Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Оренбургской области от 30 декабря 2010 г. N 4217/990-IV-ОЗ в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона
Приложение
к Закону Оренбургской области
от 15 октября 2007 г. N 1608/354-IV-ОЗ
Областная целевая программа
"Развитие машиностроительного комплекса
Оренбургской области на 2008 - 2010 годы"
(далее - Программа)
30 декабря 2010 г.
Паспорт программы
Примечание. Привлечение в качестве участников Программы органов местного самоуправления, предприятий машиностроительного комплекса области осуществляется по согласованию с ними либо на договорной основе.
1. Содержание проблемы
1.1. Роль машиностроения в социально-экономическом развитии Оренбургской области
До реформ машиностроение занимало одно из ведущих мест в экономике области, на предприятиях отрасли производилось более 23 процентов промышленной продукции области. В начале 90-х годов Оренбуржье являлось крупным производителем металлорежущих станков, кузнечно-прессовых машин, металлургического оборудования, бытовых холодильников и морозильников, тракторных прицепов и полуприцепов, электродвигателей переменного тока, силовых преобразователей, низковольтной электрической аппаратуры, радиаторов для сельскохозяйственной техники и автомобилей, оборонной и другой продукции.
За годы реформ в отрасли произошел значительный спад производства (более 60 процентов), удельный вес машиностроительного комплекса в объеме производства промышленной продукции области сократился с 23,1 процента (1990 год) до 4,0 процента (2006 год). Резко снизилось производство отдельных видов продукции, традиционно выпускаемых в области на протяжении многих лет: выпуск электродвигателей переменного тока сократился в 2 раза, холодильников и морозильников - в 9,5 раза, кузнечно-прессовых машин - более чем в 10 раз, металлорежущих станков - более чем в 430 раз, прекращено производство товаров народного потребления (стиральные машины, электропылесосы и другие).
Машиностроение занимает четвертое место по стоимости основных фондов (после добычи топливно-энергетических полезных ископаемых, добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, металлургического производства).
Состояние занятости в отрасли оказывает существенное влияние на рынок труда Оренбургской области. На предприятиях отрасли, а также на металлургическом производстве работают порядка 40 тыс. человек (более 25 процентов общей численности занятых в промышленности).
Машиностроение оказывает значительное влияние на развитие других отраслей промышленности Оренбургской области. Предприятия машиностроения являются крупными потребителями продукции химической промышленности, энергетики, транспорта и связи. На обеспечение кадровых потребностей предприятий отрасли работают многие учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования области.
Машиностроение является отраслью с высокой среднегодовой численностью промышленно-производственного персонала.
Происходящие процессы структурной перестройки промышленности в направлении увеличения значимости обрабатывающих производств требуют освоения новых технологий, появления новых эффективных производств, что невозможно без динамичного развития машиностроительного комплекса.
Существенно ускорить эти процессы должно вступление России в ВТО.
Машиностроение имеет высокое социальное значение. Так, средняя заработная плата промышленно-производственного персонала в 2006 году составила по видам деятельности:
"Производство готовых металлических изделий" - 10506,3 рубля (на 27,9 процента выше уровня 2005 года);
"Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования" - 9840,1 рубля (на 18,7 процента выше уровня 2005 года);
"Производство транспортных средств и оборудования" - 8368,1 рубля (на 14,1 процента выше уровня 2005 года).
Данные показатели выше среднемесячной начисленной заработной платы по области в целом (7752,8 рубля).
Развитие машиностроения повлияет на уровень доходной части бюджета Оренбургской области, что позволит увеличить финансирование областных социальных программ.
Таким образом, развитие машиностроения позволит не только решить комплекс проблем в отрасли, но и будет способствовать улучшению социально-экономической и экологической ситуации в области. Развитие отрасли дает наибольший эффект для развития других отраслей экономики Оренбургской области - образования, науки, жилищно-коммунального хозяйства, сферы консультационных услуг, разработки программного обеспечения, промышленного дизайна.
1.2. Основные показатели развития машиностроения Оренбургской области
Начиная с 2003 года в машиностроительном комплексе области обозначилась тенденция роста производства продукции.
В 2006 году индексы промышленного производства относительно уровня 2005 года сложились следующим образом: производство машин и оборудования - 122,8 процента; транспортных средств и оборудования - 125,7 процента; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 114,4 процента.
В 2007 году положительные тенденции в машиностроительном комплексе сохранились. Индекс промышленного производства за январь - май 2007 года в производстве машин и оборудования составил 111,2 процента, транспортных средств и оборудования - 108,5 процента, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 152,4 процента.
Несмотря на значительные темпы роста машиностроительного производства в последние годы, объем продукции машиностроения пока не достиг уровня 1990 года.
Инвестиции в машиностроительный комплекс незначительны, их доля в общем объеме инвестиций, направляемых в промышленность, составляет всего 1,3 процента против 14,7 процента в 1990 году. На 1 рубль произведенной машиностроительной продукции приходится 0,03 рубля инвестиций.
Подотраслевая структура машиностроения Оренбуржья представлена предприятиями, производящими металлургическое, горнодобывающее, нефтегазохимическое и электротехническое оборудование, сельскохозяйственные машины и бытовую технику.
В связи с тем что с января 2005 года органы государственной статистики перешли к системе статистического учета по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД), учет в настоящее время ведется не по отраслям промышленности, а по видам экономической деятельности. В структуре ОКВЭД машиностроение отнесено к разделу D "Обрабатывающие производства". Структура и динамика промышленного производства отрасли за 2006 год представлены в таблице 1.
Таблица 1
Структура и динамика промышленного производства
машиностроения за 2006 год
(процентов)
Машиностроение по отдельным видам экономической деятельности |
Удельный вес в отрасли |
Темп роста |
Производство машин и оборудования |
51 |
122,8 |
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
17 |
114,4 |
Производство транспортных средств и оборудования |
32 |
125,7 |
Итого |
100 |
|
1.3. Проблемы развития отрасли
В отрасли существует целый ряд проблем, которые оказывают значительное влияние на ситуацию в отрасли и конкурентоспособность предприятий.
1.3.1. Низкая доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции
Лишь 10,9 процента предприятий по виду деятельности "Производство машин и оборудования" производят инновационную продукцию, которая в общем объеме производства составляет 5,74 процента.
Основными факторами, сдерживающими осуществление предприятиями области инновационной деятельности, на протяжении последних лет являются недостаток собственных средств предприятий и высокая стоимость нововведений.
Число инновационно-активных организаций в производстве машин и оборудования не превышает 10 процентов их количества, в производстве транспортных средств, электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 40 процентов.
Большинство предприятий отрасли не имеют собственных финансовых средств для инвестиционной деятельности. Кредиты коммерческих банков из-за высоких кредитных ставок остаются для них недоступными, так как рентабельность производства значительно ниже ставок кредита.
1.3.2. Износ и неэффективная структура основных производственных фондов машиностроения
Основные производственные фонды на предприятиях машиностроительного комплекса изношены почти на 40 процентов. В общей стоимости основных фондов отрасли более 50 процентов занимают здания и сооружения, что свидетельствует об их неэффективной структуре.
Низкий коэффициент обновления основных фондов не позволяет своевременно внедрять современные технологии, осваивать выпуск новой продукции.
1.3.3. Высокая энерго- и материалоемкость
Энергозатраты на единицу валового продукта в России согласно статистическим данным являются самыми высокими в мире. Аналогичная ситуация сложилась в Оренбургской области. Это приводит к увеличению себестоимости продукции и услуг и в конечном счете к снижению конкурентоспособности выпускаемых на предприятии товаров и оказываемых ими услуг. Изменить ситуацию к лучшему можно только за счет рационального подхода к расходованию энергоресурсов, применению энергосберегающих технологий.
1.3.4. Проблемы менеджмента
В настоящее время на предприятиях машиностроения недостаточно используются механизмы повышения эффективности работы предприятия, в том числе аутсорсинг. Системы менеджмента качества разработаны и внедрены только на тех предприятиях машиностроения, которые поставляют продукцию на экспорт. В то же время в ходе разработки Программы многие предприятия машиностроения заявили о наличии претензий со стороны потребителей к качеству продукции. Необходимость совершенствования системы управления качеством отмечена всеми принявшими участие в разработке предприятиями.
1.3.5. Проблема кадрового обеспечения
Проблема обеспечения производства квалифицированными рабочими и специалистами является особо актуальной. За последние годы численность занятых сократилась почти на треть, причем отрасль потеряла наиболее квалифицированных специалистов как рабочих специальностей, так и инженерно-технических работников.
По отдельным специальностям дефицит ощущается уже сегодня и может существенно обостриться в дальнейшем. Уменьшение государственного задания вузам на подготовку специалистов инженерных специальностей, снижение престижа исследовательской, инженерно-технической деятельности привели к серьезным проблемам в подготовке специалистов для промышленных предприятий. Наблюдается старение инженерных кадров.
1.3.6. Недостаток собственных финансовых ресурсов
Многие предприятия машиностроения испытывают недостаток собственных финансовых ресурсов, что связано с низкой инвестиционной привлекательностью, слабой эффективностью взаимодействия финансово-кредитных организаций с предприятиями отрасли, опережающим ростом цен на продукцию и услуги естественных монополий.
1.3.7. Угроза ужесточения конкуренции вследствие дальнейшей либерализации внутреннего рынка при присоединении России к ВТО
Продукция машиностроения ориентирована преимущественно на внутренний рынок, открытие которого для зарубежных производителей приведет к ужесточению конкурентной борьбы, возможному снижению объемов выпускаемой продукции, сокращению рабочих мест.
Следует отметить, что конкурирующая импортная продукция дешевле за счет низкой энергоемкости. Кроме того, пока не все наши предприятия имеют международные стандарты качества.
С учетом работы в условиях ВТО решение вышеперечисленных проблем требует принятия неотложных мер по активизации инвестиционной, инновационной деятельности предприятий, совершенствованию системы управления. Все это определяет необходимость программных мер, нацеленных на повышение конкурентоспособности предприятий машиностроения.
2. Основная цель и задачи Программы
Цель Программы - создание конкурентоспособного, эффективного, динамично развивающегося, высокотехнологичного и восприимчивого к инновациям машиностроительного комплекса, интегрированного в мировую экономику, обеспечивающего повышении конкурентоспособности Оренбургской области, качества и уровня жизни населения.
Достижение поставленной цели возможно лишь на основе формирования кластеров и центров профессионального образования, активизации инвестиционной и инновационной деятельности предприятий, развития кадрового потенциала и реализации мер государственной поддержки в данной отрасли промышленности.
Основными задачами Программы являются:
изменение структуры промышленного производства области за счет увеличения доли производств с высокой добавочной стоимостью, техническое перевооружение предприятий отрасли, внедрение новых технологий, освоение выпуска новой продукции;
обеспечение производительной занятости в отрасли, развитие кадрового потенциала предприятий;
содействие повышению качества и конкурентоспособности продукции, продвижению продукции предприятий машиностроения на российский и мировой рынки;
выявление и поддержка инициатив предприятий по созданию кластеров, специализированных центров и других форм интеграции и специализации, способствующих повышению конкурентоспособности производимой продукции;
активизация инвестиционной и инновационной деятельности предприятий отрасли, совершенствование форм и методов государственной поддержки предприятий машиностроения с учетом работы в условиях ВТО;
совершенствование механизмов взаимодействия предприятий отрасли с органами государственной власти Российской Федерации и Оренбургской области, органами местного самоуправления в Оренбургской области, потенциальными инвесторами и потребителями продукции.
3. Срок и этапы реализации Программы
Срок реализации - 2008 - 2010 годы.
I этап: 2008 год.
На данном этапе планируется:
реализовать пилотный проект по формированию кластера по производству бытовой техники, отраслевых образовательных кластеров. В рамках реализации пилотного проекта провести разработку и освоение новых технологий;
усовершенствовать законодательство Оренбургской области в сфере инвестиционной и инновационной деятельности с учетом работы в условиях ВТО;
отработать механизмы взаимодействия с федеральными структурами в области реализации федеральных целевых программ, финансирования инвестиционной и инновационной деятельности;
реализовать меры по развитию системы подготовки кадров для машиностроения;
реализовать меры по развитию отраслевой системы управления охраной труда.
Результаты I этапа:
создание предпосылок для развития конкурентоспособных региональных кластеров, апробация методики создания и развития региональных промышленных и отраслевых образовательных кластеров;
создание условий для повышения конкурентоспособности предприятий путем сертификации систем менеджмента качества по требованиям ИСО-9000-2001. Увеличение количества предприятий, имеющих сертификацию по требованиям ИСО-9000-2001, создание новых производств в машиностроении и металлообработке в Оренбургской области;
улучшение финансово-экономической ситуации машиностроительных предприятий, активизация инновационной и инвестиционной деятельности;
адаптация промышленных предприятий к условиям ВТО;
повышение конкурентоспособности предприятий.
II этап: 2009 - 2010 годы.
На II этапе планируется закрепить позитивные тенденции, достигнутые на I этапе. Необходимо продолжить:
развитие пилотного кластера по производству бытовой техники, активизацию создания новых кластеров и центров профессионального образования; развитие иных институциональных форм организации производства;
реализацию мер по техническому перевооружению, подготовке кадров, совершенствованию системы управления охраной труда;
реализацию проекта по повышению конкурентоспособности предприятий путем сертификации системы менеджмента качества по требованиям ИСО-9000-2001. Стимулирование предприятий на сертификацию по требованиям ИСО-9000-2001;
мониторинг наиболее энергозатратных технологий и производств;
развитие эффективных механизмов взаимодействия с потенциальными инвесторами и потребителями.
Результаты II этапа:
эффективное функционирование созданных кластеров;
расширение масштабов структурных изменений в целях увеличения выпуска конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
создание условий для 100-процентной сертификации предприятий машиностроительного и металлообрабатывающего комплексов;
осуществление перехода высокоэнергозатратных производств на технологии энергосбережения, что позволит значительно снизить энергоемкость и себестоимость выпускаемой продукции и увеличит ее конкурентоспособность;
создание новых производств;
освоение новых видов продукции на действующих производствах;
модернизация производственной базы, развитие новых технологий.
4. План мероприятий Программы
Достижение цели и задач Программы обусловливает выполнение производственных, финансово-экономических, организационно-структурных мероприятий, мероприятий по формированию и функционированию отраслевой системы управления охраной труда, мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.
Задачами производственных мероприятий являются:
увеличение объемов производства конкурентоспособной продукции и услуг машиностроения;
техническое перевооружение предприятий;
внедрение новых технологий;
освоение выпуска новой продукции;
совершенствование управления на предприятиях;
экологическая безопасность производства и улучшение условий труда.
Производственные мероприятия Программы включают в себя:
мероприятия по техническому перевооружению: приобретение и модернизацию оборудования производственного назначения, строительство, реконструкцию, перепрофилирование объектов производственного назначения и прочие меры по техническому перевооружению;
мероприятия по внедрению новых и совершенствованию существующих технологий: производственных, вспомогательных, информационных, экологических;
мероприятия по освоению выпуска новой и усовершенствованной продукции.
Задачами финансово-экономических мероприятий являются:
увеличение объемов производства конкурентоспособной продукции и услуг машиностроения;
создание благоприятных институциональных условий для активизации инвестиционной и инновационной деятельности;
поддержка конкурентоспособных в условиях глобальной экономики направлений машиностроения.
Финансово-экономические мероприятия Программы включают в себя:
привлечение предприятиями машиностроения собственных и заемных средств на реализацию инвестиционных и инновационных проектов;
предоставление на конкурсной основе субсидий за счет средств бюджета Оренбургской области на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным предприятиями машиностроения Оренбургской области для реализации инвестиционных проектов (при предоставлении средств бюджета Оренбургской области соблюдаются требования бюджетного законодательства);
предоставление льготных бюджетных кредитов предприятиям отрасли, реализующим инновационные проекты (в рамках соответствующих статей бюджета по реализации областной целевой программы "Развитие научно-технической и инновационной деятельности в Оренбургской области на 2006 - 2010 годы");
разработку и принятие в установленном порядке положения о порядке возмещения из бюджета Оренбургской области части процентной ставки по кредитам кредитных организаций, осуществляющим кредитование инвестиционных проектов предприятий машиностроения Оренбургской области.
Задачами организационно-структурных мероприятий являются:
совершенствование управления на предприятиях;
обеспечение постоянного системного повышения качества и конкурентоспособности продукции;
выявление и поддержка конкурентоспособных в условиях глобальной экономики направлений машиностроения;
выявление и поддержка инициатив предприятий по созданию кластеров, интегрированных структур, способствующих повышению конкурентоспособности;
создание благоприятных институциональных условий для активизации инвестиционной и инновационной деятельности, развития кадрового потенциала предприятий машиностроения;
совершенствование форм и методов государственной поддержки развития машиностроения с учетом работы в условиях ВТО;
совершенствование механизмов взаимодействия в целях устойчивого развития машиностроения Оренбургской области с органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, потенциальными инвесторами и потребителями продукции.
Организационно-структурные мероприятия Программы включают в себя:
реализацию пилотного проекта по формированию кластера по производству бытовой техники;
проведение конференций, семинаров и совещаний по актуальным темам;
мониторинг готовности промышленных предприятий к работе в условиях ВТО;
взаимодействие с государственными заказчиками по вопросам реализации федеральных целевых программ;
создание базы данных научно-технических разработок и научно-технических проблем (тем) НИОКР машиностроительных предприятий;
формирование портфеля инновационных и инвестиционных проектов предприятий машиностроения для внешних инвесторов;
проведение конференций и участие во всероссийских специализированных выставках;
внедрение и сертификацию систем менеджмента качества на основе международных стандартов серий ИСО-9000 и ИСО-14000;
введение требований по сертификации систем менеджмента качества предприятий - поставщиков товаров и услуг в рамках процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд Оренбургской области;
налаживание внутриобластных и межрегиональных кооперационных связей между предприятиями и крупными корпоративными заказчиками (ОАО "Российские железные дороги", ТНК-ВР, НК "РуссНефть", РАО "ЕЭС России", УГМК-холдинг и другие);
внедрение современных технологий производственной, сервисной, научно-технической кооперации предприятий машиностроения;
формирование организационно-экономических механизмов современного рынка внешнего подряда с использованием потенциала малых и средних промышленных предприятий.
Задачами мероприятий по формированию и функционированию отраслевой системы управления охраной труда являются:
улучшение условий труда работающих на машиностроительных предприятиях Оренбургской области;
снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работающих на машиностроительных предприятиях Оренбургской области.
Задачами мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров являются:
обеспечение занятости, роста доходов и квалификации работников, улучшение условий труда;
создание благоприятных институциональных условий для активизации развития кадрового потенциала предприятий машиностроения;
совершенствование форм и методов государственной поддержки развития машиностроения с учетом работы в условиях ВТО.
Мероприятия по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров включают в себя:
создание системы контрактной подготовки и переподготовки высококвалифицированных рабочих для машиностроения;
организацию профориентационной работы среди учащихся школ и студентов профессиональных учебных заведений в целях их трудоустройства на предприятия машиностроения Оренбургской области;
лекции, беседы, конкурсы, экскурсии на предприятия машиностроения Оренбургской области для учащихся школ;
проведение ознакомительных собеседований по рабочим специальностям для молодежи, испытывающей трудности при выборе профессии;
организацию стажировки выпускников учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования с целью их трудоустройства на предприятиях машиностроения Оренбургской области;
формирование единой системы контрактной подготовки инженерных и рабочих кадров;
проведение конкурсов "Лучший по профессии".
5. Ресурсное обеспечение Программы
Программой предусматривается активное вовлечение финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов, которые необходимы для выполнения программных мероприятий.
Для реализации Программы будут использованы собственные средства предприятий, заемные средства коммерческих банков и средства областного бюджета, выделяемые на субсидирование процентной ставки.
Из областного бюджета предприятиям машиностроения предоставляются субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов за пользование кредитами, полученными в российских кредитных организациях на техническое перевооружение (модернизацию) производства, в порядке, установленном Правительством Оренбургской области.
Кредиты на техническое перевооружение и модернизацию производства предоставляются сроком на 3 - 5 лет.
Период возмещения части затрат по уплате процентов за пользование кредитами из областного бюджета устанавливается с 2008 года по 15 декабря 2010 года.
Таблица 2
Объем и источники финансирования программных мероприятий
(млн. рублей в текущих ценах)
Источники финансирования |
В целом по Программе на 2008 - 2010 годы |
В том числе по годам |
||
2008 |
2009 |
2010 |
||
Всего затрат по Программе, в том числе: |
5 447,5 |
3 176,3 |
1 271,3 |
999,9 |
средства предприятий и собственника |
4 551,5 |
2 396,3 |
1 161,3 |
993,9 |
кредиты коммерческих банков |
830,0 |
750,0 |
80,0 |
0,0 |
областной бюджет* |
66,0 |
30,0 |
30,0 |
6,0 |
* Расходы областного бюджета корректируются ежегодно с учетом изменения ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и осуществляются в пределах лимитов бюджетных ассигнований, утвержденных на эти цели законом об областном бюджете.
6. Механизм реализации Программы
Основными механизмами реализации Программы являются:
формирование новых институциональных форм организации производства - кластеров, специализированных центров, центров профессионального образования;
реализация предприятиями машиностроения инвестиционных проектов при их государственной поддержке на конкурсной основе.
Данный механизм предусматривает использование прямых и косвенных форм государственной поддержки для активизации инвестиционной и инновационной деятельности предприятий отрасли.
6.1. Формы финансовой поддержки предприятий
Программой предусмотрено получение предприятиями возмещения из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008 - 2010 годах предприятиями машиностроительного комплекса на реализацию инвестиционных проектов, в размере 1/2 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату предоставления кредита, но не более 1/2 фактических затрат предприятия, при условии уплаты заемщиками начисленных процентов в соответствии с кредитными договорами, заключенными с банками, и отсутствия у заемщика просроченной задолженности (не более трех месяцев) по средствам, предоставленным из областного бюджета на возвратной основе, налоговым и иным платежам в областной бюджет.
Возмещение в 2008 - 2010 годах из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях предприятиями машиностроительного комплекса на реализацию инвестиционных проектов, производится только при условии заключения инвестиционных договоров.
Обязательным условием инвестиционного договора является возмещение средств областного бюджета, выделенных на уплату процентов по кредитам, в виде дополнительных налоговых поступлений в консолидированный бюджет области после реализации инвестиционного проекта, но не позднее 2010 года.
Порядок отбора инвестиционных проектов для заключения инвестиционного договора и возмещения в 2008 - 2010 годах из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях предприятиями машиностроительного комплекса на реализацию инвестиционных проектов, разрабатывается заказчиком Программы в течение месяца со дня принятия настоящего Закона и принимается постановлением Правительства области.
При отборе инвестиционных проектов учитываются следующие основные критерии:
увеличение производства промышленной продукции;
увеличение налоговых платежей в консолидированный бюджет области;
выпуск инновационной продукции.
Заказчики Программы имеют право в течение года в пределах выделенных средств областного бюджета перераспределять объемы финансирования программных мероприятий по предприятиям в части возмещения затрат на уплату процентов по кредитам банков.
6.2. Участие предприятий в реализации федеральных и областных целевых программ
С целью привлечения дополнительных источников финансирования программных мероприятий предусматривается участие предприятий машиностроительного комплекса в реализации федеральных и областных целевых программ. Данный механизм является одним из перспективных источников финансирования их инвестиционной и инновационной деятельности.
Среди перспективных для участия промышленных предприятий Оренбуржья федеральных целевых программ такие, как (со сроком реализации далее 2008 года):
"Энергоэффективная экономика";
"Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года";
"Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2007 - 2012 годы.
Из областных целевых программ, предоставляющих возможности для участия предприятиям машиностроения, следует отметить областную целевую программу "Развитие научно-технической и инновационной деятельности в Оренбургской области на 2006 - 2010 годы". Реализация указанной программы предусматривает финансирование утвержденных в Правительстве Оренбургской области инновационных проектов.
Таблица 3
Объем финансирования реализации инвестиционных проектов,
предусмотренный в областной целевой программе
"Развитие научно-технической и инновационной деятельности
в Оренбургской области на 2006 - 2010 годы"
Показатель |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Объем финансирования, млн. рублей |
3,0 |
6,5 |
7,0 |
8,0 |
8,5 |
Ликвидировать дисбаланс между спросом организаций области на высококвалифицированных рабочих и специалистов с необходимой профессиональной подготовкой и предложениями учебных заведений призвана областная целевая программа "Подготовка кадров для отраслей экономики Оренбургской области на 2008 - 2015 годы", находящаяся в стадии разработки.
6.3. Предоставление гарантий
С целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов на реализацию программных мероприятий предусматривается активное использование такого механизма, как предоставление государственных гарантий Оренбургской области предприятиям машиностроительного комплекса в соответствии и на условиях, установленных действующим законодательством.
6.4. Содействие в продвижении продукции машиностроительного комплекса на рынки
В целях реализации программных мероприятий предусматривается:
оказание содействия со стороны Правительства Оренбургской области в расширении рынков сбыта продукции товаропроизводителей отрасли;
проведение экспертизы и конкурсов инвестиционных проектов, претендующих на финансовую поддержку из областного бюджета;
организация и проведение экспертных оценок качества продукции;
активное участие в межрегиональных, российских и международных выставках-ярмарках машиностроительных предприятий с целью продвижения товаров на внутренний и внешний рынки;
проведение "круглых столов", конференций, форумов, совещаний с участием представителей крупных промышленных, компаний, проводящих тендеры по закупке оборудования, выпускаемой продукции предприятий-производителей;
размещение на сайте Правительства Оренбургской области перечня продукции, выпускаемой предприятиями машиностроительного комплекса, и постоянное обновление данных;
подготовка предложений в планы мероприятий по исполнению соглашений о сотрудничестве Правительства Оренбургской области с субъектами Российской Федерации об ассортименте предлагаемой для реализации продукции на товарных рынках Российской Федерации;
организация участия в престижных выставках России и СНГ;
выпуск иллюстрированного каталога продукции предприятий машиностроительного комплекса Оренбуржья.
6.5. Применение пониженных ставок по налогам
С целью повышения инвестиционной привлекательности предприятий машиностроения предусматривается предоставление пониженных ставок налогов в областной бюджет на условиях, установленных действующим законодательством.
7. Организация управления и контроль
за ходом реализации Программы
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляются в установленном порядке согласно действующему законодательству.
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство Оренбургской области в лице министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, которое:
координирует работу исполнителей программных мероприятий и проектов;
разрабатывает обосновывающие материалы по ежегодному бюджетному финансированию мероприятий Программы;
осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы;
осуществляет координацию взаимодействия отдельных участников Программы для осуществления программных мероприятий;
организует сбор периодической отчетности о ходе выполнения программных мероприятий, осуществляет контроль за качеством проводимых мероприятий путем экспертных оценок, за соблюдением сроков реализации мероприятий, подготовку отчетов о ходе реализации Программы и представляет их в соответствующие органы.
Кроме того, министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области организует подготовку:
проектов решений органов законодательной и исполнительной власти Оренбургской области по проблемам реализации Программы;
предложений, связанных с корректировкой целевых показателей, сроков исполнения, исполнителей и объемов ресурсов по Программе.
8. Эффективность Программы
Выполнение мероприятий позволит за период ее реализации:
обеспечить наращивание промышленного производства в отрасли на 46,4 процента к уровню 2006 года;
увеличить долю инновационной продукции на предприятиях, участвующих в Программе, до 22 процентов;
получить предприятиям машиностроения дополнительно 868,7 млн. рублей прибыли;
увеличить поступления в консолидированный бюджет области на 413,0 млн. рублей;
создать 2440 рабочих мест, сохранить существующие рабочие места и, соответственно, снизить социальную напряженность в Оренбургской области.
Кроме того, к 2010 году прогнозируется замедление темпов добычи нефти, а в последующие годы их падение, поэтому реализация Программы позволит в целом по области сохранить темпы роста за счет увеличения доли машиностроительного комплекса в общем объеме промышленной продукции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.