Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Оренбургской области
от 21 апреля 2004 г. N 1146
Информация
о ходе выполнения Закона Оренбургской области "Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения Оренбургской области"
Департамент агропромышленного комплекса Оренбургской области (далее - Департамент) с принятием Закона Оренбургской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения Оренбургской области" (далее - Закон) обозначил круг проблем и направления по их решению.
Первоначальной задачей было информирование собственников земельных паев, пользователей сельхозземель об изменении земельного законодательства. Специалисты Департамента провели совещания с руководителями сельскохозяйственных организаций Гайского, Октябрьского, Адамовского, Новосергиевского, Ташлинского, Илекского, Переволоцкого районов, пригородных хозяйств г.Оренбурга. Подобные совещания были проведены в большинстве муниципальных образований, а в газетах Адамовского, Саракташского и других районов дана аналогичная информация для собственников земельных долей.
С этой же целью в рамках работы межрегиональной выставки "Меновой двор" 8 октября 2003 года проведено заседание "круглого стола" по теме "Вопросы земельных отношений в АПК".
Вторым этапом работы по выполнению Закона стала выработка рекомендаций и изготовление наглядной агитации, помогающих в практической работе по выделению земельных паев, заключению договоров, регулирующих оборот земли.
Для оказания помощи собственникам, пользователям земельных участков и участникам долевой собственности Департамент направил два письма в адрес глав муниципальных образований по вопросу юридического оформления земельных участков и закрепления их границ. Подготовлены и переданы для руководства в районы области плакат "Памятка для собственников земельных долей Оренбургской области", памятка по оформлению взаимоотношений сельхозтоваропроизводителей с собственниками земельных долей, методические рекомендации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по выделу земельных участков в счет земельных долей, письмо о регистрации земельных участков. Совершение сделок с земельными долями, земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения не замыкается только на органах исполнительной власти или органах муниципального образования. В этом процессе задействовано много других структур, с которыми Департамент тесно взаимодействует. В частности, с начала года ведется совместная работа с ФГУП "Оренбургское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие" (далее - Предприятие), ФГУ "Земельная кадастровая палата Оренбургской области" (далее - Палата), учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Оренбургской области и районами области по сбору информации о земельных участках, прошедших кадастровый учет и правовую регистрацию.
Из-за отсутствия средств у собственников и пользователей земельных долей проблематичным является оформление прав собственности на земельные участки, находящиеся в общей долевой собственности. Однако, несмотря на эти трудности, собственники совместно с сельхозтоваропроизводителями и муниципальными образованиями начинают эту работу.
К юридическому оформлению земельных участков для передачи их в долгосрочную аренду приступили 139 сельскохозяйственных организаций, в том числе:
Адамовский район - 2 хозяйства (ЗАО "Юбилейное", СПК "Теренсайское");
Акбулакский район - 12 землепользователей (СМУП "Сагарчинский", колхоз им. Свердлова, колхоз "Авангард" и т.д.);
Гайский район - 3 землепользователя (ООО "МедьПромАгро", КФХ "Надежда", ПТФ "Гайская");
Домбаровский район - 5 сельхозорганизаций (ООО "Мельник-Полевой", ООО "Мельник-Солнечный", СПК "Буденный", СПК "Мендебай", ЗАО "Домбаровское");
Илекский район - 3 хозяйства (колхоз "Борьба за мир", колхоз им. Кирова, ЗАО им. Бокова);
Кувандыкский район - 2 землепользователя (СПК "Медногорский", ЗАО "Ленинское");
Новоорский район - 4 землепользователя (АФ "Вымпел", СПК "Горьковское", ООО "Восход", ЗАО "Будамшинский");
Переволоцкий район - 3 хозяйства (ОАО СХП "Радуга", ЗАО им. Пугачева, ОАС "Переволоцкая МТС");
Сакмарский район - 5 хозяйств (колхоз им. 1 Мая, ООО "Салмыш", ЗАО "Восток", СПК "Долина", ПТФ "Россия"). Один землепользователь (ТНВ "Южный Урал") оформил право собственности на землю;
Саракташский район - 11 хозяйств (колхоз "Власть Советов", колхоз "Заря", колхоз "Красногорский", колхоз "Нива", ЗАО "Колос", ООО "Владимировская" и т.д.);
Шарлыкский район - 2 хозяйства (СПК "Кзыл-Тан", СПК им. Пушкина);
Ясненский район - 2 хозяйства (СПК "Родник" в границах СПК "Акжарский", ООО "Мельник-Восток").
В Абдулинском, Бугурусланском, Кваркенском, Курманаевском, Матвеевском, Новосергиевском, Первомайском, Пономаревском, Ташлинском, Тоцком, Тюльганском районах эта работа еще не начата.
Работа в рамках Закона обозначила "скрытый рынок" земель сельскохозяйственного назначения.
Собственники продают свою долю в праве общей собственности, т.е. по бросовой цене идет скупка свидетельств на право собственности на землю сомнительными людьми и компаниями, которые формируют новые земельные участки для последующей перепродажи. Такие примеры уже есть в Оренбургском районе - ЗАО им. Гагарина, СПК СА "Чебеньковское"; в Сакмарском районе - ЗАО птицефабрика "Большевик".
23 января 2004 года в Сакмарском районе была проведена встреча с собственниками земельных долей, на которой людям были разъяснены последствия таких необдуманных действий. Подобные встречи прошли в Оренбургском, Светлинском районах.
Руководствуясь Законом, собственники земельных паев "входят" в рынок земель сельскохозяйственного назначения. Так, жительницы с.Белополье Адамовского района Бисенгалиевы предложили администрации области выкупить 2 их земельных участка площадью по 35 гектаров за 97,2 тысячи рублей каждый. В связи с отсутствием на этих участках месторождений полезных ископаемых и углеводородного сырья Департаментом покупка была признана нецелесообразной.
В рамках принятого Закона резче обозначились взаимоотношения собственников земельных паев и разработчиков недр. Нефтегазодобывающие компании из-за отсутствия у собственников правоустанавливающих документов на земельные участки и перестают заключать договоры отвода земельных участков для несельскохозяйственных нужд. Решение этих вопросов во многом зависит от позиции руководителей районов, от того, как проводится работа с собственниками по передаче земельных участков на правах долгосрочной аренды с привлечением к оформлению земельных участков финансовых средств промышленных предприятий. Примером решения этой проблемы может служить Переволоцкий район.
Острой проблемой является использование земель. Согласно пункту 3 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" если организация использует не всю землю, находящуюся в долевой собственности, то по истечении 2-х лет неиспользуемая земля может быть изъята, что может привести к уменьшению размера доли в праве общей собственности каждого собственника.
Окончательно также не отработан вопрос о выделении земельной доли в натуре. Согласно Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" споры о местоположении выделяемого земельного участка и размере компенсации разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых до настоящего времени Правительством Российской Федерации не установлен. Это порождает земельные споры, которые потом рассматриваются в суде, например, в Ташлинском, Саракташском и некоторых других районах области.
Судебная практика, связанная с земельными отношениями, тоже пока не сложилась. В колхозе "Правда" Асекеевского района не выполняется решение суда о наделении земельной долей Нургалиевой К.Г., которая была пропущена в списке при наделении паем.
Для юридического оформления границ земельного участка раньше разрешалось применять метод описания, картографический метод. Сейчас разрешена только геосъемка, стоимость которой является высокозатратной и составляет до 100 руб./га и более. Кроме того, постоянно меняются требования к проектам, что затягивает процесс постановки на учет в Палате. Примером может служить оформление работниками бывшего совхоза "Медногорский" границ своего земельного участка: Палата неоднократно возвращала проект на доработку в Предприятие.
Это лишь часть проблем, связанная с выполнением Закона. Только системная, постоянная работа по созданию информационной базы позволит избежать изъятия неиспользованных земельных участков, привлечь инвесторов на основе интеграции и кооперации сельхозтоваропроизводителей с перерабатывающими и промышленными предприятиями, тем самым предотвратить возможное обезземеливание сельского населения области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 21 апреля 2004 г. N 1146 "Об информации "О ходе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.