Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Оренбургской области
от 29 декабря 2001 г. N 423/373-II-ОЗ
Программа
"Патриотическое воспитание граждан
Оренбургской области на 2002 - 2005 годы"
4 июля 2005 г.
Паспорт Программы
"Патриотическое воспитание граждан
Оренбургской области на 2002 - 2005 годы"
(далее именуется - Программа)
Государственный заказчик - администрация Оренбургской области
Программы
Основание для разработки - постановление Правительства
Программы Российской Федерации от 16 февраля
2001 года N 122 "О государственной
программе "Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на
2001 - 2005 годы"
Основные разработчики - отдел по региональной политике
Программы социальной сферы администрации области,
комитет по правоохранительным органам и
военным вопросам администрации области,
информационно - аналитическое
управление администрации области,
главное управление образования области,
комитет администрации области по
культуре и искусству, военный
комиссариат области, комитет
администрации области по делам молодежи
Цели Программы - создание системы патриотического
воспитания граждан Оренбургской
области, способной на основе
объединения усилий органов
исполнительной власти и местного
самоуправления всех уровней, научных и
образовательных учреждений,
ветеранских, молодежных, других
общественных и религиозных организаций,
творческих союзов обеспечить решение
задач по консолидации общества,
поддержанию общественной и
экономической стабильности, упрочению
единства многонационального населения
региона;
совершенствование механизма,
обеспечивающего становление и
эффективное функционирование
государственной системы патриотического
воспитания;
формирование чувства патриотизма и
распространение идеи духовного
единства;
воспитание личности гражданина -
патриота России, способного встать на
защиту интересов государства;
создание комплекса нормативно -
правового, организационно -
методического обеспечения
функционирования системы
патриотического воспитания
Сроки реализации - 2002 - 2005 годы
Программы
Исполнители основных - главное управление образования
мероприятий Программы области, главное управление социальной
защиты населения области, управление
профессионального образования области,
комитеты администрации области: по
науке, высшей и средней
профессиональной школе; по культуре и
искусству; по делам молодежи; по
физической культуре, спорту и туризму;
по межнациональным отношениям,
информационно - аналитическое
управление администрации области,
военный комиссариат области,
общественные организации и объединения,
областной совет РОСТО
Объемы и источники - областной бюджет и бюджеты
финансирования муниципальных образований - в пределах
средств, предусмотренных исполнителями
Программы, внебюджетный фонд области
См. Протест прокурора Оренбургской области от 12 августа 2005 г. N 7/116-2005
Ожидаемые конечные - формирование на основе нормативно -
результаты реализации правовой базы государственной политики
Программы в области патриотического воспитания;
создание организационно - методической
основы патриотического воспитания;
создание региональной модели
патриотического воспитания;
формирование у подрастающего поколения
патриотических чувств, активной
позиции, чувства гордости и любви к
Родине, готовности к защите Отечества
Система организации - анализ годовых отчетов и информации
контроля за исполнением основных исполнителей, муниципальных
Программы образований в отделе по региональной
политике социальной сферы администрации
области
I. Обоснование необходимости разработки Программы
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 года N 122 утверждена государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы".
В государственной программе подчеркивается, что стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Практика проводимых в стране реформ показала, что общие лозунги демократизации и перехода к рынку оказываются неэффективными для того, чтобы обеспечить единство и целостность России, ее многонациональных регионов в новых исторических условиях развития российской государственности, согласование общественных интересов и интересов всех ее народов, сохранение и развитие общенациональных и общегосударственных ориентиров.
К сожалению, с начала 90-х годов XX века сохраняется устойчивая тенденция снижения роли патриотического начала в обществе. В современных условиях медленно идет поиск национальной идеи, способной консолидировать общество.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, продолжается падение престижа военной и государственной службы. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Утрачено истинное значение и понимание интернационализма. Резко снизилось воспитательное воздействие культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Анализ состояния проводимой по патриотическому воспитанию работы позволяет сделать вывод, что основные теоретические подходы к организации нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения в Оренбургской области соответствуют современным требованиям.
В течение многих лет в Оренбуржье накапливался положительный опыт воспитания детей и юношества на славных боевых и трудовых традициях народа, истории родного края, воспитания уважения к подвигам героев войны и труда, выдающихся деятелей России, в том числе уроженцев области. Только в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования функционируют 152 музея, работают 58 объединений военно-патриотической направленности. Большая работа проводится по трудовому воспитанию в школах и профессиональных училищах.
Вместе с тем в сфере деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию существуют упущения и недоработки, проводимые мероприятия носят зачастую бессистемный характер.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ "О днях воинской славы (победных днях) России", Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", Уставом (Основным Законом) Оренбургской области, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 года N 122 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы", распоряжением главы администрации области от 14.04.2001 N 279-р "О создании рабочей группы".
В Программе:
предполагается создание региональной нормативно-правовой базы патриотического воспитания;
предусмотрено проведение мероприятий, связанных с реализацией требований Федеральных законов "О днях воинской славы (победных днях) России", "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", мероприятий, посвященных профессиональным праздникам, другим юбилейным датам и памятным событиям военной истории России и Оренбургской области;
отражена направленность на работу со всеми возрастными категориями граждан области;
учтены традиции многонационального населения Оренбуржья;
определены мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества;
реализация мероприятий предполагает активизацию творческого потенциала журналистов, писателей Оренбуржья, творческих союзов.
II. Цели и задачи Программы
Создание системы патриотического воспитания граждан Оренбургской области, обеспечивающей на основе объединения усилий всех звеньев государственной системы, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов решение задач сплочения общества, экономической стабильности, упрочения единства и дружбы.
Совершенствование механизма, обеспечивающего становление и функционирование государственной системы патриотического воспитания.
Воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов государства.
Сохранение историко-патриотического наследия, развитие национальной самобытности, традиции народностей Оренбуржья.
Создание в учебных заведениях условий для развития новых форм патриотического воспитания подрастающего поколения, воспитания уважения к истории, культуре народов России, мировым культурным ценностям.
Формирование чувства российского патриотизма и распространение идей духовного единства.
Создание комплекса нормативно-правового, организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
Активизация информационно-аналитического обеспечения патриотического воспитания; оказание всемерного содействия средствам массовой информации в формировании и распространении идей патриотизма среди населения Оренбуржья.
III. Приоритеты Программы
Создание региональной системы патриотического воспитания в Оренбуржье, создание в городах и районах области опорных зон по распространению передового опыта организации работы по патриотическому воспитанию, обеспечению условий для активизации патриотической работы на местах.
Формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота России и способной выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Формирование чувства патриотизма - духовного единства на основе общности исторических судеб народов, населяющих область.
Поддержка семьи как социального института, способствующего сохранению духовно-нравственного здоровья общества.
Противодействие низкопробным образцам "массовой культуры".
Обеспечение преемственности традиций поколений защитников Отечества, воспитание молодежи в духе боевых и трудовых традиций старшего поколения оренбуржцев.
Обеспечение связи нравственного, гражданского и физического аспектов патриотического воспитания.
IV. Основные принципы и структура Программы
Программа построена на основе анализа состояния дел и опыта работы в области по патриотическому воспитанию.
Программа носит комплексный характер и направлена на создание в регионе системы патриотического воспитания.
Программа предусматривает расширение методологической базы патриотического воспитания в системе образования.
Мероприятия по реализации Программы состоят из 6 разделов:
1. Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания граждан.
2. Совершенствование деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления по патриотическому воспитанию граждан.
3. Система мер по совершенствованию патриотического воспитания граждан Оренбургской области.
4. Государственное воздействие на пропаганду патриотизма в средствах массовой информации.
5. Взаимодействие с общественными объединениями и организациями в интересах патриотического воспитания граждан области.
6. Формирование научно-теоретических и методологических основ патриотического воспитания граждан.
Перечень мероприятий Программы предусматривает реализацию конкретных целей и задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на весь период с 2002 по 2005 год. (Приложение).
Программа базируется на принципах государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы", определяет пути развития основных направлений патриотического воспитания в современных социально - экономических условиях.
V. Механизм реализации Программы
Администрация области организует реализацию постановления Правительства Российской Федерации, постановлений Законодательного Собрания области по вопросам патриотического воспитания, координирует вопросы реализации Программы между департаментами, управлениями, комитетами, отделами администрации области и муниципальными образованиями, не реже одного раза в год заслушивает ответственных лиц по выполнению мероприятий Программы, запрашивает необходимую информацию, обеспечивает финансирование мероприятий из областного бюджета и внебюджетных источников.
Координацию деятельности по реализации областной Программы осуществляет межведомственная комиссия по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Комиссия периодически обсуждает предложения по проводимым исполнителями Программы мероприятиям, вносит соответствующие коррективы и уточнения в ходе реализуемых мероприятий, акций.
Функции рабочего органа комиссии по указанным вопросам возлагаются на отдел по региональной политике социальной сферы администрации области. Основными исполнителями мероприятий Программы являются главное управление образования Оренбургской области, комитет администрации области по культуре и искусству, комитет администрации области по делам молодежи, военный комиссариат области.
Основные исполнители:
разрабатывают подпрограммы с определением необходимых затрат по каждому мероприятию (с расчетами - обоснованиями) и источников их финансирования;
обеспечивают реализацию мероприятий Программы;
организуют реализацию мер по обновлению содержания патриотического воспитания;
способствуют созданию условий для осуществления творческой деятельности и активному участию населения в реализации мероприятий Программы.
Отдел по региональной политике социальной сферы администрации области организует постоянный контроль за ходом реализации Программы всеми исполнителями, анализирует проблемы, причины неэффективной работы по патриотическому воспитанию; разрабатывает рекомендации по устранению недостатков этой деятельности, готовит проекты протоколов, распоряжений, постановлений, писем, направленных на выполнение Программы в целом или ее частей; обобщает и представляет руководству администрации области информацию о ходе реализации Программы и о деятельности департаментов, управлений, комитетов и отделов по различным аспектам патриотического воспитания; готовит совещания по вопросам выполнения Программы.
Общественные организации, объединения, творческие союзы содействуют реализации Программы, а также активному участию граждан в мероприятиях патриотической направленности.
Организация контроля за реализацией Программы
Мероприятия | Периодичность | Сроки | Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 |
Довести Программу до департаментов, управлений, комитетов, отделов администрации области, общественных организаций, администраций муниципальных образований области |
до 01.01.2002 | Отдел по региональной политике социальной сферы администрации области |
|
Обеспечить представление информации о ходе выполнения Программы |
1 раз в год | ноябрь - декабрь ежегодно |
департаменты, управления, комитеты, отделы администрации области, военный комиссариат области, ГТРК "Оренбург", администрации городов и районов |
Проводить Корректировку финансового обеспечения Программы на последующие годы, расчет необходимых целевых финансовых средств для реализации Программы |
1 раз в год | департаменты, управления, комитеты и отделы администрации области - исполнители Программы |
|
Рассматривать вопросы реализации Программы на заседаниях комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей |
регулярно | отдел по региональной политике социальной сферы администрации области, комитет по правоохранительным органам и военным вопросам администрации области |
|
Проводить совещания По вопросам реализации Программы, организации контроля и выработке управленческих решений |
ежеквартально | отдел по региональной политике социальной сферы администрации области |
|
Проводить тематические проверки департаментов, управлений, комитетов и отделов администрации области по реализации Программы, вопросам патриотического воспитания с последующим представлением информации в администрацию области |
регулярно | отдел по региональной политике социальной сферы администрации области |
|
Готовить итоговую (годовую) справку - информацию о ходе реализации Программы |
ежегодно | к 20 января | отдел по региональной политике социальной сферы администрации области |
Корректировать мероприятия Программы в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации |
постоянно | 2002-2005 годы |
департаменты, управления, комитеты, отделы администрации области - исполнители Программы |
VI. Финансовое обеспечение Программы
(тыс. руб.)
на 2002 - 2005 годы |
в том числе на 2002 год |
|
Объем финансирования мероприятий Программы - всего в том числе: средства областного бюджета средства внебюджетного фонда области |
26435 26305 130 |
6645 6515 130 |
Номер раздела Программы |
Наименование раздела мероприятий по реализации Программы |
Необходимая сумма (тыс. руб.) |
|
всего на 2002-2005 годы |
в том числе на 2002 год |
||
1 | 2 | 3 | 4 |
2. | Совершенствование деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления по патриотическому воспитанию граждан |
12780 | 3270 |
3. | Система мер по совершенствованию патриотического воспитания граждан Оренбургской области |
9790 | 2405 |
4. | Государственное воздействие на пропаганду патриотизма в средствах массовой информации |
2480 | 620 |
5. | Взаимодействие с общественными объединениями и организациями в интересах патриотического воспитания граждан области |
670 | 175 |
6. | Формирование научно - теоретических и методологических основ патриотического воспитания граждан |
715 | 175 |
Итого | 26435 | 6645 |
Примечания.
1. Привлечение в качестве исполнителей Программы предприятий, учреждений, организаций, не являющихся структурными подразделениями администрации области, а также муниципальных образований осуществляется по согласованию или на договорной основе.
2. Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы уточняются при формировании областного бюджета на следующий год, начиная с 2002 года.
3. Привлечение средств муниципальных образований осуществляется по согласованию или на договорной основе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.