Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Оренбургской области
от 6 сентября 2004 г. N 1455/233-III-ОЗ
Областная программа
неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных
заболеваний на 2005 - 2010 годы
(далее - Программа)
29 августа 2005 г., 6 июля 2006 г., 5 октября, 23 ноября 2009 г., 24 декабря 2010 г.
Законом Оренбургской области от 24 декабря 2010 г. N 4171/976-IV-ОЗ в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона
Паспорт Программы
Основание для разработки |
Постановление администрации Оренбургской области от 19.02.2004 N 32-п "О дальнейшем совершенствовании работы с федеральными и областными целевыми программами"; постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 30.12.2003 N 740 "О плане работы Законодательного Собрания Оренбургской области третьего созыва на 2004 год" |
Заказчики |
Правительство Оренбургской области, министерство здравоохранения и социального развития Оренбургской области |
Разработчики |
Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, министерство здравоохранения и социального развития Оренбургской области, управление ветеринарии министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области |
Исполнители |
Министерство здравоохранения Оренбургской области, управление ветеринарии министерства сельского хозяйства Оренбургской области, Оренбургский областной фонд обязательного медицинского страхования, министерство образования Оренбургской области, министерство социального развития Оренбургской области, департамент по физической культуре, спорту и туризму Оренбургской области Со дня вступления в силу Указа Губернатора Оренбургской области от 20 апреля 2009 года N 58-ук "О структуре органов исполнительной власти Оренбургской области" в качестве исполнителей Программы вместо министерства здравоохранения Оренбургской области и министерства социального развития Оренбургской области считать министерство здравоохранения и социального развития Оренбургской области; вместо министерства сельского хозяйства Оренбургской области считать министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области; вместо департамента по физической культуре, спорту и туризму Оренбургской области считать министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области Со дня вступления в силу указа Губернатора Оренбургской области от 5 июля 2010 года N 128-ук "О структуре органов исполнительной власти Оренбургской области" исполнителем вместо министерства здравоохранения и социального развития Оренбургской области считать министерство здравоохранения Оренбургской области |
Основная цель |
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, снижение вредного воздействия на здоровье человека неблагоприятных факторов среды его обитания, предупреждение инфекционных и неинфекционных заболеваний, массовых отравлений |
Основные задачи |
Совершенствование надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, обеспечение его химической и биологической безопасности; профилактика инфекционных, паразитарных заболеваний и охрана территорий от завоза особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных, а также токсичных веществ; создание благоприятных условий воспитания, обучения и отдыха детей; охрана здоровья населения от неблагоприятного влияния факторов окружающей среды; развитие и совершенствование системы социально-гигиенического мониторинга |
Срок реализации |
2005 - 2010 годы |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования Программы - 421,316 млн. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 150,920 млн. рублей; из областного бюджета - 141,570 млн. рублей; из областного фонда обязательного медицинского страхования - 1,891 млн. рублей; из внебюджетных средств федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области" - 0,960 млн. рублей; из бюджетов муниципальных образований - 125,917 млн. рублей; из внебюджетных средств муниципальных образований - 0,058 млн. рублей |
Система организации контроля |
Контроль осуществляется Правительством области, ход и результаты реализации Программы рассматриваются на заседаниях Законодательного Собрания области |
Ожидаемые конечные результаты |
Снижение инфекционной и неинфекционной заболеваемости, преждевременной смертности населения, предотвращение завоза на территорию области возбудителей инфекционных заболеваний людей и животных |
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Актуальность разработки Программы обоснована напряженной санитарно-эпидемиологической обстановкой, негативными тенденциями к ухудшению состояния здоровья населения и демографической ситуации, ростом общей смертности (в 1993 году - 12,9 случая; в 2003 - 15,1 случая на 1000 населения).
Заболеваемость населения остается на высоком уровне и превышает показатели по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу.
Отмечаются опережающие темпы роста социально значимой патологии. Заболеваемость анемиями среди беременных женщин возросла с 1997 года на 44,7 процента, ежегодный темп прироста онкологической заболеваемости составляет 7,6 процента.
Основными медико-социальными факторами, определяющими распространение неинфекционной заболеваемости, являются неблагоприятное влияние вредных факторов окружающей среды, неудовлетворительные условия обитания.
С 2001 по 2003 год не улучшено качество питания населения.
В 2003 году 5,3 процента исследованных проб пищевых продуктов по санитарно-химическим показателям и 6,5 процента по микробиологическим показателям не отвечали гигиеническим нормативам.
Осуществление федерального надзора за качеством питания населения сдерживается отсутствием в учреждениях госсанэпидслужбы современных приборов по обнаружению, идентификации и количественному определению загрязнителей продовольствия. Требуется дальнейшее изучение их влияния на состояние здоровья.
Не решены вопросы улучшения материально-технической базы общеобразовательных школ. В 26 процентах школ занятия проходят в две смены. 14,8 процента учащихся занимаются во вторую смену.
Не созданы оптимальные условия внутришкольной среды. Школы и другие образовательные учреждения не обеспечены мебелью в соответствии с ростом детей, достаточным электроосвещением.
Комплексное воздействие этих факторов ведет к росту заболеваемости костно-мышечной системы и патологии органов зрения.
За период обучения в школе число учащихся с нарушением зрения возросло в 1,9 раза, со сколиозом - в 6,3 раза, с нарушением осанки - в 1,7 раза.
Строительство жилых и общественных зданий осуществляется без учета возможного вредного воздействия физических факторов - электромагнитных полей, шума. Шумовые и энергетические карты в городах области не разработаны.
В строительстве и ремонте жилых и общественных зданий широко используются полимерные строительные и отделочные материалы с содержанием токсичных веществ до 50 наименований. Большинство из них оказывают не только выраженное токсическое действие, но и способны накапливаться в организме, вызывать аллергические заболевания и отдаленные эффекты. Из-за недостаточной приборной оснащенности лабораторий госсанэпидслужбы соответствующий контроль ведется не в полном объеме.
Отсутствие единого программно-аппаратного обеспечения с субъектами мониторинга, недостаточное оснащение техническими средствами электронной связи, резервного копирования сдерживают выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека, оценку и анализ наблюдаемых изменений в состоянии здоровья населения под влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды, определение неотложных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания на здоровье человека.
Остается актуальной проблема расширения перечня контролируемых веществ в окружающей среде, оптимизации методического обеспечения мониторинга, разработки и внедрения методов гигиенической донозологической диагностики, критериев медицинской и экономической эффективности профилактических мероприятий.
Ежегодно в области регистрируется 450-495 тысяч случаев инфекционных заболеваний. Среди них самыми массовыми являются грипп и острые респираторные вирусные инфекции, на их долю приходится 88 процентов от всех инфекционных болезней. Ежегодно в области регистрируются эпидемические подъемы заболеваемости. Общий экономический ущерб области от этих заболеваний составляет до 702,4 млн. рублей.
В настоящее время в связи с прекращением поставок гриппозных вакцин за счет средств федерального бюджета остро обозначились вопросы, связанные с профилактикой гриппа.
В 2003 году количество закупленных гриппозных вакцин за счет средств областного и муниципальных бюджетов, других источников финансирования позволило привить только 214 тысяч человек из групп повышенного риска заражения и последствий инфекции, что составило лишь 32 процента от необходимого объема.
В 2004 году значительно усилилась угроза завоза кори на территорию области и ее эпидемического распространения среди взрослых, что подтверждается резким ростом заболеваемости корью в 2002-2003 годах в Республике Башкортостан, на территориях Южного и Центрального федеральных округов.
Кроме того, Всемирной организацией здравоохранения поставлена глобальная задача по ликвидации кори к 2010 году, что требует дальнейшего совершенствования вакцинопрофилактики этого заболевания.
Распространение инфекционных заболеваний среди животных и людей зависит от соблюдения ветеринарно-санитарных правил по захоронению трупов животных, уничтожению и утилизации биологических отходов.
Построенные для этих целей 25-30 лет назад биотермические ямы Беккари в районах области пришли в негодность, что способствует разносу инфекций.
Ухудшению эпизоотической обстановки способствует изношенный парк дезинфекционной техники. За последние 5 лет количество дезустановок в области уменьшилось на 30 процентов, в результате чего дезинфекция в полном объеме не проводится.
Требуется оснащение ветеринарных лабораторий диагностическим оборудованием.
Основная цель и задачи Программы
Основной целью Программы является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, снижение вредного воздействия на здоровье человека неблагоприятных факторов среды его обитания, предупреждение инфекционных и неинфекционных заболеваний, массовых отравлений.
Программа предусматривает решение следующих задач:
совершенствование надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, обеспечение химической и биологической его безопасности;
профилактика инфекционных, паразитарных заболеваний и охрана границ от завоза особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных;
создание благоприятных условий воспитания, обучения и отдыха детей;
охрана здоровья населения от неблагоприятного влияния вредных факторов окружающей среды;
развитие системы социально-гигиенического мониторинга.
Законом Оренбургской области от 24 декабря 2010 г. N 4171/976-IV-ОЗ в раздел "Срок реализации Программы" настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона
Срок реализации Программы
Срок реализации Программы - 2005 - 2010 годы. Для реализации Программы по годам необходимо (в ценах 2004 года):
на 2005 год - 121,716 млн. рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 42,490 млн. рублей;
областной бюджет - 51,642 млн. рублей;
областной фонд обязательного медицинского страхования - 0,089 млн. рублей;
бюджеты муниципальных образований - 27,277 млн. рублей;
внебюджетные средства ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области" - 0,160 млн. рублей;
внебюджетные средства муниципальных образований - 0,058 млн. рублей;
на 2006 год - 118,287 млн. рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 48,970 млн. рублей;
областной бюджет - 47,046 млн. рублей;
областной фонд обязательного медицинского страхования - 0,573 млн. рублей;
бюджеты муниципальных образований - 21,048 млн. рублей;
внебюджетные средства ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области" - 0,650 млн. рублей;
на 2007 год - 80,682 млн. рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 33,410 млн. рублей;
областной бюджет - 23,566 млн. рублей;
областной фонд обязательного медицинского страхования - 0,367 млн. рублей;
бюджеты муниципальных образований - 23,289 млн. рублей;
внебюджетные средства ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области" - 0,050 млн. рублей;
на 2008 год - 58,537 млн. рублей,
в том числе:
федеральный бюджет - 18,080 млн. рублей;
областной бюджет - 14,236 млн. рублей;
областной фонд обязательного медицинского страхования - 0,306 млн. рублей;
бюджеты муниципальных образований - 25,865 млн. рублей;
внебюджетные средства ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области" - 0,050 млн. рублей;
на 2009 год - 41,730 млн. рублей,
в том числе:
федеральный бюджет - 7,970 млн. рублей;
областной бюджет - 4,716 млн. рублей;
областной фонд обязательного медицинского страхования - 0,556 млн. рублей;
бюджеты муниципальных образований - 28,438 млн. рублей;
внебюджетные средства ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области" - 0,050 млн. рублей;
на 2010 год - 0,364 млн. рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 0,0 млн. рублей;
областной бюджет - 0,364 млн. рублей;
областной фонд обязательного медицинского страхования - 0,0 млн. рублей;
бюджеты муниципальных образований - 0,0 млн. рублей;
внебюджетные средства ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области" - 0,0 млн. рублей.
Система программных мероприятий
Программные мероприятия носят медико-социальный и экономический характер, на
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.