Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Оренбургской области от 2 мая 2006 г. N 118/14-IV-ОЗ в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к Закону Оренбургской области
от 25 ноября 2005 г. N 2720/490-III-ОЗ
Программа
по улучшению условий и охраны труда
в Оренбургской области на 2006 - 2008 годы
(далее - Программа)
2 мая 2006 г.
Об областной целевой программе по улучшению условий и охраны труда в Оренбургской области на 2009 - 2012 годы см. Закон Оренбургской области от 1 ноября 2008 г. N 2559/531-IV-ОЗ
Паспорт Программы
Основание для Постановление администрации Оренбургской
разработки области от 23 февраля 2001 года N 19-п "О
программе по улучшению условий и охраны труда в
Оренбургской области на 2001 - 2005 годы"
Заказчик Правительство Оренбургской области
Основные разработчики Департамент Оренбургской области по труду
Исполнители Департамент Оренбургской области по труду,
федеральные органы надзора и контроля в области
охраны труда, органы местного самоуправления,
работодатели, их объединения, профессиональные
союзы, их объединения и иные уполномоченные
работники представительных органов по вопросам
охраны труда
Основная цель Обеспечение права каждого работника на труд в
условиях, отвечающих требованиям безопасности и
гигиены
Основные задачи Реализация основных направлений
государственной политики в области охраны труда,
обеспечение здоровых и безопасных условий труда
в организациях, предупреждение и профилактика
производственного травматизма и профессиональных
заболеваний
Срок реализации 2006 - 2008 годы
Объем и источники 1294,0 тыс. рублей из средств областного
финансирования бюджета;
средства Фонда социального страхования
Российской Федерации:
снижение тарифных ставок до 40 процентов,
направление до 20 процентов сумм страховых
взносов на частичное финансирование
предупредительных мер по сокращению
производственного травматизма и профессиональных
заболеваний;
собственные средства организаций
Система организации Контроль за реализацией Программы
контроля осуществляется департаментом Оренбургской
области по труду путем установления прямой и
обратной связи с ответственными за выполнение
мероприятий Программы, получения от них и
подготовки в вышестоящие органы по итогам
полугодия и года информации, рассмотрения на
заседаниях областной межведомственной комиссии
по охране труда хода выполнения Программы
Ожидаемые конечные Улучшение условий и охраны труда в
результаты организациях области, снижение производственного
травматизма и профессиональных заболеваний
Список сокращений, принятых в Программе
Департамент - Департамент Оренбургской области по труду
Роспотребнадзор - Территориальное управление Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека по Оренбургской области
ФПО - Федерация профсоюзов Оренбургской области
Ростехрегулирование - отдел (инспекция) в Оренбургской области
Приволжского межрегионального территориального
управления Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии
Ростехнадзор - Управление по экологическому и
технологическому надзору Ростехнадзора по
Оренбургской области
Гострудинспекция - Государственная инспекция труда в Оренбургской
области
Закон - Закон Оренбургской области от 21 июня 1996
года "Об охране труда в Оренбургской области"
ФЗ "Об обязательном - Федеральный закон от 24 июля 1998 года
социальном N 125-ФЗ "Об обязательном социальном
страховании" страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний"
Роструд - Федеральная служба труда и занятости
Российской Федерации
Фонд - Государственное учреждение - Оренбургское
региональное отделение Фонда социального
страхования Российской Федерации
МЧС - Главное управление МЧС России по Оренбургской
области
1. Содержание проблемы
Целевой программный подход к осуществлению на территории Оренбургской области государственной политики в области охраны труда лежит в основе работы Правительства Оренбургской области, департамента Оренбургской области по труду, органов местного самоуправления. Начиная с 1996 года разработаны и утверждены три программы по данному вопросу. Реализация мероприятий этих программ позволила решить ряд важных вопросов по организации трудоохранной деятельности, улучшить состояние условий и охраны труда в организациях области.
Так, на уровне области сформирована и достаточно эффективно функционирует система государственного управления охраной труда, в 33 городах и районах приняты положения о системе управления охраной труда. Во всех администрациях муниципальных образований введены в штат специалисты, ведущие вопросы охраны труда, или определены ответственные лица за охрану труда. В настоящее время для эффективного функционирования системы управления охраной труда в целом по области имеется необходимая нормативно-правовая база, действуют государственные структуры и общественные формирования.
В области удалось в основном решить важнейшую задачу: перейти от недопонимания, а иногда и взаимоизоляции в решении вопросов охраны труда к активному взаимодействию с органами местного самоуправления, государственной поддержке этого уровня власти.
Реализация только мероприятий областной программы по улучшению условий и охраны труда в Оренбургской области на 2001 - 2005 годы, а также аналогичных программ, разработанных в 40 городах и районах области, позволила снизить по сравнению с 2000 годом общий производственный травматизм почти в 2,6 раза, травматизм со смертельным исходом - в 1,4 раза, а по сравнению с 1996 годом травматизм снизился соответственно в 3,8 и 1,5 раза, число человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших сократилось в 2,7 раза.
Вместе с тем положение с обеспечением безопасности труда в организациях области остается сложным, прежде всего, в части производственного травматизма со смертельным исходом. В 2004 году в организациях области произошли 25 групповых несчастных случаев, 308 тяжелых, 64 со смертельным исходом. В минувшем году на производстве погибли 79 человек, в том числе 16 человек - в групповых несчастных случаях, 3 женщины и 2 несовершеннолетних работника.
Предприятия и организации 18 городов и районов области допустили рост производственного травматизма со смертельным исходом по отношению к 2003 году. Среди них города Бугуруслан, Бузулук, Гай, Сорочинск, г.Кувандык и район, г.Ясный и район, Бугурусланский, Бузулукский, Грачевский, Переволоцкий, Новосергиевский, Соль-Илецкий районы и ряд других территорий.
По-прежнему остается неблагоприятной в отношении смертельного травматизма обстановка в организациях сельского хозяйства, на долю которых приходится 30 процентов всех погибших работников (в 2004 году погибли 24 работника, в 2003 году - 23 работника). Рост травматизма в такой отрасли сельского хозяйства, как растениеводство, в 2004 году составил 25 процентов.
Серьезную обеспокоенность вызывает положение, сложившееся на предприятиях нефтеперерабатывающей и пищевой промышленности, строительства, производства черных и цветных металлов, машиностроения и других отраслей, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Предприятия нефтеперерабатывающей и пищевой промышленности, торговли и общественного питания допустили в 2004 году гибель на производстве по 3 работника, организации системы образования - 4 работника (в 2003 году в этих отраслях подобных случаев не было). На долю строительства приходится каждый восьмой погибший на производстве.
Более трети из общего количества смертельно травмированных работников погибли по причине неудовлетворительной организации производства работ, то есть не по техническим, а по организационным причинам, не связанным с финансовыми затратами; почти каждый четвертый погиб в результате нарушения правил дорожного движения; 10 процентов несчастных случаев произошли в результате разбойных нападений; каждый 8-й смертельный случай на производстве произошел в результате эксплуатации неисправного оборудования и машин.
По данным Роспотребнадзора, остается достаточно высоким число работников, получивших профессиональные заболевания.
Профессиональные заболевания в 2004 году были установлены у 113 работников, в том числе у 22 женщин; в 2003 году - у 92, из них 4 женщины.
В структуре профессиональных заболеваний преобладают заболевания органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, болезни, связанные с повышенной вибрацией и шумом.
Основными предприятиями, давшими 65 процентов (73 случая) всех профессиональных заболеваний, остаются Гайский горно-обогатительный комбинат (50 случаев в 2004 году, 30 - в 2003 году), Медногорский медно-серный комбинат (23 случая в 2004 году, 28 - в 2003 году).
В 2004 году зарегистрировано 7 случаев профессиональных отравлений, в том числе 2 со смертельным исходом.
Анализ состояния условий труда в основных отраслях экономики в Оренбургской области (промышленность, строительство, транспорт, связь), по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, показывает, что в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, в 2004 году было занято 30 процентов работников, и численность работающих на таких рабочих местах снижается крайне медленно (2000 год - 58,5 тыс. человек, 2004 год - 57,9 тыс. человек). В 1,6 раза возросло в 2004 году количество работников, занятых тяжелым физическим трудом, в 2 раза - работающих при воздействии повышенного уровня ионизирующего и неионизирующего излучения.
Недостаточно используются для улучшения условий и охраны труда в организациях возможности социального партнерства.
Решение всего комплекса проблем, стоящих в области охраны труда, возможно только целевым программным методом.
2. Цель и задачи Программы
Данная Программа обеспечивает преемственность программы по улучшению условий и охраны труда в Оренбургской области на 2001 - 2005 годы и имеет своей целью обеспечение права каждого работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Основными задачами Программы являются:
реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда;
обеспечение здоровых и безопасных условий труда в организациях;
предупреждение и профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
повышение роли и статуса специалистов по охране труда организаций области.
Программой определены основные направления для решения стоящих задач, которые являются разделами системы программных мероприятий:
1. Нормативно-правовое обеспечение в области охраны труда. Совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны труда с учетом специфики муниципальных образований области.
2. Организационное и техническое обеспечение охраны труда.
3. Обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты.
4. Совершенствование системы непрерывного образования по охране труда.
5. Совершенствование социального партнерства в области охраны труда.
6. Информационное обеспечение в области охраны труда.
7. Финансово-экономическое обеспечение.
Каждое из направлений реализуется за счет комплекса мер системы программных мероприятий, определенных для данного раздела Программы и представленных в приложении 1.
Срок реализации Программы - 2006 - 2008 годы.
3. Механизм реализации Программы
Основным организатором и координатором исполнения Программы является департамент Оренбургской области по труду, который:
направляет утвержденную Программу исполнителям, органам надзора и контроля в области охраны труда, другим заинтересованным сторонам;
планирует работу по выполнению мероприятий Программы, в исполнении которых принимает непосредственное участие;
оказывает практическую и методическую помощь органам муниципальных образований, предприятиям области в организации и координации работы по выполнению программных мероприятий;
консультирует организации области по возникающим вопросам;
организует проведение заседаний, совещаний по вопросам реализации Программы;
разрабатывает и внедряет системы учета и отчетности, контроля за ходом выполнения Программы;
обеспечивает совместно с органами надзора и контроля, администрациями муниципальных образований выполнение организациями области мер, направленных на осуществление мероприятий, предусмотренных Программой;
координирует работу по включению в трехсторонние соглашения, коллективные договоры, соглашения по охране труда организаций вопросов охраны труда, предусмотренных мероприятиями Программы;
обеспечивает целевое использование бюджетных средств, направляемых на реализацию Программы, направление на эти цели средств организациями области.
4. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет и в пределах средств, ежегодно предусматриваемых в областном бюджете, средств Фонда социального страхования Российской Федерации, объем которых определяется ежегодно бюджетом Фонда, средств организаций.
Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 1294,0 тыс. рублей.
Объем финансирования Программы за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в части обучения отдельных категорий застрахованных определяется ежегодно в соответствии с федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования на очередной финансовый год (для Оренбургской области на эти цели в 2002 году было выделено 3510,7 тыс. рублей, в 2003 году - 5174,6 тыс. рублей, в 2004 году - 4929,2 тыс. рублей, в 2005 году - 5382,0 тыс. рублей, на 2006 год подана заявка на сумму 5500,0 тыс. рублей).
Объем финансирования Программы за счет средств организаций определяется коллективными договорами, соглашениями и мероприятиями по охране труда этих организаций.
Объем финансирования и мероприятия, подлежащие финансированию из областного бюджета, приведены в приложении 2.
5. Ожидаемые результаты реализации Программы
Улучшение условий и охраны труда в организациях области, снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний ежегодно оцениваются на основе выполнения мероприятий Программы и фактического состояния условий и безопасности труда в организациях области и включаются в годовой доклад Губернатору области "О состоянии условий и охраны труда в Оренбургской области".
6. Организация управления и система контроля
реализации Программы
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет Правительство Оренбургской области через департамент области по труду, который реализует свои функции во взаимодействии с органами надзора и контроля, органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления, осуществляет взаимодействие и контроль за реализацией Программы в организациях, расположенных на территориях муниципальных образований.
Департамент Оренбургской области по труду обеспечивает в установленном порядке представление необходимой информации о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств, анализирует ход реализации Программы и в случае необходимости направляет заказчику предложения по корректировке мероприятий Программы, объемах ее финансирования. Ход и результаты выполнения Программы рассматриваются на заседаниях областной межведомственной комиссии по охране труда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.