Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации города
от 24 февраля 2011 г. N 986-п
Положение
об Оренбургском городском звене Оренбургской
территориальной подсистемы единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет порядок организации и функционирования Оренбургского городского звена Оренбургской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ОГЗ ОТПРСЧС).
1.2. ОГЗ ОТПРСЧС предназначено для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба экономики на территории муниципального образования "город Оренбург" и состоит из органов управления, сил и средств.
1.3. ОГЗ ОТПРСЧС объединяет органы управления, силы и средства муниципального образования "город Оренбург" и организаций, расположенных в границах муниципального образования "город Оренбург", в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
1.4. Основными задачами ОГЗ ОТПРСЧС являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах города и обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
- осуществление целевых программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
- организация обеспечения готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации.
1.5. Организация и порядок деятельности ОГЗ ОТПРСЧС определяются настоящим Положением.
2. Структура и состав ОГЗ ОТПРСЧС
2.1. ОГЗ ОТПРСЧС состоит из звеньев и имеет два уровня:
- муниципальный уровень - охватывает территорию города (территории Южного и Северного округов, а также территории сельских населенных пунктов);
- объектовый уровень - охватывает территорию организации, учреждения и предприятия (далее - организация).
2.2. В целях осуществления деятельности ОГЗ ОТПРСЧС на каждом уровне создаются:
- координационный орган;
- постоянно действующий орган управления;
- орган повседневного управления;
- силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов;
- системы связи и оповещения;
- систему информационного обеспечения.
2.3. Координационными органами ОГЗ ОТПРСЧС являются:
- на муниципальном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Оренбурга (далее - КЧС и ОПБ г. Оренбурга);
- в округах города - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности округа (далее - КЧС и ОПБ округа);
- на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
Председателем КЧС и ОПБ муниципального образования "город Оренбург" является первый заместитель главы администрации города Оренбурга, в округах города - первые заместители глав округов.
Председателем КЧС и ОПБ в организации является руководитель организации или его заместитель.
Компетенция, полномочия и основные задачи комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности определяются положениями о них.
2.4. Постоянно действующими органами управления ОГЗ ОТПРСЧС являются:
- на муниципальном уровне - управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации города Оренбурга (далее - управление по ГОЧС и ПБ администрации города Оренбурга);
- на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Компетенция, полномочия и основные задачи постоянно действующих органов управления в ОГЗ ОТПРСЧС определяются положениями о них.
Организация управления гражданской обороной на территории Северного и Южного округов города осуществляется через отделы по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям по Северному и Южному округам управления по ГОЧС и ПБ администрации города Оренбурга.
2.5. Органами повседневного управления ОГЗ ОТПРСЧС являются:
- на муниципальном уровне (город, округ) - муниципальное учреждение "Муниципальный диспетчерский центр" города Оренбурга (далее - МУ "МДЦ", выполняющий функции единой дежурно-диспетчерской службы города (далее - ЕДДС). МУ "МДЦ" является центральным звеном объединенной городской системы оперативно-диспетчерских служб, аварийно-диспетчерских служб организаций, предприятий, находящихся на территории города Оренбурга;
- на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций.
Основная задача МУ "МДЦ" - сбор, обмен и обработка информации об обстановке на территории города Оренбурга в целях обеспечения устойчивого функционирования систем жизнеобеспечения, реагирования на принятые сообщения, а также координация совместных действий сил и средств ОГЗ ОТПРСЧС при угрозе, возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
Органы повседневного управления ОГЗ ОТПРСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с их положениями.
3. Силы и средства
3.1. В состав сил и средств ОГЗ ОТПРСЧС входят:
а) силы и средства наблюдения и контроля в составе лабораторий учреждений и организаций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения, действующих на территории города;
б) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе военизированных и невоенизированных противопожарных, аварийно - спасательных, аварийно - восстановительных, восстановительных и аварийно - технических формирований, дислоцирующихся и действующих на территории города.
3.2. В состав сил и средств каждого уровня ОГЗ ОТПРСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).
Основу сил постоянной готовности на территории муниципального образования "город Оренбург" составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее трех суток.
Состав сил постоянной готовности ОГЗ ОТПРСЧС определяет глава администрации города Оренбурга, руководители организаций исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
3.3. Силы и средства гражданской обороны (нештатные аварийно-спасательные формирования, входящие в состав сил спасательных служб гражданской обороны муниципального образования "город Оренбург") привлекаются к организации и проведению мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций по решению главы администрации города Оренбурга в порядке, установленном федеральным, областным законодательством, а также муниципальными правовыми актами.
3.4. Привлечение сил ОГЗ ОТПРСЧС осуществляется:
- в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования;
- в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в организациях;
- в соответствии с планами взаимодействия органов управления при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- по решению главы администрации города Оренбурга, председателя КЧС и ОПБ города в случае угрозы жизни населению на территории муниципального образования "город Оренбург";
- по решению руководителей организаций в случае возникновении чрезвычайной ситуации на соответствующей территории.
3.5. Готовность сил ОГЗ ОТПРСЧС к ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведению аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ проверяется в ходе аттестации, учений, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий управлением по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города администрации Оренбурга, спасательными службами гражданской обороны муниципального образования.
3.6. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и других служб на территории муниципального образования "город Оренбург" осуществляет управление по ГОЧС и ПБ администрации города Оренбурга.
3.7. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках ОГЗ ОТПРСЧС осуществляется на основе плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования "город Оренбург", планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций
4. Финансовое и материально-техническое обеспечение
4.1. Финансовое обеспечение функционирования ОГЗ ОТПРСЧС при проведении мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования "город Оренбург".
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования "город Оренбург" используются:
- резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- резервный фонд администрации города Оренбурга.
4.2. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории организаций используются объектовые резервы финансовых и материальных ресурсов, определяемые руководством организаций.
4.3. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов на муниципальном уровне определяется правовыми актами муниципального образования "город Оренбург", в организации решением руководителя.
4.4. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств, оказания оперативной помощи в случае аварий, стихийных бедствий, предотвращения аварийных ситуаций, а также для подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к зимней эксплуатации на территории города.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.
5. Порядок функционирования
5.1. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, органы управления и силы ОГЗ ОТПРСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.
5.2. При возможном возникновении или возникновении чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования "город Оренбург" глава администрации города Оренбурга, для соответствующих органов управления и сил ОГЗ ОТПРСЧС, устанавливает один из следующих режимов функционирования, в организациях соответственно:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
5.3. Решением главы администрации города Оренбурга, о введении для соответствующих органов управления и сил ОГЗ ОТПРСЧС режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:
- обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;
- границы территорий, на которых может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;
- силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
- перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;
- должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
5.4. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами ОГЗ ОТПРСЧС являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
- изучение состояния окружающей среды;
- сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территории муниципального образования "город Оренбург" от чрезвычайных ситуаций различного характера;
- разработка и реализация целевых программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
- планирование действий органов управления и сил ОГЗ ОТПРСЧС;
- организация подготовки и обеспечения деятельности органов управления и сил ОГЗ ОТПРСЧС;
- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.
б) в режиме повышенной готовности:
- усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайной ситуации и их последствий;
- введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил ОГЗ ОТПРСЧС на стационарных пунктах управления;
- непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам ОГЗ ОТПРСЧС данных о прогнозируемой чрезвычайной ситуации, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
- принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайной ситуации, снижению размеров ущерба и потерь в случае ее возникновения, а также содействие повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций;
- уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и иных документов;
- приведение при необходимости сил ОГЗ ОТПРСЧС в готовность к реагированию на чрезвычайную ситуацию, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемый район действий;
- восполнение, при необходимости, резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
- непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникшей чрезвычайной ситуации и их последствий;
- оповещение руководителей органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникшей чрезвычайной ситуации;
- проведение мероприятий по защите населения и территории города от чрезвычайной ситуации;
- организация работ по ликвидации чрезвычайной ситуации и всестороннему обеспечению действий сил ОГЗ ОТПРСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению общественных организаций и населения к ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации;
- непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации с центром управления кризисных ситуаций Главного управления МЧС России по Оренбургской области;
- организация и поддержание непрерывного взаимодействия сил ОГЗ ОТПРСЧС по вопросам ликвидации чрезвычайной ситуации;
- проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в зоне чрезвычайной ситуации.
5.5. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, глава администрации города Оренбурга принимает решение об отмене режимов чрезвычайной ситуации, повышенной готовности.
5.6. При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", для органов управления и сил городского звена территориальной подсистемы РСЧС устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи, - режим чрезвычайной ситуации.
В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы ОГЗ ОТПРСЧС функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов местного самоуправления и организаций.
5.7. Информирование населения о введении на конкретной территории муниципального образования "город Оренбург" соответствующих режимов функционирования, а также мерах по обеспечению безопасности населения осуществляется через средства массовой информации и по иным каналам связи.
6. Порядок ликвидации чрезвычайных ситуаций
6.1. Ликвидация чрезвычайных ситуаций:
- локального характера осуществляется силами и средствами организации;
- муниципального характера - силами и средствами постоянной готовности ОГЗ ОТПРСЧС (город - округ);
- межмуниципального характера - силами и средствами муниципального образования "город Оренбург" и областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
6.2. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования "город Оренбург", и организацию их взаимодействия осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, назначенный главой администрации города Оренбурга или председателем КЧС и ОПБ города Оренбурга, в организации соответственно руководителем организации.
Руководитель работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с председателем КЧС и ОПБ города и руководством организаций, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливает границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимает решение по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
6.3. Решение руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации является обязательным для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.
6.4. В случае крайней необходимости руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:
- проведение эвакуационных мероприятий;
- остановка деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации и ограничение доступа людей в эту зону;
- проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
- использование средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации (по согласованию);
- привлечение к проведению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
- привлечение на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ; принятие других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайной ситуации и ходом работ по их ликвидации.
Руководитель работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций незамедлительно информирует о принятых им в случае крайней необходимости решениях главу администрации города Оренбурга, председателя КЧС и ОПБ города Оренбурга, соответственно руководителя организации.
Крайняя необходимость предполагает наличие объективной опасности, непосредственно угрожающей жизни людей, причинением им вреда в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (наводнение, землетрясение, ливень, пожар, ураган, аварии и катастрофы, взрывы и др.).
6.5. Организационно-методическое руководство планированием действий ОГЗ ОТПРСЧС осуществляет управление по ГОЧС и ПБ администрации города Оренбурга.
Начальник управления |
М.М. Серазетдинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.