Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Главы города
от 4 августа 2009 г. N 5585-п
Долгосрочная целевая программа
"Развитие культуры и искусства города Оренбурга на 2010 - 2012 годы"
19 апреля, 18 августа, 9 сентября 2010 г., 21 января, 1 августа 2011 г., 5 июня 2012 г.
Постановлением администрации города Оренбурга от 5 июня 2012 г. N 1242-п в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной целевой программы
Наименование: |
Развитие культуры и искусства города Оренбурга на 2010 - 2012 годы |
Основание для разработки: |
Устав города Оренбурга Положение об Управлении по культуре и искусству администрации г. Оренбурга |
Основной заказчик: |
Администрация города Оренбурга |
Разработчик программы: |
Управление по культуре и искусству администрации города Оренбурга |
Цели: |
- обеспечение прав граждан г. Оренбурга на доступ к культурным ценностям; |
- повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения и их развитие; | |
- повышение доступности, качества, объема и разнообразия услуг в сфере культуры и искусства; | |
- обеспечение свободы творчества и прав жителей г. Оренбурга на участие в культурной жизни; | |
- поддержка творческих сил и создание условий для реализации их потенциала; | |
- создание базы широкого использования информационно-коммуникативных технологий в городской инфраструктуре и формирование единой информационной системы Оренбурга; | |
- развитие материально-технической базы учреждений культуры и искусства, образования в сфере культуры. | |
Основные задачи: |
- обеспечение поддержки и создание условий для развития и совершенствования различных направлений деятельности в сфере культуры; |
- развитие сферы досуга; | |
- создание условий для реализации прав на свободу творчества; | |
- сохранение и развитие системы музыкального, художественного образования, поддержка молодых дарований; | |
- расширение деятельности библиотек города; | |
- расширение деятельности библиотек города; | |
- дальнейшее осуществление модернизации учреждений культуры; | |
- совершенствование процесса организационного и кадрового обеспечения системы учреждений культуры и искусства. | |
Сроки и этапы реализации: |
2010 - 2012 г.г. Отдельными этапами реализации Программы является календарный год. |
Исполнители: |
Управление по культуре и искусству администрации города Оренбурга, отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города; учреждения культуры и искусства города Оренбурга, творческие Союзы и организации (по согласованию). |
Объемы и источник финансирования Программы: |
Объем финансирования программы составляет 28 006,127 тыс. рублей из средств бюджета города Оренбурга, из них по годам: - в 2010 году - 8 800,127 - в 2011 году - 10 306,0 - в 2012 году - 8 900,0 |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: |
Реализация мероприятий Программы в течение 2010 - 2012 годов позволит: |
- укрепить единое культурное пространство, культурные связи между регионами, способствовать доступу к культурным ценностям жителей города различных социальных групп; | |
- обеспечить сохранность культурного наследия; | |
- создать благоприятные предпосылки и условия для приобщения населения к культурному наследию и повышению интереса жителей к истории города. | |
Система организации контроля: |
Контроль за реализацией Программы осуществляет в установленном порядке Управление по культуре и искусству администрации города Оренбурга путем инспектирования подведомственных учреждений культуры и искусства, финансовой проверки их деятельности. |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения на ведомственном уровне.
Статья 44 Конституции Российской Федерации определила, что каждый человек, находящийся на территории России, имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям. Право граждан на качественное удовлетворение культурно-информационных потребностей должно подкрепляться соответствующим финансовым обеспечением, поэтому разработка и реализация государственной политики финансирования культуры и искусства имеет чрезвычайно важное значение как на федеральном уровне, так и на уровне муниципалитета.
Культура города Оренбурга обладает богатым потенциалом. Деятельность учреждений культуры и искусства является одной из важнейших составляющих современной культурной жизни. Библиотеки, музеи, театры выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе, способствуют формированию его нравственно-эстетических основ, духовных потребностей и ценностных ориентаций его членов.
Муниципальные учреждения культуры являются также одной из основных форм информационного обеспечения горожан. Собранные и сохраняемые ими фонды, в свою очередь, представляют собой часть культурного наследия и информационного ресурса г. Оренбурга. Неотъемлемым компонентом культурной среды г. Оренбурга выступают профессиональные и самодеятельные творческие коллективы, творческие союзы, система дополнительного музыкального, художественного и эстетического воспитания детей и подростков.
Вместе с тем, в современных условиях в отношении сферы культуры четко вырисовывался круг вопросов-проблем (общероссийские, региональные), адекватные ответы на которые необходимо учесть уже сегодня при реализации культурной политики города Оренбурга. Накопившиеся проблемы в культуре значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночным отношениям и ситуации экономического кризиса.
Из-за отсутствия материальных и моральных стимулов меценатство в области культуры развивается крайне медленно и не оказывает влияния на ее состояние. В то же время возможность увеличения собственных доходов муниципальных учреждений культуры ограничена их социальными целями и недостаточным уровнем благосостояния горожан.
Здания, в которых функционируют муниципальные учреждения культуры, построенные ранее 1980 года, технически устарели. За исключением ДК "Молодежный" и ДК "Орбита" все муниципальные учреждения культуры расположены в нетиповых, приспособленных помещениях, что также осложняет работу. Несмотря на ежегодное финансирование ремонтных работ, выделяемых средств крайне недостаточно.
Материально-техническая база учреждений культуры - одна из главных проблем отрасли. В ходе реализации "Перспективной программы развития культуры и искусства г. Оренбурга на 2005 - 2009 годы" проводилась работа по укреплению материально-технической базы, но она требует дальнейшего развития в соответствии с требованиями времени.
Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делает необходимым условием дальнейшего развития отрасли использование программно-целевого метода.
Значительная часть затрат Программы приходится на проведение капитального ремонта муниципальных учреждений культуры, образование в сфере культуры. Программно-целевой метод необходим и при реализации других направлений Программы, таких, как проведение фестивалей, конкурсов, городских культурно-массовых мероприятий.
2. Цели и задачи Программы.
Выбор приоритетных целей Программы опирается на стратегические цели общества и анализ сложившихся тенденций в сфере культуры.
2.1 Исходя из стратегических целей развития страны и с учетом предложений Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства культуры Оренбургской области, администрации города Оренбурга, стратегические цели Управления по культуре и искусству сформулированы следующим образом:
2.1.1. Обеспечение прав граждан г. Оренбурга на доступ к культурным ценностям;
2.1.2. Повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения и их развитие;
2.1.3. Повышение доступности, качества и разнообразия услуг в сфере культуры и искусства;
2.1.4. Обеспечение свободы творчества и прав жителей г. Оренбурга на участие в культурной жизни;
2.1.5. Создание базы широкого использования информационно-коммуникативных технологий в городской инфраструктуре и формирование единой информационной системы Оренбурга.
2.1.6. Развитие материально-технической базы учреждений культуры, искусства и образования в сфере культуры.
Исходя из поставленных целей, Программа предусматривает решение комплекса правовых, организационных, экономических, научно-технических и социальных задач в сфере культуры, определенных в паспорте Программы.
Реализация целей достигается путем:
- Проведения и участия в культурных и творческих акциях, установления культурных связей с городами и регионами Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья;
- увеличения числа фестивалей, конкурсов, театральных гастролей, выставок и т.д.;
- разработки, внедрения и распространения информационных продуктов и технологий в сфере культуры;
- совершенствования материального и технического оснащения учреждений культуры, внедрения современных информационных и коммуникационных технологий в сферу практической деятельности учреждений культуры и искусства, приобретения специального оборудования и музыкальных инструментов для учебных заведений сферы культуры, проведения капитального ремонта учреждений.
В основе успешного развития отрасли лежит человеческий фактор. В сфере культуры, где ведущая роль отводится творчеству, этот фактор играет особенно важную роль.
2.2 Основными задачами Программы являются:
2.2.1. Обеспечение поддержки и создание условий для сохранения, развития и совершенствования профессионального искусства, народного творчества, музейного, театрального и библиотечного дела в сфере культуры.
2.2.2. Развитие сферы досуга, обеспечение разнообразия культурно-досуговой деятельности для различных слоев населения.
2.2.3. Создание условий для реализации прав на свободу творчества, культурную деятельность, удовлетворение духовных потребностей, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры.
2.2.4 Сохранение и развитие системы музыкального и художественного образования, поддержка молодых дарований.
2.2.5. Создание условий для качественной подготовки и успешного выступления муниципальных творческих коллективов на фестивалях и конкурсах всероссийского и международного уровнях.
2.2.6. Расширение деятельности публичных библиотек города, как информационных, культурных, образовательных центров для различных категорий населения, способствующих созданию условий повышения интеллектуального уровня граждан на основе научно-скомплектованного книжного фонда и развитой материально-технической базы библиотек;
2.2.7. Дальнейшее осуществление модернизации учреждений культуры, библиотек, учреждений дополнительного образования детей, оснащение их современным свето-звуковым оборудованием, музыкальными инструментами, методическим материалом, книжным фондом;
2.2.8. Совершенствование процесса организационного и кадрового обеспечения системы учреждений культуры и искусства, повышение квалификации работников культуры и искусства.
Постановлением администрации города Оренбурга от 5 июня 2012 г. N 1242-п в подраздел "Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации программы "Развитие культуры и искусства г. Оренбурга на 2010 - 2012 годы" раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
Целевые индикаторы и показатели
эффективности реализации программы "Развитие культуры и искусства г. Оренбурга на 2010 - 2012 годы"
3. Система программных мероприятий.
3.1. Обеспечение сохранности культурного наследия.
Одним из основных направлений в государственной политике в сфере сохранения культурного наследия является совершенствование музейного дела. С этой целью будут осуществляться следующие мероприятия:
- сохранение, изучение, пополнение и экспонирование музейного фонда;
- осуществление модернизации музейной деятельности, а именно: обеспечение адекватного развития процессов информатизации, связанных с оцифровкой наиболее значимых музейных предметов и коллекций, а также с ведением комплектования, учета и хранения музейных фондов;
- расширение спектра услуг, предоставляемых музеями в соответствии с требованиями времени и социальным заказом;
- развитие выставочной, просветительской и образовательной деятельности МУК "Музей истории города Оренбурга" и его филиалов в соответствии с основными памятными датами и праздничными мероприятиям, отмечаемыми в Оренбурге, области, стране;
- разработка и реализация программы мероприятий, посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне (2010 г.);
- разработка программы мероприятий, посвященных 270-летнему юбилею г. Оренбурга (2012 г.);
- создание условий для равного доступа граждан к музейным фондам;
- популяризация объектов культурного наследия;
- формирование соответствующего имиджа музея, делающего его привлекательным и способным оказывать влияние на решение социальных проблем.
3.2. Развитие системы музыкального, художественного образования г. Оренбурга.
Для реализации данного направления необходимо продолжать работу по выявлению талантливых детей и мотивации их к приобретению творческой профессии.
Развитие системы музыкального, художественного образования предполагает:
- формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности;
- проведение мероприятий по поддержке фестивалей, конкурсов, выставок и мастер - классов для детей и творческой молодежи;
- совершенствование системы кадрового обеспечения учреждений культуры и искусства;
- стимулирование творческой работы педагогов ДШИ, используя возможности новой системы оплаты труда;
- активизация деятельности Совета директоров муниципальных детских музыкальных, художественных и школ искусств г. Оренбурга, связь с аналогичными Советами других муниципальных образований, с общественными организациями и творческими союзами;
- участие руководящих работников, преподавателей и концертмейстеров МУДОД в семинарах и практикумах, курсах повышения квалификации, мастер-классах областного, регионального и российского уровней;
- целевое направление на заочное обучение в ВУЗы молодых специалистов-библиотекарей, хореографов, артистов-кукловодов, музыкантов-инструменталистов;
- сотрудничество с секцией педагогической практики Оренбургского Государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей; привлечение наиболее талантливых студентов-исполнителей к работе по совместительству в муниципальных школах с последующим трудоустройством.
3.3. Создание качественно новой системы информационного обслуживания населения.
Целями государственной политики в области библиотечного дела является содействие созданию и функционированию системы библиотечного обслуживания, способной обеспечить гражданам максимально быстрый, полный и свободный доступ к информации, реализация их конституционного права на свободный доступ к информации и знаниям, а также сохранение национального культурного наследия, хранящегося в библиотеках.
Приоритетными мероприятиями по достижению данной задачи являются:
- оснащение муниципальных библиотек г. Оренбурга техническими средствами в соответствии с современными требованиями в библиотечном информационным обслуживании населения;
- создание электронного каталога МУК "Библиотечная информационная система" г. Оренбурга;
- участие в проекте ЦУНБ им. Н.А. Некрасова г. Москвы по созданию Межрегионального электронного каталога по краеведению;
- создание на базе муниципальных библиотек сети центров общественного доступа к информации;
- создание на базе Центральной городской библиотеки им. Н.А. Некрасова регионального методического центра внедрения инноваций в деятельность публичных библиотек.
3.4. Создание условий для реализации потребности населения в культурном, духовном развитии.
Стимулирование творческого процесса служит одним из основных методов поддержки развития отрасли культуры.
В данном направлении приоритетными являются следующие мероприятия:
- создание условий для равного доступа к культурным благам и культурно-досуговой деятельности жителей г. Оренбурга;
- изучение, сохранение и развитие традиционной культуры Оренбургского края;
- поддержка и пропаганда лучших традиций профессионального и самодеятельного творчества;
- обеспечение творческой деятельности жителей г. Оренбурга посредством организации и поддержки самодеятельных музыкальных и театральных коллективов, развитие клубных форм работы;
- поддержка и развитие деятельности сельских ДК;
- изучение общественного мнения горожан с целью более эффективного удовлетворения их потребностей в культурном развитии.
3.5. Формирование положительного имиджа города Оренбурга в культурном пространстве региона, России, ближнего и дальнего зарубежья.
Реализация данного направления предполагает проведение мероприятий по пропаганде культурной жизни города, доступности информации о культуре и искусстве г. Оренбурга жителям разных регионов, а именно:
- активизация работы страницы Управления по культуре и искусству официального сайта администрации г. Оренбурга по освещению культурной жизни города;
- систематизирование сотрудничества Управления по культуре и искусству со средствами массовой информации с целью полного и своевременного освещения культурных событий г. Оренбурга;
- сохранение официального статуса фестиваля театров кукол "Оренбургский "Арбузник", Оренбургского открытого конкурса юных исполнителей им. Л. и М. Ростроповичей на уровне международных;
- проведение Дней культуры Оренбурга в Москве и регионах;
- развитие тесных связей с творческими Союзами (писателей, художников, театралов, журналистов, дизайнеров), проведение совместных мероприятий;
- сотрудничество с творческими организациями городов Орска, Бузулука и Новотроицка в рамках четырехстороннего соглашения; городов Уфа, Казань, Худжант, Уральск, Москва в рамках соглашения между администрациями указанных городов;
- участие муниципальных и самодеятельных творческих коллективов, учащихся муниципальных школ искусств в конкурсах и выставках различного уровня.
Постановлением администрации города Оренбурга от 5 июня 2012 г. N 1242-п раздел 3.6 настоящего приложения изложен в новой редакции
3.6. Развитие материально-технической базы муниципальных учреждений культуры.
В настоящее время состояние материально-технической базы муниципальных учреждений культуры не соответствует требованиям времени. Поддержание и развитие материально-технической базы позволит обеспечить бесперебойное функционирование муниципальных учреждений культуры, быстрое и качественное выполнение поставленных перед ними задач.
В данном направлении приоритетными являются следующие мероприятия:
- проведение капитального ремонта зданий муниципальных учреждений культуры (по мере необходимости);
- проведение замены электропроводки во всех зданиях муниципальных учреждений культуры согласно предписанию Госпожнадзора;
- обновление сценического, звукового, светового оборудования в ДК;
- приобретение музыкальных инструментов в муниципальные детские школы искусств.
Потребности в финансировании мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие культуры и искусства города Оренбурга на 2010 - 2012 годы"
4. Организация управления Программой и контроль за ходом реализации.
Программа предусматривает достижение ее стратегических целей к 2012 году. Целесообразно отдельными этапами реализации Программы определять календарный год. В рамках календарного года администрацией города Оренбурга утверждается план мероприятий по реализации Программы.
По итогам года проводится анализ эффективности проведенных мероприятий, расходования финансовых ресурсов, на основе показателей и целевых индикаторов определяются промежуточные результаты реализации программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляют в установленном порядке заместитель Главы по социальным вопросам, Управление по культуре и искусству администрации города Оренбурга.
Муниципальные учреждения культуры ежегодно до 30 декабря подают статистические и текстовые отчеты о результатах реализации Программы в рамках своей компетенции в Управление по культуре и искусству.
Управление по культуре и искусству ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным, представляет статистический отчет в Министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области.
Управление по культуре и искусству администрации г. Оренбурга ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, формирует и представляет Главе города Оренбурга отчет о ходе реализации Программы и эффективности использования бюджетных средств.
5. Оценка эффективности Программы. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы.
Эффективность реализации мероприятий, предусмотренных программой, вытекает из ожидаемых в ходе ее выполнения результатов.
Реализация Программы будет способствовать повышению уровня нравственно-эстетического и духовного развития общества, сохранению преемственности и обеспечению условий долгосрочного развития культурных традиций г. Оренбурга, расширению спектра информационно-образовательных, культурно-просветительских, интеллектуально-досуговых услуг, предоставляемых населению, повышению их качества, комфортности предоставления, уровня соответствия запросам пользователей.
Реализация мероприятий Программы в течение 2010 - 2012 годов позволит:
5.1 укрепить единое культурное пространство, культурные связи между регионами, способствовать доступу к культурным ценностям жителей города, различных социальных групп, жителей других регионов;
5.2 обеспечить сохранность культурного наследия, в том числе памятников истории и культуры, музейных ценностей, библиотечных фондов;
5.3 создать благоприятные предпосылки и условия для приобщения населения к культурному наследию и повышению интереса жителей к истории своего города, края;
5.4 увеличить удельный вес населения, участвующего в городских культурно-досуговых мероприятиях и мероприятиях, проводимых муниципальными учреждениями культуры до 51,1 %;
5.5 увеличить среднее число посещений Музея истории Оренбурга и его филиалов до 36 800 человек;
Постановлением администрации города Оренбурга от 5 июня 2012 г. N 1242-п в пункт 5.6 раздела 5 настоящего приложения внесены изменения
5.6 увеличить охват населения библиотечным обслуживанием муниципальными библиотеками до 27,2%;
5.7 исключен;
См. текст пункта 5.7 раздела 5
5.8 увеличить количество зрителей театрально-зрелищных учреждений ежегодно на 5%;
Постановлением администрации города Оренбурга от 5 июня 2012 г. N 1242-п в пункт 5.9 раздела 5 настоящего приложения внесены изменения
5.9 увеличить количество обучающихся в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей до 2 987 человек;
5.10. способствовать укреплению межрегиональных и международных связей;
5.11. продолжить формировать положительный имидж г. Оренбурга в культурном пространстве региона, России, ближнего и дальнего зарубежья.
Выполнению поставленных задач могут мешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических проблем:
1. Макроэкономические риски: снижение темпов роста экономики города, уровня инвестиционной активности, высокая инфляция.
2. Финансовые риски: недостаточность финансирования из бюджетных источников.
Оценка экономической эффективности Программы рассчитывается по итогам отчетного года путем соотношения утвержденного и фактического объема финансирования на реализацию каждого мероприятия Программы, а также плановых и фактических показателей непосредственного результата реализации мероприятий.
Общественная эффективность Программы заключается в социальной стабильности, позитивном восприятии действительности и, как следствие, в экономической отдаче.
Заместитель Главы по социальным вопросам |
Л.А. Марченко |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы города Оренбурга от 4 августа 2009 г. N 5585-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.