Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания
Оренбургской области
от 18 августа 2004 г. N 1443
Информация
о реализации законов Оренбургской области в сфере управления
государственной собственностью Оренбургской области
В Оренбургской области с начала 2001 года по настоящее время сформирована нормативная правовая база в сфере управления государственной собственностью Оренбургской области. Это позволило обеспечить получение наибольшего эффекта от управления государственной собственностью.
Инвентаризация госсобственности и ее учет в Реестре государственного имущества позволили качественно улучшить эффективность ее использования.
Ежегодно закон области об областном бюджете предусматривает формирование доходной части областного бюджета в том числе за счет неналоговых доходов от управления государственным имуществом.
Установленные плановые задания по обеспечению поступлений неналоговых доходов в консолидированный и областной бюджеты возросли: консолидированный бюджет с 1,6 млн. рублей в 2000 году до 410 млн. рублей в 2003 году и в областной бюджет до 121 млн. рублей.
Реализация комитетом по управлению государственным имуществом и природными ресурсами области (далее - комитет) управленческих полномочий позволила увеличить в 2000-2003 годах доходы консолидированного бюджета области от использования государственного имущества и земли с 48 млн. рублей в 2000 году до 526 млн. рублей в 2003 году.
На 2004 год для комитета установлено плановое задание по обеспечению
неналоговых поступлений:
а) в консолидированный бюджет в размере 517,0 млн. рублей, включая:
поступления от аренды земли - 500,0 млн. рублей;
от аренды объектов недвижимости - 7,3 млн. рублей;
перечисление областными государственными предприятиями части чистой прибыли - 5,1 млн. рублей;
дивиденды от управления акциями - 5,0 млн. рублей;
б) в областной бюджет 129,0 млн. рублей, включая:
поступления от аренды земли - 106,0 млн. рублей;
от аренды объектов недвижимости - 7,3 млн. рублей; перечисление областными государственными предприятиями части чистой прибыли - 5,1 млн. рублей;
дивиденды от управления акциями - 5,0 млн. рублей.
I. Поступления от аренды земельных участков
(млн. руб.)
Бюджет получателя |
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год |
Областной | 12,9 | 14,2 | 57,4 | 148,8 |
Консолидированный | 45,1 | 52,1 | 221,0 | 506,5 |
Комитет наделен полномочиями по контролю за поступлениями от аренды земельных участков Законом Оренбургской области от 16.11.2002 N 317/64-III-ОЗ "О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области".
Неналоговые поступления платежей от аренды земельных участков за период с 2000 года возросли в 11 раз, к 2002 году - в 2 раза. Размер поступлений от земельного налога увеличился в 2 раза и составил 653 млн. рублей при росте ставки земельного налога почти в 4 раза за указанный период.
С целью обеспечения и увеличения поступлений от аренды земельных участков комитетом создана система контроля за поступлением арендной платы за землю посредством организации работы областной комиссии по контролю за поступлением арендной платы за землю. На заседаниях комиссии систематически заслушиваются председатели комиссий муниципальных образований области.
В результате деятельности комиссии обеспечены:
создание во всех муниципальных образованиях области служб по распоряжению землей, организация и проведение работы по передаче договоров аренды земельных участков от городских и районных земельных комитетов, сельских администраций администрациям муниципальных образований;
проведение ревизии договоров аренды земель городов и поселков;
разработка совместно с муниципальными образованиями, учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Оренбургской области примерного договора аренды земель поселений;
ежемесячная отчетность муниципальных образований;
проведение пересчета арендной платы во всех муниципальных образованиях;
составление перечней арендаторов, имеющих задолженность по арендной плате, с указанием размеров недоимок;
ведение арендодателями претензионно-исковой работы, направленной на взимание недоимок и пени с арендаторов-должников;
контроль за начислением арендной платы;
исключение практики взаимозачетов по арендной плате за землю;
проведение анализа нормативных актов органов местного самоуправления в вопросах установления арендной платы за землю и принятие мер к устранению противоречий.
Бюджетное задание по прогнозным поступлениям от аренды земли на 2003 год согласно Закону Оренбургской области "Об областном бюджете на 2003 год" составило 117408 тыс. рублей, в том числе:
по землям сельхозназначения - 3846 тыс. рублей;
городов и поселков - 113562 тыс. рублей.
Фактическое обеспечение составило 148809 тыс. рублей, в том числе:
по землям сельхозназначения - 3269 тыс. рублей;
городов и поселков - 145540 тыс. рублей.
Данные о поступлении подтверждены Управлением федерального казначейства по Оренбургской области, Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Оренбургской области, финансовым управлением Оренбургской области.
В отношении поступления земельного налога необходимо отметить, что контроль за полнотой и своевременностью его перечисления обеспечивает налоговая служба.
При формировании доходной части бюджета от аренды земли на 2004 год учитывались все факторы, способствующие изменению поступлений от аренды земли. Среди них выделилась группа причин, в наибольшей степени влияющих на потери областного и консолидированного бюджетов, а именно:
выкуп земельных участков собственниками объектов недвижимости;
отказ ряда сельхозтоваропроизводителей от использования земель сельхозназначения;
уменьшение платежей в результате уточнения границ арендованных земельных участков при проведении землеустроительных работ и постановки на кадастровый учет;
отмена законом о федеральном бюджете на текущий год регулируемых платежей за аренду земель сельхозназначения в части перечисления средств в областной бюджет;
перечисление части арендных платежей от нефтяников, газовиков, физических и юридических лиц, имеющих в собственности АЗС в городе Оренбурге и городе Орске, в доход федерального бюджета по участкам, на которые возникло право собственности Российской Федерации. Коэффициент арендатора решением Оренбургского городского совета от 13.02.2003 N 430-р был увеличен с 8 до 20, а по отраслям нефтяной и газовой промышленности в методику исчисления арендных платежей были внесены изменения по требованию Оренбургского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 31.10.2003 N 1935 в части приведения к единому коэффициенту арендатора, равному 3,5, в связи с имеющимся несоответствием действующему законодательству.
По состоянию на 01.05.2004 по области заключено 27315 договоров аренды за землю на сумму 492519 тыс. рублей, в том числе:
земли городов и поселков - 20475 на сумму 275004 тыс. рублей;
сельскохозяйственные угодья - 3127 на сумму 40202 тыс. рублей;
земли промышленности - 202 на сумму 114515 тыс. рублей;
земли поселений - 3511 на сумму 62792 тыс. рублей.
Из общей суммы начислений в областной бюджет надлежит перечислить 137502 тыс. рублей.
II. Поступления от аренды областного имущества
(млн. руб.)
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год |
2,1 | 2,6 | 5,2 | 8,4 |
Отмечается увеличение поступлений в 4 раза при сокращении количества сдаваемых в аренду площадей с 61,5 тыс. кв. метров в 2000 году до 12 тыс. кв. метров в 2003 году.
Для обеспечения поступления в бюджет доходов от сдачи в аренду государственного имущества комитетом в соответствии с действующим законодательством проводились следующие мероприятия:
в методику расчета арендной платы вносились изменения в части увеличения коэффициента вида деятельности на 30 процентов;
осуществлялся контроль за своевременным и полным перечислением арендной платы арендаторами в областной бюджет и направлялись претензии арендаторам, нарушающим условия договора;
проводился контроль за эффективным использованием нежилых помещений;
задолженность и пени взыскивались в судебном порядке.
III. Поступления от дивидендов по акциям, находящимся
в государственной собственности
(млн. руб.)
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год |
1,2 | 2,5 | 4,0 | 10,1 |
В 2000 году дивиденды перечислены 4 акционерными обществами, в 2001 году - 5 акционерными обществами, в 2002 году - 7 акционерными обществами и в 2003 году - 10 акционерными обществами.
Поступление дивидендов в областной бюджет по сравнению с 2000 годом увеличилось в 10 раз.
Общее количество акционерных обществ с областной долей собственности по состоянию на 1 января 2004 года составило 52 организации.
Управление государственными акциями (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ осуществляется согласно нормам и положениям действующего законодательства (федерального и областного) в данной области управления, а также в пределах компетенции комитета.
Управление пакетами акций направлено не только на то, чтобы использовать государственное влияние на увеличение прибыли и дивидендов, но и на выполнение социальных программ, а также стимулирование развития производства, улучшение финансово-экономических показателей деятельности организаций, привлечение инвестиций в регион, чтобы с их помощью в экономике области создавался благоприятный климат (участие в ОАО "Банк "Оренбург", ООО "Банк "Русь", ОАО "Агролизинг", ОАО "Сельский дом").
Показатель эффективности деятельности акционерных обществ зависит от многих внешних факторов политического, экономического и социального характера, а также качества менеджмента компании, структуры и долей собственников (акционеров), квалификации их представителей. Отрицательно сказывается на деятельности АО имеющиеся недостатки в работе института представителей государства.
Комитетом проведена работа в следующих направлениях:
с акционерными обществами в части подготовки и проведения годовых, внеочередных общих собраний акционеров;
с представителями государства в органах управления и контроля акционерных обществ для обеспечения более эффективного их участия в органах управления акционерных обществ;
участие в конкурсных комиссиях по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
рассмотрение обращений акционеров и участников хозяйственных обществ;
приобретение в собственность Оренбургской области акций (долей) хозяйственных обществ.
Процесс разработки прогноза доходов бюджета области будущего года (начинается с апреля текущего года) не согласуется с циклами проведения годовых общих собраний акционеров акционерных обществ, поэтому в существующих условиях прогнозирование поступления в бюджет дивидендов на государственные акции (доли) с точностью до рубля является нереальным.
Данные факторы и законодательство не позволяют с определенностью одномоментно увеличить поступление дивидендов в 2 раза в директивном порядке.
При подготовке прогноза 2004 года во второй половине апреля 2003 года комитетом была направлена в департамент администрации области по вопросам экономики оценка получения в 2003 году дивидендов по акциям (долям) хозяйственных обществ и товариществ, находящимся в областной собственности, в сумме 4 млн. рублей. На момент рассмотрения проекта закона об областном бюджете на 2004 год Законодательным Собранием области (декабрь 2003 года) поступления доходов в виде дивидендов составили 4,53 млн. рублей. С учетом этого в бюджете на 2004 год депутатами установлено поступление таких доходов в сумме 5,0 млн. рублей.
По состоянию на 01.07.2004 в 36 обществах с участием Оренбургской области проведены годовые общие собрания акционеров. Общие собрания акционеров не проводились в акционерных обществах, находящихся в стадии ликвидации и процессе банкротства. Общая сумма поступлений дивидендов в областной бюджет в 2004 году составит около 12 млн. рублей.
IV. Деятельность государственных унитарных предприятий
Оренбургской области
В части управления государственными унитарными предприятиями необходимо отметить, что за период 2000-2003 годов сократилось количество убыточных предприятий с 60 до 7 процентов.
Сокращение количества убыточных предприятий обеспечено реализацией эффективных решений, принятых на заседаниях балансовой комиссии по совершенствованию системы управления областными государственными унитарными предприятиями с участием отраслевых структур, финансового управления области и руководителей предприятий на основании анализа финансового состояния предприятий.
Это позволило провести финансовое оздоровление государственных предприятий, в результате чего:
реорганизовано 17 предприятий;
более 20 предприятий перешли из разряда убыточных в прибыльные;
более 30 нерентабельных предприятий были переданы в муниципальную собственность;
по 7 предприятиям были приняты решения о ликвидации.
За период 2000-2003 годов более чем 10 областным предприятиям были переданы полномочия по осуществлению государственных функций по формированию государственного заказа регионального зернового фонда, проведению лизинговых операций и другие.
Так, ГУП "Оренбургоблпродконтракт" выступает заказчиком по закупке зерна в региональный фонд, что позволяет влиять на процессы ценообразования зернового рынка, ГУП "Оренбургснабсбыт" организует и проводит конкурсы и торги по закупке продукции для государственных нужд, а также формирование и размещение заказов на поставку товаров для государственных нужд, ГУП "Оренбургагроснабтехсервис" осуществляет деятельность по организации материально-технического снабжения сельскохозяйственной техникой и другими материально-техническими ресурсами товаропроизводителей агропромышленного комплекса области, а также осуществляет лизинговую деятельность в муниципальных образованиях области.
Проводимая комитетом работа позволила впервые в 2003 году пополнить казну области за счет отчисления государственными унитарными предприятиями части чистой прибыли в размере 1 млн. рублей.
За 4 месяца 2004 года на основании решений балансовых комиссий в областной бюджет было перечислено около 2 млн. рублей.
С целью осуществления контрольных функций за деятельностью предприятий комитетом было подготовлено постановление администрации области от 31.12.2003 "Об аудите областных государственных предприятий", которым определен порядок проведения обязательного и инициативного аудита предприятий.
Для исполнения планового задания начиная с апреля 2004 года проведено 14 заседаний балансовых комиссий, на которых заслушаны руководители 77 областных государственных предприятий, а также осуществляется ежеквартальный мониторинг финансового состояния предприятий и контроль за перечислением части чистой прибыли в областной бюджет.
V. Реализация областной целевой программы "Обеспечение управления
и регулирования земельно-имущественных отношений на территории
Оренбургской области" на 2003-2007 годы
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2001 N 745 "Об утверждении федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости" (2002-2007 годы) с подпрограммой "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений" комитетом разработана региональная целевая программа, позволяющая реализовать полный комплекс предусмотренных федеральной программой мероприятий на территории Оренбургской области. Законом Оренбургской области от 23.04.2003 N 179/20-III-ОЗ утверждена областная целевая программа "Обеспечение управления и регулирования земельно-имущественных отношений на территории Оренбургской области" на 2003-2007 годы (далее - программа).
Реализация программы включает в себя комплекс организационных и землеустроительных мероприятий по разграничению государственной собственности на землю, в свою очередь включающий в себя выполнение землеустроительных работ, подготовку, согласование и утверждение перечней и регистрацию права собственности на земельные участки, на которые в установленном порядке возникает право собственности Оренбургской области и муниципальных образований. Программой предусмотрены мероприятия по информационно-техническому обеспечению учета, управления и распоряжения земельными участками и прочно связанными с ними объектами недвижимости, а также подготовка и переподготовка кадров для обеспечения государственного учета земель и иных объектов недвижимости и управления недвижимостью на уровне Оренбургской области и муниципальных образований.
Распоряжением главы администрации области от 25.04.2002 N 202-р создана областная комиссия по разграничению собственности на землю, утвержден ее состав и порядок работы. В комиссию вошли представители всех заинтересованных структур федерального и областного значения: комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Оренбургской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата", комитета администрации области по культуре и искусству, комитета администрации области по архитектуре и градостроительству, органов технической инвентаризации, главного управления природных ресурсов по Оренбургской области, учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Оренбургской области, государственно-правового комитета администрации области и Законодательного Собрания области.
На комиссии обсуждаются вопросы регулирования земельных отношений, решаются проблемы, заслушиваются отчеты представителей органов местного самоуправления, юридических лиц, органов власти.
В каждом муниципальном образовании созданы аналогичные комиссии муниципального значения. В 2002-2003 годах комитетом были рассчитаны и своевременно доведены объемы представления сведений по земельным участкам до всех городов и районов области, все муниципалитеты обеспечены соответствующим электронным программным продуктом.
В 2003 году в целях осуществления контроля за состоянием работы было проведено 9 заседаний областной комиссии, на которых заслушаны представители практически всех муниципальных образований, представители ряда акционерных обществ, государственных учреждений и предприятий о ходе подготовки сведений по земельным участкам, подлежащим отнесению к соответствующим формам собственности, и о приведении в соответствие с действующим земельным законодательством нормативно-правовой базы муниципальных образований в области земельно-имущественных отношений. Членами комиссии рассмотрены перечни земельных участков, подлежащие направлению на разграничение в установленном порядке.
За период 2002-2003 годов и 5 месяцев 2004 года на разграничение направлено 665 дел на земельные участки, подлежащие отнесению к собственности субъекта, что составляет 93 процента от планового задания, установленного Министерством имущественных отношений Российской Федерации, и 2354 дела на земельные участки, подлежащие отнесению к собственности муниципальных образований, что составляет 114 процентов к заданию. На государственный кадастровый учет поставлено 1010 земельных участков.
В целях обеспечения реализации программы и контроля за ходом ее выполнения приказом комитета создана дирекция программы, основными задачами которой являются обеспечение эффективного и целевого расходования финансовых средств и материально-технических ресурсов при реализации программы и координация деятельности органов исполнительной власти всех уровней и иных организаций на территории Оренбургской области.
В течение 2003 года дирекцией программы проведена следующая работа:
приказом комитета от 06.06.2003 N 12 утвержден разработанный совместно с финуправлением области порядок финансирования из областного бюджета мероприятий, предусмотренных программой;
проведены 3 семинара с участием представителей муниципальных образований;
подготовлены изменения и дополнения в программу в части целевого использования бюджетных средств на обучение специалистов комитета и приобретение техники для муниципальных образований;
проведено итоговое заседание дирекции с участием представителей департамента экономики и финансового управления области.
Согласно программе для выполнения комплекса мероприятий по разграничению государственной собственности на землю на землеустроительные работы и обучение специалистов комитета на 2003 год запланировано 48,2 млн. рублей, из них 6450 тыс. рублей за счет средств областного бюджета. В разрезе статей средства областного бюджета на 2003 год распределены следующим образом:
капитальные затраты - 0;
затраты на разграничение, в том числе на землеустройство, - 6430 тыс. рублей;
подготовка и переподготовка кадров - 20 тыс. рублей.
В сентябре 2003 года проведен конкурс на право выполнения работ по землеустройству и подготовке сведений для проведения государственного кадастрового учета земельных участков при разграничении государственной собственности на землю, победителями которого признаны ГП "Земля" и ООО "Орскгеокад". В 2003 году государственными подрядчиками освоено 1,8 млн. рублей.
В 2003 году прошли обучение в сфере земельно-имущественных отношений 6 человек.
Организован контроль за расходами муниципальных образований на обучение, приобретение техники и проведение землеустроительных работ в рамках целевой программы. Отчеты о реализации программы представляются муниципальными образованиями в комитет с установленной периодичностью.
В 2003 году на финансирование программы за счет средств местных бюджетов планировалось 42,8 млн. рублей, из них:
капитальные затраты, в том числе оснащение средствами вычислительной и информационно-коммуникационной техники, - 6,3 млн. рублей;
текущие затраты, в том числе затраты на разграничение государственной собственности на землю (землеустройство), - 41,8 млн. рублей.
Проведены конкурсы на право выполнения землеустроительных работ в 12 муниципальных образованиях (г.Орск, г.Новотроицк, Сакмарский, Кваркенский районы и другие). Прямые договоры на выполнение землеустроительных работ заключены в 10 муниципальных образованиях: г.Гае, Асекеевском, Гайском, Грачевском и других районах. Общая сумма заключенных договоров составила 9 млн. рублей.
Особо следует отметить положительный опыт работы в рамках реализации программы Домбаровского, Кваркенского, Курманаевского, Новосергиевского, Оренбургского, Переволоцкого, Сакмарского, Саракташского, Светлинского районов.
Подавляющее большинство муниципальных образований оснащено необходимыми средствами вычислительной техники. Фактические затраты на оснащение средствами вычислительной и информационно-коммуникационной техникой составили 1,2 млн. рублей.
Результаты финансирования программы в 2003 году
(млн. руб.)
Запланировано | Профинансировано | Процент от запланированного финансирования |
|
Всего по программе в том числе: |
49,3 | 6,0 | 12 |
областной бюджет | 6,5 | 0,6 | 9 |
бюджеты муниципальных образований |
42,9 | 5,4 | 13 |
Таким образом, реализация комитетом полномочий по управлению государственным имуществом области позволила увеличить за 2000-2003 годы доходы консолидированного бюджета Оренбургской области с 48 млн. рублей в 2000 году до 526 млн. рублей в 2003 году, в том числе:
от аренды земельных участков с 45,1 млн. рублей до 506,5 млн. рублей;
аренды областного имущества с 2,1 млн. рублей до 8,4 млн. рублей;
дивидендов по акциям с 1,2 млн. рублей до 10,1 млн. рублей;
чистой прибыли, остающейся в распоряжении областных государственных унитарных предприятий, до 1 млн. рублей (до 2003 года данные перечисления не производились).
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 18 августа 2004 г. N 1443 "Об информации "О реализации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.