Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к приказу Министерства здравоохранения
Оренбургской области
от 17 января 2007 г. N 22
Положение
о проведении Областного профессионального конкурса
"Лучшая медицинская сестра педиатрических участков
Оренбургской области"
I. Цель конкурса:
- определить профессиональный уровень специалистов;
- повысить статус, роль и значимость специалистов со средним медицинским образованием в системе здравоохранения и обществе;
- содействовать реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в рамках повышения качества оказания первичной медико-санитарной помощи населению;
- сформировать мотивацию повышения профессиональной подготовленности специалистов.
II. Условия конкурса:
Конкурс проводится в 3 этапа.
- Первый этап проходит на базе ЛПУ городов и районов области по месту работы участников в срок до 10.03.2007 г.
- Второй этап - зональные конкурсы, в котором участвуют победители первого этапа (зоны - см. приложение N 1), сроки с 01.04. - 10.04.2007 г.
- Третий этап - заключительный - областной конкурс, участвуют победители второго этапа (6 участников), проводится в п.Сакмара 31.05 - 01.06.2007 г.
На всех этапах к конкурсу допускаются лица, получившие среднее медицинское образование, диплом по специальности "Сестринское дело", "Акушерское дело", "Лечебное дело" или высшее сестринское образование по специальности "Сестринское дело", работающие в должности медицинской сестры педиатрических участков не менее 3-х лет.
Конкурсные задания формируются в виде ситуационных задач, тест - эталонного контроля и заданий по выполнению практических навыков.
При оценке выполнения конкурсных заданий должны учитываться знания теоретических вопросов, уровень практической подготовки специалистов, владение навыками профессионального общения, соблюдение этических и деонтологических принципов работы медицинской сестры.
III. Требования к участникам конкурса:
К конкурсу допускаются специалисты, обозначенные в пункте 2 настоящего положения, а также:
- прошедшие обучение на цикле усовершенствования "Первичная медико-санитарная помощь детям";
- имеющие сертификат по специальности "Сестринское дело в педиатрии";
- предоставившие оргкомитету конкурса документы: копии диплома, сертификата, свидетельства о повышении квалификации, паспорта и трудовой книжки.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Участники при подготовке к конкурсу должны руководствоваться приказом МЗ РФ от 19.08.97 г. N 249 и должны знать:
2.1. Общие знания:
- профессиональное назначение, функциональные обязанности, права и ответственность;
- систему организации медицинской помощи детям, организацию сестринского дела в медицинских учреждениях по охране здоровья детей;
- конвенцию ООН о правах ребенка;
- основы законодательства и права в здравоохранении;
- основы медицинского страхования;
- теоретические основы сестринского дела;
- философию и этику сестринского дела;
- психологию профессионального общения;
- сестринский процесс и его этапы при уходе за детьми;
- основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм у детей различного возраста;
- структуру лечебно-профилактических учреждений;
- виды, формы и методы реабилитации;
- основные лекарственные группы, показания и противопоказания к применению, характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств, нормативные документы, регламентирующие фармацевтический порядок в медицинском учреждении;
- основы детского питания;
- методы и средства санитарного просвещения, роль сестринского персонала в федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения;
- основы гигиенического воспитания населения по вопросам воспитания здорового ребенка и пропаганды здорового образа жизни, ухода за здоровыми и больными детьми;
- основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;
- систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов, персонала медицинского учреждения, систему взаимодействия медицинского учреждения с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля;
- психологические основы общения с детьми, их родителями, персоналом; медицинскую этику и деонтологию;
- организацию делопроизводства и учетно-отчетной деятельности структурного подразделения, основные виды медицинской документации;
- охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;
- функциональные обязанности, права и ответственность младшего медицинского персонала;
- основы медицины катастроф.
2.2. Общие умения:
- анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;
- владеть коммуникативными навыками общения;
- выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные, профилактические, лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические, санитарно-просветительные мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенцией, полномочиями и врачебными назначениями;
- осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при уходе за пациентами;
- оценить состояние, выделить ведущие симптомы у детей, находящихся в тяжелом и терминальном состояниях; оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях;
- оценить действие лекарственных средств у конкретного пациента, оказать доврачебную помощь при лекарственном отравлении;
- подготовить пациента к лабораторным, функциональным, инструментальным методам исследования;
- проводить занятия по лечебной гимнастике, владеть приемами массажа;
- соблюдать порядок получения, хранения, использования лекарственных средств;
- соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;
- вести медицинскую документацию;
- повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков.
2.3. Специальные знания:
2.3.1. В области педиатрии:
- основы реформы сестринского дела в педиатрии;
- основы управления сестринской деятельностью в педиатрии;
- технологии и стандарты сестринской деятельности в педиатрии;
- организацию работы младшего медицинского персонала в детских лечебно-профилактических учреждениях;
- этические и деонтологические проблемы госпитализации ребенка;
- сестринский уход за детьми, страдающими острыми и хроническими заболеваниями; сестринский уход в неонатологии;
- систему инфекционного контроля в детских лечебно-профилактических учреждениях;
- особенности санитарно-эпидемиологического режима в отделении новорожденных;
- правила грудного вскармливания ребенка;
- функциональные состояния и заболевания новорожденных;
- подготовку детей к поступлению в дошкольные и школьные учреждения, период адаптации.
2.3.2. В области хирургии и реанимации:
- основные вопросы организации хирургической и реанимационной помощи детям;
- причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики хирургических заболеваний и травм у детей;
- основные проявления терминальных состояний у детей;
- этапы сестринского процесса при уходе за детьми с хирургическими заболеваниями и травмами.
2.3.3. В области акушерства и гинекологии:
- систему организации медицинской помощи беременным и гинекологическим больным;
- показатели материнской и перинатальной смертности;
- основные вопросы физиологии у здоровых женщин и при акушерской патологии;
- физиологию и патологию беременности, родов и послеродового периода у здоровых женщин и групп риска;
- принципы профилактики мастита после родов;
- причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики гинекологических заболеваний;
- этапы сестринского процесса при уходе за беременными и пациентами с гинекологическими заболеваниями;
- гинекологические заболевания у девочек;
- вопросы планирования семьи и современной контрацепции.
2.3.4. В области клиники инфекционных заболеваний:
- систему организации медицинской помощи инфекционным больным;
- основные свойства возбудителя, эпидемиологические особенности, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики инфекционных заболеваний;
- эпидемиологическую ситуацию, пути передачи инфекции, группы риска, методы обследования, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции, туберкулеза;
- этапы сестринского процесса при уходе за детьми, больными инфекционными заболеваниями;
- календарь профилактических прививок.
2.3.5. В области неврологии и психиатрии:
- систему организации неврологической и психиатрической помощи;
- причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, лечение и профилактику неврологических и психических заболеваний;
- медицинские, этические, юридические аспекты психиатрической помощи;
- этапы сестринского процесса при уходе за детьми, страдающими неврологическими и психическими заболеваниями.
2.3.6. В области реабилитации:
- виды, формы и методы реабилитации;
- роль лечебной физкультуры, физиотерапии, массажа в реабилитации;
- сестринский процесс при проведении реабилитации.
2.4. Специальные умения:
- обеспечить инфекционную безопасность ребенка и медицинского персонала детского лечебно-профилактического учреждения;
- соблюдать технологию выполнения манипуляций и процедур;
- проводить сердечно-легочную реанимацию при терминальных состояниях у взрослых и детей;
- подготовить ребенка к функциональным, лабораторным и инструментальным методам исследования;
- соблюдать технологию отбора и доставки биопроб для клинических исследований;
- оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях в педиатрии;
- осуществлять уход за новорожденным ребенком;
- осуществлять и документировать этапы сестринского процесса при уходе за больными детьми в стационаре и на дому;
- владеть основными приемами массажа;
- оценить действие лекарств у конкретного ребенка и их побочные действия.
2.5. Общие манипуляции:
- санитарная обработка больного;
- приготовление дезинфицирующих растворов;
- дезинфекция предметов ухода за больным;
- предстерилизационная очистка шприцев, игл, инструментов;
- укладки в биксы перевязочного материала, одежды, белья хирургического персонала;
- пользование стерильным биксом;
- обеззараживание рук;
- облачение в стерильную одежду и одевание хирурга;
- накрытие стерильного стола;
- транспортировка и перекладывание больного;
- пользование функциональной кроватью;
- приготовление постели;
- смена нательного и постельного белья;
- туалет больного;
- гигиенические мероприятия в постели;
- подмывание;
- определение суточного диуреза;
- постановка банок;
- постановка горчичников;
- постановка согревающего компресса;
- применение грелки и пузыря со льдом;
- приготовление лечебной ванны;
- подача судна и мочеприемника;
- постановка газоотводной трубки;
- применение мази, пластыря, присыпки;
- закапывание капель в нос, уши, глаза, закладывание за веко;
- пользование ингалятором;
- набор дозы инсулина;
- взятие мазка из зева;
- сбор мокроты;
- анализ мочи по Зимницкому;
- фракционное зондирование желудка;
- зондирование желчного пузыря;
- сбор кала на исследование.
2.6. Специальные манипуляции:
- первичный туалет новорожденного;
- уход за пуповиной;
- антропометрия новорожденного;
- пеленание ребенка;
- обогревание новорожденного с помощью источника лучистого тепла;
- использовать кювез для ухода за новорожденным;
- приложить ребенка к груди;
- пользоваться приемами искусственного вскармливания ребенка;
- обеспечить зондовое кормление, уход за зондом;
- сделать очистительную и лечебную клизму;
- ассистировать при заменных переливаниях крови и гемотрансфузиях;
- произвести осмотр кожи и слизистых оболочек у ребенка, определить жизненно-важные показатели (температура, АД, число дыханий, число сердечных сокращений);
- определить сахар в моче ребенка;
- определить группу крови и Rh-фактор у ребенка;
- подготовить систему внутривенного капельного вливания жидкости, использовать различные инфузоры и перфузоры;
- проводить внутривенные, внутримышечные, внутрикожные, подкожные инъекции;
- уметь поставить внутривенный периферический катетер (типа "бабочка", "Бронюля" и др.);
- уход за центральным и периферическим катетером;
- поставить мочевой катетер мальчику и девочке;
- пользоваться различными способами дачи кислорода ребенку (масочный, кислородная палатка, носовые канюли и др.);
- подготовить ребенка к плевральной и спинно-мозговой пункции;
- провести искусственную вентиляцию легких различными методами: дыхание "рот в рот", мешком Амбу с маской;
- уметь обеспечить свободную проходимость дыхательных путей в случае необходимости;
- провести сердечно-легочную реанимацию (дыхание "рот в рот" или маской, непрямой массаж сердца);
- использовать систему мониторирования показателей жизненно-важных функций организма ребенка;
- остановить кровотечение из поверхностно расположенных сосудов;
- сделать промывание желудка;
- использовать посиндромную медикаментозную терапию при оказании доврачебной помощи на ФАПе, в поликлинике, приемном отделении больницы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.