Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 2 декабря 2004 г. N А47-12618/04АК-25
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 марта 2005 г. N Ф09-876/05АК настоящее решение оставлено без изменения
Товарищество собственников жилья "Заввводское", г.Оренбург, обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Дзержинскому району г.Оренбурга о признании недействительным решения налогового органа от 08.09.2004 г. N 03-31/41712.
Ответчик заявленные требования не признает по мотивам изложенным в отзыве.
Права и обязанности лица участвующим в деле разъяснены. Отводов суду и ходатайств сторонами не заявлено.
Рассмотрев спор по существу, суд установил следующее.
Инспекцией МНС России по Дзержинскому району г.Оренбурга проведена проверка камеральная налоговая проверка уточненного расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу за 1 квартал 2004 г. представленного в налоговый орган ТСЖ "Заводское".
По результатам проверки инспекцией принято решение N 03-31/41712 от 08.09.2004 года об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данным решением ТСЖ доначислен единый социальный налог за первый квартал 2004 г. в сумме - 273401 руб., так, как по мнению налогового органа, выплата заработной платы работникам ТСЖ, содержание и ремонт домов производится за счет средств, вносимых владельцами квартир на содержание и ремонт дома и, соответственно, заявитель обязан включить указанные суммы в налогооблагаемую базу, исчислить и уплатить в бюджет единый социальный налог. Плата на содержание и ремонт домов утверждается администрацией города, поэтому не может являться членскими взносами, хотя и отражается в бухучете на субсчете 86.1.
Подпункт 8 п.1 ст.238 Налогового кодекса РФ в данном случае не применяется; получаемые ТСЖ средства от жильцов на содержание и ремонт домов не являются членскими взносами членов ТСЖ.
Заявитель оспаривает данные решения налогового органа, считая, что доводы налогового органа не соответствуют нормам действующего законодательства.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации регулируется порядок исчисления и уплаты единого социального налога, предназначенного для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Объект налогообложения (то есть выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по страховым и гражданско-правовым договорам, а также по авторским договорам) определен ст.236 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ обложению единым социальным налогом не подлежат суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (оказывающим услуги) для названных организаций.
Товарищество собственников жилья в данном пункте не названо.
Однако в силу ст.4 Федерального закона от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" действие данного закона распространяется на все товарищества, товарищества домовладельцев, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы с полностью выплаченным паевым взносом хотя бы одним членом, иные объединения собственников недвижимости в жилищной сфере, создаваемые для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома.
На этом основании Президиум ВАС РФ сделал вывод, что льгота по единому социальному налогу, предусмотренная подпунктом 8 пункта 1 ст.238 Налогового кодекса РФ, на ТСЖ распространяется.
См. постановление Президиума ВАС от 20 января 2004 г. N 11281/03
В этой связи также суд обращает внимание на пункт 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора).
Для предоставления этой льготы необходимо, чтобы выплаты производились за счет членских взносов членов кооперативов (товариществ).
Определяющим условием для предоставления права на льготное налогообложение является вид деятельности, который должен быть связан с удовлетворением потребностей членов некоммерческих объединений садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов.
Поскольку ТСЖ представлены все документы, подтверждающие наем товариществом рабочей силы, а также выплату им вознаграждений за счет членских взносов, отраженных на субсчете 86.1 суд признает указанные суммы не подлежащими налогообложению единым социальным налогом.
При таких обстоятельствах требования заявителя следует удовлетворить и признать решение Инспекции МНС России по Дзержинскому району г.Оренбурга N 03-31/41712 от 08.09.2004 г., как не соответствующее пп. 8 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ.
Доводы ответчика о правомерности решения в связи с утверждением администрацией тарифов на содержание и ремонт домов отклоняются.
Согласно ст.2 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 392 правила не распространяются на порядок, сроки и правила исчисления размеров оплаты жилья гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в многоквартирных домах, в котором созданы ТСЖ.
Расходы по уплате государственной пошлины на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует отнести на налоговый орган, однако, взыскание не производится в силу пп. 6 п. 3 ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине".
Государственную пошлину в размере 1000 рублей следует возвратить заявителю из бюджета после вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд решил:
1. Требования Товарищества собственников жилья "Заводское", г.Оренбург, удовлетворить.
Признать решение Инспекции МНС России по Дзержинскому району г.Оренбурга N 03-31/41712 от 08.09.2004 г.недействительным, как не соответствующее пп. 8 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ.
2. Обязать Инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам по Дзержинскому району г.Оренбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
3. Государственную пошлину в сумме 1000 рублей возвратить заявителю, выдав справку после вступления решения в законную силу.
4. Апелляционная жалоба на решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть подана в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после его принятия.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 2 декабря 2004 г. N А47-12618/04АК-25 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Оренбургской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании