Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации
Оренбургской области
от 7 октября 2002 г. N 154-п
Областная программа
повышения качества и конкурентоспособности
продукции, выпускаемой в Оренбургской области,
на период со II полугодия 2002 года по 2004 год
Паспорт
областной программы повышения качества и конкурентоспособности
продукции, выпускаемой в Оренбургской области,
на период со II полугодия 2002 года по 2004 год
Наименование Программы - областная программа повышения качества и конкурентоспособности продукции, выпускаемой в Оренбургской области, на период со II полугодия 2002 года по 2004 год
Заказчик Программы - администрация области
Основные разработчики Программы - ФГУ "Оренбургский центр стандартизации, метрологии и сертификации", Торгово-промышленная палата Оренбургской области, Оренбургский государственный университет, департамент администрации области по вопросам экономики
Цель Программы - формирование надежно и эффективно функционирующей областной системы обеспечения качества и безопасности продукции и услуг
Задачи Программы - повышение качества и конкурентоспособности продукции и услуг оренбургских товаропроизводителей путем создания эффективных систем качества и их сертификации;
совершенствование областной нормативно-правовой базы в сфере обеспечения качества продукции и услуг;
создание механизмов стимулирования предприятий области, выпускающих высококачественную, конкурентоспособную продукцию;
создание областной инфраструктуры информационного обеспечения предприятий области по вопросам качества, областного фонда нормативной документации;
создание областной системы методического обеспечения, подготовки и переподготовки персонала предприятий в части управления качеством и сертификацией;
совершенствование организации сертификации продукции и услуг на территории области
Сроки реализации Программы - со II полугодия 2002 года по 2004 год
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - улучшение технико-экономических показателей работы предприятий и организаций промышленного и агропромышленного производства области;
насыщение потребительского рынка области высококачественной, конкурентоспособной отечественной продукцией и услугами;
рост дополнительных стабильных налоговых поступлений в областной и местные бюджеты;
активизация взаимовыгодного сотрудничества с регионами России, странами СНГ и дальнего зарубежья;
сохранение на территории области имеющихся и создание дополнительно новых рабочих мест;
улучшение социально-экономической обстановки в области
Система организации контроля за исполнением Программы - контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке администрацией области
1. Обоснование необходимости повышения качества и
конкурентоспособности продукции, выпускаемой товаропроизводителями
Оренбургской области
Мировой опыт убедительно свидетельствует, что в ситуации насыщенного рынка и острой конкуренции решающим условием роста объема продаж, и, следовательно, прибыли предприятий является повышение качества выпускаемой продукции. В свою очередь, успешное хозяйствование - залог создания национального богатства, открывающего пути для повышения качества жизни населения, дальнейшего развития экономики страны.
Известно, что российские товары нередко превосходят импортные по многим потребительским качествам, к тому же они привычнее, удобнее и часто доступнее по цене. Однако реклама отечественной продукции разительно отличается от широкомасштабных рекламных кампаний западных фирм. У большинства российских предприятий нет средств на такие акции, нет специалистов по рекламе и маркетингу. В результате отечественные товары покупают лишь там, где их производят.
Повышение конкурентоспособности продукции, как показывает опыт, требует глубоких изменений в профессиональной подготовке персонала, структуре производственных отношений, методике изучения потребностей потребительского рынка и организации производства.
Пути достижения достаточного уровня эффективности работы предприятий сконцентрированы в имеющемся отечественном опыте, а также в международных стандартах систем обеспечения качества. Эти стандарты все шире применяются при установлении торговых связей в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества продукции поставщика.
Проблемам оказания услуг предприятиям в создании современных систем качества, признании их авторитетными на том или ином рынке сбыта продукции, развитии систем сертификации продукции уделяется постоянное внимание со стороны государственных и общественных организаций. Для решения проблем на уровне области целесообразно объединить их усилия, обеспечить комплексный подход на основе специально разработанной программы по повышению качества и конкурентоспособности продукции, выпускаемой в Оренбургской области, на период со II полугодия 2002 года по 2004 год (далее именуется - Программа).
На территории Оренбургской области имеется ряд неблагоприятных факторов, сдерживающих развитие производства конкурентоспособной продукции, к ним относятся:
смещение интересов новых собственников средств производства, руководства и работников предприятий в сторону достижения разовой выгоды, а не долгосрочных гарантий высокой конкурентоспособности продукции и, следовательно, выживания в новых экономических условиях;
разрушение отраслевой системы научной и технологической поддержки промышленных предприятий, их информационного и экпертно-консультационного сопровождения;
отсутствие общереспубликанских и региональных стимулов повышения качества и конкурентоспособности продукции, слабое использование возможностей сертификации и страхования продукции;
отсутствие региональной инфраструктуры подготовки к сертификации систем обеспечения качества и продукции, получившей международное признание;
отсутствие отраслевого квалифицированного руководства по созданию на предприятиях систем обеспечения качества продукции;
отсутствие системы подготовки преподавателей менеджмента качества и консультантов для предприятий по созданию систем качества продукции.
2. Цель и задачи Программы
2.1. Целью Программы являются:
формирование надежно и эффективно функционирующей областной системы обеспечения качества и безопасности продукции и услуг, позволяющей повысить качество и конкурентоспособность продукции и услуг и, как следствие, увеличить доходность предприятий, расширить объемы производства продукции (в том числе экспортной), создать новые рабочие места и тем самым повысить уровень жизни населения Оренбургской области;
оказание услуг предприятиям по переходу на систему управления качеством, установленную в соответствии с нормами международных стандартов, следствием чего и является повышение их конкурентоспособности на российском и внешнем рынке;
сохранение и развитие научно-технического потенциала исследовательских и промышленных предприятий.
2.2. В сложившихся условиях приоритетными задачами Программы являются:
повышение качества и конкурентоспособности продукции и услуг оренбургских товаропроизводителей путем создания эффективных систем качества и их сертификации;
совершенствование областной нормативно-правовой базы в сфере обеспечения качества продукции и услуг;
создание механизмов стимулирования предприятий области, выпускающих высококачественную, конкурентоспособную продукцию;
создание областной инфраструктуры информационного обеспечения промышленных предприятий по вопросам качества, областного фонда нормативной документации;
создание областной системы методического обеспечения и подготовки персонала предприятий области в части управления качеством и сертификации;
совершенствование организации сертификации продукции и услуг на территории области, проведение работ по аккредитации испытательных лабораторий в национальных системах сертификации и других международных системах;
пропаганда выгоды для предприятий деятельности по повышению качества продукции и ее результатов.
3. Участники создания и реализации Программы
В создании и реализации Программы участвуют:
администрация области;
администрации городов и районов области;
Оренбургское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;
ФГУ "Оренбургский центр стандартизации, метрологии и сертификации";
ФГУ "Центр санитарно-эпидемиологического надзора по Оренбургской области";
Управление Госторгинспекции по Оренбургской области;
Торгово-промышленная палата Оренбургской области;
Оренбургский государственный университет;
Оренбургский областной союз промышленников и предпринимателей;
Агропромсоюз Оренбургской области;
областное управление ветеринарии;
Оренбургский Центр Российской академии качества и другие.
Генеральный заказчик Программы - администрация Оренбургской области.
Генеральный подрядчик Программы - координационный совет по проблемам качества и конкурентоспособности товаров, выпускаемых в Оренбургской области.
Координацию деятельности по выполнению Программы выполняет координационный совет по проблемам качества и конкурентоспособности товаров, выпускаемых в Оренбургской области.
Привлечение территориальных федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, других организаций, не являющихся структурными подразделениями администрации области в качестве исполнения настоящей Программы и для финансирования, осуществляется по согласованию либо на договорной основе.
4. Перечень мероприятий Программы
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Содержание мероприятий | Срок | Исполнители | Источник
| исполнения | | финансирования
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Приоритеты политики Оренбургской области в вопросах качества
и конкурентоспособности продукции
1.1. Подготовка и проведение совместного заседания I квартал союз промышленни- без финансирования
Оренбургского областного союза промышленников 2003 г. ков, Агропромсоюз
и предпринимателей (далее именуется - союз Оренбургской области,
промышленников) и Агропромсоюза Оренбургской департамент админист-
области по вопросам экономического состояния в рации области по во-
ведущих отраслях народного хозяйства области и просам экономики
конкурентоспособности выпускаемой продукции с
выработкой предложений и рекомендаций
1.2. Создание благоприятных условий для предпри-
ятий области, организующих выпуск новой, высоко-
технологичной, конкурентоспособной продукции
1.2.1. Оказание на конкурсной основе государствен- II полугодие администрация облас- средства, выделяемые на
ной поддержки предприятиям в реализации инве- 2002 г. - ти, областная кон- конкурсной основе в
стиционных проектов, направленных на внедрение 2004 г. курсная комиссия по соответствии с программой
современных технологических процессов и выпуск рассмотрению инве- социально-экономического
на этой основе новой, конкурентоспособной стиционных проектов развития Оренбургской
продукции области на 2002-2004 годы
из единого специального
инвестиционного фонда:
2002 г. - 589 млн.рублей;
2003 г. - 425 млн.рублей;
2004 г. - 822 млн.рублей
1.2.2. Предоставление льгот предприятиям на II полугодие администрация области без финансирования
период внедрения инвестиционного проекта по аренде 2002 г. -
имущества и объектов недвижимости, находящихся 2004 г.
в собственности Оренбургской области
1.2.3. Создание и внедрение на предприятиях АПК II полугодие предприятия АПК, без финансирования
современной инструментальной аналитической базы 2002 г. - ФГУ "Оренбургский
контроля качества и безопасности продовольствен- 2004 г. центр стандартизации,
ного сырья и пищевых продуктов метрологии и серти-
фикации" (далее име-
нуется - ОЦСМС)
1.2.4. Создание и внедрение на предприятиях АПК II полугодие предприятия АПК, без финансирования
технологий по максимальному сохранению пищевой 2002 г. - Оренбургский госу-
ценности и качества исходного продовольственного 2004 г. дарственный универ-
сырья и пищевой продукции на основе применения ситет (далее именует-
современных технологий и оборудования, исклю- ся - ОГУ)
чающих возможности физического и химического
загрязнения
2. Совершенствование нормативно-правовой базы
2.1. Совершенствование правовой базы, регулирую- II полугодие Управление Госторг- без финансирования
щей производство, хранение, сбыт, реализацию, 2002 г. - инспекции по Орен-
качество и безопасность продовольственного сырья 2004 г. бургской области
и пищевых продуктов (далее именуется -
Управление Госторг-
инспекции), ФГУ
"Центр санитарно-
эпидемиологического
надзора по Оренбург-
ской области (далее
именуется -
ОЦГСЭН), ОЦСМС,
департамент админи-
страции области АПК
3. Формирование механизмов повышения качества продукции
3.1. Участие в подготовке и проведении заседаний ежеквар- департаменты, управ- без финансирования
координационного совета государственного контроля тально ления, комитеты, отде-
качества продукции в Оренбургской области при лы администрации об-
ОЦСМС по вопросам обеспечения качества и ласти
безопасности продукции
3.2. Подготовка и проведение выездных заседаний по отдельному ОЦСМС без финансирования
координационного совета государственного контроля графику
качества продукции при ОЦСМС в городах и на
предприятиях области
3.3. Оказание предприятиям области методической постоянно ОЦСМС без финансирования
помощи по разработке, внедрению и совершенство-
ванию систем качества на основе международных
стандартов серии ИСО 9000, осуществление
координации этой работы
3.4. Оптимизация областной структуры сертификации II полугодие ОЦСМС, ОГУ, пред- без финансирования
на основании результатов анализа, в том числе: 2002 г. - приятия области
создание и аккредитация испытательных лабораторий 2004 г.
на предприятиях области для исследования качества
продукции;
организация на материально-технической базе
объектов стройиндустрии полигона и лаборатории
под сертификационные испытания стройматериалов,
конструкций и систем
3.5. Организация работы по обязательной сертифи- постоянно ОЦСМС без финансирования
кации импортных товаров народного потребления,
поступающих на территорию области, и в первую
очередь товаров для детей
3.6. Расширение области аккредитации органа по II полугодие ОЦСМС без финансирования
сертификации ОЦСМС, в том числе для сертификации 2002 г. -
производства продовольственных товаров 2004 г.
народного потребления
3.7. Привлечение предприятий области к участию ежегодно администрация области, без финансирования
в конкурсах на премию Правительства Российской администрации
Федерации и области за создание лучших систем городов и районов,
качества продукции "100 лучших товаров России" ОЦСМС, предприятия
области
3.8. Проведение исследований по влиянию биологи- II полугодие Институт клеточного средства предприятий-
чески активных добавок (пре- и прибиотиков) на 2002 г. - и внутриклеточного заказчиков, собственные
здоровье человека 2004 г. симбиоза УрО РАН, средства
Оренбургская госу-
дарственная медицин-
ская академия
4. Государственный надзор за качеством продукции и услуг
4.1. Совместная деятельность областных органов постоянно Управление Госторг- средства предприятий-
исполнительной власти и государственных контро- инспекции, админист- заказчиков, собственные
лирующих органов в рамках координационного рация области, средства
совета по проблемам качества и конкурентоспо- ОЦСМС, ОЦГСЭН,
собности товаров, выпускаемых в Оренбургской Торгово-
области промышленная палата
Оренбургской области
(далее именуется -
ТПП)
4.2. Участие по согласованию с соответствующими II полугодие департамент админи- без финансирования
контролирующими органами в проведении проверок 2002 г. - страции области по
соблюдения обязательных требований государст- 2004 г. вопросам экономики
венных стандартов, правил сертификации, санитар- по плану совместно с ОЦСМС,
ных правил, ветеринарно-санитарных правил, проверок ОЦГСЭН, УВД облас-
метрологических норм и правил при производстве ти, областное управ-
продовольственных и непродовольственных товаров ление ветеринарии,
народного потребления Управление Госторг-
инспекции, управле-
ние Росгосхлебин-
спекции при Прави-
тельстве Российской
Федерации по Орен-
бургской области
(далее именуется -
ГХИ)
4.3. Анализ результатов государственного надзора, постоянно координационный со- без финансирования
разработка предложений и рекомендаций по внесе- вет по проблемам
нию изменений в действующую нормативную доку- качества и конкурен-
ментацию и законодательные акты и освоению тоспособности това-
новой продукции ров, ОЦСМС
4.4. Подготовить соглашение о взаимном информи- II полугодие ОЦГСЭН, ГХИ, госу- без финансирования
ровании контролирующих органов по выявленным 2002 г. дарственный центр
нарушениям для ведения мониторинга безопасности агрохимической
пищевых продуктов службы "Оренбург-
ский", областная науч-
но-производственная
лаборатория, государ-
ственное учреждение
"Всероссийский науч-
но-исследовательский
институт мясного ско-
товодства"
5. Информационное обеспечение
5.1. Проведение конкурсов среди перерабатывающих II полугодие департамент админи- без финансирования
предприятий области на предоставление права 2002 г. - страции области по
переработки сельскохозяйственного сырья, 2004 г. вопросам АПК
закупаемого в региональный фонд
5.2. Организация участия пищевых и перерабаты- II полугодие департамент админи- без финансирования
вающих предприятий области в российских и обла- 2002 г. - страции области по
стных конкурсах, выставках-ярмарках 2004 г. вопросам АПК
5.3. Организация смотров-конкурсов, дегустация постоянно предприятия области, средства предприятий
продовольственной продукции, выпускаемой Управление Госторг-
предприятиями области инспекции, ОЦСМС
5.3.1. Проведение ежегодного конкурса на премию ежегодно союз промышленни- средства предприятий
губернатора области "Лучшие предприятия области" IV квартал ков, Оренбургский
областной комитет го-
сударственной стати-
стики Госкомстата
России, ОЦСМС, ТПП
5.4. Организация теле- и радиопередач в прямом постоянно департамент админи- без финансирования
эфире с ответами на вопросы теле- и радиослушате- страции области по
лей по качеству товаров, сертификации и защите вопросам экономики,
прав потребителей Оренбургское терри-
ториальное управле-
ние Министерства
Российской Федера-
ции по антимонополь-
ной политике и под-
держке предпринима-
тельства, контроли-
рующие организации
6. Кадровое обеспечение
6.1. Разработка системы по координации работы по постоянно Оренбургский центр без финансирования
подготовке и переподготовке для предприятий и II полугодие Академии проблем
организаций области специалистов: 2002 г. - качества, ОГУ,
инженеров по качеству; 2004 г. ОЦСМС
менеджеров по управлению качеством;
специалистов по сертификации систем качества
продукции и услуг;
преподавателей для подготовки кадров в области
качества на предприятиях
6.2. Организовать переподготовку специалистов, постоянно главное управление по средства предприятий
работающих на основных технологических операциях II полугодие труду администрации
при производстве пищевых продуктов на 2002 г. - Оренбургской облас-
предприятиях Оренбургской области 2004 г. ти, ОЦГСЭН, пред-
приятия области,
ОЦСМС, областное
управление ветерина-
рии
6.3. Проведение семинаров, совещаний, конференций II и IV департамент админи- без финансирования
по вопросам качества, сертификации, защиты прав кварталы страции области по
прав потребителей ежегодно вопросам экономики,
Оренбургское терри-
ториальное управле-
ние Министерства
Российской Федера-
ции по антимонополь-
ной политике под-
держке предпринима-
тельства, ОЦСМС,
ОЦГСЭН, Управление
Госторгинспекции,
администрации горо-
дов и районов облас-
ти
6.4. Оказание методической помощи учебным заве- постоянно ОЦСМС без финансирования
дениям области в подготовке специалистов в области
качества, стандартизации, метрологии и сертификации
6.5. Обучение новым технологиям при необходимости II полугодие в рамках президентской
со стажировкой за рубежом 2002 г. - программы
2004 г.
6.6. Руководителям организаций и ведомств, II полугодие руководители пред- средства ОЦСМС
производящим пищевую продукцию и оказывающим 2002 г. - приятий
услуги по их реализации, организовать обучение 2004 г.
должностных лиц и специалистов, осуществляющих
производственный контроль по программе,
утвержденной Минздравом России
7. Материально-техническое обеспечение
7.1. Строительство лабораторного корпуса для ор- 2003-2004 гг. комитет по природо- в пределах средств, пре-
ганов госсанэпиднадзора г. Оренбурга охранной деятельности дусмотренных в област-
и мониторингу окру- ном бюджете по соответ-
жающей среды адми- ствующему разделу на
нистрации области очередной финансовый
год
7.2. Строительство межрайонного центра госсан- II полугодие ОЦГСЭН федеральный бюджет:
эпиднадзора в г.Бузулуке 2002 г. - 2002 г. - 6,0 млн.рублей;
2004 г. 2003 г. - 5,0 млн.рублей
Примечания:
1. В настоящей Программе мероприятия четвертого раздела представлены как задания и детально будут прорабатываться при уточнении Программы на каждый год после принятия Законодательным Собранием области закона о бюджете на планируемый бюджетный год.
2. Потребность в финансовых ресурсах по каждому мероприятию определена на стадии формирования Программы по укрупненным показателям с использованием аналогов и экспертных оценок. На стадии реализации Программы потребность в финансовых и ресурсных средствах будет уточняться на основе бизнес-планов, сметной документации, инвестиционных проектов.
3. Стоимостные показатели приняты в ценах на 1 декабря 2001 года.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Оренбургской области от 7 октября 2002 г. N 154-п "Об областной программе повышения качества и... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.