Решение Оренбургского областного суда
от 20 сентября 2011 г. N 3-55/2011
Мотивированное решение суда изготовлено 22 сентября 2011 года.
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
при секретаре Ефимовой Ю.Г.,
с участием прокурора Толмач А.В.,
Биккулова А.А., действующего в интересах Низамовой С.З. по нотариальной доверенности от 24 июля 2011 года,
представителя Правительства Оренбургской области Заблицкой Т.А., действующей по доверенности от 26 июля 2011 года N 01/22-741,
рассмотрев 20 сентября 2011 года в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Низамовой С.З. о признании недействующим постановления Правительства Оренбургской области от 30 ноября 2007 года N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (с изменениями от 11 апреля 2008 года, 30 января 2009 года и 10 июля 2010 года), в части утверждения государственной кадастровой стоимости земель 9-ой категории по видам разрешенного использования Бугурусланского городского округа Оренбургской области в размере 334,53 руб. за один квадратный метр земли, установил:
Низамова С.З. через своего представителя Биккулова А.А. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Оренбургской области от 30 ноября 2007 года N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (с изменениями от 11 апреля 2008 года, 30 января 2009 года и 10 июля 2010 года), в части утверждения государственной кадастровой стоимости земель 9-ой категории по видам разрешенного использования Бугурусланского городского округа Оренбургской области в размере 334,53 руб. за один квадратный метр земли.
В обоснование своих требований заявитель указала, что со ссылкой на вышеуказанное постановление Правительства Оренбургской области решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 5 августа 2011 года было удовлетворено заявление межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Оренбургской области о взыскании с неё недоимки по земельному налогу в размере ...., что является нарушением конституционного права граждан на частную собственность, создает препятствия к осуществлению права на предпринимательскую деятельность путем установления незаконного и необоснованного земельного налога.
В судебном заседании представитель Низамовой С.З. Биккулов А.А. просил заявление удовлетворить, полагая, что государственная кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего его доверителю, необоснованно завышена по сравнению с его рыночной стоимостью.
Представитель Правительства Оренбургской области Заблицкая Т.А. с требованиями заявителя не согласилась.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Толмач А.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Установлено, что 30 ноября 2007 года Правительством Оренбургской области принято постановление N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", в пункте 3 которого установлено, что оно вступает в силу с 1 января 2008 года (в действующей на момент рассмотрения дела редакции данный пункт под номером "4").
Данное постановление опубликовано в газете "Оренбуржье" 17 января 2008 года. В настоящее время оно действует в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 11 апреля 2008 года N 157-п, от 30 января 2009 года N 25-п, от 10 июля 2011 года N 479-п.
Пунктом 1 данного постановления утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Оренбургской области по состоянию на 1 января 2007 года согласно приложениям 1 - 3.
В Приложении N 1 к указанному постановлению действительно установлены 16 видов разрешенного использования земельных участков на территории Оренбургской области и приведен средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов и городских округов Оренбургской области.
В Приложении N 2 приведены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Оренбургской области.
Приложением N 3 оспариваемого Постановления утверждена кадастровая стоимость земельных участков.
Земельный участок * расположен по адресу: ***
На основании свидетельства о государственной регистрации права от *** Низамова С.З. является собственником 1/100 доли вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером ***, согласно договора купли-продажи от *, заключенного между ней и ОАО "Бугурусланагропромтранс" (л.д. 21 - 22).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права *** Низамова С.З. также является собственником 57/100 долей земельного участка по вышеуказанному адресу с таким же кадастровым номером. Право на долю земельного участка возникло на основании свидетельства о праве на наследство по закону от * после смерти её мужа Ш. (л.д. 23 - 23).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от *** Низамовой С.З. на праве собственности также принадлежат 4/100 долей земельного участка по этому же адресу согласно свидетельства о праве на наследство по закону от * (л.д. 25 - 26).
Таким образом, всего на вышеуказанном земельном участке Низамовой С.З. принадлежат 62/100 доли.
Земельный участок расположен *** (земли поселений) и отнесен к 9 виду разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Отнесение земельного участка к 9-му виду разрешенного использования Низамова С.З. и её представитель не оспаривают.
Согласно кадастровой выписки о земельном участке кадастровая стоимость одного квадратного метра данного земельного участка определена в размере 334,53 руб. (л.д. 10).
Суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления Низамовой С.З. по следующим основаниям.
Согласно пунктов "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в статье 2 Земельного кодекса РФ.
В силу указанного суд считает, что оспариваемое постановление Правительства Оренбургской области принято по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
По вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации вправе принимать свои законы и иные нормативные правовые акты, если федеральным законодательством отдельные отношения в силу различных обстоятельств не урегулированы или не могут быть урегулированы, однако при этом такие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить общим положениям и принципам законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены "Правила проведения государственной кадастровой оценки земель", в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценки земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены "Методические указания по государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов". Согласно пункту 1.3 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Согласно пункта 4 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта нормативного акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Установлено, что постановлением Правительства Оренбургской области от 1 ноября 2006 года N 365-п Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Оренбургской области было рекомендовано организовать работу по совершенствованию государственной кадастровой оценки всех категорий земель на территории Оренбургской области (пункт 1), образована областная комиссия по рассмотрению хода работ и результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 2), утверждено положение об областной комиссии по рассмотрению работ и результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 3).
Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 6 февраля 2007 года N П/0017 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в 2007 году" утверждён перечень мероприятий по государственной кадастровой оценке земель на 2007 год.
27 июля 2007 года на официальном сайте Оренбургской области размещено сообщение о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Оренбургской области для нужд Оренбургской области.
Для выполнения работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Оренбургской области был заключен государственный контракт N 91 от 20 августа 2007 года по итогам открытого конкурса 1-1-1000-13-0368-07 с ФГУП ФКЦ "Земля" (Пермский филиал).
Приложением к данному контракту является техническое задание на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Оренбургской области.
За ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков был организован контроль Управлением Роснедвижимости по Оренбургской области.
После завершения всех необходимых работ 6 июня 2008 года Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) рассмотрело отчет и согласовало результаты государственной кадастровой оценки земель, указав в акте проверки, что отчет об определении государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Оренбургской области соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель.
Таким образом, при определении государственной кадастровой оценки земель на территории Оренбургской области была соблюдена вся процедура, предусмотренная для принятия такого акта и Правительством Оренбургской области нарушений законодательства при принятии постановления N 414-п суд не усматривает.
Принимая оспариваемое постановление Правительство Оренбургской области осуществляло государственные полномочия по принятию нормативного правового акта о государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на своей территории, а организация работ по государственной кадастровой оценки земель осуществлялась Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальным органом по Оренбургской области. Компетенция субъекта Российской Федерации по данному вопросу закреплена статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и находит свое выражение в утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Следовательно, Правительство Оренбургской области приняло оспариваемое постановление, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель в составе земель Оренбургской области в пределах своих полномочий и с соблюдением всей необходимой процедуры.
Данных об утверждении Правительством Оренбургской области иных результатов государственной кадастровой стоимости земель населенных пунктов Оренбургской области, чем было согласовано с Роснедвижимостью, а также, что в процессе контрольной проверки Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости отчета были выявлены нарушения Методических указаний и Технических рекомендаций, ставящих под сомнение достоверность величины кадастровой стоимости земельных участков, судом не установлено.
Суд не соглашается с доводами представителя заявителя Биккулова А.А. о том, кадастровая стоимость 1 квадратного метра земли необоснованно намного превышает его рыночную стоимость, поскольку определение государственной кадастровой стоимости земли имеет иное назначение и осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном нормативными правовыми актами.
Рыночная стоимость земельного участка определяется оценщиком отдельно для каждого участка с учетом местных особенностей и может не совпадать с его государственной кадастровой стоимостью.
Вопрос о размере начисленного земельного налога в рамках настоящего дела не рассматривается.
Поскольку оспариваемое постановление Правительства Оренбургской области принято уполномоченным органом, в пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий и с соблюдением установленной процедуры, то суд оснований для удовлетворения заявления Низамовой С.З. не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК Российской Федерации, суд решил:
Низамовой С.З. в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Правительства Оренбургской области от 30 ноября 2007 года N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (с изменениями от 11 апреля 2008 года, 30 января 2009 года и 10 июля 2010 года), в части утверждения государственной кадастровой стоимости земель 9-ой категории по видам разрешенного использования Бугурусланского городского округа Оренбургской области в размере 334,53 руб. за один квадратный метр земли, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья |
Имамов Ю.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Оренбургского областного суда от 20 сентября 2011 г. N 3-55/2011
Текст Решения размещен на сайте Оренбургского областного суда http:\\www.oblsud.orb.sudrf.ru
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника