность, осуществляемая в соответствии с законом Оренбургской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности";
- начало осуществления деятельности - день постановки в налоговом органе на учет юридического лица или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в качестве плательщика единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности при наличии лицензии.
II. Плательщики налога
2. Плательщиками единого налога (далее - налогоплательщики) являются юридические лица (далее - организации) и физические лица (в том числе иностранные граждане и лица без гражданства), осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее -предприниматели), осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории области (вне зависимости от места государственной регистрации) в следующих сферах:
2.1. Розничная торговля, осуществляемая предпринимателями через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
Под розничной торговлей согласно статье 492 Гражданского кодекса Российской Федерации понимается продажа продавцом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, товаров, предназначенных для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, т.е. последнее звено перехода товара из сферы обращения в сферу потребления.
Предприниматели, реализующие собственную продукцию через принадлежащие им магазины, не являются плательщиками единого налога на вмененный доход. Данный вид деятельности должен облагаться в общеустановленном порядке. В случае, если указанные налогоплательщики через свою торговую сеть реализуют собственную продукцию и покупные товары, они должны обеспечить раздельный учет доходов и расходов по реализуемой собственной продукции и покупных товаров и уплачивать единый налог на вмененный доход как осуществляющие розничную торговлю в части розничной торговли покупными товарами.
Физическим показателем является торговая площадь (кв.м), фактически используемая для осуществления торговли.
2.2. Розничная выездная (нестационарная) торговля горюче-смазочными материалами.
При розничной выездной (нестационарной) торговле горюче-смазочными материалами физический показатель определяется количеством раздаточных пистолетов, используемым в хозяйственной деятельности (штук).
2.3. Оказание автотранспортных услуг (грузоперевозки) предпринимателями и организациями с численностью работающих до 100 человек.
Под категорию "Оказание автотранспортных услуг предпринимателями и организациями с численностью работающих до 100 человек" подпадают автотранспортные предприятия, предприятия, в уставной деятельности которых предусмотрено оказание таких услуг, а также организации, доход от грузоперевозок которых составляет не менее 30 % от общего объема выручки.
Перевозка грузов для собственной производственной деятельности не подлежит обложению единым налогом.
Физическим показателем, характеризующим данный вид деятельности, является грузоподъемность транспортного средства.
2.4. Оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей. Физическим показателем, характеризующим данный вид деятельности, является общая площадь земельного участка, отведенного под автостоянку и гаражи.
2.5. Оказание предпринимателями консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг.
Физическим показателем, характеризующим данный вид деятельности, является один предприниматель.
2.6. Обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в области образования.
Физическим показателем, характеризующим данный вид деятельности, является один предприниматель.
2.7. Деятельность предпринимателей по оказанию на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси.
Оказание на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутным такси - перевозка на коммерческой основе пассажиров автомобильным пассажирским транспортом.
Физическим показателем, характеризующим данный вид деятельности, является одно транспортное средство.
2.8. Деятельность предпринимателей по оказанию бытовых услуг физическим лицам (ремонт обуви, изделий из кожи, меха, пошив и ремонт одежды, ремонт часов и ювелирных изделий, ремонт бытовой техники и предметов личного пользования, ремонт и изготовление металлических изделий и иные бытовые услуги населению, в том числе фото и киноуслуги, прокат, за исключением проката кинофильмов).
Физическим показателем, характеризующим данный вид деятельности, является одно оборудованное рабочее место.
Оборудованное рабочее место - место, предназначенное для проведения тех или иных работ (оказания услуг), оснащенное специальным для выполнения этих работ (оказания услуг) оборудованием.
2.9. Деятельность предпринимателей по оказанию физическим лицам услуг по ремонту машин, оборудования и приборов, оргтехники и периферийного оборудования.
Физическим показателем, характеризующим данный вид деятельности, является одно рабочее место. Рабочее место - один специалист, занятый в производственной сфере деятельности, в том числе состоящий с работодателем в трудовых или гражданско-правовых отношениях.
2.10. Деятельность предпринимателей по оказанию физическим лицам услуг по сервисному обслуживанию автотранспортных средств.
Физическим показателем, характеризующим данный вид деятельности, является одно рабочее место. Рабочее место - один специалист, занятый в производственной сфере деятельности, в том числе состоящий с работодателем в трудовых или гражданско-правовых отношениях.
2.11. Деятельность предпринимателей по оказанию физическим лицам парикмахерских услуг (деятельность парикмахерских, салонов), медицинских косметологических услуг (в том числе в косметических салонах), ветеринарных и зооуслуг.
Физическим показателем, характеризующим данный вид деятельности, является одно оборудованное рабочее место.
Оборудованное рабочее место - место, предназначенное для проведения тех или иных работ (оказания услуг), оснащенное специальным для выполнения этих работ (оказания услуг) оборудованием.
2.12. Деятельность предпринимателей по оказанию услуг по краткосрочному проживанию.
Физическим показателем, характеризующим данный вид деятельности, является общая площадь (кв.м). Общая площадь в сфере оказания предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию - площадь помещений, предоставляемых внаем.
2.13. Деятельность предпринимателей по оказанию услуг в сфере общественного питания (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других торговых точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек).
Физическим показателем, характеризующим данный вид деятельности, является общая площадь, используемая в хозяйственной деятельности (кв.м).
Общая площадь, используемая в хозяйственной деятельности в сфере общественного питания, - площадь помещения (помещений), используемая для обслуживания посетителей.
2.14. Виды деятельности, указанные в подпунктах 2.2., 2.4., распространяются как на предпринимателей, так и на юридические лица.
2.15. Определение критерия численности работающих производится в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 07.12.98 г. N 121. При этом не учитываются при расчете среднесписочной численности совместители и работающие по договорам подряда. Среднесписочная численность рассчитывается за квартал, предшествующий очередному налоговому периоду.
При осуществлении плательщиком единого налога, наряду с деятельностью на основе свидетельства, иной предпринимательской деятельностью, численность аппарата управления распределяется пропорционально доле выручки, полученной от деятельности на основе свидетельства и иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) от всех видов деятельности.
В свою очередь, если налогоплательщик имеет несколько мест осуществления предпринимательской деятельности на основе свидетельства, численность управленческого персонала распределяется пропорционально выручке, полученной по каждому обособленному объекту хозяйственной деятельностью на основе свидетельства.
2.16. Организации, имеющие в своем составе обособленные подразделения, представляют расчеты единого налога и производят его уплату за такие подразделения по месту их нахождения при условии, что обособленные подразделения не наделены функциями организации.
Физические лица, стоящие на налоговом учете не на территории Оренбургской области и осуществляющие предпринимательскую деятельность территории Оренбургской области, уплачивают единый налог в соответствии с законом Оренбургской области и настоящими Методическими указаниями. В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Местом нахождения обособленного подразделения российской организации является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
2.17. Общественным организациям инвалидов, их региональным и территориальным организациям, организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций инвалидов, а также предприятиям и учреждениям, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов, предоставляется право добровольного перехода на уплату единого налога или сохранения существующего порядка уплаты налогов.
III. Объект налогообложения и порядок ведения бухгалтерского учета
3.1. Объектом обложения единым налогом является вмененный доход на очередной календарный месяц. Налоговый период по единому налогу устанавливается в один квартал.
3.2. Налогоплательщики обязаны вести учет своих доходов и расходов, а также соблюдать порядок ведения расчетно-кассовых операций согласно действующим нормативным актам Российской Федерации. Предприниматели ведут учет полученных доходов и произведенных расходов по примерной форме книги "Учет доходов и расходов" (приложение N 6).
3.3. При осуществлении нескольких видов деятельности на основе свидетельства учет доходов и расходов ведется раздельно по каждому виду деятельности.
3.4. Налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, ведут раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности.
3.5. Общепроизводственные и общехозяйственные (управленческие) расходы по видам деятельности, указанным в разделе II настоящих Методических указаний, распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки от всех видов деятельности.
3.6. Механизм определений размера вмененного дохода, значение иных составляющих формул расчета единого налога и порядок исчисления единого налога организациями и предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сферах, поименованных в разделе II настоящих Методических указаний (кроме розничной торговли), изложен в приложении N 1 к настоящим Методическим указаниям.
3.7. Механизм определения размера вмененного дохода, значение иных составляющих формул расчета единого налога и порядок исчисления единого налога для предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади (точки) на территории области, изложен в приложении N 2 к настоящим Методическим указаниям.
IV. Ставка и порядок расчета единого налога
4.1. Ставка единого налога устанавливается в размере 20 процентов вмененного дохода.
4.2. Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, которые определяются в зависимости от:
- типа населенного пункта, в котором осуществляется предпринимательская деятельность;
- места осуществления предпринимательской деятельности внутри населенного пункта (центр, окраина, транспортная развязка и другие);
- характера местности (тип автомагистрали и другие), если деятельность осуществляется вне населенного пункта;
- удаленности места осуществления предпринимательской деятельности от транспортных развязок;
- удаленности места осуществления предпринимательской деятельности от остановок пассажирского транспорта;
- характера реализуемых товаров (производимых работ, оказываемых услуг);
- ассортимента реализуемой продукции.
V. Определение размера базовой доходности
5.1. Базовая доходность на 1 кв.м стационарной торговой площади устанавливается в сумме 3600 рублей на год.
Базовая доходность на 1 кв.м нестационарной открытой торговой площади устанавливается в сумме 3200 рублей на год.
Для целей расчета суммы единого налога используются следующие основные понятия:
- стационарная торговая площадь - специально оборудованная для осуществления розничной торговли площадь в зданиях и сооружениях, как имеющая, так и не имеющая торгового зала: магазины, павильоны, киоски, ларьки, торговые секции, контейнеры;
- нестационарная открытая торговая площадь - открытые прилавки, палатки, специально оборудованные места, приспособления для торговли в развоз и вразнос (автомагазины, автолавки, прицепы, ручные тележки, лотки, корзины и т.д.), а также торговля с рук в специально установленных (отведенных) местах;
- торговая площадь - совокупность площадей торгового зала и помещений для обслуживания покупателей, при этом не включается в торговую площадь, используемая для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных и административно-бытовых помещений.
Торговой площадью, фактически используемой для осуществления торговли, является:
- при торговле через магазины, павильоны, киоски, ларьки, торговые секции, контейнеры - торговая площадь;
- при торговле с автолавок (автомагазинов), грузовых автомобилей и автомобильных прицепов - площадь автолавки (автомагазина), кузова, прицепа;
- при торговле с легковых автомобилей - площадь, занятая автомобилем;
- при торговле с выносных столов (лотков), прилавков, земли - площадь, на которой располагается продавец с товаром и покупатель, осуществляющий покупку, но не менее 3,0 м2,
- при торговле с лотков, рук (т.е. без определенного места для торговли) - площадь, равная 1,5 м2.
При отсутствии у торговой точки установленных границ для расположения покупателя, осуществляющего покупку, эта площадь рассчитывается исходя из длины прилавка и ширины, равной 0,5 метра.
Правильность определения для расчета налога размера торговой площади подтверждается планом торговой точки с указанием ее размеров, прилагаемым к расчету.
Понижающий коэффициент "S" применяется только по отношению к площади, размеры которой установлены Положением.
Пример: общая торговая площадь торговой точки составляет 200 кв.м.
Расчет площади для цели определения налога к уплате выглядит следующим образом: N = 50+(50 х О,8) + (100 х О,7) = 160
При торговле смешанным ассортиментом товаров средний коэффициент "D" определяется исходя из удельного веса различных видов товаров, находящихся на остатке торговой точки на момент составления расчета. При значительном изменении (от 10% и выше) в течение отчетного налогового периода удельного веса тех или иных видов товаров, подлежащих реализации, налогоплательщик обязан представить уточненный расчет и доплатить доначисленную сумму налога. Правильность определения коэффициента подтверждается соответствующим расчетом, прилагаемым к расчету по налогу.
5.2. Базовая доходность на один раздаточный пистолет установлена в сумме 36000 рублей в год.
5.3. Базовая доходность на одну тонну грузоподъемности автотранспортного средства установлена:
для предпринимателей в сумме 6000 рублей в год;
для юридических лиц в сумме 12000 рублей в год.
При расчете базовой доходности от оказания автотранспортных услуг (грузоперевозки) предпринимателями и организациями с численностью работающих до 100 человек в физический показатель "Грузоподъемность транспортного средства (тонн)" включается как числящийся на балансе, так и взятый в аренду грузовой автотранспорт, прицепы (полуприцепы), трейлеры, рефрижераторы и другие автотранспортные средства и приспособления, предназначенные для перевозки грузов.
В расчете единого налога в графе "Объем натуральных показателей" следует выделить грузоподъемность прицепов.
5.4. Базовая доходность на квадратный метр общей площади при оказании услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей установлена в сумме 110 рублей в год.
При расчете единого налога от оказания услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей учитывается общая площадь, отведенная под автостоянку и гаражи соответствующим органом.
5.5. Базовая доходность на одного предпринимателя при оказании консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг установлена в сумме 100000 рублей в год.
5.6. Базовая доходность на одного предпринимателя при оказании услуг по обучению, репетиторству, преподаванию и иной деятельности в области образования установлена в сумме 6000 рублей в год.
5.7. Базовая доходность на одно транспортное средство при оказании предпринимателями услуг по перевозке пассажиров установлена: для автотранспорта с числом посадочных мест до 5 человек в сумме 32000 рублей в год;
для автотранспорта с числом посадочных мест от 5 до 14 человек в сумме 40000 рублей в год;
для автотранспорта с числом посадочных мест свыше 14 человек в сумме 60000 рублей в год.
5.8. Базовая доходность на одно оборудованное рабочее место при оказании предпринимателями бытовых услуг физическим лицам (ремонт обуви, изделий из кожи, меха, пошив и ремонт одежды, ремонт часов и ювелирных изделий, ремонт бытовой техники и предметов личного пользования, ремонт и изготовление металлических изделий и иные бытовые услуги населению, в том числе фото и киноуслуги, прокат, за исключением проката кинофильмов) установлена в сумме 36000 рублей в год.
5.9. Базовая доходность на одно рабочее место при оказании предпринимателями физическим лицам услуг по ремонту машин, оборудования и приборов, оргтехники и периферийного оборудования установлена в сумме 60000 рублей в год.
5.10. Базовая доходность на одно рабочее место при оказании предпринимателями физическим лицам услуг по сервисному обслуживанию автотранспортных средств установлена в сумме 75000 рублей в год.
5.11. Базовая доходность на одно оборудованное рабочее место при оказании предпринимателями физическим лицам парикмахерских услуг (деятельность парикмахерских, салонов), медицинских косметологически услуг (в том числе в косметологических салонах), ветеринарных и зооуслуг в сумме 60000 рублей в год.
5.12. Базовая доходность на 1 кв.м общей площади при оказании предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию установлена в сумме 600 рублей в год.
5.13. Базовая доходность на 1 кв.м площади, используемой в хозяйственной деятельности предпринимателями, оказывающими услуги в сфере общественного питания (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других торговых точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек), установлена в сумме 3600 рублей в год.
VI. Порядок исчисления и сроки уплаты единого налога
6.1. Уплата единого налога производится налогоплательщиком самостоятельно ежемесячно в срок до 20 числа путем осуществления авансового платежа в размере 100 процентов суммы единого налога за месяц (квартал), предшествующий отчетному.
6.2. Налогоплательщик может произвести уплату единого налога путем авансового перечисления за 3, 6, 9 или 12 месяцев. В этом случае сумма единого налога, подлежащая уплате, составит соответственно 98, 95, 92 и 89 процентов от расчетной суммы налога, и расчеты по единому налогу составляются соответственно за каждый квартал отдельно. На расчетах, составленных на период, следующий за первым кварталом, делается отметка о размерах скидки с суммы единого налога. При этом на свидетельствах, выданных на каждый последующий квартал, также производится отметка о размере предоставленной скидки с суммы единого налога.
Плательщик, перешедший на уплату единого налога, до 20 числа последнего месяца налогового периода представляет в инспекцию по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащего уплате в очередном налоговом периоде.
6.3. Вновь созданные (образованные) налогоплательщики, прошедшие государственную регистрацию после вступления в силу закона Оренбургской области "О едином налоге на вмененный доход", осуществляющие деятельность, подпадающую под действие этого закона, представляют в налоговый орган расчет сумм единого налога на текущий отчетный период одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет. Уплата единого налога осуществляется налогоплательщиком самостоятельно в пятидневный срок с момента представления расчета.
При этом днем начала осуществления деятельности налогоплательщика считается день его постановки на учет в качестве плательщика единого налога на вмененный доход.
6.4. В случае невозможности осуществления деятельности налогоплательщиком в очередном налоговом периоде на основе свидетельства об уплате единого налога он не освобождается от представления в налоговый орган расчета по единому налогу.
Одновременно с представлением нулевого расчета представляется письменное объяснение причин, по которым не может осуществляться предпринимательская деятельность. При наличии у налогового органа сведений о деятельности предпринимателя в налоговом периоде, в котором деятельность не предполагалась, расчет единого налога производится налоговым органом самостоятельно на основании имеющихся сведений за весь указанный налоговый период.
6.5. В случае неполного отражения налогоплательщиком в расчете единого налога ассортимента реализуемого товара, установленного налоговым органом в ходе проверки, на следующий налоговый период применяется повышающий коэффициент К в размере 2,0, который при повторном нарушении увеличивается в два раза.
6.6. Предприниматели-плательщики единого налога, являющиеся инвалидами 1 и 2 группы, осуществляющие деятельность без привлечения рабочей силы, начиная с расчета за 2 квартал 2001 года при расчете единого налога применяют понижающий коэффициент "L", равный 0,5. Правомерность применения указанного коэффициента подтверждается соответствующим документом, который прилагается к расчету одновременно с заявлением о предоставлении льготы по уплате единого налога как инвалиду 1 или 2 группы.
VII. Порядок зачисления сумм единого налога
7. Суммы единого налога, уплачиваемые организациями, зачисляются в федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, областной бюджет и бюджеты муниципальных образований в следующих размерах:
федеральный бюджет - 25 % от общей суммы единого налога, из которых 4 % направляется в Федеральный дорожный фонд РФ;
государственные внебюджетные фонды - 25 % от общей суммы единого налога, из них:
Пенсионный фонд РФ - 18,350 %;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,125 %;
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2,150 %;
Фонд социального страхования РФ - 3,425 %;
Государственный фонд занятости - 0,950 %;
областной бюджет - 25 % от общей суммы единого налога;
бюджеты муниципальных образований - 25 % от общей суммы единого налога.
7.1. Суммы единого налога, уплачиваемые предпринимателями, зачисляются в следующих размерах:
областной бюджет - 25 % от общей суммы единого налога;
бюджеты муниципальных образований - 50 % от общей суммы единого налога;
государственные внебюджетные фонды - 25 % от общей суммы единого налога, из них:
Пенсионный фонд РФ - 22,725 %;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,125 %;
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2,150 %.
7.2. Согласно указаниям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 26.05.99 N ВП-6-09/432 налог уплачивается одним платежным документом на счет 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства" и распределяется органами казначейства между бюджетами и бюджетными (внебюджетными) фондами.
VIII. Свидетельство об уплате единого налога
8.1. Свидетельство об уплате единого налога (Приложение N 3) является документом, подтверждающим уплату налогоплательщиком единого налога, и единственным документом, дающим ему право заниматься этим видом деятельности в том периоде, за который уплачен налог.
Свидетельство об уплате единого налога выдается на период, за который налогоплательщик произвел уплату единого налога.
На каждый вид деятельности, подпадающий под уплату единого налога, выдается отдельное свидетельство.
Налогоплательщикам, имеющим два и более отдельно расположенных места осуществления деятельности на основе свидетельства (автостоянки, АЭС (нестационарные), палатки, ларьки и т.д.), свидетельство выдается на каждое из таких мест.
Налоговый орган, на учете в котором стоит организация в качестве плательщика единого налога по месту нахождения своего обособленного подразделения, выдает свидетельство об уплате единого налога и контролирует правильность исчисления данного налога.
Согласно письму Госналогслужбы РФ от 26.10.98 г. N ВГ-6-02/766 бланк формы "Свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности", утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.09.98 г. N 1028, является документом строгой отчетности.
Использование при осуществлении предпринимательской деятельности любых копий свидетельства (в том числе и нотариально удостоверенных) не допускается.
Свидетельство выдается налоговым органом налогоплательщику не позднее трех дней со дня уплаты единого налога, второй экземпляр которого хранится в налоговом органе, выдавшем это свидетельство.
При утрате свидетельства оно возобновлению не подлежит. В этом случае на оставшийся налоговый период налогоплательщику выдается новое свидетельство с отметкой "взамен ранее утерянного". Плата за новое свидетельство составляет 20 процентов стоимости свидетельства на оставшийся налоговый период.
При повторной утрате свидетельства на оставшийся налоговый период оно приобретается за 100 процентов стоимости на оставшийся налоговый период.
Не взимается плата при утрате свидетельств в результате обстоятельств непреодолимой силы при документальном их подтверждении соответствующими органами.
Взимание отдельной платы при первичной выдаче свидетельства не допускается.
8.2. Свидетельство выдается на период, за который налогоплательщик произвел уплату единого налога. В случае уплаты налога, когда натуральные показатели и базовая доходность не изменялись, налоговый орган может продлевать действие свидетельства (без выдачи нового бланка), делая на нем соответствующую отметку.
8.3. Свидетельство об уплате единого налога обособленным (структурным) подразделениям организации выдается налоговым органом по месту их нахождения, индивидуальным предпринимателям по месту постановки на налоговый учет.
8.4. При перерасчете уплаченной суммы единого налога в силу обстоятельств, изложенных в разделе XI настоящих Методических указаний, свидетельство об уплате единого налога подлежит возврату в налоговый орган.
IX. Порядок перехода на уплату единого налога
9.1. Принятый Законодательным Собранием Оренбургской области нормативный правовой акт о введении единого налога публикуется в средствах массовой информации не позднее чем за один месяц до начала очередного налогового периода по единому налогу.
Не позднее одного месяца со дня официального опубликования указанного нормативного правового акта все предприниматели и организации обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде, произведенный ими в соответствии с принятым нормативным правовым актом (Приложение N 4).
Налоговый орган в течение месяца после получения названного расчета направляет плательщику уведомление о переводе его на уплату единого налога на вмененный доход с указанием суммы вмененного дохода в целом и по каждому виду деятельности (Приложение N 5).
После получения уведомления налогоплательщик обязан в сроки, установленные пунктами 6.1. или 6.3. настоящих указаний, уплатить сумму единого налога за определенный им налогооблагаемый период. Только после уплаты единого налога (в течение 3-х дней) налогоплательщику выдается свидетельство об уплате единого налога. При наличии у предпринимателя нескольких торговых точек или мест осуществления деятельности расчет сумм единого налога представляется по каждому из таких мест.
При осуществлении деятельности вне места регистрации расчет единого налога производится по коэффициентам, применяемым в населенном пункте места осуществления деятельности. Расчет единого налога представляется в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет. Контроль в этом случае осуществляется налоговой инспекцией, на территории которой осуществляется предпринимательская деятельность налогоплательщика.
X. Порядок ведения в налоговых инспекциях карточек лицевых счетов
10.1. Учет поступления единого налога ведется по каждому налогоплательщику в соответствии с Инструкцией N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", утвержденной приказом Госналогслужбы России от 15.04.94г. N ВГ-3-13/23 в доле налога, причитающегося в бюджеты.
Отдельные лицевые счета открываются для учета поступлений в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации (4 %).
Записи о начислении платежей в лицевых счетах плательщиков производятся на основании расчетов по единому налогу.
Записи о суммах платежей, поступивших в бюджет, производятся в лицевых счетах на основании документов, предусмотренных пунктом 3 раздела II названной Инструкции.
Начисление пени за несвоевременную уплату в бюджеты и федеральный дорожный фонд сумм единого налога производится в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
XI. Пересчет уплаченной суммы единого налога
11. Перерасчет суммы единого налога по заявлению налогоплательщика производится на основании уточненного расчета с приложением соответствующих документов и объяснений налогоплательщика в случаях:
11.1. налогоплательщик не приступил к осуществлению деятельности или временно прекратил осуществление деятельности на основе свидетельства в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы;
11.2. налогоплательщик не приступил к осуществлению деятельности или прекратил осуществление деятельности на основе свидетельства до истечения срока действия свидетельства об уплате единого налога по объективным обстоятельствам;
11.3. изменения налогоплательщиком количества единиц физических показателей;
11.4. изменения размера базовой доходности и (или) единиц физического показателя, характеризующего определенный вид деятельности, в отношении которого введен единый налог, и (или) повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, в связи с внесением изменений и (или) дополнений в федеральный закон и (или) закон области о едином налоге на вмененный доход.
11.5. Перерасчет уплаченной суммы единого налога в случае, предусмотренном подпунктом 11.1. пункта 11, производится за весь период, в течение которого не будет осуществляться предпринимательская деятельность, в отношении которой введен единый налог, на основании представленных в налоговые органы по месту налогового учета соответствующих документов органов государственной власти или органов местного самоуправления (акт о пожаре, стихийном бедствии, краже). Перерасчет производится исходя из сумм на каждый календарный день.
Перерасчет уплаченной суммы единого налога в случае, предусмотренном подпунктом 11.2. пункта 11, производится, начиная со следующего месяца после сдачи свидетельства об уплате единого налога и расчета уточненной суммы единого налога в налоговые органы по месту налогового учета.
Перерасчет уплаченной суммы единого налога в случаях, предусмотренных подпунктом 11.3. пункта 11, производится при исчислении налога к доплате со дня внесения изменений, при уменьшении налога - с месяца, следующего за месяцем представления уточненного расчета.
Перерасчет уплаченной суммы единого налога в случаях, предусмотренных подпунктами 11.4. пункта 11, производится, начиная со дня вступления в силу федерального закона и (или) закона области, которыми изменены перечень сфер предпринимательской деятельности, в отношении которых введен единый налог, размер базовой доходности, единицы физических показателей, влияющих на размер вмененного дохода, и (или) повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности, используемые для исчисления единого налога.
11.6. Расчет уточненной суммы единого налога представляется в налоговый орган, в который первоначально был представлен расчет единого налога.
Налоговые органы по месту налогового учета проверяют наличие оснований для производства перерасчета уплаченной суммы единого налога и в срок не позднее одного месяца после получения заявления официально уведомляют налогоплательщика о сумме единого налога, подлежащей зачету в счет предстоящих платежей или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном главой 12 части I Налогового кодекса Российской Федерации.
При наличии в результате проведенного перерасчета налога к доплате, по основаниям, изложенным в подпунктах 11.3. и 11.4. пункта 11, уплата его производится налогоплательщиком самостоятельно в пятидневный срок с момента представления уточненного расчета.
11.7. Перерасчет налога в связи с применением коэффициента "I" производится налоговым органом самостоятельно по окончании очередного налогового периода, при ликвидации налогоплательщика - по окончании месяца, в котором деятельность прекращена. Перерасчет производится на основании данных областного комитета государственной статистики, полученных из УМНС России по Оренбургской области. Уплата налогоплательщиком доначисленных таким образом сумм налога производится в срок не позднее 10 дней с момента проведения перерасчета.
11.8. Учитывая положения статьи 5 части I Налогового кодекса РФ, расчет единого налога налогоплательщиками с применением положений закона Оренбургской области от 09.01.01 г. N 747/214-03 "О внесении дополнений в закон Оренбургской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и постановления Законодательного Собрания Оренбургской области от 09.01.01г. N 746/1 25-ПЗС "О внесении изменений и дополнений в Положение о механизме реализации закона Оренбургской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" производится начиная со второго квартала 2001 года. Аналогично производится перерасчет налога к уплате налоговыми органами с применением коэффициента "I".
XII. Ответственность налогоплательщиков и контроль налоговых органов
12.1. Ответственность за нарушение закона Оренбургской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", Положения о механизме его реализации и настоящих Методических указаний определяется Налоговым кодексом Российской Федерации.
12.2. Контроль за полнотой, правильностью исчисления и уплаты единого налога осуществляется налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
XIII. Заключительные положения
13.1. Со дня перехода на уплату единого налога на территории Оренбургской области с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, включая налог с продаж, предусмотренные статьями 19-21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с учетом изменений и дополнений), за исключением:
государственной пошлины;
таможенных пошлин и иных таможенных платежей;
лицензионных и регистрационных сборов;
налога на владельцев транспортных средств;
земельного налога;
налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, указанных в статье 3 Федерального закона от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности";
удержанных сумм подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы от источника в Российской Федерации в случаях, когда законодательными актами Российской Федерации о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.
Действие настоящего пункта распространяется только на те виды деятельности, в отношении которых введен единый налог.
13.2. Переход на уплату единого налога не освобождает организации от обязанности по предоставлению в налоговые и иные государственные органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности согласно действующим нормативным актам.
В налоговые органы в этом случае представляется сводный баланс. Приложение к балансу - форма N 2 - представляется отдельно по видам деятельности, переведенным и не переведенным на уплату единого налога.
13.3. Налог на доходы, страховые взносы в Пенсионный фонд и другие налоги, уплачиваемые из заработной платы работников организациями и предпринимателями, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход, удерживаются и перечисляются в общеустановленном порядке.
13.4. Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам материальных ресурсов и услуг, приходящиеся на деятельность, по которой уплачивается единый налог на вмененный доход, из бюджета не возмещаются и относятся на издержки обращения или на себестоимость продукции (работ, услуг).
13.5. Для организаций, одновременно занимающихся видами деятельности, облагаемыми единым налогом, и иными видами деятельности, расчет налога на имущество производится в общеустановленном порядке в целом по предприятию. Доля налога на имущество, подлежащая уплате в бюджет, определяется пропорционально размеру выручки, полученной от указанных видов деятельности предприятия.
Если организация, являющаяся плательщиком единого налога, в отдельных месяцах налогового периода (квартала) не осуществляла деятельность, облагаемую данным налогом, и не уплачивала его, то расчет среднегодовой стоимости имущества и исчисление налога на имущество производится в общеустановленном порядке. Уплате в бюджет подлежит сумма налога, рассчитанная исходя из времени, в котором предприятие не осуществляло деятельность, облагаемую единым налогом.
Пример. В первом полугодии организация занималась деятельностью, облагаемой единым налогом, и уплатила его за январь, февраль и июнь. В марте, апреле и мае организация указанную деятельность не осуществляла.
Среднегодовая стоимость имущества, облагаемая налогом на имущество предприятий, за указанный отчетный период составила 1200000 рублей, сумма налога, соответственно,
1200000 х 0,02 = 24000 рублей.
В данном случае сумма налога на имущество, подлежащая уплате в бюджет за первое полугодие, составит
24000 х 3/6 (или 1/2) = 12000 рублей.
13.6. Положения настоящих Методических указаний применяются при расчете единого налога, начиная со второго квартала 2001 года. Методические указания N 03-02 и N 03-17 от 21.10.99 г. (с изменениями и дополнениями) утрачивают силу с 01.04.2001 г.
"Согласовано"
Заместитель Руководитель Управления МНСС
главы администрации России по Оренбургской области -
Оренбургской области - государственный советник,
начальник финансового управления налоговой службы 2 ранга
В.М.Бачурин В.А.Овинова
N 03.02 от 11.03.2001 г. N 03-10 от 12.03.2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические указания по применению закона Оренбургской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (утв. УМНС России по Оренбургской области N 03-10, финансовым управлением администрации Оренбургской области N 03.02 12 марта 2001 г.)
Текст методических указаний опубликован в газете "Оренбуржье" от 20 марта 2001 г.
Настоящий документ фактически не применяется
Законом Оренбургской области от 14 ноября 2002 г. N 321/61-III-ОЗ Закон Оренбургской области от 6 октября 1998 г. N 116/19-03 признан утратившим силу с 1 января 2003 г.