Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Оренбургской области
от 26 ноября 2003 г. N 719
Информация
о ходе выполнения Закона Оренбургской области "О территориальном
общественном самоуправлении в Оренбургской области"
Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление может осуществляться путем проведения выборов, референдумов и опросов граждан, а также через органы местного самоуправления.
Одной из форм народовластия (непосредственной демократии) является территориальное общественное самоуправление, под которым понимается самоорганизация граждан по их местожительству на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонах, кварталах, улицах, дворах и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.
Закон Оренбургской области от 10 ноября 2000 года N 717/207-ОЗ "О территориальном общественном самоуправлении в Оренбургской области" определил две формы осуществления территориального общественного самоуправления в Оренбургской области:
а) собрание граждан по их местожительству, собрание представителей;
б) органы территориального общественного самоуправления (советы или комитеты поселений, населенных пунктов (групп населенных пунктов), микрорайонов, кварталов, улиц, дворов, домов и т.п.).
Органы территориального общественного самоуправления являются основным элементом системы общественного самоуправления. Именно они осуществляют большинство прав и обязанностей, которые закреплены за населением в рамках территориального общественного самоуправления. Собрания граждан, как правило, формируют органы территориального общественного самоуправления, принимают их уставы, заслушивают отчеты об их деятельности.
Таким образом, основная нагрузка по осуществлению территориального общественного самоуправления в Оренбургской области ложится именно на советы (комитеты) кварталов, микрорайонов, улиц, дворов, домов.
На территории города Бузулука образованы 64 уличных и домовых комитета. Координацию их деятельности осуществляет организационный отдел администрации города. Ежеквартально в администрации города проходят встречи с председателями уличных комитетов, на которых обсуждаются вопросы санитарного состояния и благоустройства города. Через уличные и домовые комитеты администрация города информирует население и разъясняет вопросы социально-экономического развития города. Ежегодно в городе проходят смотры-конкурсы на звание "Лучшая улица частного сектора", в которых активное участие принимают уличные комитеты.
Территориальное общественное самоуправление является составной частью системы городского самоуправления города Оренбурга.
Система территориального общественного самоуправления в городе включает в себя собрания (сходы), конференции граждан, опросы населения и органы территориального общественного самоуправления - комитеты микрорайона, квартала, двора, уличные комитеты, домовые комитеты, иные органы.
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется Уставом города Оренбурга и постановлением Оренбургского городского Совета от 28.12.2002 N 300 "Об утверждении положения "О территориальном общественном самоуправлении в городе Оренбурге".
Во исполнение статьи 6 Закона Оренбургской области принято постановление Оренбургского городского Совета от 26.09.2001 N 230 "Об утверждении положения "О порядке регистрации положения (устава) органа территориального общественного самоуправления" и распоряжение главы города от 08.11.2001 N 4196-р "Об утверждении Положения "О реестре положений (уставов) органов территориального общественного самоуправления".
Постановление Оренбургского городского Совета регулирует порядок регистрации положения (устава) органа территориального общественного самоуправления в городе Оренбурге, внесения изменений в него, а также порядок обжалования отказа в регистрации и других действий, связанных с регистрацией.
Регистрацию положений (уставов) органов территориального общественного самоуправления проводит управление по организационной работе, общественным и международным связям администрации города.
В установленном порядке зарегистрировано 30 положений (уставов) органов территориального общественного самоуправления, из них 28 - в 2003 году. Комитет территориального общественного самоуправления "Малая земля" и совет территориального общественного самоуправления "Ростоши" наделены правами юридического лица.
Администрация города и административные округа координируют деятельность органов территориального общественного самоуправления, способствуют установлению связей с комиссиями Оренбургского городского Совета, депутатами, оказывают содействие в реализации права на территориальное общественное самоуправление, в проведении собраний (сходов) граждан, конференций представителей, а также организационную и методическую помощь в разработке учредительных документов, конкурсных проектов и планировании работы.
Административные округа города Оренбурга осуществляют учет деятельности органов территориального общественного самоуправления. В соответствии с требованиями пункта 9.2 положения о территориальном общественном самоуправлении, утвержденного постановлением Оренбургского городского Совета от 28.12. 2002 N 300, на учет поставлено 90 комитетов ТОС:
в Центральном районе - 12;
в Ленинском районе - 20;
в Промышленном районе - 32;
в Дзержинском районе - 26.
Деятельность органов территориального общественного самоуправления проводится в основном по следующим направлениям:
координация работы уличных комитетов, старших улиц, домовых комитетов, старших по дому, старших по подъезду;
организация досуга населения, работа с детьми и подростками;
привлечение населения к работе по благоустройству, озеленению и улучшению санитарного состояния спортивных, детских игровых площадок и других объектов, расположенных на территории органа территориального общественного самоуправления;
содействие органам социальной защиты в оказании помощи инвалидам, одиноким престарелым гражданам, многодетным семьям, малоимущим и другим категориям социально незащищенных граждан;
взаимодействие с депутатами Оренбургского городского Совета и Законодательного Собрания, администрацией города и соответствующего административного округа, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, расположенными на территории органа территориального общественного самоуправления, при реализации своих решений;
содействие органам внутренних дел в укреплении общественного порядка;
содействие жителям в решении жилищно-бытовых проблем, подготовке соответствующих обращений и проведении консультаций;
содействие санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным и другим уполномоченным органам в привлечении нарушителей к административной ответственности.
В рамках исполнения постановления Совета от 28.12.2002 N 301 "Об активизации и поддержке деятельности комитетов территориального общественного самоуправления города Оренбурга" проводится подготовительная работа по организации смотра-конкурса комитетов ТОС на лучшую организацию работы с населением.
Цель проведения конкурса - развитие в городе территориального общественного самоуправления как формы непосредственного участия населения в городском самоуправлении.
Распоряжением главы города от 21.02.2003 N 608-р утвержден состав конкурсной комиссии.
Комитеты приступили к разработке конкурсных проектов по номинациям:
"Горожане и правоохранительные органы" - КТОС N 4, N 18;
"Подростковый досуг" - КТОС N 1, N 17;
"Скажем "нет" алкоголизму и наркомании" - КТОС N 7, 29, "Огонек";
"Наш подъезд, наш дом, наш двор" - КТОС N 2, 14, "Липа", "Гарант-1";
"Возродим народные традиции" - КТОС "Народный".
За активную работу с населением по местожительству, участие в подготовке и проведении 260-летия города и в целях стимулирования развития территориального общественного самоуправления председатели КТОС и актив в течение года дважды получили денежное вознаграждение в размере 400 и 500 рублей. Средства были выделены из бюджета города на основании распоряжений главы города Оренбурга.
В настоящее время комитеты ТОС обеспечены помещениями для организации работы и приема жителей. В связи с тем, что на территории комитетов ТОС поселков Кузнечный, Ситцовка, Сельхозтехника Ленинского района отсутствуют подходящие здания, помещение для работы выделено в здании администрации Южного административного округа. Помещения, в основном это школы, опорные пункты, дворовые клубы, предоставляются для работы КТОС бесплатно.
На территории Октябрьского района города Орска создано 7 советов общественности, в состав которых введены различные категории населения. Такие советы созданы в поселках Карьероуправления, Круторожино, Джанаталап, Мирный, Северном микрорайоне и при трех общественных пунктах охраны порядка. В Советском районе города Орска создано 9 советов общественности в поселках Новая Биофабрика, Старый город, Степном, Вокзальном, селах Ударник, Ора, Тукай, Крыловка. В состав советов избраны в основном руководители предприятий, учреждений, организаций, РЭУ, предприниматели, пенсионеры, депутаты горсовета. Возглавили советы микрорайонов в основном депутаты Орского городского Совета депутатов.
В Ленинском районе города Орска советы общественности созданы в поселках Первомайском и Никеле, в состав которых избраны депутаты Орского городского Совета депутатов, представители предприятий, организаций, ЖЭУ, директора школ, пенсионеры, предприниматели.
По инициативе советов общественности среди населения города проводятся различные мероприятия, созываются сходы граждан, обсуждаются вопросы улучшения социально-бытовых условий микрорайона, поселка, села. Так, с помощью советов общественности решались вопросы избрания уличных комитетов, создания кооператива по поливочному водоводу, установки водомерных счетчиков, заключения договоров по вывозу твердых бытовых отходов, санитарной очистки и благоустройства территорий, работы с неблагополучными семьями и трудными подростками и многие другие.
Жители населенных пунктов Александровского района для выражения своих конституционных прав активно используют собрания граждан по их местожительству. В течение года в каждом населенном пункте проходит от двух до пяти собраний. Вопросы, выносимые на собрания, отражают жизненные, бытовые проблемы: "О пожарной безопасности населенного пункта", "Об отводе места для хранения мусора и бытовых отходов", "О пастьбе индивидуального скота", "О найме пастуха", "О благоустройстве кладбища", "О санитарной очистке и благоустройстве населенного пункта", "Об уличном освещении", "Об участии населения в охране общественного порядка", "Выборы старосты села", "Отчет старосты села о расходовании денежных средств, поступивших от самообложения жителей".
На протяжении трех лет в 51 населенном пункте (из 54) избираются старосты населенных пунктов. В 8 населенных пунктах, кроме старосты, избирается совет села из двух-трех человек. Стало правилом один раз в год старосте населенного пункта отчитываться перед жителями села о проделанной работе.
В районном центре в многоэтажных домах избираются домовые комитеты. Сегодня действует 21 комитет.
Совет депутатов Александровского района в районном бюджете на 2003 год для вознаграждения труда старост населенных пунктов выделил 50 тысяч рублей. На очередном заседании Совета депутатов будет рассмотрен проект решения "О типовом положении о старостах сел (поселков)". Одновременно в постоянную комиссию Совета депутатов поступил проект решения "Об утверждении положения "О территориальном общественном самоуправлении в Александровском районе" для рассмотрения в четвертом квартале 2003 года.
В Асекеевском районе при всех сельсоветах созданы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, комиссии по работе с письмами и обращениями граждан, советы ветеранов, женсоветы. Работают районный совет ветеранов войн, труда и правоохранительных органов, президиум ВОИ, совет ветеранов локальных войн.
На территории некоторых сельсоветов в населенных пунктах избраны и работают старосты поселения. Они оперативно решают проблемы, возникающие перед населением, оказывают существенную помощь в решении вопросов социально-экономического развития территории.
В каждом сельсовете созданы общественные пункты охраны правопорядка и добровольные народные дружины. Решением Асекеевского районного Совета депутатов от 31 января 2002 года N 71 утверждено положение о добровольной народной дружине Асекеевского района. Всем дружинникам розданы повязки и удостоверения дружинника.
Ежеквартально во всех сельсоветах проводятся сходы граждан. В основном обсуждаются вопросы санитарного состояния сел, противопожарной безопасности и газификации. Ежегодно проводятся конкурсы на лучшее благоустройство населенных пунктов, "Дом образцового порядка".
Основная форма осуществления территориального общественного самоуправления в Новоорском районе - собрания граждан по их местожительству.
За девять месяцев 2003 года в населенных пунктах района проведено 75 собраний. На собраниях граждан обсуждены вопросы благоустройства территорий населенных пунктов, организации торгового и бытового обслуживания, подготовки жилищно-коммунального хозяйства к зиме, выделения пастбищ и организации пастьбы индивидуального скота, соблюдения правопорядка и охраны собственности, а также другие вопросы местного значения.
На территории Оренбургского района сформированы и действуют 26 инспекций по делам несовершеннолетних, 19 советов общественности, 13 добровольных народных дружин, 10 женских советов, 7 советов ветеранов и инвалидов, 2 жилищных комиссии, 2 совета молодежи, 6 земельных комиссий, 1 комиссия по индивидуально-трудовой деятельности, 1 совет школы.
На территории Первомайского района избраны и работают:
4 общественных совета, которые с начала 2003 года провели 43 заседания;
9 советов ветеранов войн и труда, которые за 9 месяцев 2003 года провели 36 заседаний;
2 сельских комитета, в которых работают 6 человек.
В поселке Первомайском образованы 24 домовых комитета, в работе которых задействовано 84 человека.
Органы территориального общественного самоуправления в Первомайском районе содействуют органам местного самоуправления в организации и решении вопросов благоустройства, озеленения сел, ремонта объектов социальной сферы, оказывают помощь учреждениям культуры, образования в проведении воспитательной, культурно-массовой работы среди населения.
Кроме этого, для решения вопросов местного значения на территории района проводятся собрания граждан по их местожительству. В 2003 году проведено 145 собраний, где рассмотрены вопросы благоустройства, газификации населенных пунктов, работы учреждений торговли. В январе и феврале текущего года на собраниях граждан заслушаны отчеты глав сельских администраций об их работе за прошедший год, а также о расходовании средств самообложения граждан.
На территории Саракташского района при главах администраций сельсоветов, поссовета образовано и действуют 20 советов общественности. Правовой основой их деятельности являются положение о совете общественности, регламент работы совета общественности, согласно которому заседания совета проводятся один раз в 2 месяца. Работа совета общественности осуществляется по годовому плану.
За 9 месяцев 2003 года проведено 90 заседаний, рассмотрено 268 вопросов, связанных с улучшением социально-экономического развития территории. Наиболее активно советы общественности действуют при главах администраций Черноотрожского, Николаевского, Новосокулакского, Черкасского и других сельсоветов.
Большое внимание в районе уделяется активизации такой формы осуществления территориального общественного самоуправления, как сходы граждан. В 2003 году в селах района проведено свыше 70 сходов граждан, рассмотрено 150 вопросов. Организованно проходят сходы граждан на территориях Желтинского, Петровского, Черноотрожского, Федоровского, Первого сельсоветов. Рассматриваются вопросы благоустройства, наведения санитарного порядка в селах, найма пастухов, состояния трудовой дисциплины, противопожарной безопасности, заслушиваются отчеты глав о работе администрации сельсоветов, участковых уполномоченных милиции, руководителей советов женщин, старост сел о проделанной работе по местожительству.
Проведение сходов граждан отражается в квартальных, календарных планах. В работе сходов участвуют руководители администрации района, начальники районных служб. Протоколы о проведении сходов граждан представляются в организационный отдел администрации района для контроля за их проведением.
Ведется работа по совершенствованию территориального общественного самоуправления в поселке Саракташе. Согласно распоряжению главы администрации поссовета образовано 4 административных округа, на территории которых созданы советы общественности в количестве 7-9 человек. Границы территории и круг вопросов местного значения рассмотрены и утверждены на заседании совета общественности поссовета, доведены до руководителей советов общественности и населения поселка через средства массовой информации.
В Соль-Илецком районе на территории 21 сельсовета и в городе Соль-Илецке применяется такая форма осуществления территориального общественного самоуправления, как собрание граждан по их местожительству. На собраниях рассматриваются отчеты глав администраций сельсоветов о своей деятельности, вопросы самообложения жителей, наведения санитарного порядка, газификации населенных пунктов, выбираются пастухи для пастьбы индивидуального скота частного сектора, утверждается состав добровольных народных дружин.
В сельсоветах района получила распространение и такая форма осуществления территориального общественного самоуправления, как общественные советы при главе администрации сельсовета, которые создаются с целью коллегиального рассмотрения наиболее значимых вопросов местного значения, решаемых на территории сельсовета.
Общественный совет возглавляет глава администрации сельсовета. По рассматриваемым вопросам общественный совет принимает решения рекомендательного характера. Количество членов общественного совета составляет от пяти до девяти человек. В состав общественного совета входят представители общественных организаций, трудовых коллективов.
Совет вносит предложения по совершенствованию работы учреждений образования, культуры, здравоохранения, предприятий торговли, сферы обслуживания населения, по разработке экономических, социальных программ, мероприятий по социальной защите граждан.
В муниципальном образовании город Ясный и Ясненский район одной из форм осуществления территориального общественного самоуправления стало проведение сходов граждан, которые позволяют, особенно сельским жителям, участвовать в решении задач социально-экономического развития, благоустройства территорий.
В основном сходы граждан в населенных пунктах Ясненского района проводятся по инициативе глав администраций сельских советов для решения вопросов местного значения. Стало хорошей практикой проведение на сходах граждан отчетов глав администраций сельсоветов о работе администрации за год. С начала 2003 года в населенных пунктах Ясненского района проведено 18 сходов граждан.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 26 ноября 2003 г. N 719 "Об информации "О ходе выполнения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.