Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Оренбургской области
"Об областной целевой программе
"Формирование установок толерантного
сознания и профилактика экстремизма
в Оренбургской области"
на 2004-2005 годы"
от 23 декабря 2004 г. N 1663/270-III-ОЗ
Областная целевая программа
"Формирование установок толерантного сознания
и профилактика экстремизма в Оренбургской области" на 2004-2005 годы
(далее - Программа)
См. федеральную целевую программу "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 годы), утвержденную Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2001 г. N 629
Паспорт программы
Основание для разработки Распоряжение главы администрации (губернатора)
Оренбургской области от 02.06.2004 N 264-р
Государственный заказчик Администрация Оренбургской области
Основные разработчики Органы исполнительной власти Оренбургской
области, структурные подразделения
администрации Оренбургской области, высшие
учебные заведения г. Оренбурга
Цель Формирование установок толерантного сознания,
определяющего устойчивость поведения в
обществе отдельных личностей и социальных
групп, как основы гражданского согласия в
демократическом государстве
Задачи Разработка эффективных государственных
механизмов в области формирования у граждан
толерантного сознания и поведения,
противодействия экстремизму и снижение
социально-психологической напряженности в
обществе;
разработка и реализация системы мер и
механизмов формирования в социальной практике
норм толерантного сознания и поведения,
противодействия экстремизму во всех его
проявлениях, в том числе:
разработка системы учебных программ
дополнительного, профессионального
образования;
разработка и реализация эффективных
социокультурных и педагогических технологий
распространения норм толерантного сознания и
противодействия различным видам экстремизма,
этнофобии и ксенофобии, прежде всего с
привлечением средств массовой информации;
методическое и информационное обеспечение
деятельности образовательных учреждений
области по формированию толерантного сознания
и профилактике экстремизма;
реализация комплекса мероприятий по
налаживанию и повышению эффективности
межэтнического и межконфессионального диалога;
формирование духовно-нравственной личности,
свободной от националистических предрассудков;
пропаганда национально-культурных традиций
народов, языка, литературы, истории;
бережное отношение к русскому и другим языкам
Срок реализации Вторая половина 2004 года - 2005 год
Исполнители Департамент общего и профессионального
образования Оренбургской области, управление
администрации области по информации и
общественным связям, управление по культуре и
искусству Оренбургской области, комитет
администрации области по делам национальностей
и связям с религиозными организациями, комитет
по делам молодежи Оренбургской области, высшие
учебные заведения г. Оренбурга
Объемы и источники Общий объем финансирования мероприятий
финансирования Программы составляет 2190,9 тыс. рублей.
Источники финансирования:
2096,9 тыс. рублей - областной бюджет в
пределах текущего финансирования;
94,0 тыс. рублей - федеральный бюджет
Ожидаемые конечные Создание научно-методической, организационной
результаты базы с целью внедрения норм толерантного
поведения в социальную практику,
противодействие экстремизму и снижение
социальной напряженности, в том числе:
создание эффективной системы мониторинга и
механизмов выработки мер по своевременному
оказанию противодействия экстремизму,
привлечение средств массовой информации;
внедрение в систему образования всех уровней
учебных программ по формированию установок
толерантного сознания и поведения;
создание условий для утверждения принципов
толерантности в обществе;
создание организационных форм и механизмов
профилактики социальной напряженности в семье,
социальных группах
Система организации Организация работы по выполнению Программы и
контроля департаментом общего и профессионального
образования Оренбургской области (анализ
квартальных и годовых отчетов и информации
основных исполнителей)
Список сокращений
ООИПКРО - Оренбургский областной институт повышения квалификации
работников образования
ОГУ - Оренбургский государственный университет
ОООО - Оренбургская областная общественная организация
ОИ МГЮА - Оренбургский институт Московской государственной
юридической академии
I. Обоснование необходимости разработки Программы
Актуальность проблемы формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в современном обществе не вызывает сомнений. Энергия неприятия и злобы ко всему непохожему, к людям, пользующимся другим языком, исповедующим иную религию, придерживающимся другой системы ценностей, долго накапливавшаяся, сегодня вырвалась наружу. Локальные войны и террористические акты, преследование национальных меньшинств и толпы беженцев - вот результаты той испепеляющей и разрушительной силы, имя которой нетерпимость.
Средства массовой информации, которые призваны быть средством преодоления нетерпимости и идеологической зашоренности, средством общественного контроля за деятельностью властей и организации продуктивной общественной дискуссии, играют большую роль как в сохранении этнополитической стабильности в обществе, так и в раздувании различных фобий. Влияние СМИ на общественное сознание и поведение граждан исключительно велико. Журналисты могут возбуждать этническое самосознание и тем самым обострять конфликтность, а могут, и достаточно эффективно, содействовать достижению межнационального гражданского согласия.
В подобных условиях толерантность, взаимопонимание цивилизаций, культур, наций, социальных групп становятся не просто отвлеченным философским идеалом, а совершенно практическим условием выживания человечества. Избежать конфронтации сталкивающихся сторон можно только путем критического диалога, нахождения компромиссов и договоренностей и совместного решения тех трудностей, с которыми столкнулось современное человечество.
Особенную актуальность проблема толерантности имеет для современной России и, в частности, для Оренбургской области. Россия принадлежит к тому типу культур, который в философской литературе называется "пограничными культурами", или "метакультурами", т.е. продуктом взаимодействия различных цивилизаций во временном и пространственном измерении. Определяющими чертами таких культур являются полиэтничность, поликонфессиональность, способность вбирать в себя различные элементы других культур, не разрушая, а "притирая" их друг к другу; способность к сосуществованию и взаимодействию различных этносов, религиозных, социальных и других групп; веротерпимость, толерантность, открытость, способность к культурной адаптации.
Оренбургская область как географический центр России является той лабораторией, где в течение многих веков осуществлялся синтез различных культурных начал и где, по словам Бердяева Н.А., смешались два потока мировой истории - восточной и западной. В ней, как в фокусе, воплотились наиболее яркие черты пограничной культуры: адаптивность, способность к продуктивному диалогу, полиэтничность, поликонфессиональность и другие.
Однако в период обострения межнациональных, межкультурных, межэтнических противоречий, регионы, подобные Оренбургской области, могут стать источником напряженности всего российского общества. Именно поэтому особое значение сегодня приобретает проблема формирования толерантности, которая в данном случае выступает как уважение к чужой позиции, в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога.
Сложность решения данной проблемы связана с тем, что с одной стороны культивирование толерантности предполагает прочную укорененность в обществе ряда установок, касающихся понимания человека и познания. Это установки на независимость, автономность индивида, его личную ответственность за свои убеждения и поступки, недопустимость силового навязывания каких-либо идей, сколь бы хорошими они не представлялись. С другой стороны, она предполагает понимание относительности многих наших убеждений и принципов, невозможность такого их обоснования, которое было бы бесспорно для всех. Однако именно такого рода установки являются наиболее непривычными для различных групп современного общества.
Вопрос о толерантности требует создания практических предпосылок ее ускорения и культивирования, совместных усилий всех институтов общества: школы, средств массовой информации, семьи, церкви - по формированию установок толерантного сознания; требует разработки и внедрения эффективных государственных механизмов налаживания продуктивного диалога различных социальных и этнических групп.
Большую обеспокоенность вызывает тот факт, что особую неприязнь, нетерпимость к представителям других национальностей проявляет молодежь. Об этом можно судить по материалам 12-летнего социального мониторинга ВЦИОМ (1990-2002 годы). По данным, приведенным одним из руководителей ВЦИОМ Гудковым Л.Ф., на вопрос "Как вы думаете, представляют ли угрозу сейчас безопасности России люди нерусских национальностей, проживающие в России?" ответы "большую угрозу" и "некоторую угрозу" дали 58,5 процента респондентов в возрасте 55 лет и старше, 53,6 процента респондентов - от 40 до 54 лет, 52,3 процента респондентов - от 25 до 39 лет и 58,7 процента респондентов - от 18 до 24 лет.
Уровень этнофобии у молодежи выше, чем у людей пожилого возраста. Ксенофобия помолодела, и значительно. Если говорить о социальных группах, то в самых многочисленных из них среди рабочих, служащих и пенсионеров показатели ксенофобии превышают 65 процентов.
Проводимые с 1994 года социологические исследования в Оренбуржье также фиксируют тенденцию к снижению терпимости и толерантности населения. Так, в 1994 году неприязнь к людям другой национальности в Оренбургской области высказали 26 процентов опрошенных, в 2000 году - 33 процента, в 2001 году - 49 процентов опрошенных.
Результаты последнего исследования дают еще одну информацию. Например, в 1998 году о наличии неприязни к людям иной национальности заявляли респонденты в возрасте 18-29 лет - 37 процентов, 30-39 лет - 29 процентов, 50-59 лет - 28 процентов, 60 лет и старше - 23 процента.
Сегодня ситуация в возрастных категориях выглядит совсем иначе.
Таблица 1
Уровень наличия неприязни к людям другой национальности
в различных возрастных группах
(процентов к опрошенным)
Годы | Возраст | |||
18-19 лет | 30-49 лет | 50-59 лет | 60 лет и старше |
|
2001 год | 54 | 46 | 46 | 42 |
2003 год | 63 | 76 | 76 | 65 |
Нарастание интолерантности характерно для всех основных этнических групп, проживающих на территории области.
Таблица 2
Уровень неприязни к людям другой национальности
в различных этнических группах
(процентов к опрошенным)
Годы | В группе опрошенных русских |
В группе опрошенных татар |
В группе опрошенных казахов |
2000 год | 33,0 | 38,0 | 20,0 |
2001 год | 53,0 | 36,0 | 29,0 |
2003 год | 55,0 | 40,0 | 29,0 |
Неприязненный взгляд на человека другой этнической принадлежности более свойственен русской части респондентов, менее всего - казахской. Но и среди последних произошло существенное снижение толерантных настроений.
Национальный негативизм фиксируется во всех населенных пунктах, но особенно здесь выделяются город Ясный (70 процентов) и город Бугуруслан (60 процентов).
В городах Орске, Оренбурге, Новотроицке подобное настроение отмечено у 48 процентов опрошенных, в г. Гае, Соль-Илецком, Переволоцком, Асекеевском районах - 43 процента и Сакмарском районе - 25 процентов.
В целом с откровенным проявлением неприязненного отношения, по данным четырех опросов, сталкивалось постоянно и часто не более 9 процентов опрошенных. Говорить о наличии массовых конфликтов на этой почве не приходится, но тем не менее следует обратить внимание на национальный "срез" этой проблемы.
Таблица 3
Частота проявления неприязненного отношения
к национальности респондента в различных этнических группах
(процентов к опрошенным)
Как часто в повседневной жизни Вам приходилось сталкиваться с проявлением неприязни к людям вашей национально- сти? |
В группе опрошенных русских |
В группе опрошенных татар |
В группе опрошенных казахов |
|||
2001 год | 2003 год | 2001 год | 2003 год | 2001 год | 2003 год | |
Постоянно и часто |
6,0 | 6,0 | 4,0 | 10,0 | 15,0 | 9,0 |
Редко | 41,0 | 37,0 | 49,0 | 54,0 | 55,0 | 55,0 |
Никогда | 53,0 | 57,0 | 47,0 | 36,0 | 30,0 | 36,0 |
В 2003 году возросло количество респондентов-татар, указавших на постоянное и частое проявление к ним неприязненного отношения. Русские не избежали проявлений к ним неприязни.
В этой связи представляется своевременной и полезной работа по реализации региональной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Оренбургской области".
II. Цель и задачи Программы
Целью Программы является формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) разработка и реализация комплекса эффективных мер по формированию у граждан толерантного поведения, по противодействию экстремизму и снижению социально-психологической напряженности в обществе;
2) разработка и реализация системы мер, стимулирующих толерантное поведение, противодействие экстремизму во всех его проявлениях, в том числе:
разработка системы учебных программ для всех ступеней и форм образования;
разработка эффективных социокультурных технологий распространения норм толерантного поведения и противодействия различным видам экстремизма, этнофобии, ксенофобии;
разработка методической базы в области профилактики экстремизма;
реализация комплекса мер по налаживанию и повышению эффективности межэтнического и межконфессионального диалога.
III. Основные направления реализации Программы
Программа позволит обеспечить внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, возможность эффективного противодействия проявлениям экстремизма в обществе, гибкого оперативного реагирования на изменение социально-политической ситуации в Оренбуржье и создание основы для снижения социальной напряженности.
В соответствии с этим основными направлениями реализации Программы являются:
1) научно-аналитическое:
разработка научно-методических основ формирования толерантного сознания и противодействия экстремизму в гражданском обществе;
разработка методов диагностики, экспертизы и мониторинга проявлений экстремизма в обществе, в том числе в средствах массовой информации;
разработка социально-психологических методов устранения экстремистских настроений в массовом сознании;
2) пропаганда и контрпропаганда:
использование средств массовой информации для раскрытия антиобщественной природы экстремизма в любых его формах;
проведение социально-психологической экспертизы публикаций, теле- и радиопрограмм, провоцирующих разжигание национальной и религиозной розни;
издание публицистических материалов, способствующих распространению толерантности, снижению социальной напряженности в обществе;
3) образовательно-методическое:
создание и применение в образовательных учреждениях всех уровней образовательных программ, направленных на формирование толерантного сознания, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу;
4) нормативное, методическое и организационное:
разработка методических документов и создание условий для проведения социально-психологической экспертизы публикаций и передач в средствах массовой информации, разработка новых образовательных программ, в том числе с использованием интерактивных средств обучения и игр;
разработка механизмов оказания помощи жертвам экстремизма, агрессии, беженцам и вынужденным переселенцам;
разработка методик повышения эффективности межконфессионального диалога.
Программа предполагает широкое участие в ее реализации общественных объединений и иных организаций, разделяющих принципы гражданского общества, и прежде всего принцип толерантности.
IV. Система программных мероприятий
Программа состоит из 5 разделов.
Раздел "Личность" предусматривает разработку и внедрение в систему образования всех ступеней программ и учебных материалов, направленных на воспитание подрастающего поколения в духе толерантности.
Раздел "Семья" предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий по повышению роли семьи в воспитании у подрастающего поколения толерантности и в снижении социальной напряженности в обществе.
Раздел "Общество" предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий по пропаганде миролюбия, повышению устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам, противодействие экстремизму с опорой на средства массовой информации, общественные объединения и организации.
Раздел "Государство" предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий, обеспечивающих эффективность государственной политики по снижению социально-психологической напряженности в обществе, внедрение в социальную практику норм и стандартов толерантного поведения.
Раздел "Организационное и информационное обеспечение" предусматривает разработку и проведение комплекса организационных мероприятий по повышению эффективности Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.