Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Закону Оренбургской области
от 6 сентября 2002 г. N 195/42-III-ОЗ
Областная целевая программа "Развитие
легкой промышленности Оренбургской области
на 2002 - 2004 годы"
(далее - Программа)
Об областной целевой Программе "Развитие легкой промышленности Оренбургской области на 2006 - 2008 годы см. Закон Оренбургской области от 29 августа 2005 г. N 2532/453-III-ОЗ
Паспорт программы
Основание Поручение главы администрации Оренбургской области
для разработки
Заказчики Управление администрации области по промышленности,
транспорту и сырьевым ресурсам, департамент
администрации области по вопросам экономики
Цель и задачи Создание условий для повышения конкурентоспособности
продукции легкой промышленности; наращивание объемов
производства и насыщение потребительского рынка;
увеличение поступлений в бюджеты всех уровней и
внебюджетные фонды; оптимизация структуры отрасли;
повышение качества и конкурентоспособности продукции,
поддержка товаропроизводителей
Срок реализации 2002 - 2004 годы
Основные Управление администрации области по промышленности,
исполнители исполнители транспорту и сырьевым ресурсам;
департамент администрации области по вопросам
экономики; финансовое управление администрации
области; отдел по региональной политике социальной
сферы администрации области; предприятия легкой
промышленности
Объемы и Общее финансирование - 593,6 млн. рублей, в том
источники числе: собственные и привлеченные средства
финансирования предприятий - 301,6 млн. рублей;
областной бюджет - 292 млн. рублей
Ожидаемые Рост объемов производства; увеличение рабочих мест;
конечные прирост поступлений в консолидированный бюджет
результаты области к 2004 году
реализации
Система контроля Контроль осуществляется заказчиком Программы
за исполнением
Примечания:
1. Привлечение в качестве исполнителей Программы администраций городов и районов, предприятий легкой промышленности области осуществляется по согласованию с ними либо на договорной основе.
2. Привлечение средств предприятий для финансирования Программы допускается по согласованию либо на договорной основе.
Введение
Анализ промышленной политики и экономического механизма ее реализации в развитых индустриальных странах показывает, что легкой промышленности принадлежит ведущая роль в развитии экономики страны и выходе ее на мировой промышленный рынок.
Легкая промышленность является потенциально рентабельной отраслью с высокой (до 6 раз в год) оборачиваемостью финансовых ресурсов и относительно небольшой потребностью в оборотных средствах, что позволяет обеспечить стабильный уровень поступления средств от предприятий отрасли в бюджеты всех уровней.
Легкая промышленность области решает важные социальные задачи: обеспечение населения области товарами первой необходимости, выполнение государственных и региональных заказов, поставка продукции для других отраслей промышленности и занятость населения (преимущественно женщин).
Отрасль одной из первых вошла в рыночные отношения, причем без предварительной подготовки и проведения соответствующих технических и организационных мероприятий. Это не могло не сказаться на экономическом положении предприятий. Отрасль лишилась оборотных средств, отлаженной товаропроводящей сети. За годы реформ в легкой промышленности области произошло значительное падение объемов промышленного производства (более чем на 70 процентов), существенно превышающее темпы падения объемов производства по промышленности области в целом (на 37,5 процента). Доля потребления отечественных товаров населением Оренбургской области в общем объеме потребления намного снизилась.
В связи с этим возник вопрос о необходимости определения приоритетных направлений отрасли, разработки мероприятий, способных обеспечить ее развитие, а также механизма поддержки их реализации администрацией области. Для решения этих задач разработана областная целевая программа "Развитие легкой промышленности Оренбургской области на 2002 - 2004 годы", цель которой - удовлетворение потребности населения в товарах легкой промышленности на основе роста объемов выпуска конкурентоспособной продукции предприятиями отрасли, повышение их технического и финансового потенциала.
1. Анализ состояния легкой промышленности области
1.1. Структура легкой промышленности
Легкая промышленность Оренбургской области представлена следующими подотраслями: текстильная, включая трикотажную, швейная, кожевенная, обувная.
Основной объем производства (более 80 процентов) в общем объеме легкой промышленности области обеспечивает текстильная подотрасль (рис.):
Легкая промышленность в области в основном сосредоточена в городах Оренбурге, Орске и Бузулуке.
Крупнейшим центром легкой промышленности области является город Оренбург (86,8 процента объема производства отрасли и 75,0 процента численности занятых). Далее по значимости вклада в общие результаты деятельности отрасли находятся город Орск (11,5 процента объема производства и 23,0 процента численности занятых) и город Бузулук (0,9 процента объема производства и 1,0 процента численности занятых).
На данных территориях предприятия отрасли вносят определенный вклад в общие показатели хозяйственной деятельности. Практически все предприятия отрасли являются акционерными обществами.
1.2. Объем производства
Объем выпуска продукции отрасли в 2001 году составил 918,1 млн. рублей (29,9 процента к уровню 1990 года). В общем объеме промышленного производства области это составляет 1,4 процента (в 1990 году - 8,5 процента).
Основное падение объемов производства пришлось на 1992 - 1996 годы. В 1999 - 2000 годах в отрасли достигнут рост производства. Изменение индекса физического объема промышленного производства предприятий легкой промышленности приведено в таблице 1.
Таблица 1
Индекс физического объема промышленного производства (в процентах к предыдущему году) |
||||||||
1990 год |
1995 год |
1996 год |
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
2001 год |
|
Промышленность в целом Легкая промышленность |
100,9 105,6 |
97,2 80,5 |
88,7 66,1 |
99,9 84,6 |
94,5 79,4 |
106,2 121,5 |
111,9 142,9 |
101,9 97,8 |
В настоящее время в легкой промышленности области занято более 12 тысяч человек, что составляет 5,8 процента от численности занятых в промышленности. Особенностью легкой промышленности области является то, что в отрасли в основном работают женщины (85,0 процента). Сохранение рабочих мест в отрасли - основа социальной стабильности региона.
Необходимость сохранения рабочих мест привела к диспропорции: разрыву между резко упавшими объемами производства и значительно меньшим падением численности работающих.
Объем производства относительно 1990 года снизился более чем в 3,3 раза (шелковых тканей - в 4,6 раза, трикотажных изделий - в 2,7 раза, кожаной обуви - более чем в 80 раз), при этом численность работников отрасли уменьшилась в 1,8 раза. Это привело к значительному снижению производительности труда, конкурентоспособности товаров и заполнению рынка низкокачественными товарами и товарами теневого рынка. Так, по экспертной оценке в обувном производстве теневой сектор превышает учтенный выпуск обуви, в швейном и трикотажном производстве составляет около 60 процентов.
1.3. Изменение цен на продукцию
В 1995 - 2000 годах цены на продукцию предприятий легкой промышленности росли значительно меньшими темпами, чем цены в среднем в промышленности.
За последние три года цены в промышленности в целом выросли в 3,4 раза, в легкой - в 1,95 раза (таблица 2).
Это объясняется, с одной стороны, ограниченным платежеспособным спросом основного потребителя отрасли - населения с его невысокими доходами, а с другой - конкуренцией со стороны дешевых импортных товаров.
В результате резко снизилась рентабельность производства предприятий легкой промышленности и, как следствие, возможности технического переоснащения.
Таблица 2
Сводный индекс цен производителей на промышленную продукцию области
(процентов к предыдущему году)
1995 год |
1999 год |
2000 год |
2001 год |
|
Промышленность в целом Легкая промышленность |
284,0 253,2 |
209,1 140,8 |
141,9 118,5 |
115,5 116,6 |
1.4. Производственные ресурсы
Рациональное использование основных производственных фондов находится в прямой зависимости от их загрузки. Ежегодно мощности по выпуску важнейших видов продукции используются не полностью. Использование производственных мощностей по производству тканей составляет 41,0 процента, трикотажных изделий - 53,4 процента, швейных изделий - 30,0 процента, производство кожаной и валяной обуви практически прекращено. Степень износа основных фондов в отрасли достигла 54,0 процента.
В связи с тяжелым финансовым положением предприятий практически прекращена инвестиционная деятельность (таблица 3).
Таблица 3
Инвестиции в основной капитал в фактических ценах (млн. рублей)
1990*) год |
1995 год |
1996 год |
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
2001 год |
|
Промышленность в целом Легкая промышленность Удельный вес в процентах от инвестиции в промышленность |
772,0 39,3 5,1 |
1601,7 2,8 0,2 |
2525,4 9,7 0,4 |
2461,4 1,8 0,1 |
2114,8 4,3 0,2 |
4112,6 6,9 0,2 |
7105,8 9,6 0,1 |
9818,3 38,7 0,4 |
*) 1990 год - в сметных ценах 1991 года.
Таким образом, отсутствие достаточных объемов инвестиций за последние годы послужило главной причиной неконкурентоспособности отрасли.
В декабре 2000 года отрасль получила сроком на два года областной инвестиционный кредит в объеме 121 млн. рублей на приобретение оборудования и создание новых рабочих мест.
В связи с высокой степенью износа основных производственных фондов в отрасли эти средства не смогли коренным образом изменить ситуацию. Назрела острая необходимость в оказании государственной поддержки по выводу отрасли из кризиса.
1.5. Трудовые ресурсы
Численность работников основной деятельности в отрасли постоянно сокращается. Исключением являются 1999 и 2000 годы, когда их число за 2 года увеличилось на 1378 человек, однако в 2001 году произошло сокращение на 562 человека.
Средняя заработная плата в отрасли более чем в 2,3 раза ниже средней по промышленности, также ниже темпы роста заработной платы по годам (таблица 4).
Таблица 4
Численность и среднемесячная зарплата работников основной деятельности на крупных и средних предприятиях |
|||||||
1995 год |
1996 год |
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
2001 год (оценка) |
|
Промышленность в целом Среднегодовая численность, человек Среднемесячная зарплата, руб. Темпы роста зарплаты, в процентах год к году Легкая промышленность Среднегодовая численность, человек Среднемесячная зарплата, рублей Темпы роста зарплаты, в процентах год к году |
171205 524 12660 225 |
159814 920 175,6 9709 367 163,1 |
155371 1134 123,3 8210 500 136,2 |
154647 1328 117,1 7268 566 113,2 |
156021 2053 154,6 8209 776 137,1 |
160698 3032 147,7 8646 1096 141,2 |
156360 3997 131,8 8084 1699 155 |
Ситуация с заработной платой в легкой промышленности не создает условий для закрепления квалифицированных специалистов на предприятиях.
1.6. Финансовое положение
Начиная с 1997 года отрасль работала убыточно, за исключением 1999 года. Доля убыточных предприятий в 2001 году составила 37,0 процента. Рентабельность промышленной продукции в отрасли в 2001 году по оценке ниже, чем в целом по промышленности (соответственно 3,2 процента и 6,1 процента).
На графике 1 видно, что уровень рентабельности реализованной продукции предприятий резко снизился.
Затраты на 1 рубль товарной продукции превышают общепромышленный уровень (таблица 5).
Таблица 5
(копеек на 1 рубль)
1995 год |
1996 год |
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
2001 год (оценка) |
|
Всего по промышленности в том числе легкая промышленность |
84,7 85,7 |
96,3 111,5 |
90,7 95,5 |
86,4 92,4 |
73,5 88,6 |
76,0 95,9 |
94,3 100,3 |
В течение 1999-2000 годов в структуре затрат отрасли снизилась доля амортизационных отчислений с 4,2 процента до 2,5 процента. Из-за роста цен и тарифов на транспортные услуги и энергоресурсы происходит рост удельного веса материальных затрат на сырье и топливно-энергетические ресурсы. В себестоимости продукции их доля возросла с 69,8 процента до 72,9 процента (таблица 6).
Таблица 6
Структура затрат на производство и реализацию продукции
(процентов)
Материа- льные затраты |
Затраты на оплату труда |
Отчисления на социальные нужды |
Амортизация основных фондов |
Прочие затраты |
||||||
1999 год |
2000 год |
1999 год |
2000 год |
1999 год |
2000 год |
1999 год |
2000 год |
1999 год |
2000 год |
|
Всего по промышленности в том числе легкая промышленность |
57,9 69,8 |
61,9 72,9 |
12,4 13,9 |
11,9 13,3 |
4,7 5,1 |
4,6 5,0 |
6,6 4,2 |
4,2 2,5 |
18,4 7,0 |
17,4 6,3 |
Условия в 1999 году были наиболее благоприятными для работы легкой промышленности области, прибыль составила 34,5 млн. рублей. Положительные результаты работы отрасли в 1999 году можно объяснить двумя факторами.
Во-первых, увеличением производства после спада последних четырех лет.
Во-вторых, после кризиса 1998 года на российском рынке резко уменьшилось количество импортеров. К настоящему времени этот фактор себя исчерпал.
В 2000 году, несмотря на значительный рост объемов производства (142,9 процента), финансовое положение предприятий отрасли ухудшилось. По итогам года получены убытки в сумме 2,8 млн. рублей.
В 2001 году положение отрасли еще более осложнилось, так как за 1999-2001 годы создания нового конкурентоспособного производства не произошло. Убытки за 2001 год возросли до 30,4 млн. рублей.
2. Рыночные позиции продукции предприятий
легкой промышленности области
Производство продукции легкой промышленности в целом характеризуется тенденцией сокращения не только объемов, но и номенклатуры продукции. Динамика производства важнейших видов продукции предприятиями области приведена в таблице 7.
Таблица 7
Наименование продукции |
1990 год |
1995 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
2001 год |
Верхний трикотаж, тыс. штук Бельевой трикотаж, тыс. штук Шелковые ткани, тыс. кв. м Пальто, полупальто, тыс.штук Костюмы, тыс. штук Платья, тыс. штук Чулочно-носочные изделия тыс. пар Кожаная обувь, тыс. пар |
2265,0 18886,0 68286,0 278,0 499,0 1937,0 11495,0 1594,0 |
314,0 3617,0 16975,0 35,0 46,0 99,0 491,0 274,0 |
161,0 2274,0 7709,0 28,7 18,0 48,2 - 19,0 |
225,0 4023,0 12750,0 22,9 23,4 44,1 - 31,0 |
371,0 6244,0 16650,0 16,4 45,9 90,1 - 26,0 |
515,4 7355,8 14808,0 18,4 59,9 64,2 572,0 18,8 |
Ассортимент товарной продукции к уровню 1990 года значительно сократился.
За годы реформ прекращено производство ткани для пошива плащей и курток, колготок женских и спортивных костюмов, сведено к минимуму производство верхнего трикотажа, кожаной и валяной обуви.
Сложное положение в легкой промышленности объясняется тем, что предприятия в силу сложившихся объективных причин не могут проводить эффективную работу по внедрению в производство новых моделей, расширению ассортимента товаров и улучшению их качества.
Оценка поведения потребителей на рынке товаров легкой промышленности показала, что основная масса потенциальных покупателей стремится приобрести продукцию местных товаропроизводителей, однако 50,0 процента опрошенных выразили неудовлетворенность качеством продукции и ее разнообразием.
Значительно сужает рынок сбыта областных производителей сильная конкуренция дешевого импортного товара. Тем не менее по отдельным группам ассортимента имеется тенденция роста производства костюмной ткани, мебельной ткани, нетканых материалов, пальто и полупальто, костюмов, школьной одежды, трикотажных и чулочно-носочных изделий.
При кажущейся насыщенности рынка области товарами легкой промышленности не в полном объеме удовлетворяется спрос населения на недорогие мужские костюмы, особенно больших размеров, на доступные по ценам плащи, женские пальто, костюмы и платья. Остается острой проблема ассортимента дешевых детских товаров.
Степень обеспеченности Оренбургской области важнейшими видами продукции легкой промышленности приведена в таблице 8, из которой видно, что в настоящее время потребности области могут удовлетворяться за счет местного производства: верхний трикотаж - на 26,7 процента, бельевой - на 70,6 процента, пальто и полупальто - на 1,0 процента, костюмы - на 4,6 процента, платья - на 3,8 процента, чулочно-носочные изделия - на 4,5 процента, обувь кожаная - на 0,5 процента.
Таблица 8
Вид продукции легкой промышлен- ности |
Потребность в год, тыс. единиц |
Произведено местными товаропроиз- водителями, тыс. единиц |
Обеспеченность товарами, процентов |
|||||||
Всего | В том числе | Всего | в том числе детские изделия |
2000 год | 2001 год | |||||
Детей (0-15 лет) |
трудо- способ- ного населе- ния |
нетру- доспо- собно- го на- селе- ния |
за счет местно- го про- извод- ства |
за счет ввоза |
за счет местно- го про- извод- ства |
за счет ввоза |
||||
Верхний трикотаж Бельевой трикотаж Пальто, полупальто Костюмы Платья Чулочно- носочные изделия Обувь кожаная |
1931,0 10420,0 1840,0 1291,0 1680,0 12664,0 3796,0 |
1096,0 5323,0 1174,0 939,0 939,0 5136,0 1801,0 |
644,0 3994,0 517,0 300,0 516,0 6592,0 1602,0 |
191,0 1103,0 149,0 52,0 225,0 936,0 393,0 |
515,4 7355,8 18,4 59,9 64,2 572,0 18,8 |
367,8 6046,9 - - 48,0 - - |
18,1 59,9 0,9 6,1 5,4 - 0,7 |
81,9 40,1 99,1 93,9 94,6 100,0 99,3 |
26,7 70,6 1,0 4,6 3,8 4,5 0,5 |
73,3 29,4 99,0 95,4 96,2 95,5 99,5 |
Примечание. При расчете потребности населения использованы нормативы потребления непродовольственных товаров, утвержденные постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике от 28.04.2000 N 36/34 (для расчета величины прожиточного минимума).
3. Основные факторы, сдерживающие развитие
легкой промышленности области
3.1. Недостаток оборотных средств
Основным фактором, сдерживающим рост объемов выпускаемой продукции для предприятий отрасли, является недостаток оборотных средств. Большинство предприятий легкой промышленности не способны брать кредитные ресурсы на пополнение оборотных средств в коммерческих банках, так как рентабельность производства предприятий значительно ниже ставок кредита.
Легкая промышленность характеризуется быстрой оборачиваемостью оборотных средств, которая в среднем составляет 3 раза в год. Это значит, что каждый рубль, вложенный в оборотные средства, дает увеличение объема выпуска продукции в сумме 3 рубля при уменьшении затрат на создание новых рабочих мест. Одновременно увеличиваются поступления налогов в бюджеты и внебюджетные фонды, снижаются затраты на единицу выпускаемой продукции. Расчеты показывают, что вложение одного рубля в оборотные средства дает увеличение налогов на 0,82 рубля (приложение N 1), а увеличение объемов производства в 3 раза позволяет снизить цены на товары легкой промышленности не менее чем на 10 процентов.
Таким образом, инвестиции на пополнение оборотных средств в легкую промышленность - самое выгодное и быстроокупаемое вложение средств.
В связи с тем, что мощности предприятий не загружены, инвестиции на пополнение оборотных средств могут незамедлительно дать рост объемов производства традиционно выпускаемой продукции, требуемой рынком.
Пополнение оборотных средств может быть осуществлено за счет:
ссуд из областного бюджета с пониженной ставкой за их пользование;
предоставления временных льгот по уплате налогов в областной бюджет, отсрочек или рассрочек по уплате налогов, а также предоставления налогового кредита;
частичной оплаты из областного бюджета кредитных ставок коммерческих банков по ссудам, получаемым на пополнение оборотных средств.
3.2. Рост тарифов на топливно-энергетические ресурсы
Конкурентоспособность продукции легкой промышленности коренным образом зависит от тарифов на топливно-энергетические ресурсы. Высокие, постоянно растущие тарифные ставки на энергоносители усугубляют и без того сложное финансовое положение предприятий легкой промышленности. В то же время предприятия не имеют необходимых финансовых ресурсов для проведения мероприятий по внедрению прогрессивных энергосберегающих технологий.
В структуре себестоимости продукции затраты на теплоэнергетические ресурсы с 1990 года выросли от 3 до 10 раз и в текстильной отрасли составляют 10,0 - 14,0 процента.
3.3. Технически и морально изношенное оборудование
Со времени последнего комплексного перевооружения отрасли прошло более 15 лет. Основные средства производства физически и морально устарели. Дефицит финансовых ресурсов не позволяет осуществлять какое-либо существенное техническое перевооружение.
Таблица 9
Степень износа основных фондов
(процентов)
1995 год |
1996 год |
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
|
Промышленность в целом Легкая промышленность |
53,6 40,7 |
56,7 41,1 |
59,5 49,9 |
60,8 50,8 |
56,2 51,8 |
55,5 54,0 |
В легкой промышленности области износ оборудования происходит более высокими темпами, чем в промышленности в целом. Из-за недостатка средств инвестиции вкладываются в приобретение отдельных установок и запасных частей для поддержания работоспособности имеющегося оборудования.
Устаревшие технологии консервируются, что не способствует выпуску конкурентоспособных товаров.
3.4. Дефицит квалифицированных кадров
Отрасль испытывает острый дефицит квалифицированных кадров (помощники мастеров, механики по наладке оборудования и рабочие основных специальностей). За последние годы вследствие низкой заработной платы текучесть кадров в отрасли возросла. Существующая система подготовки кадров не обеспечивает восполнения потребности в кадрах.
3.5. Отсутствие эффективной товаропроводящей сети
Развитие легкой промышленности сдерживается отсутствием эффективной товаропроводящей сети. Отсутствие средств не позволяет каждому предприятию в отдельности создать такую сеть. Создание эффективной товаропроводящей сети требует коллективных усилий предприятий с участием администрации области в организации торгового комплекса.
3.6. Отсутствие отдельных видов сырья на территории области
Практика работы легкой промышленности показала, что наличие местного сырья стимулирует развитие производства. В Оренбургской области имеются потенциальные возможности по производству местного сырья - шерсти, кожевенного сырья, шерстяных тканей и пряжи.
В 1990 году область производила более 8 тыс. тонн шерсти. За 10 лет производство шерсти упало в 10 раз (график 2).
Учитывая мировую тенденцию к производству товаров из натурального сырья, восстановление производства шерсти в области будет способствовать росту производства в легкой промышленности.
Выводы
Существующие проблемы на предприятиях легкой промышленности привели к тому, что подавляющее большинство предприятий имеет низкую конкурентоспособность продукции из-за ее высокой себестоимости и недостаточного качества. Без повышения конкурентоспособности продукции легкая промышленность области не имеет перспективы развития.
4. Направления структурных преобразований легком промышленности области
4.1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными средствами
В условиях наблюдаемого за последние годы систематического роста цен на сырье и энергетические ресурсы снижение стоимости продукции легкой промышленности, повышение ее конкурентоспособности может быть достигнуто за счет роста объемов выпускаемой продукции, снижения затрат на производство, быстрого обновления ассортимента в соответствии с требованиями рынка.
Инструментом осуществления комплекса структурных преобразований в легкой промышленности области является настоящая Программа.
4.2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является создание конкурентоспособного производства продукции легкой промышленности на областном и межрегиональном уровне.
Реализация Программы планируется в два этапа.
Задачи первого этапа (2002 - июнь 2003 года):
создание условий для пополнения оборотных средств и роста объемов выпуск продукции за счет оказания государственной поддержки предприятиям;
создание эффективного механизма управления предприятиями; повышение бюджетной эффективности отрасли.
Задачи второго этапа (июль 2003 - 2004 год):
проведение технического перевооружения отрасли;
расширение ассортимента выпускаемой продукции и доведение качественно-ценовых характеристик изделий до уровня, соответствующего имеющемуся спросу.
5. Ресурсное обеспечение программы
5.1. Источники покрытия затрат
Расходы по выполнению Программы будут обеспечиваться за счет:
финансовой поддержки администрации области;
негосударственных источников - собственных и привлеченных средств предприятий.
На разработку и организацию производства конкурентоспособных изделий, создание новых рабочих мест предполагается израсходовать 593,6 млн. рублей (таблица 10 и приложения N 2, 4).
Таблица 10
(млн. рублей в ценах 2001 года)
В целом по Программе на 2002-2004 годы |
В том числе по годам | |||
2002 | 2003 | 2004 | ||
Всего затрат по Программе в том числе: областной бюджет собственные и привлеченные средства |
593,6 292,0 301,6 |
164,0 68,0 96,0 |
219,2 110,0 109,2 |
210,4 114,0 96,4 |
5.2. Формы финансовой поддержки предприятий
Оказание финансовой поддержки предприятии из областного бюджета планируется в следующих формах:
предоставления инвестиционных кредитов;
частичной оплаты кредитной ставки коммерческих банков;
размещения региональных заказов.
5.2.1. Предоставление инвестиционных кредитов
Программой предусмотрена возможность предоставления предприятиям инвестиционных кредитов на конкурсной основе для технического перевооружения (в объеме возвратных средств по кредитам, выделенным легкой промышленности 2000 году) и гарантий администрации области по предоставленным инвестиционным кредитам из средств федерального бюджета.
5.2.2. Частичная оплата кредитной ставки коммерческих банков
Предприятия почти не пользуются кредитами банков из-за высокой процентной ставки по кредитам. Для решения этой проблемы предполагается разработать и утвердить порядок возмещения в 2003 - 2004 годах из областного бюджета разницы в процентных ставках по кредитам, полученным в российских кредитных организациях предприятиями легкой промышленности, в размере одной второй ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату предоставления кредита при условии уплаты заемщиками начисленных процентов в соответствии с кредитными договорами, заключенными с банками.
Объем необходимых средств за период реализации Программы составит 19,2 млн. рублей (приложение N 3).
5.2.3. Размещение региональных заказов
Предусматривается активизация участия предприятий легкой промышленности области в конкурсах на размещение заказов по закупке продукции для областных (муниципальных) нужд в порядке, предусмотренном законодательством. По результатам рассмотрения конкурсных заявок поставщиков при равных условиях приоритет отдается местным товаропроизводителям.
5.3. Условия предоставления финансовой поддержки из областного
бюджета на техническое перевооружение и размещение региональных заказов
Финансовая поддержка из областного бюджета оказывается предприятиям легкой промышленности, представившим в областную конкурсную комиссию инвестиционный проект на оказание государственной поддержки и признанным комиссией победителями областного конкурса инвестиционных проектов.
Размещение региональных заказов осуществляется на конкурсной основе а порядке, устанавливаемом администрацией области.
5.4. Содействие в продвижении товаров легкой промышленности на рынки
В целях реализации программных мероприятий предусматривается оказание содействия со стороны администрации области в формировании торгово-сбытовой сети для продукции товаропроизводителей отрасли.
Предусматривается также:
проведение экспертизы и конкурсов инвестиционных проектов, претендующих на финансовую поддержку из областного бюджета;
организация централизованного сбора заказов и проведение конкурсов на пошив специальной одежды для силовых структур, рабочей форменной одежды, школьной формы;
активное участие в межрегиональных выставках-ярмарках предприятий легкой промышленности с целью продвижения товаров на внутренний и внешний рынки;
проведение "круглых столов", конференций, совещаний с участием представителей торговли и предприятий-производителей;
размещение на сайте администрации Оренбургской области перечня продукции, выпускаемой предприятиями легкой промышленности, и постоянное обновление данных;
подготовка предложений в планы мероприятий по исполнению соглашений о сотрудничестве администрации области с субъектами Российской Федерации об ассортименте предлагаемой для реализации продукции на товарных рынках Российской Федерации;
участие предприятий легкой промышленности в торгах, проводимых государственным унитарным предприятием "Оренбургснабсбыт", для обеспечения бюджетной сферы области товарами.
6. Реализация Программы и контроль за ходом ее выполнения
Реализация Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляется в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации и Оренбургской области.
Реализация Программы предусматривает:
разработку обосновывающих материалов по ежегодному бюджетному финансированию первоочередных мероприятий Программы;
разработку проектов нормативных правовых актов для обеспечения реализации мероприятий Программы, а также контроль за их применением;
контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделенных на реализацию Программы;
подготовку отчетов о ходе реализации Программы.
7. Эффективность Программы
Выполнение мероприятий позволит за период ее реализации: обеспечить наращивание промышленного производства в отрасли на 19,0 процента, что будет способствовать финансовому оздоровлению предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию;
увеличить поступления в консолидированный бюджет области на 54,2 млн. рублей;
Создать 900 новых рабочих мест и соответственно снизить социальную напряженность в Оренбургской области.
Рост экономических показателей на период 2002 - 2004 годы в результате выполнения мероприятий Программы будет способствовать росту доходной части бюджета области и соответственно даст возможность улучшить благосостояние населения области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.