Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
Оренбургской области
от 22 июля 2003 г. N 138-п
Концепция
развития сферы бытовых услуг в Оренбургской области
1. Введение
В целях развития и устойчивого функционирования сферы бытовых услуг в области, наиболее полного удовлетворения потребности населения в бытовых услугах с учетом реального спроса и территориальной доступности бытового обслуживания разработана концепция развития сферы бытовых услуг в Оренбургской области (далее именуется - Концепция).
В Концепции изложена сложившаяся ситуация в сфере бытового обслуживания населения области, определены цели и задачи, формы государственной поддержки, способствующие развитию сферы бытовых услуг в области.
При разработке Концепции были использованы статистические данные Оренбургского областного комитета государственной статистики Госкомстата России, материалы Минэкономразвития России "О состоянии рынка бытовых услуг в Российской Федерации" за период с 1999 года по 2002 год, аналитические данные департамента администрации области по вопросам экономики о состоянии сферы бытовых услуг в области, предложения органов местного самоуправления, опыт работы отдельных регионов Российской Федерации в сфере развития бытовых услуг.
Под бытовыми услугами населению понимаются виды деятельности юридических и физических лиц, связанные с удовлетворением бытовых потребностей людей.
2. Состояние сферы бытовых услуг населения области
Согласно аналитическим данным департамента администрации области по вопросам экономики, в 2002 году бытовые услуги населению в Оренбургской области оказывали около 700 предприятий различных форм собственности. Количество специализированных ателье, цехов, мастерских составило около 600 единиц (в 4 раза ниже показателей 1990 года).
Наибольшее снижение количества ателье, цехов и мастерских приходится на предприятия, осуществляющие ремонт и пошив обуви, ремонт и изготовление мебели, оказывающие услуги химчистки, прачечных и бань. В то же время возросло количество объектов по ремонту автотранспортных средств, ремонту и строительству жилья, оказанию ритуальных услуг.
Сфера бытового обслуживания имеет социальную значимость в поддержании нормальных жизненных условий населения. Большая доля заказов в предприятиях бытового обслуживания поступает со стороны населения, имеющего низкие денежные доходы. Основная часть потребителей обращается в предприятия бытового обслуживания за ремонтными работами (ремонт одежды, обуви, бытовой техники и радио-, телеаппаратуры).
Количество предприятий бытового обслуживания в городах и сельских районах неодинаково. Это связано с концентрацией денежной массы в городах. Согласно аналитическим данным департамента администрации области по вопросам экономики, в 2002 году в городах области количество предприятий составило около 400 единиц, в сельской местности - около 300 единиц, которые размещаются в районных центрах.
Большинство же сельских жителей лишены возможности пользоваться социально значимыми услугами по местожительству.
Возрастает роль индивидуального предпринимательства на рынке бытовых услуг. В 2002 году количество предпринимателей составило более 1100 человек. Наиболее активно развиваются парикмахерские услуги, услуги по техническому обслуживанию автотранспортных средств, по ремонту бытовой техники, фотоуслуги. Индивидуальными предпринимателями оказываются новые виды услуг: обслуживание и прокат компьютерной техники, прокат свадебных платьев и аксессуаров, вечерней одежды, установка пластиковых труб, окон, дверей, жалюзи, услуги дизайна, уборка помещений с использованием новейших технологий.
В области крайне слабо развит рынок услуг химчисток (в 2002 году - 11 единиц), прачечных и бань (в 2002 году: бань - 98 единиц, прачечных - 22 единицы). Большинство предприятий, оказывающих данные услуги, расположены в городах области.
Предприятия бытового обслуживания имеют слабую материально-техническую базу, что связано с высокой степенью износа базового технического оснащения, отсутствием современного оборудования и передовых технологий. Новое строительство не ведется и не запланировано на ближайшие годы. Для дальнейшего развития отрасли необходимо привлечение инвестиций, однако низкий уровень рентабельности предприятий, длительные сроки окупаемости, убыточность большинства предприятий - основные причины отсутствия заинтересованности для вложения капитала.
Экономическая ситуация вынуждает предприятия сферы бытовых услуг закрываться или перепрофилироваться, или дополнительно заниматься торговлей продукцией, зачастую не имеющей отношения к профилю деятельности.
Среди других наиболее актуальных проблем сферы бытового обслуживания населения можно выделить:
отсутствие отраслевой нормативно-правовой базы;
отсутствие кредитно-финансовой поддержки предприятий (недостаточность предоставления льготных тарифов, финансовых ресурсов, высокие кредитные ставки, что не позволяет развивать и обновлять производственную базу);
наличие "теневого" сектора экономики на рынке бытовых услуг, что приводит к отсутствию учета объемов выполненных услуг и созданию недобросовестной конкуренции;
недостаток квалифицированных кадров, особенно в сельской местности;
несовершенство статистического учета оказываемых населению услуг, невозможность в связи с этим получить достоверную информацию о существующем положении сферы бытовых услуг в области.
3. Цели и задачи Концепции
Для наиболее полного удовлетворения потребности населения области в бытовых услугах, насыщение рынка разнообразными видами бытовых услуг, повышения качества предлагаемых услуг целью Концепции является разработка правового и организационного механизмов деятельности сферы бытовых услуг.
Для достижения данной цели требуется решение следующих задач:
1) принятие правовых актов, определяющих принципы организации деятельности сферы бытовых услуг в области;
разработка положения, определяющего социально значимые виды бытовых услуг в области;
разработка положения о присвоении разрядов и категорий предприятиям бытового обслуживания население в добровольном порядке в целях создания системы классификации предприятий по уровню обслуживания, качеству работ;
2) создание единого информационного поля сферы бытовых услуг:
ведение учета субъектов, оказывающих бытовые услуги населению на территории области;
формирование банка данных высококвалифицированных специалистов из числа занятых в сфере бытового обслуживания населения;
формирование банка данных о нежилых помещениях для размещения субъектов сферы бытовых услуг;
выпуск справочника по видам оказываемых бытовых услуг в городах области;
3) обеспечение доступности бытовых услуг для населения:
разработка мероприятий по обеспечению малоимущих слоев населения, в том числе пенсионеров, инвалидов, социально значимыми услугами;
предоставление льготных условий для производства и оказания услуг предприятиям бытового обслуживания населения, оказывающим помощь малообеспеченным гражданам;
4) поддержка социально значимых видов бытовых услуг:
реализация областных и муниципальных целевых программ в сфере бытовых услуг;
создание отраслевых и профессиональных общественных объединений;
открытие в сельских районах предприятий комплексного обслуживания, создание при них стационарных и передвижных приемных пунктов;
5) поддержка субъектов малого предпринимательства в сфере бытовых услуг:
кредитование бизнес-проектов исполнителей бытовых услуг через Оренбургский областной фонд поддержки малого предпринимательства и областной бюджет;
предоставление налоговых и иных льгот исполнителям бытовых услуг;
привлечение исполнителей бытовых услуг на конкурсной основе к участию в реализации государственных и муниципальных заказов;
6) совершенствование системы подготовки кадров:
расширение номенклатуры профессий, необходимых для бытовой сферы, имеющих высшую квалификацию; продолжение работы по повышению профессионального мастерства путем проведения конкурсов, семинаров;
определение базовых предприятий по подготовке и переподготовке кадров, в том числе руководящих кадров, для предприятий сферы бытовых услуг;
проведение работы совместно со службой занятости населения по обучению и переобучению граждан, зарегистрированных в службе занятости.
4. Механизм реализации Концепции
Для эффективного решения поставленных в Концепции задач целесообразно объединение усилий органов власти областного и местного уровней.
На областном уровне осуществляются:
разработка и принятие правовых актов, определяющих принципы организации деятельности сферы бытовых услуг на территории области;
разработка областных программ по развитию отрасли бытового обслуживания населения, принятие мер по их реализации;
разработка механизма кредитной поддержки предприятий бытового обслуживания населения области;
координация деятельности по проведению добровольной аттестации предприятий бытового обслуживания населения области;
содействие формированию новых организационно-хозяйственных структур, ассоциаций, союзов;
содействие проведению кадровой политики;
оказание методической и организационной помощи органам местного самоуправления по вопросам развития сферы бытовых услуг.
Ведущая роль в реализации основных положений Концепции и разработке механизма ее реализации отводится департаменту администрации области по вопросам экономики, который осуществляет организацию, координацию и контроль за исполнением положений Концепции, разрабатывает программу по развитию сферы бытовых услуг, план практических мероприятий по реализации основных положений данной Программы.
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции вправе:
осуществлять разработку программ развития бытового обслуживания населения в городе, районе, принимать меры по их реализации и определению источника финансирования;
разрабатывать и принимать правовые акты, регулирующие деятельность сферы бытовых услуг;
создавать благоприятные экономические условия за счет средств муниципального бюджета предприятиям и организациям, оказывающим бытовые услуги;
вести учет предприятий, оказывающих бытовые услуги, и разрабатывать схемы их рационального размещения с учетом спроса населения;
содействовать развитию малого бизнеса в сфере бытовых услуг.
5. Результаты реализации Концепции
Реализация Концепции позволит:
увеличить количество предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих бытовые услуги населению;
внедрить новые виды услуг и прогрессивных форм обслуживания; обеспечить территориальную доступность социально значимых бытовых услуг;
повысить качество услуг и культуру обслуживания; получить дополнительные доходы в областной бюджет;
обеспечить рост занятости населения, снизить социальную напряженность;
получить полную информацию о предприятиях, оказывающих бытовые услуги населению, что позволит разработать схемы их рационального размещения на территории области;
совершенствовать систему подготовки и переподготовки кадров.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Оренбургской области от 22 июля 2003 г. N 138-п "Об утверждении концепции развития сферы бытовых... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.