Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Оренбургской области
от 21 июня 2005 г. N 2369
Информация
о ходе выполнения Законов Оренбургской области
"О порядке управления земельными ресурсами на территории
Оренбургской области" и "Об областной целевой программе
"Обеспечение управления и регулирования земельно-имущественных
отношений на территории Оренбургской области" на 2003-2007 годы"
С целью реализации Закона Оренбургской области "О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области" и получения наибольшего эффекта от использования земельных ресурсов на территории Оренбургской области разработаны и приняты Законы Оренбургской области "О резервировании земель на территории Оренбургской области", "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Оренбургской области и муниципальных нужд", "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области", постановления администрации Оренбургской области "Об утверждении временного положения о переводе земель из одной категории в другую на территории Оренбургской области", "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую на территории Оренбургской области", указ главы администрации Оренбургской области "О цене земельных участков". В стадии подготовки и согласования находятся проект постановления администрации области "О порядке определения размеров и условий внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Оренбургской области" и проект закона Оренбургской области "О цене выкупа земельных участков", разрабатываются рекомендации для органов местного самоуправления по распоряжению отдельными категориями земель.
Осуществляется постоянный мониторинг и анализ нормативно-правовой базы муниципальных образований Оренбургской области в сфере земельных отношений и прав на землю. Законодательная база муниципальных образований Оренбургской области в области земельных отношений на сегодняшний день практически сформирована.
В целях обеспечения единой правоприменительной практики нового земельного законодательства муниципальными образованиями налажена регулярная информационно-разъяснительная работа.
Законом Оренбургской области от 23.04.2003 N 179/20-III-ОЗ утверждена областная целевая программа "Обеспечение управления и регулирования земельно-имущественных отношений на территории Оренбургской области" на 2003-2007 годы" (далее - Программа).
На I этапе (2003-2004 годы) Программой планировалось проведение мероприятий по организации подготовки к разграничению государственной собственности на землю на территории Оренбургской области в части формирования сведений о земельных участках, подлежащих разграничению, подготовка и повышение квалификации кадров в системе государственного и муниципального управления земельно-имущественными отношениями, создание методического обеспечения учета и ведения реестра государственных земель Оренбургской области, установка основ нормативно-правовой базы для проведения земельной реформы.
По Программе были запланированы затраты в сумме 97 млн. рублей (44 процента от общего объема финансирования Программы на период 2003-2004 годы), в том числе:
областной бюджет - 9,5 млн. рублей;
местный бюджет - 87,5 млн. рублей.
Объем фактического финансирования за период 2003-2004 годы составил 19 млн. рублей (2003 год - 5,9 млн. рублей, 2004 год - 13,1 млн. рублей), что составило 54 процента от заложенных в бюджете средств, из них:
областной бюджет - 2 млн. рублей (2003 год - 0,5 млн. рублей, 2004 год - 1,5 млн. рублей), что составило 25 процентов от заложенных в бюджете средств;
местные бюджеты - 17 млн. рублей (2003 год - 5,4 млн. рублей, 2004 год - 11,6 млн. рублей), что составило 63 процента от заложенных в бюджете средств.
Организована работа по разграничению государственной собственности на землю. Распоряжением главы администрации (губернатора) области от 25.04.2002 N 202-р "О создании областной комиссии по разграничению государственной собственности на землю" создана областная комиссия по разграничению собственности на землю, утверждены ее состав и порядок работы.
В целях обеспечения реализации Программы и контроля за ходом ее выполнения была создана дирекция Программы, основными задачами которой являлись обеспечение эффективного и целевого расходования финансовых средств и материально-технических ресурсов при реализации Программы и координация деятельности органов исполнительной власти всех уровней и иных организаций на территории Оренбургской области.
Для проведения процедуры разграничения государственной собственности на землю за период 2002-2004 годы подготовлены и направлены в Минимущество России сведения на 2141 земельный участок, подлежащий отнесению к собственности Российской Федерации, 677 земельных участков, подлежащих отнесению к собственности области, и на 2444 земельных участка, подлежащих отнесению к собственности муниципальных образований (таблица 1). Все перечни земельных участков, подлежащих отнесению к собственности субъекта и муниципалитетов, согласованы с Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Оренбургской области.
Таблица 1
Форма собственности |
План | Факт | Процент |
Федеральная | 2702 | 2 141 | 79 |
Областная | 739 | 677 | 92 |
Муниципальная | 2057 | 2444 | 119 |
Итого | 5498 | 5262 | 96 |
Общая площадь земельных участков, подлежащих отнесению к областной собственности, сведения по которым направлены в Минимущество России в 2002-2004 годах, составляет 7960 гектаров, из них: площадь земельных участков, находящихся в пользовании государственных предприятий, - 410 гектаров (5 процентов), государственных учреждений - 1578 гектаров (20 процентов), акционерных обществ, созданных в процессе приватизации из государственных унитарных предприятий, - 5972 гектара (75 процентов).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140 за период 2002-2004 годы процедуру согласования земельных участков, подлежащих отнесению к соответствующей форме собственности, прошли 3520 земельных участков, из них оспорено 19 участков (таблица 2).
Таблица 2
Форма собственности |
Количество земельных участков, направленных на разграниче- ние |
Согласован- ные земельные участки |
Оспоренные земельные участки |
Процент согласованных от количества земельных участков, направленных на разграничение |
Федеральная | 2141 | 1574 | 18 | 74 |
Областная | 677 | 349 | 1 | 52 |
Муниципальная | 2444 | 1578 | - | 65 |
Итого | 5262 | 3501 | 19 | 67 |
Согласительной комиссией по всем оспариваемым земельным участкам проводится дополнительная экспертиза документов.
Заключительным этапом процедуры разграничения государственной собственности на землю является регистрация права собственности Оренбургской области или собственности муниципальных образований в Управлении Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области на основании распоряжений Правительства Российской Федерации. За период 2002-2004 годы в связи с отсутствием указанных распоряжений не зарегистрировано право областной или муниципальной собственности ни на один земельный участок.
Согласно Программе для выполнения комплекса мероприятий по разграничению государственной собственности на землю, землеустроительные работы, обучение и оснащение средствами вычислительной и информационно-коммуникационной техники на 2003-2004 годы за счет средств областного бюджета запланировано 9,5 млн. рублей.
В разрезе статей средства распределены следующим образом:
капитальные затраты - 0,3 млн. рублей;
текущие затраты (затраты на землеустройство и обучение) - 9,2 млн. рублей.
В сентябре 2003 года в рамках Программы создана конкурсная комиссия и проведен открытый конкурс на право выполнения работ по землеустройству и подготовке сведений для проведения государственного кадастрового учета земельных участков при разграничении государственной собственности на землю.
С победителями конкурса заключены государственные контракты:
ГП "Земля" - государственный контракт от 19.09.2003 N 45 на сумму 2,068 млн. рублей;
ООО "Орскгеокад" - государственный контракт от 22.09.2003 N 47 на сумму 0,783 млн. рублей.
В 2003 году государственными подрядчиками было освоено 1,8 млн. рублей, из них оплачено:
в 2003 году - 0,6 млн. рублей;
в 2004 году - 1,2 млн. рублей.
Постоянно действующая комиссия приняла работы в полном объеме по контракту N 47 и 51 процент работ, предусмотренных по контракту N 45. Государственный контракт N 45 будет завершен в срок, установленный дополнительным соглашением в 2005 году.
В 2004 году проведение конкурса на право выполнения работ по землеустройству и подготовке сведений для проведения государственного кадастрового учета земельных участков при разграничении государственной собственности на землю за счет средств областного бюджета не планировалось из-за отсутствия лимитов, так как средства, выделенные на 2004 год, израсходованы на завершение землеустроительных работ в рамках конкурса 2003 года.
После проведения землеустроительных работ в рамках заключенных контрактов часть земельных участков была приватизирована, по части земельных участков заключены договоры аренды, по остальным земельным участкам ведется переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или права частной собственности.
Средства, поступившие в областной бюджет от приватизации и аренды данных земельных участков за 2004 год, составили 1,1 млн. рублей, в том числе:
0,2 млн. рублей - от приватизации земельных участков;
0,9 млн. рублей - от аренды.
Эффективность, полученная в результате проведения землеустроительных работ, на каждый вложенный рубль составила 5,7 рубля.
За период действия Программы (2003-2004 годы) в бюджетах муниципальных образований финансирование затрат было утверждено в сумме 27 млн. рублей (2003 год - 12,7 млн. рублей, 2004 год - 14,3 млн. рублей), что составило 31 процент от предусмотренных Программой затрат местных бюджетов.
В 2003 году ряд муниципалитетов не планировал в своих бюджетах расходы на мероприятия Программы, но некоторые из них, такие, как г.Орск, г.Бугуруслан, Адамовский, Гайский, Октябрьский, Шарлыкский, Пономаревский, Ясненский районы и Чернореченский сельсовет, изыскали средства и провели вышеуказанные мероприятия за счет других источников.
Муниципальные образования проводили конкурсы на право выполнения землеустроительных работ и заключали прямые договоры. Общая сумма заключенных договоров в результате проведенных конкурсов и путем заключения прямых договоров составляет 22,9 млн. рублей (2003 год - 9,4 млн. рублей, 2004 год - 13,5 млн. рублей). Фактически профинансировано в 2003 году 4 млн. рублей, в 2004 году 8,9 млн. рублей, из которых оплата договоров, заключенных в 2003 году, составила 3,8 млн. рублей, заключенных в 2004 году, - 5,1 млн.рублей.
Программой предусмотрены мероприятия по подготовке и переподготовке кадров для обеспечения государственного учета земель и иных объектов недвижимости и управления недвижимостью на уровне Оренбургской области и муниципальных образований. В 2003-2004 годах в бюджеты муниципальных образований было заложено 0,3 млн. рублей, фактически профинансировано 0,2 млн. рублей, что составляет 67 процентов от запланированного.
В рамках Программы подавляющее большинство муниципальных образований оснащено средствами вычислительной техники. Фактические затраты на приобретение техники за период 2003-2004 годы составили 2,4 млн. рублей (38 процентов от запланированного Программой и 92 процента от заложенных в бюджетах на капитальные затраты средств).
Фактически I этап реализации Программы завершен. Сформирована нормативно-правовая база в сфере реформирования земельных и имущественных отношений. Специалисты органов по управлению государственным и муниципальным имуществом и земельными ресурсами прошли обучение, создано методическое обеспечение учета и ведения реестра государственных земель Оренбургской области.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Оренбургской области проводится государственная кадастровая оценка земель (ГКОЗ) всех категорий для целей налогообложения.
За 2001-2004 годы профинансировано 6,6 млн. рублей (100 процентов) из областного бюджета.
Кроме того, работы по кадастровой оценке земель Оренбургской области были профинансированы из федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)" в размере 8,8 млн. рублей.
В отчетный период выполнены следующие работы:
государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий утверждена постановлением администрации Оренбургской области от 25.03.2002 N 44-п, работы выполнены за счет федерального (1470 тыс. рублей) и областного бюджетов (300 тыс. рублей);
государственная кадастровая оценка земель поселений утверждена постановлением администрации Оренбургской области от 29.05.2003 N 103-п, работы выполнены за счет федерального (2200 тыс. рублей) и областного (4341,7 тыс. рублей) бюджетов;
государственная кадастровая оценка земель садоводческих, огороднических и дачных объединений прошла экспертизу, и проект постановления о ее утверждении находится на согласовании заинтересованных организаций (на работы было выделено из федерального бюджета 200 тыс. рублей, из областного - 1698,7 тыс. рублей);
государственная кадастровая оценка земель особо охраняемых территорий и объектов направлена на экспертизу, работы выполнены за счет федерального (600 тыс. рублей) и областного (300 тыс. рублей) бюджетов;
государственная кадастровая оценка земель промышленности и иного специального назначения выполнена за счет средств федерального бюджета (4300 тыс. рублей) и находится на согласовании в администрации Оренбургской области.
С целью обеспечения и увеличения поступлений от аренды земельных участков создана система контроля за поступлением арендной платы за землю посредством организации работы областной комиссии по контролю за поступлением арендной платы за землю.
Таким образом, реализация Законов позволила увеличить доходы консолидированного бюджета Оренбургской области от арендных платежей за землю с 221 млн. рублей в 2002 году до 610,4 млн. рублей в 2004 году (таблица 3).
Таблица 3
(млн. рублей)
Бюджетополучатель | 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год |
Областной | 12,9 | 14,2 | 57,4 | 148,8 | 188,2 |
Консолидированный | 45,1 | 52,1 | 221,0 | 506,5 | 610,4 |
В целях обеспечения поступлений от продажи земельных участков на внутреннее финансирование дефицита областного бюджета в 2004 году в объеме 4800 тыс. рублей проводилась планомерная работа с собственниками объектов недвижимости, приватизированных из областной собственности, по оформлению земельных участков в собственность.
От продаж в собственность 211 незастроенных земельных участков общей площадью 45,1159 гектара в областной бюджет дополнительно поступило 2154,26 тыс. рублей.
Проведенными комплексными совместными мероприятиями удалось получить в областной бюджет от продажи земельных участков за 2004 год 11656,290 тыс. рублей, что в 2,4 раза больше бюджетного задания.
Поступления в бюджеты муниципальных образований доходов от продажи застроенных земельных участков указаны в таблице 4.
Таблица 4
12 месяцев 2004 года | 12 месяцев 2003 года | ||||||
Рассмот- рено заявлений |
Продано земельных участков |
Рассмотре- но заявлений |
Продано земельных участков |
||||
штук | штук | га | тыс. руб. | штук | штук | га | тыс. руб. |
2988 | 2711 | 352,056 | 38141,197 | 2860 | 2635 | 457,585 | 41491,241 |
Наиболее существенные доходы муниципальных бюджетов от продажи земельных участков получили администрации муниципальных образований, указанных в таблице 5.
Таблица 5
N п/п |
Наименование муниципального образования |
Сумма вырученных средств в 2004 году (тыс. руб.) |
Сумма вырученных средств в 2003 году (тыс. руб.) |
1. | г. Оренбург | 18333 | 13760 |
2. | г. Орск | 5704 | 3988 |
3. | г. Бугуруслан | 2249 | 555,0 |
4. | г. Новотроицк | 1402,8 | 1206 |
5. | г. Кувандык и Кувандыкский район |
1121 | 107,4 |
6. | Соль-Илецкий район | 1448 | 391,0 |
7. | Тюльганский район | 936,1 | 73,6 |
Кроме того, в отчетном году органы муниципальных образований области превысили уровень 2003 года по финансовым результатам продажи незастроенных земельных участков (таблица 6).
Таблица 6
2004 год | 2003 год | ||||||
Рассмотре- но заявлений |
Продано земельных участков |
Рассмотрено заявлений |
Продано земельных участков |
||||
штук | штук | га | тыс. руб. |
штук | штук | га | тыс. руб. |
378 | 186 | 46,694 | 6155,030 | 463 | 229 | 38,103 | 5839,443 |
Распределение средств от этих продаж показано в таблице 7.
Таблица 7
2004 год | 2003 год | ||||
Федераль- ный бюджет (тыс. руб.) |
Областной бюджет (тыс. руб.) |
Соответству- ющие местные бюджеты (тыс. руб.) |
Федераль- ный бюджет (тыс. руб.) |
Областной бюджет (тыс. руб.) |
Соответст- вующие местные бюджеты (тыс. руб.) |
923,254 | 2154,260 | 3077,516 | 876,064 | 2044,150 | 2919,229 |
В то же время наблюдаются недостаточные темпы проведения в течение 2002-2004 годов органами местного самоуправления инвентаризации земельных участков и правового режима землепользования. В течение I полугодия 2005 года от этих органов потребуется активизировать указанную работу, чтобы обеспечить условия для переоформления прав бессрочного пользования земельными участками на аренду или выкуп в установленный федеральным законом срок до 01.01.2006.
Продолжается работа по инвентаризации земель, занимаемых организациями-недропользователями, для которых на сегодняшний день наиболее актуальна проблема перевода земель в соответствии с целевым использованием.
Согласно постановлению администрации области от 11.04.2003 N 69-п "Об утверждении временного положения о переводе земель из одной категории в другую на территории Оренбургской области" за 2004 год поступило на рассмотрение 27 обращений физических и юридических лиц о переводе земельных участков из категории в категорию. По пяти обращениям приняты постановления администрации области о переводе в другую категорию в отношении одиннадцати земельных участков. По 10 обращениям отказано в переводе в связи с отсутствием необходимого пакета документов.
Постановлением администрации Оренбургской области от 28 апреля 2005 г. N 116-п Постановление администрации Оренбургской области от 11 апреля 2003 г. N 69-п признано утратившим силу
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание результативность проводимых мероприятий, можно сделать вывод о том, что принятие Законов способствовало проведению единообразной государственной политики и повышению эффективности управления земельными ресурсами в целом.
На следующем этапе необходимо совершенствование экономических стимулов землепользования, в том числе переход на новую систему налогообложения, арендных платежей, развитие системы сервитутов.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 21 июня 2005 г. N 2369 "Об информации "О ходе выполнения Законов... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.